Сочинение на тему надя рушева

Обновлено: 07.07.2024

Она никогда не училась рисовать, однако первая ее выставка состоялась, когда девочке было всего двенадцать. В течение последующих пяти лет в СССР и за его пределами прошло еще 15 персональных выставок ее работ.

А в 1969 году, на семнадцатом году жизни Нади уже не стало.

Сегодня, в день 70-летия со дня рождения Нади Рушевой, предлагаем вспомнить ее биографию и ее работы, еще при жизни девочки признанные гениальными.

Самым удивительным было то, что дети обычно рисуют то, что видели, срисовывают. Надя же рисовала кентавров не по памяти – по воображению.

Надя росла в творческой семье: балерина мама и папа – театральный художник. Оба они были ее проводниками в мир искусства. До шести лет девочку не учили ни читать, ни писать – родители не хотели торопить развитие дочери – зато водили ее на выставки и в музеи, показывали ей красоты природы родной страны.

К творчеству Пушкина Надя возвращалась еще не раз. Одной из ее любимых героинь была Татьяна Ларина: Надя рисовала ее ребенком; девушкой, пишущей письмо возлюбленному; блистательной женщиной, покоряющей всех на балу.

Дальше было множество публикаций в журналах и газетах, телепередач и, конечно, выставок. Помимо Советского Союза, ее работы выставляются также в Польше, Чехословакии, Индии, США, Румынии и Италии.

Она продолжала рисовать.

Уже после смерти Нади, ее отец показал рисунки к роману вдове Булгакова, Елене Сергеевне. Взяв в руки первый же лист, женщина минуту молчала. Талант Нади оказался на грани ясновидения – тогда еще никто не знал, что прототипами Мастера и Маргариты послужили супруги Булгаковы. Изображая перстень на руке Мастера, девочка никак не могла предвидеть, что точно такой же перстень носил сам Михаил Афанасьевич, а ее портрет Маргариты оказался словно списанным с жены писателя, когда та была молодой.

В семнадцать Надя была автором уже более 10 тысяч рисунков. Но она ощущала это как начало.

На следующий день, собираясь утром в школу, девочка потеряла сознание. Врачи пять часов боролись за ее жизнь, но в сознание Надя так и не пришла. Инсульт, кровоизлияние в мозг – не детский диагноз, оказавшийся фатальным.

С могильного памятника Нади Рушевой на этот мир смотрит нарисованный ей кентавренок – необычный ребенок с очень серьезным взглядом.

Но человек не умирает, пока о нем помнят. Будем помнить и мы, глядя на ее стройных балерин, воинственных и в то же время мудрых эллинов, на красавицу Татьяну Ларину, на задумчивую Маргариту и такого живого Пушкина.

В этих рисунках жива и Надя.

1. Деревянкина, Н.В. Наташа Ростова в творчестве Нади Рушевой / Деревянкина Наталья Викторовна; ил. Н. Рушевой // Литература в школе. – 2016. – № 12. – С. 19-21.

3. Меньшенина, Е. Навечно 17-летняя. Недописанная история художницы Нади Рушевой / Елена Меньшенина // Аргументы и факты. – 2014. ­– №4. – С. 7-8.

4. Таланты такого рода являются достоянием всего народа / материал подгот. Борис Рябухин // Юность. – 2017. – № 9. – С. 110-111.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

О замечательном труде девочки - вундеркинда Нади Рушевой, дочери нашей землячки Натальи Ажыкмаа – Рушевой.

Работы юной художницы используется на уроках ИЗО, литературы и других внеклассных работах на кружках.

Цели исследования:

Показать неповторимый талант труда юной рисовальщицы.

Воспитание чувства гордости Нади Рушевой.

Надя Рушева - пример подрастающему поколению нашей родины.

План научно - исследовательской работы:

Роль семьи в развитии художественного таланта Нади.

Надя - 1 детский иллюстратор искусства РФ

Пушкин – любимый поэт художницы.

Образ Нади в моем представлении.

Когда Рушевы работали в государственном театре оперы и балета в городе Улан-Баторе, столице Монгольской Народной Республики, родилась 31 января 1952 года маленькая Надя – главная героиня моей исследовательской работы. Как по определению ученых – психологов 97% в воспитании детей отводится семье, 3% - школе, так и огромна роль этой интернациональной семьи в формировании неповторимого образа юной художницы. Мать Нади – Наталья Ажыкмаа – наша землячка, тувинка. А отец Николай Рушев - русский.

Монгольские друзья родителей называли девочку Найдан, что в переводе означает Вечноживущая. После рождения дочери семья Рушевых возвратилась в Москву, где выросла, где училась Надя.

У девочки очень рано проявился необыкновенный талант художника. Ее первые детские иллюстрации к сказкам, балетам, древнегреческим мифам отличаются живостью воображения, необыкновенной фантазией и легкостью исполнения. Ее рисунки как полет безудержной фантазии. В детстве Надя любила слушать, когда отец читал ей сказки, античные мифы, легенды. Любимым героем древности стал Геракл. Ему она посвятила цикл рисунков. Ее творческая фантазия придумала много нового. Надя начала рисовать простым карандашом, но скоро сменила их на авторучку. Перо, тушь, фломастеры стали любимыми средствами самовыражения. Она обладала поразительным композиционным чутьем.

Выразительно прочитайте вслух текст о юной советской художнице Наде Ру́шевой (1952–1969).

Надя Ру́шева — художница, прожившая всего 17 лет, но оставившая после себя огромное наследие — около 12 тысяч рисунков. Ещё при жизни её называли гением!

Надя Рушева любила иллюстрировать художественные произведения. Среди её работ — иллюстрации к мифам Древней Греции, произведениям Александра Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Всего Надей были проиллюстрированы произведения около 50 авторов. Глядя на её рисунки, кажется, что она рисовала легко и естественно. Рисунки Нади рождались без эски́зов, она всегда рисовала сразу, набело и никогда не пользовалась ластиком. Рисунки девушки любили во многих странах. На её выставку в Музее Пушкина стояли многочасовые очереди.

Жизнь Нади Рушевой трагически оборвалась в 17 лет. В истории она осталась взрослым ребёнком. В точности как её любимый персонаж — Маленький Принц.


Задание 2 № 194

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Нади Рушевой:

Подумайте, где лучше использовать слова Н. Рушевой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

При пересказе текста старайтесь передать все его микротемы. Как правило, микротема текста выделяется в отдельный абзац. Передавайте содержание точно и ёмко, не добавляя лишнего, но и не пропуская ни одной мик-ротемы.

Правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений.

При подготовке к пересказу особое внимание обратите не имеющиеся в тексте имена собственные: географические названия, фамилии, имена, отчества и т. д. Их искажение будет являться фактической ошибкой.

Прочтите высказывание, вникните в его смысл, продумайте, в какую часть пересказа его включить уместнее всего. Высказывания могут содер-жать вывод по проблеме текста — тогда его уместнее употребить в конце пересказа. Высказывание может носить характер тезиса — тогда уместно употребить его в начале текста.

Отведите на подготовку к этому заданию не более 1 минуты и не более 3-х минут на пересказ текста.

Выразительное чтение должно правильно передавать содержание читаемого текста. Попробуйте сразу выделить микротемы текста — это поможет Вам и при выполнении задания № 2.

Во время чтения обращайте внимание на знаки препинания, которые помогут Вам правильно передать интонации: выделять вопросы и побуждения.

Следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно.

Не забывайте о логическом ударении, которое приходится на слово или слова, несущие главную смысловую нагрузку.

Обращайте внимание на темп чтения. Он должен соответствовать ком-муникативной задаче, т. е. передавать замысел автора.

Старайтесь передать эмоциональную окрашенность текста, используя для этих целей соответствующую интонацию, громкость голоса.

Отведите на подготовку к этому заданию 1,5−2 минуты и не более 3-х минут на выразительное чтение текста.

Девочка, которой гордились родители и восхищалась вся страна. Юная художница, у которой впереди была вся жизнь и большое будущее. Девочка, которая озаряла всё вокруг, словно маленькое солнце.

Жизни Нади Рушевой оборвалась в 17 лет.

Мама Нади - Наталья Ажикмаа - была первой тувинской балериной. Со своим будущим мужем она познакомилась в августе 1945 года, когда он приехал в Туву в командировку: москвич Николай Рушев был театральным художником. Наталья сразу обратила на себя его внимание своей экзотической красотой - она была похожа на китаянку. Молодые люди понравились друг другу и начали встречаться, а осенью 1946 г. поженились.

В 1950 г. молодая семья по назначению приехала в театр оперы и балета в Улан-Батор (Монголия), где Николай работал, как обычно, художником-оформителем, а Наталья - педагогом-балетмейстером. Там 31 января 1952 года на свет и появилась долгожданная дочь Надежда. Местный мудрец дал ей пророческое имя - Найдан, что в переводе с монгольского означает "вечно живущая".

Так оно и вышло - Наденька Рушева осталась вечно живущей в памяти людей.

Летом 1952 г. Рушевы переехали в Москву. Наталья оставила балет и полностью посвятила себя семье и воспитанию дочери. Николай устроился на Центральное телевидение, художником в редакции театральных постановок. Смыслом его жизни тоже стало воспитание дочери - он в ней души не чаял.

Мама Нади, Наталья Дойдаловна, вспоминала:

"Рисовать она начала, как и все дети, едва научившись держать карандаш. Муж книгу оформляет, рисунок повесит на стену, чтобы лучше рассмотреть, а Надя подойдёт и рядом свой прилепит. Что меня в ней всегда удивляло - не по-детски бережное отношение к вещам. Она никогда не рвала книжки, не ломала игрушки"

В семилетнем возрасте (Надя училась тогда в первом классе) она начала рисовать регулярно, каждый день по полчаса после уроков. Тогда же за один вечер Надя нарисовала 36 иллюстраций к любимой пушкинской "Сказке о царе Салтане" - это за то время, пока отец выразительно читал её вслух!

Заметив исключительные способности дочери, родители не стали отдавать её в художественную школу, как многие им советовали. Они не хотели погубить самобытный талант Наденьки. Хотя кое-какие нужные навыки она получала в студии Дворца пионеров, куда ходила только по выходным.

Рисунок был для Нади как бы её собственный язык - загадочный, порывистый, лёгкий, как дыхание. Она и сама была лёгкой, подвижной, весёлой; любила танцы, смех, шутки, безобидное озорство. Но над рисунком всегда затихала: она как бы погружалась в другой, неведомый остальным, мир:

Рисовала Надя карандашом, цветными мелками, перьевой ручкой, фломастерами и даже веточкой на снегу.

Надя любила рисовать. Она не мыслила без этого своей жизни. Для воплощения своих образов девочка постоянно занималась и очень много читала.

Любила поездки и путешествия, даже небольшие, на автобусе - в парк, в лес, на реку. Её мало привлекала пустая трата времени. На первом месте у Нади были духовные интересы и переживания: новые песни Высоцкого, стихи Евтушенко, поездка в музей Пушкина, поход на балетный спектакль или чтение книг об искусстве.

Надя всегда тянулась к людям, к новым лицам. Девочка прекрасно двигалась: лихо отплясывала чарльстон, любила ходить на лыжах, кататься на коньках. Она могла стать балериной, как мама, - у неё для этого имелись и осанка красивая, и грация, и высокий "балетный" подъём стопы. Но Наталья не хотела для дочери такой судьбы:

Сама Надя мечтала стать художником - мультипликатором.

В мае 1964 г. (Надя тогда училась в 5-м классе) состоялась первая выставка её рисунков. В том же году в 6-м номере журнала "Юность" опубликовали серию рисунков девочки. О разносторонних интересах Нади Рушевой говорили названия этой выставки: "Русский балет", "Мир животных", "Космос и наука", "Сказки и фантазии", "Мода вчера и сегодня", "Эллины и рабы", "Мир детей", "Сила и грация".

За следующие 5 лет её жизни состоялось 15 персональных выставок, которые проходили в Москве, Ленинграде, Варшаве, а также в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. Надю узнавали на улице, брали интервью, расспрашивали и допытывались, где она берёт вдохновение для своих рисунков, как их создаёт. Она отвечала:

"Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести"

Девочка росла, и её работы становились всё серьёзнее. Она создала большие циклы иллюстраций к "Войне и миру", "Маленькому принцу", "Мифам Древней Греции", произведениям Байрона и других западных классиков. Отдельное место занимает цикл "Пушкиниана", где собраны не только иллюстрации к произведениям великого поэта, но и много рисунков его самого и Натали Гончаровой.

Вершиной творчества Надежды Рушевой считается цикл иллюстраций к "Мастеру и Маргарите" Булгакова. Только одну сцену знакомства Мастера и Маргариты она нарисовала 36 раз! Иллюстрации юной художницы к этому произведению считаются одними из лучших среди других художников.

Несмотря на известность, Надя оставалась обычной девочкой - спокойной, доброжелательной и совсем не "звёздной". Одноклассники не считали её талант чем-то выдающимся - мало ли кто хорошо рисует! А взрослые в своей каждодневной суете не всегда замечали то волшебное, необъяснимое, что завораживало в её рисунках.

5 марта (1969 г.) Надя вместе с отцом вернулась из Ленинграда, где проходили съёмки документального фильма с её участием. Наталья Дойдаловна потом вспоминала:

"Приехала моя доченька весёлой, рассказывала о своих впечатлениях. Утром на следующий день я засобиралась на работу, а Надюша - в школу. Приготовила девочке антрекот и яичницу, она выпила стакан кофе. Дочь была оживлённой, радостной. В руке она держала горящую красную свечу, по которой стекал белый воск.

Николай Константинович, услышав шум в прихожей, выскочил туда. Телефона в доме не было, и он побежал в больницу - прямо в домашних тапочках. После долгих расспросов "скорая", наконец, выехала. Надю увезли в больницу, но спасти не смогли - через несколько часов она умерла, не приходя в сознание.

Потом выяснилось, что у девочки была врождённая аневризма сосудов головного мозга. В то время операции такого плана не делали - Надя умерла от кровоизлияния в мозг. По воспоминаниям родителей, дочка никогда ни на что не жаловалась и чувствовала себя хорошо.

Надя умерла 6 марта. А на следующий день мальчишки поздравляли одноклассниц с 8 марта. Всем девочкам на парты они положили по игрушке. Только Надино место оставалось пустым. Когда в школе узнали о её смерти, все были потрясены. Её любили.

Незадолго до этого, гуляя с подругой по улице и увидев похоронную процессию, Надя сказала:

"Ну как же? Итак тяжело - человек умер, а тут вдруг такая музыка. Ещё больше людей добивают. Вот если я помру, я бы хотела, чтобы меня похоронили в артековской форме и чтобы играли "Битлз".

И, между прочим, так и было - она ушла под музыку "Битлз", оставив нам лёгкость пера и воздушность рисунка.

Та свеча с застывшими восковыми слезами, до сих пор стоит на Надином столе.

Похоронили Надю на Покровском кладбище. На памятнике, что стоит на её могиле, - рисунок "Кентаврёнок". Там же лежит и Николай Константинович - он пережил дочь всего на 6 лет. В 2015 г. здесь была похоронена и мать Нади - Наталья Дойдаловна.

После смерти юной художницы осталось около 12 тысяч рисунков. Кроме того, значительная их доля разошлась в письмах, сотни листов Надя раздала своим друзьям и знакомым. Немало работ так и не вернулось с выставок.

В 1994 г. Наталья Дойдаловна бо́льшую часть работ дочери передала в Государственный музей А. С. Пушкина.

(Вячеслав Щепкин - историк и журналист, кандидат психологических наук, г. Москва)

*Это последнее четверостишие стихотворения.

☑️ Советую вам посмотреть неоконченный документальный фильм, где снималась Надя Рушева: "Тебя, как первую любовь. "

Читайте также: