Существует ли абстрактный гуманизм сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: раскрыть авторский замысел — изображение героя, который мог бы стать примером в жизни; рассмотреть проблему гуманизма в романе.

Методические приемы: аналитическая беседа.

I . Слово учителя

Самое важное в общем движении действия — судьба всего коллектива, всего партизанского отряда. Левинсон является носителем общего, объединяющего, сплачивающего и организующего начала.

— Как рисует Фадеев образ Левинсона?

— Какое значение имеют воспоминания Левинсона о детстве?

— Какова роль портретной характеристики?

— Каковы основные черты характера Левинсона?

Замкнутость, сдержанность, воля, хладнокровие, ответственность, целеустремленность, настойчивость, знание психологии людей — основные его черты.

— Что дает Левинсону такую уверенность и власть над людьми? Как он понимает свою ответственность перед ними?

2. В чем, по вашему, заключается сила Левинсона?

4. На кого из героев А. А. Фадеева вам хотелось бы походить и почему?

Написать сочинение по одной из тем:

1. Образ Человека в произведениях Горького и Фадеева.

2. Интеллигенция и революция с точки зрения Горького, Блока, Фадеева.

Творчество Е. И. Замятина

Цели урока: углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомить с биографией писателя.

Методические приемы: проверка знаний учащихся; разъяснение понятий (теория литературы); рассказ учителя; лекция с элементами беседы по тексту романа.

Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?

II. Работа с эпиграфом

Запишем эпиграф и вспомним, что такое утопия.

— Почему же философ Н. Бердяев предостерегает от осуществления утопии? Ответим на вопрос в конце урока.

III. Слово учителя

Евгений Иванович Замятин — одна из ярких фигур среди писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшихся свободными в своем творчестве, в художественной оценке событий.

I V . Предварительная беседа по роману

V . Практическая работа

Задание. Замятин активно пользуется оксюморонами (сочетание противоположностей).

— Найдите их в тексте.

Дикое состояние свободы,

благодетельное иго разума,

математически безошибочное счастье,

наш долг заставить их быть счастливыми,

неомраченные безумием мысли лица,

самая трудная и высокая любовь — это жестокость,

вдохновение — неизвестная форма эпилепсии,

душа — тяжелое заболевание.

— Чему служат оксюмороны?

Оксюмороны подчеркивают искусственность, противоестественность отношений между людьми и отношений между государством и людьми; вывернутые наизнанку представления о человеческих ценностях.

V I. Заключительное слово учителя

Ответить на вопросы:

— О чем предупреждает Замятин своей повестью?

— Насколько актуально это предупреждение сегодня?

— Подумайте над эпиграфом к уроку.

Похожие документы:

Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс

Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. II полугодие. — 3-е изд., исп. и доп. . полугодия 11 класса и ориентировано прежде всего, на работу в комплексе с учебниками: — Русская литература ХХ века в .

Учебного курса литературы для 10,11 классов базовый уровень

Рабочая программа педагога Леонтьевой Виктории Альбертовны, первая квалификационная категория предмет: литература класс: 11 на 2013 2014 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.

. Поурочные разработки. - М.: Просвещение. 3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе .

Абстрактный гуманизм (лат. – отвлеченный) – гуманистические идеи и суждения, теоретически и логически верно построенные на категориях гуманизма, но по существу отдаленные от жизни, идеализирующие ее, отвлеченные от специфики ее форм и проявлений. Представители абстрактного гуманизма, вольные и невольные, освобождают себя от ответственности за результаты использования на практике своих мыслительных конструкций и предложений. В народе говорят, что они любят весь мир, но не способны любить и помогать ближнему человеку, нуждающемуся в их помощи. Это гуманизм, отвлеченный от непосредственных переживании человека, удаленный от жизни и чуждый ей. В основе его чаще всего лежит эгоизм его носителя, желающего казаться иным. Такой гуманизм встречается и в школе: некоторые учителя любят, или готовы любить всех детей, но не любят никого конкретно, не оказывают им помощи, не проявляют заботы. Абстрактный гуманизм это пассивный гуманизм бездеятельных людей.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое "Абстрактный гуманизм" в других словарях:

Абстрактный гуманизм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка… … Википедия

ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… … Философская энциклопедия

ГУМАНИЗМ — [от лат. humanitas образованность, человечность], многозначный философский и культурно исторический термин, связанный с пониманием человека, его особого места в бытии, обнимающий ряд разнородных явлений жизни: 1) в педагогике воспитание и… … Православная энциклопедия

ГУМАНИЗМ — (от лат. humanus человеческий, человечный) совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, требующих уважения его достоинства, любви к нему и создания необходимых условий для гармонич. и всесторон. развития человеч. личности,… … Атеистический словарь

Гуманизм — (от лат. humanus человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

НАСИЛИЕ — общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до ее разрушения, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность; узурпация… … Философская энциклопедия

Каримов, Бахтияр Рахманович — (р. 30.03.1949) спец. по теории познания, всеобщей методол. и филос. проблемам частных наук; д р филос. наук, проф. Род. в г. Беруний. Окончил физ. ф т Ташкентского гос. унта (1971) и асп. Ин та ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан… … Большая биографическая энциклопедия

Изначально идеи гуманизма появились в Европе в XV-XVI вв, как ответ на засилье норм и ограничений, которым их подвергали церковь и аристократия. Тогда возникла идея, что другие сословия (ремесленники, крестьяне, горожане) — имеют право на земное счастье, своё мнение, и способности к совершенствованию себя. Человек не только слуга феодала на земле, и не раб божий с позиции церкви — человек вообще что-то может сам.

Интересно, как идея гуманизма потом перерождалась. Например, в середине ХХ века появились гуманистические направления в психологии в ответ на утвердившуюся тогда психологические направления Фрейда (утверждавшего, что человек во многом руководствуется бессознательным — неосознаваемыми мотивами и мало что может ) и поведенческой психологии Павлова и Скиннера (которые изучали рефлексы и психофизиологию, и у которых также было видно, что свобода воли крайне ограничена ). Гуманистические психологи также считали, что человек может много , если дать ему волю, и если он захочет.

Постепенно эти идеи трансформировались в идею, что достаточно дать человеку свободу в выборе, не мешать ему, и он САМ сделает так, как лучше себе. И действительно, современные законы в обществе исходят из того, что человек сам несёт ответственность за свои поступки. В т.ч. уголовную.

Если отбросить реальные возможности человека (то есть абстрагироваться от них) и принять за максимальное благо обеспечение этой самой свободы — то так можно прийти к идее АБСТРАКТНОГО ГУМАНИЗМА .

Вот тут возникает интересный эффект — оказывается, что стремление к абстрактным гуманистическим идеалам ухудшает жизнь группы людей, которая этими возможностями пользоваться не умеет. Иногда группы — весьма значительной.

С точки зрения абстрактного гуманиста, пожертвовать этими людьми — это меньшее зло, по сравнению с теми плодами, которое может дать работа на гуманистические идеалы. Наверное. Когда-нибудь.

Ниже пример того, как абстрактные гуманисты борются за права и свободу зависимых людей, давая им свободу деградировать, и не ограничивать их в том, чтобы нанести вред окружающим. Они выступали за права наркозависимых, чтобы их лечение было только добровольным, исходя из того, что наркоман должен сам обратиться в реабилитационный центр. Однако по статистике за всё время существования центра, самостоятельно к ним обратилось всего несколько человек.

«я конечно натерпелся больше всего в жизни от абстрактных гуманистов. Абстрактные гуманисты это люди, которым нравится быть добрыми за чужой счет.

Надо понимать, что для любого наркомана, человек лишивший его наркотиков — это враг. Они будут писать заявление на мать, на отца, на кого угодно. Но на тебя тем более всегда напишет с легкой душой заявление, если его попросят.

Все опера про это знают, поэтому любого наркомана из любого реабилитационного центра бери, договариваться, и он напишет заявление. Почему эти реабилитационные центры по всей стране вот так вот закрывает один за другим. То есть приходят, разгоняют. Причем те которые разгоняют реабилитационные центры, их вообще не интересует судьба наркоманов. Ну просто не интересует.

+ Ваши дополнительные возможности:

Видео: РАЗРАБОТКА НОВОЙ ТЕМЫ: СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: комбинированный урок.

Метод: эвристическая беседа.

Рассмотреть проблему гуманизма в романе.

Учить умению аргументировано и логично доказывать свою точку зрения.

Развивать монологическую речь учащихся

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки; уметь разбираться в людях.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация

Постановка задач и целей урока.

СЛОВАРЬ: Гуманизм, ситуация нравственного выбора.

I . Слово учителя:

Возвращение открытой и суровой истории, вместо идеологически “улучшенной”,- главное, вероятно, завоевание нашего времени.

Гражданская война. Переосмыслено событие, переписаны учебники. Не произносим эпитет “великая”, говоря об Октябрьской революции, узнав больше правды о знаменитых людях той эпохи, сбросили их памятники с постаментов.

Обличили, заклеймили, но не смогли избавиться, оставить в далеком прошлом. Она – война - вернулась. В других одеждах, но узнаваема, страшна, дика. И опять вернулись былые споры: кто виноват? И опять пытаются оправдать убийства и всему дать “разумное” объяснение.

Долгие годы в литературе гражданская война была показана одиозно: в красном свете. И думать не надо было: кто герой наш, а кто враг. Но сейчас – только читайте - можно “видеть” это событие под разным углом зрения - глазами юного комиссара партизанского отряда Саши Булыги ( А.Фадеев); бойца-кавалериста 1–ой Конной дивизии, вчерашнего студента-юриста Исаака Бабеля; врача в армии белого генерала Деникина - Михаила Булгакова; молодого продкомиссара Михаила Шолохова; сугубо штатского интеллигента Бориса Пастернака; машиниста паровоза Андрея Платонова (Климентова).

Назовите произведения о гражданской войне, написанные этими писателями? (“Разгром”, “Конармия”, “Белая гвардия”, “Доктор Живаго”, “Сокровенный человек”, “Тихий Дон”.)

На страницах этих книг вы узнаете о гражданской войне правду без прикрас.

Роман “Разгром” прочитан. Об истории его создания, теме, основной мысли, героях был разговор на прошлом уроке. Цель сегодняшнего урока – ответить на поставленный вопрос: “Гуманизм: абстрактный или классовый?”. Ответ, возможно, вами уже найден. Задача урока – аргументировано обосновать свой выбор.

- Запишите в тетрадях свою цель урока.

II . Работа с текстом (дискуссия)

Давайте положим перед собой роман и просмотрим следующие эпизоды, в которых сталкиваемся с проблемами гуманизма.

Определение: гуманизм (от латинского humanus – человеческий, человечный) – это мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества. (Примем это определение как объяснение абстрактного гуманизма, хотя это понятие в философии рассматривается иначе).

ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободу и ответственность;

в нем очерчена область распространения и применения этого мировоззрения:

жизнь мира и общества;

в нем говорится о том, каким образом оно должно проявляться и реализовываться:

свободное и ответственное участие.

Хотя это определение и не является исчерпывающим, в нем даны ключевые слова, помогающие понять, о чем, в принципе, идет речь. А речь в данном случае идет о человеке, его правах и обязанностях, его мировоззрении, а также об области и принципах применения этого мировоззрения. Вместе с тем, гуманизм представляет собой не только личное мировоззрение отдельного человека. Идеи гуманизма разделяли и разделяют многие люди. Это обстоятельство делает гуманизм общественным явлением. Абстрактный гуманизм основывается на идеалистическом понимании общественного развития, т.е. признается существование идеальных побудительных сил, идеального человека в идеальном обществе.

Урок наш дальше пойдет в форме диспута. Дискуссия имеет свои законы, соблюдать их должны как участники, так и гости.

ПРАВИЛА ДИСКУССИИ

Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.

Неуместные шутки запрещаются!

Острое, меткое слово приветствуется!

Говори, что думаешь – думай, что говоришь.

Будь тактичным, искренним, взаимно вежливым и принципиальным.

Поднятая рука – прошу слова.

1 эпизод “Партизаны отбирают у корейца свинью”. Гл.11.

- Можно ли было найти другой выход их этих ситуаций? (Да, можно было ловить рыбу в реке; они находились в тайге, значит, имели возможность добыть дичь).

- Можно ли чувства Мечика назвать гуманными? ( Мечик видел все это, и сердце его сжималось. («Он убежал за фанзу и уткнулся лицом в солому, но даже здесь стояло перед ним заплаканное старческое лицо, маленькая фигурка в белом, скорчившаяся у ног Левинсона.

"Неужели без этого нельзя?" -- лихорадочно думал Мечик, и перед ним длинной вереницей проплывали покорные и словно падающие лица мужиков, у которых тоже отбирали последнее. "Нет, нет, это жестоко, это слишком жестоко", - снова думал он и глубже зарывался в солому.

Мечик знал, что сам никогда не поступил бы так с корейцем, но свинью он

Словарь: ситуация нравственного выбора - момент принятия ответственного решения в пользу моральных ценностей или в пользу материальных, физических благ личности.

Мечик понимает, что это неправильно, но ест вместе со всеми. Он сделал выбор в пользу своего желудка, а угрызения совести спрятал в глубину души. Идеи гуманизма требуют от человека принятия трудных, но правильных с точки зрения человеческой морали решений, и часто эти решения расходятся с физическими требованиями организма (хочется есть, пить или даже жить). Именно умение сохранить в любой ситуации милосердие, жалость, человеколюбие – это и есть гуманизм в широком смысле слова.

2 эпизод “Убийство раненого Фролова”. Гл. 11.

В этом эпизоде также решается вопрос, что важнее: жизнь Фролова или жизнь всего отряда.

- Почему Левинсон принял такое решение? (Фролов был тяжело ранен, сам идти не мог, поэтому задерживал продвижение отряда, который преследовали японцы).

- Посмотрите, пожалуйста, на вашу цель урока. Достигли ли вы ее?

III . Вывод.

Слово учителя: Роман и сейчас звучит современно, он далёк от безумного мажора. Он призывает видеть жизнь такой, какая она есть; недооценка грозных противостоящих сил может обернуться потерями, трагедией.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Пример синквейна:

революционный, абстрактный

любит, выбирает, жалеет

В любой ситуации надо оставаться гуманным.

Гуманизм – это милосердие.

VI . Домашнее задание:

Анализ урока: Все прошло успешно. Форма урока понравилась. Студенты получили хорошие оценки в ходе урока. Все задуманное удалось.

Читайте также: