Сочинение на тему москва 30 годов в романе мастер и маргарита

Обновлено: 04.07.2024

В творении писателя Москва изображается в двух образах. С одной стороны, как обычный город, показывающий разворачиваемые события. А с противоположной читатель видит ее совсем другую, будто вывернутую наизнанку. Описывая местные окраины, Булгаков пытается передать настроение, царящее в романе и охватывающее поведение персонажей.

Вначале повествуется о скорых ожидаемых событиях. Они происходят в дни, когда палящий закат расстилается над целым городом. Да в эти дни очень жарко, несмотря на то, что всего лишь последний месяц весны. Наступает первая встреча главных героев в тусклом и мрачном проулке.

Булгаков совершенно не пытается скрыть недостатки описываемой Москвы. Напротив, он старается выдать как можно больше несовершенств через элементы сатиры и насмешливой критики. Например, в бывшем жилище, отнюдь не последнего человека Грибоедова теперь определяют подлинность настоящего писателя по тому, есть ли у него удостоверение, или нет. А в знаменитом доме Герцена основали что-то наподобие ресторана.

В написанной истории осуждается город, представители которого являются лжецами и пьяницами, прячущимися за масками культурный людей и создателями искусства. Настрой москвичей, как и их поступки, тесно переплетаются с образом самого мастера.

Прошло 2 тысячелетия со времен существования Ершалаима, но ничего не изменилось. Люди все так же стремились к богатству, идя за толпами и желая зрелищ. Среди них главный герой повстречал свою загадочную музу и тайную жену.

Москва здесь предстает в роли отдельного героя, чье настроение подстраивается под действие остальных персонажей. Она как живой организм вдыхает манящий запах сирени и подпитывается абрикосовой водой.

Отдушиной столицы, по мнению самого творца произведения, является сумасшедший дом. Он считал, что только в нем жители освобождаются от всеобщих оков массы и, таким образом, излечиваются. Это еще раз подчеркивает абсурдности и неоднозначность романа.

Вариант 2

Но самые мерзкие пороки людей раскрываются на сеансе разоблачения черной магии, который устраивает Воланд со свитой в театре Варьете.

Свита Воланда на самом деле разоблачила не черную магию, а жадность, алчность, неистребимую жажду наживы москвичей.

К сожалению, человеческие пороки, описанные в романе, живут в людях вечно. Однако живо и милосердие, и сострадание, и человечность. Нужно только найти эти качества себе и никогда о них не забывать.

Москва и москвичи в Мастере Маргарите

Несколько интересных сочинений

В этой главе показано, как Татьяна влюбилась в Евгения. Здесь произошло знакомство с девушками, расцвела любовь Татьяны, тут и то самое известное письмо.

На переднем плане картины изображена солнечно-золотистая рожь, аккуратно разделённая на две части тоненькой тропинкой. Рожь блестит на свете , переливаясь причудливым образом на фоне отдалённых деревьев и летящих птиц

Война – как много в этом слове. Такое, казалось бы, короткое и простое слово, но, сколько горести, печали и боли в нем. Когда я слышу это слово, на глаза невольно наворачиваются слезы, а в горле сжимается удушающий ком

Москва тридцатых годов в самом начале романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" встречает читателей раскаленной жарой, несмотря на то, что на улице май. Это вызывает напряжение, ожидание странных событий и происшествий. Обстановка давила на людей, делала их одинокими, несчастными, неспособными оценить настоящее творчество, потворствовующими низкопробному искусству.

Дом литературы занимается бюрократией : перекладывают бумажки из стороны в сторону, уделяют внимание несущественным формальностям, заполняют никому не нужные бланки и решают свои " квартирные вопросы " . Мир литературы, в котором есть все, кроме самой литературы, отталкивает мастера, он ужасается их порядкам и такому служению искусству, поэтому его не удивляет, что на пороге он видит " девицу со скошенными от постоянного вранья глазами " и редактора, смущенно хихикающего и смотрящего, будто у человека щека раздута флюсом, как будто ничто больше не могло их привлечь в молодом литераторе.

Недостатки и несовершенства той Москвы так и бросаются в глаза : бывший дом великого Грибоедова переименовали в дом Массолита, где каким - то странным способом, " на глаз ", определяют писатель человек, или нет. Наличие у него удостоверения для них решающий аргумент в этом вопросе. Дом Герцена и вовсе превратили в ресторан.

" Ассоциация литературы " в лице Берлиоза и Латунского, разных критиков и " выдающихся " литераторов, предстает ограниченной, приземленной, даже отсталой, так как их сфера интересов распространяется на гастрономию больше, чем на писательство: им бы главное поесть что " порционных судачков " и " яйца -коккот " , а там гляди и до творчества дело дойдет. " Членский билет с золотой широкой каймой " вызывает у них вожделение, нездоровый интерес, так как его наличие обеспечит их потребности, сделает их привилегированными особами и в своих глазах они поднимутся на небывалую высоту .

Мир критиков и литераторов - это " змея ", которая чуть не задушила талант мастера: принесенный им на рецензию роман не мог тронуть их души, потому что у них они отсутствуют, но зато в большой степени в них присутствует насмешничество, после которого даже у сильных духом людей опускаются руки. Безысходность толкает их уничтожать свои рукописи, как это попытался сделать мастер со своим романом. Шайка подлецов и трусов, которые трясутся только над своими теплыми местечками и думают исключительно о своих забавах несправедливо вершат судьбами гениев, которых мир мог просто не узнать, если бы эти завсегдатаи не дали им дорогу. Неслучайно, именно по такой Москве " гастролирует " Воланд. Даже " царь тьмы " взирает на это разнузданное общество с грустью, казавшаяся приличной публика варьете ужасает своей глупостью, алчностью, пошлостью : драка за падающие деньги, невиданные заморские платья приводят их в иступление, они, как бешеные, идут на поводу у своих желаний. " Люди не изменились " - к такому выводу приходит видавший немало на своем веку Воланд.

Таким образом, фантасмагорический роман " Мастер и Маргарита" показывает нам нравы москвичей того времени, Москву, которая погрязла в " болоте ", из которого просто необходимо выбраться, пока Воланд не воспользовался ситуацией и не стер их ее жителей с лица земли.

2 вариант

В произведении Михаила Булгакова каждый элемент является продуманным. Выбор мест действия не является исключением. Москва в тридцатые годы была самым развитым городом страны. Жители Москвы были образом современников Булгакова. Скорее всего, поэтому он и выбрал столицу, как основное место действия.

Описывая Москву, писатель использует и цвета, и даже запахи. Например, начало романа приходится на жаркий май. Столица будто раскалена, это вызывает у читателя ощущение тревоги и переживания. Другой эпизод – встреча мастера с Маргаритой. Темный переулок, несуразные желтые стены домов, множество идущих людей, все это является символом невыносимого одиночества, которое переживали оба героя до их встречи.

Бывший дом Грибоедова, а теперь дом Массолита не скрывает своих недостатков. Например, вход туда, а значит и принадлежность к писательскому обществу, определяется по специальному удостоверению. А дом Герцена и вовсе превратился в ресторан.

Других членов культурного общества, таких как Лиходеев, Варенуха и Римский, Булгаков изобразил с иронией. Образ каждого из них пропитан ложью и подлостью. От Воланда они получили по заслугам. Но они взывают не только отвращение, но и жалость. Казалось бы, представители культурного общества должны быть одухотворенными, но на самом деле они трусы и подлецы.

На представлении Воланда¸ собрались приличные люди, высшего общества, но они без малейших раздумий поддались искушению, как и ожидал темный маг. Несмотря на то, что они понимали, что это фокусы, устоять все равно не смогли.

Михаил Булгаков сочетает в своем романе мистические события с бытовыми. Воланд и его свита теряются на фоне обычных людей.

Москва и её жители являются важной частью романа Булгакова. Без этих образов, ему не удалось бы показать чувства автора и Маргариты, а также отсутствие изменений среди ценностей людей, со времен Ершалаима до Москвы тридцатых годов.

Также читают:

Картинка к сочинению Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита

Популярные сегодня темы

Роман поднимает ряд актуальных для человечества тем. Изначально автор планировал назвать произведение по-другому, первоначально роман назывался Житием великого грешника. Главным героем должен был быть Версилов

Я даже не удивляюсь тому, что жизнь Онегина в деревне была простой и здоровой. Так обычно и бывает, когда городской житель, приехав на природу (и не на пикник, а на каникулы), наслаждается.

Фамилию Менделеев, наверное, слышал каждый человек, хоть раз посещавший урок химии в школе. Поскольку, в его честь названа таблица периодических элементов, являющаяся основой химии, и по сей день, а также школьные учебники пестрят другими его открытиями.

История произведения Горького начинается с рассказа о двух главных персонажах Челкаше и Гавриле. Одним из них был пьяница в возрасте и без жилья. Второй-молодой мужчина крестьянских кровей попал в портовый город

Гост

ГОСТ

Сатира в изображении московского общества в романе Булгакова

Изображение москвичей и Москвы в романе почти полностью становится сатирой. Большая часть персонажей, показанных писателем, – это лживые, нечистоплотные, несовершенные люди. Каждый из них при этом является не индивидуальным характером, а собирательным образом. Особенно ярко это заметно при описании следящей за всеми и патологически жадной Аннушкой.

Критика писателя обращена исключительно на подлых, наглых представителей человеческого общества. Но сатира, в которую автор заворачивает критику, скорее веселая, чем жестокая. Писатель высмеивает пороки людей, а похождения Воланда только подтверждают то, что московское общество совершенно не изменилось и не стало идеальным, как об этом пишут газеты.

Готовые работы на аналогичную тему

Булгаковская Москва

Москва 1930-х годов населена обыкновенными людьми, которых писатель видел вокруг себя в действительности. Но однажды в городе появляется Воланд, Сатана, который раз в сотню лет приходит на землю, чтоб проверить, как живут люди. Быт и нравы Москвы того времени оказываются объектом интереса и самого Булгакова. К. Симонов отметил, что при чтении романа Булгакова в глаза людям старших поколений бросается то, что главным полем для наблюдений писателя послужила Москва обывательская, околотеатральная и окололитературная.

Топография произведения с одной стороны, ограничена Тверской улицей, с другой – Кропоткинской набережной, то есть территорией между Бульварным и Садовым кольцом. Здесь находятся:

На этой небольшой территории разыгрываются невероятные события – смешные и трагичные. Здесь правит бал Воланд, который обнажает все пороки уважаемых и добропорядочных москвичей.

Сатира Булгакова беспощадна в отношении московских литературных чиновников и литераторов, о которых писатель знал не понаслышке. Например, писатели ассоциации МАССОЛИТ не стремятся к самосовершенствованию, не занимаются поиском истины, потому что они считают, что реальная правда – это отдых на курортах, престижная дача, изысканная пища в дорогом ресторане, куда закрыт вход простому смертному. Писатель изображает критиков-конъюнктурщиков в лице мастера печатной ябеды Латунского. В романе досталось и руководителям театра Варьете, Варенухе, Римскому и Степе Лиходееву, которых отличает хамоватость, корыстность и лживость.

На сеансе черной магии, который помощники Воланда устраивают в столичном Варьете, Воланд искушает москвичей ширпотребом и деньгами, компрометируя каждого в отдельности и город в целом. Мессир замечает, что горожане очень сильно изменились внешне, но в остальном они такие же. Так же любят деньги. И отмечает, что только квартирный вопрос испортил москвичей, который их волнует гораздо больше, чем вопрос спасения души. И дело здесь даже не в том, что герои романа не стесняются брать взятки, прячут золотые червонцы. Дело в том, что они совершенно утратили представление о справедливости и добре. И это гораздо страшнее.

По мысли писателя, в этой ситуации бороться со злом нужно силами зла, чтобы восстановить справедливость. И в этом заключается трагический гротеск романа.

Булгаковская Москва фантастична, однако взгляд автора на город нельзя назвать исключительно субъективным. Реальная Москва была фоном, на котором писатель мог бы воплотить свой замысел, так как реальность того времени мало отличалась от фантастики своей неестественностью. Нужно было лишь посмотреть на нее с точки зрения общечеловеческих ценностей, и сразу становилось ясно, что в Москве все не так, как требуют законы нормальной человеческой жизни.

Все лучшее, написанное великим русским писателем Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, – непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения. Роман “Мастер и Маргарита” являет собой удивительное сочетание реальности и фантастики. Однако сатира писателя беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, город и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть понятие “булгаковская Москва”. Действие происходит в Москве 30-х годов,

Но в этой Москве появляется великий Сатана, Воланд, который раз в столетие приходит на землю, чтобы посмотреть, как живут люди. Жизнь Москвы того времени становится объектом интереса не только Князя Тьмы, но и самого Булгакова. Как справедливо отметил К. Симонов, “при чтении “Мастера и Маргариты” людям старших поколений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова послужила московская обывательская, в том числе окололитературная и околотеатральная, среда… с ее, как

Топография романа ограничена, с одной стороны, Тверской улицей, а с другой – Кропоткинской набережной, то есть связана с небольшой территорией между Садовым и Бульварным кольцом. Здесь находится и “подвал мастера”, и “особняк Маргариты”, и варьете, где выступал Воланд со своими помощниками, и знаменитый “Дом Грибоедова”, и, конечно же, “нехорошая квартира” на Садовой, 302-бис. Но на этом небольшом пространстве разыгрываются невероятные трагедии и комедии.

Здесь правит бал Сатана, обнажающий все пороки добропорядочных и уважаемых москвичей.

Булгаковская Москва населена бездумными атеистами, верящими в безраздельное торжество разума, такими, как Берлиоз, который от всего сверхъестественного отмахивается одной фразой: “Этого не может быть”. Беспощадна сатира автора в отношении московских литераторов и литературных чиновников, которых Булгаков знал не понаслышке. Писатели ассоциации МАССОЛИТ не занимаются поиском истины, не стремятся к совершенствованию, потому что они знают, что реальная правда – это престижная дача, отдых на курорте, изысканная пища в ресторане, вход в который простому смертному закрыт.

Критики-конъюнктурщики изображены в лице Латунского, мастера печатной ябеды. Досталось в романе и руководителям театра Варьете Степе Лиходееву, Римскому и Варенухе. Они лживы, корыстны, хамоваты.

Булгаков высмеивает новые московские порядки. Впрочем, такие ли уж они новые? Действительно, ничего, казалось бы, не изменилось, люди ходят в театры, магазины, веселятся в ресторанах.

Вот только место интеллигенции духа заняли прыткие мещане. Да осетрина в буфете театра подается “второй свежести”.

На сеансе черной магии, который устраивают в столичном Варьете помощники Воланда, Сатана искушает Москву деньгами, ширпотребом, компрометируя каждого человека в отдельности и весь город в целом. “Горожане сильно изменились, – замечает мессир, – внешне…” Но в остальном – они “люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… квартирный вопрос только испортил их…” Да, квартирный вопрос, как и другие материальные проблемы, волнует москвичей больше, чем вопросы спасения души. Дело даже не в том, что персонажи романа не гнушаются брать взятки и прячут золотые червонцы.

Они утратили представление о добре, справедливости, а это гораздо страшнее.

Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, жестоко карая низость, ложь, подлость, алчность. Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что, изрядно набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду, служа, как ни странно, утверждению тысячелетних нравственных заповедей. И если его свита предстает в личине мелких бесов, неравнодушных к поджогам, разрушению и пакостничеству, то сам мессир неизменно сохраняет некоторую величавость.

Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт. Полномочия его велики: он обладает привилегией наказующего деяния. Сама идея поместить в Москву 30-х годов Князя Тьмы и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской.

Воланд появляется в Москве, чтобы “испытать” героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим любовь и верность друг другу, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут не перед людским судом. Судьей им будет время, как стало оно судьей для жестокого пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом – трагический гротеск романа. Фантастический поворот сюжета позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида.

Внезапная встреча с нечистой силой сдирает маски лицемерия со всех этих Берлиозов, Латунских, Майгелей, Никаноров Ивановичей и прочих.

Булгаковская Москва фантастична, но взгляд писателя на столицу нельзя назвать исключительно субъективным. Именно реальная Москва была тем фоном, на котором можно было воплотить авторский замысел, ибо реальность того времени мало отличалась от фантастики своей неестественностью. Надо было только взглянуть на нее с позиций общечеловеческих ценностей.

И тогда становилось ясно, что в древней столице все не так, как того требуют законы нормальной человеческой жизни.

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман "Мастер и Маргарита" стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие "от Воланда" и Евангелие Мастера "от Иешуа". История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие "Мастера и Маргариты" разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с "точки зрения вечности" рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (". Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл"."), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он "придет во славе". Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в "Мастере и Маргарите" поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя "самого страшного порока" — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы ". ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. ". Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: "Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит" (от Луки, 7:50). "Прощение и вечный приют" Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно "на этом построен мир".

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе "Мастер и Маргарита", никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Читайте также: