Сочинение по творчеству островского 10 класс урок

Обновлено: 08.07.2024

на основе знаний, полученных в ходе изучения драмы, выработать своё личное отношение к нравственно-этическим проблемам, поставленным в ней, и воплотить свои мысли в сочинении на заданную тему.

Метапредметные: развивать устную и письменную речь учащихся через подготовку рабочих материалов к сочинению, составление сложного плана, развивать умение выделять главное в изучаемом материале

Личностные: содействовать формированию нравственных понятий в сознании учеников (милосердие, ответственность, достоинство) и личностно значимой системы ценностных ориентиров.

Ученики дома должны были составить опорные схемы-коллажи по драме, которые должны оказать большую помощь на данном этапе урока, поскольку именно с их помощью можно будет при малых затратах времени расставить смысловые акценты на смысловом поле драмы.

Во время разговора об Катерине: Работа с текстом. Составление словесной схемы по образу Катерины (ученики с учителем составляют общую схему на основе составленных дома).

Катерина: ценностные нравственные координаты

Катерине свойственна “высота” и “широта” - внутренние, духовные. В этих пространственных метафорах выражается ее внутренняя свобода. В отличие от остальных персонажей драмы Катерине дано развиваться во времени, ей дана судьба. В схеме переход от девичества к замужеству представляется как горизонтальное перемещение: с воли в неволю, из дома на чужбину.В судьбе Катерины горизонтальноестановится вертикальным: детство и девичество – рай, а замужество – падение на жестокую землю Калинова, то есть, грех – падение в “овраг”, а гибель – падение в омут.

Есть ли выход у Катерины?

Катерина испытывает страх после первого удара грома – страх-предчувствие, после второго удара грома – страх-катастрофу. Страх со всех сторон: С одной стороны – барыня с пророчествами о вечном огне, с другой стороны – стена галереи с изображением геены огненной, сверху – гроза.

Таким образом, на этом уроке используется только графическая наглядность в виде составления схем.

Список использованной литературы:

2) Глушенко Е.Л. Картина и иллюстрация на уроках литературы [Текст]: учебное пособие / Е.Л. Глушенко – М: Просвещение, 1985.

3) Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – М.: Учпедгиз, 1952. – 454 с.

7) Колокольцев Е.Н. О классификации средств наглядности в преподавании литературы. [Текст] / Е.Н. Колокольцев. – М.: Просвещение, 1989. – 93 с.

8) Островский в школе: Кн. Для учителя / сост. Н.Н. Прокофьева. - М.,2001.

11) Сотников А.Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы. [Текст]/ А.Т Сотников. - М.: Просвещение, 1970. – 189 с.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ
ПО ТВОРЧЕСТВУ А.Н.островского

Примерные темы для обсуждения в классе:

Темы сочинений к драме “Гроза”

Тема России в драме “Гроза”.

Нравы и быт русского купечества в драме “Гроза”.

Изображение купеческой семьи в драме “Гроза”.

Город Калинов и его обитатели в драме “Гроза”.

Тема “Горячего сердца” в драме “Гроза”.

Нравственные проблемы в драме “Гроза”

. Женские образы в драме “Гроза”.

Сила и слабость Катерины Кабановой.

Катерина и Варвара в драме “Гроза”.

Планы сочинений

Город Калинов и его обитатели в драме “Гроза”

“ Гроза ” – произведение предреформенной эпохи. Конец 1850-х – начало 1860 –х годов – грань разных исторических эпох. “Предгрозовое” состояние российского общества отражено в судьбах обитателей города Калинова. Город Калинов в драме “Гроза”– собирательный образ русского патриархального провинциального города; обобщенный образ города в монологах Кулигина. Обитатели города Калинов:

а) герои, управляющие жизнью города (представители “темного царства”. Самодуры, “волки”): Дикой; Кабаниха; Феклуша – персонаж, не влияющий на жизнь обитателей города, но необходимый для поддержания существующих порядков;
б) герои, готовые приспособиться к жизни города: Варвара, Кудряш;
в) герои, подавленные жизнью города, слабые и безвольные: Тихон, Борис;
г) герои, стремящиеся что-либо изменить в жизни города. (Кулигин – не только обличает нравы Калинова, но и пытается преобразовать жизнь города).
д) Катерина – “луч света в темном царстве” Калинова или порождение тьмы? Неоднозначность оценки этого образа. Оценки, высказанные Н. Добролюбовым. Оценка характера Катерины Д. Писаревым.

Трагедия Катерины – отражение предгрозового состояния России. Разрушение старых нравственных устоев города.

Женские образы в драме “Гроза”

Россия перед реформой 1861 года. Изображение Островским патриархального мира, стоящего на грани гибели. Особая роль женщины в патриархальном мире. Ведущая роль женских образов в драме:

а) роль Кабанихи и Катерины в идеальном конфликте пьесы; жизненные позиции героинь;
б) способы создания образа Кабанихи; в) способы создания образа Катерины;
г) сопоставление образов Кабанихи и Феклуши; д) противопоставление образов Катерины и Варвары;
е) роль эпизодических персонажей (Глаши и полусумасшедшей барыни), внесценических персонажей (жена Дикого и др.) в пьесе. Особая роль образа полусумасшедшей барыни в драме Катерины.

Многообразие женских образов в драме “Гроза”.

Изображение купеческой семьи в драме “Гроза”

Пьесы Островского о жизни купечества (“Свои люди – сочтемся!”, “Бедность не порок”, “Горячее сердце” и др.). Купеческая жизнь Москвы и волжских городов в пьесах Островского. Купеческие семьи, выведенные драматургом в драме “Гроза”.

1) Семья Дикого (не представлена в пьесе):

а) внесценическими персонажами являются жена Дикого и его дочери ( об отношениях в семье мы узнаем из рассказов Бориса и Кудряша);
б) Дикой и его племянник Борис; в) отношения в семье определяет самодурство Дикого;

2) Семья Кабановых:

а) в этой семье отношения основываются на старых домостроевских нормах жизни. Но, не согретые теплом живого чувства, живой верой, принимают в семье Кабановых уродливые формы;
б) роль Кабанихи как старшей женщины в доме, хранительницы патриархальных обычаев;
в) взаимоотношения Кабановой с детьми ( Тихоном и Варварой);
г) взаимоотношения с Катериной; д) роль приживалок, странниц в доме Кабановой.

3) Противопоставление семьи Кабановых семье Катерины. Члены второй семьи – внесценические персонажи. Из рассказов Катерины мы узнаем, что отношения в ее семье строились на любви, взаимопонимании .
4) Обобщенное изображение семейных отношений в городе дано в монологах Кулигина.

Островский изображал купеческие семьи и в трагических (“Гроза”), и в комических (“Горячее сердце”) красках. Но в переломный для судьбы России период драматург увидел во взаимоотношениях в купеческой семье трагический характер.

Тема “горячего сердца” в драме “Гроза”

Тема “горячего сердца” – сквозная в драматургии ( Любим Торцов, Снегурочка, Лариса и др. герои обладают “горячим сердцем” ). Понятие с “горячего сердца” относится к героям живым, остро реагирующим на все происходящее вокруг. Горячим сердцем могут обладать не только достойные (положительные) герои. Герои с “горячим сердцем ” в “Грозе”:

а) Катерина. Рассказ героини о детстве, о бегстве из дома на Волгу, страстная, безоглядная любовь к Борису, ее смерть – все это свидетельствует о “горячем сердце”;
б) “горячее сердце ” Кулигина открывается в восхищении природой, поэзией, в страстном желании преобразовать жизнь в городе, в мечте о вечном двигателе;
в) Варвара и Кудряш по-своему проявляют свою горячность. Варвара по своей доброте и любви помогает Катерине устроить свидание с Борисом, не задумываясь о возможных последствиях. Кудряш весь скроен из страстных народных песен, Увоз Варвары, смелость поведения с Диким – проявление его “горячего сердца”;
г) Тихон. Его “горячее сердце” под спудом и проявляется в разгуле, в который он пустился, покинув родной дом, в последних горьких словах, обращенных к Кабанихе;
д) Дикой также обладает “горячим сердцем”, его умение покаяться (эпизод с мужиком, перед которым он стоял на коленях на Страстной неделе) – свидетельство тому.

Персонажам с “горячим сердцем ” противопоставлены люди с “холодными сердцами”:

а) Борис – многие его реплики при первом свидании с Катериной тому свидетельство, его нежелание увидеть приближающуюся трагедию Катерины, поведение во время последнего свидания с Катериной, равнодушие к ее судьбе говорят о его бездушии, холодности;
б )Кабаниха – самая “холодная ” из всех персонажей драмы, она равнодушна к детям, к Катерине, даже к ее смерти. Для нее важно лишь внешнее соблюдение обычаев;
в) именно Кабаниха и Борис играют роковую роль в судьбе главной героини, в ее гибели.

Практически всем героям пьесы свойственны сильные ощущения, чувства. Грозная атмосфера пьесы (“жизни некий преизбыток в знойном воздухе разлит ”) проявляется и в горячности героев.

1 урок - "Колумб Замоскоречья". Архив включает презентацию и видеоролик, который можно посмотреть чуть ниже.

Перед просмотром биографического ролика предлагаются вопросы:

Изучение драмы А. Н. Островского "Гроза"

Этот урок знакомит с жителями города Калинова: Диким, Кабановой, Тихоном, Борисом, Варварой, Кудряшом, даёт представление о социальном конфликте драмы. Презентация включает ролик "История сознания "Грозы".

На данном уроке рассматривается внутренний конфликт Катерины. В архиве вы найдёте индивидуальные карточки к уроку и презентацию.

Познакомьтесь с групповой работой на уроке литературы в 10 классе по драме "Гроза". Каждая группа должна была подготовить ответ, опираясь на вопросы, рассказать об одном из действующих лиц пьесы.

Презентация включает несколько аудио-файлов: 3 монолога Катерины, финал трагедии. Это урок-практикум, на котором анализируется содержание монологов Катерины. Слайды содержат аудио и вопросы к ним. По ходу урока выделяются качества характера героини. Также на уроке используется исследовательские метод, наблюдения над текстом, эвристическая беседа.

Тесты

Сочинение ученицы

Предлагаю вашему вниманию сочинение ученицы, когда-то лет 10 назад опубликованное в каком-то журнале. Я его переписала и с тех пор давала учащимся для рецензии.

"Катерина - отнюдь не луч света в тёмном царсте. Почему? Потому что "лучи света" не гуляют тёмной ночью от своих мужей. У Катерины был ключ от калитки и все условия гульнуть от мужа. Настоящий "луч света" выбросил бы заветный ключик в воду. Но Катерина так не сделала. Добролюбов считает характер Катерины оптимальным для женщины. Я так не считаю. Может, в 19 веке этот характер и был бы идеальным, но не сейчас.

Катерина - избалованная, ленивая женщина. Мама никогда не заставляла её работать, одевала, как куклу, не заставляла учиться. В общем, жила девушка как у Христа за пазухой. И вдруг её выдали замуж. И свекровь, вот вредная, работать заставляет, гулять от мужа не даёт. Вы представляете, какая каторга? И неудивительно, что Катерине свет не мил стал. И рядовая семья Кабановых стала для неё тёмным царством. Кабаниха, конечно, была для Катерины извергом. А на самом деле? У Кабанихи твёрдый характер. Она говорит человеку всё, что думает о нём. И говорит в глаза. В наше время она была бы хорошим руководителем какого-нибудь предприятия. Кабаниха - портрет хорошего, трудолюбивого помещика тех времён. Не она ли приказывала сыну, чтобы тот взял с Катерины клятву не гулять по мужикам? А он Катерине верил. А та, не успел муж от дома отъехать, сразу пошла к Борису. Понятно, что остальным с Кабанихой трудно. А уж что касается "луча света в тёмном царстве", то он просто должен повеситься. Но Катерина утопилась. В наше время считается, что самоубийца - человек слабохарактерный. Таким людям нужна помощь психиатра. Добролюбов говорит, что смерть Катерины - это протест против нравов "тёмного царства". Таких протестующих на свете много. Но ни один из них ещё ничего не доказал. Катерина умерла. Бориса сослали. Любящий Катерину и готовый простить ей всё Кабанов потерял единственную любовь. Кабанова сказала: "Ну и слава Богу, от стыда избавились". Мир пополнился ещё одной сплетней. Бесспорно, положительным в Катерине является то, что она хорошо молится. А другая девушка, например, хорошо танцует, что так же бесполезно. И что, теперь за это их медалями обвешать? и возносить до небес?

Для Катерины гораздо эффективнее было бы меньше грешить. Тогда бы и замаливать было нечего и некогда.

Я думаю, что Островский не ставил своей целью разоблачение таких "тихих омутов", как Катерина и подобных святош. Его целью было вывести на чистую воду жителей "тёмного царства" и их нравы. Но невольно у него получилось и то, и другое. Пьеса "Гроза" - история истинно несчастной любви.

*Стилистика и орфография истоника сохранены.

Юлия Викторовна (Sunday, 29 September 2013 20:49)

Спасибо преогромное! Хочется самой научиться создавать такие фильмы. Но не владею такими знаниями. Спасибо ещё раз.

Спасибо, Инесса Николаевна! Экономите наше время, добрый ангел литературы!
Попробую использовать Вашу презентацию по "Грозе" на уроке.

Наталья (Monday, 09 December 2013 17:27)

Спасибо за ваш труд. Замечательные уроки, которые будут вспоминаться учениками и через много лет!

наталья (Thursday, 20 August 2015 17:05)

Уважаемая Инесса Николаевна, здравствуйте. Это очень интересный ход - дать ученикам сочинение для рецензии. И сочинение очень "подходящее". Мне вот очень захотелось воспользоваться этим материалом, но у меня возник вопрос: а стоит ли для написания рецензии дать какой-либо план? Вы как поступаете? заранее спасибо.

Перова Инесса Николаевна (Thursday, 20 August 2015 18:27)

Я не даю план к этой работе, он сковывает свободу выражения. Обязательно знакомимся с рецензией как видом работы, объясняю отличие рецензии от отзыва. Потом просто можно дать установочный вопрос: "Что бы вы поставили за это сочинение? Согласны ли вы с позицией ученицы? Свою позицию аргументируйте". Вот, пожалуй, и всё.
По моему мнению, надо больше давать свободы ученикам, давать нестандартные темы сочинений, которые нельзя нигде скачать. Вот по "Герою нашего времени", кажется, по совету Долининой даю такие темы: "Печорин считает, что "счастье - это насыщенная гордость". Согласны ли вы с ним? А что для вас счастье?" Или: "Из двух друзей всегда один раб другого, по мнению героя. Согласны ли вы с ним? Что такое настоящая дружба?" Эти темы интересны ребятам, заставляют их думать, выражать свои мысли.

наталья (Friday, 21 August 2015 11:53)

Спасибо, Инесса Николаевна. Мне Ваш подход близок, я рада, что не одинока во мнении, что "надо больше давать свободы ученикам, давать нестандартные темы сочинений, которые нельзя нигде скачать". Я считаю, что такой подход не только развивает учеников, но и говорит о серьезной работе учителя, его уверенности в себе как профессионале. Всего Вам доброго, Инесса Николаевна! И еще раз спасибо за интересный материал.

Перова Инесса Николаевна (Friday, 21 August 2015 11:58)

Спасибо! И Вам удачи и счастливого начала учебного года!

Светлана Владимировна (Sunday, 20 September 2015 07:02)

Вот это подход к уроку литературы! Браво.

Татьяна Викторовна (Sunday, 13 December 2015 06:12)

Огромное спасибо Вам за интересный материал. Он позволит сделать урок более насыщенным, запоминающимся. Творческих успехов Вам.

Ольг Анатольевна (Saturday, 23 September 2017 20:14)

Уважаемая Инесса Николаевна! Огромное Вам спасибо за материалы к урокам, за Вашу человеческую и методическую щедрость. Вы профессионал, и дай Вам сил.

Татьяна Петровна (Monday, 03 September 2018 19:25)

Спасибо! Вы просто кладезь мудрости! Успехов Вам, талантливых и понимающих учеников!

Анастасия Юрьевна Сальникова (Tuesday, 16 October 2018 16:17)

Инесса Николаевна, не устаю восхищаться вашими уроками. творческих Вам побед! Спасибо за опыт.

Галина (Wednesday, 25 November 2020 16:22)

Очень благодарна Вам, Инесса Николаевна! Своим трудом Вы облегчаете работу по подготовке к урокам другим педагогам. Вы настоящий профессионал!

About | Sitemap
© Перова И. Н., 2009-2021. Публикация материалов с сайта разрешена только при наличии активной ссылки на главную страницу.


Задание: написать сочинение по темам.

Приблизительный план рецензии:

I. Вступление.

1. Своеобразие проблематики, актуальность темы.

2. Место данного произведения в ряду подобных либо его особое положение.

II. Основная часть.

Аргументы, доказывающие необходимость или ненужность этого произведения, определяющие его положительные или отрицательные качества, либо и то и другое.

1. Идейное содержание, эмоциональный пафос.

2. Сюжет и особенности конфликта.

4. Система образов.

6. Жанровое своеобразие.

III. Вывод.

Ваше мнение о необходимости подобного произведения.

Примерная работа с опорными тезисами и словами.

Далее читатель сталкивается и с…

Свежее дыхание волжских просторов и затхлость мещанских комнат… Свобода и тюрьма. Так, с первых строк становится ясно, чему…

Так что же это за символ, который Островский выводит в заглавие - гроза?

Для людей XIX века, не знающих об электричестве и физических законах, гроза представляла собой…

Итак, с одной стороны, с грозой было связано поверье о…

С другой стороны, грозы – это вестник обновления, так как …

Таким образом, гроза в сознании человека связана как с….

В своей пьесе Островский виртуозно использует оба эти значения. Он вводит в текст повествования и саму грозу как часть природы, и её символическое выражение – Катерину, которая играет роль….

Полное соответствие со своим символическим звучанием этот образ получает в конце пьесы…. …

Неслучайно критик Добролюбов назвал Катерину Кабанову…

Но, есть и другое значение этого символа –…

Также необходимо сказать, что Катерина и гроза имеют еще одно сходство. По задумке автора, они играют роль антитезы по отношению к окружающей их действительности. Героиня противостоит…, а гроза разрушает собой….

В тексте произведения гроза как дождь с молниями и громом и грозовое значение самоубийства Катерины совпадают в сильнейшей кульминации. Островский … конфликте пьесы. Он одним движением пера разрешает проблему противостояния

Вот так название пьесы Островского вместило в себя и проблематику, и …, и идею произведения, а также пояснило … главной героини.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Цели: развитие творческих способностей; развитие речи.

Задание: написать сочинение по темам.

Приблизительный план рецензии:

I. Вступление.
1. Своеобразие проблематики, актуальность темы.
2. Место данного произведения в ряду подобных либо его особое положение.
II. Основная часть. Аргументы, доказывающие необходимость или ненужность этого произведения, определяющие его положительные или отрицательные качества, либо и то и другое.
1. Идейное содержание, эмоциональный пафос.
2. Сюжет и особенности конфликта.
3. Композиция.
4. Система образов.
5. Язык и стиль.
6. Жанровое своеобразие.
III. Вывод. Ваше мнение о необходимости подобного произведения.

Примерная работа с опорными тезисами и словами.

. Далее читатель сталкивается и с…
Свежее дыхание волжских просторов и затхлость мещанских комнат… Свобода и тюрьма. Так, с первых строк становится ясно, чему…

Так что же это за символ, который Островский выводит в заглавие - гроза?

Для людей XIX века, не знающих об электричестве и физических законах, гроза представляла собой…
Итак, с одной стороны, с грозой было связано поверье о…

. С другой стороны, грозы – это вестник обновления, так как …
Таким образом, гроза в сознании человека связана как с….

В своей пьесе Островский виртуозно использует оба эти значения. Он вводит в текст повествования и саму грозу как часть природы, и её символическое выражение – Катерину, которая играет роль….

Полное соответствие со своим символическим звучанием этот образ получает в конце пьесы…. …

Неслучайно критик Добролюбов назвал Катерину Кабанову…
Но, есть и другое значение этого символа –…
Также необходимо сказать, что Катерина и гроза имеют еще одно сходство. По задумке автора, они играют роль антитезы по отношению к окружающей их действительности. Героиня противостоит…, а гроза разрушает собой….

В тексте произведения гроза как дождь с молниями и громом и грозовое значение самоубийства Катерины совпадают в сильнейшей кульминации. Островский … конфликте пьесы. Он одним движением пера разрешает проблему противостояния … ….

Вот так название пьесы Островского вместило в себя и проблематику, и …, и идею произведения, а также пояснило … главной героини.

Литература:Безелянский Ю.Н. 69 этюдов о русских писателях – М.: Эксмо, 2008.

Русская литература Х1Х века. 10-11 кл.: Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2001.

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1994.

Энциклопедия литературных терминов и понятий / Гл. редактор и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003 редактор и сост.


-75%

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика. Кабанова: Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя): Не уважишь тебя, как же! Катерина: Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, а что ты.

Катерина: Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу. Варвара: И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.

Свидание Катерины с Борисом Борис: …я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя! Катерина: Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?

Свидание Варвары и Кудряша … Кудряш берёт несколько аккордов на гитаре. Варвара прилегает к плечу Кудряша, который, не обращая внимания, тихо играет. Варвара (зевая): Как бы это узнать, который час? Кудряш: Первый. Варвара (зевая): Пора. Покричи-ка.

План работы над режиссерским комментарием сцены. ! Назови сцену, явление и действие, в котором она происходит, произведение и автора. Воссоздай обстановку, где происходит действие. Обрисуй расположение каждого из персонажей в определенный момент развития действия; их одежду, позу, речь. Какова реакция героев на реплики партнеров по сцене? Охарактеризуй интонацию, лексику, синтаксис их речи. Через деталь, позу, интонации, паузы раскрой взаимоотношения персонажей, их характер, скрытые мотивы их действий. Сделай вывод о месте и значении данной сцены в развитии конфликта.

Катерина(одна): …За что я его в беду ввела. Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье, ему вечный покор. Для чего мне теперь жить? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил! Борис(не видя Катерины): Боже мой! Ведь это её голос! Где же она? Катерина(подбегает к нему и кидается на шею, плачет на груди у него): …Ну, прости меня. Не хотела я тебе зло сделать… Поезжай с богом! Не тужи обо мне.

Читайте также: