Сочинение на тему моральный поединок олега и кудесника

Обновлено: 04.07.2024

ФЕМИДА - общепризнанный символправосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Теперь так называется и высшая национальная юридическая премия, одной из номинаций которой является "Нотариат". Слово Фемида стало нарицательным: когда, например, говорят "российская Фемида", мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.

Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида - титанида, дочь Урана и Геи; была первой женой Зевса, и от этого брака родились "горы" и "мойры". Одной из дочерей Фемиды была гора Дике - богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствие Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки. Главными атрибутами Фемиды являются меч и весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своих эмблемах. [b]Фемида[/b] - статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой - обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой. Таким образом, атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два - главные атрибуты и притом настолько древние и фундаментальные.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия, символ силы, "правого дела".

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел. Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

С какого же возраста у человека появляются права?

Оказывается, только родившись, ребенок сразу приобретает право на гражданство, имеет право на имя, отчество, фамилию, имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей. На имя ребенка может быть открыт счет в банке. На каждом жизненном этапе у человека свои права и обязанности: [1,5 года - имеет право посещать ясли

3 года - идёт в детский сад

6 лет - вправе посещать школу

10 лет - может вступать в детские общественные объединения

14 лет - получает паспорт гражданина РФ

17 лет - подлежит первоначальной постановке на воинский учет

18 лет - становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности Имеет право принимать участие в выборах

Как и большинство людей той далёкой поры, князь в трудную минуту обращается к кудеснику – вестнику богов. Он обещает старцу богатую награду, поскольку хочет заглянуть в будущее и узнать собственную судьбу. Покорный Перуну волхв отказывается от княжеского дара, однако сообщает Олегу, что тот выиграет ещё немало битв. Смерть же примет от коня, годами верно служившего ему. Князь решает, что сможет избежать предначертанных свыше событий, и даёт слугам распоряжение поменять коня.

Мистическую гибель князя Олега можно трактовать по-разному. Одним она кажется случайностью. Другие уверены, что таким образом поэт высказывает мысль, что у каждого человека в этом мире своя миссия, своё предначертание. Кем-то свыше определено, что и когда с ним должно произойти, потому глупо и бессмысленно пытаться как-то корректировать судьбу. Она не зависит от людской воли. Определённые события можно лишь отстрочить во времени, но они всё равно произойдут.

Кто прав? Ответить тяжело.

Сочинение 2

Произведение Пушкина, написанное на историческую тему, посвящено не только напоминаю о славном прошлом Древней Руси, но и важным философским проблемам.

В произведении также присутствует тема неспособности человека познать и понять все: Олег, прозванный Вещим (знающим), все же не смог уберечься от предсказанной ему смерти. Это пример того, что попытки контролировать все бесплодны.

Другим ярким образом, нарисованным в произведении, является волхв, предсказавший судьбу князю. Языческий жрец показан бескорыстным служителем истины, говорящим людям правду, вне зависимости от их желания. Волхв, скорее всего, введен в повествование не только для развития сюжета, но представляет собой образ поэта, каким ощущал себя Пушкин, особенно обращаясь к гражданской лирике.

4, 5, 6, 7, 8 класс

Песнь о вещем Олеге

Песнь о вещем Олеге

Популярные сочинения

Лидию Михайловну можно назвать одним из центральных персонажей данного произведения, написанного замечательным писателем Распутиным. Двадцатипятилетняя учительница, которая преподает французский язык

В произведении Пушкина он затрагивает самые важные проблемы, которые являются популярными и на сегодняшний день. К ним относится любовь, дружба, благородие и подлость. Когда человек влюблен

В нашем мире существует большая разница между доходами разных людей. Чем же богатые отличаются от бедных? Иногда можно подумать, что богатство открывает практически безграничные возможности.

Стихотворение не зря названо писателем песней. Певучий и легкий язык Пушкин использует для придания балладе легкости. Размер строк – амфибрахий, в котором активно применяется устаревшая лексика, наполняет произведение атмосферой времени княжения Олега. Историческая фигура становятся центральным героем повествования. Но стоит отметить, что наряду с ней особенно значим и образ волхва-кудесника, видящего будущее. В произведении тесно переплетаются два таких понятия, как судьба и свобода, обусловленная закономерность жизни и выбор обособленного ее пути.

Сочинение по балладе Песнь о вещем Олеге

Эту балладу, как и многие другие произведения классиков, на самом деле, можно анализировать бесконечно. В этом и суть всех великих произведений – у них не может быть только один смысл, это было бы слишком просто, и тогда произведение вряд ли было бы великим. Его бы просто забыли.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ баллады Песнь о вещем Олеге

Популярные сегодня темы

Главный герой произведения, отличается рядом положительных качеств. Тимур – человек, которому не безразлична чужая беда и проблема. Он желает помочь нуждающимся людям, которые не в состоянии делать

Известная писательница. Не менее известное произведение, не так дано экранизированное снова. Но есть еще и книга. Лучше ли прочесть сначала оригинал произведения и только потом посмотреть фильм?

Русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов много и искренне писал о своём народе, о проблемах людей того времени. В его творчестве большую роль играют размышления о прошлом и настоящем России и ее жителей

Неуверенность в себе - это чувство, которое живет глубоко внутри человека и не дает ему нормально существовать. Обычно оно проявляется в сомнениях, из чего, как следствие, вытекает заниженная самооценка.

Прохор Ильич внешне может показаться неуклюжим человеком, но на самом деле это вызвано его военной карьерой и немолодым возрастом. Тимохин достаточно подтянутый, стройный мужчина.

Тема.
Александр Пушкин “Песнь о вещем Олеге”. Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта Цель:
показать причины обращения поэта к истории, пояснить, в чем проявилось воплощение в материале далекого прошлого; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, навыки выразительного чтения в лицах; Воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, чувство слова; воспитывать умение видеть ассоциативные связи в произведениях разных видов искусства.

М. Васнецова к “Песне о вещем Олеге”. ХОД УРОКА
I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть II.

Актуализация опорных знаний учащихся 1. Слово учителя – Говоря об обращении А.

С. Пушкина к исторической тематике, мы отметили глубокое уважение и неподдельный интерес поэта к прошлому, его умение “погружать” читателя в изображаемую эпоху путем введенная в текст баллады устаревшей лексики.

Но есть еще что-то, ради чего поэт обратился к прошлому Словно Пушкин хотел найти в былом ответы на мучившие его в настоящем вопросы, сделать

свои мысли о современности достоянием общества. 2. Словарная работа (проверка домашнего задания) Вещий – (высокий стиль). Предвидящий будущее, пророческий. Словарь русского языка С.

И. Ожегова.- М. : Русский язык, 1990.- С. 82.

Віщій, кому все вьдомо и кто вьщает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрокь, предусмотрительный разсудительный, умно и красно говорящій. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.

– М.: Русский язык, 1989.- Т. 1.

– С. 336. 3. Беседа с учащимися по домашнему заданию 1) Кого Пушкина называет в балладе “вещим”? (“Вещий Олег”) Почему он вещий? 2) Какое еще слово, понятие в балладе Пушкин сопровождается этим определением? (“Вещий язык” – о волхвах) 3) Какие еще определения создают образ кудесника?

(“Мудрий старец”, “вдохновенный кудесник”) Учитель. Поскольку сюжет “Песни о вещем Олеге” Пушкина от летописного сказання в “Повести временных лет” отличается именно красно – красиво. Образами князя Олега и старого волхва, основан именно на их диалоге, давайте исследуем текст внимательнее.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Выразительное чтение баллады в лицах 2. Письменный подбор материала с целью сравнения персонажей с соответствующим попутным комментарием Князь Олег Кудесник “Князь по полю едет на Берном коне” “…

Подьехал Олег” “Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник” Учитель. Итак, князь разговаривает со старикомволхвом, сидя в седле, свысока. Обращаясь за предсказанием (помощью, советом), он даже внешне подчеркивает свое превосходство. (Обращение к иллюстрациям В. М. Васнецова) Князь Олег “могучий владыка” “соседивраги” “победой прославлено имя твоє” “волны и суша покорны тебе” “завидует недруг” “и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя” “незримьш хранитель могущему дан” Кудесник “любимец богов” Ничего земного: ни богатства, ни положения Следствие могущества на земле; признано всеми и во всем Учитель.

Обратите внимание: в начале баллады князь характеризуется как “могучий”, через некоторое время мы наблюдаем повторение характеристики, но на качественно новом зтапе, высоким стилем.

Отсюда и разговор свысока: Не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Князь привык, что его боятся и ждут от него наказания (“обрек он мечам и пожарам”) либо награды. Что же отвечает князю собеседник?

Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен. Могущество, сила, богатство, положение на земле для волхва не имеет значення! Обратите внимание: кудесник говорит во множественном числе “волхвы”, “им”, причисляя себя к какому-то определенному кругу, избранность которого с гордостью отмечает: “Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен”. Он – как посланник, глашатай воли небес судьбы: “Запомни же ныне ты слово моє”.

Благодарит ли князь волхва за предсказание? Можно ли сказать, что оно произвело на него впечатление?

(Да, он отдал подробные и очень змоциональные (!) указания насчепг коня, он даже вспомнил о коне через время. ) А почему же князь не поблагодарил кудесника? (Не счел нужным, воспринял как службу, как само собой разумеющееся. ) Сбылись ли предсказания формально?

Какова реакция князя? (О коне Князь вспоминает в некотором смисле потребительски: “Мой конь и донине носил би меня” “Не ти под секирой ковьть обагрить И жаркою кровью мой прах напоишь! ” О кудеснике: Оскорбительно, за глаза: “Кудесник, ти лживий, Безумний старик! Презреть би твоє предсказанье!

” О судьбе: “Вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!”) Чем заканчивается баллада? Кого показал Пушкин в образе кудесника?

IV. Подведение итогов урока
Учитель.

Основное в балладе не просто развитие сюжета, рассказ о событиях, здесь важна авторская оценка происходящего. Автор может использовать тему далекого прошлого, чтобы высказать свое мнение о настоящем. Кто, по мнению Пушкина, “вдохновенный кудесник”?

Чей “вещий язык” “правдив и свободен”? Кто не боится “могучих владык”? Вернемся к толкованию В. Даля: поэт – “…

Умно и красно говорящий”. Итак, это о поэте, точнее, о себе писал Пушкин. V.

Читайте также: