Контрольное сочинение по литературе 11 класс темы беларусь

Обновлено: 05.07.2024

Список примерных тем, которые составлены на основе официальных направлений по итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Обновление от 02.12.2021. Список тем будет обновляться.

Реальные темы от 1 декабря 2021

Направление ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

Направление ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Направление ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Направление КНИГА (МУЗЫКА, СПЕКТАКЛЬ, ФИЛЬМ)

  • 402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
  • 404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
  • 405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
  • 406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
  • 407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
  • 408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
  • 409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
  • 410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
  • 411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
  • 412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир.
  • 413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?

Дополнительные темы (произвольные)

Темы по направлению ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

Темы по направлению ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?

Темы по направлению ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?

Темы по направлению КНИГА (МУЗЫКА, СПЕКТАКЛЬ, ФИЛЬМ)

Темы по направлению КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО? – ВОПРОС ГРАЖДАНИНА

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Вкратце видеообзор про все направления

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Темы сочинений по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна

Любовь в понимании И.А.Бунина (А.И.Куприна).

Тема любви на страницах произведений И.А.Бунина (А.И.Куприна).

Темы сочинений по творчеству А.А.Блока.

1. Тема родины в творчестве А.А.Блока.

2. Любовь в лирике А.А.Блока.

3. А.Блок – символист.

4. Образ возлюбленной в лирике А.А.Блока.

Темы сочинений по роману М.А.Булгакова

2. Путь исканий Григория Мелехова.

3. Женские образы в романе.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 794 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.12.2016 10448
  • DOCX 13.8 кбайт
  • 86 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Брагина Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

(с электронным приложением для повышенного уровня) / Т. В. Сенькевич [и др.]. — Минск : НИО, 2021.

№ урока и дата

Содержание темы урока

Цель и задачи урока

Материал учебного пособия

Домашнее задание*

Введение. Развитие русской литературы в XX в. Реализм конца XIX — начала XX в.

Дать представление об основных тенденциях развития русской литературы XX в.: взаимосвязь с общественно-историческим процессом, проблема периодизации, смена художественных направлений.

Охарактеризовать продолжение классических традиций и поиски новых возможностей реалистического метода

Вопросы и задания учебного пособия на с. 7 (по выбору учителя и учащихся).

Вопросы и задания учебного пособия (по выбору учителя и учащихся) на с. 23

Лука и Сатин: спор о человеке. Новаторство Горького-драматурга

Раскрыть философский смысл спора о человеке в контексте истории и современности: утешительный гуманизм Луки или жестокая правда Сатина? Охарактеризовать особенности новаторства Горького-драматурга

Прочитать поэму И. Бунина

И. А. Бунин (2 ч)

И. А. Бунин. Очерк жизни и творчества. Поэма

Определить особое место писателя в русской литературе; охарактеризовать его отношение к революции, причины эмиграции. Раскрыть неповторимые черты авторского поэтического стиля

Серебряный век русской поэзии (2 ч)

Определить социально-исторические предпосылки возникновения модернизма в мировой литературе, дать представление о философско-эстетических идеях европейского модернизма. Раскрыть особенности русского модернизма

Определить философские истоки эстетической теории символистов, принцип понимания искусства как иррационального постижения мира. Познакомить с творчеством ярких представителей символизма

А. А. Блок (3 ч)

Драма утраты.

Проследить основные этапы развития мировоззрения и творчества поэта. Раскрыть мистический символический смысл понятия Вечной Женственности в создании образа Прекрасной Дамы. Определить причины кризиса блоковского идеализма

Подготовить анализ поэтического текста стихотворений по теме следующего урока (целесообразно распределить задания в группах или микрогруппах). Подготовить вопросы и задания на с. 58— 59 (по выбору учителя)

Раскрыть особенную глубину образа России в поэзии Блока, показать взаимосвязь ее настоящего с прошлым и будущим

Выучить наизусть 1—2 стихотворения (по выбору учащихся)

Раскрыть исторически конкретный и символический смысл образов поэмы. Дать понятие о художественном образе-символе (образ — символ Христа). Охарактеризовать драматизм столкновения старого и нового мира. Показать особенности композиции и стиха поэмы

Подготовить вопросы и задания (по выбору учителя и учащихся) на с. 68, 70.

Дать представление о неоднородности футуристических групп, противоречивости их установок. Охарактеризовать нигилизм футуристов по отношению к культуре прошлого и настоящего, их стремление к формальному эксперименту над словом и стихом. Познакомить с творчеством ярких представителей

Подготовить вопросы и задания (по выбору учителя и учащихся) на с. 74—75.

Литература 1920—1930-х гг. (обзор).

Становление метода социалистического реализма.

Охарактеризовать дифференциацию писателей того времени по политическим и социальным принципам. Соотнести провозглашенный метод социалистического реализма с реализмом классического типа. Дать представление о разнообразии литературных объединений, о творчестве талантливых писателей тех лет

С. А. Есенин (2 ч)

Показать тесную взаимосвязь судьбы поэта с судьбой русской деревни, драматизм душевного разлада между ожиданиями и наступившей реальностью. Охарактеризовать фольклорные истоки его поэзии, предельную искренность и глубокий лиризм, сострадание и милосердие ко всему живому

Вопросы и задания (по выбору учителя и учащихся) на с. 104.

Подготовить анализ поэтического текста стихотворения С. А. Есенина (список предлагает учитель)

Выучить наизусть 1—2 стихотворения С. А. Есенина (по выбору учащихся).

В. В. Маяковский (2 ч)

В. В. Маяковский. Очерк жизни и творчества. Футуризм — начало мастерства.

Показать неординарность личности и поэтического таланта В. В. Маяковского. Раскрыть трагическую противоречивость образа лирического героя, особенности поэтического новаторства автора. Дать понятие о тоническом стихосложении

Подготовить вопросы и задания (по выбору учителя и учащихся) на с. 114.

Подготовить анализ поэтического текста стихотворения В. В. Маяковского (список предлагает учитель)

Увидеть трагедию непонятости в любовной лирике поэта, переплетение в ней личного и общественного. Охарактеризовать галерею созданных поэтом сатирических типов. Познакомить с современными дискуссиями о месте поэта в русской литературе XX в.

Выучить наизусть 1—2 стихотворения В. В. Маяковского (по выбору учащихся).

Подготовиться к контроль- ному сочинению по одной из предложенных учителем тем

Контрольное сочинение по лирике одного из поэтов: А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский

Совершенствовать умение писать сочинение на литературную тему

М. А. Булгаков (5 ч)

Перечитать главы о мастере и Маргарите (13, 19—24, 29,

Вопросы и задания (по выбору учителя и учащихся) на с. 128—129

История мастера и Маргариты: жизнь, любовь, рукопись.

Проблема творческой свободы художника в несвободном обществе. Великая сила самоотверженной любви

Раскрыть причины непризнания труда мастера, понять обстоятельства его душевного надлома. Охарактеризовать образ женщины-спасительницы, готовой во имя любви больше чем на смерть

Перечитать главы о Воланде и его свите (1—12, 14, 15, 17,

18, 22—24, 27—29, 31, 32).

Мессир Воланд и его свита. Сатирические главы романа.

Возмездие за безверие.

Андрей Платонов (2 ч)

Путь героини к пониманию любви как объединяющей силы

Познакомить с историей жизни и философией творчества самобытного русского писателя, раскрыть его противостояние бездушию официальной идеологии того времени.

Показать полноту авторского понимания счастья и смысла жизни в единстве позиций трех героев: любовь, работа, идея

Путь героини как восхождение к подвигу

Проследить путь героини от одиночества к людям, от ощущения духовного сиротства к высокой причастности к судьбе всего народа

М. И. Цветаева (2 ч)

М. И. Цветаева. Очерк жизни и творчества. Поэзия Цветаевой как дневник лирической героини.

Познакомить с историей жизни и творчества М. И. Цветаевой как отражением трагической истории первой половины XX в. Раскрыть неповторимость поэтического дара, романтический, мятежный мир лирической героини. Дать понятие об индивидуальном стиле поэта, о поэтическом синтаксисе

о жизни и творчестве А. А. Ахматовой с опорой на материал учебного пособия и вопросы на с. 166;

Подготовить анализ поэтического текста стихотворения А. А. Ахматовой с опорой на материал учебного пособия, выучить выбранное стихотворение наизусть

А. А. Ахматова (2 ч)

А. А. Ахматова. Очерк жизни и творчества.

Показать отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме, единение жизни поэта с жизнью страны. Увидеть переплетение исторических, фольклорных, библейских мотивов. Раскрыть образ матери в поэме, понять значение образов Христа и Матери Божией

Задание к двум урокам.

Подготовить анализ поэтического текста стихотворения Б. Л. Пастернака с опорой на материал учебного пособия и вопросы на с. 198—199 (по выбору учителя и учащихся)

Б. Л. Пастернак (2 ч)

Познакомить с жизнью и творчеством поэта, его взаимоотношениями с советской властью. Проследить становление мастерства от сложной ассоциативности к мудрой простоте.

М. А. Шолохов (7 ч)

Перечитать главы романа (эти и следующие по усмотрению учителя): кн. 1, ч. 1, гл. 1—3; кн. 3, ч. 6. гл. 12; кн. 4, ч. 7, гл. 8—20, ч. 8, гл. 1—4, 6. Вопросы на с. 211 по выбору учителя и учащихся (ко всем темам)

Показать отношение к семье как к главной ценности и основе нравственности в народном самосознании

Перечитать главы романа: кн. 2, ч. 5, гл. 8, 10, 12, 26; кн. 3,

Изображение в романе Гражданской войны как трагедии народа

Раскрыть убедительность авторской позиции в изображении Гражданской войны как величайшего бедствия народа

Перечитать главы романа: кн. 1, ч. 3, гл. 4, 7, 10, 21, 23, 24;

кн. 2, ч. 5, гл. 2, 12, 14, 29; кн. 3,

ч. 6, гл. 9, 10, 16, 24, 35, 44;

кн. 4, ч. 7, гл. 6, 9—11, 28, 29;

кн. 4, ч. 8, гл. 1, 6, 7, 14, 16, 17

Трагизм судьбы Григория Мелехова.

Поиски героем правды в том мире, где правды нет

Раскрыть глубину и противоречивость характера героя-правдоискателя, обреченного на трагедию

Перечитать главы романа: кн. 1, ч. 1, гл. 7, 10, 15, ч. 2,

гл. 18; кн. 4, ч. 7, ч. 8

Показать неповторимость ярких, самобытных, очень разных шолоховских героинь, силу их любви и самоотверженности

Подготовиться к контрольному сочинению по творчеству М. А. Шолохова

Человек или мировая революция? Коллективизация в Гремячем Логе.

Гибель Давыдова и Нагульнова. Образы врагов в романе

Охарактеризовать отражение в романе противоречий процесса коллективизации, благих стремлений и насильственных методов и средств ее проведения.

Подготовить вопросы на с. 214—215 по выбору учителя и учащихся (ко всем темам).

Учащиеся читают избранные главы (по выбору учителя)

Контрольное сочинение по творчеству М. А. Шолохова

Совершенствовать умение писать сочинение на литературную тему

Литература 1940-х — середины 1950-х гг. (обзор). Патриотический, гражданский характер прозы, поэзии, драматургии, публицистики военного и послевоенного времени

Показать важнейшую роль литературы в годы Великой Отечественной войны. Раскрыть проблемно-тематическое содержание литературы первого послевоенного десятилетия

А. Т. Твардовский (2 ч)

Прочитать статью учебного пособия на с. 224—226.

Подготовить анализ поэтического текста понравившегося стихотворения Твардовского

Донести главную особенность поэтического дара А. Т. Твардовского: открытость, искренность и честность в разговоре с читателем

Литература середины 1950-х — начала 1990-х гг.

Охарактеризовать оттепель как историко-культурное явление. Дать представление об особенностях развития прозы, поэзии, драматургии во второй половине XX в.; познакомить с творчеством ведущих авторов

Подготовить анализ поэтического текста стихотворения И. А. Бродского. Вопросы на с. 268 по выбору учителя и учащихся

И. А. Бродский (1 ч)

И. А. Бродский. Очерк жизни и творчества. Основные темы и мотивы лирики

Познакомить с чередой жизненных испытаний и творчеством поэта.

Охарактеризовать глубочайшую искренность и твердую жизненную позицию лирического героя его поэзии

А. В. Вампилов (2 ч)

А. В. Вампилов. Очерк жизни и творчества.

Познакомить с жизнью и творчеством талантливого драматурга. Раскрыть остроту социальной и нравственной проблематики пьесы, увидеть причины потери нравственных ориентиров главным героем. Охарактеризовать систему персонажей, соединение комического и трагического

Русская литература конца ХХ — начала XXI в. (обзор).

Основные тенденции раз- вития русской литературы на рубеже веков

Русскоязычная литература Беларуси (обзор).

Национальное своеобразие в соединении традиций русской и белорусской литератур

Раскрыть национальное своеобразие творческих поисков и достижений ведущих современных русскоязычных писателей Беларуси, познакомить с их достижениями в прозе, поэзии, драматургии

Проследить (в кратком обзоре) особенности развития русской литературы, её мировое значение.

Официальные (реальные) темы итогового сочинения 2021-2022 учебный год

Для 11-ти классников (выпускников 2022 года) выложены официальные темы 2021-2022 учебного года. Итоговое сочинение было проведено 1 декабря 2021 года

Темы, аргументы и готовые сочинения по каждому направлению: Купить

Зона 1. Часовой пояс MSK UTC+2 (-1 час к Москве)
Калининградская область
111.Чем путешествие может обогатить человека?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501.Что значит быть гражданином?

Зона 2. Часовой пояс MSK UTC+3 Московское время
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ, Волгоградская область

Зона 3. Часовой пояс MSK UTC+4 (+1 час к Москве)
Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область

Зона 4. Часовой пояс MSK UTC+5 (+2 часа к Москве)
Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа

Зона 5. Часовой пояс MSK UTC+6 (+3 часа к Москве)
Омская обл

109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Зона 7. Часовой пояс MSK UTC+8 (+5 часов к Москве)
Республика Бурятия, Иркутская область

Зона 8. Часовой пояс MSK UTC+9 (+6 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский районы), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край

106 Книга как путешествие в прошлое.
202 В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306 Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412 Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507 Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

Зона 10. Часовой пояс MSK UTC+11 (+8 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский районы), Сахалинская область, Магаданская обл.

101 Как путешествия могут изменить человека?
212 Шаги цивилизации: обретения и потери.
305 Можно ли заставить человека раскаяться?
402 К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503 Является ли богатство необходимым условием счастья?

Зона 11. Часовой пояс MSK UTC+12 (+9 часов к Москве)
Камчатский край, Чукотский автономный округ

Читайте также: