В чем состоят особенности жанра басни на примере 2 3 басен и а крылова сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Урок посвящен особенностям жанра басни и изучению басен И. Крылова. Школьники получают Предварительное домашнее задание : прочитать басни (можно по вариантам, по три-четыре) “Волк и Ягненок”, “Мартышка и Очки”, “Волк на псарне”, “Стрекоза и Муравей”, “Петух и Жемчужное зерно”, “Слон и Моська”, “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Демьянова уха”, “Свинья под Дубом”, “Кукушка и Петух”; подчеркнуть ставшие крылатыми выражения, сделать закладки.

Класс должен работать

по группам (их может быть три или шесть, в зависимости от количества учеников в классе). Удобнее работать с группами, состоящими из четырех человек. Ребятам предлагается три варианта задания.

I. Особенности жанра басни (Работа по карточкам в группах.)

Общее задание. Сравните басни, написанные тремя разными авторами. Перечислите основные особенности жанра басни.

Сравните три басни.

“Ворон и Лисица”. Авторы: Эзоп (примерно VI век до нашей эры), древнегреческий баснописец; Жан де Лафонтен (1621-1695), французский баснописец.

“Ворона и Лисица” русского баснописца Ивана Андреевича

Карточка № 2 (сведения о баснописцах повторяются на всех карточках – А. Г. )

Сравните три басни. Перечислите основные особенности жанра басни.

“Лисица и Виноград” Эзопа, Жана де Лафонтена, Ивана Андреевича Крылова.

Сравните три басни. Перечислите основные особенности жанра басни.

Эзоп – “Старик и Смерть”.

Жан де Лафонтен – “Смерть и Бедствующий”.

Иван Андреевич Крылов – “Крестьянин и Смерть”.

Ученики выделяют следующие особенности басен:

1. Часто в басне действуют животные. Этим басня похожа на сказку о животных. Поступки животных напоминают поступки людей.

Иногда в баснях действуют и люди.

2. Басня изображает короткое событие поучительного характера.

3. В басне часто высмеиваются поступки героев.

4. В конце или в начале басни часто бывает мораль. Иногда она только подразумевается.

Учитель. Сравним наши выводы о жанре басни со словарным определением: ” Басня – жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера. В басне аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения.

Введение в басню диалога придает ей оттенок комедийности. В начале басни иногда бывает вступление, подготавливающее читателя к дальнейшему изложению; в конце басни обычно дается краткое резюме, раскрывающее ее замысел и называемое “моралью”… Персонажи басни, помимо людей, чаще всего – животные, птицы, рыбы, насекомые, растения…

Язык басни всегда простой”.

– Что нового мы узнали о басне из определения, приведенного в “Поэтическом словаре”?

Басня – жанр сатирической поэзии. В ней аллегорически (иносказательно, не прямо) изображаются люди и общество. Басня обычно состоит из трех частей: вступления, описания событий и морали.

II. Особенности басен И. Крылова (Работа с текстом по плану.)

1. Определить, чем отличаются друг от друга басни с одним и тем же сюжетом, принадлежащие перу Эзопа, Лафонтена и Крылова.

2. Указать, что в них общего.

3. Подчеркнуть типично русские слова и выражения, пословицы и поговорки в баснях Крылова.

Учитель. На вопрос, почему он пишет именно басни, Крылов ответил: “Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети”. Обратитесь к своим карточкам.

Сравните крыловские басни с баснями Эзопа и Лафонтена, найдите в баснях Крылова народные мотивы.

– Чем отличаются басни Крылова от басен Эзопа и Лафонтена?

В первой карточке представлены басни “Ворона и Лисица” .

Сразу бросается в глаза отличие в названии крыловской басни – “Ворона и Лисица”. Крылов, традиционно изображая Лису хитрой, изворотливой и находчивой, как в народных сказках, делает и Ворону особой женского пола, что позволяет Лисице сделать много комплиментов именно ее красоте. При этом финальный эпитет – Царь-птица – свидетельствует более о внешних достоинствах, нежели о возможностях стать “царем над птицами” (об уме Вороны и Лиса ни разу не вспоминает), как у Эзопа и Лафонтена.

Лексика крыловской басни полна народных выразительных слов и выражений, обращений, поговорок: Все не впрок; взгромоздясь; близехонько; плутовка; голубушка; перушки; носок; светик; в зобу дыханье сперло. Мораль направлена против льстецов, а не против глупцов, как у Эзопа и Лафонтена.

Во второй карточке приведены басни “Лисица и виноград” .

В этой басне Крылова мораль находится не в начале, а в середине текста. Мы встречаем знакомую нам по народным сказкам кумушку Лису, хитрую, но не всегда удачливую. Здесь много народных высказываний, пословиц, поговорок: Кумушка; глаза загорелись; как яхонты; отколь; хоть видит око, да зуб неймет; пробившись попусту; оскомину набьешь. Крыловская басня иллюстрирует пословицу, включенную в текст: “Видит око, да зуб неймет”.

У Эзопа мораль более пространна: бессильный человек винит обстоятельства. Лафонтен, наоборот, осуждает праздные сетования, жалобы – поэтому гордый отказ ему понятней.

В третьей карточке сравниваются басни “Старик и Смерть” .

В тексте Лафонтена приведены сразу две басни и три точки зрения: автора, Мецената и Эзопа. Они несколько отличны друг от друга. Крылов же следует за мыслью Эзопа. В крыловском варианте очень узнаваемы проблемы русского крестьянина: Подушное, боярщина, оброк – все эти социальные беды названы в тексте.

Лексика тоже узнаваема: Валежник; тащился; лачужка; кряхтя и охая; долой; она у нас не за горами, а за плечами; оторопев; вязанку; тошно.

Крыловские обвинения направлены не столько против человека, сколько против всего несправедливого жизненного уклада. Басня Крылова, как и басни его предшественников, носит философский, а не социальный или нравоучительный характер.

III. Герои басен Крылова

Задание. Соединить стрелками героев басен Крылова и те качества и понятия, которые они олицетворяют.

Волк и Ягненок Льстивые друзья

Волк на псарне Неблагодарный человек

Стрекоза и Муравей Несговорчивые друзья

Слон и Моська Несоизмеримость

Лебедь, Щука и Рак Легкомыслие и серьезность

Свинья под Дубом Коварный человек

Кукушка и Петух Хищник и жертва

– Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях, которые вы читали дома?

(Глупость, невежество, коварство, легкомыслие, неблагодарность, назойливость, несговорчивость, неумение, эгоизм, льстивость.)

– Какие словосочетания и предложения крыловских басен стали крылатыми выражениями?

(“В сердце льстец всегда отыщет уголок”, “Вороне где-то Бог послал кусочек сыру”, “Спой, светик, не стыдись”, “От радости в зобу дыханье сперло”, “У сильного всегда бессильный виноват”, “Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела; оглянуться не успела, как зима катит в глаза”, “Ты все пела? Это дело: так поди же попляши!”, “Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на слона” и другие.)

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение басни Крылова (на выбор).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Особенности басен И.А.Крылова

Басни Крылова охватывают широчайший круг тем, продиктованных самой жизнью, современной автору. В языковых средствах, образах Крылов идёт от фольклора.

В своих баснях Крылов искусно соединил книжную, поэтическую речь и разговорную, включая просторечия. Отсюда та необыкновенная лёгкость, простота языка, которыми не переставали восхищаться Жуковский и Гоголь.

Тексты басен И.А.Крылова содержат ряд форм и слов, ударение в которых не совпадает с современным. Например, в глагольной форме слово вертит:

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

Языку русской поэзии XIX века известны так называемые усеченные прилагательные. Внешне они похожи на краткие, но употребляются в не свойственной кратким функции определения (приветливы):

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло.

Лисица наделена живой разговорной речью, в которой много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (близёхонько, голосок, глазки, шейка, кусочек) обращений (сестрица, светик, голубушка,), просторечных слов (пёрушки). Крылов очень выразительно передаёт сладкую речь Лисицы. В этом ему помогает использование приёма речевой характеристики. В комплиментах Лисицы сквозит ирония. Иронией проникнуто авторское повествование. Это добавляет жизненности, создает условия для более трезвого вывода.

Язык, речь героев действует на усложнение сюжета басни, это приводит к углублению ее смысла. Часто встречающиеся в басне интонации устной речи ни в коей мере не выводят ее из области письменности, словесного искусства.


Задание 5 № 137

Опирайтесь на текст литературных произведений, учитывайте позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы. В сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений.

5.3. В чем состоят особенности жанра басни (на примере 2−3 басен И. А. Крылова)?

5.4. Как раскрывается в лирике А. С. Пушкина тема творчества, поэта и поэзии (на примере 2-3 стихотворений)?

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)


Задания Д1 C1 № 134

1.2.1. Это стихотворение как бы обрамлено довольно необычным для лирических произведений названием и довольно точной датой. Что это обрамление объяснило вам в тексте, что сделало более понятным? (Для ответа на этот вопрос можете представить, что стихотворение напечатано без названия и без даты - и сравнить свои впечатления).

И в пестрой суете людской

Все изменилось вдруг.


Задание 1 № 2121

1.2. Выполнит ли Петруша Гринев данный ему при расставании отцовский наказ (при ответе на этот вопрос приведите примеры из других фрагментов повести)?

Комментарии к сочинениям

Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм.

Между природой и человеком стираются границы. Люди постоянно сравниваются с птицами и зверями: с турами, соколами, воронами, кукушкой.

Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.

5.3. В чем состоят особенности жанра басни (на примере 2−3 басен И. А. Крылова)?

Особенности жанра басня:

а) главные герои басни — представители животного мира, названия животных пишутся с большой буквы, таким образом, автор проводит параллель с миром людей и прибегает к такому приему, как олицетворение;

б) в названии басни чаще всего заключено противопоставление, отсюда четкое деле-ние героев на положительных и отрицательных;

в) автор не описывает персонажей, потому что сам персонаж говорящий и излишняя характеристика не требуется, это настраивает читателя на определенное развитие сюжета и формирует у него определенный читательский горизонт ожидания, поэтому уже в начале произведения читатель отдает свои симпатии какому-либо персонажу;

г) язык басен прост и близок к разговорному, это делает басню доступной широ-кому кругу читателей;

е) в начале произведения либо в конце обязательна мораль, которая оформляется либо как вывод автора и, следовательно, стоит особняком от самого текста басни, либо мораль заключена в словах одного из персонажей.

5.4 .Как раскрывается в лирике А. С. Пушкина тема творчества, поэта и поэзии (на примере 2−3 стихотворений)?

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0

5. Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2

Допущены три-четыре речевые ошибки1

Допущены пять или более речевых ошибок0

Критерии оценивания грамотности

Художественные и жанровые особенности басен Крылова

Обычно Иван Андреевич в качестве образов выбирал животных. Основные его персонажи – Лиса, Волк и другие. За образами животных скрывались конкретные лица, отличавшиеся жадностью, глупостью, злобой и другими пороками, которые больше всего раздражали автора. Именно их он изобличал и высмеивал в своих произведениях.


Основные художественные особенности басен Крылова – приближение произведений к большим жанрам, а именно – к роману и комедии, при этом характерный стиль сохранился – поучение и мораль.

Роль автора в произведение принадлежит рассказчику. Персонажи басни создают историю, и тут же происходит ее развязка. Мораль текста Иван Андреевич преподносит в виде пословиц и поговорок, которые близки и понятны простому народу.


Художественные особенности басни Крылова можно перечислять бесконечно. Это и неудивительно, ведь автор в своих произведениях всего за несколько строк может обличить все пороки человека. Несмотря на то, что написаны они в 19 веке, басни актуальны и в наши дни.

Читайте также: