Сочинение на тему мое отношение к художественной литературе

Обновлено: 28.06.2024

Литература в жизни человека играет огромную роль. Она дает читателям понимание истории и различных культур на нашей планете, открывает для них такие понятия, как любовь, война и справедливость.

Литература приоткрывает окно в прошлое, позволяя читателям увидеть, как жили их предки и другие люди, как страна, в которой они живут, стала тем, чем она является сегодня. Литература также может позволить своим читателям взглянуть на ошибки, допущенные их предшественниками, и избежать их в будущем. Современная литература дает читателям представление о современной политике и жизни людей в разных странах.

Литература помогает читателям понять состояние человека и то, что делает его тем, кто он есть. Читая, люди переносятся в свой собственный мир со своими мыслями, где они могут развить свои собственные идеи об основных человеческих эмоциях, без смущения и без вмешательства других.

Литература может быть естественным средством для сна. Люди, которые не могут заснуть, часто читают на ночь, чтобы расслабиться и успокоиться. Чтение приносит пользу людям всех возрастов, но особенно полезно для снижения когнитивных нарушений и функций у пожилых. При чтении уровень стресса и беспокойства может уменьшиться больше, чем при прогулке или прослушивании музыки.

Сочинение №2

Нужна ли нам литература? Для чего мы читаем, с какой целью, может ли она нас чему-нибудь научить?

Для того, чтобы ответить на все эти вопросы вспомним наше детство и конечно же обратимся к произведениям русской литературы. Литература играет очень важную и незаменимую роль в жизни человека. Когда мы ещё не умеем читать наши мамы, папы и бабушки читают нам сказки о добре и зле, объясняя на примерах главных героев что хорошо, а что плохо. Когда мы становимся взрослыми, сами выбираем, какие книги нам читать и какое бы произведение мы не выбрали, оно обязательно нас чему-нибудь научит. Сейчас подростковое поколение часто не хочет читать произведения школьной программы, они не понимают какую роль сыграют эти произведения и как они помогут им в будущем. Во-первых, человеку свойственно учиться на ошибках, и конечно же лучше учиться на чужих ошибках, для этого и есть произведения великих писателей, которые прошли большой жизненный путь и имеют огромный жизненный опыт.

Во-вторых, читая книги, у нас повышается словарный запас, мы учимся правильно говорить, становимся интеллектуальнее и можем поддержать любую беседу, что очень важно в современном мире.

В литературе есть не только положительные, но и отрицательные герои. Читая, мы переживаем всю эту гамму чувств, с которыми, возможно, в своей жизни никогда не сталкивались и не столкнётесь. Во многих своих произведениях писатели и поэты описывают природу, которой мы можем насладиться и прочувствовать всю её красоту, просто прочитав то или иное произведение.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что литература играет несравненно огромную роль в жизни каждого человека.

3 вариант

В широком смысле слова литература - это совокупность любых письменных произведений. Чаще всего под этим понятиям понимают художественную литературу, то есть как вид искусства.

Литература – это средство познания мира.

Литература учит нас многим важным вещам, которые пригодятся в жизни. Например, быть добрым, честным, умению прощать, уважать старших, то есть становится лучше. С помощью нее мы становимся взрослее и мудрее. Литература развивает человека духовно, ведет его по верному пути. Она представляет собой взаимоотношения между людьми, историю человечества и бесценный опыт для каждого из нас.

К тому же, благодаря произведениям художественной литературы, пополняется наш словарный запас. Мы учимся говорить красиво и правильно. Формируется наш внутренний мир и обогащается наша речь.

Книги читают все, и взрослые и дети. Кто-то меньше, кто-то больше.

Литература присутствует в жизни человека с самого детства. Мы с детства растёт в окружении книг. И с детства мы слышим фразу о пользе чтения. Когда мы были совсем маленькими и не умели самостоятельно читать, мамы и бабушки читали нам сказки перед сном. Так происходило наше первое знакомство с литературой. Со временем взросления мы учились читать сами. В школе продолжалось наше изучение книг. В уже более осознанном возрасте, в школе мы читали произведения из обязательной школьной программы, а также брали книги в библиотеках, выбирая из собственных предпочтений. На данном этапе очень важно, чтобы учителя литературы смогли привить любовь к книгам. Учителя всё время говорят, что книги читать необходимо для развития интеллекта. Выходя из детства и юношества, люди часто забирают любимые книги с собой. Даже не являясь заядлыми читателями, мы часто слышим популярные цитаты и фамилии персонажей из известных нам книг.

Литература развивает воображение. Не зря говорят, что литература это полёт фантазии. Когда читаешь книгу, можно перенестись через года, через века как вперед, в будущее, так и назад, в прошлое. В такие моменты можно самому представить картины событий, придумать описание героев. Это настоящее волшебство.

К сожалению, в настоящее время литературные произведения теряют свою популярность. Я считаю, что литература играет важнейшую роль в формировании личности человека и обесценивать её недопустимо.

Роль литературы в жизни человека

Роль литературы в жизни человека

Популярные сочинения

Взгляду зрителя предстаёт страшная картина последствий после кровопролитных войн. Поле, на котором властвует смерть. Страшная картина. Пришёл неприятель и забрал жизни храбрых воинов.

Картина Александра Александровича создавалась в Крыму. Незадолго до начала Великой Отечественной войны. Скорее всего, Александр сам очень любил самолёты и всё, что с ними связано. В те годы почти все мальчишки мечтали быть лётчиками и космонавтами.

Литература, независимо от того, из какой страны она происходит, чрезвычайно важна для человека. Читая литературу, можно познать множество новой информации об интересных людях, определенном времени в жизни человечества. Эта информация настолько полезна по той причине, что человек может соотнести собственную жизнь с тем, что происходило когда-то давно. Умение правильно соотнести все это делает открывает перспективу избежать ошибок, сделать что-то полезное как для себя, так и для своего ближнего.

Кроме того, конечно, люди, которые много читают,

во все времена были наделены чрезвычайно ценными образованностью, эрудированностью и пониманием мира вокруг.

Для настоящего россиянина, жителя великой России, конечно, самой важной и ценной является родная русская литература. Особенность и главное отличие для русского человека в русской литературе заключается в том, что благодаря чтению русской литературы житель России может узнать главные особенности своей родины, а ведь это очень важно, ведь ему здесь всю жизнь жить. Литература содержит множество примеров того, как должен развиваться человек, какие у него должны быть цели, что может случиться, если

К примеру, если человек ознакомиться с произведениями Федора Михайловича Достоевского или Льва Николаевича Толстого, он может узнать множество полезной информации о загадочной русской душе, о ее внутренних особенностях, о том, насколько сложно или наоборот просто живется человеку в определенных жизненных обстоятельствах. Кроме того, можно узнать много полезной информации об определенных отрезках истории русского народа и нашей огромной и успешной земли. Русская литература является отличным источником для получения полезной информации о жизни в России, она важна для того, чтобы не повторять ошибок прошлого, уметь избежать проблем и бед на нашей земле.

Конечно, множество молодых людей изучают русскую литературу именно на уроках соответствующего школьного предмета. Поэтому то, как учитель подает материал, насколько он умеет заинтересовать учащегося в получении информации – это чрезвычайно важно. Я думаю, что мне с этим здорово повезло. У меня очень хороший учитель, который смог дать множество интересной информации о той литературе, которую мы изучали.

Благодаря этому обучение получилось очень эффективным и чрезвычайно интересным. Я желаю всем остальным учащимся достигнуть того же понимания русской литературы, что и я. Впрочем, я не планирую останавливаться на достигнутом и хочу продолжать свое обучение с тем, чтобы знакомиться с новыми и интересными произведениями от русских писателей.

Литература в жизни человека играет огромную роль. Она дает читателям понимание истории и различных культур на нашей планете, открывает для них такие понятия, как любовь, война и справедливость.

Литература приоткрывает окно в прошлое, позволяя читателям увидеть, как жили их предки и другие люди, как страна, в которой они живут, стала тем, чем она является сегодня. Литература также может позволить своим читателям взглянуть на ошибки, допущенные их предшественниками, и избежать их в будущем. Современная литература дает читателям представление о современной политике и жизни людей в разных странах.

Литература помогает читателям понять состояние человека и то, что делает его тем, кто он есть. Читая, люди переносятся в свой собственный мир со своими мыслями, где они могут развить свои собственные идеи об основных человеческих эмоциях, без смущения и без вмешательства других.

Литература может быть естественным средством для сна. Люди, которые не могут заснуть, часто читают на ночь, чтобы расслабиться и успокоиться. Чтение приносит пользу людям всех возрастов, но особенно полезно для снижения когнитивных нарушений и функций у пожилых. При чтении уровень стресса и беспокойства может уменьшиться больше, чем при прогулке или прослушивании музыки.

Сочинение №2

Нужна ли нам литература? Для чего мы читаем, с какой целью, может ли она нас чему-нибудь научить?

Для того, чтобы ответить на все эти вопросы вспомним наше детство и конечно же обратимся к произведениям русской литературы. Литература играет очень важную и незаменимую роль в жизни человека. Когда мы ещё не умеем читать наши мамы, папы и бабушки читают нам сказки о добре и зле, объясняя на примерах главных героев что хорошо, а что плохо. Когда мы становимся взрослыми, сами выбираем, какие книги нам читать и какое бы произведение мы не выбрали, оно обязательно нас чему-нибудь научит. Сейчас подростковое поколение часто не хочет читать произведения школьной программы, они не понимают какую роль сыграют эти произведения и как они помогут им в будущем. Во-первых, человеку свойственно учиться на ошибках, и конечно же лучше учиться на чужих ошибках, для этого и есть произведения великих писателей, которые прошли большой жизненный путь и имеют огромный жизненный опыт.

Во-вторых, читая книги, у нас повышается словарный запас, мы учимся правильно говорить, становимся интеллектуальнее и можем поддержать любую беседу, что очень важно в современном мире.

В литературе есть не только положительные, но и отрицательные герои. Читая, мы переживаем всю эту гамму чувств, с которыми, возможно, в своей жизни никогда не сталкивались и не столкнётесь. Во многих своих произведениях писатели и поэты описывают природу, которой мы можем насладиться и прочувствовать всю её красоту, просто прочитав то или иное произведение.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что литература играет несравненно огромную роль в жизни каждого человека.

Книга в моей жизни( сочинение)

Популярные сочинения

  • Сочинение по личным впечатлениям в форме письма 5 класс
    Лето. Море. Солнце. Песок. Это является мечтой для каждого человека. Но некоторым выпадает возможность жить на побережье и это очень дорого. Прекрасно иметь такую возможность.
  • Сочинение Описание рябины (рябинка)
    В русском лесу много деревьев, но есть одно, которое привлекает внимании к себе весь год. Это дерево стройная красавица рябина.
  • Сочинение на тему Что общего между мечтой и реальностью?
    Мечта и реальность. Абсолютно не совместимые понятия. Эти слова, в большинстве случаев употребляются как антонимы. Но это не всегда так.

Психологические плюсы

Предварительный просмотр:

Двадцать первый век. Век компьютеров, интерактивных систем и виртуальной реальности. Нужны ли современному человеку книги? Мой ответ – да. Книги нужны каждому человеку, ведь в круговороте современной жизни мы волнуемся о школе, работе, о том, заряжен ли наш телефон, и совершенно забываем о нашей душе, которая тоже нуждается в уединении и подзарядке. Книги – единственный в своем роде духовный лекарь, который может исцелить наш дух так же, как и положительные эмоции. Человек растет как интеллектуально, так и нравственно, читая. Для меня каждое прочитанное произведение является прожитой жизнью, после которой я набираюсь опыта и становлюсь мудрее. Некоторые просто не понимают ценность литературы и всего изложенного в ней. Я же, читая, научилась понимать человеческую натуру, что в ней сокрыто, мотивацию тех или иных поступков людей. А самое главное – научилась не судить людей, не узнав их истории.

Литература – искусство, и как у любого искусства, у нее есть свои имена, прославившие её. Я по-своему уважаю каждого писателя, внесшего вклад в развитие литературы, но особо выделяю несколько имен и произведений из всего прочитанного мной до сих пор. Так, моё обожание психологических романов переросло в любовь к произведениям Фёдора Михайловича Достоевского. С полной уверенностью могу назвать его нашим современником, в отличие от некоторых других классиков, потому что всё написанное им, является актуальным по сей день. Я восхищаюсь его слогом и испытываю эстетическое удовольствие от прочитанного. Достоевский — знаток русской души, удивляюсь каждый раз тому, как можно так точно и метко описывать человеческие чувства и эмоции, которые сокрыты очень глубоко.

Роль литературы в современном обществе

(Казаченко Юлия, студентка 3 курса специализации

Хореографическое творчество)

Литература в обществе всегда занимала большое место и имела конкретные задачи и определенные функции. Прежде всего, — эстетические и информационные. Литература могла быть для общества, как лучшим другом, так и самым жестоким критиком. Но и конечно литература всегда была отражением общественной жизни и являлась одним их двигателей культурологического процесса.

На разных этапах своего развития человечество размышляло о роли литературы в обществе. С изменениями, происходящими в жизни, люди тоже становятся другими. Процесс самовыражения захватывает все, превращая человека в раба своего времени, где все продается и покупается. Общество реальное разделяется на бедных и богатых, успешных и неуспешных. Чаще говоря о некоторых достижениях демократических прав свобод, при этом мы забываем о падении нравов. И именно литература является главной основой любого общества, носителем новых идей и духовного насыщения: в художественных произведениях пережитое страной предстает во всей своей полноте.

Литература способна очень серьезно влиять на своего читателя. Специалистами уже научно доказано, что художественная литература способна существенно влиять на массовое сознание, создавать ориентиры для развития людей. И если литература действительно учит прекрасному, учит распознавать добро и зло, представляя собой суть мыслей и размышлений лучших умов человечества, то сегодня она представляется одним из наиболее эффективных средств, которые могут сделать этот мир лучше, добрее. Ещё М. Горький писал: Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты .

Современная литература явление чрезвычайно неоднозначное. С одной стороны, литература и авторы стали более раскрепощенными, больше не ограничены ни цензурой, ни какими-либо рамками или канонами, как это было на протяжении многих веков в предыдущие годы. С другой же стороны, именно в связи с тем, что литература ничем и никем не ограничена, сегодня на рынке можно увидеть сотни наименований произведений, которые не только не имеют никакой художественной ценности, но и негативно влияют на современных читателей, формирование их художественного вкуса и на весь литературный процесс в общем.

Изменился и современный читатель. Как правило это человек среднего или пожилого возраста, которому чтение было привито еще во время Советского Союза (когда образование тоже не отличалось особой направленностью на развитие личности, а растило серую массу). Несмотря на то, что новый век информационных технологий дал людям безграничный доступ к лучшим библиотекам мира, возможность читать электронные книги и быть в курсе всего, чем живет современный литературный процесс, люди практически перестали читать книги.

Современные школьники и студенты в большинстве своем не читают вообще, умудряясь удачно и без ущерба успеваемости пропускать даже издания, ознакомление с которыми предполагает учебный курс. И это сказывается не только на общей грамотности современных молодых людей, но и на их мировоззрении, ценностных ориентирах, морали.

Размышляя о значении литературы в современном мире, обращаемся к Нобелевской лекции А.И. Солженицына, произнесённой на церемонии вручения, спустя несколько лет после присуждения ему премии. В своем выступлении он называет важные функции литературы: 1. Литература создает единую систему отсчета для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого; 2. Дает возможность человеку усваивать чужой жизненный опыт как собственный; 3. Передавать его от поколения к поколению, то есть быть живой памятью нации. Многое из сказанного и написанного А. Солженицыным сейчас воспринимается как пророчество. Не потеряли актуальность его высказывания о значении писательского слова в современном мире, прозвучавшие более 30 лет назад.

Он отмечает такую особенность мировой литературы, как единство: Я думаю, что мировой литературе под силу в эти тревожные часы человечества помочь ему верно узнать самого себя вопреки тому, что внушается пристрастными людьми и партиями; перенести сгущённый опыт одних краёв в другие, так чтобы перестала у нас двоиться и рябить в глазах, совместились бы деления шкал, и одни народы узнали бы верно и сжато истинную историю других с тою силой узнавания и болевого ощущения, как будто пережили её сами, — и тем обережены бы были от запоздалых жестоких ошибок. А сами мы при этом, быть может, сумеем развить в себе и мировое зрение: центром глаза, как и каждый человек, видя близкое, краями глаза начнём вбирать и то, что делается в остальном мире. И соотнесем, и соблюдем мировые пропорции . Писателя же он называет выразителем национального языка, главной скрепой нации. По его мнению, литература может помочь миру в его раскаленный час.

Литература вносит свою лепту в воспитание и развитие новых поколений, помогает открыть новые горизонты совершенствования человека, оставляя и свой заметный след для будущих поколений. От современной литературы требуется новый взгляд на обыденные вещи. Как бы не менялся человек, и как бы не смотрело на жизнь время, вечные ценности остаются неизменными. Он живет, наслаждается жизнью до тех пор, пока чувствует под ногами твердую почву. Но стоит этой почве пошатнуться, как человек открывает страницы откровения. И, конечно же, лучшим путеводителем в поисках истины всегда был и остается огромный пласт культурного наследия, несущий в себе опыт многих поколений.

Особенно большое влияние оказывает литература на подрастающее поколение. Поэтому литературное воспитание является одним из внешних факторов, способных повлиять на то, какая личность вырастет, какими чертами характера будет обладать.

Айзерман, Л.С. Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1997.

М.Горький. Собрание сочинений в издании Книга. Рассказ Читатель. 1923.

Солженицын, А.С. Нобелевская лекция. [Текст] / Нобелевская лекция А.Солженицына. 1972. с.7

Книги – это то, что окружает нас почти с рождения. Пока мы крохотные младенцы, нам читают колыбельные песенки, когда мы подрастаем, родители читают сказки на ночь, а после каждый из нас сам готов взять книжку в руки и погрузиться в удивительный мир приключений и волшебства.

Выходя из детства, юноша или девушка забирают любимые книги с собой. Литература окружает человека всю его жизнь. Даже не являясь заядлыми книжными фанатиками, мы часто слышим популярные цитаты из некоторых книг, фамилии персонажей, ставшие нарицательными в нашей обычной жизни. Даже многие фильмы сняты по мотивам той или иной книги.

Литература – часть нас и нашего существования в мире, кто и что бы ни говорил. Безусловно, она играет большую роль в жизни людей. Исходя из масштаба целого человечества, произведения литературы – очень ценный и незаменимый помощник в развитии и эволюции. Именно благодаря памятникам письменности мы узнали о жизни в Древней Руси или, например, о философских деятелях эпохи Античности. В книгах всех времен собраны удивительные факты, какими мы пользуемся до сих пор. Географические открытия, познания всех научных дисциплин, история той или иной нации – все это известно нам именно благодаря произведениям письменности.

Оценить роль литературы для каждого отдельного человека также не составляет труда. Для ребенка книга – первый источник знаний и толчок к развитию, не считая, конечно, его родителей. Благодаря детской литературе малыш учится мечтать, фантазировать и создавать в голове удивительные образы, развивает навыки общения и умственную деятельность. Все это очень важно в процессе социализации ребенка.

В школе обучение детей не может происходить без книг и учебников. Каждый раз ребенку нужно самостоятельно обращаться к учебникам по истории, биологии, физике и химии. Только там он может найти ценную информацию и расширить круг своих знаний.

Литература – это действительно очень ценный продукт, созданный человеком для человека. Ее роль в нашей жизни огромна, потому мы так тесно переплетаем любую нашу деятельность с книгой.

Книга пророка Иезекииля

Поэт (и вообще писатель), каким его представляет европейская культура, сохраняет в себе черты колдуна и пророка. Новалис и Малларме, Блок и Элиот не раз говорили о стихах как о своего рода магии, позволяющей вступать в контакт с высшими сущностями, обретать новое зрение и пробуждать дремлющие в мире силы.

Отдых и работа

Магия и пророчество

Прежде чем стать художественным, слово было волшебным.

Злой дух, злой демон, злой призрак… да не коснутся моего тела, да не свирепствуют передо мною… Небом будь заклят, землёй будь заклят.

Ассирийская молитва против злых духов

В сознании древнего человека волшебной силой в какой-то мере обладало любое слово: назвать имя человека, зверя или духа уже значило позвать, окликнуть его. Но когда эту силу намеревались использовать, её старались увеличить. Заговоры и заклинания намеренно отдаляли от обыденной речи: они были ритмичны, в них использовались необычные речевые обороты и странные слова (либо устаревшие, либо иноязычные, либо специально придуманные). Магические тексты насыщались повторами звуков, грамматических конструкций и т. п. — всё это потом у колдовского слова унаследует слово поэтическое.

Когда первобытная эпоха осталась позади, на смену шаманам пришли пророки. Пророк — тот, чьими устами Бог или боги говорили с людьми (во всяком случае, в это верили и сами пророки, и их слушатели).

Пророческое слово тоже звучало необычно — приёмы, выработанные издревле, были усвоены:

Вне дома меч, а в доме мор и голод. Кто в поле, тот умрет от меча; а кто в городе, того пожрут голод и моровая язва. А уцелевшие из них убегут и будут на горах, как голуби долин; все они будут стонать, каждый за свое беззаконие.

Потом уже были еще сказки Пушкина, множество сказок в обработке А. Толстого, замечательные стихи про зайку и бычка А. Барто. Ирина Токмакова, Борис Заходер и Остер со своими замечательными советами. И еще много всего.

Говорят, что интеллигентный человек не читает, а перечитывает. Я уже многое перечитываю не потому, что я не помню чего-то: просто мне хочется еще раз прикоснуться к замечательному русскому языку, снова окунуться в тогдашнюю атмосферу и почувствовать вкус и переживания той жизни. А для этого надо просто открыть книгу.

Другие темы: ← Повесть о Петре и Февронии Муромских↑ РазныеПоэт в России — больше, чем поэт →

Популярные сочинения

К их творчеству, к творчеству других русских писателей человек обращается всю свою жизнь: ищет ответы на волнующие душу вопросы, постигает науку взаимоотношений людей, полов, учится жить.

Великими писателями-психологами есть Ф.Достоевский, Л.Толстой, А.Чехов. На примере их литературных героев мы понимаем, что такое добро и зло, что помогает человеку развиваться и идти дальше. Мы понимаем, что такое соблазн, который ведет к нравственному падению человека. Читая их произведения, мы учимся делать правильный выбор в жизни, разбираться в людях и в себе самом, объективно оценивать окружающий мир.

Говоря о русской литературе, нельзя не вспомнить о русской поэзии, ведь творчество многих русских поэтов знаменито на весь мир.

Пушкин… Кто не любит его творчество? Дети любят его сказки, впервые влюбленная девушка утирая слезы читает любовную лирику поэта, а любители созерцать русские пейзажи наизусть цитируют те или другие его стихи. У них, правда, точность в подборе слов и поэтому в его творчестве мы находим себя. Читая его произведения, — мы верим ему, мы становимся лучше, мы исправляем свои ошибки, мы учимся любить.


Давайте вспомним творчество Некрасова. Его понимание простой русской души, души русской женщины – ни с чем не сравнимы. Строки его произведений проникнуты тревого за судьбу русского человека, пробуждают в нас чувство сострадания.

Вся русская литература учит быть человеком. Человеком – Личностью! Русская литература – это бесценное наше достояние, это учебник жизни, по которому учились наши родители, учимся мы.

Классическая литература — что это, и почему менялся этот список?

Казалось бы, такое обычное дело — понимать, какое произведение классическое, а какое нет, — на самом деле далеко не так уж однозначно. Есть общепризнанные имена — Пушкин, Достоевский, Булгаков — но и они далеко не всегда были в пантеоне классиков. Есть такие имена, которые многие сразу и не вспомнят, но они тоже в этом пантеоне. А есть, наоборот, те кто на слуху у всего мира, те, кем зачитываются люди самых разных стран и возрастов, но вряд ли они будут приглашены в тусовку каноничных и самых-самых.

Что за слово такое — классика?

Но нам же нужно разобраться, что такое классика в литературе.

Как классика соотносится с эпохой?

Понятное дело, что при жизни никого классиками не называют, за очень редким исключением. Так вот, те три грека сами себя никаким литературным каноном не объявляли, так сложилось исторически. Афины расцветали, потом из-за Пелопоннесской войны утратили своё влияние, потом и вовсе были захвачены Александром Македонским, а позже и римлянами. И именно римляне начали в своих школах изучать греческую литературу, хотя тот самый греческий мир на тот момент уже был утрачен.

Вот и появилось мнение, что литературный канон — это образцы, которые могут пережить даже крах мира, в котором они были написаны. То есть если произведение способно пережить сотни лет и оставаться всё таким же актуальным, то вероятнее всего это и есть классика. Поэтому, когда говорят о ком-то, что он при жизни уже стал классиком, то время, вполне возможно, ещё это опровергнет.

Скорее всего, у вас нет в запасе пары-тройки сотен лет, чтобы уж наверняка сказать, кто тут классик. Поэтому люди и пытаются научиться определять литературные каноны каким-нибудь другим способом. Так что попробуем рассмотреть подходы к литературным канонам с разных сторон и понять, как эти каноны возникают.

Классика как что-то популярное

Вы согласитесь, что степень классичности писателя очень редко как-то зависит от популярности?

То, что продаётся миллионными тиражами сегодня совершенно не обязательно пополнит список на обязательное чтение будущего школьника. Например, в своё время был очень популярным поэт Евгений Баратынский, живший в одно время с Пушкиным. Но сейчас его знают разве что филологи, многие его фамилию и не вспомнят. Писатель Пётр Боборыкин при жизни издал множество книг и заработал на них немало денег, но вы вообще хоть раз слышали его фамилию?

Может быть, связь обратная? Есть расхожее мнение, что, чтобы быть классиком, нужно чтобы при жизни тебя не оценили. Например, работы Эмили Дикинсон увидели свет только после её смерти. Франц Кафка был бы богатейшим человеком, если бы сегодня имел процент с продаж своих книг, но умер безвестным — если бы не его друг, который не выполнил последнюю просьбу Кафки сжечь его работы, мир бы вряд ли о нём узнал. Джон Китс тоже не был признан при жизни. Эдгару Алану По денег едва хватало на существование, но кто сейчас не знает его имя?

В противовес всем этим писателям и поэтам можно вспомнить хотя бы Толстого, который был чуть ли не самым влиятельным человеком в России в своё время, и даже спустя сотню лет актуальности не потерял. Более того, он один из тех, кого высоко ценят по всему миру, и его место среди канонических литераторов не подвергается сомнению.

Но что объединяет всех их сейчас? Сегодня их произведения популярны, продаются по всему миру, переводятся на десятки языков и, скорее всего, так будет и дальше. Все классические произведения сегодня, по факту, бестселлеры.

Так что нужно сделать оговорку в первоначальном утверждении: степень классичности писателя очень редко зависит от прижизненной популярности.


Классика как верность традициям

Также традиции могут быть в построении текста или сюжета, в жанрах, в способе рифмовки… да во всём.

А теперь самая интересная часть вопроса о том, как стать классиком с помощью традиций. Ведь, если все готовые формулы уже есть, то может показаться, что проще простого взять и написать книгу, которая будет соответствовать всем традициям. Казалось бы, она должна быть обречена на успех.

Но здесь работает очень интересный парадокс: те, кого впоследствии вписывают в канон, очень часто были в своё время новаторами, дерзкими и наглыми.

Да, традиция важна. Но важна она только в том случае, если автор, вобрав её в себя, переработал, приведя её в соответствие со своей современностью.

Получается, классики — не те, кто безоговорочно вписываются в традиции, а те, кто естественным образом продолжает её, задавая тренд всё новым и новым писателем. Писатель-классик — антенна; он должен предчувствовать потребности общества и ответить этим потребностям в соответствии с традицией, хоть и немного видоизмененной.

Классика как то, что изучается в классах

Сейчас мы затронули очень важную тему: любой классик должен быть связан с современностью, он должен быть актуальным, иначе какой в нём смысл? Классики помогают нам вести диалог с вечностью, в них, как в тесте Роршаха, мы можем найти ответы на свои вопросы. Ведь классика -это совокупный опыт многих предыдущих поколений.

Вот представьте, что вы хотите попасть в другую страну: вы можете идти пешком, а можете сесть в самолёт. Если вы хотите со всеми своими жизненными вопросами разобраться самостоятельно, исключительно своим опытом, — вы идёте пешком. А классические книги — это самолёт. И выбор здесь уже зависит от вас: дойти до чего-то самостоятельно или принять помощь прошлых поколений.

Поэтому классику изучают в школах — это уроки мудрости.

Но, к сожалению, то, что реально изучается в школах, может серьёзно расходиться с общепризнанным списком классики.

В общем, примерно с того времени официальные списки литературы цензурируются государством.

Вот, например, список классической литературы для изучения в десятом (выпускном) классе (1960 год):

Да и само чтение строго контролировалось: вспомните эти многостраничные предисловия, в которых читателю чётко и ясно объяснялось, что хотел сказать автор. Все биографии писателей были прилизаны, если раньше все они были непохожими, разными, живыми людьми со своими слабостями, то в Советском Союзе о них писали исключительно как о блестящих высоконравственных личностях, всю жизнь мечтавших о революции. К сожалению, такой подход встречается и до сих пор.

Классика как культурный код

Несоответствие официальной литературы настроениям общества очень часто порождает негласное разделение на людей, поддерживающих власть и читающих то, что разрешено, и на андеграунд. В Советское время, например, такая подпольная интеллигенция зачитывалась запрещёнкой, стал очень популярен самиздат. Вот как об этом вспоминал в своей книге Лев Рубинштейн:

Кто что считает классикой — вот что может объединять или разъединять людей. Получается, что классика это культурный код, знать её нужно, чтобы соответствовать тому обществу, в котором она канонизирована.

Это не значит, что нужно читать только классику. В конце концов, что-то, что уже написано сегодня, станет классикой завтра, так почему бы не стать вершителем судеб и не помочь какому-нибудь современному автору заявить о себе?

И да, можно в принципе классику и не знать, это, конечно, ваше дело. Но всё-таки мы живём в обществе, и с его культурным кодом тоже нужно считаться. Да и на самолёте путешествовать легче, чем пешком.

Язык художественной литературы

Язык художественной литературы — одно из важнейших средств художественного общения, система, которая воплощается в литературных текстах и функционирует в социуме как средство общения: 1) художника и действительности, 2) художника и созданного им художественного мира, 3) внеэстетической действительности и художественного мира, наконец, 4) читателя и художника, произведения, эстетической реальности. Язык художественной литературы демонстрирует максимум возможностей, которые имеет любой национальный литературный язык.

Под языком художественной литературы зачастую понимается поэтический язык. Это также неверно: в поэзии и прозе художественное слово существует по-разному. Как заметил В.Я. Брюсов, в прозе (художественной) слово это только лишь средство. Поэзия творит из слов, которые создают образы и выражают мысли; проза (художественная) — из мыслей и образов, выраженных словами.

Полезный материал по теме:

  1. Отличие художественной литературы от научной
  2. Роль художественной детали
  3. Значение литературы
  4. Предмет истории литературы
  5. Классовый характер литературы

Литература Родины

Для каждого человека родной литературой является та, которая написана в родной для него стране. Так, для человека, родившегося в России, это русская литература. Для других людей родной является татарская, мордовская, украинская, киргизская, чувашская и другие литературы.

Каждый человек ценит традиции своего народа и почитает авторов, которые писали на родном языке, описывая при этом жизнь родного народа. Такие писатели намного ближе, так как описываемое ими понимается почти сразу, а зарубежные произведения можно полностью понять лишь при изучении истории страны.

Книга – настоящая сокровищница мудрости. Читая книги, мы обогащаем свой внутренний мир, словарный запас, таким образом, мы становимся намного интереснее, как для самого себя, так и для окружающих.

Творческие работы учеников о книгах

Короткие сочинения про книги для 2–4 классов

Вариант 1

Книга — это наше сокровище знаний, которое мы должны ценит и уважать. С каждой прочитанной книгой, ты становишься умнее и мудрее. С раннего детства я очень люблю книги, потому что с детских сказок я забираю в свою жизнь поступки, которые делали герои.

Теперь если со мной произойдет поступок, который я прочитала, я подумаю и поступлю мудрее и с умом к этому. Я люблю читать приключения для меня – это самый интересный жанр. На летних каникулах я хочу прочитать много-много книг и из них выбрать лучшую для себя.

Вариант 2

У каждого человека есть своя любимая книга, которую он перечитывает, отрывки из которой помнит наизусть, героями которой восхищается и стремится им подражать. Моей любимой книгой является “Гарри Потер и философский камень”.

Чтение этой книги погрузило меня в необыкновенный сказочный фантастический мир. При чтении книги мне было интересно наблюдать за изменениями нашего мира, видеть, что он может быть совершенно иным, переплетаться и объединять в себе другие миры.

Мною была прочитана масса книг, однако эта книга, повествующая о маленьком волшебнике, произвела наибольшее впечатление.

Вариант 3

У меня дома есть хорошая библиотека. С раннего детства мама покупала детские книги Маршака, Чуковского, Михалкова и другие. Сейчас в библиотеке есть энциклопедии, фантастика. Книги мы располагали на полках и составляли картотеку, чтобы легче было найти книгу, которую захотелось прочитать.

Я становился старше, и библиотека моя наполнялась более серьёзными книгами. Появились книги на разные темы. Мне нравятся фантастические книги, поэтому они находятся на видном месте. В моей библиотеке есть книга, которая издана в 1728 году.

Всего в моей библиотеке около 2000 книг. Моя библиотека постоянно пополняется новыми книгами, которые помогают мне в учёбе и в жизни.

Эссе Книга – источник знаний (5–7 классы)

Как часто мы слышим слова, что книга – это источник знаний, кладезь мудрых мыслей и полезных советов. А задумывались ли вы, почему роль книг в жизни человека так высоко оценивают? Возможно потому, что в них собраны секреты тысячелетий.

Подумать только, с помощью слов, напечатанных на бумаге, мы можем прикоснуться к мыслям наших предков, перенестись в другие эпохи и прожить сотни других жизней.

Книга стала одним из первых источников информации. Многие заблуждаются, что с появлением интернета печатные издания уже не так ценны. Я с уверенностью могу сказать, что экран не заменит запаха книги и приятного шуршания страниц.

Если бы меня спросили, что бы я взяла на необитаемый остров, то я бы, не раздумывая, ответила: книги. Они могут заменить общение, поднять настроение, научить чему-то новому, подсказать, как вести себя в сложной ситуации.

Я не представляю свою жизнь без книг. Когда я была маленькой, мама читала мне сказки. Они научили меня разделять добро и зло, верить в чудеса, уважать старших, дружить. Получается, что книги воспитывают нас с самого детства, мы во многом обязаны им.

Я думаю, человек, который много читает, обязательно многого добьется в жизни, ведь в книгах он найдет ответы на все вопросы. Чем больше прочитанных книг будет в вашей коллекции, тем легче будет в жизни справляться с трудностями.

У меня дома есть небольшая библиотека. Почти каждый месяц она пополняется новыми книгами и постепенно растет. Я мечтаю собрать все самые интересные и полезные рассказы, повести, романы, которые прочла или еще прочитаю.

Хочется, чтобы мы больше ценили книги, относились к ним бережнее. Ведь информация и знания – это настоящее богатство, которое современному человеку доступно в виде книг.

Книга – мой лучший друг (7–9 классы

Мое первое знакомство с книгой произошло в очень раннем возрасте, когда я еще не мог даже сам читать. Красивые книги с яркими иллюстрациями, пахнущие типографской краской, мне читали мама и бабушка. А я просто слушал, затаив дыхание и переживал за главных героев сказок и детских рассказов.

Позже, когда я уже знал алфавит и мог читать, для меня открылся целый мир, огромный и бескрайний — мир захватывающих и очень разных книг.

Оказалось, что написано их невероятно огромное количество! Но каждая книга уникальна и неповторима по-своему.

Бывает так, что после прочтения очередного рассказа, очень долго не можешь прийти в себя и снова и снова переживаешь события, описанные автором.

Каждая книга оставляет в душе как бы свою частичку и свой неизгладимый след. Есть и такие произведения, которые хочется читать и перечитывать снова, как возвращаясь в знакомые и родные места, где снова встречаешься со своими старыми друзьями.

Я люблю читать книги, когда за окошком идет дождь или долгими зимними вечерами, когда из-за сильного мороза приходиться целыми днями быть дома. Но при этом с книгой я никогда не чувствую себя одиноким. Наоборот, мне захватывающе интересно, а порой и весело, если герои любимых книг мои задорные сверстники.

Книга может быть не только другом, но и учителем, и наставником. Многое из того, что я раньше не знал, теперь мне стало известно, благодаря книге. Она научила меня думать, анализировать и делать выводы.

Теперь я с уверенностью могу сказать, что книга мой лучший друг.

Сочинение на тему Книга в моей жизни (8–9 классы)

Я родился в семье, где книги были не какие-то бумажки, а нечто большее, это было главной ценностью моей семьи. И естественно, меня это тоже коснулось. С раннего детства я начал проявлять тягу к книгам, родители привили мне тягу к их чтению.

И вот, ровно в 5 лет я начал читать, это не было чем-то особенным, поскольку мой брат первый раз прочёл текст на три месяца раньше. Но, несмотря на это, я всё также люблю читать, за всё прожитое время у меня скопилось огромное количество книг, все они лежат в большом шкафу, и все их я постоянно перечитываю и добавляю туда еще больше новых книжек, сейчас тут чуть ли не библиотека, их действительно много.

Книга – как телепорт, переносит тебя туда, куда захочешь, в любое место вселенной, куда пожелает твой разум, всё лишь ограничивается размахом фантазии, но у меня с ней проблем не было.

Именно благодаря этому я смог побывать на месте героев басен (очень мне понравились именно басни Эзопа), не раз превращался в муравья, был участником морских сражений и выживал на необитаемых островах. С каждой новой книгой я бывал всё в разных и разных местах, на любом уголке света, и в будущем, и в прошлом.

Побывал как под водой, так и в космосе, смог пройтись по луне и марсу, потрогал солнце, стал врачом и частным детективом. Невозможно описать те эмоции, которые ты чувствуешь во время этих погружений, мозг будто засыпает и ты остаешься один на один со своей фантазией, это самое лучшее чувство, что я когда-либо испытывал.

Книги сыграли большую роль в моей жизни. Как только я научился читать, то я сразу принялся изучать тонны страниц текста, знакомился с художественными и научными произведениями, повышал интеллект, грамотность, ведь запоминая тексты, ты запоминаешь, как правильно писать слова, развил хорошую память.

В книгах собраны огромные чемоданы знаний, мыслей, эмоций. Я совсем не жалею, что уделял так много времени чтению, ведь благодаря им я добился многого, и это еще не предел.

Как книги влияют на человека – сочинение (8–11 классы)

Вариант 1

Книги – по сути, записанные мысли других людей. Такая, казалось бы, банальная, но весьма мудрая фраза была прочитана мною однажды.

Эта фраза звучала в контексте потребности искать собственные мысли и даже писать собственные книги.

Совет, в целом, стоящий, но, конечно, не каждому дано писать собственные книги. Более того, мне кажется, не каждый даже на самом деле способен продуцировать всегда собственные мысли.

Ведь мыслительный процесс является довольно трудным и на самом деле требует существенной концентрации. Мыслительная работа ничуть не легче физического труда, если выполняется грамотно.

При этом большинство людей не особенно приучены к тому, чтобы грамотно мыслить, этот факт легко подтверждается регулярными ошибками людей в сфере формальной логики, двойственностью взглядов и мировоззрения.

Таким образом, если люди читают книги, то они начинают приобщаться к культуре мыслительного процесса. Даже если речь идет о какой-то примитивной художественной литературе с простыми героями, такая книга все равно является продуктом интеллектуального труда.

Соответственно, читатель смотрит на этот продукт целиком и улавливает какую-то общую структуру и картину, из чего делает определенный вывод, как правило, близкий к такому, который хотел предоставить писатель.

Также книга является хорошим тренажером для ума, ведь чтение концентрирует сознание и позволяет не только усваивать мысли других людей (то есть автора) но и продуцировать собственные.

Иногда при чтении ловишь себя (точнее собственный ум) на размышлении на какие-то совершенно далекие темы. Потом вспоминаешь, как сюжет создал какие-то ассоциации и увел ум вдаль.

Этот пример является вариантом, когда сознание не контролируется. Однако, даже в такой ситуации человек в итоге учится отслеживать различные флуктуации своего ума.

Другим вариантом является, когда мысли героев книги, какие-то сюжетные ходы заставляют сознательно размышлять над той или иной темой. Этот вариант представляет собой сознательную концентрацию мысли и именно так книги учат самостоятельно размышлять. На мой взгляд, в этом и состоит основная задача.

Книги – учат мыслить. Да, они являются просто мыслями других, но иногда полезно узнать о чем думают другие.

Вариант 2

Всем нам интересно разговаривать с человеком, много знающим и способным ясно и четко излагать свои мысли. Это говорит о том, что он занимается самообразованием. Все это достигается в том случае, если вы дружите с художественной литературой.

Ведь именно, когда читаешь ту или иную книгу, то окунаешься в мир переживаний и интересов главных героев произведений. Во время чтения ты оказываешься совершенно в другом мире, также сопереживаешь и путешествуешь с персонажами.

Воспитать в себе те или иные черты характера возможно только в том случае, если занимаешься чтением с удовольствием. Вспомните, как с самого раннего детства, вам родители читали любимые сказки на ночь.

Именно добрые и интересные сюжеты помогали нам не только спокойно заснуть, но и заинтересоваться впоследствии другими произведениями. Будучи в школьном возрасте именно из книг мы узнаем много новой информации, пополняя тем самым свой словарный запас.

К сожалению, в наш современный век информационных технологий, большая часть времени проходит за просмотром фильмов по телевидению, просиживанию долгими часами в социальных сетях и компьютерных играх, тем самым подвергая напряжению головной мозг.

Поэтому все чаще встречаешь людей, которые не могут тактично разговаривать, употребляя в своей речи слова-паразиты, точно и ясно выразить свою мысль. У начитанного же человека редко встретишь такие моменты.

В жизни каждого из нас бывают проблемы, и самым лучшим лекарством для нашего настроения является чтение любимого произведения. Возможно, именно в нем вы найдете для себя ответ на решение своего вопроса. Читайте всегда и будете развитыми и образованными!

В книгах собраны духовные ценности человечества, которые каждый из нас имеет возможность воспринимать с детства и жить по нравственным законам, которые не дают ошибиться в этой жизни.

Итак, книги и действительно являются нашими надежными друзьями, которые помогут в решении многих жизненно важных вопросах.

Читайте также: