Сочинение на тему минарет калян

Обновлено: 25.04.2024

Минарет Калян, или большой Бухарский минарет, построен в период правления Арсланхана. Это самое высокое сооружение в городе (46,5 м). Дата постройки - 1127 год - частично сохранилась на одном из его терракотовых поясов.
Минарет представляет собой массивный круглый столб, сложенный из жженого кирпича на крепком алебастровом растворе. Внутри он полый и имеет винтовую каменную лестницу (104 ступеньки), слегка сужен кверху и увенчан цилиндрическим фонарем-ротондой с 16 арочными проемами.

Вложенные файлы: 1 файл

минарет.docx

Ученика колледжа ГГКЭИТ группы 2БД-1

Бухара - Минарет Калян

Минарет Калян, или большой Бухарский минарет, построен в период правления Арсланхана. Это самое высокое сооружение в городе (46,5 м). Дата постройки - 1127 год - частично сохранилась на одном из его терракотовых поясов.

Минарет представляет собой массивный круглый столб, сложенный из жженого кирпича на крепком алебастровом растворе. Внутри он полый и имеет винтовую каменную лестницу (104 ступеньки), слегка сужен кверху и увенчан цилиндрическим фонарем-ротондой с 16 арочными проемами.

Минарет служил местом призыва мусульман на молитву. По пятницам с вышки соседней мечети, по каменному мостику, связанному с минаретом, поднимались четыре муэдзина, которые провозглашали азан, затем с вышек остальных мечетей, которых в городе насчитывалось более 200, начинали призывать к молитве местные азанчи. Высокий минарет служил также и наблюдательным пунктом, откуда следили за появлением врага. До сих пор на его вышке сохранилось караульное помещение.

Существует мнение, что минарет выполнял роль маяка для торговых караванов.

Во время правления Мангытов с башни минарета сбрасывали вниз на каменную площадку осужденных на смерть. Отсюда и происходит позднее название минарета - Башня смерти.

Минарет занимает большое место в силуэте Бухары. Он выполняет роль городской доминанты. В узорчатой кладке его корпуса имеются элементы народного орнамента. В этой декорации ярко отразился своеобразный стиль, близкий к декорировке мавзолея Исмаила Самани. Но с другой стороны, стиль караханидской эпохи отличается от стиля периода Саманидов. Здесь утеряны глубина и легкость декорировки и подчеркнуты плоскость и расчлененность узорчатого рельефа.

Голубой пояс его фонаря представляет кладку XVI века. Старый фриз состоял из поливных плит (XII в.) светло-голубого цвета (фрагменты фриза хранятся в филиале Бухарского историко-краеведческого музея в Махасе).

В настоящее время минарет освобожден от наслоений почвы у фундамента, глубина которого более 10 метров. Нижняя часть корпуса реставрирована. Она представляет десятигранник, на котором стоит корпус минарета.

Минарет Калян alsamarkand.com

[vc_row][vc_column][vc_column_text]

Минарет Калян – господствующий над городом гигантский вертикальный столп. Значение его выходило далеко за пределы практического использования: для возглашения призыва на молитву – азан достаточно было подняться на крышу мечети, как это и делалось в первые века после установления ислама. Позже для этого стали использоваться различные вертикальные сооружения, разнообразные формы которых сложились у разных народов мира задолго до ислама.

Минарет Калян alsamarkand.com

Говорят, что, возводя минарет Калян, строитель его надолго скрылся, чтобы дать время хорошенько затвердеть ганчевому раствору. И только когда кладка превратилась в монолит, он принялся за окончательную отделку.

1920 г. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

В 1920 г. во время гражданской войны ствол и верхнюю часть минарета сильно повредило снарядами, но уже в 1923 г. венчающий карниз был восстановлен бухарским мастером Абдукадыром Бакиевым. В 1976 г. во время сильного землетрясения западная часть ремонтного карниза обрушилась и была восстановлена заново по старым фотографиям в 1980 г.

Внутри башни вьется кирпичная винтовая лестница, насчитывающая 105 ступеней. Купольное помещение внутри фонаря окружено обходной галереей, через проемы которой возглашали призыв на молитву 16 азанчей по пятницам в полдень.

Минарет Калян alsamarkand.com

Где бы ни заставал правоверного крик муэдзина, он тотчас, бросив все дела, должен был спешить на молитву. Ремесленники оставляли свои мастерские, замирала жизнь на базарах, и торговцы вместе с покупателями шли на молитву в мечеть. Поэтому для удобства, помимо того, конечно, что это считалось богоугодным делом, мечетей строилось очень много. В 1833 г., по свидетельству русского путешественника П.И.Демезона, в Бухаре было 300 мечетей. Большей частью они были мазаные глиняные и вмещали не более 60 человек. Это были гузарные, квартальные мечети.

По пятницам, считающимся у мусульман праздничным днем, совершается общий намаз – джума. Пятничная молитва происходит в полдень в особых городских мечетях, которых в Бухаре насчитывалось 10. Самой большой и торжественной джума-мечетью была мечеть Калян, возведенная на месте арсланхановской мечети XII в. Археологические исследования позволяют предполагать, что планировочная основа этого огромного сооружения восходит еще к XV в. Но облик мечети в том виде, как она дошла до наших дней, уже приходится на время правления в Средней Азии первых Шейбанидов. Дата 1514 г., отмечающая основные строительные работы, начертана в надписи на входном портале. Продолжая меценатские традиции предшествующей династии, узбекские ханы воздвигали в своих удельных столицах крупные постройки. Соборная мечеть Бухары масштабами своего плана почти не уступает пятничным мечетям Самарканда и Герата XV в., хотя объемы ее уже не столь значительны, а декор не так расточителен.

Мечеть в плане города занимает прямоугольную площадь размерами около 130х80 м. Она является классическим традиционным архитектурным типом джума-мечетей. Фасад выдержан в традиционном методе сочетания глухих участков стен и величавого пештака с глубокой нишей портального свода. Однако архитектурное новаторство бухарских зодчих проявляется здесь в системах перекрытий. Так, в лоджиях главного фасада оригинальны декоративные полусводики звездчатого очертания, а полусвод пештака имеет конструкцию крупных литых ганчевых ребер и щитовидных парусов на пересекающихся арках.

В нише под аркой портала надпись со стихом из Корана, в конце которой стоит дата 902 г. хиджры, т.е. 1514/15 г. В 1541 г. у входа главного портала была укреплена мраморная доска с высеченным на ней текстом указа хана Абдулазиза I о снятии с населения Бухары некоторых налогов (1541 г. долгое время считался датой окончания постройки мечети). Под указом есть имя каллиграфа Мир-шейх ал-Турани.

Пройдя через входной портал, попадаешь в традиционный прямоугольный двор с четырьмя айванами на осях. На продольной оси, напротив входного портала, стоит главное здание мечети, открытое во двор просторной аркой стройного айвана. Здание венчает двойной купол, облицованный голубыми плитками.

Вокруг двора располагаются купольные галереи, где 288 куполов покоятся на мощных столбах. В глубине галереи царят прохлада и полумрак. Аркады, несущие массу куполов, производят величественное впечатление. Среди купольных отсеков галереи можно найти такие точки обзора, когда в поле зрения окажется бесконечный ряд уходящих в перспективу, причудливо переплетенных между собой арок, сводов и куполков. Эффект перспективных сокращений продольных и поперечных арочно-купольных анфилад, переходные системы щитовидных парусов, образующих разнообразные звездчатые фигуры – огромное достижение и новаторство бухарских мастеров.

Минарет Калян alsamarkand.com

Главное здание заключает в себе крестообразный зал, на западной стене которого устроен грандиозный михраб, указывающий направление (кыбла) на Мекку. Он украшен укрупненным рисунком в сочных, ярких тонах, что выдает мозаику XVI в. При вскрытии наросших почти на 1 метр полов, под ними обнаружена панель из голубых шестигранных шашек, обрамленная мозаичными бордюрами с рисунком переплетающихся вьюнков, характерная для начала XV в. На боковой стороне михраба прочтено имя мастера Баязид Турани. Если предположить, что это имя одного и того же мастера (каллиграф ал-Турани на портале), то время исполнения михраба – 1541 г. Таким образом, мечеть Калян – памятник двух эпох в зодчестве Средней Азии, двух близких, но разных стилей.

НАШИ ТУРПАКЕТЫ:


http://ts3.mm.bing.net/th?id=JN.eFNs9rOvvAyQZlJc69NOsQ&w=198&h=139&c=7&rs=1&qlt=90&o=4&pid=1.7
http://ts2.mm.bing.net/th?id=JN.6JmQxahhVeWwo67Xr%2fNURQ&w=94&h=139&c=7&rs=1&qlt=90&o=4&pid=1.7
http://ts3.mm.bing.net/th?id=JN.q7Szi%2fgRmKm8KwSC9XVApQ&w=198&h=139&c=7&rs=1&qlt=90&o=4&pid=1.7

Появление минаретов как башен для созыва на молитву относится к концу VII-начала VIII в. Их архитектурными прототипами стали средиземноморские колокольни и маяки, а также восточные сторожевые башни постройки и китайские вертикальные пагоды. От первых минаретов в Центральной Азии остались только башни Х в. высотой до 10 м в Мервском оазисе. В XI-XII вв. Сельджукиды, Газневиды и Караханиды осуществили постройки гигантских минаретов как триумфальных башен ислама. Из них в Узбекистане сохранились Калян в Бухаре, минареты в Джаркургане и Вабкенте, в Кыргызстане — башня Бурана.

http://ts3.mm.bing.net/th?id=JN.39u9kHb7BiGAyPh5ytbspg&w=216&h=148&c=7&rs=1&qlt=90&o=4&pid=1.7
http://ts3.mm.bing.net/th?id=JN.JP3%2bkoCvAroUMYDuylNcFA&w=94&h=136&c=7&rs=1&qlt=90&o=4&pid=1.7

http://ts3.mm.bing.net/th?id=JN.PRPKR4A0z6Cv7QC2UvV0nw&w=135&h=155&c=7&rs=1&qlt=90&o=4&pid=1.7
http://ts1.mm.bing.net/th?id=JN.OwpZjzpm1NQm5ccCn7ICxQ&w=250&h=105&c=7&rs=1&qlt=90&o=4&pid=1.7

http://ts4.mm.bing.net/th?id=JN.52wwMzOD4knB%2bsP4JQC4Vg&w=100&h=151&c=7&rs=1&qlt=90&o=4&pid=1.7
http://ts2.mm.bing.net/th?id=JN.Ib4%2fj4Qk0kTnSDpe8zQG5g&w=216&h=154&c=7&rs=1&qlt=90&o=4&pid=1.7
http://ts2.mm.bing.net/th?id=JN.xwRU0D2a1lI%2b7Cw%2fC5woBQ&w=121&h=154&c=7&rs=1&qlt=90&o=4&pid=1.7

http://ts1.explicit.bing.net/th?id=JN.uYohAHmASxj9GRFhQSrqGg&w=228&h=149&c=7&rs=1&qlt=90&o=4&pid=1.7
http://ts2.mm.bing.net/th?id=JN.Ija6kA7hCSNmXF1CjS7YgA&w=239&h=153&c=7&rs=1&qlt=90&o=4&pid=1.7

Минарет почти девять столетий устойчиво высится в сейсмически опасной зоне, к которой относится Бухара. Секрет устойчивости минарета Калян в правильно выбранных соотношениях его отдельных частей, в конструкции фундамента и высоком качестве кирпичной кладке. У подножья минарета Калян раскинулся прекрасный архитектурный ансамбль — мечет Калян и медресе Мири-Араб.

Основные термины (генерируются автоматически): Бухара, Минарет, VIII, XI-XII, XV-XVI, кафедральная мечеть.

Бухара неторопливо и с величавым достоинством живет своим собственным ритмом жизни. В сердце Бухары скрыто множество секретов, а суфии говорят:
"У тебя нет глубины сердца, если в нем нет тайны".
Эту тайну вечной жизни передал нам уста Бако , проткнув голубое небо Бухары минаретом Калян.
Вспомним гендерный символ мужчины: стрела из круга. Бако хотел усмирить всю Вселенную. Ну что же: Он это сделал! Бако усмирил бирюзовое небо Бухары.

Минареты, как башни для созыва правоверных на молитву, начали строиться в Средней Азии в VII-VIII веках. Прототипами минаретов были средиземноморские колокольни церквей, морские маяки, китайские пагоды , сторожевые башни.
Минарет Калян-это визитная карточка города.
Его называют еще и Большим Бухарским минаретом.
Минарет обладая почтенным возрастом, ни разу не реставрировался!
Постараемся ответить на вопрос: как такое могло быть?
Исторические источники говорят, что минарет Калян построен на месте упавшего в 1127 году минарета.
В то время Бухара относилась к Караханидскому государству.
Инициировал идею возведения минарета Арслан-хан Мухаммад.-действующий караханидский правитель.
Он славился прогрессивными взглядами в градостроительстве.
Имя Арслан-хана запечатлено в одном из поясов украшения минарета. Как мы уже отметили,
Зодчим минарета был некто уста Бако .
Свое имя, а также год год постройки Бако также запечатлел в других поясах отделки минарета.
После кончины самого Бако, его похоронили в 45 метрах от основания минарета в том месте, которое он указал сам.
"Если минарет упадет, то пусть он упадет на мою голову"-так завещал Бако.
Легенда говорит: мастер создал фундамент минарета из алебастра, затворенного молоком верблюдицы, и пропал на два года.
За это время фундамент обрел прочность и рабочие приступили к кладке.
Цокольная часть минарета выполнена из камней, скрепленных специальной глиной.
Минарет сложен из кирпича в виде круглоствольной башни переменного сечения от 9 до 6 метров. Верхушку минарета венчает фонарь в виде цилиндра, украшенный шестнадцатью арочными проемами. Все проемы сквозные.
Оформление проемов завершает карниз-шараф, имеющий форму пышного сталактита.
105 ступенек винтовой лестницы ведут в ротонду- верхнюю часть минарета на высоту 45,6м. Это высота 15 этажного дома! Отсюда открывается пронзительный до катарсиса вид на Бухару.
Это как откровение свыше или причащение к вечности: так было всегда: и сейчас и 9 веков тому назад.
А потом следует обратить свой взор на минарет.

Снаружи поверхность минарета оформлена 12 декоративными узорами в виде геометрических фигур.
Ни один узор не повторяется! Кроме узоров в поясах начертаны исторические и религиозные куфические тексты.
Во все времена минарет исполнял множество функций. В первую очередь, отсюда муэдзин призывал на намаз в мечеть Калян.
Минарет выполнял роль сторожевой башни, с него зазывали людей на площадь при оглашении ханских указов.
Но есть и печальная сторона у судьбы минарета: его использовали для казни, сбрасывая осужденных. Поэтому минарет называют не только Большой башней, но еще и Башней смерти.

Шах уличил свою жену в неверности и приказал сбросить ее с минарета.
Его жена, будучи умной женщиной, надела все свои платья, подаренные ей шахом и спокойно спрыгнула с минарета.
Подолы платья раскрылись парашютом и женщина осталась жива.
А, следовательно, невиновна.
ЛЕГЕНДА 2

Когда Чингис-хан покорил разграбленный город, он поднял голову, чтобы взглянуть на верхушку минарета. Голову пришлось задрать так высоко, что у Чингиз-хана с головы слетел шлем.
Чингиз-хан наклонился за шлемом и произнес:"Я никогда и никому в жизни не кланялся. Это же достойное строение так величественно и грациозно, что оно заслуживает поклона".
Было или нет на самом деле, Калян загадочно молчит, предоставив нам возможность прикоснуться к тайне вечной жизни. Она проста и заключена в творениях человеческого гения.


Бухара — один из древнейших городов Средней Азии и один из наиболее великих торговых центров Великого шёлкового пути. Из всех городов Средней Азии Бухару отличает наиболее романтическое прошлое.


Бухара была основана в 500 г. до н.э., в VI веке до н. э. захвачена персидской династией Ахеменидов, в 329 году до н. э. — завоевана Александром Македонским, в 1220 году разрушена Чингисханом, затем перестроена Тимуром.



В Бухаре родились многие величайшие историки, ученые, писатели и мыслители, включая великого средневекового мистика Бахауддина Накшбанди — основателя эзотерической философии суфиев.


Бухара богата историческими памятниками архитектуры, их насчитывается около 140. Архитектурный ансамбль Пои-Калян, мавзолей Саманидов и другие являются лучшими образцами творений средневековых зодчих XI—XVII веков.


Пои-Калян — уникальный архитектурный ансамбль Бухары. Он возвышается на парадной площади Регистан и поражает своим величием. Комплекс состоит из трёх сооружений, построенных в XII-XVI веках: минарет Калян, мечеть Калян и медресе Мири Араб.


По археологическим исследованиям, под ныне существующей мечетью находятся остатки ещё двух. Нижняя из них является постройкой Арслан-хана (1102—1130). Вторая мечеть, первой четверти — середины XIV века. Третье, существующее сейчас, здание мечети было построено при Темуридах в XV веке в традиционном прямоугольном плане с украшением в виде поливной мозаики.


В 1542 году в нишу входного портала была вмонтирована мраморная доска с текстом указа от имени сына Убайдулла-хана Абдулазиз-хана об освобождении жителей Бухары от налогов.


Медресе Мири Араб — исламское образовательное, духовно-просветительское и мемориально-культовое сооружение XVI века. В 1993 году в числе других достопримечательностей Бухары внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Медресе Мири Араб было построено построено Убайдулла-ханом для шейха Абдуллы Йеменского в 1535—1536 гг. Здание достаточно большое — заключает в себя 111 худжр (худжра— келья) и два крестообразных зала: первый зал использовался в качестве мечети и лекционного зала, второй был усыпальницей Убайдуллы-хана и Абдуллы Йеменского.


По легенде, чтобы найти средства на постройку медресе Мири Араб, Убайдулла-хан продал в рабство 3000 пленных персов.


Минарет Калян – это величественная колонна, которую сложно не заметить из любой точки города. Для созыва на молитву муэдзин поднимался на вершину минарета и оповещал об этом всю округу.


Минарет Калян — самое древнее здание на площади, оно было построено в 1127 году Арслан-ханом и за почти 900 лет ни разу не ремонтировалось. Высота минарета Калян составляет 46,5 м, при нижнем диаметре 9,7 метров.


Минарет Калян был возведен зодчим по имени Бако, имя которого увековечено на карнизе сооружения. Минарет изготовлен из жженного кирпича, наверху его венчает фонарь, украшенный 16 сквозными арочными проемами. От минарета сооружен мостик, ведущий на крышу соседней мечети Калян.


Множество легенд связано с минаретом Калян.


Минарет Калян — это практически единственное в городе здание, не разрушенное во время захвата Бухары Чингисханом.


По легенде, когда завоеватель поднял голову, чтобы посмотреть на вершину минарета, у него слетела шапка, и Чингисхан был вынужден наклониться и поднять ее.

После этого Чингисхан решил не разрушать здание, перед которым он обнажил голову и поклонился.

Читайте также: