Сочинение на тему межкультурная коммуникация

Обновлено: 06.07.2024

Например, проблемами межкультурной коммуникации занимаются такие науки, как культурология, психология, лингвистика, антропология и социология. Каждая из этих наук использует свои подходы к изучению поставленных перед нею проблем, которые, к слову, являются далеко не одинаковыми.

К примеру, психология выявляет закономерности и тенденции в общении с точки зрения различий в человеческой психике; лингвистика проводит параллели между представителями различных культур путём сравнения и выявления общих черт в их языках; социология же смотрит на проблемы межкультурной коммуникации с позиции общественной жизни человека, его положения в обществе и социального статуса.

В процессе общения с представителями других культур причинами недопонимания очень часто бывают ошибки в объяснении поведения партнеров.

Часто такие люди допускают ошибки только потому, что незнакомы с нормами и правилами ритуальной коммуникации в другой стране. Ритуальная коммуникация в разных обществах не одна и та же. Она включает не только вербальную (словесную), но и невербальную (артикуляция и жесты) информацию.

В каждой стране они разные. Нам может казаться, что собеседник проявляет к нам враждебность, в то время как он просто пытается выразить свое одобрение. Например, на Тибете для этого высовывают язык! Стоит ли говорить, что такой жест без предварительного истолкования гидом туристической группы вызовет у представителей нашей страны в лучшем случае удивление.

Современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан противоборствующими тенденциями. Он противоречив, но взаимозависим, во многом целостен. Развитие общественных отношений сопровождаются углублением отношений общения и разветвлением связей человека с человеком, народа с народом, общества с обществом, то есть развитием процессов социальной коммуникации.

Работа состоит из 1 файл

эссе.doc

“ Межкультурная коммуникация в современном мире”.

Выполнил: Я.Я. Туманевич

В истории человечества миграция всегда играла важную роль. Она поддерживала процесс мирового экономического роста, способствовала развитию государств и обществ, связывала и обогащала культуры и цивилизации.

Современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан противоборствующими тенденциями. Он противоречив, но взаимозависим, во многом целостен. Развитие общественных отношений сопровождаются углублением отношений общения и разветвлением связей человека с человеком, народа с народом, общества с обществом, то есть развитием процессов социальной коммуникации.

Массовая межкультурная и межэтническая коммуникация - одно из тех важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии общественных отношений внутри каждой страны и между странами и народами.

Международная миграция растет не только по своим масштабам и скоростным показателям, она характеризуется также увеличением количества участвующих в ней стран и людей. В миграционные процессы вовлечены люди самых разных национальностей, которые говорят на разных языках, исповедают разные религии, живут по разным обычаям.

Смешение людей, представляющих различные страны и культуры, повлекло за собой как большие возможности так и большие вызовы.
Этнокультурное разнообразие, ставшее во многом результатом международной миграции, создавало в принимающих сообществах как инновационную динамику развития, так и серьезные проблемы, особенно в отношении социального единства.

Миграционные проблемы традиционно решались несколькими способами. Первый - не допустить мигрантов (особенно временных трудящихся мигрантов и лиц, ищущих убежища) в общество, лишив их перспектив интеграции. Второй заключается в том, чтобы заставить мигрантов отказаться от собственной культуры и ассимилироваться с образом жизни большинства. Третий способ - проводить политику, которая позволит всем членам общества - мигрантам и принимающему их населению –выражать их собственную культуру и убеждения при условии соблюдения ими правовых норм и признания ряда общих социальных ценностей.

Какую роль должно играть образование и каким оно должно быть, чтобы современный молодой человек чувствовал себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?

Мир, в котором мы живем, становится все теснее, он действительно начинает напоминать global village - большую полиязыковую и поликультурную деревню. И общение в этой планетарной деревне возможно только на основе межъязыкового и межкультурного взаимопонимания и взаимодействия.

На современном этапе развития общества становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран мира. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействия как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур. Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях.

Сегодня стало очевидным, что успешные и эффективные контакты с представителями других культур невозможны без практических навыков в межкультурном общении.

Стабильность и благополучие мира в третьем тысячелетии во многом будут зависеть от способности молодого поколения проявлять терпимость, уважать иные культурные и социальные особенности, от воли и желания понять друг друга и сотрудничать друг с другом, искать и находить пути урегулирования социокультурных конфликтов.

Хочется надеяться, что XXI век будет веком взаимопонимания, веком сотрудничества без этнических, расовых и культурных барьеров. Устранение этих барьеров зависит от воли, желания и способности людей разрешать возникающие межэтнические, межконфессиональные и межкультурные конфликты. Это возможно только на основе понимания и уважения социокультурных различий народов мира и практического осуществления основополагающих принципов межкультурной коммуникации.

Однако для успешной реализации концепции глобального образования и межкультурной коммуникации необходимо преодолеть ряд противоречий, которые, не будучи новыми, могут стать центральными в XXI веке. Суммарно их можно сформулировать следующим образом:

Противоречие между глобальным и локальным. Обретение уровня гражданина мира без утраты собственных корней.

Противоречие между принципами соревновательности и солидарности. Это классический вопрос, возникающий часто в сферах экономики, социального развития и образования. Чрезмерная абсолютизация соревновательности иногда приводит к забвению принципа равных возможностей.

Противоречие между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения.

Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Но это лишь частные проблемы межкультурных контактов. Основные причины их неудач лежат за пределами очевидных различий. Они - в различиях в мироощущении, то есть ином отношении к миру и к другим людям. Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. С большим трудом мы понимаем значения слов, поступков, действий, которые не характерны для нас самих. Наш этноцентризм не только мешает межкультурной коммуникации, но его еще и трудно распознать, так как это бессознательный процесс. Отсюда напрашивается вывод, что эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться.

С учетом этих противоречий актуальной задачей становится пересмотр этических и культурных аспектов образования, обеспечивающих каждому возможность понять другого во всем его своеобразии

Политика в области образования должна быть достаточно дифференцированной и построенной таким образом, чтобы она не стала дополнительным фактором, способствующим социально-культурному отторжению. Полный охват образованием и развитие личности не должны противоречить друг другу. Поэтому необходимо стремиться создать такую систему, в которой сочетались бы плюсы интеграции и уважение прав отдельной личности.

Образование должно знакомить как детей, так и взрослых с основами культуры, которые позволят им понять происходящие изменения. Это означает умение отбирать и интерпретировать факты, включая их в исторический контекст.

Воспитание межкультурной компетентности, бесспорно, является одной из целей современного образования. Именно система образования должна взять на себя нелегкую задачу избавления людей от устаревших этноцентристских взглядов и замены их на новые, этнорелятивистские, более соответствующие реалиям того единого мира, в котором мы живем. На это же должна быть нацелена политика современных государств, которые все больше становятся полиэтническими, а значит, проблемы аккультурации, формирование межкультурной компетентности выходят в их жизни на первый план.

В московской системе образования вопросы адаптации и интеграции мигрантов уже давно стали частью образовательного процесса, включены в планы и содержание столичного образования. Апробированы многие интересные нормативно-организационные подходы, созданы учебно-методические пособия. Работает сеть специализированных общеобразовательных учреждений, осуществляющих первичную адаптацию мигрантов.

В решении проблем социализации, создании благоприятной среды обитания личности существенная роль принадлежит предметам Русский язык и Русская литература, русская классическая литература содействуют воспитанию интернационализма и патриотизма, гуманизма и гражданственности, освоению общечеловеческих духовных ценностей, освоению общечеловеческих духовных ценностей, овладению русским языком как средством межнационального общения. Изучению русской литературы в контексте диалога культур способствует формированию поликультурной личности, знающей русскую культуру, историю, традиции, обычаи, менталитет русского народа, готового к диалогу с носителями других культур.

Наметившаяся тенденция перехода от идеи специального образования для разных по культуре к образованию для всех представляется концептуально важной. Такой подход ведет к познанию многообразия мира, знакомству с традициями различных народов и привитию навыков взаимодействия с людьми разных культур. Будущее за образовательными системами , при которых создаются условия для формирования личности, способной к установлению диалога с носителями различных этнокультурных ценностей.

Для нового этапа развития этнокультурного образования характерна ориентация на первоочередную задачу воспитания гражданской идентичности в сочетании с духовно-нравственным воспитанием.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: Абросимова А.

Студентка 2 курса ПО ИЗО-БЗ-17

пос. Электроизолятор, 2018г.

Для начала речь пойдет о коммуникации, которая действительно очень важна в жизни. Можно сказать, что без нее невозможно существование ни одной из сфер нашей жизнедеятельности. Что же такое коммуникация? Это возможность взаимодействовать друг с другом, основой которой является общение. Если говорить более простым языком, то коммуникация — это общение в разных его проявлениях. И если бы не было общения, что бы мы с вами делали? Я думаю сложно представить себе мир без коммуникаций. Ведь даже если мы не будем разговаривать, то сумеем общаться с помощью жестов, мимики, символов и т. д. Но иногда жестовая речь гораздо более выразительна, чем вербальная. А это тоже разновидности общения. Общаться можно не только при помощи слов и речи. Коммуникация включает в себя и речевые, и неречевые формы взаимодействия. Можно выделить также и письменную коммуникацию.

Мне кажется, что жизни без общения просто нет и не будет . Однако общение общению рознь. Один говорит грамотно, красиво, слова так и журчат ручейком и плавно переливаются. А другой общается рваными предложениями, грубыми словами, проглатывает окончания и норовит обидеть. С каким человеком мы дальше захотим продолжить отношения? Полагаю ответ очевиден.
Поэтому в коммуникации важно не только само наличие факта общения, а хочется больше отметить стиль общения и его содержание. То, что мы говорим, может различаться в зависимости от того, к кому мы обращаемся, где происходит процесс общения.

Из этого следует вывод, что в жизни встречаются разные сферы общения.

Общение – эта та составляющая, которая необходима нам всем. Но, тем не менее, иногда одной культуре очень сложно понять другую в силу многих различий. Ведь в коммуникации, повторюсь, принимают участие не только слова, но и взгляды, движения, жесты. И именно они чаще всего различаются у разных народов.

Расхождения могут быть настолько значительными, что улыбка, воспринимаемая нашей культурой как знак дружелюбия и расположения, у других народов может быть расценена как агрессия и оскал.

Да и сама речь не всегда понятна. Например, в любом живом языке существуют свои фразеологические элементы.

Носителями они воспринимаются совершенно нормально и не вызывают проблем с пониманием. Но для представителя другой культуры фразеологизмы могут быть абсолютно не понятны и даже недопустимы. Вот почему переводчиков обязательно обучают особенностям работы с лексикой и фразеологией в частности.

Любая существующая культура имеет свою историю, на основе которой и формируется мировоззрение того или иного народа. У всех свои собственные взгляды на мир, на жизнь, на общественные события. Это затрудняет коммуникацию между разными народами и культурами. Но я считаю, что мы – люди одной планеты, и поэтому должны уметь находить взаимопонимание.

Иначе совместное существование превратиться в попытки выживания и может стать невозможным. А такая ситуация в конце концов приведет к гибели всего человечества.

Коммуникация - это связь не только между людьми, но и между культурами, сообществами и ментальностями . Ключевая проблема заключается в том, как добиться успешной коммуникации между различными культурами. Следовательно, можно считать коммуникацию продуктом культуры или мостом между ними. Что касается межкультурной коммуникации, то она представляет собой способ достижения взаимопонимания с представителями различных культур. Не существует единого подхода к трактовке и объяснению барьеров на пути межкультурной коммуникации. В результате многие теории рассматривают межкультурную коммуникацию, которая будет проанализирована далее. Особенностью межкультурной коммуникации является не только установление контакта между культурами, но и преодоление барьеров и вызовов между ними.

Межкультурная коммуникация имеет стратегическое значение в связи с развитием интернета, технологий и глобального бизнеса. Межкультурная коммуникация предполагает понимание того, как разные люди могут воспринимать окружающий мир, общаться и говорить. Кроме того, такая коммуникация изучает дистанцию власти, невербальные различия, низкоконтекстные и высококонтекстные культуры, а также языковые различия как факторы, влияющие на коммуникацию между различными людьми. Этот вид коммуникации приобретает все большее значение в связи с усилением процесса глобализации и установления международных отношений. Это означает, что людям с разными языками и культурами необходимо найти общее понимание. Следует сказать, что межкультурная коммуникация является наиболее важной в бизнесе во время переговоров или принятия решений. Очевидно, что культурный контекст является здесь важной детерминантой . В результате для успешного ведения бизнеса необходимо знать особенности межкультурной коммуникации.

Чтобы понять особенности межкультурной коммуникации, необходимо определить ее наиболее эффективные теории. Таким образом, в данной статье анализируются важнейшие теории межкультурной коммуникации, барьеры, препятствующие этому взаимодействию, пути преодоления этих барьеров и последствия межкультурной коммуникации в международном бизнесе.

Теория 1: Теория кросс-культурной коммуникации Холла

Эдвард Холл представил свою теорию межкультурной коммуникации в 1976 году. Отсутствие межкультурной коммуникации стало движущей силой создания Холлом теории межкультурной коммуникации. Эдвард Холл проанализировал этот тип коммуникации в соответствии с информацией, пространством, временем и контекстом. Эта теория определяет два основных типа культуры: культура высокого контекста и культура низкого контекста. Оба типа культур оказывают влияние на бизнес и его деятельность. Межкультурная коммуникация, относящаяся к культуре высокого контекста, рассматривает отношения, убеждения, национальность и религиозные ценности как наиболее важные из них ( Congden et al ., 2009).

Теория 2: теория межкультурной коммуникации Хофстеда

Степень избегания неопределенности зависит от того, как люди разных культур чувствуют себя комфортно или некомфортно в конкретных ситуациях. Люди с высоким уровнем избегания неопределенности могут стать конформистами и не признавать своих мнений и убеждений. Люди с низким уровнем избегания неопределенности нуждаются в автономии и терпимости, но они терпимы по отношению к другим людям ( De-hua & Hui , 2007).

Индивидуализм характерен для британской и американской культур. Она предполагает предпочтение слабосвязанной социальной модели. Что касается коллективизма, то он включает в себя предпочтение жесткой социальной модели. Индивидуализм предполагает только заботу о них. Коллективизм основан на лояльности. Индивидуалисты полагаются на себя, используя местоимение “я”. Коллективисты используют местоимение "мы".

Аспект женственности и маскулинности не менее важен, когда речь заходит об анализе культурного контекста. Мужественность относится к материальному успеху, силе, ярости, героизму и самореализации. Что касается женственности, то она относится к заботе о слабых людях и качестве жизни, взаимоотношениях и скромности. Мужское общество-это место соперничества. В то же время самцы получают больше предпочтений. Женское общество более ориентировано на консенсус, чем мужское. Следовательно, мужское общество жесткое, а женское-нежное .

Преимущества и недостатки теорий межкультурной коммуникации

Очевидно, что теории межкультурной коммуникации Холла и Хофстеда являются ценными для объяснения межкультурных проблем. Следовательно, оба они заслуживают внимания. Однако обе теории имеют свои преимущества и недостатки.

Преимущества межкультурной коммуникации Холла связаны с разделением культур с учетом отношений с людьми, гибкостью времени, выражением реакции, связями людей и использованием вербальной и невербальной коммуникации. Такое разнообразие факторов доказывает, что эта теория сложна по своей структуре и дает полное представление о культурном контексте. Недостатки этой теории связаны с обвинением в обобщении и стереотипизации . Более того, эта теория не рассматривает людей как индивидов. Согласно теории межкультурной коммуникации Холла, один человек-это культура. Однако люди бывают разные. Следовательно, не следует рассматривать лень и неуважение к людям как результат культуры. Неправильно относить личные человеческие черты к культурным особенностям ( Lillis & Tian , 2010).

Преимущества теории межкультурной коммуникации Хофстеда связаны с измерениями, раскрывающими особенности культурного контекста. Надо сказать, что это обширный анализ людей через их конта кт с др угими культурами. Еще одно преимущество этой теории состоит в том, что она четко отличает одну культуру от другой. Однако этот подход имеет и свои недостатки, связанные со стереотипизацией . Например, разделение культуры на мужскую и женскую создает гендерные стереотипы и неравное отношение к женщинам во время переговоров. Более того, все эти измерения относительны, так как нельзя характеризовать культуру только по этим критериям.

Следовательно, объясняя или анализируя культурные особенности, следует применять теорию кросс-культурной коммуникации Холла и Хофстеда в комплексе, чтобы иметь адекватную картину ситуации. Кроме того, следует избегать стереотипизации , поскольку она является негативным явлением для межкультурной коммуникации.

Барьеры на пути эффективной межкультурной коммуникации

Без сомнения, существуют барьеры, препятствующие эффективности межкультурной коммуникации. Во-первых, стереотипы можно отнести к фактору, препятствующему эффективному общению между представителями различных культур. Большинство стереотипов являются оскорбительными и враждебными. Поэтому они могут привести к конфликтам и непониманию. Этноцентризм - это еще один барьер, связанный с предположением, что ценности и верования одной культуры превосходят те, которые существуют в другой культуре. Только терпимость и уважение помогут преодолеть этот барьер. Эмоциональные, когнитивные и поведенческие ограничения также могут формировать эффективную межкультурную коммуникацию. Очевидно, что представители любой культуры должны находиться в гармонии с чувствами и установками ( Lillis & Tian , 2010).

Языковые различия относятся к барьерам межкультурной коммуникации. Следовательно, во время переговоров лучше иметь квалифицированного переводчика, чтобы достичь общего соглашения. Человек не должен пытаться общаться с самим собой, если его знание языка не является совершенным. Разница в поведении - еще один барьер на пути эффективной межкультурной коммуникации, который ведет к непониманию. Например, смотреть кому-то в глаза считается нормальным в своей культуре, но грубым в других. Следовательно, следует изучать культурные особенности поведения, чтобы избежать запутанных ситуаций. Эмоциональное проявление также является вызовом для межкультурной коммуникации. Контроль над чувствами и эмоциями является обязательным, когда речь заходит о взаимодействии людей различных культур. Например, в некоторых культурах демонстрация разочарования, страха и гнева неуместны в деловой обстановке. Однако есть культуры, которые рассматривают сокрытие чувств как желание что-то скрыть ( Okoro , 2013).

В результате знание барьеров и вызовов межкультурной коммуникации является способом ее преодоления. Необходимо знать сходства и различия между культурами, чтобы сделать их движущей силой переговоров или принятия решений. Кроме того, крайне важно понимать особенности вербальной и невербальной коммуникации ( He & Liu , 2010).

Как преодолеть межкультурные барьеры

Не следует рассматривать межкультурные барьеры как нечто, что невозможно преодолеть. Существует множество способов решения этих проблем. Во-первых, изучение норм, правил и языка других культур необходимо для правильного решения возникающих проблем. Во-вторых, крайне важно иметь деятельность, показывающую, насколько язык и терпимость к нему ценны . Когда речь заходит о межкультурных барьерах в рабочей среде, следует обучать сотрудников методам и советам эффективного общения. Люди должны осознавать необходимость посредничества в конфликтах, связанных с культурными недоразумениями ( Lillis & Tian , 2010).

Другим способом преодоления межкультурных барьеров является изучение особенностей общения и взаимоотношений представителей других культур. Это хороший шанс произвести положительное впечатление и сохранить хорошие отношения. Умение вести переговоры - еще одно решение проблемы межкультурных барьеров. Переговоры помогут узнать больше о противниках или конкурентах другой культуры. Другой способ межкультурной коммуникации-этикет встреч. Такое решение будет способствовать уважению и вежливости и выявит высокий уровень высокой культуры. Кроме того, следует больше узнать об особенностях вербального и невербального общения, поскольку они варьируются от культуры к культуре.

Барьеры глобальных компаний

Межкультурные коммуникационные барьеры характерны в основном для глобальных компаний, поскольку они работают по всему миру. Первое препятствие связано с занятостью и общением с различными работниками ( Okoro , 2013). Например, в Mcdonald's предпочитают работать люди из других стран. Следовательно, она избегает вопросов разнообразия, чтобы укрепить свой позитивный имидж и уважительную репутацию в мире. Это означает, что у Mcdonald'S нет проблем с неравным отношением к сотрудникам с различными культурами, полами и этническими группами. Еще один барьер связан с отношениями компании с другими культурами ( He & Liu , 2010). Поскольку Mcdonald'S работает во многих странах, он должен знать язык культуры, ценности и убеждения, чтобы эффективно управлять бизнесом.

Язык - это ключевой барьер, с которым сталкивается глобальная компания. В результате сотрудники Mcdonald'S должны знать хотя бы один иностранный язык, так как это путь к новым контрактам, соглашениям и переговорам с новыми партнерами. Недаром в Mcdonald's работают самые разные люди, поскольку именно они являются движущей силой установления международных отношений. Кроме того, будучи глобальной компанией, Mcdonald's реализует международный маркетинг и менеджмент, чтобы быть чувствительным к любым культурным особенностям в бизнесе. Стиль управления в этой организации также связан с глобализацией и модернизацией. Очевидно, что компания конкурирует через границы, поскольку имеет дело не только с внутренними конкурентами, но и с глобальными. Следовательно, Mcdonald'S включает в себя межкультурную коммуникацию внутри организации, чтобы сделать сотрудников более компетентными и чувствительными к культуре. Следует сказать, что межкультурные барьеры могут стать вызовами. Однако нынешнее состояние мировой экономики и бизнеса делает эти препятствия движущими силами развития и роста. Межкультурная коммуникация стала критически важной, особенно когда речь заходит о финансовом успехе компании. В результате неадекватная межкультурная коммуникация может привести к проблемам с долей рынка, доходами и прибылью ( Lillis & Tian , 2010).

Значение инсайтов для межкультурной коммуникации в международном бизнесе

Очевидно, что международный бизнес достиг совершенства в межкультурной коммуникации, поскольку есть много последствий для дальнейшего изучения и внедрения на практике. Стремительное экономическое развитие и глобализация бизнеса требуют включения межкультурной коммуникации во все сферы деятельности. Следует отметить, что межкультурная коммуникация остается сложной задачей для бизнеса. Понимание межкультурной коммуникации будет связано с дальнейшей интернализацией и глобализацией бизнеса, становящегося все более практичным. Увеличение торговых операций в международном бизнесе требует привлечения специалистов в области культуры и трудоустройства более разнообразных работников ( Окоро , 2013).

Более того, межкультурная коммуникация должна анализироваться не только с помощью теории межкультурной коммуникации Холла и теории межкультурной коммуникации Хофстеда . Нужна такая теория коммуникации, которая позволит избежать обобщений и стереотипов, поскольку эти процессы могут усиливать межкультурные вызовы и проблемы, связанные с неравенством и дискриминацией. Очевидно, что межкультурная коммуникация предполагает самоконтроль и уверенность в себе в международном опыте. Более того, это способ избежать военных конфликтов, поскольку такой тип коммуникации предполагает осознание и уважение другой культуры, а также самосознание собственной культуры и идентичности. Межкультурная коммуникация имеет более глубокий смысл, чем принято думать, поскольку она может разрешить множество конфликтов (экономических, политических и военных) ( Окоро , 2013).

В заключение следует сказать, что теории межкультурной коммуникации Холла и Хофстеда являются лучшими для объяснения сильных и слабых сторон и барьеров межкультурной коммуникации в бизнесе. Согласно теории межкультурной коммуникации Холла, этот тип коммуникации должен быть проанализирован в соответствии с информацией, пространством, временем и контекстом. Эта теория определяет два основных типа культуры: культура высокого контекста и культура низкого контекста. Согласно теории межкультурной коммуникации Хофстеда , культура основана на следующих измерениях: дистанция власти, избегание неопределенности, индивидуализм против коллективизма и маскулинность против фемининности .

Преимущества межкультурной коммуникации Холла заключаются в следующем: разделение культур с учетом отношений с людьми, гибкость времени, выражение реакции, связи людей, использование вербальной и невербальной коммуникации. Недостатки этой теории связаны с обвинением в обобщении и стереотипизации . Преимущества теории межкультурной коммуникации Хофстеда заключаются в следующем: измерениях, раскрывающих особенности культурного контекста, детерминации одной культуры от другой. Недостатки этой теории связаны со стереотипизацией .

Ключевые барьеры для межкультурной коммуникации следующие: занятость и общение с разнородными сотрудниками, взаимоотношения компании с другими культурами, языком, отсутствие необходимых знаний и навыков. Один из них рекомендует такие способы преодоления межкультурных вызовов:

Барьерами межкультурной коммуникации являются занятость и коммуникация, язык, стиль управления и глобальная экономика. Межкультурная коммуникация имеет более глубокие последствия, связанные с разрешением конфликтов, глобализацией бизнеса и достижением глобального статуса.

Много связанных с культурой проблем имеют международный, и даже глобальный аспект. В то же время все большее значение приобретают воздействие, диалог, взаимопонимание различных культур. Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические корни.

Содержание

1. Коммуникация: понятие и виды
2. Межкультурная коммуникация
3. Теории межкультурной коммуникации
4. Аксиомы межкультурной коммуникации
5. Уровни процесса МК
Заключение
Список использованных источников

Введение

Много связанных с культурой проблем имеют международный, и даже глобальный аспект. В то же время все большее значение приобретают воздействие, диалог, взаимопонимание различных культур. Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические корни.

И, следовательно, данная тема актуальна на сегодняшний день.

В данной работе изложены роль и значение межкультурной коммуникации, а также определение, виды и основные понятия коммуникации в целом.

1. Коммуникация: понятие и виды

Коммуникация (От лат. Communico — делаю общим) — в широком смысле — обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Коммуникация есть сложный, символьный, личностный, транзакционный и часто неосознаваемый процесс, который с необходимостью является неточным. Коммуникация позволяет участникам выражать некоторую внешнюю по отношению к самим участникам информацию, внутреннее эмоциональное состояние, а также статусные роли, в которых они пребывают друг относительно друга. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

Основные цели коммуникации: обмен и передача информации; формирование отношения к себе, людям и обществу; обмен деятельностью, технологиями; обмен эмоциями; изменение мотивации поведения.

Функции коммуникации: информационная; социальная; экспрессивная (мыслительная), прагматическая — регламентирует поведение человека в определенных ситуациях общения; интерперцептивная — понимание партнера, его намерений, установок.

Интраперсональная коммуникация — разговор с самим собой.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Массовая коммуникация — систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Массовая коммуникация ориентирована на большое количество людей.

Межличностная коммуникация — коммуникация, в которой участвуют двое коммуникантов.

Слухи — тоже вид коммуникации, в процессе которого вызывающая повышенный интерес информация разной степени достоверности, с трудом поддающаяся проверке, быстро передается людьми друг другу и становится достоянием широкой аудитории.

Фиктивная коммуникация — общение с адресатом, существующим только в воображении адресанта

Межкультурная коммуникация — общение, осуществляемое в условиях столь значительных культурно обусловленных различий в коммуникативной компетенции его участников, что эти различия существенно влияют на удачу или неудачу коммуникативного события.

2. Межкультурная коммуникация

Большинство специалистов считают, что говорить о межкультурной коммуникации можно лишь в том случае, если люди представляют разные культуры и осознают все, не принадлежащее к их культуре, как чужое.

Отношения являются межкультурными, если их участники не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. — М., 1989.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Межкультурной коммуникации присущ ряд особенностей, которые делают ее более сложной, требовательной и трудной, чем внутрикультурная или межличностная коммуникация.

Наконец, межкультурная коммуникация основывается на процессе символического взаимодействия между индивидуумами и группами, культурные различия которых можно распознать; восприятие и отношение к этим различиям влияют на вид, форму и Результат контакта. Каждый участник культурного контакта располагает своей собственной системой правил, функционирующих. Таким образом, чтобы отосланные и полученные послания могли быть закодированы и раскодированы. Признаки межкультурных Различий могут быть интерпретированы как различия вербальных и невербальных кодов в специфическом контексте коммуникации. На процесс интерпретации, помимо культурных различий влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуниканта. Поэтому степень межкультурности каждого конкретного акта коммуникации зависит от толерантности, предприимчивости, личного опыта его участников.

Межкультурную коммуникацию следует рассматривать как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. — М., 1989.

В межкультурной коммуникации выделяют сферы макрокультуры и микрокультуры.

Типы культуры выделяются по континентальному признаку и из-за своей масштабности получили название макрокультур. Между макрокультурами существуют глобальные различия, которые отражаются на их коммуникации друг с другом. В этом случае межкультурная коммуникация проходит вне зависимости от статуса ее участников, в горизонтальной плоскости.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Многие люди входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными особенностями. Со структурной точки зрения — это микрокультуры (субкультуры) в составе макрокультуры. Каждая микрокультура имеет одновременно сходство и различие со своей материнской культурой, что обеспечивает их представителям одинаковость восприятия мира. Иными словами, субкультурами называются культуры разных социальных групп и слоев внутри одного общества. Поэтому связь между субкультурами протекает внутри этого общества и является вертикальной.

Внутри каждой сферы межкультурная коммуникация происходит на разных уровнях. Можно выделить несколько типов межкультурной коммуникации на микроуровне.

Межэтническая коммуникация — это общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы). Чаще всего общество состоит из различных по численности этнических групп, которые создают и разделяют свои субкультуры. Свое куль-турное наследство этнические группы передают от поколения к поколению и благодаря этому они сохраняют свою идентичность среди доминирующей культуры. Совместное существование в рам-ках одного общества естественно приводит к взаимному общению этих этнических групп и обмену культурными достижениями.

Коммуникация среди социальных классов и групп — основывается на различиях между социальными группами и классами того или иного общества. В мире нет ни одного социально однородного общества. Все различия между людьми возникают в результате их происхождения, образования, профессии, социального статуса и т.д. Во всех странах мира расстояние между элитой и большинством населения, между богатыми и бедными довольно велико.

Оно выражается в противоположных взглядах, обычаях, традици-ях и др. Несмотря на то, что все эти люди принадлежат к одной культуре, подобные различия делят их на субкультуры и отражается на коммуникации между ними.

Коммуникация между представителями различных демографических групп: религиозных, половозрастных. Общение между людьми в данном случае определяется их принадлежностью к той или иной группе и, следовательно, особенностями культуры этой группы. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. — М, 1983.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Региональная коммуникация возникает между жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться. Так, например, жи-тели одного американского штата испытывают значительные затруднения при общении с представителями другого штата. Жители Новой Англии отталкивает приторно-сладкий стиль общения жителей южных штатов, который они считают неискренним. А житель южных штатов воспринимает сухой стиль общения своего северного друга как грубость.

Коммуникация в деловой культуре. возникает из-за того, что каждая организация (фирма) располагает рядом специфических обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание.

Общей характерной чертой всех уровней и видов межкультурной коммуникации является неосознанность культурных различий ее участниками. Им кажется, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориентируются, одинаково понятны и доступны всем людям. И только сталкиваясь с представителями других культур, обнаруживая, что привычные модели поведения перестают работать, обычный человек начинает задумываться о причинах своей неудачи.

3. Теории межкультурной коммуникации

Теория адаптации Я. Ким. Адаптация — это сложный процесс со многими составляющими, в ходе него человек постепенно, по нарастающей, привыкает к новой обстановке и новому общению. Большая Советская Энциклопедия. Александров В.В.

Координированное управление значением и теория правил. Человеческая коммуникация по своей сути очень несовершенна, поэтому идеальное и полное взаимопонимание — это некий недостижимый идеал. Поскольку не все акты коммуникации имеют определенную цель, достижение взаимопонимания становится совсем не обязательным. Целью становится достижение координации, что возможно при взаимодействии, понятном для его участников. При этом в конкретном контекст происходит управление значениями и идет их индивидуальная интерпретация. Важно не то, насколько принятые в данном общений правила являются социальными, а то, насколько эти правила согласованы между собой в сознании каждого участника коммуникаций.

Конструктивистская теория. У всех людей есть особая когнитивная система, с помощью которой они могут интерпретировать слова и действия других довольно точно и аккуратно. Но поскольку культура влияет на индивидуальную схему развития человека, у представителей разных культур формируются разные взгляды и возможности восприятия. В ходе инкультурации человек приобретает взгляд на мир, отличный от того, который существует у представителя другой культуры. Таким образом, формируется когнитивное сознание человека, которое может быть простым или сложным, а оно в свою очередь влияет на индивидуальное коммуникативное поведение и адаптационные стратегии.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Теория конфликтов. Считает конфликты нормальным поведением, формой социальных действий, регулируемых нормами каждой культуры. Таким образом, в каждой культуре существуют свои модели конфликтов. Существуют культуры, представители которых уделяют большое внимание причинам конфликтов, чувствительны к нарушениям правил, часто полагаются на интуицию при урегулировании конфликта.

4. Аксиомы межкультурной коммуникации

Чем больше степень доверия между людьми, тем более важной считается информация, которая поступает в результате общения между ними. Любой коммуникации присуща некоторая двусмысленность и неясность.

Существует набор установленных жестов и ритуалов, который мы понимаем и ожидаем от партнера.

Существует мнение, что решение о продолжении или прекращении контакта принимается в первые четыре минуты разговора. Уже в первые две минуты мы делаем выводы о том, нравится этот человек, понимает ли он нас и не тратим ли мы зря времени.

Системы коммуникаций в различных культурах передаются от поколения к поколению и усваиваются в процессе инкультурации. Для каждой культуры существуют единственно приемлемые стадии общения.

Нужно развивать быстроту мышления и умение выражать свои мысли разными способами, то есть объяснять одну и ту же идею no-разному. Успех во взаимодействии с людьми следует рассматривать как успех в выполнении какого-то индивидуального задания. Способность быть посредником между людьми, правильно представить собеседников друг другу, сказать нужное слово в нужной ситуации — неоценимое умение для межкультурной коммуникации.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Наряду с ранее существовавшими и ставшими классическими средствами коммуникации возникли и распространяются средства массовой коммуникации, способные вовлекать в коммуникативный процесс широчайшую аудиторию. Но что особенно важно — они превращают культуру в общественную потребность, соединяют воедино информацию о состоянии мира.

5. Уровни процесса МК

Любой факт и процесс межкультурной коммуникации может быть охарактеризован по уровню/глубине проникновения коммуникантов в контактирующие культуры. С этой точки зрения могут быть выделены следующие уровни:

1) культурное взаимоприятие;

2) культурное взаимопонимание;

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заключение

Изучение данной темы долгий и трудоемкий процесс, т.к. ежедневно структура и отношения, как межличностные, так и международные находятся в процессе изменения.

Но, тем, не менее, данная тема многогранна и интересна. Я рассмотрела главный аспект данной темы, остановившись на основных понятиях, видах, и теориях межкультурной коммуникации.

Читайте также: