Сочинение на тему междометия

Обновлено: 04.07.2024

Данная исследовательская работа была предсталена на IV городской научно-практической конференции Магнитогорского научного общества учащихся "Первые открытия" в 2015 году.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_rol_mezhdometiy_v_rechi.doc 153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Направление (секция): гуманитарные науки (русский язык)

Бабина Анастасия Валерьевна

Коновалова Елена Викторовна,

учитель русского языка и

  1. Введение …………………………………………………………. 3
  1. Актуальность темы………………………………………………. 4
  2. Цели. ………………………………………………………………. 4
  3. Задачи……………. …………………………………………………4
  4. Методы исследования……………………………………………….5
  5. Практическая значимость работы …………………………………5
  1. Обзор литературы по выбранной теме …………………………….6
  1. Характерные признаки междометий ………………………………6
  2. Из истории исследования междометий . ………. 7
  3. Классификация междометий. ……………………………………8
  4. Междометия в значении других частей речи…………………. 12
  5. Стилистическое использование междометий ……………………13
  1. Практическая часть………………………………………………. 16
  2. Заключение. 18
  3. Список использованной литературы. 19
  4. Приложения. 20

До сих пор иногда возникают споры о том, находятся ли вообще междометия в ведении лингвистики. Может быть, это неосознанный выкрик, инстинктивная реакция на что-то, свойственная не только человеку, но и животному? Однако сегодня уже мало кто придерживается подобного мнения.

Несомненно, что междометия – древнейшая часть речи, история которой насчитывает десятки тысяч лет. Междометия характеризуют эмоциональную сферу языка и необходимы в нашем общении так же, как и любые другие части речи.

Я выбрала эту тему, потому что междометие - самый малоизученный грамматический класс, который в силу своего промежуточного положения в общей системе частей речи современного русского языка не получил еще полного, всеобъемлющего определения и исследования.

Междометия являются формирующимся, активно пополняемым классом слов. Проникая в русский литературный язык, междометия привносят с собой характерную для них в живой разговорной речи экспрессию, яркую эмоциональность и потому требуют обратить на себя внимание как на малоисследованное, но очень яркое стилистическое средство.

Показать, как важно употребление междометий в нашей речи. Проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся старших классов средней общеобразовательной школы и их родителей, с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими междометий.

- познакомиться с научной литературой о междометиях;

- выявить, каковы характерные признаки междометий;

- рассмотреть классификацию междометий с точки зрения происхождения, структуры и значения;

- проанализировать употребление междометий в значении других частей речи;

- рассмотреть использование междометий в разговорной речи, в художественной литературе, в публицистике;

- исследовать использование междометий в речи современных школьников через анкетирование;

- сделать выводы, какова роль междометий как стилистического средства.

Для решения поставленных задач использован социометрический опрос и интервьюирование; сбор и систематизация эмпирических материалов, анализ и интерпретация полученных данных, а также анкетирование и метод включенного наблюдения.

Знание междометий и умение распознавать их в тексте поможет нам сделать собственную речь более живой и эмоциональной, научит видеть даже в маленьком незначительном слове часть единого, прекрасного, живого языка.

2.1. Характерные признаки междометий.

Междометие – это часть речи, включающая неизменяемые слова, служащие для выражения эмоций, чувств, побуждений, душевных состояний, но не называющие их.

В связной речи междометие выступает или как отдельное слово в предложении, или как самостоятельное односоставное предложение.

Междометия не относятся к основным частям речи, так как они не изменяются по родам и числам, не делятся на морфемы, не являются членами предложения, хотя и могут употребляться в значении других частей речи.

Междометия нельзя отнести и к служебным частям речи. В отличие от союзов, они не выполняют функцию связи членов предложения или частей сложного предложения. В отличие от предлогов, не выражают зависимость одного слова от другого. В отличие от частиц, не придают дополнительных смысловых оттенков словам или предложениям.

Междометия не имеют синтаксической связи с другими словами: ни от кого не зависят и никого себе не подчиняют.

Междометия – характерная принадлежность устной речи. В художественных произведениях они используются, главным образом, в диалогах. Для междометий характерна особая экспрессивная интонация, повышение тона. Некоторые из них в разговоре сопровождаются мимикой и жестами.

По своей внешней форме междометия чаще всего являются короткими возгласами, например : о! ах! эй! ага! ура! брысь! на! стоп! ха-ха-ха!.

Вместе с тем их нельзя считать непроизвольными (рефлекторными) выкриками, так как содержание междометий осознается людьми и используется как средство общения. Следовательно, междометия – это осмысленные речевые знаки выражения человеческих чувств и волеизъявлений.

2.2. Из истории исследования междометий.

В последующих научных исследованиях природа междометий определялась неоднозначно и сводилась к трем различным точкам зрения:

- междометия — это разнородный по составу синтаксический класс, стоящий вне деления слов по частям речи;

- междометия входят в систему частей речи, но стоят в ней изолированно;

М. В. Ломоносов объединял междометия в одну группу с наречиями и местоимениями и считал, что они выполняют одну общую сократительную функцию.

2.3. Классификация междометий.

Междометия принято классифицировать по происхождению, по структуре и по значению.

По происхождению междометия делятся на непроизводные (или первообразные) и производные.

Первообразные междометия не соотносятся с какими-либо знаменательными частями речи и могут состоять:

а) из одного гласного звука: а! о! э! и! ;

б) из гласного и согласного звуков: ай! ой! эй! эх! ах! уф! ух! ;

в) из согласного и гласного звуков: ба! на! ша! фу! фи! но! ;

г) из двух гласных и согласного между ними: ага! увы! ого! угу! ;

д) из двух согласных и гласного между ними: цыц! кыш! гоп! ;

е) из одних согласных звуков: тсс! брр! гм! шш! ;

ж) из нескольких (трех и более разных звуков): баю! тьфу! тпру!

Некоторые первообразные междометия могут быть удвоенными или утроенными: ой-ой-ой! ха-ха! о-го-го! а-а-а! , а также могут употребляться с частицами: ну-ка! ой ли! ну же!

Производными называются междометия:

а) образованные от слов других частей речи:

глаголов: помилуй! подумаешь! здравствуйте! погоди! ;

существительных: батюшки! дудки! черт! крышка! ужас! ;

местоимений: то-то! вот тебе! ну тебя!;

наречий: довольно! полно! прочь! ;

б) образованные от слов, заимствованных из других языков:

алло! стоп! (из английского), баста! чао! браво! (из итальянского), мерси, марш (из французского), айда! каюк! (из тюркского), бис! (из латинского), капут (из немецкого) и другие.

Особое место среди производных междометий занимают устойчивые словосочетания и фразеологизмы: батюшки-светы, боже правый, скажите на милость, вот тебе раз и другие.

Производные междометия представляют собой наиболее активно пополняющуюся группу слов.

По своей структуре междометия могут быть простыми, сложными и составными.

Простые междометия состоят из одного слова: увы! ох! ах! ой! ага!

Сложные образованы соединением двух-трех междометий и имеют полуслитное (дефисное) написание: э -ге-гей!, цып-цып!, кис-кис!, э-хе-хе!

Составные междометия состоят из двух и более слов: увы и ах! как бы не так! мать честная! была - не была! вот поди ж ты! где наша не пропадала!

По значению междометия подразделяются на эмоциональные, этикетные, императивные (повелительные), глагольные.

К эмоциональным относятся междометия, выражающие различные эмоции и чувства человека. Ученые-лингвисты среди эмоциональных выделяют три группы междометий:

а) междометия, выражающие удовлетворение, положительную оценку фактов действительности: одобрение, удовольствие, радость, восхищение и другие (например, ага! ах! браво! о! ура! слава Богу!, вот это да! );

б) междометия, выражающие неудовлетворение, отрицательную оценку фактов действительности: упрек, порицание, протест, досаду, злость, гнев и другие (например, ну вот еще! брр! тьфу! фу! эх! );

в) междометия, выражающие удивление, недоумение, испуг, сомнение и т.п. (например, ба! батюшки! матушки!, ну и ну! подумать только! увы! ).

Некоторые междометия являются многозначными и относятся одновременно к разным группам. Таковы междометия а!, ах!, ай!, ой!, эх! и другие. В зависимости от интонации, мимики, жестов они могут иметь разные значения. Так, например, сказанное по-разному междометие а может выражать: А! – доcаду, А-а-а… – понимание. Однозначного соответствия между известными эмоциями и междометиями — нет. Одно и то же междометие может выражать самые разные эмоции. И наоборот, какое-то одно чувство может выражать целый ряд междометий.

Почти все междометия, обслуживающие сферу эмоций, ярко экспрессивны. Тем не менее, у некоторых междометий экспрессивность может быть еще более усилена либо словообразовательно (с помощью суффиксов ( аюшки, охохонюшки ), либо лексически (например, сложением с местоимением: ох ты! ишь ты! ).

Одной из разновидностей эмоциональных междометий являются бранные междометия. Они имеют резко негативную эмоциональную окраску и употребляются в грубой речи: черт! черт побери! проклятье! зараза! придурок! и другие. Сюда же относится и слово блин , повсеместно используемое в качестве бранного междометия при выражении досады, огорчения, недовольства и других отрицательных эмоций.

Этикетные междометия – это слова, связанные с выражением в речи норм этикета. Их условно можно разделить на следующие группы:

  1. междометия-приветствия ( Здравствуйте! Привет! Приветствую вас! Мое почтение! Здорово! );
  1. междометия-прощания ( До свидания! Прощай! До новой встречи!

Пока! До скорого! Счастливо! );

3) междометия-благодарности ( Спасибо! Благодарю вас! Мерси! );

4) междометия-извинения ( Простите! Извините! Пардон!);

5) междометия-пожелания ( Всего хорошего! Спокойной ночи! Доброе

утро! Добрый день! Счастливо! Удачи!);

6) междометия-приглашения ( Проходи! Забегай! Милости просим! );

7) междометия-просьбы ( Пожалуйста! Ради бога! Будьте любезны!

Будьте! Будь другом! ).

Императивные или повелительные междометия выражают обращенные к людям или животным команды, побуждения:

б) приказы двигаться или остановиться (моторные междометия): марш! айда! вперед! стоп! фьють! ;

в) прямые приказы: вон!, прочь!, долой! , чш!, тсс! , просторечные приказы молчать - цыц!, нишкни! ;

г) призывы и команды животным: кис-кис!, цып-цып!, ути-ути!, куть-куть! брысь! кыш! но! тпру! ;

К этой же группе можно отнести междометные выкрики, помогающие регулировать работу: раз, два!; эй, ухнем! и другие.

Императивные междометия функционально близки к повелительному наклонению и имеют ряд общих с ним признаков.

Глагольные (звукоподражательные) междометия передают значения действия: бац, бух, хлоп, вжик, хвать, бултых, шмыг, щелк.

Такие междометия обладают глагольными признаками, а в предложениях играют роль сказуемого со значением законченного и неожиданного процесса в прошлом.

Некоторые лингвисты считают глагольные междометия переходной группой слов между глаголом и междометием.

Глагольные звукоподражательные междометия нужно отличать от звукоподражательных слов, которые представляют условное воспроизведение звуков, шумов, криков животных: динь-динь, му-у, гав-гав, чик-чирик, кар-р, мяу , кукареку . По синтаксической функции звукоподражательные слова сближаются с междометиями, однако отличаются от них по значению, так как не выражают каких-либо чувств или побуждений.

2.4. Междометия в значении других частей речи.

В составе предложения междометия всегда держатся обособленно, что подчеркивается постановкой запятой или восклицательного знака при письме, хотя иногда они могут употребляться в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения. Например:

а) междометие в роли подлежащего, выполняет функцию существительного: В темноте прозвучало грозное эй .

б) междометие в роли сказуемого: Он бултых в воду. Если парень в горах не ах . Гуси здесь – ого-го !

в) междометие в роли дополнения: Вдруг я услышал вдалеке ау . Толпа провожала его насмешливым улю-лю .

г) междометие в роли определения: Ай да мёд!

д) междометие в роли обстоятельства: Народу полегло – жуть !

2.5. Стилистическое использование междометий.

Роль эмоций в жизни человека чрезвычайно велика. В обыденной жизни человек не столько рассуждает, сколько чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает. Одним из важнейших языковых знаков проявления человеческих чувств являются междометия. Экспрессивность междометий и их широкий эмоциональный диапазон представляют особый интерес для стилистики.

Междометия художественного стиля встречаются в основном в поэзии и прозе XVIII-XIX веков. Они имеют возвышенный оттенок и звучат немного старомодно: о, увы, ах, полно, благодарю, вишь, чу.

« Бог весть, увидимся ли вновь ,

В своей поэме Некрасов создал удивительные образы двух русских женщин-дворянок, решившихся разделить горькую судьбу со своими мужьями-декабристами, сосланными в Сибирь. Описываемая эпоха, социальное происхождение героев, их воспитание и образование, круг общения – все это повлияло на выбор междометий, используемых автором. А основные чувства, которые они передают – горечь, отчаяние, сомнение, сожаление, надежда и вера в лучшее.

Междометия разговорного стиля очень многочисленны и используются, главным образом, в диалогах для выражения различных чувств и эмоций. Многие из них сопровождаются жестами и мимикой.

«- Порфирий. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

- Батюшки! . Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Среди междометий разговорного стиля особое место занимают междометия из молодежной лексики и сленга, которые в последние годы все более активно проникают в нашу речь. Все эти междометия имеют, как правило, сниженную стилистическую окраску: ни бум-бум, абзац, кранты, облом, клёво, круто, класс, отстой, прикольно.

Многие из них заимствованы из других языков: вау! (от англ. Wow!), окей! (OK), йес! (Yes!), упс! (Oops!) .

Достаточно широко междометия используются в публицистике , где их стилистика зависит от типа публицистического материала.

Публицистика включает в себя большое количество жанров и стилей: от сухого изложения фактов до яркой образной речи.

Научный стиль полностью исключает использование эмоционально окрашенной лексики в письменной речи. В специализированных изданиях, монографиях и других научных трудах междометия отсутствуют. Официально-деловая письменная речь , как и научная, исключает использование междометий. Но вместе с тем во всех областях применения официально-деловой устной речи междометия присутствуют.

Информационные жанры достаточно бедны на использование экспрессивных и образных средств, в том числе междометий. В таких жанрах междометия встречаются чаще всего в прямой речи. Как правило, автор вводит в тексты реплику участника событий или авторитетного лица, тем самым придавая материалу достоверность.

Чаще всего в публицистике междометия встречаются в интервью, блиц-опросах, аналитических статьях, фельетонах.

В таких жанрах, как репортаж, журналистское расследование, обозрение, прогноз, междометия могут использоваться как способ создания акцента или оценки: Странно!, Удивительно!, Еще бы!, Невероятно, но факт!

Наибольшей эмоциональной насыщенностью отличаются художественно-публицистические жанры . Они занимают промежуточное положение между публицистикой и литературой , что существенно расширяет используемый круг средств экспрессивной выразительности.

Для того чтобы выяснить, что же окружающие люди знают о междометиях, я провела небольшой соцопрос среди учащихся 7-8 классов и их родителей. Цель опроса – выяснить, что знают школьники и их родители о междометиях, как часто их используют; определить, какое место занимают междометия в речи учащихся и их родителей. Всем были заданы такие вопросы:

Вот результаты опроса: 59 % взрослых знают, что такое междометия, 41 % не знают. Из детей, изучавших тему междометий в школе, 78% знает, что это такое, 12% не знают.

И взрослые, и дети часто употребляют междометия в разговорной речи. 85 % взрослых и 70 % детей не могу без них обойтись.

Читайте также: