Сочинение на тему междометия
Обновлено: 04.07.2024
Данная исследовательская работа была предсталена на IV городской научно-практической конференции Магнитогорского научного общества учащихся "Первые открытия" в 2015 году.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_rol_mezhdometiy_v_rechi.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Направление (секция): гуманитарные науки (русский язык)
Бабина Анастасия Валерьевна
Коновалова Елена Викторовна,
учитель русского языка и
- Введение …………………………………………………………. 3
- Актуальность темы………………………………………………. 4
- Цели. ………………………………………………………………. 4
- Задачи……………. …………………………………………………4
- Методы исследования……………………………………………….5
- Практическая значимость работы …………………………………5
- Обзор литературы по выбранной теме …………………………….6
- Характерные признаки междометий ………………………………6
- Из истории исследования междометий . ………. 7
- Классификация междометий. ……………………………………8
- Междометия в значении других частей речи…………………. 12
- Стилистическое использование междометий ……………………13
- Практическая часть………………………………………………. 16
- Заключение. 18
- Список использованной литературы. 19
- Приложения. 20
До сих пор иногда возникают споры о том, находятся ли вообще междометия в ведении лингвистики. Может быть, это неосознанный выкрик, инстинктивная реакция на что-то, свойственная не только человеку, но и животному? Однако сегодня уже мало кто придерживается подобного мнения.
Несомненно, что междометия – древнейшая часть речи, история которой насчитывает десятки тысяч лет. Междометия характеризуют эмоциональную сферу языка и необходимы в нашем общении так же, как и любые другие части речи.
Я выбрала эту тему, потому что междометие - самый малоизученный грамматический класс, который в силу своего промежуточного положения в общей системе частей речи современного русского языка не получил еще полного, всеобъемлющего определения и исследования.
Междометия являются формирующимся, активно пополняемым классом слов. Проникая в русский литературный язык, междометия привносят с собой характерную для них в живой разговорной речи экспрессию, яркую эмоциональность и потому требуют обратить на себя внимание как на малоисследованное, но очень яркое стилистическое средство.
Показать, как важно употребление междометий в нашей речи. Проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся старших классов средней общеобразовательной школы и их родителей, с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими междометий.
- познакомиться с научной литературой о междометиях;
- выявить, каковы характерные признаки междометий;
- рассмотреть классификацию междометий с точки зрения происхождения, структуры и значения;
- проанализировать употребление междометий в значении других частей речи;
- рассмотреть использование междометий в разговорной речи, в художественной литературе, в публицистике;
- исследовать использование междометий в речи современных школьников через анкетирование;
- сделать выводы, какова роль междометий как стилистического средства.
Для решения поставленных задач использован социометрический опрос и интервьюирование; сбор и систематизация эмпирических материалов, анализ и интерпретация полученных данных, а также анкетирование и метод включенного наблюдения.
Знание междометий и умение распознавать их в тексте поможет нам сделать собственную речь более живой и эмоциональной, научит видеть даже в маленьком незначительном слове часть единого, прекрасного, живого языка.
2.1. Характерные признаки междометий.
Междометие – это часть речи, включающая неизменяемые слова, служащие для выражения эмоций, чувств, побуждений, душевных состояний, но не называющие их.
В связной речи междометие выступает или как отдельное слово в предложении, или как самостоятельное односоставное предложение.
Междометия не относятся к основным частям речи, так как они не изменяются по родам и числам, не делятся на морфемы, не являются членами предложения, хотя и могут употребляться в значении других частей речи.
Междометия нельзя отнести и к служебным частям речи. В отличие от союзов, они не выполняют функцию связи членов предложения или частей сложного предложения. В отличие от предлогов, не выражают зависимость одного слова от другого. В отличие от частиц, не придают дополнительных смысловых оттенков словам или предложениям.
Междометия не имеют синтаксической связи с другими словами: ни от кого не зависят и никого себе не подчиняют.
Междометия – характерная принадлежность устной речи. В художественных произведениях они используются, главным образом, в диалогах. Для междометий характерна особая экспрессивная интонация, повышение тона. Некоторые из них в разговоре сопровождаются мимикой и жестами.
По своей внешней форме междометия чаще всего являются короткими возгласами, например : о! ах! эй! ага! ура! брысь! на! стоп! ха-ха-ха!.
Вместе с тем их нельзя считать непроизвольными (рефлекторными) выкриками, так как содержание междометий осознается людьми и используется как средство общения. Следовательно, междометия – это осмысленные речевые знаки выражения человеческих чувств и волеизъявлений.
2.2. Из истории исследования междометий.
В последующих научных исследованиях природа междометий определялась неоднозначно и сводилась к трем различным точкам зрения:
- междометия — это разнородный по составу синтаксический класс, стоящий вне деления слов по частям речи;
- междометия входят в систему частей речи, но стоят в ней изолированно;
М. В. Ломоносов объединял междометия в одну группу с наречиями и местоимениями и считал, что они выполняют одну общую сократительную функцию.
2.3. Классификация междометий.
Междометия принято классифицировать по происхождению, по структуре и по значению.
По происхождению междометия делятся на непроизводные (или первообразные) и производные.
Первообразные междометия не соотносятся с какими-либо знаменательными частями речи и могут состоять:
а) из одного гласного звука: а! о! э! и! ;
б) из гласного и согласного звуков: ай! ой! эй! эх! ах! уф! ух! ;
в) из согласного и гласного звуков: ба! на! ша! фу! фи! но! ;
г) из двух гласных и согласного между ними: ага! увы! ого! угу! ;
д) из двух согласных и гласного между ними: цыц! кыш! гоп! ;
е) из одних согласных звуков: тсс! брр! гм! шш! ;
ж) из нескольких (трех и более разных звуков): баю! тьфу! тпру!
Некоторые первообразные междометия могут быть удвоенными или утроенными: ой-ой-ой! ха-ха! о-го-го! а-а-а! , а также могут употребляться с частицами: ну-ка! ой ли! ну же!
Производными называются междометия:
а) образованные от слов других частей речи:
глаголов: помилуй! подумаешь! здравствуйте! погоди! ;
существительных: батюшки! дудки! черт! крышка! ужас! ;
местоимений: то-то! вот тебе! ну тебя!;
наречий: довольно! полно! прочь! ;
б) образованные от слов, заимствованных из других языков:
алло! стоп! (из английского), баста! чао! браво! (из итальянского), мерси, марш (из французского), айда! каюк! (из тюркского), бис! (из латинского), капут (из немецкого) и другие.
Особое место среди производных междометий занимают устойчивые словосочетания и фразеологизмы: батюшки-светы, боже правый, скажите на милость, вот тебе раз и другие.
Производные междометия представляют собой наиболее активно пополняющуюся группу слов.
По своей структуре междометия могут быть простыми, сложными и составными.
Простые междометия состоят из одного слова: увы! ох! ах! ой! ага!
Сложные образованы соединением двух-трех междометий и имеют полуслитное (дефисное) написание: э -ге-гей!, цып-цып!, кис-кис!, э-хе-хе!
Составные междометия состоят из двух и более слов: увы и ах! как бы не так! мать честная! была - не была! вот поди ж ты! где наша не пропадала!
По значению междометия подразделяются на эмоциональные, этикетные, императивные (повелительные), глагольные.
К эмоциональным относятся междометия, выражающие различные эмоции и чувства человека. Ученые-лингвисты среди эмоциональных выделяют три группы междометий:
а) междометия, выражающие удовлетворение, положительную оценку фактов действительности: одобрение, удовольствие, радость, восхищение и другие (например, ага! ах! браво! о! ура! слава Богу!, вот это да! );
б) междометия, выражающие неудовлетворение, отрицательную оценку фактов действительности: упрек, порицание, протест, досаду, злость, гнев и другие (например, ну вот еще! брр! тьфу! фу! эх! );
в) междометия, выражающие удивление, недоумение, испуг, сомнение и т.п. (например, ба! батюшки! матушки!, ну и ну! подумать только! увы! ).
Некоторые междометия являются многозначными и относятся одновременно к разным группам. Таковы междометия а!, ах!, ай!, ой!, эх! и другие. В зависимости от интонации, мимики, жестов они могут иметь разные значения. Так, например, сказанное по-разному междометие а может выражать: А! – доcаду, А-а-а… – понимание. Однозначного соответствия между известными эмоциями и междометиями — нет. Одно и то же междометие может выражать самые разные эмоции. И наоборот, какое-то одно чувство может выражать целый ряд междометий.
Почти все междометия, обслуживающие сферу эмоций, ярко экспрессивны. Тем не менее, у некоторых междометий экспрессивность может быть еще более усилена либо словообразовательно (с помощью суффиксов ( аюшки, охохонюшки ), либо лексически (например, сложением с местоимением: ох ты! ишь ты! ).
Одной из разновидностей эмоциональных междометий являются бранные междометия. Они имеют резко негативную эмоциональную окраску и употребляются в грубой речи: черт! черт побери! проклятье! зараза! придурок! и другие. Сюда же относится и слово блин , повсеместно используемое в качестве бранного междометия при выражении досады, огорчения, недовольства и других отрицательных эмоций.
Этикетные междометия – это слова, связанные с выражением в речи норм этикета. Их условно можно разделить на следующие группы:
- междометия-приветствия ( Здравствуйте! Привет! Приветствую вас! Мое почтение! Здорово! );
- междометия-прощания ( До свидания! Прощай! До новой встречи!
Пока! До скорого! Счастливо! );
3) междометия-благодарности ( Спасибо! Благодарю вас! Мерси! );
4) междометия-извинения ( Простите! Извините! Пардон!);
5) междометия-пожелания ( Всего хорошего! Спокойной ночи! Доброе
утро! Добрый день! Счастливо! Удачи!);
6) междометия-приглашения ( Проходи! Забегай! Милости просим! );
7) междометия-просьбы ( Пожалуйста! Ради бога! Будьте любезны!
Будьте! Будь другом! ).
Императивные или повелительные междометия выражают обращенные к людям или животным команды, побуждения:
б) приказы двигаться или остановиться (моторные междометия): марш! айда! вперед! стоп! фьють! ;
в) прямые приказы: вон!, прочь!, долой! , чш!, тсс! , просторечные приказы молчать - цыц!, нишкни! ;
г) призывы и команды животным: кис-кис!, цып-цып!, ути-ути!, куть-куть! брысь! кыш! но! тпру! ;
К этой же группе можно отнести междометные выкрики, помогающие регулировать работу: раз, два!; эй, ухнем! и другие.
Императивные междометия функционально близки к повелительному наклонению и имеют ряд общих с ним признаков.
Глагольные (звукоподражательные) междометия передают значения действия: бац, бух, хлоп, вжик, хвать, бултых, шмыг, щелк.
Такие междометия обладают глагольными признаками, а в предложениях играют роль сказуемого со значением законченного и неожиданного процесса в прошлом.
Некоторые лингвисты считают глагольные междометия переходной группой слов между глаголом и междометием.
Глагольные звукоподражательные междометия нужно отличать от звукоподражательных слов, которые представляют условное воспроизведение звуков, шумов, криков животных: динь-динь, му-у, гав-гав, чик-чирик, кар-р, мяу , кукареку . По синтаксической функции звукоподражательные слова сближаются с междометиями, однако отличаются от них по значению, так как не выражают каких-либо чувств или побуждений.
2.4. Междометия в значении других частей речи.
В составе предложения междометия всегда держатся обособленно, что подчеркивается постановкой запятой или восклицательного знака при письме, хотя иногда они могут употребляться в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения. Например:
а) междометие в роли подлежащего, выполняет функцию существительного: В темноте прозвучало грозное эй .
б) междометие в роли сказуемого: Он бултых в воду. Если парень в горах не ах . Гуси здесь – ого-го !
в) междометие в роли дополнения: Вдруг я услышал вдалеке ау . Толпа провожала его насмешливым улю-лю .
г) междометие в роли определения: Ай да мёд!
д) междометие в роли обстоятельства: Народу полегло – жуть !
2.5. Стилистическое использование междометий.
Роль эмоций в жизни человека чрезвычайно велика. В обыденной жизни человек не столько рассуждает, сколько чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает. Одним из важнейших языковых знаков проявления человеческих чувств являются междометия. Экспрессивность междометий и их широкий эмоциональный диапазон представляют особый интерес для стилистики.
Междометия художественного стиля встречаются в основном в поэзии и прозе XVIII-XIX веков. Они имеют возвышенный оттенок и звучат немного старомодно: о, увы, ах, полно, благодарю, вишь, чу.
« Бог весть, увидимся ли вновь ,
В своей поэме Некрасов создал удивительные образы двух русских женщин-дворянок, решившихся разделить горькую судьбу со своими мужьями-декабристами, сосланными в Сибирь. Описываемая эпоха, социальное происхождение героев, их воспитание и образование, круг общения – все это повлияло на выбор междометий, используемых автором. А основные чувства, которые они передают – горечь, отчаяние, сомнение, сожаление, надежда и вера в лучшее.
Междометия разговорного стиля очень многочисленны и используются, главным образом, в диалогах для выражения различных чувств и эмоций. Многие из них сопровождаются жестами и мимикой.
«- Порфирий. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
- Батюшки! . Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Среди междометий разговорного стиля особое место занимают междометия из молодежной лексики и сленга, которые в последние годы все более активно проникают в нашу речь. Все эти междометия имеют, как правило, сниженную стилистическую окраску: ни бум-бум, абзац, кранты, облом, клёво, круто, класс, отстой, прикольно.
Многие из них заимствованы из других языков: вау! (от англ. Wow!), окей! (OK), йес! (Yes!), упс! (Oops!) .
Достаточно широко междометия используются в публицистике , где их стилистика зависит от типа публицистического материала.
Публицистика включает в себя большое количество жанров и стилей: от сухого изложения фактов до яркой образной речи.
Научный стиль полностью исключает использование эмоционально окрашенной лексики в письменной речи. В специализированных изданиях, монографиях и других научных трудах междометия отсутствуют. Официально-деловая письменная речь , как и научная, исключает использование междометий. Но вместе с тем во всех областях применения официально-деловой устной речи междометия присутствуют.
Информационные жанры достаточно бедны на использование экспрессивных и образных средств, в том числе междометий. В таких жанрах междометия встречаются чаще всего в прямой речи. Как правило, автор вводит в тексты реплику участника событий или авторитетного лица, тем самым придавая материалу достоверность.
Чаще всего в публицистике междометия встречаются в интервью, блиц-опросах, аналитических статьях, фельетонах.
В таких жанрах, как репортаж, журналистское расследование, обозрение, прогноз, междометия могут использоваться как способ создания акцента или оценки: Странно!, Удивительно!, Еще бы!, Невероятно, но факт!
Наибольшей эмоциональной насыщенностью отличаются художественно-публицистические жанры . Они занимают промежуточное положение между публицистикой и литературой , что существенно расширяет используемый круг средств экспрессивной выразительности.
Для того чтобы выяснить, что же окружающие люди знают о междометиях, я провела небольшой соцопрос среди учащихся 7-8 классов и их родителей. Цель опроса – выяснить, что знают школьники и их родители о междометиях, как часто их используют; определить, какое место занимают междометия в речи учащихся и их родителей. Всем были заданы такие вопросы:
Вот результаты опроса: 59 % взрослых знают, что такое междометия, 41 % не знают. Из детей, изучавших тему междометий в школе, 78% знает, что это такое, 12% не знают.
И взрослые, и дети часто употребляют междометия в разговорной речи. 85 % взрослых и 70 % детей не могу без них обойтись.
Читайте также: