Сочинение на тему мать и сын в комедии недоросль

Обновлено: 30.06.2024

Комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" написана на исходе XVIII века. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово "недоросль" не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.
Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности.
До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь "недоросли". Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители "девичьих". Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.
Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. "Похожий на мать". Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала "ценою подешевле", да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: ". друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!" "Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!"
Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.
В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери.
Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына.
Простакова думает, что со своим умом Митрофан "залетит далеко", забывая народную мудрость: "Что посеешь, то и пожнешь". Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила.
К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: "Пострел их побери!" Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает "гарнизонной крысой", а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен "приниматься за людей", то есть пороть слуг.
Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась "у разбитого корыта", Простакова бросается к сыну с возгласом: "Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!" — и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: "Да отвяжись, матушка, как навязалась!" "Злонравие" сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.
Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль "быть полезным своим согражданам" в эти головы прийти не может.
Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение "недоросля". Настроения Митрофана всецело разделяет его мать. "Пока Митрофанушка еще в недорослях, — рассуждает она, — пока его и понежить, а там лет через десяток как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится".
Много ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: "Не кручинься, моя матушка, не кручинься: каков тфой тражайший сын — таких на сфете миллионы". "Мы видим, — говорит Стародум, — все несчастные следствия дурного воспитания".
Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

90262 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Яблоко от яблони далеко не падает. Пословица. Воспитание детей – это проблема государственная.

Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья отдельно. Вот что рассказывает Фонвизин в комедии “Недоросль” о воспитании подрастающего поколения в России во времена прошлого, но известных нам за повестью Пушкина “Капитанская дочь”. Дворяне, опора государства…

До шестнадцати-семнадцати лет они лишь “недоросли” едят в большом количестве пироги, гоняют голубей, частые посетители “девичьих”. Ничем

не затрудняют себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей.

Значит, их нужно готовить к взрослой жизни, и об этом родители знают. Готовят детей к жизни родители в соответствии со своими идеалами (если они в них есть), каждый по-своему.

Митрофан – единый сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. “Похожий на мать”… Уже этим много сказано.

Госпожа Простакова, жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Необразованная мать учит своего сына наукам, но учителей

набрала за “цену подешевле”, да и им мешает. Чего стоят ее советы : “Друг мой, ты хотя для вида поучись, чтобы дошло к ушам его, как ты трудишься!” “Найдя деньги, ни с кем не делились. Все себе возьми, Митрофанушка.

Не учи этой бессмысленной науке!” Мать воспитывает Митрофана за своим образом и подобием: он бестолковый, жадный, ленивый. Она безумно кричит на девушку Палашку, что тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно принизила мужа, лишив его воли и своей мысли, унижает Софию, считая ее нахлебницей. В образе Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и неукротимую.

Мы не видим в ней женщину, ей не хватает ума, милосердия. В чем-то Митрофан пошел дальше своей матери. Он хорошо понимает, кто действительный хозяин в доме, и топорно льстит матери.

Слепо и безрассудно любит сына Простакова, видит его счастье в богатстве и безделье. Узнав, что София – богатая невеста, мать заискивает к девушке и любыми средствами стремится поженить на ней сына. Простакова думает, что Митрофан своим умом “залетит далеко”, забывая народную мудрость: “Что посеешь, то и соберешь”.

Очевидно, народной мудрости она не знала, ведь народ для нее хуже скотины.

К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: “Шалун их возьми!” Цифиркина, который хочет его чего-то научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того, как не удалось похитить Софию, он вместе с матерью имеет намерение “браться за людей”, т. е. сечь слуг. Итак, Простакова воспитала сына так, как умелая и как хотела. Что же вышло? В момент ее жизни, когда она оказалась “возле разбитого корыта”, Простакова бросается к сыну с восклицанием: “Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушко!” и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: “И отвяжись, матушка, как навязалася!”

Характер сына является следствием плохих качеств его родителей. Теперь другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит всем нам, кто живое в XXI столетии: воспитывает прежде всего семья.

Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образа мыслей и жизнь. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает. И именно родители должны позаботиться о духовном развитии ребенка, знание же ему дадут книги, школа, средства массовой информации.

В комедии "Недоросль" Фонвизина затрагивается множество важных тем, в том числе тема материнской любви.

Тема материнской любви в комедии "Недоросль" Фонвизина

". сын Простаковой, Митрофанушка, которого она любила со всей силой своей страстной натуры, любила слепо, безотчетно, как может любить только невежественный человек, а потому приносила своему сыну больше вреда, чем пользы.

Семейная обстановка и особенно пример матери сделали то, что он не чувствует ни уважения, ни привязанности к своему отцу. Но и привязанность его к матери не может быть прочна, потому что не имеет истинной нравственной основы. Эта любовь эгоиста, который проявляет чувство признательности до тех лишь пор, пока исполняются его прихоти. В сущности и матери своей он не уважает и даже не боится ее."

". Простакова, смесь грубой любви к сыну, нахальства и дерзости помещицы, вечно жившей в деревне, грозы своего мужа, человека кроткого и глупого. Для нее нет властей и законов .

Простакова, нежная мать, страстно любит своего сына, но любовью неразумной, животной; она готова со всеми передраться за Митрофанушку, но не понимает, что эта любовь губит сына. В глазах ее Митрофан будет ребенком, когда ему будет даже тридцать лет: эта лучшая характеристика такой любви.

Она сварлива, никому не подчиняется, но любовь к сыну может ее подвинуть на унижение, подличанье перед Стародумом; в ее глазах имеют значение одни физические силы и богатства; все остальное - тлен. Ум и сердце ее беспрестанно заняты коплением денег для Митрофанушки, всякого рода стяжаниями в пользу его; она даже его учит, потому что говорят, будто ученье начинает приносить пользу молодым людям; но в действительную пользу учения она нисколько не верит, и потому соблюдает один внешний обряд учения. . она верит Вральману больше, нежели Кутейкину и Цыфиркину.

Митрофан есть то лицо, которое составляло задушевную тревогу ее жизни; эта пружина всех ее действий. Фонвизин выбрал женитьбу Митрофана как лучшее средство показать натуру Простаковой, и в этом случае поступил удачно, потому что это был действительно тот пункт, от соприкосновения с которым вся природа Простаковой освещалась ярким пламенем. это была та нежная струна ее сердца, которую стоило затронуть, чтоб заговорило ее ретивое*. " (*ретивое - сердце)
(С. С. Дудышкин, статья "Сочинения Фонвизина", журнал "Отечественные записки", 1847 г. № 8 и 9)

Свою комедию "Недоросль" Д. И. Фонвизин написал на исходе XVIII века. Несмотря на то, что уже прошло несколько столетий с тех пор, многие проблемы, поднятые в произведении, актуальны и по сей день, а ее образы живы. Среди главных проблем, которые освещены в пьесе, стало раздумье автора о наследии, которое Простаковы и Скотинины готовят России.

Воспитание детей было государственной проблемой. Однако решалась она не только системой просвещения, но и каждой семьей в отдельности.

До совершеннолетия дворянские дети были всего лишь "недорослями". Они не имели забот, ели в изобилии, гонялись за голубями - одним словом, ничем себя не утруждали. Однако все же детство быстротечно, дети взрослеют и должны продолжить дело родителей или идти на государственную службу. Следовательно, детей необходимо готовить к взрослой жизни, поэтому родители готовят их в соответствии со своим видением жизни и своими идеалами, которые у каждого свои.

Митрофан является единственным сыном поместных дворян, крепостников. Его родители видят будущее своего сына в продолжении их дела – он должен стать крепостником или государственным служащим. Его имя означает "похожий на мать" неслучайно. Это многое объясняет. Мать Митрофана, помещица Простакова — властная и жестокая женщина, жадная, коварная и хитрая. Она невежественна, но считает, что сын должен учиться, хотя больше заботится не об образовании Митрофана, а о дани моде – в то время недоросли должны были получать образование. Поэтому и учителей Простакова выбрала "ценою подешевле". Но и тем она не дает хотя бы худо-бедно выполнять свое дело. Не задумываясь об этом, мать дает советы сыну, чтобы он учился для виду, чтобы все видели, что он занимается наукой. Деньги – вот, что главное в жизни. Даже в условии школьной задачи не может быть сказано, что деньгами надо с кем-то делиться. А уж если такая глупость в задаче звучит, то такой науке и учиться незачем.

Неудивительно, что Митрофан становится подобием своей матери, ведь именно так он воспитан. Он жаден, глуп, ленив и невежественен. Простакова в своем желании властвовать всем и вся, не видит, что теряет человеческий облик. Она кричит на тяжело больную дворовую девушку Палашку, подмяла мужа, унижает Софью. И Митрофан растет точно таким же. Простакова для нас только помещица, жестокая, безграмотная, ограниченная. В ней отсутствует ум и милосердие, в ней нет ничего женского.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: