Сочинение на тему мастерство лермонтова в изображении душевных переживаний человека

Обновлено: 05.07.2024

В предисловии автор описывает главного героя как личность, составленную из пороков современного ему общества. Печорин — это собирательный образ всего молодого поколения того времени. Лермонтову удается показать, какое влияние общество и положение в государстве оказывают на человека. Хронология в романе нарушена, но это не мешают читателю окунуться в духовный мир Григория Печорина.

Сам Печорин — умный человек с высокими жизненными стремлениями и идеалами, романтик по своей натуре. Он всегда правдиво оценивает окружающих, но отличие его заключается в том, что он критикует не только других, но и самого себя. Сам Печорин в своем дневнике писал, что он двуличный человек: одна его личность спокойно живет, а другая — критикует и оценивает поступки первой. Причина такой неоднозначности заключается во влиянии людей. Когда-то Григорий любил всех, но его отвергали, так он научился ненавидеть, он говорил правду, но ему не верили — он научился врать. Так главный герой и стал злопамятным, черствым и эгоистичным человеком.

Однако, назвать героя абсолютно черствым нельзя, он способен к глубоким чувствам. Об этом говорит его любовь к Вере. Долгие годы он хранил свою любовь к женщине и не отступил даже после того, как Вера вышла замуж. Печорин сам признавался, что это единственная женщина, которую он по-настоящему любил. Его эгоизм, самолюбие, черствость — это лишь маска, за которой скрывается горячее сердце. Кто в этом виноват? Общество. Именно духовная пустота аристократического общества заглушили возможность развития Печорина как личности.

Самой главной проблемой произведения является проблема эгоизма и самолюбия. Печорин теряет возможность оценивать самого себя так же, как оценивает всех окружающих, нравственные и духовные ценности, определение добра и зла. Григорий словно питается горестью и болью других персонажей, так герой начинает ухаживать за Мери лишь от скуки. Главный герой возвышает себя над другими, он чувствует свое превосходство, поэтому позволяет себе бесчинствовать.

Печорин — это образ лишнего человека. Главный герой не может найти свое место в обществе, потому что ищет смысл жизни лишь во внешних признаках, отчего и оказывается везде лишним.

Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов — первый писатель в русской литературе, который сумел так четко и развернуто раскрыть духовный мир человека со всеми его противоречиями и трудностями.

Значение романа

Тематика и проблематика

В романе прослеживаются также следующие темы:

  • В чём состоит смысл жизни?
  • Что такое добро и зло?
  • Предопределена ли судьба человека, или он свободен?
  • Несёт ли человек за свои поступки нравственную ответственность?
  • Имеет ли право человек играть душой, судьбой и жизнью других людей?

Благодаря постановке этих проблем всесторонне раскрывается тема личности.

Художественное своеобразие

Психологический портрет главного героя построен на антитезах и оксюморонах, которые подчёркивают противоречивость, сложность личности Печорина:

Особенности пейзажа в каждой из глав романа связаны с её жанром:

Особенности языка романа свидетельствуют о художественном мастерстве Лермонтова. Высочайшую оценку этого мастерства дали Д. В. Григорович, А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, который называл прозу Лермонтова правильной, прекрасной и благоуханной.

История создания и публикации

Направление и жанр

В этом произведении есть и черты романтизма:

  • путевые заметки;
  • очерк;
  • новелла;
  • психологическая и философская повести;
  • дневники;
  • исповедь.
  • диалоги;
  • монологи (в том числе внутренние);
  • пейзаж;
  • психологический портрет;
  • сама композиция романа.

Основные герои

Для Печорина характерны и пороки своего века. Но, неся страдания другим, он сам тоже несчастлив. Одна из основных черт Печорина — рефлексия (самонаблюдение, осмысление своих ощущений, чувств, действий). Печорин анализирует себя, выставляя напоказ свои пороки, которые присущи всему его поколению. Эгоизм главного героя, его стремление сделать других людей игрушкой в своих руках, пренебрежение к их чувствам — всё это отразилось в его отношении к Максиму Максимычу, привело к гибели Бэлы и Грушницкого, к страданиям Веры и княжны Мери.

Противоречие его натуры заметнее всего проявляется в любовных интригах. В глазах женщин Печорин часто предстаёт в образе романтического героя, но ни одну из них он не сделал счастливой, хотя и сам разочаровывается в любви, относясь к ней, как к способу развеять скуку и однообразие жизни.

Женщины, с которыми свела судьба Печорина, оказались жертвенными натурами, покорными его воле:

  • ради него Бэла смиряется с тем, что разрушена её семья, погиб отец;
  • Вера нарушает святость брачных уз;
  • Мери готова презреть светские приличия.

Печорин одинок, он не способен вступать в гармоничные отношения с людьми. Это проявляется и в его скептическом отношении к дружбе. У него нет друзей, есть только приятели: доктор Вернер, Грушницкий.

Доктору Вернеру тоже присущ скептицизм и аналитический ум, но он, в отличие от Печорина, не принимает активного проявления зла, поэтому отшатнулся от приятеля, убившего Грушницкого.

Грушницкий является антиподом Печорина. Его псевдоромантизм противопоставляется истинному романтизму Печорину.

Образ Вулича помогает раскрыть отношение главного героя к фатализму.

Таким образом, все персонажи романа служат для раскрытия черт личности главного героя.

Всякий раз, когда я беру в руки томик стихов Лермонтова, меня невольно охватывает чувство грусти и нежности, тоски и гордости. В русской литературе есть много прекрасных поэтов, но почему-то именно Лермонтов, его стихи и проза, его судьба воспринимаются как очень личное переживание. Почему же его сочинения вызывают столько чувств? Может, в этом и состоит мастерство художника?

Пятнадцатилетним мальчиком он написал "Монолог", в котором есть такие строки:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете,

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

При необычайной сжатости роман отличается исключительной насыщенностью содержания, многообразием проблематики - социальной, психологической, нравственно-философской. Но проблема личности - центральная в произведении:

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость - все эти вопросы получают в романе многогранное образное воплощение; богатство проблематики сочетается с единством основной художественной идеи, которая развита в главном герое - Печорине.

Итак, заглянем в творческую лабораторию писателя и попытаемся понять, кто же он, герой лермонтовского времени, Григорий Александрович Печорин?

Немного времени понадобилось герою, чтобы к нему привязался мальчик-горец; удалось ему приручить и гордую черкешенку Бэлу. Но чем он им ответил? Не задумываясь, пожертвовал и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой.

Повесть небольшая, мы еще почти ничего не знаем о герое, но чувствуем, что встретились со сложным, противоречивым характером.

Писатель всесторонне анализирует личность Печорина, прибегая к сопоставлению его с другими персонажами романа. В отношениях с добрейшим и искренним Максимом Максимычем он проявляет черствость и безразличие; практичности Вернера противопоставлена романтичность его натуры; фальши и трусости Грушницкого -благородство героя. Благодаря раскрытию характерных черт центрального персонажа автор вызывает у читателя определенное эмоциональное к нему отношение - сочувствие или презрение, восторг или негодование.

Но сам о себе герой рассказывает, пожалуй, больше, чем кто-либо: "…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное, мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустой день ото дня…".

Таким образом, через внешность героя автор показывает его внутреннюю сущность, его нравственные качества. Этот прием нашел продолжение в творчестве многих наших великих классиков: Гоголя, Тургенева, Достоевского…

Полноценному, всестороннему раскрытию образа главного героя служат в произведении и пейзажные зарисовки.

Вспомним, например, как описывается дорога, когда Печорин и Вернер едут на дуэль. Сначала это широкий путь, освещенный слабыми лучами утреннего солнца, потом тропа сужается, солнце уже не проникает сквозь деревья. Эта картина победы тьмы над светом как бы предвещает мрачную развязку дуэли. Борьба света и тьмы в природе помогает понять борьбу чувств в душе героя, увидеть лучшие качества его характера.

Своеобразна и композиция романа. Лермонтов изменил хронологию событий; благодаря такой последовательности знакомство с героем происходит постепенно, все глубже раскрывается перед нами душа Печорина.

Если в первых двух главах Лермонтов показал героя извне, глазами других людей, то в трех последующих -изнутри, из дневниковых записей самого Печорина. И здесь мастерство писателя проявилось в том, что впервые в русской литературе герой был наделен способностью к глубокому самоанализу. Впоследствии Чернышевский указал на роль этого художественного открытия в формировании психологического анализа в произведениях Л. Толстого.

Самое большое достижение Лермонтова, по мнению критиков и исследователей его творчества, - глубинное раскрытие внутреннего мира натуры сложной, противоречивой. Творческий метод Лермонтова открывал перед литературой новые перспективы в художественном освоении сложной природы человека.

Всякий раз, когда я беру в руки томик стихов Лермонтова, меня невольно охватывает чувство грусти и нежности, тоски и гордости. В русской литературе есть много прекрасных поэтов, но почему-то именно Лермонтов, его стихи и проза, его судьба воспринимаются как очень личное переживание. Почему же его сочинения вызывают столько чувств?

Может, в этом и состоит мастерство художника?

Пятнадцатилетним мальчиком он написал “Монолог”, в котором есть такие строки:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете,

К чему глубокие познанья,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Через десять лет после “Монолога” он напишет роман “Герой нашего времени”, где объяснит психологию своего поколения и покажет безысходность, на которую обречены его сверстники.

При необычайной сжатости роман отличается исключительной насыщенностью содержания, многообразием проблематики – социальной, психологической, нравственно-философской. Но проблема личности – центральная в произведении:

“История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”, –

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получают в романе многогранное образное воплощение; богатство проблематики сочетается с единством основной художественной идеи, которая развита в главном герое – Печорине.

Образ Печорина – одно из художественных открытий Лермонтова. В нем сконцентрированы особенности после декабрьской эпохи, когда, по словам Герцена, на поверхности “видны были только потери, жестокая реакция”, внутри же “совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и непрерывная…”.

В предисловии к роману автор сказал о своем герое: “Герой Нашего Времени, милостливые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии”.

Итак, заглянем в творческую лабораторию писателя и попытаемся понять, кто же он, герой лермонтовского времени, Григорий Александрович Печорин?

Образ главного героя объединяет все пять частей, входящих в роман, а впервые мы встречаемся с ним в повести “Бэла” и узнаем о нем из рассказа Максима Макси-мыча. По его описанию, это был молодой человек лет двадцати пяти, “…такой тоненький, беленький, на нем мундир был новенький…”. Эпитеты, которые использовал в своем повествовании Максим Максимыч, свидетельствуют об особо теплом отношении старого военного к молодому офицеру.

Но одновременно он отмечает и противоречия характера Печорина: “Он был славный малый, только немного странен”.

Немного времени понадобилось герою, чтобы к нему привязался мальчик-горец; удалось ему приручить и гордую черкешенку Бэлу. Но чем он им ответил? Не задумываясь, пожертвовал и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой.

Повесть небольшая, мы еще почти ничего не знаем о герое, но чувствуем, что встретились со сложным, противоречивым характером.

Противоречивость поведения Печорина, сложность его характера особенно ярко проявляется в “Княжне Мери”, где рассказ о событиях ведет сам герой. Сколько ума, знания людей, душевных сил уходит на мелкую интригу: увлечь Мери, отомстить Грушницкому за испытанную однажды минуту зависти… Печорин не считается с чувствами людей, он слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других: “…Первое мое удовольствие – подчинить своей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха…”

С другой стороны, в дневнике героя мы находим его искреннюю исповедь, в которой он открывает свои мысли и чувства, осуждая свои слабости и пороки. И перед нами уже другой человек: совестливый, ранимый и глубоко страдающий. “Я стал нравственным калекой”, – признается он княжне.

В “Тамани” Печорин поражает нас своей кипучей энергией, постоянной жаждой деятельности. И снова перед нами сложная и противоречивая натура: эгоизм и чуткость к людям, безрассудные действия и глубокие размышления – все уживается в одном человеке.

В “Фаталисте” его волнуют философские вопросы: свободна ли личность в своих поступках и действиях, в чем ее предназначение. Впервые на страницах романа герой в минуту опасности рискует собой ради других; преодолев веру в предопределение, он обретает внутреннюю свободу. И хотя сам он относится к происшедшему иронически, повесть выявляет сильные стороны его натуры, показывает возможности его духовного развития.

Писатель всесторонне анализирует личность Печорина, прибегая к сопоставлению его с другими персонажами романа. В отношениях с добрейшим и искренним Максимом Максимычем он проявляет черствость и безразличие; практичности Вернера противопоставлена романтичность его натуры; фальши и трусости Грушницкого – благородство героя. Благодаря раскрытию характерных черт центрального персонажа автор вызывает у читателя определенное эмоциональное к нему отношение – сочувствие или презрение, восторг или негодование.

Работая над образом Печорина, Лермонтов, как мы знаем, ставил перед собой задачу понять “историю души человеческой”, заглянуть в эту душу так глубоко, как никто до него не заглядывал. И все подчинено этой задаче: подбор героев, описания природы, композиция романа. Этой же цели служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе.

Внешность героя как бы соткана из противоречий. С одной стороны, “…стройный стан его и широкие плечи доказывали крепкое телосложение, способность переносить все трудности кочевой жизни… “, а с другой – в нем проглядывалась нервическая слабость.

“Его походка была небрежна и ленива, но… он не размахивал руками – верный признак… скрытности характера…”. Небрежность – и сдержанность. Стройность, прямизна стана – и расслабленность. Все в нем противоречиво.

Та же странность в лице. Глаза его “не смеялись, когда он смеялся”; взгляд Печорина “мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен”.

Но сам о себе герой рассказывает, пожалуй, больше, чем кто-либо: “…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное, мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустой день ото дня…”.

Таким образом, через внешность героя автор показывает его внутреннюю сущность, его нравственные качества. Этот прием нашел продолжение в творчестве многих наших великих классиков: Гоголя, Тургенева, Достоевского…

Полноценному, всестороннему раскрытию образа главного героя служат в произведении и пейзажные зарисовки.

Вспомним, например, как описывается дорога, когда Печорин и Вернер едут на дуэль. Сначала это широкий путь, освещенный слабыми лучами утреннего солнца, потом тропа сужается, солнце уже не проникает сквозь деревья. Эта картина победы тьмы над светом как бы предвещает мрачную развязку дуэли.

Борьба света и тьмы в природе помогает понять борьбу чувств в душе героя, увидеть лучшие качества его характера.

Своеобразна и композиция романа. Лермонтов изменил хронологию событий; благодаря такой последовательности знакомство с героем происходит постепенно, все глубже раскрывается перед нами душа Печорина.

Сначала о нем рассказывает Максим Максимыч. Во второй части рассказчик меняется, его роль подхватывает проезжий офицер, а далее роман продолжает “Журнал Печорина”.

Если в первых двух главах Лермонтов показал героя извне, глазами других людей, то в трех последующих – изнутри, из дневниковых записей самого Печорина. И здесь мастерство писателя проявилось в том, что впервые в русской литературе герой был наделен способностью к глубокому самоанализу. Впоследствии Чернышевский указал на роль этого художественного открытия в формировании психологического анализа в произведениях Л. Толстого.

Самое большое достижение Лермонтова, по мнению критиков и исследователей его творчества, – глубинное раскрытие внутреннего мира натуры сложной, противоречивой. Творческий метод Лермонтова открывал перед литературой новые перспективы в художественном освоении сложной природы человека.

Мастерство писателя, оставившего нам психологический портрет героя своего времени, глубина художественного постижения многотрудного и противоречивого процесса становления личности определили непреходящее общечеловеческое значение этой, по выражению Белинского, “вечно юной книги”.

Можно сказать, что автор изображает эпоху людей, наполненных идеями и мыслями, которые вынуждены молчать о своих замыслах, поскольку вряд ли реализуют их ввиду существующих реалий.

Душа Печорина достаточно возвышена и многогранна – однако отчего – то создается впечатление некоей неполноценности картинки. Словно в данной мозаике отсутствуют какие – либо элементы. Чувствуется, что для душевного подъема и эйфории герою всегда чего – то не хватает – возможно, самой маленькой, но очень нужной доли.

Довольно часто Печорин пускается в размышления, испытывает различного рода терзания, порой он сам не может понять своего предназначения и мотивов своих поступков. История человеческой души в данном случае если не трагична, то не так уж весела.

2 вариант

Михаил Юрьевич Лермонтов, автор первого психологического романа "Герой нашего времени", в предисловии к роману указал, что это не история жизни главного героя романа, а это история души человеческой.

Главный герой, Григорий Печорин, сталкивается с предательством и неприятием, это ранит его душу, душа начинает черстветь. Ещё в детстве Григорий был умным и отзывчивым мальчиком. Он стремился помочь ближним, но его отвергали. Никто не понимал его ума, Печорин был отвергнут, это больно ударило по нему. Сам герой утверждал, что ещё тогда, в детстве, он лишился половины своей души, она умерла.

Со смертью первый половины души Печорин понял, что нужно беречь вторую её часть. Он стал чёрствым к окружающим его людям, он боялся подпустить кого-нибудь близко к себе, чтобы не привязаться к человеку.

Печорин любил играть с душами других людей. Ему нравилось иметь власть над юной и целой душой человека, так он думал о княжне Мэри. Он смог заставить её полюбить его, а затем растоптал её душу. Она стала ненавидеть того, кого полюбила всей душой, она стала безразлична ко всему. Боль от предательства полностью поглотила её. Точно так же Печорин забавлялся и с душой дикарки Бэлы. Она тоже полюбила героя, на этот раз Печорин чувствовал интерес к девушке, к Мэри же он был равнодушен. Но интереса Печорина ненадолго хватило, он охладел к Бэле. Девушка это почувствовала, ей стало больно, что любовь её не разделена. Но Бэле повезло больше, она погибла, поэтому ей не пришлось испытать такую же боль, как Мэри.

Но Печорин всё же пустил одного человека в остаток своей души и в своё сердце. Это была его возлюбленная — Вера. Вера подарила Печорину надежду на спасение, он понял, что может любить так, как не умеют многие. Он поверил, что может спасти душу. Печорин был счастлив от осознания того, что он любим другим человеком. Эта любовь была его единственным счастьем, она была его спасательным кругом. Но Вере пришлось невольно покинуть своего любимого. Печорин гнался за ней, но не смог догнать. Это разбило его сердце. А вторая часть души начала умирать.

Печорин чувствовал, что скоро он умрёт. Нет, он уже умер вместе со своей душой, умрёт лишь тело. Незадолго до кончины Григорий приехал повидать своего давнего наставника и друга, Максима Максимыча. В нём мало что осталось человеческого, он казался просто оболочкой, под которой нет ничего. Так и было. Вскоре Печорин умер в Персии. Он был молод, но душа его, казалось, быстро постарела от пережитых несчастий.

Сочинение 3

Герой нашего времени является одним из главных написанных произведений Лермонтова. В данном рассказе у автора была одна единственная цель, показать читателям, как выглядели люди в те времена, не только внешне, но и внутренне. Душа, которую он взял в качестве примера, должна была показывать читателю, какая была эпоха в те времена. Именно благодаря одной личности, автор смог передать мысли, убеждения, а также историю не только одного человека, но и в общем всего народа.

Главным персонажем данного рассказа является Григорий Александрович Печорин. Он является офицером, который по стечению жизненных обстоятельств, в своё время был отправлен на Кавказ. Возможно потому что совершил, какой-то проступок. При всём этом, он не является бедным, это аристократ произошедший из очень обеспеченной семьи, проживающей в Санкт-Петербурге. Однако несмотря на свой статус, этот человек очень холоден с посторонними людьми. Он относится к чувствам других людей с пренебрежением.

Например, он отвергнул чувства княжны Мери, только потому что ему было так удобно. Он не думал о том, что думает и что сопереживает, данная девушка. Главный герой является человеком, которого не волнуют чужие мысли и чувства, именно поэтому большинство персонажей в данном произведении, считают данного персонажа хуже всех. И его совершенно не волнует тот факт, что по его вине погибает Бэла.

Однако Печорин является человеком который не лишен последних чувств, он считает что у него глубокая нравственная травма, которую никто никогда не сможет залечить. Несмотря на свою образованность и ум, он читает тебя абсолютно лишним человеком в этом временном пространстве. Так как он не может найти предназначение своим талантам и умениям. Он много умеет и много чего знает, однако то время в котором он живет, не готово к тем переменам, о которых подумывает главный персонаж.

Таким образом автор пытается показать, через главного персонажа, что для тех времен характерны люди, у которых было много жизненной энергии, а также планов на будущее, которым просто не суждено было сбыться, в соответствии с теми условиями, которые существовали в те времена. Но важной проблемой главного персонажа, является то, что он не понимает в чём его жизненное предназначение, ведь он появился на этом свет, а также что он может свершить за свою недолгую жизнь. В этом и содержится вся история души человеческой.

Показывая такую историю человеческой души, Михаил Лермонтов остерегает своих читателей, поднимает острый социальный вопрос, актуальный и по сей день. Автор показывает, что жизнь таких людей, как Григорий Печорин – трагична. Он мог сделать многое со своей жизнью и с собой, но судьба распорядилась иначе, и Григорий одиноко, скрывая свои искренние чувства, скитался по жизни до смерти в Персии. Лермонтов не желает, чтобы такая судьба была у кого-либо еще.

Также читают:

Картинка к сочинению История души человеческой в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Любовь. Как же много смысла кроется в одном слове. Любовь не просто чувство, любовь – это нечто более глубокое и серьезное. Она приносит и радость, и боль, и счастье, и печаль. В любви сокрыто многое.

Мне очень нравится финал этого произведения. Я считаю, что это написано (и придумано) очень изящно. Здорово просто! Шариков возвращается к своему собачьему состоянию. То есть человек (и очень гадкий) просто пропадает

В романе Горького Фома Гордеев представлены образы купцов, владельцев пароходов и их наследников всего богатого имущества. С капиталистической стороны их интересы совпадают

И именно этот роман можно назвать первым полноценным социально-психологическим произведением для русской литературы. Это обусловлено не только стремлением писателя отобразить трагическую сторону 30-х годов XIX века, но и теми художественными, новаторскими особенностями, которыми богат роман Лермонтова и сложностью композиции.

Особенности романа

Это позволяет на высоком психологическом уровне понять характер и личность Печорина, и разгадать его мысли и содержание его внутреннего мира. Эта художественная особенность делает роман не только поучительным и глубоким, но интересным и захватывающим.

По этой причине личность Печорина настолько сложная и противоречивая, он бывает эгоистичным, холодным и жестоким, но нет для него самого более строгого судьи, чем он сам.

Сложная и немного запутанная композиция романа позволяет все глубже и глубже вникать в жизнь главного героя и понимать его душевное состояние. А смена рассказчиков позволяет видеть его психологический портрет ярче и шире.

Ведь созданная Лермонтовым сложность композиции и художественного повествования полностью отвечает сложности характера его героя, который является ключевым лицом всего романа.

То, как художественно строится произведение, олицетворяет логику Печорина, это – тоже ключ к пониманию его судьбы и личности.

И именно этот роман можно назвать первым полноценным социально-психологическим произведением для русской литературы. Это обусловлено не только стремлением писателя отобразить трагическую сторону 30-х годов XIX века, но и теми художественными, новаторскими особенностями,

которыми богат роман Лермонтова и сложностью композиции.

Это позволяет на высоком психологическом уровне понять характер и личность Печорина. и разгадать его мысли и содержание его внутреннего мира. Эта художественная особенность делает роман не только поучительным и глубоким, но интересным и захватывающим.

По этой причине личность Печорина настолько сложная и противоречивая, он бывает эгоистичным, холодным и жестоким, но нет для него самого более строгого судьи, чем он сам.

Сложная и немного запутанная композиция романа позволяет все глубже и глубже вникать в жизнь главного героя и понимать его душевное состояние. А смена рассказчиков позволяет видеть его психологический портрет ярче и шире.

Ведь созданная Лермонтовым сложность композиции и художественного повествования полностью отвечает сложности характера его героя, который является ключевым лицом всего романа.

То, как художественно строится произведение, олицетворяет логику Печорина, это — тоже ключ к пониманию его судьбы и личности.

Жизнь Печорина, сделанные им выборы, его поступки и поведение – это насыщенная самыми различными красками картина жизни многих людей того времени.

И мастерство Лермонтова состоит в том, что он не просто обрисовывает действительность, он психологически раскрывает причины и следствия особенностей характера Печорина, он поднимает важные и актуальные проблемы социума через личность такого своеобразного героя.

Тема свободы личности неустанно звучит в размышлениях Печорина, и его примером автор утверждает, что борьба за свободу должна продолжаться независимо от обстоятельств.

Но противоречие Печорина состоит в том, что он продолжает эту жесткую борьбу без каких-либо гуманистических идеалов, которые смогли бы успокоить и порадовать его сердце.

Характер главного героя, резко противопоставленного другим действующим лицам, показан уже сформировавшимся. Социальные истоки формирования такого характера не выявлены. Ореол исключительности, некоторая загадочность, близость героя к авторскому сознанию — все это не дает возможности говорить о победе реализма в романе Лермонтова. Речь идет не о недостатках, а о художественном своеобразии произведения, в котором сочетаются различные подходы к изображению действительности.

Внимание к внутреннему миру человека было унаследовано Пушкиным, Гоголем и Лермонтовым от романтизма. Однако психологизм Пушкина, Гоголя, Лермонтова отличался от романтического тем, что он стал не формой самовыражения писателей, а объектом художественного изучения и изображения.

Читайте также: