Сочинение на тему масса

Обновлено: 02.07.2024

Объект исследования – социальная природа человека, который является представителем массы.

Задачи исследования:

1.1 Общее представление о доминирующем социокультурном типе человека в современном обществе

Основные постулаты подхода Ортеги-и-Гассета:

По Г. Лебону рассеянная масса – это та же толпа, поэтому на нее распространяются все характеристики толпы.[7,13] Большинство же современных исследователей считает, что рассеянная масса, несомненно, обладает рядом особенностей, отличающих ее от толпы.

1.3 Проблема массового сознания.

Массовое сознание – крайне аморфное образование, ведь масса рассеяна в пространстве, она как бы есть, и ее как бы и нет. Массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание. В формировании массового сознания участвуют как члены самой массы, так и всевозможные институты общества и государства, цель которых состоит в создании тех или иных масс, во внедрении в сознание этих масс необходимых им представлений и мнений. С содержательной точки зрения, по Дилигенскому Г.Г. в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые той или иной совокупностью индивидов, выработанные в процессе общения между собой, и совместного восприятия социальной информации.[5,256] Согласно такому взгляду, массовое сознание отличает, во-первых, стереотипность всех образующих его компонентов, во-вторых, социальное признание данных компонентов.

В.С Барулин прослеживает динамику взаимодействия массового сознания и объективных сфер жизни общества. Он выделяет четыре стороны общественной жизни: материально-производственную, социальную, политическую и духовную, где каждая предыдущая сфера является более фундаментальной по отношению к последующей. Опираясь на марксистскую методологию, он отмечает доминирующую роль способа производства. Несомненно, именно сфера материального производства обуславливает массовизацию сознания и его предметные характеристики, определяют специфику объединения людей в социальные общности. В массовом сознании моменты социального, бессознательного, неуправляемого являются определяющими. Политическая сфера трактуется им как сфера динамики групповых и классовых интересов, в которой массовое сознание выступает как более организованное, обладающее большей концентрацией энергии действия, чем в социальной сфере.[1,143]

С одной стороны, массовое сознание – это форма общественного сознания, заметно проявляющаяся лишь в бурные, динамические периоды развития общества. В обычные же, стабильные периоды развития массовое сознание функционирует на малозаметном, обыденном уровне. Т. е. проявления массового сознания носят случайный, побочный характер и выступают в качестве признаков временного, стихийного варианта развития.

В качестве форм массового сознания выступают общественное мнение и массовые настроения.

Массовый характер не был присущ обществу имманентно. Традиционное, в основном земледельческое общество с его определенной изолированностью индивидов, объединенных в рамках небольших сельских общин, не могло быть почвой для формирования подобного явления. Массовый тип начинает доминировать, и общество становится массовым лишь на более зрелом этапе своего развития, а именно в эпоху развития процессов технизации, урбанизации и демократизации, в индустриально-капиталистическую эпоху.

2.1 Процессы индустриализации и урбанизации

Признание повсеместно утверждающегося индустриального капиталистического производства в качестве важнейшего фактора процессов массовизации отмечено впервые в марксистской литературе. К. Маркс показал, что базой для ускоренного формирования и распространения массовых явлений служит определенный уровень развития производительных сил, совпадающий с промышленной революцией, ростом машинного производства.

Резко меняется характер коммуникации. На смену построенным на началах солидарности, свойственным для сельской общины личным неформальным отношениям в малых группах, приходят более обезличенные связи в составе многочисленных и разнородных общностей. Общение городского человека становится избыточно многосторонним и вынужденно формализованным. Согласно Б. А. Грушину, по подсчетам современных социологов каждый человек ныне является участником минимум 5-6 малых групп, 10-15 больших и средних групп. При такой плотности общения формализация, поверхностный характер большей части межличностных контактов становится практически неизбежным.[4,39]

2.2 Процессы демократизации общественной жизни

Бурный характер процесса становления СМК был основан не только на растущих успехах техники и технологии, но и являлся отражением определенных общественных потребностей, спроса со стороны численно возрастающей публики. Эскалация деятельности СМК была призвана компенсировать распадение традиционных форм общественных отношений и способствовать сплочению и объединению формирующейся анонимной городской общности.[22]

Диапазон информации, которая открыто и в массовом масштабе циркулирует в обществе, ее доступность для восприятия играют существенную роль в формировании массового сознания. Существование СМК породило возможность преднамеренного монопольного контроля и формирования в нужном направлении сознания множества людей, его ориентации идентичными стимулами в одном направлении. Контроль может осуществляться как крупными корпорациями, так и государственными институтами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии. – М.: Академ-книга, 2002;

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.; Правда, 1989;

4. Грушин Б.А. Процессы массовизации в современных обществах//Рабочий класс и современный мир. 1986 — №5;

5. Дилигенский Г.Г. Феномен массы и массового движения: социально-психологические аспекты//Рабочий класс и современный мир 1987. — №3;

7. Лебон Г. Психология народов и масс. – Мн.; Харвест, М.; АСТ. 2000;

8. Леонтьев А.Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения М., 1996;

9. Маркузе Г. Одномерный человек. – М.; REFL-book, 1994;

10. Миллс Р. Властвующая элита – М.; Иностр. Литература. 1959;

11. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей//Избран. произведения. Т.1, 1994;

12. Ольшанский Д. Психология масс. – СПб.; Питер, 2001;

13. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс//Вопросы философии – 1989. №3;

14. Политология. Энциклопедический словарь. М., Издат-во Московского коммерческого университета, 1993;

15. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество//Социологические исследования – М., 1993;

16. Тард Г. Психология толпы. М.: 1999;

17. Тоффлер О. Будущее труда.//Новая технократическая волна на Западе. М., 1986;

19. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. М.: Мысль, 1993;

В своем высказывании известный испанский социолог поднимает проблему массового сознания. По его мнению, это явление имеет резко отрицательный характер: толпа людей лишена каких-либо достоинств, это просто масса людей. Я согласен с данным высказыванием.

Что такое масса

Масса – это скопление людей, лишенных своих индивидуальных особенностей, которое характеризуется общим поведением. При этом отдельные её составляющие не вступают в непосредственный контакт друг с другом, а входить в неё могут люди самых различных социальных слоев общества. Её признаками являются:

  • импульсивность — массой руководят бессознательные повелительные импульсы, которые при определенных обстоятельствах могут победить даже инстинкт самосохранения;
  • непреднамеренность — нет четких намерений, желания рождаются сиюминутно, на короткое время, и тут же претворяются в жизнь;
  • внушаемость — масса неразумна, не знает сомнений, не колеблясь переходит к самым крайним действиям;
  • раздражительность – даже самые незначительные раздражители способны побудить её к самым крайним действиям;
  • слабая сплоченность;
  • богатое воображение, которое требует иллюзий, мифов.

Людская масса

Потеря индивидуальности во многом происходит благодаря агрессивному воздействию СМИ и Интернета, когда огромный поток информации заставляет человека перестать объективно и критично относиться к окружающему миру. Массой легко управлять, так как её поведение во многом шаблонно и стереотипно, в таком обществе невозможен прогресс, ведь отдельные её представители не способны на творчество или новаторство.

Ходынка

Импульсивность и раздражительность людской массы может привести к настоящей трагедии. В 1896 году в ходе коронации императора Николая II на Ходынском поле были организованы народные гуляния с бесплатной раздачей царских подарков: кружек и сладостей. Когда в толпе раздались голоса, что подарков на всех не хватит, людская толпа двинулась в сторону лавок, где и раздавали подарки.

Ходынское поле сегодня

Массовая давка, которая при этом произошла, привела к гибели около 1400 человек, при числе собравшихся около полумиллиона. Людская масса пришла в движение сразу же после криков о якобы нехватке подарков, забыв об инстинкте самосохранения.

Коронавирус и сотовая связь

Масса людей подчиняется определенным законам, знание которых позволяет элите легко управлять людскими толпами. Будучи по отдельности полноценными личностями, в массе люди не обладают какими-либо достоинствами.

По мнению Ленина, каждому человеку необходимо развиваться духовно и у него есть на это полное право.

Обратимся к теоретической части высказывания. Культура представляет собой совокупность результатов духовной и материальной жизни общества. Культура выполняет множество функций в жизни общества, среди которых можно выделить познавательную, социализации, воспитательную, регулятивную, коммуникативную, ценностную и другие. Культура позволяет удовлетворять духовные потребности, совершенствовать духовный мир человека. Приобщать человека к духовным ценностям необходимо с детства, здесь важно правильное воспитание. Иными словами, то какие продукты духовной культуры выбирает для удовлетворения духовных потребностей индивид, зависит во многом от агентов социализации.

Также необходимо отметить, что в современной науке выделяют такие формы культуры как массовую, народную и элитарную.

Массовая культура, о которой говорит автор, характеризуется простотой содержания, развлекательным характером и направленностью на получение прибыли. Ее отрицательными сторонами являются формирование в сознании человека примитивных стандартов жизни и отношений, восхваление материального благополучия, пошлости и насилия. Для подлинного духовного развития человеку нужно приобщаться к более глубоким произведениям, содержанием которых являются общечеловеческие ценности, вопросы о цели и смысле жизни. Такие произведения относят к элитарной культуре. У каждого гражданина есть право на доступ к культурным ценностям, поэтому не стоит ограничивать свой кругозор восприятием только произведений массовой культуры.

Примером из истории, подтверждающим мысль автора служит политика советского государства. Так, в 1919 году в советской России началась ликвидации неграмотности среди населения, для которого организовывались лекции, посещения театров и музеев, огромными тиражами издавались произведения классиков художественной литературы, росло количество библиотек. Все эти мероприятия были направлены на духовный рост и культурное развитие населения.

Таким образом, мы подтвердили взгляд автора и можно смело утверждать, что народ имеет право на приобщение к более высокой и содержательной культуре, чем просто пассивное восприятие развлекательных представлений.

Mass media

It is difficult to imagine our life without mass media. It is the part of the modern world: newspapers, radio, television and the Internet. Just imagine, almost every minute you face this or that kind of mass media.

Of course, nowadays most people prefer the Internet as a kind of mass media. You can find interesting news, know about special events or sales, invite many people to your party or arrange a meeting. The most important thing about the Internet is that you can do it in a matter of seconds.

Newspapers are still very popular kind of mass media. I would say the press is a very powerful kind. It is difficult to explain but people trust the press. Old people like reading newspapers. For example, my grandparents buy many newspapers every week. Young people prefer magazines because magazines are bright and contain the information which is more interesting for youth.

Radio is the favourite kind of mass media of many people. Listening to the radio, one can do a lot of things, for example, drive a car or clean the room. You can know useful information, listen to interviews or news. I like listening to the radio.

Television plays an important role in our life. There are a great variety of channels. We watch news, sport competitions, films, talk shows, for example. Everyone can find what he or she wants to watch most of all.

Mass media is an important part of the modern life. However I think that sometimes we need get away from mass media just to relax or spend time with family or friends.

Перевод:

Средства массовой информации

Трудно представить нашу жизнь без средств массовой информации. Они являются частью современного мира: газеты, радио, телевидение и Интернет. Только представьте себе, почти каждую минуту вы сталкиваетесь с тем или иным видом средств массовой информации.

Газеты все еще остаются очень популярным вид средств массовой информации. Я бы сказала, что пресса является очень влиятельным видом. Трудно объяснить, но люди доверяют прессе. Пожилые люди любят читать газеты. Например, мои бабушка и дедушка каждую неделю покупают много газет. Молодые люди предпочитают журналы, потому что журналы яркие и содержат информацию, которая является более интересной для молодежи.

Средства массовой информации являются важной частью современной жизни. Тем не менее, я считаю, что иногда нам необходимо отдыхать от средств массовой информации, чтобы просто расслабиться или провести время с семьей или друзьями.

Читайте также: