Сочинение по картине самсон и далила

Обновлено: 30.06.2024

Питер Пауль Рубенс — тот ещё затейник, и даже каноничные библейские сюжеты он умудрялся выставлять так, что историки искусства до сих пор ломают голову над его тайными месседжами, которые он оставлял в своих полотнах.

Итак, главный герой, как вы догадались, — Самсон. Да-да, тот самый мускулистый богатырь. Он не пьян, как думают некоторые зрители, не разобравшийся в сюжете. Он спит. Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей. История-то на самом деле грустная.

Народ Самсона уж очень страдал от порабощения филистимлянами. Самсон был вынужден расти среди рабского унижения и гонений и решил отомстить недругам, что ему удалось — юноша совершает множество мини-побед в схватках над филистимлянами.

Самсон носил длинные роскошные волосы, служившие источником его необычайной силы и божественной мощи. Но юношу соблазняет коварная (а по картине и полуобнаженная) филистимлянка Далила (в русской вариации — Далида). Бойкая девица продалась филистимлянским военачальникам, пообещав за золото узнать, в чём сила Самсона. Попыток харрасмента (притом, по-видимому, со стороны девушки!) было три, и наконец бедный Самсон сражён, соблазнён, а секрет выведан!

Как и обещала, грустный финал : сраженный и лишившийся силы Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.

А вот вам и одно из тайных посланий, которое нам оставил Рубенс и о котором искусствоведы догадались далеко не сразу. В нише на втором плане обратите внимание на статую римской богини любви Венеры с Купидоном, так вот наклон головы ее повторяет позу Далилы.

Еще любопытно то, что в своих работах на библейский сюжет Рубенс полностью убирает религиозную составляющую. То есть режиссирует по-своему! Так, например, одна из героинь — старуха-сводница, ее нет в библейском тексте.

Ещё один месседж. Рубенс переносит место действия в бордель. У Далилы красное платье, заметили? Оно есть символ страсти и дальнейшей кровавой развязки.

Ставьте лайк, если вам было интересно. Подписывайтесь на канал, впереди много интересного!

Бог разозлился: евреи перестали Его чтить, соблюдать Его заповеди. Они стали поклоняться другим богам, смешиваться с другими народами. Естественно, последовало наказание Господне.

«14. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружающих их, и не могли уже устоять пред врагами своими.

Ну, нет жизни евреям! Совсем! И тогда в них просыпается совесть, они возвращаются к вере в своего Господа. Тогда и Господь возвращает свою милость – среди евреев появляется сильный, храбрый человек, который становился мстителем за страдания евреев, наказанием для обидчиков, строгим судьей для грабителей и притеснителей:

В третьей главе книги Судей перечислены эти вожди: Гофониил (гл. 3, ст. 9), Аод (гл. 3, ст. 15), Девора – пророчица (гл. 4, ст.4). Среди судей оказался и Самсон – легендарный силач.

Это были не лучшие времена: за очередное отступление от заповедей Господних народ Израиля попал под власть филистимлян на сорок лет (Судей, 13, 1).

Из этого наказа следует, что и вина, и хмельных напитков пили столько, что нужно было это предупреждение повторить дважды - для матери и для сына. То есть, были известны дурные последствия алкоголя. Причем как для потомства, так и для взрослых людей.

Но вот рождается Самсон, единственный ребенок. Вырос баловнем, и когда пришла пора жениться, он потребовал себе жену из филистимлянок. Родители согласились, нарушив еще один запрет Господа: соединяться с народами, среди которых жили евреи.

Самсон вырос невероятно сильным и настолько же необузданным. Так, он разорвал на части льва, которого встретил в пустыне по пути к невесте. А его необузданность привела к тому, что он убил сначала 30 человек, потом три тысячи, потом пожег все угодья филистимлян.

Его поведение могло принести большие неприятности: филистимляне обещали евреям то же самое, что Самсон сделал для них. Попытка выдать Самсона кончилась ничем: когда его связали, он порвал все путы.

Тогда евреи приняли мудрое решение: они назначили его судьей, судьей врагов Израиля. Иначе говоря, воеводой. Регулярной армии тогда не было, каждый раз, когда надо было идти против обидчиков, бойцы собирались под командованием судьи. И Самсон 20 лет исполнял свои обязанности. Пока его не развратила власть.

Власть дала деньги, ощущение свободы. И Самсон пустился во все тяжкие: пошел к филистимской блуднице. Вероятно, он пользовался и услугами соплеменниц, но переспать с филистимлянкой – это давало ему ощущение какого-то превосходства над поработителями. Его обнаружили у этой блудницы, а для того, чтобы схватить, заперли городские ворота. Самсон ушел вместе с воротами.

Далила начала выведывать у Самсона секрет его силы. Женщина она была бесхитростная, поэтому так прямо и спросила его: почему он такой сильный? Самсон был немножко похитрее, он не сказал своей любовнице правду, обманул ее. И даже не один раз.

Но женщина настаивала. И Самсон сдался (видимо, был к ней очень сильно привязан, а она пригрозила отлучением от плоти), он сказал ей, что если его остригут, его сила уйдет.

«18. Далила, видя, что он открыл ей все сердце свое, послала и звала владельцев Филистимских, сказав им: идите теперь; он открыл мне все сердце свое. И пришли к ней владельцы Филистимские и принесли серебро в руках своих.

19. И усыпила его Далила на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его.

Самсон стал развлечением: на него ходили смотреть. И на каком-то празднике собралась куча народа, все развеселились, издевались над ним. Дом, в котором проходил праздник, стоял на столбах. А за то время, что Самсон сидел в тюрьме, его волосы отросли. Только что он был слеп. Есть волосы – есть сила. Он попросил мальчика, который вывел его на свет из тюрьмы, дать пощупать колонны, на которых держится крыша. И когда мальчик его подвел к колоннам, Самсон уперся в них, колонны сломались и рухнули вместе с крышей. Погибло много филистимлян. Погиб и Самсон.







Похоже, Далила не испытывает никаких чувств по поводу происходящего. Любовь попрана и продана. Венера скорбит. Амур плачет навзрыд, и чтобы его рыдания никто не слышал, Венера завязала ему рот платком.


Бесстрашный силач. Народный мститель. Умелый воевода . Его любовь была продана за 10 килограммов серебра (или за 30 – невелика разница).

Ван Дейк Антонис

Ван Дейк Антонис

Ван Дейк Антонис

Ван Дейк Антонис

Ван Дейк Антонис

Ван Дейк Антонис

Ван Дейк Антонис

Ван Дейк Антонис

Ван Дейк Антонис

Рубенс остался искренним и вдохновенным мастером, просто его дар, полностью востребованный эпохой, развивался в согласии с ее вкусами и потребностями и поневоле был этим ограничен.

И все же, когда смотришь на могучую фигуру рубенсовского Самсона, нет-нет, да и подумаешь о не воплотившихся до конца возможностях великого художника, задремавшего на коленях своей прекрасной и коварной возлюбленной – славы.

Самсон и Далила

Так случилось, что израильтян, сильнее всех других народов, притесняли филистимляне. Филистимляне были воинственными и крепкими, жили в укрепленных городах у моря и представляли собой настоящую опасность. Они устраивали набеги на израильтян, забирали себе их имущество, уничтожали целые селения, продолжалось все это целых сорок лет.

Господь, увидев это, послал своему народу силача Самсона. У матери Самсона долго не было детей, но в один прекрасный день некто сообщил ей, что она родит сына.

До рождения ребенка ей надо было вести особенно благочестивый образ жизни, не пить вина и не есть свинины.

После рождения ребенка ему не дозволялось стричь волосы, нож не должен был касаться его головы, ведь ребенок будет посвящен Богу.

Ван Дейк Антонис

Мать Самсона удивилась и рассказала об этом явлении своему мужу, муж попросил сообщившего эту новость гостя войти в дом, но тот отказался, а отцу Самсона велел принести Господу в жертву козленка. Пламя над жертвенником унесло в небо таинственного посланца… Это был Ангел Господень.

Самсон действительно рос невероятно сильным и однажды голыми руками победил напавшего на него льва. Он защитил израильтян от набегов филистимлян, но сам полюбил молодую филистимлянку Далилу и женился на ней.

На свадьбе Самсон загадал присутствующим загадку, которую Филистимляне разгадать не смогли и подослали к нему жену с просьбой сказать ответ. После того, как жена узнала отгадку, она сразу же сказала ее своим соотечественникам. Самсон разозлился и покарал 30 филистимлян. Так началось их 20-летнее противостояние.

Филистимляне, мечтающие одолеть Самсона, пришли к Далиле и обещали ей много серебряных монет, если она узнает тайну необычайной силы Самсона.

Самсон встал и разорвал веревки. Далила поняла, что была обманута и вновь попросила открыть секрет. Тогда Самсон сказал, что стоит только вплести его волосы в ткань и прибить ее гвоздем к колоде, он потеряет силу. Далила так и сделала, когда Самсон опять уснул. Самсон же снова смог освободиться.

Разозлившись Далила пригрозила Самсону, что оставит его, если он не скажет правду и Самсон вынужден был признаться, что сила заключается в его волосах.

  • И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей всё сердце своё, и сказал ей:
  • — Бритва не касалась, головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди.
  • Далида, видя, что он открыл ей всё сердце своё, послала и звала владельцев Филистимских, сказав им:
  • — Идите теперь; он открыл мне всё сердце своё.

Тогда Далила напоила Самсона вином и позвала филистимлян, которые остригли с головы Самсона семь кос. Далила получила обещанную плату, а Самсона пленили, пытали, выколов ему глаза и бросили в темницу, где он вынужден был крутить жернова, которые мололи зерно.

Однажды филистимляне собрались на праздник в честь языческого бога Дагона. Развеселившись они попросили привести незрячего силача, чтобы издеваться над ним.

Под завалами погиб он сам вместе с филистимлянами, пытавшими его.

История о Самсоне и Далиле учит нас многому, и она не только о:

  • Предательстве;
  • Разочаровании;
  • Боли;

Самсон начал противостоять филистимлянам не только, чтобы защитить израильтян, личные обиды двигали им и его физическая слепота стала символом духовного ослепления и потери ориентиров. Силу, которую Господь дал ему для защиты от врагов, Самсон использовал не по назначению. История Самсона и Далилы — это история вечной борьбы, которая идет между добром и злом за душу человека.

Ван Дейк Антонис

Исторические факты

Известно, что филистимляне в те времена действительно совершали набеги на израильтян.

Сюжет о Самсоне и Далиле получил свое отражение в искусстве и литературе. Сцены из этого сюжета изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века подвиги Самсона часто изображали на книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники:

  • А. Мантенья;
  • Тинторетто;
  • Л. Кранах;
  • Рембрандт;
  • Ван Дейк;
  • Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии.

Почему Далила предала Самсона?

У предательства Далилы нет оправданий, но есть определенные предпосылки. Самсон не был однозначно положительным персонажем и самым благочестивым человеком в Библии.

Господь избрал его и дал ему силу, но Самсон часто распоряжался этим даром в своих интересов, был жесток с первой женой, хвастался своими победами и успехами, кроме того филистимляне оставались соотечественниками Далилы, а многих из них Самсон погубил своими руками. Ей, как и Самсоном, двигало разрушительное чувство мести.

Антонис Ван Дейк. Гениальный и честолюбивый портретист

Фландрия. Антверпен. В зажиточной купеческой семье в 1599 году родился Антонис Ван Дейк. Он был седьмым по счёту ребёнком. Его мать родит ещё пятерых. И умрет вскоре после 12-ых родов. Антонису было всего 8 лет.

Его отец не видел ничего дурного в том, что сын хочет стать художником. Ведь его мать виртуозно вышивала. Сам он в молодости увлекался рисованием. Поэтому с лёгким сердцем в 10 лет отец отдал мальчика в обучение к художнику.

Имея талант и необыкновенную усидчивость, уже через 4 года обучения юный Ван Дейк начал работать самостоятельно.

Ван Дейк был вундеркиндом

Вот его автопортрет, написанный в 14 лет. Ван Дейк явно был вундеркиндом. Согласитесь, уже видно, что этот мальчик слеплен из особого теста. Во взгляде читается и честолюбие, и самоуверенность.

А приняли его в гильдию благодаря серии потрясающих работ. Он создаёт “Головы апостолов”. Вот один из этюдов.

Антонис Ван Дейк. Головы старца. 1618 г. Музей “Дом Рококса” в Антверпене, Бельгия

По этой работе уже можно сказать, что быть Антонису Ван Дейку великим портретистом.

Но пока он этого ещё не осознал, он попадает в ученики к великому Рубенсу.

Кто лучше, Ван Дейк или Рубенс ?

Рубенс редко писал портреты. Чаще он получал заказы на алтарные картины или картины на мифологические сюжеты. Под его влиянием Ван Дейк создаёт немало полотен на эти же темы.

Вот одна из ранних его картин на мифологический сюжет о Самсоне и Далиле.

Сама по себе эта картина великолепна. Однако за основу Ван Дейк взял работу Рубенса. Найдите 10 отличий.

А если серьёзно, то Ван Дейк уже внёс много чего своего, особенного. Он не стал изображать Самсона с гипертрофированными мышцами, как его учитель. Сделав героя более человечным. При этом усилил драму, добавив эмоций. Посмотрите, как взбудоражена женщина рядом с Далилой.

Рубенс более роскошен и монументален. Ван Дейк более эмоционален и человечен. Что и сделает его впоследствии великим в портретном жанре.

По словам современников 20-летний Ван Дейк писал с тем же мастерством, что и зрелый Рубенс. До сих пор по части работ не установлено авторство. Так обстоит дело с “Пьяным Силеном”.

Достигнув уровня мастерства учителя, Ван Дейк задумался. А стоит ли ему тягаться с Рубенсом на поприще исторической живописи?

Тогда он начал больше принимать заказов на портреты.

Портреты, которые общаются с нами

Уже в 20-летнем возрасте Ван Дейк пишет портреты аристократов, отличающиеся невероятным мастерством. Как будто оно с неба на него свалилось. Такого уровня иные художники достигают к 40 годам.

Антонис Ван Дейк. Семейный портрет. 1621 г. Государственный Эрмитаж

Герои картины очень естественны. Особенно их руки. Вообще Ван Дейк будет всегда уделять особое внимание рукам. Именно по ним вы можете узнать его портреты.

Если видите красивые руки с длинными пальцами, грациозно расслабленные, значит перед вами творение Ван Дейка.

Герои “Семейного портрета” не просто позируют, они “общаются” с нами. Они рассказывают, какие у них интересы. Как они любят тихие семейные вечера. Какие у них отношения. Как они ещё узнают друг друга, поженившись пару лет назад. Но уже успев построить тёплые отношения.

Однако в этом портрете ещё мало того индивидуального стиля, по которому Ван Дейк узнаваем. Его современнники-портретисты писали в том же ключе.

Сравните его портрет с работой Корнелиса де Воса. Написанный в том же 1621 году. Правда мастер на 14 лет старше Ван Дейка.

Ван Дейк чуть не стал итальянским художником

В 22 года Ван Дейк уезжает в Италию. Где он проведёт 6 лет. Путешествовать он направился по настоянию Рубенса, который был немного задет талантом ученика. И решил, что так будет лучше для всех.

Здесь Ван Дейка привлекли шедевры Тициана. Изящество поз, которым он в будущем наделит каждого английского аристократа, он позаимствует именно у этого художника Эпохи Возрождения.

В 24 года Антонис пишет свой очередной шедевр. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо.

Антонис Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1625 г. Палаццо Питти, Флоренция

Что же особенного в этом портрете? А то, что перед нами не просто облеченный властью церковный чиновник. Перед нами человек с определенным характером. Интеллигентный и начитанный. Честолюбивый дипломат. Гвидо был противоречивой личностью.

С одной стороны он сделал многое, чтобы предотвратить повторение Варфоломеевской ночи*. С другой стороны, он был одним из тех, кто подписал смертный приговор Галилео Галилею. Хотя когда-то был его учеником.

Заказов в Италии было достаточно. Но в 1627 году Ван Дейк возвращается в Антверпен.

Ван Дейк мог стать религиозным художником

Вернуться художника заставило несчастье в семье. Серьёзно заболела его сестра. Однако живой он не успел ее застать.

Несколько лет Ван Дейк сосредотачивается на религиозных сюжетах. Видимо под влиянием происшедшего. Так появилась его картина “Вознесение Марии”.

Почему-то Ван Дейк всех святых дев изображал с толстыми шеями. Да и некоторые ангелочки у него весьма странные. Вот зачем один из них обернул голову покрывалом? Да ещё так своенравно на нас смотрит.

Вот для сравнения картина Рубенса на ту же тему.

У Рубенса больше возвышенности, религиозной торжественности. Его герои не подразумевают двусмысленности. Мария безукоризненна. Ангелы тоже.

Нет, все-таки не зря Ван Дейк отступил. Зачем бороться с гением? Когда можно уехать в другую страну и стать равным по величию, но в другом жанре. Так Ван Дейк и поступил.

Почему Ван Дейк переехал в Англию

В 1632 году Ван Дейк получил предложение от короля Англии Карла I стать придворным художником.

Он согласился. В Англии у него были все шансы стать художником номер один. Алтарные картины англичанам были не нужны. Этим они отличались от католиков. А вот портреты с удовольствием заказывали.

Вот какой портретная живопись в Англии была до приезда Ван Дейка.

Портреты Уильяма Ларкина. Слева: Леди Лове. 1610-1620 гг. Частная коллекция. Справа: Джордж Вилльерс, Букингемский герцог, 1616 г. Национальная портретная галерея, Лондон

Что вы видите? Абсолютно неподвижных кукол. С цветом кожи и худобой тяжело больных существ. И оживить этих людей не может ни яркий румянец, ни парадная одежда.

Ничего удивительного, что Ван Дейк пленил английскую аристократию. И в первую очередь короля Карла I.

Вот самый известный его портрет, созданный Ван Дейком. “Карл I на охоте”.

Перед нами живой человек. Джентельмен. Никаких тяжёлых платьев, а лишь охотничий костюм. Непринужденная, но аристократичная поза. Томный взгляд человека, наделённого властью.

Королю было, от чего прийти в восторг. И он заказывает свой портрет, а также портреты жены и детей 30 раз!

Антонис Ван Дейк. Королева Генриетта-Мария и сэр Джеффри Хадсон. 1633 г. Национальная галерея Вашингтона

Ван Дейк, конечно, приукрашивал своих заказчиков. Судить об этом мы можем по воспоминаниям их современников. Одна дама видела портреты Ван Дейка. По которым заключила, что все дамы в Англии красивы.

Но была сильно разочарована, когда вживую увидела Королеву Генриетту-Марию. Вместо миловидной женщины ей явилась немолодая особа с тощими руками, кривыми плечами и торчащими изо рта передними зубами.

Звёздный час Ван Дейка

Мастеру был присвоен титул дворянина. Он получил из рук короля звание рыцаря. Мечты сбылись.

Ему позируют самые знатные вельможи британского общества. У него нет отбоя от дорогостоящих заказов.

Ван Дейк виртуозно чувствует и передает на холсте атмосферу королевского окружения. Портретист придает осанке своих клиентов горделивость, а позам и жестам элегантное благородство.

Вот отпрыски семейства Стюарт. Один из самых известных портретов Ван Дейка.

Этим кавалерам всего по 17 и 16 лет. Оба они погибнут в возрасте 23 лет на Гражданской войне. В результате которой погибнет и сам Карл I. Он будет единственным казнённым английским королём за всю историю Англии.

А эти дамы рассказывают свою семейную историю. Та, что слева, сестра мужа той, что справа. Портрет был написан в знак их примирения. Ведь граф Стюарт женился на девушке без согласия семьи. Через некоторое время его родственники признали этот брак. И сестра графа благосклонно это демонстрирует.

Еще Ван Дейк был непревзойдённым детским портретистом. Хоть и изображает он их во взрослых позах и взрослой одежде. А иначе не позволял этикет.

Но в их глазах мы можем уловить озорство. А ещё читается у каждого свой характер.

Антонис Ван Дейк. Старшие дети короля Карла 1. 1636 г. Королевское художественное собрание Виндзорского замка, Великобритания

Горшочек, не вари

Ван Дейк был по горло завален подобными заказами. Каждый аристократ жаждал быть запечатлённым Ван Дейком.

В результате получилось как в сказке, “Горшочек, не вари”.

Работа была поставлена на поток. Художник уделял заказчику в день менее часа. Своей рукой он изображал лишь главное, а все остальное писали его ученики с приглашенных натурщиков.

Либо он писал все сам, но торопился. Работая над двумя, а то и пятью портретами одновременно. В работах появилась некоторая небрежность.

Но заказчиков это не отпугивало. Наоборот, его тонкий слой краски и быстрые мазки делали изображение более живым, вибрирующим. Что на самом деле нравилось его моделям.

Личная жизнь Ван Дейка

В Англии у Ван Дейка была возлюбленная Маргарет Лемон. Она была его натурщицей. У них были отношения не один год.

Но жениться он решил на аристократке. Мисс Лемон была в полном шоке, когда узнала о помолвке возлюбленного. Устроила скандал, попытавшись откусить художнику палец. Чтобы он не смог больше писать. Но благо ей не удалось этого сделать.

Несчастной пришлось смириться. И в 40 лет художник женился на Мэри Ратвен, молоденькой фрейлине королевы. Так он сам стал английским аристократом.

Была ли это любовь? Или очередной тщеславный поступок? Неизвестно. В любом случае семейное счастье длилось очень недолго.

Однажды Ван Дейк поехал в Париж, где занимался росписями галерей Лувра. Там он серьезно заболел. Вернувшись домой в декабре 1641 г., он скончался. Ему было всего 42 года.

Похоронен он был в день крестин своей новорожденной дочери. Которой на тот момент было всего восемь дней.

Почему Ван Дейк так известен

Ван Дейк стал величайшим портретистом. Что само по себе феноменально. Так как в этом жанре мало известных имён. По одной простой причине.

Портретист вынужден угождать заказчику. А в таких тисках мало кому удаётся привнести что-то своё. А уж тем более повлиять на развитие живописи.

Ван Дейку удавалось и то, и другое. И заказчики были довольны. И имя он своё прославил на много поколений вперёд. Потому что он поднял планку на следующий уровень.

Теперь уважающий себя художник не имел права изображать неподвижных кукол. Отныне в глазах каждой модели обязан читаться характер. Как это делал гениальный Ван Дейк.

О другом выдающемся художнике Эпохи Барокко читайте в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов о жизни и творчестве”.

* Вночь на 24 августа 1572 года католики устроили массовое убийство гугенотов (протестантов) на улицах Парижа. Погибло 6000 человек.

544px-Leighton-Samson-c._1858 (544x599, 76Kb)

Мальчик рос на удивление отважным и смелым, а о его богатырской силе по иудейской земле стали распространяться небывалые слухи. Говорили, что однажды храбрый юноша разорвал руками пасть живому льву, а в одном из боёв с филистимлянами он убил около тысячи врагов. Вокруг Самсона ходили легенды, одни пытались разгадать секрет его силы, другие восторгались необычным юношей, третьи предлагали ему за большое вознаграждение раскрыть свою тайну. Но тот оставался непреклонен.

20671794_Samson_ubivayuschiy_lva_gravyura_SZH (462x574, 81Kb)

Гравюра. Самсон, убивающий льва

20674684_Gvido_Reni_Triumf_Samsona_161112_szh (477x572, 36Kb)

Гвидо Рени. Триумф Самсона. 1611-12 гг.

20674309_Salomon_de_Bray_Samson_s_oslinoy_chelyustyu_1636 (394x480, 42Kb)

Саломон де Брай. Самсон с ослиной челюстью. 1636 г.
"Он непомерно был собой доволен и, возвращаясь в свое горное логовище, весело напевал под ритм своих шагов: "Челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек".

Женщины его боготворили, он отвечал на их чувства и, влюбляясь в очередную красавицу, терял голову, становился покорным, смиренным и кротким. Однажды Самсон пришёл в филистимлянский город Газа и встретил там красавицу филистимлянку Далилу. Она тоже не отличалась благочестием и даже была известна как девица особо хитрая и коварная. Однако иудейский богатырь влюбился в Далилу и провёл с ней весь вечер.

bsgd0133 (475x600, 114Kb)

Paul Gustave Doré. Самсон и Далила

Филистимляне, узнав о том, что в городе находится их злейший враг, решили заманить Самсона в ловушку: закрыть главные ворота города и поставить рядом с ними несколько десятков вооружённых охранников. Заговорщики ожидали появления иудейского богатыря лишь под утро и мирно заснули, положив рядом с собой оружие. Однако Самсон, предчувствуя неладное, направился в полночь к городским воротам, убил всех стражников, снял ворота и отнёс их на вершину горы. Под утро обескураженные неудачей филистимляне обнаружили около входа в город убитых воинов, а бесстрашный богатырь с тех пор беспрепятственно наведывался в Газу.

Несколько месяцев влюблённый богатырь наслаждался любовной страстью с Далилой и почти не выходил из её покоев. Напомним, Далилу считали самой изощрённой блудницей в филистимлянском царстве. Красивая, черноокая, с лукавой, чарующей улыбкой, Далила так приворожила Самсона, что тот, и без того слабый по части женского пола, окончательно потерял голову.

3f4c2121bb14 (425x600, 55Kb)

Александр Кабанель. Самсон и Далила. 1878 г.

Хитрые филистимляне воспользовались сердечной слабостью Самсона и уговорили Далилу за большую плату узнать сокровенный секрет богатырской силы непобедимого богатыря. Коварная женщина согласилась и в тот же вечер, прибегнув к самым хитрым способам, стала выведывать у любовника его тайну. Тот долго не решался открыть секрет, несколько раз говорил неправду, предчувствуя неладное. Сначала он сказал, что потеряет силу, если его тело будет связано семью верёвками. Когда любовник уснул, Далила приказала слугам связать его и послала за филистимлянскими начальниками. Те в полночь вломились в дом блудницы, но Самсон с лёгкостью разорвал верёвки и расправился с врагами. Филистимляне в ужасе бежали прочь, а Далила поклялась любовнику в своей невиновности. Влюблённый мужчина поверил коварной предательнице.

20663445_ZHan_Fransua_Rigo_Samson_i_Dalila_1784 (600x501, 51Kb)

Жан-Франсуа Риго. Самсон и Далила. 1784 г.

Через несколько дней блудница вновь напоила возлюбленного вином и так горько плакала, жестоко упрекая Самсона в недоверии и нелюбви к ней, что простодушный великан сдался во второй раз. Он всё-таки рассказал Далиле, что его сила кроется в длинных, густых волосах и если остричь их, он станет беспомощен и слаб.

20667332_Matias_Stomer_Samson_i_Dalila (600x466, 95Kb)

Матиас Стомер. Самсон и Далила. 1630 г.

Бесстыжая любовница, напоив богатыря сонным вином, остригла ему все семь кос и выдала Самсона филистимлянам. Заковав обессилевшего богатыря в цепи, враги выкололи ему глаза и посадили в темницу. Далила тем временем, получив внушительную сумму, утопала в роскоши и наслаждалась приобретённым богатством. Лишь один раз она навестила бывшего любовника в темнице и горькими речами, рыдая у него на плече, просила Самсона простить её. Она говорила, что сделала это ради любви к нему, из опасения, что богатырь разлюбит её и бросит, что теперь желает выкупить его у филистимлян и до конца жизни быть с ним рядом. Но Самсон больше не желал слушать лживых речей возлюбленной, погубившей его за одну ночь, и попросил её никогда больше не приходить к нему в темницу.

Dalila1929-vi (413x600, 82Kb)

Икар Луи. Dalila, 1929

Ослеплённый и ослабленный, он несколько месяцев оставался в плену у филистимлян, которые заставляли его работать по ночам и придумывали новые и новые наказания. Ни друзья, ни родственники Самсона не смогли выкупить пленника у врагов. Филистимляне, празднуя победу над знаменитым богатырём, не желали слушать ни о каком выкупе и продолжали издеваться над поверженным героем. Однако они не учли то, что если волосы у Самсона вновь отрастут, с ними к богатырю вернутся его неодолимые силы.

Однажды в Газе, где филистимляне держали ненавистного израильского великана, устроили праздник в честь какого-то языческого божка. Самые знатные вожди филистимлянского народа собрались на пышный пир, куда решили привести и закованного в цепи Самсона, чтобы лишний раз посмеяться над ним. Богатырь вошёл в храм и попросил подвести его к колонне, на которой держалась крыша здания. Самсон одним движением своротил опору, и храм рухнул. Говорили, что тогда погибло несколько тысяч человек. Погиб под руинами и Самсон.

death_of_samson (472x600, 142Kb)

Графика. Гравюра. Поль Гюстав Доре. Смерть Самсона

Похоронили героя на родине, в городе Сариасе. А легенда о самом сильном человеке, которого погубила слепая любовь к женщине, передаётся из поколения в поколение на протяжении тысячелетий.

Текст: Анна Сардарян

20663972_YAkob_Maham_Samson_i_Dalila_1613_szh (561x464, 87Kb)

Якоб Махам. Самсон и Далила. 1613 г.

20664500_Piter_Pauyel_Rubens (600x462, 74Kb)

Питер Пауль Рубенс. Пленение Самсона. 1612-15 гг.

20665841_Andrea_Mantenya_Samson_i_Dalila_1495_szh (452x578, 73Kb)

Андреа Мантенья. Самсон и Далила. 1495 г.

20666295_Rubens_Samson_i_Dalila_1609_szh (567x513, 61Kb)

Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила. 1609 г.

20666520_Gerrit_van_Honthorst_Samson_i_Dalila_1615_szh (434x600, 59Kb)

Геррит ван Хонтхорст. Самсон и Далила. 1615 г.

20666981_YAn_Livens_Samson_i_Dalila_1626_szh (453x528, 60Kb)

Ян Ливенс. Самсон и Далила. 1626 г.

20667202_Kristian_van_Kovenberg_Predatelstvo_Samsona_1630_szh (600x480, 73Kb)

Кристиан ван Ковенберг. Предательство Далилы. 1630 г.

20667840_Gustav_Moro_Samson_i_Dalila_1882_szh (600x444, 132Kb)

Густав Моро. Самсон и Далила. 1882 г.

0_504ab_fb01fd8a_-1-XL (426x600, 132Kb)

Самсон и Далила


– Скажи мне, любимый, с рожденья доныне
В чем силы свои ты черпаешь?
– В полыни, любимая, в горькой полыни,
Чей вкус ты, наверное, знаешь.

– Признайся, любимый, что сердце неволит?
Я вижу тебя удрученным.
– Ты ставишь фигуры на белое поле,
Мой конь атакует на черном.

– Последний вопрос. Я хотела бы знать,
Чем силу могла бы твою обуздать.
– Когда к вам под крышу забьется птенец,
Подрежь ему крылья, и делу конец.

Слова – не металл, но страшнее кинжала
Ложь той, что любимым тебя называла.

Анализ и описание работы Рубенса на популярный в живописи барокко сюжет.

Самсон и Далила. Рубенс.

Самсон и Далила Рубенса

Библейская история

Согласно Ветхому Завету Библии, Самсон — сын Манои — был избран Богом, чтобы помочь израильтянам одолеть своих врагов — филистимлян. В обмен на принятие обета не бриться и не стричься (обет назорейства), Самсон получил сверхъестественную физическую силу, которую он охотно использовал в своих приключениях.

К сожалению, герой влюбляется в соблазнительницу Далилу, в долине Сорек. Когда филистимляне прознали об этом, они подкупили женщину за 1100 шейкелей серебра, дабы та разузнала секрет силы Самсона. В конце концов, она выясняет, что его мощь исчезнет, если отрубить волосы. Однажды ночью, пока Самсон спал, Далила требует сбрить его волосы слугу, после чего филистимляне ворвались и одолели мужчину. Позже, Самсон, чьи волосы отросли, обрушил свою жестокую месть на похитителей.

Эта история легла в основу большого числа религиозных картин, созданных в эпоху барокко. Свое виденье истории было у Рембрандт (Картинная галлерея в Берлине). Гуэрчино (Музей искусств де Страсбург).

Анализ картины

Самсон и Далила. Рубенс. Фрагмент.

Фрагмент полотна

В этом шедевре библейского искусства Рубенс показывает спальню Самсона, который лежит в объятьях возлюбленной Далилы. На заднем плане филистимлянские солдаты ждут момента, чтобы наброситься на ослабленную жертву.

Рубенс использует различную символику, чтобы выделить обман Далилы. Например, руки парикмахера скрещены — это символизирует ложь. Позади, на стене, расположена статуя Венеры, богини любви, со своим сыном (Купидоном). Это намек на то, что именно любовь стала причиной поражения Самсона. Стоящая за спиной Далилы старая женщина, держащая свечу, не упоминается в Библии, добавлена Рубенсом, вероятно, как символ того, что в будущем ждет предательницу.

Персей и Андромеда. Рубенс.

Персей и Андромеда. Рубенс.

На первый взгляд сцена выглядит довольно спокойной, но на самом деле полна напряжения. Особое внимание стоит уделить положению руки женщина на спине еврейского героя. Это может интерпретироваться как любящий жест, но Далила лишь успокаивает Самсона, дабы тот не пробудился и не убил возлюбленную за измену.

Мастерское использование светотени, на что, вероятно, повлияли работы Караваджо, подчеркивает великолепное телосложение героя. Итальянское влияние проявляется также в выборе цвета. Чувственность сцены усиливается благодаря ярким краскам и текстуре. В частности пестрому красному платью Далилы, узорным коврам и драпировки ткани, свисающей с потолка.

Семь деяний Милосердия, фрагмент.

Семь деяний Милосердия, фрагмент, Караваджо. Самсон с челюстью осла.

Авторство

Ранее картина приписывалась голландскому художнику Герриту ван Хонтхорсту, работавшему в Риме в начале 17-го века. Недавний дендрохронологический анализ подтвердил авторство Рубенса.

Читайте также: