Сочинение на тему любимое произведение пушкина или лермонтова
Обновлено: 03.07.2024
Действие происходит на Кавказе. Картины кавказской природы сразу захватывают читателя и держат в восхищении до последних строк. Представляешь горные вершины, покрытые снегом, быстрые реки, пение птиц, разнообразие красок.
Из первых глав мы узнаем о том, как несчастный сын горцев попал в плен, заболел в пути и оказался в стенах монастыря. Монахи пожалели бедного ребенка, обитель стала для него домом. Автор дает слово Мцыри – монаху, который не служит. Герой рассказывает историю своих трехдневных скитаний на воле. Поражает мудрость исповеди, произнесенной таким молодым человеком.
Проведя несколько лет в монастыре, бедный юноша не знал другой жизни. Представления о ней ограничивались стенами обители. Мцыри жил, выполнял посильную работу. Но он не имел свободы и выбора. Страдал от того, что не мог произнести главные слова: отец, мать, родина. Он лишен радостей жизни, у него нет даже имени.
Стремление познать другой мир было так велико, что однажды юноша сбегает. Увиденное поражает его. Впервые в жизни, оказавшись вне монастырских стен, юноша видит и чувствует красоту мира. Его волнуют новые ощущения. Девушка, несущая воду, вызывает в душе целую бурю чувств, усиливает одиночество и тоску. Мцыри засыпает, и снова образ молодой грузинки возникает перед ним.
Преодолевая препятствия, юноша идет к цели. Вдруг он понимает, что заблудился. Даже в детстве не плакал, но теперь рыдает от бессилия. Эта сцена поэмы кажется особенно сильной.
Еще одна сцена, которая взволновала меня, – битва с барсом. Поражает откуда-то взявшаяся сила, способная победить. Это схватка одинаково сильных врагов. Недаром герой сравнивает зверя с человеком. Барс побежден, но юноша ранен. Потеряв силы, молодой человек понимает, что вернулся к своей тюрьме. Сознание умирающего Мцыри путается. Он слышит голоса, зовущие в иной мир.
Три дня на воле сравнимы с целой жизнью, полной тревог. Ощущение свободы вернули память. Умирая, Мцыри просит похоронить его на родной земле.
Произведение заставило задуматься о смысле жизни, любви к родине, родным и близким.
В этом стихотворении отражаются черты личности самого Лермонтова, его поэтические устремления и взгляд на жизнь. Одинокий парус – это символ свободной, ничем не обремененной души, вступающей в мир свирепых стихий – воды и ветра. Безграничное море требует умение совладать с ним, преодолевать его. Сильные ветры причиняют много хлопот тому, кто погружен в простое человеческое счастье, но для паруса они и есть то счастье, заменяющее собою любой покой. В одиноком парусе прорисовывается образ лирического героя, образ человека-бунтаря, мятежника, который не может жить без бурь. Для паруса уже давно нет родины, но будущее для него такое же неопределенное. В какую страну приплывает он? Как быстро может измениться погода? Какие опасности ожидают в пути? Парус находится в бескрайнем море, словно меж двух миров: между отринутым прошлым и неясным будущим, в тумане, где не на что опереться и всё призрачно. Именно таким Лермонтов видел свой мир и предназначение в нём, Лермонтов – певец бури, романтических устремлений, героической борьбы с препятствиями, но вместе с тем, в образе паруса выражается и трагическое одиночество, и тоска по несуществующей родине.
В поэзии самое главное — образ. В этом стихотворении он слит со спокойной и выверенной гармонией стиха. И перед нами возникает картина, созданная воображением поэта. Но это не просто зарисовка с натуры, это во многом автопортрет. Мы видим в ней, как в зеркале, душу поэта: парус — это символ души поэта, его ищущего сердца. И становится понятно: в сущности, стихи не о парусе — они о человеческой судьбе.
Именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений Лермонтова.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Детство поэта прошло без отца и матери — его воспитывала только бабушка. Это в будущем повлияло на его судьбу — у поэта до конца жизни сохранилось стойкое чувство одиночества.
Поэт в детстве очень любил природу, радовался и наслаждался ее красотой. У Лермонтова была богатое воображение, он много мечтал и любил рисовать и фантазировать. Именно поэтому он смог стать таким хорошим поэтом.
В произведении нет строф. Кажется, что это исповедь, пылкая речь. В ней – неразделённая любовь, предательство, обречённость, решительность, сожаление о времени, потраченном на человека, который не ценил стараний. Чувства унижены и раздавлены.
Оскорблённый поэт упрекает девушку в том, что она играла им, в то время как он мог бы заниматься творчеством:
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
… Быть может, мыслию небесной
И силой духа убеждён,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно…
Невозможно остаться равнодушным. Стихотворение трогает струны души любого, прочитавшего его, выводит из состояния равновесия. Появляется жалость к девушке, не сумевшей по достоинству оценить поэта, так трепетно относившегося к ней.
На мой взгляд, это произведение – одно и самых эмоциональных и искренних. Прочитав его впервые, я была потрясена рассказанной историей, и рада за М.Ю.Лермонтова, решившего больше не поддаваться заблуждениям. Стоит также отметить, что все стихотворения автора, посвящённые Наталье Ивановой, пронизаны чувством грусти и одиночества, но данное, последнее, является своеобразной точкой. Забыв о ней, он, кажется, мстит за все разбитые надежды и упущенное время.
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Чёрного моря.
Начальная строка стихотворения свидетельствует о том, что наш герой выбрал путь странствия добровольно. Перенеся жизненные трудности, он наконец достиг желанной земли. Об этом говорит последняя строка в четверостишии.
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные листья лаская…
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Ноют они песни про славу морской царь-девицы.
Третья строфа стихотворения — это развитие действия. Листок, засохший и увядший от холода и горя, просит дерево приютить его. Лермонтов так подбирает слова, что листок видится читателю слабым и беззащитным:
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой…
Следующие строки начинают исповедь листка о своей судьбе. В стихотворении слова листка даны автором в прямой речи. Герой вступает в диалог и старается выразить свою просьбу как можно яснее:
Четвёртая строфа продолжает исповедь странника. Её строки являются тематическим центром стихотворения. Здесь поэт вкладывает в слова дубового листка трагедию одинокого изгнанника:
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, унял я без сна и покоя.
А жизнь младой чинары светла и беззаботна. Концовка стихотворения рисует перед нами величие и необъятность этого образа:
Я солнцем любима; цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.
И последних строках стихотворения открывается новая сторона образа чинары: властность и эгоизм просматривается в её словах.
Солдат вспоминает о настроении воинов перед боем:
На призыв полковника умереть, но не пустить врага в столицу солдаты дают клятву верности:
Рассказчик с гордостью вспоминает о мужестве бойцов во время боя:
Я считаю, что солдаты 1812 года с честью выполнили свой долг: они оказались сильнее духом, чем французы, которые намного превосходили по численности русскую армию. Как когда-то былинные богатыри, они до конца стояли за свою землю, защищая от врага русскую столицу. И если бы не мудрый маневр фельдмаршала Кутузова, который спас Москву, то ее спасли бы солдаты ценой своей жизни.
Одну молитву чудную твержу я наизусть…
М.Ю. Лермонтов
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых…
В самом деле, в нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. И, как бы ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы:
С души как бремя скатится
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы больший вклад, чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. У каждого из этих великих поэтов, свой стиль, свое видение мира. Но поэзия их уже на протяжении долгого времени продолжает вызывать восхищение и преклонение перед неповторимым поэтическим талантом, невероятным даром художественного слова, перед силой чувства и возвышенностью мыслей.
Главное, что объединяет двух великих гениев художественного слова, это сознание собственного высокого предназначения,
Как для Пушкина, так и для Лермонтова поэзия – это не просто способ выражения собственных чувств и настроений. Это средство для пробуждения умов и душ народа, это оружие битвы за свободу, независимость и счастье, это факел, зажигающий огонь в благородных сердцах и высветляющий пороки недостойных и пустых душ.
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок, – писал А. С. Пушкин. Он был готов всего себя посвятить делу свободы и до последней минуты служил народу. Ради свободы народа М. Ю. Лермонтов также готов был пожертвовать своим собственным счастьем
За дело общее, быть может, я паду Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…
Поэт несет людям свое вещее, пророческое слово. Он является для народа путеводной звездой, освещающей путь, возрождает надежду и веру в будущее, поднимает на битву и сам, с помощью своего меткого слова разит врага:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей, – такова, по убеждению Пушкина, основная задача каждого поэта, который, подобно эху, должен чутко откликаться на все события жизни, пробуждать людей к действию, быть грозным оружием.
С оружием, с кинжалом сравнивает поэтическое слово и Лермонтов. Твердым и несгибаемым, упорно стремящимся к высокой цели должен быть каждый поэт – эту уверенность оба автора пронесли через всю свою жизнь, через все свое творчество. “Но ты останься тверд, спокоен и угрюм”, – обращался к поэту А. С. Пушкин. “Да, я не изменюсь, и буду тверд душой”, – словно отвечая великому предшественнику, обещал М. Ю. Лермонтов. По мнению обоих авторов, творчеству чужда корысть. Поэт должен творить, “не требуя наград за подвиг благородный”, убежден Пушкин.
Голос поэта, продолжает мысль Лермонтов, должен звучать “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”.
Наделенные пылким сердцем, охваченные постоянным стремлением к свободе, оба поэта были нетерпимы к пассивности, равнодушию народа. Пушкин обрушивался с гневными обвинениями на толпу, которая не умеет ценить красоту, постепенно утрачивает духовность, не умеет и не хочет жить настоящей полноценной жизнью.
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес…
Бездеятельность и бездуховность народа, живущего без цели и без мечты, вызывали возмущение и у Лермонтова. В своей “Думе” он упрекает современников за душевный холод, за отсутствие твердых убеждений, за неспособность к действию, за творческое бесплодие. Он сравнивает молодое поколение с “тощим плодом”, “до времени созрелым”, который висит меж цветов, не радуя “ни вкуса”, “ни глаз”.
В их жизни нет ни радостей, ни стремлений, ни увлечений. Они проживают свою короткую жизнь, не оставив ни “шума”, ни “следа”.
Жизнь и творчество обоих поэтов пришлись на период великих преобразований в России. Оба они были свидетелями восстания декабристов и его трагических последствий. Крах декабристских идеалов вызвал разочарование в душах многих людей.
Повлиял он и на лирику, в которой все чаще стали появляться мотивы одиночества и отверженности обществом. “Холодная толпа взирает на поэта, как на заезжего фигляра”, – говорит Пушкин. Но если Александр Сергеевич приходит к такому разочарованию в понимании людьми назначения поэта только к концу своей жизни, то Михаил Юрьевич Лермонтов с самого начала сознавал себя “изгнанником”.
Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я.
И гордо творческая дума На сердце зрела у меня, – писал он в 1830 году. Эти же мысли он пронес через все свое творчество, признавшись в конце пути:
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, – В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
А. С. Пушкин видел несправедливость современной ему жизни, косность и фальшивость окружающего общества, пассивность и равнодушие масс. Но при всем при этом он сохранял светлую веру в народ и в его будущее. Он верил также в силу своего поэтического слова, утверждая, что при жизни возвел себе своими стихами “памятник нерукотворный”.
В лирике Лермонтова нет подобной уверенности. На смену жизнеутверждающей, светлой поэзии Пушкина приходят скорбь и одиночество лермонтовских стихов. Он глубоко страдал от невозможности быть понятым современниками. Не было у него уверенности и в том, что его по достоинству оценят потомки:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
Великий голос Пушкина трагически оборвался в 1837 году. И его молодой соотечественник не мог остаться равнодушным к этой трагедии. Лермонтов написал свое знаменитое стихотворение “Смерть поэта”, в котором выразил любовь к великому поэту и ненависть к его подлым убийцам, глубокую скорбь и пламенный гнев, восхищение гением и презрение к палачам.
Для него Пушкин – идеал поэта и человека, увенчанный при жизни “торжественным венком” славы. Это “дивный гении” с “чудной силой” таланта и “чудесными песнями”. Но, вступив “в этот свет завистливый и душный для сердца вольного и пламенных страстей”, поэт, по мнению автора, сразу же обрек себя на гибель. “Свободный, смелый” поэтический дар Александра Сергеевича Пушкина восхищал Лермонтова.
Он восторженно относится к поэту и глубоко скорбит в связи с его гибелью. При этом он бросает гневное обвинение в лицо “жадной толпы, стоящей у трона”. Он бичует “свет завистливый и душный”, “свободы палачей”:
А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи.
Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет…
Автор обещает, что смерть великого гения будет отомщена:
И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
Этим стихотворением М. Ю. Лермонтов заявил о себе не только как о поэтическом наследнике Пушкина, но и как о преемнике его вольнолюбия. “Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова”, – писал А. И. Герцен. С этого момента судьба Пушкина стала его судьбой. Продолжив лучшие традиции своего “творческого наставника” в вопросах понимания места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.
В своем стихотворении Пушкин восхищается красотой русской зимней природы, рисуя чудесную картину за своим окном. Он видит искрящийся на солнце снег, темный лес, где стоят покрытые инеем ели, и речку, что блести подо льдом.
И описание поэта настолько живо, что я сражу же могу представить себя в окружении этого пейзажа. Почувствовать крепость зимнего мороза на своих щеках и зажмуриться от яркого солнца, освещающего снежные поля.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Вариант 2 - Я помню чудное мгновенье, Пушкин
15 предложений/ 261 слово
Мне также понятны такие чувства поэта, поскольку это именно то, что происходит с человеком, когда его лишают возможности видеть объект своей романтической привязанности. В полном одиночестве, в разлуке с любимыми любые испытания кажутся нам непосильной ношей.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Вариант 3 - Тучи, Лермонтов
19 предложений/ 280 слов
Когда я читаю это стихотворение, мне всегда становится искренне жаль лирического героя и самого Лермонтова. Я размышляю о том, в какое тяжелое время довелось родиться поэту. Тогда человек был совершенно не властен над своей судьбой. И если его поведение не было угодно императору, то его тут же отправляли в ссылку.
Важно то, что вторая ссылка Лермонтова, в отличие от первой, вовсе не была увлекательным приключением, где поэт мог любоваться красотами южной природы. На этот раз молодого человека отправляли в эпицентр боевых действий.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные.
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Вариант 4 - Парус, Лермонтов
17 предложений/ 253 слова
И мне хорошо знакомо ощущение некой потерянности, непонимания того, что происходит вокруг. Лермонтов почувствовал себя так, когда ему пришлось покинуть университет в Москве, а в Петербургский вуз он поступить не смог. Так поэт обнаружил себя, гуляющим по берегу Невы и смотрящим на очертания белого парусника вдали. В моей жизни тоже случались периоды разочарования, когда ожидания не оправдывали себя. Потому мне близко настроение этого стихотворения.
Но Лермонтов был прав, справедливо полагая, что в бурях нет никакого покоя. Покой есть лишь в той тихой гавани, из который озорной парусник сбежал на поиски приключений. И тот, кто ищет эти приключения, к сожалению, порой обречен на одиночество, разочарование и вечные скитания.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Вариант 5 - Неохотно и несмело, Тютчев
14 предложений/ 198 слов
Это лирическое произведение поэт создал в 1849 году после своей поездки из Петербурга в село Овстуг, во время которой его застала гроза. Казалось бы, что нового можно сказать о таком привычном для всех нас природном явлении?! Но Тютчеву удалось представить происходящее в виде совершенно необычной картины, в которой присутствуют яркие, олицетворенные образы.
Все это создает совершенно волшебный эффект. Кажется, что мы, так же как и лирический герой Тютчева, находимся в непосредственном эпицентре событий и имеем возможность воочию наблюдаем за происходящим.
Я считаю, что для того, чтобы так проникновенно и детально описать природу, нужно иметь настоящий дар. Потому я искренне восхищаюсь мастерством Тютчева и считаю себя поклонником поэтического таланта поэта.
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Вариант 6 - Ещё майская ночь, Фет
20 предложений/ 291 слово
В моей же душе, когда я читаю это стихотворение Фета, тоже рождаются счастливые мечты. Вместе с природой и лирическими героем я начинаю ждать исполнения своих надежд.
Понимание душевной драмы Фета наполняет это стихотворение поэта глубоким трагическим смыслом. Оттого оно выглядит еще более притягательным для меня, и я с вдохновением и легкой грустью готов перечитывать любимые строки снова и снова.
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.
Вариант 7 - Летний вечер, Блок
17 предложений/ 214 слов
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
Вариант 8 - Письмо матери, Есенин
22 предложения/ 282 слова
Образ матери символизирует для Есенина образ его малой родины — села Константиново, где прошло его детство. Райского уголка, где по-прежнему цветет, раскинув ветви, белый сад. И такая ассоциация тоже знакома мне, поскольку мама является для меня олицетворением домашнего уюта, тепла. С ней связаны самые лучшие детские воспоминания.
Детство, а также юность, видится поэту, как и всем нам, беззаботной порой, когда мир еще полон надежд и радостных ожиданий. Временем, когда еще хочется просыпаться на рассвете от нежного голоса матери. Но затем мы становимся старше и это волшебное ощущение таинственности бытия постепенно уходит навсегда. Жизнь предстает такой, какая она есть, — без прикрас. И не ко всем судьба бывает благосклонна. Это произошло и с лирическим героем Есенина, в образе которого отразились черты самого поэта.
Многое пошло не так в жизни этого человека, как ему бы того хотелось. Чувственная мятежная душа героя не знала покоя. Им овладели зависимости, а душу стала терзать бесконечная, непреодолимая тоска.
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Читайте также: