Сочинение на тему любимое произведение пушкина или лермонтова

Обновлено: 03.07.2024

Действие происходит на Кавказе. Картины кавказской природы сразу захватывают читателя и держат в восхищении до последних строк. Представляешь горные вершины, покрытые снегом, быстрые реки, пение птиц, разнообразие красок.

Из первых глав мы узнаем о том, как несчастный сын горцев попал в плен, заболел в пути и оказался в стенах монастыря. Монахи пожалели бедного ребенка, обитель стала для него домом. Автор дает слово Мцыри – монаху, который не служит. Герой рассказывает историю своих трехдневных скитаний на воле. Поражает мудрость исповеди, произнесенной таким молодым человеком.

Проведя несколько лет в монастыре, бедный юноша не знал другой жизни. Представления о ней ограничивались стенами обители. Мцыри жил, выполнял посильную работу. Но он не имел свободы и выбора. Страдал от того, что не мог произнести главные слова: отец, мать, родина. Он лишен радостей жизни, у него нет даже имени.

Стремление познать другой мир было так велико, что однажды юноша сбегает. Увиденное поражает его. Впервые в жизни, оказавшись вне монастырских стен, юноша видит и чувствует красоту мира. Его волнуют новые ощущения. Девушка, несущая воду, вызывает в душе целую бурю чувств, усиливает одиночество и тоску. Мцыри засыпает, и снова образ молодой грузинки возникает перед ним.

Преодолевая препятствия, юноша идет к цели. Вдруг он понимает, что заблудился. Даже в детстве не плакал, но теперь рыдает от бессилия. Эта сцена поэмы кажется особенно сильной.

Еще одна сцена, которая взволновала меня, – битва с барсом. Поражает откуда-то взявшаяся сила, способная победить. Это схватка одинаково сильных врагов. Недаром герой сравнивает зверя с человеком. Барс побежден, но юноша ранен. Потеряв силы, молодой человек понимает, что вернулся к своей тюрьме. Сознание умирающего Мцыри путается. Он слышит голоса, зовущие в иной мир.

Три дня на воле сравнимы с целой жизнью, полной тревог. Ощущение свободы вернули память. Умирая, Мцыри просит похоронить его на родной земле.

Произведение заставило задуматься о смысле жизни, любви к родине, родным и близким.

Сочинение Мое любимое стихотворение Лермонтова

В этом стихотворении отражаются черты личности самого Лермонтова, его поэтические устремления и взгляд на жизнь. Одинокий парус – это символ свободной, ничем не обремененной души, вступающей в мир свирепых стихий – воды и ветра. Безграничное море требует умение совладать с ним, преодолевать его. Сильные ветры причиняют много хлопот тому, кто погружен в простое человеческое счастье, но для паруса они и есть то счастье, заменяющее собою любой покой. В одиноком парусе прорисовывается образ лирического героя, образ человека-бунтаря, мятежника, который не может жить без бурь. Для паруса уже давно нет родины, но будущее для него такое же неопределенное. В какую страну приплывает он? Как быстро может измениться погода? Какие опасности ожидают в пути? Парус находится в бескрайнем море, словно меж двух миров: между отринутым прошлым и неясным будущим, в тумане, где не на что опереться и всё призрачно. Именно таким Лермонтов видел свой мир и предназначение в нём, Лермонтов – певец бури, романтических устремлений, героической борьбы с препятствиями, но вместе с тем, в образе паруса выражается и трагическое одиночество, и тоска по несуществующей родине.

В поэзии самое главное — образ. В этом стихотворении он слит со спокойной и выверенной гармонией стиха. И перед нами возникает картина, созданная вооб­ражением поэта. Но это не просто зари­совка с натуры, это во многом автопорт­рет. Мы видим в ней, как в зеркале, душу поэта: парус — это символ души поэта, его ищущего сердца. И становится понят­но: в сущности, стихи не о парусе — они о человеческой судьбе.

Именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений Лер­монтова.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Детство поэта прошло без отца и матери — его воспитывала только бабушка. Это в будущем повлияло на его судьбу — у поэта до конца жизни сохранилось стойкое чувство одиночества.

Поэт в детстве очень любил природу, радовался и наслаждался ее красотой. У Лермонтова была богатое воображение, он много мечтал и любил рисовать и фантазировать. Именно поэтому он смог стать таким хорошим поэтом.

В произведении нет строф. Кажется, что это исповедь, пылкая речь. В ней – неразделённая любовь, предательство, обречённость, решительность, сожаление о времени, потраченном на человека, который не ценил стараний. Чувства унижены и раздавлены.

Оскорблённый поэт упрекает девушку в том, что она играла им, в то время как он мог бы заниматься творчеством:

Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
… Быть может, мыслию небесной
И силой духа убеждён,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?

Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно…

Невозможно остаться равнодушным. Стихотворение трогает струны души любого, прочитавшего его, выводит из состояния равновесия. Появляется жалость к девушке, не сумевшей по достоинству оценить поэта, так трепетно относившегося к ней.

На мой взгляд, это произведение – одно и самых эмоциональных и искренних. Прочитав его впервые, я была потрясена рассказанной историей, и рада за М.Ю.Лермонтова, решившего больше не поддаваться заблуждениям. Стоит также отметить, что все стихотворения автора, посвящённые Наталье Ивановой, пронизаны чувством грусти и одиночества, но данное, последнее, является своеобразной точкой. Забыв о ней, он, кажется, мстит за все разбитые надежды и упущенное время.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Чёрного моря.

Начальная строка стихотворения свидетельствует о том, что наш герой выбрал путь странствия добровольно. Перенеся жизненные трудности, он наконец достиг желанной земли. Об этом говорит последняя строка в четверостишии.

У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные листья лаская…

На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Ноют они песни про славу морской царь-девицы.

Третья строфа стихотворения — это развитие действия. Листок, засохший и увядший от холода и горя, просит дерево приютить его. Лермонтов так подбирает слова, что листок видится читателю слабым и беззащитным:

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой…

Следующие строки начинают исповедь листка о своей судьбе. В стихотворении слова листка даны автором в прямой речи. Герой вступает в диалог и старается выразить свою просьбу как можно яснее:

Четвёртая строфа продолжает исповедь странника. Её строки являются тематическим центром стихотворения. Здесь поэт вкладывает в слова дубового листка трагедию одинокого изгнанника:

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, унял я без сна и покоя.

А жизнь младой чинары светла и беззаботна. Концовка стихотворения рисует перед нами величие и необъятность этого образа:

Я солнцем любима; цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.

И последних строках стихотворения открывается новая сторона образа чинары: властность и эгоизм просматривается в её словах.

Солдат вспоминает о настроении воинов перед боем:

На призыв полковника умереть, но не пустить врага в столицу солдаты дают клятву верности:

Рассказчик с гордостью вспоминает о мужестве бойцов во время боя:

Я считаю, что солдаты 1812 года с честью выполнили свой долг: они оказались сильнее духом, чем французы, которые намного превосходили по численности русскую армию. Как когда-то былинные богатыри, они до конца стояли за свою землю, защищая от врага русскую столицу. И если бы не мудрый маневр фельдмаршала Кутузова, который спас Москву, то ее спасли бы солдаты ценой своей жизни.

Сочинение Мое любимое стихотворение Лермонтова

Одну молитву чудную твержу я наизусть…
М.Ю. Лермонтов

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых…

В самом деле, в нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. И, как бы ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы:

С души как бремя скатится
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы боль­ший вклад, чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермон­тов. У каждого из этих великих поэтов, свой стиль, свое видение мира. Но поэзия их уже на протяжении долгого времени продолжает вызы­вать восхищение и преклонение перед неповто­римым поэтическим талантом, невероятным да­ром художественного слова, перед силой чувства и возвышенностью мыслей.

Главное, что объединяет двух великих гениев художественного слова, это сознание собственно­го высокого предназначения,

Как для Пушкина, так и для Лермонтова по­эзия – это не просто способ выражения собствен­ных чувств и настроений. Это средство для про­буждения умов и душ народа, это оружие битвы за свободу, независимость и счастье, это факел, зажигающий огонь в благородных сердцах и выс­ветляющий пороки недостойных и пустых душ.

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок, – писал А. С. Пушкин. Он был готов всего себя по­святить делу свободы и до последней минуты слу­жил народу. Ради свободы народа М. Ю. Лермон­тов также готов был пожертвовать своим соб­ственным счастьем

За дело общее, быть может, я паду Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…

Поэт несет людям свое вещее, пророческое слово. Он является для народа путеводной звез­дой, освещающей путь, возрождает надежду и веру в будущее, поднимает на битву и сам, с по­мощью своего меткого слова разит врага:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей, – такова, по убеждению Пушкина, основная задача каждого поэта, который, подобно эху, должен чут­ко откликаться на все события жизни, пробуждать людей к действию, быть грозным оружием.

С оружием, с кинжалом сравнивает поэтиче­ское слово и Лермонтов. Твердым и несгибаемым, упорно стремящимся к высокой цели должен быть каждый поэт – эту уверенность оба автора пронес­ли через всю свою жизнь, через все свое творче­ство. “Но ты останься тверд, спокоен и уг­рюм”, – обращался к поэту А. С. Пушкин. “Да, я не изменюсь, и буду тверд душой”, – словно отве­чая великому предшественнику, обещал М. Ю. Лер­монтов. По мнению обоих авторов, творчеству чужда корысть. Поэт должен творить, “не требуя наград за подвиг благородный”, убежден Пушкин.

Голос поэта, продолжает мысль Лермонтов, должен зву­чать “как колокол на башне вечевой во дни тор­жеств и бед народных”.

Наделенные пылким сердцем, охваченные по­стоянным стремлением к свободе, оба поэта были нетерпимы к пассивности, равнодушию народа. Пушкин обрушивался с гневными обвинениями на толпу, которая не умеет ценить красоту, посте­пенно утрачивает духовность, не умеет и не хочет жить настоящей полноценной жизнью.

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес…

Бездеятельность и бездуховность народа, жи­вущего без цели и без мечты, вызывали возмуще­ние и у Лермонтова. В своей “Думе” он упрекает современников за душевный холод, за отсутствие твердых убеждений, за неспособность к действию, за творческое бесплодие. Он сравнивает молодое поколение с “тощим плодом”, “до времени созре­лым”, который висит меж цветов, не радуя “ни вкуса”, “ни глаз”.

В их жизни нет ни радостей, ни стремлений, ни увлечений. Они проживают свою короткую жизнь, не оставив ни “шума”, ни “следа”.

Жизнь и творчество обоих поэтов пришлись на период великих преобразований в России. Оба они были свидетелями восстания декабристов и его трагических последствий. Крах декабрист­ских идеалов вызвал разочарование в душах мно­гих людей.

Повлиял он и на лирику, в которой все чаще стали появляться мотивы одиночества и отверженности обществом. “Холодная толпа взирает на поэта, как на заезжего фигляра”, – говорит Пушкин. Но если Александр Сергеевич приходит к такому разочарованию в понимании людьми назначения поэта только к концу своей жизни, то Михаил Юрьевич Лермонтов с самого начала сознавал себя “изгнанником”.

Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я.

И гордо творческая дума На сердце зрела у меня, – писал он в 1830 году. Эти же мысли он пронес через все свое творчество, признавшись в конце пути:

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, – В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

А. С. Пушкин видел несправедливость совре­менной ему жизни, косность и фальшивость ок­ружающего общества, пассивность и равнодушие масс. Но при всем при этом он сохранял светлую веру в народ и в его будущее. Он верил также в силу своего поэтического слова, утверждая, что при жизни возвел себе своими стихами “памят­ник нерукотворный”.

В лирике Лермонтова нет подобной уверенности. На смену жизнеутверж­дающей, светлой поэзии Пушкина приходят скорбь и одиночество лермонтовских стихов. Он глубоко страдал от невозможности быть понятым современниками. Не было у него уверенности и в том, что его по достоинству оценят потомки:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной…

Великий голос Пушкина трагически оборвал­ся в 1837 году. И его молодой соотечественник не мог остаться равнодушным к этой трагедии. Лер­монтов написал свое знаменитое стихотворение “Смерть поэта”, в котором выразил любовь к ве­ликому поэту и ненависть к его подлым убийцам, глубокую скорбь и пламенный гнев, восхищение гением и презрение к палачам.

Для него Пушкин – идеал поэта и человека, увенчанный при жиз­ни “торжественным венком” славы. Это “дивный гении” с “чудной силой” таланта и “чудесными песнями”. Но, вступив “в этот свет завистливый и душный для сердца вольного и пламенных стра­стей”, поэт, по мнению автора, сразу же обрек себя на гибель. “Свободный, смелый” поэтичес­кий дар Александра Сергеевича Пушкина восхи­щал Лермонтова.

Он восторженно относится к поэту и глубоко скорбит в связи с его гибелью. При этом он бросает гневное обвинение в лицо “жадной толпы, стоящей у трона”. Он бичует “свет завистливый и душный”, “свободы пала­чей”:

А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – все молчи.

Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет…

Автор обещает, что смерть великого гения бу­дет отомщена:

И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!

Этим стихотворением М. Ю. Лермонтов зая­вил о себе не только как о поэтическом наследни­ке Пушкина, но и как о преемнике его вольнолю­бия. “Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова”, – писал А. И. Гер­цен. С этого момента судьба Пушкина стала его судьбой. Продолжив лучшие традиции своего “творческого наставника” в вопросах понимания места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая пред­ставление о ней как об остром боевом оружии.

В своем стихотворении Пушкин восхищается красотой русской зимней природы, рисуя чудесную картину за своим окном. Он видит искрящийся на солнце снег, темный лес, где стоят покрытые инеем ели, и речку, что блести подо льдом.

И описание поэта настолько живо, что я сражу же могу представить себя в окружении этого пейзажа. Почувствовать крепость зимнего мороза на своих щеках и зажмуриться от яркого солнца, освещающего снежные поля.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Вариант 2 - Я помню чудное мгновенье, Пушкин

15 предложений/ 261 слово

Мне также понятны такие чувства поэта, поскольку это именно то, что происходит с человеком, когда его лишают возможности видеть объект своей романтической привязанности. В полном одиночестве, в разлуке с любимыми любые испытания кажутся нам непосильной ношей.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Вариант 3 - Тучи, Лермонтов

19 предложений/ 280 слов

Когда я читаю это стихотворение, мне всегда становится искренне жаль лирического героя и самого Лермонтова. Я размышляю о том, в какое тяжелое время довелось родиться поэту. Тогда человек был совершенно не властен над своей судьбой. И если его поведение не было угодно императору, то его тут же отправляли в ссылку.

Важно то, что вторая ссылка Лермонтова, в отличие от первой, вовсе не была увлекательным приключением, где поэт мог любоваться красотами южной природы. На этот раз молодого человека отправляли в эпицентр боевых действий.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные.
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Вариант 4 - Парус, Лермонтов

17 предложений/ 253 слова

И мне хорошо знакомо ощущение некой потерянности, непонимания того, что происходит вокруг. Лермонтов почувствовал себя так, когда ему пришлось покинуть университет в Москве, а в Петербургский вуз он поступить не смог. Так поэт обнаружил себя, гуляющим по берегу Невы и смотрящим на очертания белого парусника вдали. В моей жизни тоже случались периоды разочарования, когда ожидания не оправдывали себя. Потому мне близко настроение этого стихотворения.

Но Лермонтов был прав, справедливо полагая, что в бурях нет никакого покоя. Покой есть лишь в той тихой гавани, из который озорной парусник сбежал на поиски приключений. И тот, кто ищет эти приключения, к сожалению, порой обречен на одиночество, разочарование и вечные скитания.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Вариант 5 - Неохотно и несмело, Тютчев

14 предложений/ 198 слов

Это лирическое произведение поэт создал в 1849 году после своей поездки из Петербурга в село Овстуг, во время которой его застала гроза. Казалось бы, что нового можно сказать о таком привычном для всех нас природном явлении?! Но Тютчеву удалось представить происходящее в виде совершенно необычной картины, в которой присутствуют яркие, олицетворенные образы.

Все это создает совершенно волшебный эффект. Кажется, что мы, так же как и лирический герой Тютчева, находимся в непосредственном эпицентре событий и имеем возможность воочию наблюдаем за происходящим.

Я считаю, что для того, чтобы так проникновенно и детально описать природу, нужно иметь настоящий дар. Потому я искренне восхищаюсь мастерством Тютчева и считаю себя поклонником поэтического таланта поэта.

Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Вариант 6 - Ещё майская ночь, Фет

20 предложений/ 291 слово

В моей же душе, когда я читаю это стихотворение Фета, тоже рождаются счастливые мечты. Вместе с природой и лирическими героем я начинаю ждать исполнения своих надежд.

Понимание душевной драмы Фета наполняет это стихотворение поэта глубоким трагическим смыслом. Оттого оно выглядит еще более притягательным для меня, и я с вдохновением и легкой грустью готов перечитывать любимые строки снова и снова.

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.

Вариант 7 - Летний вечер, Блок

17 предложений/ 214 слов

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

Вариант 8 - Письмо матери, Есенин

22 предложения/ 282 слова

Образ матери символизирует для Есенина образ его малой родины — села Константиново, где прошло его детство. Райского уголка, где по-прежнему цветет, раскинув ветви, белый сад. И такая ассоциация тоже знакома мне, поскольку мама является для меня олицетворением домашнего уюта, тепла. С ней связаны самые лучшие детские воспоминания.

Детство, а также юность, видится поэту, как и всем нам, беззаботной порой, когда мир еще полон надежд и радостных ожиданий. Временем, когда еще хочется просыпаться на рассвете от нежного голоса матери. Но затем мы становимся старше и это волшебное ощущение таинственности бытия постепенно уходит навсегда. Жизнь предстает такой, какая она есть, — без прикрас. И не ко всем судьба бывает благосклонна. Это произошло и с лирическим героем Есенина, в образе которого отразились черты самого поэта.

Многое пошло не так в жизни этого человека, как ему бы того хотелось. Чувственная мятежная душа героя не знала покоя. Им овладели зависимости, а душу стала терзать бесконечная, непреодолимая тоска.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Читайте также: