Сочинение на тему летопись 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Жанр летописи - вид повествовательной литературы в России XI-XVII веков. Это были записи по годам. Слово лето (год) определяло следование записей. Монах-летописец записывал день за днем важнейшие события, обозначая, когда они свершились. Так в монастырских кельях оставляла след история с ее бедами и радостями. Записав события одного года, летописец обозначал этот год и переходил к следующему. И теперь перед нами предстаёт картина событий жизни на Руси - общерусская летопись - "Повесть временных лет", созданная в 10-е годы XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Она помогает нам представить прошлое: в летописи включены и жизнеописания святых, и тексты договоров, и поучения. Летописный свод превращался в своеобразный учебник мудрости.

В учебнике-хрестоматии для 6 класса по литературе есть рассказ о смерти князя Олега от своего коня. Мне посоветовала его прочитать мама (она учитель литературы). Я попробовал пересказать ей этот рассказ целиком, а она мне посоветовала передать события от лица князя. Но сделать этого полностью нельзя, а до того места, где он погибает от укуса змеи - можно. Вот что у меня получилось:"Я долгие годы жил в мире со своими соседями, и долгие годы любимый конь носил меня по дорогам моей Родины. Но однажды волхвы предсказали мне смерть от этого коня, и я решил с ним расстаться. Я сожалел, что больше никогда не сяду на него и даже не увижу его больше. Когда после долгого похода я вернулся домой и узнал, что конь мой давно умер, то посмеялся над словами кудесника. Затем я решил увидеть кости коня". Так я будто побывал на месте великого князя Олега в те далёкие времена.

Я узнал, что Борис и Глеб — реальные люди. Их убийство имело место в истории Руси. Но сказание о них кажется доброй, красивой сказкой, которую мама рассказывает по вечерам. Мы следим за происходящим с замиранием сердца, и жалко юношей, и хочется плакать. Но зло, как всегда, наказано, и Ярослав отомстил Святополку за братьев. И Борис с Глебом лежат в одной могиле, а их души смотрят на нас. Они — один из символов нашей Родины.

Я пока учусь в 5-ом классе, и мне не много известно о Древнерусской литературе, но мама предложила мне прочитать именно те произведения, о которых я и написал в своём сочинении. Меня поразили великие русские князья своими самыми светлыми чертами характера. А сейчас в жизни мало найдёшь таких примеров. Мне очень интересна литература тех времён, и я буду с удовольствием её читать и узнаю о тех временах из правдивых источников.

Повесть временных лет задумана летописцем Нестером в начале XII века. Он служил монахом в Киево-Печерской Лавре, и является первым летописцем на Руси. Был наделен скромностью, святостью и особым Божьим даром.

После смерти летописца Нестора его дело продолжает монах Сильвестр.

Для этой повести характерны короткие записи о событиях, без подробного описания происходящего.

Она была написана при митрополичьей кафедре в Киеве. Годы написания – это период с 1110 по 1118 года. Языком оригинала летописи является древнерусский язык. Материалами для создания летописи послужили предания, народные песни, рассказы современников, представления древнерусских книжников, письменные и устные документы, которые хранились в монастырях и храмах. Первая версия повести несколько раз переделывалась как самим Нестором, так и другими монахами.

В повести охвачен период с библейских времен это примерно 852 год и до 1137 года.

К сожалению, оригинал повести Нестора не сохранился. Но в XIV веке монахом Лаврентием была составлена копия летописи, и она называлась Лаврентьевская летопись. Окончание повествования датируется 1377 годом. Но была и другая версия летописи. И называется она – Ипатьевская летопись.

Повесть составлена в историческом жанре, то есть в летописи происходит не описание каких-либо событий, а идет рассказ о событиях на Руси. И все же в древние времена летописные повести носили юридический характер, и был неким законом, правилом и документом.

Составление летописи имело и свою цель. Прежде всего, это изучение и расследование происхождения народа и властителей Руси, а также рассуждения о появлении христианства на Руси.

Источниками повествования служат: сказания о поселении славянских народов, о возникновении Руси, рассказы о крещении Руси, принятие Руси христианства, описание жизни князей, жития святых, об истории Киево-Печерского монастыря, описания войн с Византией и военных походов.

Свой рассказ летопись начинает с появления славян на земле. Об этом сообщают предания, которые рассказывают о жизни восточнославянских племен, о происхождении названия города Киева, об основании городов и деревень, о жизни князей, об образовании династии Рюриковичей. Далее в летописи идет повествование о внешних и междоусобных войнах, о времени правления Олега Вещего, Ярослава Мудрого и династии Рюриковичей, о мести княгини Ольги, о подвигах и поступках исторических личностей. Оканчивается летопись истории Руси рассказами о сражениях, и описаниями жизни и деятельности великих правителей и князей. В повести речь идет о житие святых, о братьях Борисе и Глебе, о жизни Феодосия Печерского и других монахов.

Данная историческая Повесть признана литературным и культурным памятником историографии и до сих пор имеет огромное значение в истории русской литературы и общественного самосознания. Благодаря повести известны точные знания и материалы об истории, жизни и существовании славян. Несомненно, эта летопись является первым документальным повествованием о становлении Киевской Руси.

Доклад №2

В одной из келий Киево-Печерского монастыря Нестор вел свою летопись, старательно фиксируя все события того времени. С какого периода начиналось повествование достоверно не известно, но первая дата, которая в нем встречается это 852-й год. Далее описываются события вплоть до 1137 г.

5 класс, 3, 4, 6, 7 класс, краткое содержание

Повесть временных лет

Повесть временных лет

Стегозавр считается представителем семейства позднеюрских травоядных динозавров, существовавших 155- 145 миллионов лет назад. Данный вид ящеров из подразделения птицетазовых является оригинальным и известным, ведь огромные листовидные пластины

Природа запаслась большим запасом кактусов, которые смогли приспособиться выжить, казалось бы, в достаточно трудных климатических условиях. Человеку известно огромное количество самых разнообразных видов этого растения. Они могут жить долгие

Глина является одним из самых распространенных материалов, она встречается повсеместно и образует почти половину всех осадочных пород земной коры. Глина образуется в результате разрушения горных пород под воздействием факторов окружающей

Шистерова Наталья Сергеевна

В двадцать второй день, месяца сентября, случились некоторые вещи, конкретно со мной.

С утра я проснулся рано, был не выспавшимся, сонным, лежал с закрытыми глазами и переворачивался с боку на бок, меня разбудила моя мама. Я должен был встать и пойти сдать анализы, сам не знаю кому, но я знал одно: то место, куда я должен был сдать анализы работает с восьми утра до девяти. Я встал, сходил в туалет, оделся в джинсы, кофту с капюшоном зелёного цвета, красно-желтую куртку и черную с белыми полосками шапку, как всегда завязал шнурки на кроссовках на петельку, так как на целый бант этого делать не умею. Взял наушники беспроводные белые, телефон и ключи. Ушёл в школу. Ах да, еще перед этим я взял с собой баночку. баночку с анализами.

Я решил идти в вечернюю школу, где на время ремонта разместилась больница.

После школы. Ах да, еще в школе с одноклассником Святославом мы проводили глупый квест на перемене. После школы я оделся и мы пошли домой. Кирилл попросил дать ему телефон, чтобы позвонил, но тут я вспомнил, что на счету нет денег, точнее не вспомнил, а телефон сам об этом сказал. Из-за этого Кириллу пришлось запустить свой телефон с вирусами и позвонить с него. Дальше мы зашли в магазин, где к нам присоединились Слава и Серый, так мы называем обоих Сереж из нашего класса, в этой истории Серый — это Шилоносов Сергей. А еще я вспомнил, что на уроке ИЗО все пересели со своих мест и провели ужасный урок.

Так, я остановился на магазине, мы зашли в него, все купили все, что нужно. Меня остановили. Тут была какая-то бабушка, которая долго выбирала покупку, а я хотел купить кириешек — это такие сухарики. В итоге, когда я вышел с кириешками со вкусом ветчины и сыра из магазина, то друзья были уже далеко. Плюс минут пять назад Кирилл сказал, что я злюсь, выталкивал меня из магазина, хотя я ждал покупки, можно было меня обойти. Извини, если обидел, все-таки летопись. Я, немного обиженный, пошел домой.

Родители пришли домой. Я помог им закончить укладывать ламинат, для этого мы снимали дверь. Я пошел делать домашнюю работу. Решил начать с литературы, наплевал на черновик, так как из-за него мог просидеть за домашкой до утра, и стал писать, писать и писать. Рука устала. Монахом быть трудная работа. Я решил завтра пойти на олимпиаду по ОБЖ, а также прочитать перед классом свою летопись. Надеюсь, я написал почти как настоящий монах. Была не была, хух! Надо быстрее заканчивать летопись. Чем больше я пишу, тем она становится больше. Моя сестра, которой почти два года, украла у папы монетки и кладет их в мою копилку.

ЛЕТОПИСИ—на Руси велись с XI по XVIII в. До сер. XVI в., времени Ивана Грозного, они были основным видом исторического повествования, лишь с этого времени “уступая первенство другому историографическому жанру — хронографам. Л. составлялись в монастырях, при дворах князей (а потом и царей), в канцеляриях митрополитов. Летописцы почти никогда не были частными лицами, а ыполняли поручение или заказ духовных или светских властителей, отражали интересы определенных групп людей. Именно поэтому Л. нередко противоречили друг другу не только в оценках событий, но и в собственно фактической основе, что создает значительные трудности для исследователей летописания и историков, на основании Л. воссоздающих действительный ход событий.

Чаще всего летописец ограничивался краткой информацией о случившемся, Например: “В лето 6751 (1143). Всеволод ожени сына своего Святослава Василковною, Полотскаго князя. То е же зимы иде Изяслав к строеви (дяде.— Я. Л.) своему Гюргю и не уладивъся с ним, иде к брату Смолиньску, и оттуда иде к другому брату своему Святополку Новугороду, тамо и зимова”. Но в ряде случаев летописец прибегал к литературной форме изложения, создавая сюжетное повествование о наиболее значительных событиях отечественной истории. Именно из Л. мы знаем в подробностях о походе, пленении и бегстве из плена князя Игоря Святославича, о трагедии битвы на Калке, о Куликовской битве, обстоятельствах захвата Москвы Тохтамышем, о феодальной войне XV в., кульминационным эпизодом которой явилось пленение и ослепление великого князя Василия II Васильевича и т. д. Даже в погодные записи летописцы зачастую включают обращения князей, их диалоги, широко используют в них литературные штампы: устойчивые речевые формулы, красочные эпитеты, риторические обороты и т. д. Л. не только основные источники по политической истории Руси, но и самые обширные памятники древнерусской светской литературы, а летописание—один из ведущих ее жанров.

Русское летописание имеет длительную историю. При современном уровне знаний пока не удается установить, когда начали вести записи об исторических событиях, сменяя предшествующую форму исторических знаний — устные рассказы, предания и легенды. По мнению большинства ученых, последователей акад. А. А. Шахматова, Л. обретает устойчивую форму и начинает систематически вестись с сер. XI в. Древнейшей из дошедших до нас Л. является Повесть временных лет. Уже этот летописный свод нач. XII в. отличает сочетание собственно погодных записей с памятниками иных жанров и даже документами. В Повесть временных лет вставлены тексты договоров с Византией, предания о возникновении Киево-Печерского монастыря, изложение священной истории в форме рассказа “философа”, побуждавшего князя Владимира к принятию христианского вероисповедания, и т. д. Подобный синкретический характер Л. сохранит и позднее в дальнейшем. Особый интерес представляют так называемые летописные повести — сюжетные рассказы о наиболее значительных событиях отечественной истории.

До настоящего времени сохранилось несколько сотен списков Л. (некоторые Л. известны в нескольких списках, другие — в единственных), и учеными выделено по крайней мере несколько десятков летописных сводов. Сводом является, собственно говоря, каждая Л., так как соединяет в себе — в переработанном, сокращенном или, напротив, дополненном виде — предшествующую Л. и записи о событиях последних лет или десятилетий, принадлежащие самому летописцу. Сводный характер Л. сделал возможным тот путь исследования летописания, который был открыт и развит акад. Шахматовым. Если две или несколько Л. до определенного года совпадают между собой, то из этого следует, что либо одна списана с другой (это встречается редко), либо у них был общий источник, доходящий до этого года. Шахматову и его последователям удалось определить целую цепь летописных сводов, предшествовавших дошедшим до нас Л. XIV—XVII вв.: сводов XIV, XV и более ранних веков, вплоть до XI в. Конечно, определение точной даты и места составления сводов носит гипотетический характер, но эти гипотезы, опирающиеся на реально дошедшие до нас тексты и взаимоотношения между ними, позволяют ориентироваться в памятниках, вошедших в издающуюся уже полтораста лет серию — “Полное собрание русских летописей” (ПСРЛ).

Летописным сводом содержащим изложение древнейшей истории Руси, является Повесть временных лет. Л. южнорусских княжеств XII—XIII вв. дошли до нас в составе Ипатьевской Л. (см. Летопись Ипатьевская). Летописные своды Ростова Великого, Владимира и Переяславля Суздальского конца XII— нач. XIII в. лучше всего сохранились в составе Лаврентьевской и Радзивиловской Л. (см. Летопись Лаврентьевская, Летопись Радзивиловская), а также Летописца Переяславля Суздальского. Летописный свод, связанный с митрополитом Киприаном и доведенный до 1408 г., дошел в Троицкой Л., сгоревшей в московском пожаре 1812 г. Ее текст был реконструирован М. Д. Приселковым (Троицкая летопись: Реконструкция текста — М.; Л., 1950).

Около 1412 г. был создан летописный свод в Твери, отразивший дополненную переработку общерусского летописного свода конца XIV— нач. XV в., близкую к Троицкой Л. Он отразился в Симеоновской Л. (ПСРЛ.— Т. 18) и Рогожском летописце (ПСРЛ.— Т. 15.—Вып. 1). Другим источником Рогожского летописца был Тверской свод 1375 г., отразившийся также в Тверском сборнике XVI в. (ПСРЛ.—Т. 15). Особый интерес представляет общерусский, так называемый Новгородско-Софийский свод, составленный, по-видимому, в 30-х гг. XV в. (часто его определяют как “свод 1448 г.”) и включивший расширенные летописные повести о битве на Калке, нашествии Батыя и отсутствовавшие в Троицкой Л. рассказы о борьбе тверских князей с татарами, пространные редакции повестей о Куликовской битве, повесть о нашествии Тохтамыша, “СЛОВО О ЖИТИИ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО” и т. д. Свод этот, составленный, по-видимому, при митрополичьей кафедре во время феодальной войны в Москве, соединил общерусское летописание с новгородским. Свод дошел в Софийской I Л. (ПСРЛ.—Т. 5; 2-е изд. не завершено: в 1925 г. вышел только первый выпуск этого тома) и Новгородской IV Л. (Т. 4, вып. 1 и 2; 2-е изд. не завершено).

Первые памятники московского великокняжеского летописания, дошедшие до нас, сложились не ранее сер. XV в. Летописный свод 1472 г. отразился в Вологодско-Пермской Л. (ПСРЛ.—Т. 26) и Никаноровской Л. (ПСРЛ.— Т. 27). В основе его лежал Новгородско-Софийский свод, отредактированный великокняжеским летописцем (исключившим, в частности, упоминание о новгородских вольностях). Более радикальная переработка предшествующего летописания была произведена великокняжескими сводчиками в конце 70-х гг. XV в.: Новгородско-Софийский свод был соединен со сводом, близким к Троицкой Л. (с цензурной обработкой материала обоих источников), и с др. памятниками. Великокняжеский московский летописный свод 1479 г., отразивший эту переработку, лег в основу всего официального летописания конца XV—XVI в. Он сохранился в не изданном пока списке XVIII в. (в Эрмитажном собрании в РНБ), а его более поздняя редакция, доведенная до 1492 г , издана в 25-м томе ПСРЛ

Летописная компиляция, положенная в основу Московского свода 1479 г, отразилась и в первой части Ермолинской Л. (ПСРЛ.—Т 23), названной так Шахматовым в связи с тем, что в ней содержится подборка известий о деятельности архитектора В. Д. Ермолина в 1462—1472 гг. Вторая часть Л. содержит материал, независимый от великокняжеского летописания и восходящий, очевидно, к своду, составленному в Кирилло-Белозерском монастыре. Этот же свод отразился и в так называемых Сокращенных летописных сводах конца XV в. (ПСРЛ.—Т. 27). Ростовский архиепископский свод 80-х гг. XV в отразился в Типографской Л. (ПСРЛ.— Т. 24).
В Софийской II (ПСРЛ.—Т 6) и Львовской (ПСРЛ.—Т. 20) Л. отразился свод 1518 г, в свою очередь, опиравшийся на некий летописный свод 80-х гг. XV в., составленный в неофициальных церковных кругах.

В конце 20-х гг. XVI в. при московской митрополичьей кафедре была составлена летопись, охватывающая события 1437—1520 гг., названная по имени своего владельца Иоасафовской (текст ее опубликован в 1967 г. А А. Зиминым отдельным изданием). К тем же годам относится и составление первой редакции крупнейшей из русских летописей — Никоновской (см. Летопись Никоновская). Между 1542—1544 гг. была составлена другая обширная летопись — Воскресенская (ПСРЛ — Т. 7—8). Во 2-й пол. 50-х гг XVI в. первоначальная редакция Никоновской Л. была соединена с извлечениями из Воскресенской Л. и Летописца начала царства (летописи, излагавшей события 1533— 1552 гг., т е. начала великого княжения, а затем царствования Ивана Грозного). Наконец, в 1568—1576 гг. при Иване Грозном создается многотомная иллюстрированная Л.—так называемый Лицевой свод. Это были последние общерусские летописные своды, уступившие затем место иному виду историографического труда — хронографам (см Хронограф Русский).

Л., ведшиеся в XVII—XVIII вв., представляли собой памятники не общерусского, а скорее местного провинциального летописания.

Читайте также: