Сочинение на тему лелеющая душу гуманность в поэзии пушкина

Обновлено: 02.07.2024

“Лелеющая душу гуманность…” в поэзии Александра Сергеевича Пушкина.

Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве касался множества тем, которые стали традиционными для многих русских поэтов. Основными темами в его творчестве являются следующие: свободолюбие, любовь, дружба и, конечно, родина. Во всех этих темах отчетливо видна гуманность автора, его безграничная

Так, в оде “Вольность” Пушкин утверждает свободу как нравственный, политический идеал. Достижение свободы возможно с помощью мудрых законов, обязательных для всех от народа, до царя. Но самодержавие в России не гуманно и не признает справедливых законов, и душит свободу.

Но Пушкин с его огромным человеколюбием и любовью к жизни верит, что будущее за теми, кто “свободою горит ” и у кого “сердца для чести живы”. В стихотворении ” Деревня ” объектом критики Пушкина становится крепостное право, которое как

позорное ярмо лежит на России. Основным объектом нападок Пушкина в этом стихотворении является “барство дикое” , которое присваивает себе “и труд и собственность, и время земледельца”.

После подавления восстания декабристов вольнолюбивые стихи объединяет тема верности поэта его идеалам. Гуманизм Пушкина проявился в том, что автор не хотел, чтобы его друзья – декабристы погибли даром. Пушкин в своих произведениях неизменно напоминал о проблемах, существовавших в России, чьи лучшие сыны гибли по злой воле тирана. Примером тому служит стихотворение “Анчар”. Дружба являлась одним из нравственных идеалов жизни поэта.

Эта тема находит отражение в стихотворениях “19 октября 1827 года”, “Воспоминания в Царском селе”, “К Чаадаеву”, и в множестве других посланий друзьям. Один из основных мотивов, который проходит через всю дружескую лирику Пушкина,- это мотив верности в дружбе. Перед окончанием Лицея Пушкин клянется в вечной верности друзьям.

Эта клятва не оказалась поэтическим преувеличением. Пушкин через всю жизнь свято пронес верность дружбе и “вольности святой”. Этот мотив звучит в послании “К Чаадаеву”, человеку безукоризненной честности и огромного свободолюбия: Мой друг отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Друзья были той отдушиной, к которой Пушкин бежал в трудную минуту. В более поздних произведениях видны ностальгические мотивы в его строках. Светлой датой был для поэта день основания Лицея. К каждой годовщине Пушкин писал по стихотворению, вспоминая тех, кто покинул его.

Другими нравственными и эстетическими идеалами поэта были любовь и женская красота. О сколько чудных стихотворений Пушкин посвятил дамам! Прекрасные дамы обожествляются поэтом и являются источником вдохновения. Примером тому служит послание к Анне Петровне Керн, написанном в 1825 году. В этом послании любовь у Пушкина соединена с жизнью.

Несколько нежных и трогательных стихотворений Пушкин посвятил графине Воронцовой, о которой он помнил всю жизнь. . Эти стихи отличаются чувством большого уважения к любимой женщине. Любви у Пушкина присущи и ревность, и разлука, и смерть любимой. Особенно ярко это видно в послании, посвященном Амалии Ризнич: Простишь ли мне ревнивые мечты, Моей любви безумное волненье.

Очень часто тема любви у Пушкина сливается с лирическим пейзажем, который гармонирует с чувством, владеющим поэтом. Примером тому служит стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла”, посвященное Наталье Гончаровой. Вершиной любовной лирики Пушкина можно считать стихотворение ” Я вас любил”. В этом стихотворении раскрывается вся красота души поэта. Человек в любви должен быть выше эгоизма.

Он должен уважать право любимой на свободу выбора. . При написании своих стихов Пушкин руководствовался гуманистическими идеями, которые “питают здравый ум и вместе учат нас”. Недаром В. Г. Белинский написал о нем: “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Человека, который будет уважать права и свободы других, а также право любимой на выбор.

Гуманность — человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве касался множества тем, которые стали традиционными для многих русских поэтов. Основными темами в его творчестве являются следующие: свободолюбие , любовь, дружба и , конечно, родина. Во всех этих темах отчетливо видна гуманность автора, его безграничная любовь к свободе и красоте.

Вольнолюбивый дух присущ многим его произведениям. В оде “Вольность” Пушкин утверждает свободу как нравственный, политический идеал. Достижение свободы возможно с помощью мудрых законов, обязательных для всех — от народа до царя. Но самодержавие в России не гуманно, и не признает справедливых законов, и душит свободу. Но Пушкин с его огромным человеколюбием и любовью к жизни верит, что будущее за теми, кто “свободою горит “ и у кого “сердца для чести живы”. В стихотворении “ Деревня “ объектом критики Пушкина становится крепостное право, которое как позорное ярмо лежит на России. Основным объектом нападок Пушкина в этом стихотворении является “барство дикое” , которое присваивает себе “и труд, и собственность , и время земледельца”.

После подавления восстания декабристов вольнолюбивые стихи объединяет тема верности поэта его идеалам . Гуманизм Пушкина проявился в том, что автор не хотел , чтобы дело его друзей -декабристов погибло. Пушкин в своих произведениях неизменно напоминал о проблемах , существовавших в России, чьи лучшие сыны гибли по злой воле тирана . Примером тому служит стихотворение “Анчар”.

Дружба являлась одним из нравственных идеалов жизни поэта. Эта тема находит отражение в стихотворениях “19 октября 1827 года”, “Воспоминания в Царском селе”, “К Чаадаеву” и во множестве других посланий друзьям. Один из основных мотивов, который проходит через всю дружескую лирику Пушкина ,- это мотив верности в дружбе. Перед окончанием Лицея Пушкин клянется в вечной верности друзьям. Эта клятва не оказалась поэтическим преувеличением . Пушкин через всю жизнь свято пронес верность дружбе и “вольности святой”. Этот мотив звучит в послании “К Чаадаеву” — человеку безукоризненной честности и огромного свободолюбия:

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Друзья были той отдушиной, к которой Пушкин бежал в трудную минуту. В более поздних произведениях видны ностальгические мотивы. Светлой датой был для поэта день основания Лицея. К каждой годовщине Пушкин писал по стихотворению, вспоминая тех, кто покинул его.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Другими нравственными и эстетическими идеалами поэта были любовь и женская красота. Сколько чудных стихотворений Пушкин посвятил дамам! Прекрасные дамы обожествляются поэтом и являются источником вдохновения.

Примером тому служит послание к Анне Петровне Керн, написанное в 1825 году.

В этом послании любовь у Пушкина соединена с жизнью.

Несколько нежных и трогательных стихотворений Пушкин посвятил графине Воронцовой, о которой он помнил всю жизнь (“Сожженное письмо”, “Талисман” , ”Прощание”). Эти стихи отличаются чувством большого уважения к любимой женщине.

Любви у Пушкина присущи и ревность, и разлука, и смерть любимой. Особенно ярко это видно в послании, посвященном Амалии Ризнич:

Простишь ли мне ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье.

Очень часто тема любви у Пушкина сливается с лирическим пейзажем, который гармонирует с чувством , владеющим поэтом. Примером тому служит стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла”, посвященное Наталье Гончаровой.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Вершиной любовной лирики Пушкина можно считать стихотворение “ Я вас любил”. В этом стихотворении раскрывается вся красота души поэта. Человек в любви должен быть выше эгоизма. Он должен уважать право любимой на свободу выбора(“Так дай вам бог любимой быть другим”).

При написании своих стихов Пушкин руководствовался гуманистическими идеями, которые “питают здравый ум и вместе учат нас”. Недаром В.Г. Белинский написал о нем: “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Человека, который будет уважать права и свободы других, а также право любимой на выбор. Разве не в этом заключается гуманизм?! Гуманизм Пушкина!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гуманизм - это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь. Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей, философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой бьггь другим.

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит

Летят за днями дни, и каждый день уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем.

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина, например, занимает довольно большое место.

Об особой ее роли, высоком предназначении он говорит во многих своих стихотворениях.

Вот лишь некоторые из них: “Свободы сеятель пустынный” (написано в 1823 году), “Пророк” (в 1826 году), “Поэт” (в 1827 году), “Эхо” (в 1831 году), “Памятник” (в 1836 году).

Что понимал под поэзией Пушкин?

Поэзия – это ответственное и трудное дело, считает Александр Сергеевич. Поэт отличается от простых людей тем, что ему дано слышать, видеть, понимать то, чего не слышит, не видит и не понимает обычный человек.

Автор своим даром воздействует на его душу, поскольку он способен “глаголом жечь” людские сердца. Но поэтический талант – это не просто дар, но и большая ответственность и тяжелая ноша.

Потому тема поэта и поэзии в лирике Пушкина заслуживает особого внимания.

Влияние поэзии на людей

Ее влияние на людей очень велико, поэтому сам поэт должен быть образцом гражданского поведения, борясь с общественной несправедливостью и проявляя стойкость в этой борьбе.

Он должен стать взыскательным судьей не только по отношению к другим, но и прежде всего к себе. Подлинная поэзия, по мысли Пушкина, должна быть жизнеутверждающей, человечной, пробуждать гуманизм и доброту.

В вышеперечисленных стихотворениях Пушкин рассуждает о непростых взаимоотношениях поэта с народом и властью, о свободе творчества.


В средней школе подробно рассматривается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Урок в 9 классе обязательно посвящается данному стихотворению.

Пророк – это, по мнению Александра Сергеевича, идеальный образ настоящего поэта в его высшем призвании и сущности.

Данное стихотворение было создано в 1826 году – тяжелую для поэта пору его духовного кризиса, который вызвала новость о расстреле декабристов. В этом произведении подробно раскрывается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Александр Сергеевич обращается к книге пророка Исайи. Он также находился в отчаянии, наблюдая мир, видя, что тот погряз в пороках и беззаконии.

Для истинного творца житейское содержание, наполняющее умы и сердца людей, должно стать мрачной пустыней… Он ищет духовного удовлетворения и стремится к нему.

Больше ничего с его стороны и не требуется, так как жаждущие и алчущие непременно насытятся.

Поэт-пророк проник в жизнь низшей и высшей природы, слышал и созерцал все, что происходит в мире, от полета ангелов до хода гадов, от вращения небес до прозябания земных растений.

Кто прозрел для того, чтобы видеть всю красоту мира, тот мучительно ощущает безобразие действительности, в которой живут люди. И он должен и будет с ней бороться. Оружие и действие поэта – слово правды.


Но для того, чтобы оно не язвило, а именно жгло сердца, нужно, чтобы жало мудрости было разожжено огнем великой любви. Кроме образа шестикрылого серафима из Библии, из нее взято и последнее действие Божьего посланника:

“И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул”.

Принадлежит Библии и общий тон этого стихотворения, возвышенный и невозмутимо-величавый. Отсутствие относительных местоимений, придаточных предложений и логических союзов при господстве одного союза – “и” (он повторяется двадцать раз в тридцати стихах), по мнению В. Соловьева, приближают к библейскому пушкинский язык.

В “Пророке” лирический герой стихотворения не ощущает себя оскверненным творящимися в обществе беззакониями, но он и неравнодушен к тому, что происходит вокруг, хотя и не может что-либо изменить.

Рассмотренным произведением не ограничивается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихотворения, посвященные ей, многочисленны. Так, некоторые черты, отголоски “Пророка” можно найти в более позднем творении Александра Сергеевича “В часы забав…”.

Оно было написано в 1830 году. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина звучит здесь немного иначе.

В нем духовная трансформация автора перекликается с преображением пророка, физическим и нравственным, которое происходит после того, как его опалили в горниле человеческих страданий.

Вся жизнь Пушкина была ярким свидетельством того, что его мысли верны. Его вольная, смелая поэзия протестовала против рабского угнетения народа, призывала к борьбе за освобождение людей. Она поддерживала силу духа находящихся в ссылке друзей-декабристов Пушкина, внушала им стойкость и мужество.

Очень многогранна тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Кратко опишем следующее стихотворение – “Арион”, созданное в 1827 году. В нем говорится о необходимости мужества и стойкости. Стихотворение в аллегорической форме воссоздает трагические события восстания декабристов 1825 года.

Несмотря на то что “пловцы-декабристы” погибли, певец Арион остался верен благородной миссии, продолжив проповедовать идеалы справедливости и свободы. Он заявляет: “Я гимны прежние пою”.

В поздних стихотворениях Александра Сергеевича чаще начинают звучать раздумья о смысле человеческой жизни, ее бренности, быстротечности, ощущается предчувствие скорой гибели поэта. В это время Пушкин как бы подводит итог творческой деятельности, стараясь объективно оценить значение своего наследия.

В последние годы жизни и творчества продолжает звучать тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихи, посвященные ей, неизменно отличаются возвышенным стилем.

Так, в написанном в 1836 году стихотворении “Памятник” поэт обращается к древнему наследию, ведь это произведение является вольным переводом одной из од Горация. Пушкин выражает свою уверенность в том, что он останется жив в памяти народа.

Это право дает ему созданный “нерукотворный” памятник, который он воздвиг сам себе, поскольку всегда был пророком, голосом русского народа.

В этом стихотворении Пушкин лаконично и емко говорит о цели и смысле своей поэзии, видя основную заслугу своей личности в том, что как поэт-пророк он пробуждал милосердие, доброту, стремление к справедливости и свободе в людях. Соприкоснувшись с пушкинской поэзией, мы начинаем ощущать желание стать чище, лучше, учимся видеть гармонию и красоту вокруг. Следовательно, поэзия действительно может преобразовывать мир.

Концовка стихотворения – это традиционное обращение к музе, которая должна слушаться веления Божьего, то есть голоса правды, и, не обращая внимания на мнение “невежественных глупцов”, следовать цели.

Александром Сергеевичем во многих стихотворениях поднималась тема одиночества великого поэта среди равнодушной толпы. Яркий пример этого – стихотворение “Поэту”. Пушкин призывает оставаться твердым, спокойным и угрюмым перед лицом толпы и судом глупца.

“Разговор книгопродавца с поэтом”

В другом произведении, “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824 год), встречается схожий призыв, когда автор размышляет о славе.

В период, когда было написано это стихотворение, состоялось прощание поэта с романтизмом, переход его к суровому реализму. Написано оно на актуальную в то время тему литературного творчества как способа заработать на жизнь, как профессии. Вопросы эти волновали автора, поскольку он одним из первых стал жить на свой литературный заработок.

Здесь с нетипичной точки зрения освещается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Краткое содержание стихотворения следующее. В нем говорится о поединке поэта и книгопродавца, романтика и прагматика.


В диалоге двух героев противопоставлена “поэзия” и “проза” в значении романтических, “возвышенных” представлений и “прозаического”, трезвого восприятия жизни. Он заканчивается победой книготорговца.

Поэт переходит на язык сделки, а стихотворная речь заменяется прозой.

Не стоит думать, что Пушкин считал себя выше других людей, когда говорил о “глупцах” и “невеждах”. Он лишь подчеркивал то, что его суждения независимы, что у него есть право идти туда, куда его влечет “свободный ум”.

Здесь Александр Сергеевич высказывается однозначно.

В стихотворении “Из Пиндемонти”, написанном в 1836 году, говорится о том, что быть свободным – значит не отождествлять себя ни с одной из социальных групп, не участвовать в общественных волнениях, не зависеть от царя.

Муза Александра Сергеевича Пушкина отважно и преданно служила красоте, свободе, справедливости, добру. Это ли не роль и сущность истинной поэзии?

В школе довольно подробно изучается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (10 класс). Для получения более детальной информации можно обратиться к любому учебнику по русской литературе.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему "ЛЕЛЕЮЩАЯ ДУШУ ГУМАННОСТЬ" В ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


О лирике Пушкина говорить трудно. Как объединить вместе несколько сот таких разных во всех отношениях стихотворений? Стихотворений, объединяемых, кажется, лишь одним - именем автора - Пушкина? Решить эту задачу помогает сам Пушкин. Есть у него произведения, дающие своеобразный ключ к многообразию его лирики, неизменно сопровождавшей его на протяжении его жизненного и творческого пути. Одно из них - новелла \"Египетские ночи\" (1835). В ней русский поэт Чарский дает приезжему гастролеру-итальянцу тему для стихотворной импровизации: \"Поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права управлять его вдохновением\". Чарский тяжело переживает мучительную зависимость от читателей, требующих, чтобы поэзия поучала и воспитывала их, и желает найти поддержку в своих сомнениях у итальянского импровизатора. В стихотворении, произнесенном итальянцем, поэт объясняет бесцельность, с точки зрения толпы, своей деятельности тем, . что ветру и орлу. И сердцу девы нет закона. Таков поэт, как Аквилон, Что хочет, то и носит он. И далее итальянец говорит о \"быстроте впечатлений\", которые производит на поэта окружающий мир. Такое же понимание деятельности поэта содержится в стихотворении \"Эхо\" (1831 год). Всякое впечатление бытия порождает в творческом сознании поэта \"отклик\", \"ответ\": Тебе ж нет отзыва. Таков ты и поэт! - заканчивает Пушкин стихотворение, уподобляя поэта-лирика эху. Что поэт здесь имеется в виду лирический, ясно из перечисления \"впечатлений\": охота на зверя, гром, пение девы, буря и водные валы, сельские пастухи - все это темы для лирика и, отметим, с известной точки зрения, темы весьма мелкие. Ведь здесь нет ни политики, ни морали того, что бы воспитывало, в недостатке чего упрекали Пушкина и критики - декабристы, и критики - охранители, а после смерти поэта и революционные демократы, особенно Писарев. Лирическая стихия пронизывает все крупные стихотворные формы Пушкина, поэтому и \"Руслан и Людмила\", и \"Евгений Онегин\", и \"Домик в Коломне\" вызывали упреки в болтовне, отсутствии связи прекрасных картин, отсутствии общей мысли. Но есть и лирика, тем более пушкинская. Все проявления жизни равны перед поэтом и равно достойны стать предметом его лирического шедевра. В этом смысл прекрасной фразы из 5-й статьи Белинского о Пушкина: \"Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность\". Последнее слово в обыденной речи часто понимают мелко: как доброе, милосердно-жалостливое отношение к человеку. Это верно, но за что? почему? Вот определение гуманности из новейшего философского словаря: \"гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума\", \"высшее культурное и нравственное развитие\" их \"в эстетически законченную форму\". Т.е. гуманность - это красота, формула Белинского тафталогична, красота оказала лелеющее действие на душу критика-демократа. И он прав и глубок в своем определении: ценностные способности чувства и разума поэта - вот источник многообразия пушкинской лирики, уникальная способность Пушкина самый ничтожный и низкий предмет возвести в перл создания. Я считаю, что разговор о лирике Пушкина по \"темам\": тема дружбы, тема свободы и т.д. - неплодотворен, ибо он обязательно избирателен. При тематическом подходе полнота пушкинской личности, беззаконная свобода, с которой он переходил от темы к теме, пропадают. 06 этом же свидетельствует и применение к Пушкину понятия \"лирический герой\". Если понимать под этим литературоведческий термин, то в лирике Пушкина лирического героя нет. Лирический герой предполагает наличие в лирике поэта единства авторского сознания, его сосредоточенность на определенном круге проблем, настроений и т.п. Но главное, что личность - не только субъект, но и объект произведения, его тема. Для Пушкина - лирика, такая сосредоточенность на теме собственного Я не характерна, в отличие от Тютчева, Фета и особенно Лермонтова. Для Пушкина его собственное Я - одна из тем, одно из проявлений равноценного во всех своих направлениях мира. Сказать, каков был человек, написавший \"Поэт!\" (\"Поэт! не дорожи любовию народной\"), \"К вельможе\", \"Бесы\", \"Элегию\" (\"безумных лет угасшее веселье\"), \"Ответ Анониму\" \"Миг вожделенный настал\" (берем подряд стихи 1830 года), на основании содержания этих стихов невозможно, ибо здесь не видно единства личности. Точнее, оно есть, но самое общее - носитель творческого сознания, субъектная призма, обладатель \"магического кристалла\", или вот еще пушкинская формула: \"Все волновало нежный ум\". Зато у Лермонтова, Блока, дореволюционного Маяковского единый лирический герой проявлен вполне определенно. Анализ одного стихотворения, выбранного из множества, начинается с обоснования этого выбора. Трудно поверить современному школьнику или абитуриенту, заявляющему: \"Мое любимое стихотворение Пушкина - \"К Чаадаеву\" -- и начинающему его \"анализировать\". Поэтому мы предложим в качестве образца анализа \"взрослое\" стихотворение Пушкина, о котором вряд ли упоминают в школе, но для такого анализа важно, чтобы выбравшая лирическая миниатюра \"говорила\" уму и сердцу интерпретатора, ведь индивидуальность проявляется прежде всего в непосредстаенном отношении. В 30-е годы Пушкин мало печатал стихотворений, выходил к читателю как прозаик, драматург, историк, журналист и критик. Лирика этого времени стала известна лишь после смерти поэта. Осталось в рукописях и стихотворение, начинающееся строкой \"Не дорого ценю я громкие права\" и имеющее взятый Пушкиным в скобки заголовок - \"Из Пиндемон-ти\". Пиндемонти - современный Пушкину итальянский поэт, и заголовок указывает, что стихотворение или его основные идеи заимствованы. Но исследователи не нашли у Пиндемонти ничего подобного пушкинской миниатюре. Выходит, что поэт, даже не собираясь публиковать стихотворение, даже в рукописи, для себя стремился замаскировать, ослабить свое авторство, отвести его от себя хоть частично, настолько необычно и содержание стихотворения. О чем же оно? О свободе, но понимание ее вовсе не такое, как в вольнолюбивых стихах 15-летней давности. Там свобода прежде всего политическая. \"Из Пиндемонти\" даже сейчас поражает откровенностыо проповедуемой в нем полной аполитичности и поэта и человека. И выясняется удивительная вещь: как современно звучит стихотворение далекого 1836 года в наших нынешних перестройках и потрясениях! Пушкин начинает с отрицания ценности Декларации прав человека, от которой и сейчас в нашей стране продолжает \"не одна кружиться голова\". Поэта абсолютно не соблазняет власть как самодержавная, так и парламентско-демократическая. И даже свобода слова вызывает лишь презрительную насмешку: \"печать морочит слухов\". Тогдашняя цензура вряд ли разрешила стихотворение. Стихотворение редко упоминалось и в массовых пушкиноведческих изданиях при Советской власти. Итак, свобода от политики, от властей, от народа, от средств массовой информации. \"Иные, лучшие мне дороги права; (Иная, лучшая потребна мне свобода\". Какая же? -Свобода честного человека. Такой человек эгоистичен, он желает \"себе лишь одному Служить и угождать\", своим прихотям. Этот желанный, но так и не обретенный поэтом идеал жизни пронизывает все мысли Пушкина в последние годы жизни. Но каковы же эти \"прихоти\"? А вот в них-то и светит нам \"лелеющая душу гуманность\" нашего национального гения. Служить себе, по мысли Пушкина, значит лелеять в себе частицу эстетического идеала, искру божественной красоты. Для этого поэт, никогда не покидавший пределов отечества, требует свободы передвижения (\"скитаться здесь и там\"), чтобы иметь возможность все время, всю жизнь наслаждаться красотами природы и умиляться творениями искусства. \"Вот счастье! вот права. \" - обрывает он последнюю строчку. Написанное 6-стопным ямбом с парной рифмовкой (\"александрийским\" стихом) стихотворение публицистично. В нем много высокой общественно-политической лексики, но в контексте иронически сниженных, почти бранных речений (сладкая участь, морочить слухов, чуткая цензура, балагур, ливрея, гнуть шею) она получает безусловно отрицательную оценочную окраску, которую замыкает известная гамлетовская формула: \"Слова, слова, слова\". Поэтому традиция гражданской лирики, политической сатиры, к которой тяготеет стихотворение в жанровом отношении, фактически отрицается Пушкиным как в ее декабристском (Рылеев, Кюхельбекер), так и последекабрьском (\"Дума\" Лермонтова) в вариантах. Тем не менее ораторское начало этой поэзии играет решающую роль в синтаксическом строе \"Из Пиндемонти\": вторая \"позитивная\" часть стихотворения открывается стихотворными переносами - анжамбманами: Никому /Отчета не давать. ; самому/ Служить и угождать; для власти, для ливреи/Не гнуть. В стихотворении наглядно проявляется важнейшая черта стилистики позднего Пушкина: соединение высокого и низкого, но не как смесь, а синтез этих начал в новое качество пушкинского стиля так удивил его современников.

Сочинение на тему ЛЕЛЕЮЩАЯ ДУШУ ГУМАННОСТЬ В ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА. Стр. 1

Сочинение на тему ЛЕЛЕЮЩАЯ ДУШУ ГУМАННОСТЬ В ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА. Стр. 2

Сочинение на тему ЛЕЛЕЮЩАЯ ДУШУ ГУМАННОСТЬ В ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА. Стр. 3

Читайте также: