Сочинение на тему шариков михаила булгакова и современные шариковы

Обновлено: 02.07.2024

В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к катастрофе в экологии, а результаты социальных экспериментов мы постоянно ощушаем на себе.
Об одном биосоциальном эксперименте идет речь в повести Булгакова"Собачье сердце".Чисто научное люблпытство профессора Преображенского, пересадившего собаке мозг человека, приводит к появлению на свет необычного существа-Полиграфа Полиграфовича Шарикова. А огромный революционный эксперимент, проводимый в это время в стране, неожиданно показывает, что новое общество-это как раз то, что надо таким монстрам, как Шариков!
Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и пьяницы-люмпена, Шариков рождается с одним чувством-ненавистью к тем, кто его обижал. И это чувство как-то сразу попадает в общий тон. Классическая ненависть пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским), ненависть бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависть необразованных к образованным ит. д. Получается, что весь"новый мир" построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти много не надо. Она сама по себе разрушительна, а что будет потом- это мы посмотрим.
Когда Шариков был собакой, к нему можно было испытывать сочувствие. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Ведь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими? Но вся беда в том, что и Шариковы, и Преображенские не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании-это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. Не разделить поравну, а забрать себе. О тлм, чтобы создать что-либо для всех, вообще речи нет. Об этом и говорит профессор: "Разруха в головах"Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урванием куска. Люди спми творят разруху и шариковщину.
В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили своей сущности. Только на месте угодливости и покорности высшим у них появилась столь же холуйская жестокость к зависимым от них людям и таким же, как они. Власть Шариковы получили ПРЕЖДЕ КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ, и результаты этой ошибки чудовищны.
В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел длинный путь и в тридцатые-пятидесятые годы травил по роду службы себе подобных. Через всю жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Он готов приспособить всю страну, весь мир, чтобыудовлетворить свои зверинные инстинкты.
Он гордится своим низким происхожением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потаму что только это поднимает его высоко над теми, кто духом высок, кто разумом высок, и потаму должен быть втоптан в грязь, чтобы над ним мог возвыситься Шариков. Придя к власти нелюдь старается всех расчеловечить, потаму что нелюдям легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосахранения.
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом -главная угроза нашего времени, поэтому повесть, рожденная в начале века, стала современной в его конце, как бы размороженная спустя много лет -подобно Присыпкину из пьсы Маяковского.
И поэтому новые Преображенские должны очень хорошо представлять себе, что может получиться из их открытий, ведь даже обратные перевоплощения не снимают проблему :как изменить мир, где все дороги открыты шариковым и швондерам?

Началось все с пороховой спички, которая в то время была в большой моде: Власыч, лучший сталевар на заводе, решил сделать собственную спичку, только не из дерева, а из стали. Спичка вскоре стала очень популярной среди рабочих завода, потому что резала она не хуже алмаза, за что её и прозвали алмазной, а кто-то из рабочих даже сделал коробочку и подписал "Алмазные спички". Стал их Власыч делать на заводе, естественно в тайне от начальства. Но, как назло, в это время на завод пришёл обер-мастер, немец, Шпиль Устав Уставыч, который строго придерживался рабочего устава. Он и заметил Власыча и его спички, да начал ругать - мол, на казенные деньги, да в казенное время и приговорил Власыча к 100 палкам. Тот не заупрямился, извинился, а немец, разгордившись тем, что перед ним лучший мастер кланяется, смягчился и помиловал. Пошёл хвастаться жене, принёс также коробку с алмазными спичками, а та, похвалив его сначала, затем поругала за то, что он Власыча не выпорол. Немец не выдержал и пошёл на завод, взяв коробку. Когда же он пришёл, то управитель рассказал, что пришла бумага с требованием узнать, кто же такой мастер, который алмазные спички делает. Оказывается, стекольщики, приходившие на завод, взяли одну, и из-за них эта чудо-спичка стала популярной и за его пределами. Ну, а Шпиль, пораскинув мозгами, решил притвориться, что он и есть тот сталевар, а потом заставить Власыча сварить эту сталь при нем и научиться. Его похвалили, но хитрость не удалась. Власыч тоже услышал об этой несправедливости, и, надурив глупого немца, не выдал ему тайны. Тут неожиданно пришёл приказ со столицы сварить большое количество именно этой стали. Управитель уже догадался, что её сделал не Шпиль, а Власыч, но поделать ничего не могли, потому что прилюдно объявили об обратном. Тогда решили получить тайну другим способом - у Власыча был сын - Микешка - очень красивый и видный парень, но жутко ленивый, неспособный что-либо делать, нетрудолюбивый. да и подвыпить любил. Отправили его в сад к немцу работать, а его дочку Манилью послали к нему разведывать тайну. Она, будучи такой же глуповатой, как и её отец, долго не притворялась и сразу выдала ему цель своих визитов. Он же сделал вид, что знает как варить сталь и что для этого нужны какие-то особые палки. Повел он Манилью эти палки искать, только с уговором - она ему за это будет наливки из дому приносить. Пошли они за палками, да занимались не тем, чем нужно, за что Манилью дома выпороли, а Микешку уволили.
А на завод в то время приехал новый управитель и заставил Власыча сталь варить. Тот не упрямился, а с варил как нельзя лучше. Теперь-то все узнали, кто настоящий мастер. а всех немцев с завода выгнали.
Микешку же теперь все обзывали "немкиным мужиком" и никак он не мог жениться, и даже голову из дому высунуть. Надоели ему постоянные издевки, стал он примерным, начал усердно работать и удачно женился на приезжей девушке. Теперь он степенный дядя Никифор, который детям своим строго-настрого запрещает водиться с лодырями и бездельниками.

Еще Гоголь писал о тяжкой доле сатирика, чья жизнь проходит не среди рыцарей без страха и упрека и прекрасных дам, а среди всяких уродов.

Читая повесть сатирика Булгакова, мы видим таких чудовищ. Причем интересно, что во многих произведениях Булгакова события начинаются с того, что некий гений совершает некое открытие, которое способно изменить жизнь человечества.

Так и в повести “Собачье сердце”: профессор Преображенский, гений сексуальной революции, в поисках более радикального средства для своих денежных клиентов производит

эксперимент, давший внезапный и потрясающий результат. В мир вошел Полиграф Полиграфович Шариков, торжествующий хам. Никем иным, кроме хама, этот мутант и не мог быть, ведь его исходный материал – бродячий пес и мертвый трактирный завсегдатай.

Но, в конце концов, с помощью воспитания это существо могло бы приобрести не только вид человека, но и качества человека.

Однако кто мог бы привить “новообразованию” человеческие качества. Господин Преображенский занимается не самым необходимым на тот момент, а самым выгодным делом в медицине. Мы не увидим его с книгой.

Газеты он прописывает не читать.

Тогда из нездоровых сырых подвалов, из страшных бараков переселяли семьи рабочих, “уплотняя” людей с излишками жилплощади. Христианин должен был бы приветствовать улучшение жизни “братьев своих”, врач тоже. Но во всем этом неприятном, но необходимом процессе Преображенский увидел лишь ущемление своих удобств.

Он хотел спать в спальне, обедать в столовой, принимать пациентов в смотровой, а гостей в гостиной.

Как неприятно поразило его то, что Полиграф Полиграфович начал притязать на комнату в этой квартире! Никак не могу отделаться от мысли, что именно это стало чуть ли не главной причиной его уничтожения.

Воспитанием человекопса занялись другие люди. Швондеры умеют приспособиться к господствующей идее эпохи. Возможно, они даже не притворяются. Возможно, они даже в самом деле готовы отдать свою жизнь этому делу.

Как у Крылова: “Услужливый дурак опаснее врага”… Но свое они в мутанта вложили – примитивизм мысли.

Прошли годы. В стране все та же разруха. В мир пришли уже внуки Преображенских и Швондеров. Сбылась идея Шарикова все разделить поровну, и каждый получил бумагу с названием “ваучер” . Швондеры-внуки пошли в парламенты и объясняют теперь, как было все плохо раньше, забыв, что во всей этой кутерьме участвовали их дедушки.

Получается, что Шарикова можно получить без помощи дворняжки – из обычного homo sapiens, если опять некому будет заняться его воспитанием. В этом смысле повесть М. А. Булгакова – серьезное предупреждение всем нам.

"Собачье сердце"-блестящая социальная сатира.
Повесть Михаила Булгакова можно назвать пророческой.
В ней автор, задолго до отказа нашего общества от
идей революции 1917 года,
показал тяжелейшие последствия вмешательства человека
в естественный ход развития, будь то природа или общество.
На примере провала эксперимента профессора
Преображенского М. Булгаков пытался сказать в далекие 20-е годы,
что страну необходимо возвратить, по возможности,
в ее прежнее естественное состояние.
Повесть основана прежде всего на аллегории.
Речь идет не только об ответственности ученого за свой
эксперимент, о неспособности увидеть последствия
своих действий, о громадной разнице между эволюционными
изменениями и революционным вторжением в жизнь.
Повест несет в себе предельно четкий авторский взгляд
на все, что происходит в стране.
Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством
социализма, тоже воспринималось М. Булгаковым
именно как эксперимент-огромный по масштабам
и более чем опасный.
К попыткам создания нового, совершенного общества
революционными, т. е. оправдывающими насилие,
методами, к воспитанию теми же методами нового,
свободного человека он относился крайне скептично.
Он видел, что в России тоже стремятся создать новый
тип человека. Человека, который гордится своим невежеством,
низким происхождением, но который получил от
государства огромные права.
Именно такой человек удобен для новой власти, потому что он
положит в грязь тех, кто независим, умен, высок духом.
Булгаков считает переустройство российской жизни
вмешательством в естественный ход вещей, последствия
которого могли оказаться плачевными. И оказались.
Поэтому финал повести не благополучен, ибо за
стенами дома профессора, где мирно дремлет пес Шарик,
осталось много зараженных микробом Шарикова людей,
очень скоро одолевших преображенских и борменталей.
В повести профессору удалось обратное превращение
Шарикова в животное, но в реальной жизни шариковы
оказались живучими.
Имя Шарикова стало нарицательным: так уничижительно
называют сегодня наглого малообразованного и
абсолютно некомпетентного человека из низов общества,
в силу разных причин оказавшегося во властных структурах.


А вон их сколько сразу - полет для фантазии бесконечен.

Школьник такого сочинения не сможет написать в принципе.
Так и скажи училке.
Нужен жизненный опыт.

Автор хочет, чтобы человек стал идеальным. Проблемы российской действительности 20-х годов ставили в тупик многих образованных представителей интеллигенции, рабочих и крестьян. Общество менялось, метясь в поисках истины. Каков он идеальный человек? Как его воспитать? Писатель ищет возможность раскрыть социальные и нравственные уродства через сюжет художественного текста.








Однако все пошло не так гладко, как о том мечтал Преображенский. Да, Шариков встал на задание лапы, внешне начал походить на людей, научился говорить… Однако вместе с тем же он стал прямым отражением огромного количества человеческих пороков.

Шариков – это агрессивное существо, которое обожает выпить. Он иждивенец: не хочет работать, но хочет жить сытно и в достатке. Нормы морали ему неведомы: он постоянно нецензурно выражается, не следит за языком, скандалит, хамит, портит репутацию и себе, и жильцам дома профессора Преображенского. Все его естество занимает только следование примитивным инстинктам (поесть, выпить, поспать, поприставать к женщинам). Однако всех своих недостатков Шариков не признает. Он упорно считает себя правым во всем, поэтому даже пробует пробиться к власти. Помогает Шарикову Швондер, председатель домкома, такой же беспринципный и недалекий человек.


Свои мысли о шариковых и шариковщине автор выражает через мудрого профессора Преображенского. Он говорит, что разруха не в клозетах, а в головах. В этом и кроется суть шариковщины: это явление, движущую силу которого составляют рабы, которые пришли к власти, но сохранили рабскую психологию. Они боятся вышестоящих по чину, лебезят перед ними и во всем покорно поддакивают. Однако к тем, что ниже их по статусу, шариковы ведут себя по-хамски, жестоко и бесчеловечно.

Последователи шариковщины неискоренимы. Булгаков со свойственной ему прозорливостью отмечает, что такие, как шариковы, будут жить всегда. И пока будут процветать та самая разруха в головах, неправильное воспитание, отсутствие интереса к саморазвитию, черная неблагодарность и желание самоутвердиться, шариковщина так и останется злободневной и остросоциальной пробемой.

Автор показывает насколько нелепо рождение нового человека. Профессор пересаживает дворняге мозг Чугункина, алкоголика и уголовника. Пес, безобидный и голодный, под действием человеческого материала становится уникальным видом новой страны. Эксперимент хирурга сравним с революционными преобразованиями России. Опасный опыт можно оправдать с позиции медицины. Научные разработки хирургии дают возможность сделать массу выводов. Результаты поражают ведущих ученых в сюжете и дают почву для размышления врачам в реальности. Параллель: человек – животное, идет с момента возникновения разумных существ. Человеческий облик не смог изменить суть характера, еще более усилился животными потребностями.

Шариковы в прошлом и настоящем

В прошлую эпоху появление шариковых объяснялось социальными проблемами. Но их появление стало настолько живучим, что уже целые поколения людей с собачьим сердцем гуляют по России. Шариков начинает уничтожать кошек, то есть тех, кто слабее его, но постепенно переходит и на себе подобных – собак. В таких людях нет сочувствия и сожаления, они идут вперед, не задумываясь о горе, которое они приносят окружающим. Если верить сюжету, их ждет та же судьба, которую они заслуживают. Их ставят на место или возвращают на начальную ступень. Так происходит в сюжете книги. Шариковы далеки от социальной справедливости, им безразлично против кого воевать. Они рвут куски для себя, и получают власть. К вышестоящим проявляют покорность, угодливость и лесть. К зависимым от них – жестокость. В головах нет стремления измениться, стать образованными и культурными.

Профессор принимает ошибку экспериментальной операции. Он исправляет ее, возвращая собаку в свой первозданный вид. В реальности шариковых нельзя уничтожить. Они живучи и равнодушны. Социальные опыты над людьми так легко не остановить. Эксперименты порождают множество пороков. Обратное перерождение шариковых в мирных трудолюбивых людей – это новая проблема. Кто способен ее решить?

Ответить на вопрос сложно. швондеров и шариковых принимают везде, где любят лесть и обман. Думать о других – не их задача. Смысл жизни – в унижении, в порабощении себе подобных. Автор призывает учиться на ошибках прошлого. Ценить ту культуру, к которой пришел народ. Показывает силу образованности человека. Как остановить размножение наглецов, кто сможет это сделать, какой строй нужен России? Вопросов, остающихся за страницами рассказа, множество. Шариковщина – проблема не только одной страны.






О мотивах своих слов и действий, а также о том, что он думает о ситуации в стране и в российской культуре, Владимир Бортко

Гнездо коррупции не там ищут

— Мне известно, что Перумов арестован, ему предъявляется обвинение в коррупции. Больше ничего.

— Не кажется ли вам, что Владимиру Мединскому в этой ситуации нужно подавать в отставку?

— Возможно, на Западе, например, в Англии или Германии, все фигуранты подобного дела уже давно бы так и сделали. Однако святоотеческая действительность выглядит несколько иначе. В 2007 году Сергей Сторчак, заместитель министра финансов Алексея Кудрина, был задержан правоохранительными органами, находился под следствием (по обвинению в покушении на хищение денежных средств из госбюджета России в особо крупном размере путем мошенничества и злоупотреблении должностными полномочиями — ред.

Как сохранить честь и обрести духовность

— В первом чтении не приняли — значит не прошел. Теперь только через год можно пытаться снова.

— Планируете подавать?

— Наверное, да, если буду в Думе. Капля камень точит. Но знаете, что меня тогда поразило? Когда я выступил с этим законопроектом, то учителя и преподаватели вузов, которые присутствовали в зале, восприняли мое предложение в штыки. Казалось бы, должны были радоваться. Ведь самое главное сейчас — изменить к лучшему менталитет народа, отучить нас от извечного холопства…

Школа будет и дальше деградировать

— Это шариковщина. Я хотел бы ее искоренить.

— Нужно читать святки, в таком случае. Там все очень правильно изложено. Но безумно скучно, простите меня Бога ради. Я человек крещеный, правда, редко в церковь хожу… Как, говорите, зовут этого представителя?

— Председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи Артемий Владимиров.

— Речь о том, не будут ли рассказы классиков растлевать души детей…

— Я так не думаю. О чем там, о любви? Так об этом вся мировая литература. И ничего, знаете… Стали духовно богаче.

Чем Петербург хуже Москвы

— Ни то и не другое. Родной город. Я живу здесь 43 года. Это достаточно много, даже в моей длинной жизни… Я стал здесь тем, кто есть.

Намоленные места культуры занимают бордели

А почему? Потому что в Москве есть поле для их деятельности. То, что там происходит, сразу становится известно как минимум всей России, если не дальше. Не важно, какого качества, например, столичный Гоголь-центр. Нравится он вам или нет, но вы хотя бы слышали его название. В Питере же что ни делай — бьешься в какую-то глухую стену, и никто ничего об этом не узнает… Это общая атмосфера города.

— Ну, а вы, какой город вам теперь ближе?

— Что я. Я в Питере живу, здесь мне и помереть.

Честность важнее славы

— Это абсолютное вранье! Где и когда такое было сказано? Я очень хочу эту якобы мою фразу услышать в моем исполнении. Я никогда такого не говорил. Это придумывают, когда хотят то, что пишут, подтянуть под свою идею.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Таня Масян

Лучший ответ:


Главный Попко

В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к катастрофе в экологии, а результаты социальных экспериментов мы постоянно ощушаем на себе.
Об одном биосоциальном эксперименте идет речь в повести Булгакова"Собачье сердце".Чисто научное люблпытство профессора Преображенского, пересадившего собаке мозг человека, приводит к появлению на свет необычного существа-Полиграфа Полиграфовича Шарикова. А огромный революционный эксперимент, проводимый в это время в стране, неожиданно показывает, что новое общество-это как раз то, что надо таким монстрам, как Шариков!
Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и пьяницы-люмпена, Шариков рождается с одним чувством-ненавистью к тем, кто его обижал. И это чувство как-то сразу попадает в общий тон. Классическая ненависть пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским), ненависть бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависть необразованных к образованным ит. д. Получается, что весь"новый мир" построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти много не надо. Она сама по себе разрушительна, а что будет потом- это мы посмотрим.
Когда Шариков был собакой, к нему можно было испытывать сочувствие. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Ведь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими? Но вся беда в том, что и Шариковы, и Преображенские не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании-это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. Не разделить поравну, а забрать себе. О тлм, чтобы создать что-либо для всех, вообще речи нет. Об этом и говорит профессор: "Разруха в головах"Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урванием куска. Люди спми творят разруху и шариковщину.
В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили своей сущности. Только на месте угодливости и покорности высшим у них появилась столь же холуйская жестокость к зависимым от них людям и таким же, как они. Власть Шариковы получили ПРЕЖДЕ КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ, и результаты этой ошибки чудовищны.
В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел длинный путь и в тридцатые-пятидесятые годы травил по роду службы себе подобных. Через всю жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Он готов приспособить всю страну, весь мир, чтобыудовлетворить свои зверинные инстинкты.
Он гордится своим низким происхожением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потаму что только это поднимает его высоко над теми, кто духом высок, кто разумом высок, и потаму должен быть втоптан в грязь, чтобы над ним мог возвыситься Шариков. Придя к власти нелюдь старается всех расчеловечить, потаму что нелюдям легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосахранения.
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом -главная угроза нашего времени, поэтому повесть, рожденная в начале века, стала современной в его конце, как бы размороженная спустя много лет -подобно Присыпкину из пьсы Маяковского.
И поэтому новые Преображенские должны очень хорошо представлять себе, что может получиться из их открытий, ведь даже обратные перевоплощения не снимают проблему :как изменить мир, где все дороги открыты шариковым и швондерам?




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: