Быт и нравы русских помещиков сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Цель исследования :знакомство с бытом и нравами русского дворянства 19 века.

получение новых знаний о жизни дворянства 19 века

  1. Подготовительный (изучение и анализ имеющихся материалов в библиотеке, интернет-ресурсах).
  2. Подготовка проекта.

Общественно-политическая ситуация в России после войны 1812 года может быть охарактеризована как момент, когда основной, решающей силой общества становится дворянство. Именно лучшие представители дворян, люди, прошедшие путь сближения с народом во время Отечественной войны, выходят на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Но все ли дворяне достойны своего общественного положения?

В центре моего исследования - быт и нравы русского дворянства в XIX веке.

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено

рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие — менее подробно (князь Верейский), о третьих вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).
Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с его образом. В Троекурове автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России.
Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.
Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего — для него самого, была затея с медведем, которого Троекуров специально содержал в поместье, чтобы при случае подшутить над гостем.
Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кирилу Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе.
Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех его участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.
Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирилы Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “. более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилы Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство — не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или по крайней мере хотя бы так же.
Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура :— значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.
Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать.

Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое взаимная любовь? Почти с уверенностью можно сказать — нет! Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”.
Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.
Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково. ”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “. ..псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту,

Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.
Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам.

Болдине. Творческий подъем, который писатель обыкновенно

чувствовал осенью, сказался в эту осень с особенной силой. В

Кроме целого ряда произведений, Пушкин написал прозой

пять повестей, которые издал в 1831 году, озаглавив их:

хотел скрыть свое авторство, потому что это был первый его

В романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкин изображает быт и нравы поместного дворянства через семью Лариных. Они живут тихой и размеренной сельской жизнью, занимаются хозяйством и заготовками, а развлечения составляют лишь чтение романов, прогулки, гадания, вечера с соседями, редкие балы и праздники.

В этом произведение А. С. Пушкина можно сопоставить с романом И.

С. Тургенева “Отцы и дети”, где поместное дворянство представлено семьёй Кирсановых. Знакомство с ними начинается с описания имения, где стоят низкие избы, покосившиеся церкви и мужики хотят в лохмотьях. Жизнь в Марьино идёт таким же, как и у Лариных, спокойным чередом: герои отдыхают, прогуливаются на природе, занимаются своими делами, а старший Кирсанов всегда рад гостям и “благодарен за доброе намерение посетить нас”. Но, в то время как герои Пушкина довольствуются этой размеренностью и не хотят ничего менять, Николай Петрович старается во всём следовать современности проводя преобразования в своём имении, но он “в хозяйстве вряд ли смыслит” и делает этим только хуже.

Также “Евгения Онегина” в этом можно сопоставить с романом-эпопеей Л. Н. Толстого “Война и мир”. В этом произведении быт и нравы поместного дворянства представлены несколькими семьями, но наиболее из них выделяются Болконские. В их доме царит атмосфера напряженной внутренней жизни, где все заняты важными делами и “никакие необыкновенные события не должны были нарушать порядка”. Если Ларины могут проводить время за приёмами гостей и участием в балах, то Болконские живут своей замкнутой жизнью в Лысых горах. В отличие от Ольги и Татьяны Марья проводит своё время не за танцами и книгами, а за занятиями с отцом.

Таким образом, в романах Пушкина, Тургенева и Толстого показана жизнь поместного дворянства через их быт и нравы. Их объединяет спокойствие и размеренность, но у каждой семьи есть свои особенности, отличающие её от других.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

ЕГЭ Литература 2022 | Курсы | ЛОГОС

ЕГЭ Литература 2022 | Курсы | ЛОГОС

ЕГЭ Литература 2022 | Курсы | ЛОГОС запись закреплена

ПОМЕЩИКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Кто же ещё помещик? Вспоминаем.

«Обломовка - это хорошее и живописное имение, но, к сожалению, сильно запущенное: ". Имение хорошее, но сильно запущено. " ". Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. "

Обломовка - это "царство" лени, тишины и неподвижности: ". все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью. "

Раньше жизнь в Обломовке всегда была похожа на праздник. Жители деревни (и хозяева, и крестьяне) никогда не любили работать: ". Обломовка: там вечный праздник! Там сбывают с плеч работу, как иго; там барин не встает с зарей и не ходит по фабрикам около намазанных салом и маслом колес и пружин. "
Обломов проявляет себя как плохой хозяин. При нем дела в Обломовке идут все хуже и хуже: "

"При Обломове жизнь в деревне становится все тяжелее для крестьян. Некоторые крепостные мужики сбегают из деревни в поисках лучшей жизни: ". А под Иванов день еще три мужика ушли. "
В Обломовке не хватает порядка и дисциплины. Крестьяне избалованы отсутствием хозяина и не слушают приказы старосты. Некоторые мужики сильно пьянствуют: ". мужики избалованы, старосты нового не слушают, а старый плутоват, за ним надо смотреть. " ". Другие больно пьют и просятся на оброк. "

Несмотря ни на что Обломовка еще приносит некоторый доход, на который и живет Илья Обломов. Конечно, имение могло бы приносить куда большие деньги, если бы Обломов занимался хозяйством: ". уже от семи до десяти тысяч рублей ассигнациями дохода. " ". кажется, тысяч семь, восемь… худо не записывать. "

***
С помещиками разобрались

КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Запоминаем, Дикой и Кабаниха – купцы!

Всем успехов в изучении литературы!

💥

Автор: Мария Птицына


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В этом романе отразились многие явления русской жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, разбойничество, особое место отведено дворянству.

Актуальность темы: несмотря на то что роман создан в 19 веке, он интересен для читателей 21 столетия. В данной работе мы рассматриваем особенности жизни русского дворянина, а это для нас, русских людей, является историей нашей страны. Важно знать традиции, истоки русской культуры!

Целью работы является анализ художественного мира романа с точки зрения проявления в нем реалий культуры и быта русского дворянства пушкинской эпохи как носителей культурных традиций России.

В соответствии с заявленной целью мы полагаем необходимым решить следующие задачи:

-исследовать изображенную в романе жизнь дворянского общества; -рассмотреть культуру и быт дворянства в начале и середине XIX века; -выявить их значение для замысла романа и современного человека.

Обзор литературы: существует множество исследований по роману. В основном авторы обращают внимание на вопрос поэтики, языка, анализируют поступки героев, рассматривают конфликт главных персонажей.

Степень изученности данного вопроса: роман изучен очень подробно, однако тема дворянства рассматривается фрагментарно, нет работы, посвященной всем аспектам жизни дворян в Российской империи.

Глава 1. Дворянство в России

История дворянства в России

Дворяне — одна из категорий служилых людей в России княжеского и царского периодов.

Император сделал своей опорой дворян. В 1722 году вводится по западноевропейскому образцу Табель о рангах

В дальнейшем Табель о рангах подвергалась многочисленным изменениям, однако в целом дожила до 1917 года.

Круг лиц, имевших право на почётное гражданство, со временем расширялся — дети личных дворян, купцы I гильдии, коммерции- и мануфактур-советники, художники, выпускники ряда учебных заведений, дети православных церковнослужителей.

С 11 июня 1845 года гражданские чины X—XIV классов вместо личного дворянства начали давать лишь почётное гражданство. С 1856 года личное дворянство начиналось с IX класса,1 потомственное — с VI по военной службе (полковник) и с IV по гражданской (действительный статский советник)

В начале XIX века (особенно после Отечественной войны) часть дворянства прониклась республиканскими настроениями. Многие дворяне вступали в масонские ложи или тайные антиправительственные организации

После крестьянской реформы 1861 года экономические позиции дворянства ослабли. По мере развития капитализма в России дворянство теряло позиции в обществе

1.2 Воспитание и образование детей

Они лично составляли программы занятий, подбирали учителей, подолгу занимались с дочерьми, обучая их рукоделию, языкам, манерам. Прежде всего делался нравственный акцент: дети должны были ясно понимать, что такое плохо, а что хорошо, что делать можно, а какую черту ни при каких обстоятельствах переступать непозволительно.

1.3 Светская жизнь дворян

Светская жизнь в дворянском понимании - это общественные отношения внутри их сословия, пронизанные определенными узами условностей.

Умение себя вести в свете являлось очень важной частью жизни дворян. Идеальный образ светского человека на протяжении всего XIX века оставался неизменным: это образованный дворянин, прекрасно изъясняющийся на французском, модно одевающийся, ловко танцующий, играющий в карты, разбирающийся в разговорах.

От дамы требовалось практически такое же поведение, за исключением игры в карты.

Конечно, следует учитывать, что не все представители дворянства были ярыми поклонниками светской жизни. И. В. Каменская, А.Я. Бутковская, И.В. Икскуль, например, в своих мемуарах упоминали о том, что старые помещики редко выезжали в свет, да и гостеприимством не отличались.

Разговоры принято было вести на модном тогда французском языке. Нужно сказать, что на французском говорили не только находясь в обществе, но и дома. В обществе XVIII века модным был не только язык, но и вообще все французское. Принято было восхищаться Парижем, французскими деятелями Просвещения. И поэтому дворяне часто отправляли своих детей учиться за границу – во Францию, реже в Германию.

Когда дворянин собирался выйти в свет, он непременно должен был быть одет в дорогую одежду, соответствующую установленным правилам. Прийти в старом платье, или скудно одетым считалось верхом неприличия. Вообще, выказывать бедность считалось моветоном тоном, поэтому дамы и кавалеры весьма тщательно подбирали свой туалет.

В XVIII столетии и женщины, и мужчины носили парики. При этом они их предварительно сильно пудрили. Женщине чтобы хорошо выглядеть приходилось идти на большие жертвы: носить корсеты, которые плотно затягивались китовым усом, румяниться с ног до головы. Девушки чернили зубы, считалось, что это подчеркивало их красоту. Кроме того, они густо сурьмили брови и мазали щеки красным. Еще одной хитростью женской красоты было умение создать контраст: девушки открывали шею, плечи и декольте, однако полностью прикрывали ноги. Выставлять напоказ женские ножки было неприлично.

Таким образом, изучив историческую, мемуарную литературы, можно прийти к выводу о том, что воспитание, поведение в обществе, внешний вид дворянства были подчинены светскому этикету, строго регламентировано.

2.1 Троекуров как воплощение праздного образа жизни русского дворянства

Тема русского дворянства, несомненно, является одной из главных в произведениях Пушкина: его творческим пером созданы многочисленные образы русских помещиков и дворян – воплощение личных наблюдений автора.

Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.

Что касается Кирилла Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирилла Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было много, то он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего — для него самого, была затея с медведем, которого Троекуров специально содержал в поместье, чтобы при случае подшутить над гостем.

Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кириллу Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе.

Больше других развлечений Кирилла Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех его участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.

Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирилла Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “. более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенились и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство — не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или по крайней мере хотя бы так же.

Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура:— значит, стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.

Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирилла Петрович не удосужился даже выслушать.

Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.

2.2 Чувство собственного достоинства, честь – основа жизни дворян

Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.

Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кириллы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

Главный герой, Владимир Дубровский — также один из представителей русского барства в повести. В какой-то степени он тоже типичный представитель своего сословия, в Петербурге он ведет беспечную жизнь, получая приличное содержание от отца, потакает своим прихотям. Он расточителен и честолюбив, но позже, когда жизнь его меняется, мы видим, что Владимир унаследовал характер своего отца, его решительность, чувство собственного достоинства, независимость. Он вынужден был круто изменить свою жизнь, но во многом это был не его собственный выбор, а подчинение обстоятельствам. Пушкин немного идеализировал своего героя, изобразив его предводителем крестьян-повстанцев и построив отношение к нему крестьян на преданности. Владимир — увлекающаяся, порывистая, страстная натура, способен на исключительные поступки, но, все же, он — временный попутчик крестьян, и в борьбе со злоупотреблениями помещичьей властью. Нравственная основа данного типа дворян – честолюбие, верность слову и долгу.

Верейский – носитель культуры салонного общения, навыки которого формировались у него, когда он жил в столице и за границей. Князь – интеллектуал, воспитанный в духе европейского просвещения, обладающий обширным жизненным и культурным кругозором.

Очевидно пристрастие Верейского к английской культуре. В определенном смысле он англоман, а сказывается прежде всего в эстетических пристрастиях.

Трезвость, расчетливость, эгоизм князя прикрываются изящно утонченной оболочкой светского лоска, выдержки.

Итак, нрав каждого из помещиков, уклад усадебной жизни позволяют создать полное представление о том, как жило сословие дворян во времена А. С. Пушкина.

2.2 Дворянские усадьбы как отражение уклада жизни дворян

Значение романа очень велико, потому что в нем нашла отражение история нашей страны, культурные традиции. Работая по теме, пришли к некоторым выводам.

1.А.С.Пушкин в своем романе подробно и правдиво раскрыл для читателей пусть и неприятную, но правдивую реальность о жизни дворян того времени. Он показал жестокость, самовластие, барство дикое и прекрасную жизнь дворян, основанную на изнурительном труде крестьян.

3.Традиции и уклад жизни дворян также нашли отражение в романе: развлечения, костюмы, отношение к крепостным, вопросы воспитания и образования детей.

Список используемой литературы:

Читайте также: