Сочинение на музыку свиридова метель

Обновлено: 02.07.2024

Грустное и тревожное чувство. После сменяется гладким, звонким мотивом. Это произведение успокаивает, и может послужить даже колыбельной. Но грустные нотки все же чувствуются. Как будто метель скитаясь по городу, печалит людей. Дети сидят дома и не гуляют. Затем, когда мелодия плавно переходит на звучание трубы, то мы понимаем сам смысл мелодии.

--Извиняюсь за странность.

Гитара, фортепиано, скрипка, виолончель, контрабас, барабаны, трещотки, арган, балалайка, ложки
Композиторов я не знаю

Эпический образ в музыке - героческий поступок или отдельный герой, образ которого передан при помощи различных музыкальных средств, благодаря которым мы, слушая даже непрограммную музыку, можем понять ее содержание.
Эпические образы в музыке:
Иван Сусанин (опера "Иван Сусанин"М.И. Глинка)
Князь Игорь (опера "Князь Игорь" А.П. Бородин)
Александр Невский (кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьев)

1. Все образы воплощаются в музыке при помощи различных средств музыкальной выразительности.
-Эпические образы - образы, изображающие сражения, подвиги как целого народа, так и отдельного героя.
Пример: кантата "Александр Невский" С.Прокофьева (Ледовое побоище)
-Персонаж, воплощающий драматический образ, как правило, находится в тяжелой или безвыходной ситуации и пытается из нее выбраться (успешно или безуспешно). Особое внимание уделяется не столько чувствам героев, сколько их действиям.
Пример: опера "Пиковая дама" П.Чайковского. Офицер Герман влюблен в наследницу графини, но его состояние не оставляет никаких шансов на успех.
-Лирический герой является отражением чувств и эмоций самого композитора, который как бы вкладывает самого себя в лирического героя. В отличие от драматического образа, лирический показывает прежде всего чувства.
Пример: прежде всего это, конечно же, романсы ("Я Вас любил.." на стихи А.Пушкина), а также произведения композиторов периода романтизма (Шопен, Рахманинов, Чайковский, Мендельсон и др.)

2. а) Песня - вокальное произведение, которое представляет собой стихотворный текст, положенный на музыку.
б) Танец - вид искусства, представляющий собой движения одного или нескольких танцоров, объединенные общим замыслом и представляющие собой единую композицию.
в) Марш - музыкальный жанр: синхронизированные одновременные движения группы людей. Музыкальное сопровождение может как и отсутствовать, так и присутствовать (чаще всего задействованы барабаны и прочие ударные инструменты).

Я молюсь богу ведь я хрестьянка. Молясь богу мы будто разговариваем с ним. Нося хрестьянский крест мы аодтверждаем что верим в бога. Молитвы бывают не очень понятными,ведь они были созданы много лет назад.

Люди пж напишите попурярные песни 2018 которые сейчас все слушают! Напиши 10-15песенпж! не отвечайте так: ССори незнаю, т.д. Нап

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организационный момент. .1.Определение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

-М.М.: Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. И не только потому что у нас на уроке присутствуют гости. Впервые для вас урок будут вести сразу два учителя. Такой урок называют бинарным. Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течение всего урока.

Выстраивание ассоциативного ряда:

- Я предлагаю начать наш урок с прослушивания звукового файла.

- Присядьте удобнее , закройте глаза и внимательно послушайте . (Слайд 2)

(Через 10-15 секунд)

- Представьте, что вы художники. Запомните, какую картину рисует ваше воображение, когда вы слушаете эти звуки?

- Откройте глаза. Каковы ваши ощущения? Какую картину представили?

- Молодцы! – А как можно назвать эти явления одним словом?

Словарная работа.

(Слайд 3) В словаре С.И.Ожегова дается такое толкование слову метель:

- Метель может проявлять себя по-разному. Она способна начаться как легкая зимняя поземка и постепенно превратиться в сильнейший буран.

- Сейчас вы рисовали картины в своём воображении, а некоторые ребята дома попробовали изобразить метель на бумаге. (выставка работ на доске)

- Похожи ли ваши картины? Какие краски выбрали ребята? Почему?

- Посмотрите, как изображают метель на своих картинах знаменитые художники. (Слайды 4, 5, 6)

- Эти же краски используют они, чтобы изобразить стихию?

- К картинам этой суровой стихии обращаются не только художники. Метель завораживает, пугает своей силой и мощью, вдохновляет всех творческих людей.

- Одни из них советский композитор Г. Свиридов и русский поэт и прозаик А.С. Пушкин. (Слайд 7)

-Как вы думаете , как могла объединить этих людей , живших в разные эпохи, природная стихия, о которой мы сегодня говорим? (Они посвятили ей свои произведения)

- Верно. Какие произведения они ей посвятили?( должны знать )

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (образ метели в произведениях Пушкина и Свиридова) (Слайд 8)

Изучение нового материала (осмысление)

- Ребята, вы сегодня нарисовали прекрасные картины. Картины, которые можно увидеть глазами и оценить.

- А как вы думаете, что такое музыкальная иллюстрация? (дети рассуждают и приходят к единому мнению)

Среди его многочисленных произведений особое место занимают его Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель", созданные к одноименному фильму и объединенные в сюиту для симфонического оркестра. (Слайд 9) Сюита включает 9 номеров, насыщает пушкинскую повесть и фильм красотой, эмоциональностью и выразительностью музыки, делает пушкинское творение еще более задушевным, поэтичным и одухотворенным.

( сюита- музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом. ) (Слайд 10)

-Молодцы. А теперь предлагаю прослушать вальс Георгия Свиридова. (Слайд 11)

Слушание музыки.

- Что изображает музыка? (по ритму – это вальс)

- Это непростой вальс, он символизирует зиму, метель, вьюгу.

- Темп музыки то нарастает, то затихает, как во время порывов ветра.

- Верно. Название повести А. С. Пушкина символично. "Метель" - это не только пейзаж зимней непогоды, но и та буря чувств, которая владеет молодыми влюбленными сердцами. "Метель" - это и образ неуправляемой стихии, того рокового стечения обстоятельств, которые разрушают все планы юной влюбленной пары (Марьи Гавриловны и Владимира) тайно обвенчаться из - за противодействия родителей. Однако, заблудившийся в снежной круговерти, жених Владимир опаздывает на венчание, а Марья Гавриловна по недоразумению и в смятении чувств обвенчалась с совсем чужим для нее человеком, приняв его за опоздавшего жениха Владимира. Таким образом, метель разрушает романтическую влюбленность юных людей и одновременно создает возможности для будущего союза Марьи Гавриловны и полковника Бурмина.

- Таким образом, и через музыку, через ваше восприятие, и через слова,

какой показана метель в повести? ( метель показана как реальная сила, мешающая осуществлению планов героев).

Вывод учеников, учителя.

Метель играет роль судьбы, случая, от которого, по мысли Пушкина, может зависеть жизнь человека. Метель заметает жизненную дорогу, человек не видит перед собой ясного пути, не знает, что его ждет.

Восприятие метели Владимиром.

- Давайте сейчас обратимся к тексту произведения и найдем описание того, как Владимир ведет себя во время метели. (Слайд 13, 14)

- Что произошло с Владимиром?

- Как герой ведет себя во время метели?

- Как Пушкин передал в тексте волнение?

- Словами какой части речи насыщен текст (глаголами). Какова роль глаголов в тексте?

(Глаголы передают действие Владимира во время метели и действия метели. Это нужно для динамичности, стремительности повествования; держит читателя в напряжении — через глаголы показана борьба Владимира и метели).

-Зачем так часто используется повтор слов, упоминание о времени?

(Герой торопится, не успевает, а, следовательно, переживает, беспокоится. Так передается чувство волнения и тревоги читателю — усиливается беспокойство).

Эмоциональное состояние героя нам подскажет музыкальная пьеса (Слайд 15)

Прослушивание музыкальной пьесы Г. Свиридова “Тройка”

- Какие ощущения возникли у вас сейчас?(кружение, повторение чего-то).

(В вальсе музыка то усиливается, то прерывается, потом становится легкой, спокойной, то более насыщенной; действия Владимира тоже повторяются, переживания то усиливаются, то успокаиваются, то герой впадает в отчаяние, как человек, приговоренный к смерти).

- Н.Е. : Как судьба, метель сыграла злой рок над Владимиром?

А над Машей? (судьба наказывает чередой испытаний, которые выпадают на ее жизнь. Какими испытаниями? (Слайд 16) (замуж вышла за незнакомца, смерть Владимира, отца, невозможность выйти замуж, честное признание Бурмина).

- Какой проступок совершил Бурмин? Но герои раскаялись.

-Что получили за раскаяние от судьбы? (прощение).

-За что прощает судьба Бурмина и Машу? Какой важный жизненный урок извлёк Бурмин из своей преступной проказы? (Маша прощена за верную любовь, страдания. Бурмин за то, что раскаялся).

-Отметим, герои оступились, но они раскаиваются, а за раскаяние получают прощение у судьбы.

Мы понимаем, что совсем не случайно встретились и полюбили друг друга обвенчанные когда-то Марья Гавриловна и Бурмин. Господь помиловал их.

- М.М. : Послушаем заключительную мелодию Г. Свиридова “Зимняя дорога . (Слайд 17)

- Что изменилось в характере музыки и почему? (Изменилась судьба героев, и музыка стала спокойнее).

- Таким образом, мотив наказания и прощения сводится к идее произведения.-(Наказание и прощение — справедливое возмездие). Вернемся к теме, проблемному вопросу урока: Какова роль стихии в судьбе человека ? (стихия может поменять планы в жизни, изменить судьбу)

-Какую роль сыграла стихия в образе метели в судьбе героев?

Вывод: метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдание, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю, вернула героев к реальной жизни, где, возможно, их ждет любовь и счастье.

- Н.Е.: Обобщение учителем: всё уже позади, супруги нашли друг друга, метель утихла в их сердце. Герои повести достойно приняли случившееся с ними. И судьба снова пошутила, но по-доброму. Она свела случайных супругов, дала им возможность узнать и полюбить друг друга.

Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. А что же случилось после объяснения?

Рефлексия (Слайд 19)

Несколько ребят высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

Выставление оценок учителем.

- Мне интересно ваше мнение. Я считаю, что вы очень хорошо работали на уроке. Отлично….

Ответ для выхода

Мы хотим попросить вас коротко написать на стикерах ваши впечатления о прошедшем бинарном уроке. Понравилось ли вам занятие? Хотите ли чтобы такие уроки проводились чаще? После чего вы можете покинуть класс, повесив стикер на доску.

Свою работу мы посвящаем нашей маме, более сорока лет преподававшей русский язык и литературу в школе, научившей нас бережно относиться к литературному тексту и читать “между строк”.

Одним из примеров такого подхода к изучению литературного произведения является знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”.

Этот материал можно использовать в подготовке интегрированных уроков литературы и музыки.

Большинство записей музыкальных иллюстраций Г.Свиридова звучат в такой последовательности:

  1. Тройка
  2. Вальс
  3. Весна и осень
  4. Романс
  5. Пастораль
  6. Военный марш
  7. Венчание
  8. Отзвуки вальса
  9. Зимняя дорога

В учебнике Г.П. Сергеевой “Музыка” 6 класс дается разбор этого произведения в традиционной последовательности.

А мы в своей работе взяли за основу видеозапись выступления Большого симфонического оркестра под управлением В. Федосеева в концертном зале имени П.И. Чайковского (запись 2005 года), т.к. считаем, что интерпретация В. Федосеева (а именно-определенный порядок номеров) наиболее достоверно раскрывает замысел Пушкина:

  1. Тройка
  2. Пастораль
  3. Вальс
  4. Венчание
  5. Марш
  6. Весна и осень
  7. Романс
  8. Отзвуки вальса
  9. Зимняя дорога

Уже в начале статьи мы обратили внимание на две неточности – Г.П. Сергеева пишет, что “события в повести Пушкина происходят в начале 19 века, в 1811–1812 годах…”. А теперь обратимся к А.С. Пушкину. События повести начинается в конце 1811 года, Владимир погиб в 1812 году, а в конце повести Бурмин говорит Марье Гавриловне: “… смерть и три года сетований…”. Следовательно, действие повести заканчивается в 1815 году (а не в 1812 году!). Кроме того, Г.В. Свиридовым написано девять музыкальных иллюстраций, а не семь, как пишет Г.П. Сергеева. Пьесы “Отзвуки вальса” и “Зимняя дорога” несут большую смысловую нагрузку и играют важную роль в раскрытии содержания и идеи повети А.С. Пушкина.

Мы не согласны с тем, что в учебнике пьесы “Тройка”, “Весна и осень”, “Пастораль” описываются лишь как картины природы, “Вальс” и “Романс” – бытовые жанры, “Марш” – только как образ героев России.

Мы хотим высказать свою точку зрения, свои мысли о Музыкальных иллюстрациях Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”.

Давайте вспомним, что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами. Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами. Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем.

Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса “Тройка”. Г.П. Сергеева предлагает ученикам прочитать отрывки из повести Пушкина, рисующие, как Владимир и Бурмин волею судьбы в один и тот же вечер стали заложниками метели. Но, как нам кажется, музыка Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы. Этот номер иллюстрирует эпиграф к повести:

Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
(Жуковский)

Настроение, душевные порывы этой музыки замечательно переданы в отрывке произведения еще одного великого русского классика Николая Васильевича Гоголя:

“И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда; “черт побери все!” – его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно чудное? Кажется, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую далью, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.

Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем – гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи”.

Этот литературный отрывок и музыка Свиридова дают характеристику русской души, русского характера. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и “виновница” всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Поэтому события, описанные в повести так нам близки и понятны. Созвучны они и строкам барда Александра Розенбаума:

“Любить, так любить.
Гулять, так гулять.
Стрелять, так стрелять…”

Второй номер этой сюиты называется “Пастораль”.

Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

Вспомните, как начинается повесть:

“В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою Прасковьей Петровной, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную семнадцатилетнюю девицу”.

Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.

Разговор о “Вальсе” Г.П. Сергеева начинает так:

“Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезала. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура. Кто из тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей, драгоценнейшей наградою. Но в уездах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством…”.

Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г. Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях. Этот образ композитор воплотил в одном из самых любимых и популярных жанров музыки – вальсе.

С этой мыслью Г.П. Сергеевой пожалуй можно было бы согласиться. Но давайте вслушаемся в музыку Свиридова.

В повести Пушкина действительно нет сцены бала, в которой бы мог прозвучать этот “Вальс”, но балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви. И, скорее всего, первая встреча с Владимиром произошла именно на балу.

“Вальс” вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.

И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для них. Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства.

Но вот они очнулись… И снова мы в сверкающем огнями зале, среди танцующих пар.

У Пушкина достаточно подробно описаны в повести сцены блуждающих в метели Владимира и Бурмина. Но обратите внимание, что в музыкальных иллюстрациях Свиридова отсутствует пьеса с названием “Метель”. Мы говорили с вами уже об особенностях русского характера, когда слушали первую пьесу. Все безрассудство главных героев, приведшее к таким необычным последствиям, передано в той музыке, которая звучала взволнованно, порывисто. (“Тройка”)

Четвертым фрагментом (“Венчание”) композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания. Что такое венчание? Как на ваш взгляд должна звучать музыка, рисующая обряд венчания?

Вы обратили внимание, что эта музыка не звучит празднично и торжественно? Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно. “Я вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски…Старый священник подошел ко мне с вопросом: “Прикажете начинать?” – “Начинайте, начинайте, батюшка”, – отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная непростительная ветренность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. “Поцелуйтесь”, – сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… она вскрикнула: “Ай. Не он! Не он!” и упала без памяти”.

Г.П.Сергеева предлагает учащимся ответить на вопрос – почему минорная окраска в конце пьесы сменяется светлым мажорным аккордом, очевидно наводя детей на мысль о счастливом конце повести.

А, на наш взгляд, все дело в том, что Г.В. Свиридов использовал в этой пьесе элементы полифонии, где очень часто минорное произведение заканчивается на тонике одноименного мажора.

Середина цикла – это яркий жизнерадостный “Марш”. Обратимся к учебнику Г.П. Сергеевой: “Между тем война была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу…Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!” Так описана в повести “Метель” победа над Наполеоном.

В другом сочинении А. Пушкина – в романе “Евгений Онегин” звучат такие слова:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенны,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.

В пьесе “Марш” ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России.

Мы позволим себе вновь не согласиться с автором учебника. На наш взгляд, Г.В. Свиридов проиллюстрировал другие строки А.С. Пушкина:

“Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоительным, когда, встречая победителей, кричали они: ура! И в воздух чепчики бросали.”

В уездных городах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее, чем в столицах. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством, и мужчине во фраке плохо было в его соседстве.

Кто из офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей драгоценнейшей наградою?”. В музыке “Марша” на первый план выходят не героизм и патриотизм русских военных, а их жизнерадостность, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости…

С настроением пушкинских строк и музыкой Г. Свиридова перекликаются строки Марины Цветаевой:

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, –
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, –
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера –
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера! Вам все вершины были малы
И мягок – самый черствый хлеб,
О, молодые генералы Своих судеб.

В начале нашей работы мы упоминали о том, что в учебнике Г.П. Сергеевой пьеса “Весна и осень” трактуется просто как картина природы.

Давайте вновь обратимся к Пушкину – “… жизнь Марьи Гавриловны шла своим чередом. Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне вступления французов. Память его казалась священной для Маши; по крайней мере, она берегла все, что могло его напомнить: книги, им когда-то прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для нее. Соседи, узнав обо всем, дивились ее постоянству”.

Есть хорошая русская поговорка – Время лечит. Поэтому шестой номер этого цикла называется “Весна и осень”. Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!

Напомним, что в своем учебнике Г.П. Сергеева пишет: “Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизиться к чувствам современников Пушкина, композитор вводит в свой цикл “романс без слов”, подчеркивая, что это был любимый жанр городского музицирования той поры”.

Но разве можно сравнить музыку Свиридова с бытовым романсом?! По накалу эмоций и страстей “Романс” можно сравнить с симфонией! Несмотря на то, что отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных формах! Мы постараемся вас убедить в этом.

Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является “Романс”. Оба отрывка – это диалоги. Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.

Первое проведение темы – начало объяснения. “Я вас люблю, – сказал Бурмин, – я вас люблю страстно…” (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). В оркестре солируют скрипка и виолончель.

Второе проведение темы. “Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…” В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится более взволнованной.

Третье проведение темы. “Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…” – “она всегда существовала, – прервала с живостью Марья Гавриловна, – я никогда не могла быть вашею женою…” “Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!”. Музыка точно передает смятение чувств главных героев.

Четвертое проведение темы. “Я женат, – продолжал Бурмин, – я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь”. Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство молодости.

Пятое проведение темы. “Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.

-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня?

Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…”

Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…

В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую развязку!?

А далее следуют два номера, о которых не упоминает Г. Сергеева, но которые очень важны для создания целостного образа!

Восьмой номер иллюстраций называется “Отзвуки вальса”.

Интонационно он похож на “Вальс”, но звучит эта музыка совершенно по-другому. Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.

Завершает музыкальные иллюстрации пьеса “Зимняя дорога”. Этот номер интонационно перекликается с первым номером “Тройка”, но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…

Когда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег. Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Крайние части обрамляют музыкальные иллюстрации, как рама картину или как обложка книгу.

Закончить нашу работу мы хотим все-таки цитатой из учебника Г.П. Сергеевой, потому что с этими словами мы целиком и полностью согласны – “Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектные работы по музыке предназначены для учителей музыки и учащихся 6 классов.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Текст по защите проектной работы:

Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова


Автор: Мкртчян Лиана

ученица 6в класса

Руководитель: Вакуленко Г.А.



Этих двух великих людей объединяет любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у великого поэта, так и в музыке композитора.



4. Нарисовать иллюстрации к понравившимся музыкальным частям сюиты Свиридова;

5. Систематизация результатов исследования и представление в виде презентации;

7. Демонстрация своих впечатлений от музыки в виде художественных иллюстраций.


В поместье Ненарадово живёт помещик Гаврила Гаврилович. Его 17-летняя дочь Марья Гавриловна влюблена в армейского прапорщика Владимира. Родители Маши считают его недостойной партией для дочери, потому что он беден. Владимир предлагает Маше тайно венчаться и девушка соглашается.


В назначенный день, Маша вместе со служанкой вышла на заднее крыльцо дома. На дороге их ждала тройка лошадей. Кучер помог девушкам сесть в сани, и тройка с бубенцами помчалась по заснеженному полю к церкви, где должно состояться венчание.

Владимир тоже отправился в церковь. Взяв направление к церкви, он задумался и погрузился в мечты о невесте: он представил себе бал, где они с Машей кружились в вальсе, и были очень счастливы. Очнувшись от мечтаний, Владимир увидел, что дорогу замело, и он с ужасом понял, что заблудился.



Бурмину ничего не оставалось, как быстро выбежать и уехать. Владимир только под утро найти церковь. От священника он узнал, что венчание состоялось, но без него.


Машенька после страшно потрясания сильно заболела. Посоветовавшись, родители Маши послали за Владимиром, чтобы объявить согласие на брак. Но с изумлением узнали, что Владимир уехал в армию, на войну. Между тем время шло, Марья Гавриловна стала выздоравливать. Она никогда не упоминала о своём женихе, и лишь грусть и задумчивость в глазах выдавали её. Так прошли весна, лето, наступила осень.


Между тем война с французами закончена, и русские полки с победой возвращаются из заграницы. Машеньке минуло двадцать лет, когда появился в её доме гусарский полковник Бурмин. Они подолгу беседовали, шутили, гуляли по саду. Незаметно их встречи, непринуждённые разговоры перешли в нежную дружбу и любовь. Но признаться в своём чувстве молодому офицеру что-то мешало.



Давайте вспомним, что такое иллюстрация?


Кони мчатся по буграм, топчут снег глубокий.

Вот, в сторонке божий храм виден одинокий.

Вдруг метелица кругом, снег валит клоками,

Чёрный вран, свистя крылом, вьётся над санями.

Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы.

Чутко смотрят в темну даль, воздымая гривы.

Я услышала в музыке перезвон колокольчиков и представила картину зимней русской природы, а главное: состояние души юной барышни. Сердце её трепетало, и вместе с тем чувство тревоги не покидало Машу. Всё безрассудство главных героев, приведшее к необычным последствиям, передано в той музыке, которая звучит взволнованно, порывисто.


Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.


Я представила подъезжающие к дому кареты, выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот вальса. И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для них. Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства.



Марш звучит в честь возвращения участников войны с победой над французской армией. Исторические события, которые описаны в повести – это Отечественная война 1812г. Герои повести являются участниками войны.



Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.

Пятое проведение темы. «Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.

Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно.



Сквозь волнистые туманы пробирается луна,

На печальные поляны льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный утомительно гремит.

Крайние части обрамляют музыкальные иллюстрации, как рама картину или как обложка книгу.


Изучив весь материал, я сделала вывод, что музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.

Я узнала, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это даёт композитору воплотить через музыку образы литературных героев. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова помогли мне представить героев повести и создать художественные иллюстрации.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова


Автор: Мкртчян Лиана

ученица 6в класса

Руководитель: Вакуленко Г.А.

I . Введение

4. Нарисовать иллюстрации к понравившимся музыкальным частям сюиты Свиридова;

5. Систематизация результатов исследования и представление в виде презентации;

7. Демонстрация своих впечатлений от музыки в виде художественных иллюстраций.

Ожидаемые результаты проекта: ознакомить учащихся с презентацией и рисунками, созданными после прослушивания музыки Г.В. Свиридова. Пробудить интерес у учеников нашего класса к изучению классической музыки.

II . Теоретическая часть

Зима 1812 года. В поместье Ненарадово жил Гаврила Гаврилович – добрый помещик. Была у него дочь 17-летняя барышня Марья Гавриловна. Она считалась богатой невестою, была хорошо воспитана, добра и мила. Машенька тайно была влюблена в юношу, который служил армейским прапорщиком, и в это время находился в отпуске в их деревне. Звали его Владимиром.

Любовь их была взаимна, но родители Маши, заметив симпатии молодых людей, запретили ей встречаться и даже думать о нём, так как считали Владимира недостойной партией для Марьи Гавриловны, потому что он был беден. Владимир предложил Машеньке тайно венчаться, уехать на некоторое время, а затем, вернувшись, броситься к ногам родителей, и таким образом вернуть их милость и прощение. Девушка долго колебалась, и, наконец, согласилась на побег.

В назначенный день, вечером, когда в доме всё утихло и заснуло, Маша, укутавшись шалью, вместе со служанкой вышла на заднее крыльцо дома. На дворе была метель, ветер дул навстречу, как будто хотел остановить девушку. В конце сада, на дороге их ждала тройка лошадей, которую отправил Владимир для невесты. Кучер помог девушкам сесть в сани, уложил вещи, и тройка с бубенцами помчалась по ровному, заснеженному полю к церкви, где должно состояться венчание.

Тройка лошадей благополучно доставила девушек в церковь, но Владимира там не оказалось. Что же случилось? Юноша целый день был в разъезде: утром, побывав в церкви, договорился со священником, затем встретился с друзьями, уговорил их быть свидетелями на венчании, и ещё много приготовлений было у него в этот день. Вечером, один, без кучера, отправился в село, где была церковь. Он выехал в поле, где уже неслась позёмка, дул ветер, и начиналась метель. Взяв направление к церкви, Владимир задумался, погрузился в мечты о невесте: он представил себе бал, где они с Машей кружились в вальсе, и были очень счастливы. Замечтавшись, юноша не заметил, как сбился с дороги.

Очнувшись от мечтаний, Владимир вдруг увидел, что дорогу всю замело, поднялся страшный ветер, всё исчезло в снежной мгле, сквозь которую летели хлопья снега. Он ехал по сугробам, поминутно опрокидывались сани, лошадь устало проваливалась в снег. Владимир пытался выехать на нужную дорогу, надеясь увидеть желанный огонёк церкви, но всё было напрасно. Вокруг не было видно ничего. Время шло, метель усилилась, и он с ужасом понял, что заблудился.

А в это время, в церкви уже все заждались жениха. Машенька томилась в ожидании, её тревожило, что метель не утихала, а Владимира всё не было. От тяжёлых предчувствий, тревог, барышне стало совсем плохо, она была уже в состоянии обморока.

А настоящий жених Владимир только под утро, когда рассвело, смог подъехать к церкви, усталый и несчастный. А каково известие ожидало его? От священника он узнал, что венчание состоялось, но без него. Владимир уезжает в армию.

Машенька после страшно потрясания, слегла и сильно заболела. Никто в доме не знал о предполагаемом побеге, тайна была сохранена всеми заговорщиками, но в бреду она сама беспрестанно высказывала свою тайну и родители, не отходившие от её постели, поняли, что Маша была сильно влюблена во Владимира, и что любовь, вероятно, была причиной болезни. Посоветовавшись, родители Маши решили, что бедность – не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и послали за Владимиром, что бы объявить согласие на брак. Но каково же было изумление добрых помещиков о том, что Владимир неожиданно уехал в армию, на войну.

Между тем время шло, Марья Гавриловна стала выздоравливать. Она никогда не упоминала о своём женихе, и лишь грусть и задумчивость в глазах выдавали её. Так прошли весна, лето, наступила осень.

Прошли три года: за это время несколько событий произошло в жизни Маши. Первое: она узнаёт известие о гибели её друга Владимира, погиб на войне. Другая печаль посетила её: умер добрый Гаврила Гаврилыч – отец Маши, оставив её наследницей большого имения. После смерти батюшки, Марья Гавриловна с матерью переезжают в Московскую губернию, ближе к столице. Жизнь продолжается, лето сменяет осень, осень – зиму, меняются времена года, меняются и настроения.

Между тем война с французами закончена, и русские полки с победой возвращаются из заграницы. Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове: Отечество. Народ бежал навстречу своим победителям, повсюду играла музыка, звучали военные марши.

Машеньке минуло двадцать лет, она по-прежнему была привлекательна, умна и приветлива. Потому была окружена многими поклонниками, но все должны были отступить, когда появился в её доме гусарский полковник Бурмин. Ему было около 26 лет, и приехал он в своё поместье, находившееся по соседству с деревней Марьи Гавриловны. Бурмин был, в самом деле, очень милый молодой человек – учтивый, остроумный, внимательный. Когда он появлялся в их доме, обыкновенная задумчивость Маши оживлялась. Ей было просто и хорошо с ним. Они подолгу беседовали, шутили, гуляли по саду. Незаметно их встречи, непринуждённые разговоры перешли в нежную дружбу и любовь. Но признаться в своём чувстве молодому офицеру что - то мешало. Для Маши это было загадкой: робость или гордость, что удерживало этого смелого благородного человека в признании любви?

Всем нравился полковник Бурмин, его живой ум, красота, выправка. И уже соседи поговаривали о свадьбе, а мать Маши, Прасковья Петровна, нарадоваться не могла, что дочь наконец нашла себе достойного жениха.

Бурмин побледнел. Всмотрелся в милое, взволнованное лицо Маши и всё поняв, бросился к её ногам. Счастье и любовь вернулись к нашим героям.

Давайте вспомним, что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами.

Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами.

Я в своей работе взяла за основу видеозапись выступления Большого симфонического оркестра под управлением В. Федосеева в концертном зале имени П.И. Чайковского, т.к. считаем, что такой порядок номеров наиболее достоверно раскрывает замысел Пушкина:

Читайте также: