Психология важная наука сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

Место психологии в системе наук

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке..

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

В настоящее время на человека сваливается огромное количество проблем, вопросов. То, как себя ведет человек при их решении, объясняет психология. Каждый житель планеты индивидуален, а потому просто нереально предусмотреть все возможные варианты. Это говорит о том, что сегодня очень сложно находиться в современном обществе без начальных психологических знаний. Ведь каждый из нас находится в непосредственном контакте с окружающими, поведение и настроение которых крайне неустойчиво.

Крайне важна роль психологии во времена свежих технологий и прогресса. Cовременная психология помогает человеку решить жизненно важные проблемы. Сегодня для многих людей психология стала жизненно важной потребностью. Она помогает человеку самореализоваться, развиваться как личности, помогать другим людям. Хороший современный психолог с помощью психологических тренингов, анализов, различных методов не позволяет человеку стоять на месте.

Благодаря таким знаниям любой человек легко сможет адаптироваться к новым условиям, которые до этого были для него непонятной тайной. Он сможет приспособиться правильно к ним и психика его при этом не пострадает. Сложно сегодня переоценить роль этих знаний в жизни современного человека. Поэтому невозможна без психологии сегодня жизнь современного общества. Важно, чтобы каждый вовремя это понял и принял соответствующие меры.

Нет в мире на сегодняшний день другой такой науки, которая могла бы изучать человека, как психология. Самое важное в жизни любого человека – успех, радость, счастье, душевный покой. Развивается это все только психологическим путем. Человек, не знающий этого, не начнет изучать самого себя. Ведь современная психология, это не только изучение окружающих, но и самого себя. Изучив себя, вы легко сможете изучать окружающих.

Польза психологии сегодня в том, что большинство людей, в современное время нуждается в помощи, и как не странно, именно в психологической помощи. Ведь только она помогает человеку создавать счастливый, успешный, материальный мир, меняя привычки и образ мышления. Смело изучайте психологию, обращайтесь за помощью к профессионалам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

. в психологии создалось положение,

которого не знают более развитые науки:

когда мы говорим о химическом анализе,

всякий совершенно ясно представляет себе,

что мы имеем в виду. Но совершенно

иначе обстоит дело с анализом

психологическим. Само понятие

психологического анализа чрезвычайно

многозначно, оно включает в себя

определения, которые не имеют иногда

ничего общего друг с другом, а иногда

стоят друг к другу в противоположном отношении

Слова В.И. Вернадского, правдивы, но частично. Действительно, эра психологии имеет место быть, но она началась, на мой взгляд, раньше 21 века, а берет она свое начало с тех времен, когда человек впервые стал осознавать радость, горесть, удачу, свободу, когда осознал потерю близкого человека, когда осознал, что он сам может умереть, разбиться о скалы, быть съеденным зверями, когда осознал, что его дети – это его продолжение.

Психология – знание о душе, наука, изучающая поведение человека и животных, предмет психологии понимается различно в течение разных эпох истории (душа, опыт субъекта, приспособляемость, происхождение психики, поведение, бессознательное, процесс переработки информации, личный опыт человека), а значит знание психологическое само по себе субъективно. Важно, что психология связана и с естественными, и с гуманитарными науками, так как психологу необходимо знать биологическую природу человека, однако опыт человека социально обусловлен. Еще одной особенностью психологии является слияние объекта и субъекта познания, что затрудняет процесс исследования.

Степень дифференциации науки является показателем прогресса знания, что мы и могли наблюдать в психологической науке в 1960-70 гг.: тогда происходило интенсивное формирование инженерной, социальной, педагогической, юридической и других отраслей психологии.

В области теоретической психологии вклад А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева не сопоставим с современными научными изысканиями, сегодня не создаются новые научные школы, к тому подготовкой дипломированных специалистов-психологов иногда занимаются вузы, которые не имеют должной интеллектуальной и материальной базы. Содержанием традиционного обучения являются культурно-исторические способы человеческой деятельности по преобразованию окружающего (предметного) мира. Сегодня актуально развивающее обучение, которое направлено на формирование, целевое изменение и развитие собственно психических процессов и структур сознания учащегося, поэтому важно, чтобы психология двигалась по пути анализа этих процессов.

Но ведь такая виртуализация бытия может привести к аутизации человечества: на смену привычным социальным группам придут виртуальные сообщества, вместо социальной общности людей, придет общность по менталитету.

Становление индивидуальности в нашем обществе связано прежде всего с признанием самобытности и самоценности каждого человека, уважением личности, соблюдением ее прав и обязанностей, предоставлением выбора в принятии решений, ответственности за их последствия. Каждый человек должен с малых лет научиться самостоятельности, предприимчивости, ответственности перед избранным делом и людьми. нужна этика и психология социальной жизни, основывающаяся на лучших традициях нашего народа, особенностях его национального характера: эмоциональной отзывчивости, терпеливости, трудолюбии, порядочности, честности и чести, достоинстве и т.п.

2. Пророчество В.И. Вернадского о вступлении человечества в психозойскую эру пока не сбылось. Во-первых, мы видим, что СМИ с их чудовищным потенциалом воздействия и манипуляции массовой психикой фактически используют определенные психотехнологии, но делают они это без особого участия психологии как науки и более того — вопреки этическим нормам психологии,

Во-вторых, обращает на себя внимание бурное развитие всевозможных психологически ориентированных систем (включая диалоговые тестовые и консультативные системы) в Интернете. Интернет — это фактическая модель сетевого планетарного мегасознания. И уже сейчас в пространстве этой “всемирной паутины” коллективная рефлексия психологических факторов бытия занимает видное место. 3. Будущее только за синтетическими и конструктивными психологическими направлениями и научными школами, т.е. не замкнутыми в рамках традиционных школ (бихевиоризм, психоанализ и т.п.) и пытающимися не только изучать, но и конструировать психическую реальность (формировать, если хотите в более привычных терминах для отечественной психологии). Пример вспышки популярности НЛП (при всем спорном содержании постулатов этого подхода) еще не заслужил самокритичного анализа со стороны академических психологов. Ведь адепты НЛП предложили доктрину, вдохновляющую широкие массы на самоизменение, а не только на самопознание

Л. С. Выготский Психология развития человека

Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей.

XXI в. действительно станет веком психологии. Дело в том, что именно сейчас психология созрела для такой рефлексии исходных оснований определения своего объекта и предмета изучения и практики, Понимание психики как становящейся формы природного (в смысле общеприродного, а не биологического) бытия, естественно, должно изменить отношение к человеку как субъекту — носителю психического. И прежде всего это должно проявиться в психологическом изменении содержания образования в XXI в.

Лев Выготский Психология искусства

Как совершенно правильно формулировал Гумбольдт: всякое понимание есть непонимание, то есть процессы мысли, пробуждаемые в нас чужой речью, никогда вполне не совпадают с теми процессами, которые происходят у говорящего. Всякий из нас, слушая чужую речь и понимая ее, по своему апперципирует слова и их значение, и смысл речи будет всякий раз для каждого субъективным не в большей мере и не меньше, чем смысл художественного произведения.

На мой взгляд, психология как культурная составляющая общественного развития 21 века – это прежде всего психология, отстаивающая ценности и приоритеты личности как индивидуальности.

Данная работа содержит дополнительны материал, касающийся истории развития психологии как науки. Работа может быть использована для самообразования и расширения теоретического базиса педагога.

ВложениеРазмер
esse.docx 15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Психология как наука: прошлое, настоящее и будущее.

Впервые человек, его внутренний духовный мир становится центром философского размышления у Сократа, его труды продолжили Платон и Аристотель. Уже в античные времена Гиппократом была предложена типология темпераментов, основанная на особенностях смешения жидкостей в организме человека (крови, слизи, жёлтой и чёрной желчи). Как мы видим, в древности психология также была тесно связана с медициной.

Долгое время психология существовала как часть других наук: философии, медицины и биологии. Только в начале XIXв, с появлением первых научных программ Вундта и Сеченова, направленных на экспериментальную работу, начинается оформление психологии как самостоятельной науки. Именно Вундт инициировал создание специализированных институтов психологической науки.

Многие современные ученые работали над вопросами психологии . Б ыло открыто понятие рефлекторной дуги и анализатора, затем были исследованы практически все основные психические процессы (н-р память, мышление, внимание), подведена научная основа под понятие о гипнозе и подсознании, исследованы сны. Но до сих пор разум человека остается загадкой, книгой, в которой множество непрочитанных страниц и это дает простор для дальнейших работ в этой области. Я считаю, что на современном этапе развития общества, психология вносит вклад во многие сферы жизни человека: межличностные отношения, выбор профессии и места работы. Разработки в сфере психологии помогают облегчить жизнь человека, именно поэтому исследования в этой области должны постоянно продолжаться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Внеклассное мероприятие "Прошлое, настоящее и будущее Мирового океана"

Мероприятие для учащихся 7 класса, проводится в форме научно - практической конференции. Выступающие: гидрологи, климатологи, Биологи рассказывают о проблемах Мирового океана и его значении для челове.

Соединение уроков ИЗО по программе Б.С. Кузина и декоративно-прикладного творчества.


Материалы конференции "Семья: прошлое, настоящее и будущее"

Материалы научно-практической конференции "Семья: прошлое, настоящее и будущее" 2012 год.


рабочая программа элективного курса по истории.

"История преподавания биологии в русской школе: прошлое, настоящее и будущее".

Выпускная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки учителей биологии. Содержит материал об истории преподавания биологии в русской школе, раскрывает проблемы современного преподавания б.


Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"

Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем".

Веб-квест "Современный взгляд:прошлое, настоящее и будущее метана"

Веб-квест в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Читайте также: