Сочинение на тему культурное наследие казахстана 4 класс

Обновлено: 08.07.2024

Нашу современную жизнь нельзя представить без культурного наследия, созданного предшествующими поколениями: без театра, музыки, живописи и кино, без сокровищ литературы, которые сопровождают нас повсюду. В моём понимании культурное наследие – всё, что было создано людьми на протяжении многих тысячелетий: знаменитые музыкальные произведения, заставляющие нас смеяться и плакать, прекрасный мир живописи, которым мы любуемся, кинофильмы, театр, хореография, художественная литература.

Роль культурного наследия в нашей жизни трудно переоценить. В любой стране памятники истории и культуры составляют большую часть национальной культуры. Потому-то так стремятся люди, неравнодушные к своей истории, к Собору Василия Блаженного на Красной площади или в литературные места, связанные с жизнью и творчеством великих писателей и поэтов России. Многие старинные вещи, архивные материалы, попадая в музеи и на выставки, становятся предметами культурных ценностей и средством воспитания молодого поколения. Варварское отношение к этим предметам и памятникам старины, историческим деятелям недопустимо.

Россия издавна славилась великолепными изделиями художественных промыслов и ремёсел. Например, к числу древнейших относится русская деревянная игрушка – матрёшка, холмогорская резьба по кости, которая создаёт уникальные произведения декоративного искусства. Не менее долгую историю имеет хохломская роспись. Она представляет собой декоративную роспись растительным узором на деревянных изделиях красными и чёрными тонами и золотом. Всему миру известна наша дымковская игрушка – самый известный из глиняных художественных промыслов. Она давно стала народной скульптурой в миниатюре. Это авторская работа мастериц ручной лепки, существующая в единственном экземпляре. Эти и другие художественные промыслы и ремёсла – яркое свидетельство талантливости нашего народа, его наблюдательности, остроумия, природной зоркости.

Подводя итог вышесказанному, хочу повторить: культурное наследие – наше историческое прошлое, которое требует бережного отношения, гордости за достижения великих соотечественников в разных областях искусства. Наш долг – донести потомкам достояние, переданное нам отцами, дедами и прадедами, приумножить его, чтобы славная история великого народа и страны имела и далее своё продолжение на страницах мировой истории.

Гост

ГОСТ

Культурная политика Казахстана

С обретением независимости одним из пунктов государственной политики Казахстана становится возвращение и сохранение культурного наследия. Сегодня это является актуальной проблемой и имеет большое значение для национального самосознания народа.

Переломным моментом в изучении и сохранении культурного наследия в Казахстане стало выступление президента страны Н. А. Назарбаева, в котором он обозначил дальнейший путь развития страны в экономическом, политическом и культурном отношении.

Сегодня на территории Казахстана активно проводятся научных исследования различных сфер культуры. Особое внимание уделяется археологии. Ведь не познав прошлого, нельзя познать будущего и сформировать национальное единство и самосознание народа. Организовываются археологические экспедиции, в которых найденные образцы историко-культурных памятников исследуются и экспонируются на различных выставках и в музеях.

Краткие исторические сведения

Территория республики Казахстан богата историческими местами, в которых в соответствии с государственной программой открыты центры исследований. Наиболее значимые экспонаты расположены в Приаралье, в древней дельте Сырдарьи, Жетысу, в Сарыарке, на Мангышлаке, Мугоджарах и Прииртышье.

Найденные памятники культуры являются свидетельством культурного многообразия Казахстана. Это связано с особенностями исторического развития данной территории.

Готовые работы на аналогичную тему

Современная культура Казахстана сформировалась в результате тесного взаимодействия средневековых государств, таких как Западно-тюркский, а затем Тюргешский и Карлукский каганаты, а также государств караханидов, кыпчаков. Столицы этих государств находились на территории современного Казахстана, поэтому казахская культура гармонично синтезировала в себе традиции земледельцев и кочевников, городскую культуру и культуру степи.

Временной отрезок VII–XII веков является для культурно-исторического развития Казахстана самым значительным. В это время бурно развивается культура в целом и архитектура, в особенности.

Стремительно растут города, в результате чего повсеместно распространяется новый тип сооружений, который в последующем становится узнаваемым национальным элементом. Архитектура вступает в гармоничный симбиоз с прикладными искусствами, возникшим в результате возрождения античных традиций.

Архитектура и зодчество Казахстана

С помощью археологических раскопок и их изучения было установлено, что период X–XII веков был временем оседлого земледелия Средней Азии и Казахстана. На этом этапе культура Казахстана процветала. Бурно росли города, которые являлись культурными центрами, в них развивались ремесла, наука, искусство и архитектура.

Памятники зодчества – это источник богатейшей информации о жизни создавшего их общества. Национальные особенности казахского зодчества заключаются в четких простых, сферических или конусообразные формах.

В Казахстане сегодня находятся мавзолеи, которые являются уникальными памятниками культуры и истории и представляют собой архитектурно-художественную ценность. Это Айша-Биби и БабаджаХатун на территории села Головачевки. Эти строения дошли до нас практически в первозданном виде, сохранили национальное своеобразие орнаментальных мотивов и композиции.

X–XII века – это и пик расцвета декоративного искусства Казахстана. Памятник Айша-Биби хранит в себе орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана - ключ к пониманию традиционных форм, принципов эволюции и сочетания отдельных орнаментальных мотивов.

Городище Кулан - памятник средневековой культуры. Этот город существовал с VII до начала XIII веков. В результате археологических раскопок была установлена территория города, частично восстановлена информация о его строениях: цитадели, средневековых замках и усадьбах с хорошо продуманной планировкой и толстыми стенами. Ученые в архитектуре и технике строительства обнаружили характерные для Средней Азии и юга Казахстана VII–VIII вв. черты.

Также учеными было обнаружено, что на месте современного города Тараза некогда, а именно в эпоху Средневековья, существовал один из крупнейших средневековых городов Казахстана. Византийские источники фиксируют первое упоминание о нем в конце VI в. Но поселение на этом месте существовало уже в I веке н.э. Тараз, расположенный на караванном пути, был укрепленным торговым городом. Наиболее активно город развивался в период в XI–XII века. Город обладал высокой степенью благоустройства: в нем были мощеные улицы, обустроена система водоснабжения, возведены бани.

Бани средневекового времени играли важную роль в жизни людей. В банях не только мылись, но и просто отдыхали, вели деловые переговоры, играли в шахматы и нарды. На Востоке популярность бань была очень велика. Бани считались общественными центрами.

В монгольский период развивалось мемориальное зодчество. Изменилась композиция, архитектурные формы. Вызывают особый интерес дошедшие до нас мавзолеи и мазары. Широкую известность приобрели мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к ХIII веку. Их высокое строительное искусство и декоративное убранство вызывают восхищение.

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО

Казахстан проделал огромную работу по восстановлению и изучению своей культуры. В результате исследовательской и археологической работы было обнаружено три наиболее значительных культурно-исторических объекта, которых были включены в состав списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них – Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясcави. Проникновение на территорию Казахстана мусульманской религии было ознаменовано строительством мечетей, медресе и мектебов. По всей территории Казахстана ислам распространился к XIII–XIV векам. Образцом поминальной мечети являются мечети-мавзолеи Ходжа Ахмеда Яссави (XIV в.) в городе Туркестане, Баба-Ата (середина XIX в.) в одноименной местности и Арыстан-Баба, находящийся около развалин древнего городища Отрара. Последний памятник, неоднократно подвергавшийся разрушению, в ныне существующем виде был построен заново в начале XX века.

Презентация на тему: " Культурное наследие Казахстана. Подготовила : Студентка 1 курса Аманбаева Акбота." — Транскрипт:

1 Культурное наследие Казахстана. Подготовила : Студентка 1 курса Аманбаева Акбота

2 Страна, где мы с тобой живём

3 Культурное наследие Казахстана.

4 Одним из важнейших направлений в сфере культуры Республики Казахстан являются вопросы сохранения историко-культурного наследия. Памятники являются связующей нитью, соединяющей поколения, через сохранение и приумножение традиций и ценностей самобытной культуры.

5 Памятники, как одна из важнейших составляющих культурного наследия, выполняют важные социальные функции, служат целям развития науки, образования и культуры, формирования чувства патриотизма, идейно-нравственного и эстетического воспитания.

6 Казахский народ имеет многовековую историю, является обладателем культурных ценностей, вошедших в сокровищницу мировой цивилизации. Многочисленные археологические находки подтверждают высокий уровень развития цивилизации оседло-земледельческой и кочевой культур древних племён, населявших территорию Казахстана.

7 Культурное наследие Казахстана вобрало в себя всё многообразие культурных ценностей народов, проживавших на её территории. Это свыше 25 тысяч недвижимых памятников истории, археологии, архитектуры и монументального искусства, более 2 млн. 56 тысяч единиц культурных ценностей, находящихся в экспозициях и фондах 89 государственных музеев системы культуры, 66 млн. 840 тысяч томов книг, редких рукописей и изданий, хранящихся в 3495 государственных библиотеках системы культуры.

8 По инициативе Республики Казахстан Центром Всемирного Наследия в Список памятников Всемирного Наследия были включены два объекта мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави и комплекс петроглифов Тамгалы в Алматинской области.

9 Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави

11 Культурное наследие охватывает большую часть жизнедеятельности человечества музыку, живопись, архитектуру, фольклор, литературу, философию. Но главной культурообразующей ценностью является историческая память и язык. Это основы духовного существования народа. Лишите человека памяти и языка, вы погасите целый мир, вселенную, сосредоточенную в одном человеке. Исторический путь, пройденный народом, откладывается в его социальной памяти и формирует традиционные установки его культуры. Любая культура есть проявление силы памяти, противоборствующей мощи всепоглощающего времени. Но восстановление этой памяти невозможно без новых методологий и ценностей современной цивилизации.

12 Восстанавливая исторические памятники, осваивая духовное наследие ушедших поколений, возрождая и соблюдая древние традиции мы сможем сохранить культуру своей страны, передать её своим детям. Прежде всего мы сами, граждане своей страны, должны осознавать великую ценность культуры нашей Родины. Научиться ценить и беречь, то что нам досталось от предков. Знать, любить и уважать историю своей страны. Быть настоящими патриотами своего государства. И самое главное всему этому мы должны научить своих детей! Если мы сами будем ценить и обогащать то, что имеем, то тогда и другим будет интересно увидеть наше бесценное сокровище.

13 2011 год был объявлен в СНГ годом культурного наследия стран Содружества Культура идёт из прошлого, подпитывается настоящим, даёт энергию созидания для будущего. Имангали Тасмагамбетов.

"В вашей семье и под вашим руководством

растет будущий гражданин.

Все, что совершается в стране,

через вашу душу и вашу мысль

должно приходить к детям".

Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новой образовательной политикой суверенной Республики Казахстан, направленной на возрождение духовной, культурно-созидающей роли системы образования в обществе, что отражено в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Родина, отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать, и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это есть естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку и взрослому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду.

Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память.

Темы для создания семейного альбома.

1. Мой дом (интерьер дома).

2. Кто живет в нашем доме (состав семьи).

3. Имя – великое сокровище (знание своего имени и имен своих родственников).

4. За семейным столом (старинные традиции застолья – способ укрепления семьи).

5. У колыбельки (колыбельные песни; нежные взаимоотношения матери и ребенка: любовь как основа семьи).

6. Готовим наряды к празднику (украшение помещения, изготовление костюмов).

Но в процессе этой работы сталкиваемся с определенными трудностями: в молодых семьях вопросы нравственного воспитания и духовности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому, мы считаем, необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Мы надеемся, что партнерские отношения между педагогами и родителями помогут, нашим детям вырасти настоящими патриотами своей мирной, процветающей, быстро растущей страны, известной и уважаемой во всем мире.

1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения 2012г.

Тирская И. А., Дрыгина Т. Л., Калашникова Т. М.


Ход мероприятия:

Вступительное слово воспитателя:

Добрый день ребята, мы с вами сегодня поговорим о наследие предков. И так, что же такое наследие? Каждый ребенок наследует от отца определенное материальное состояние, усваивает свои семейные и личные традиции, и он обязан их продолжать. А целое поколение передает следующему поколению свой язык, культуру, обычаи и традиции, природу, земные богатства – это и есть наследие, которое никогда не устареет и не исчезнет. Как говориться, без прошлого нет настоящего и, тем более, будущего. И реальный интернационализм, который мы отстаиваем, питается национальной гордостью, соками малой родины, запахами родных просторов и, наконец, памятью детства с его легендами, сказаниями, песнями, играми. Поэтому мы будем стараться, чтобы каждый из нас осознал своеобразие культурного наследия казахского народа, положившего в свою основу принципы нравственности и патриотизма.

А сейчас я вам предлагаю принять участие в конкурсе на знание своей Родины.

1. Крупный промышленный центр. (Караганда)
2. Исчезающее море на юго-западе Казахстана. (Аральское)
3. Сорт яблок, которым славится Алматы. (Апорт)
4.Самое большое озеро Казахстана. (Балхаш)
5. Город, в районе которого был расположен военный полигон. (Семипалатинск)
6. Одна из крупных рек в Казахстане. (Иртыш)
7. Выдающийся казахский писатель, автор романа "Путь Абая". (М. Ауэзов)
8.Что добывают на западе Казахстана. (Нефть)

А сейчас ребята давайте поработаем по группам.

Работа в группах

Ребята делятся на три группы, и каждая группа составляет словосочетания из данных им букв. В итоге получается:

Ребята перечисляют известные им обряды, которые относятся к их теме.

Инсценировка обрядов (каждой группе предлагается показать по одному обряду):

Шілдехана – традиционный той в честь новорожденного. На этот праздник, как правило, собирается молодежь. Гости поздравляют родителей малыша. Все веселятся до утра, устраивают различные состязания.

Бесікке салу. Через несколько дней, после рождения ребенка родители устраивают праздник укладывания новорожденного в колыбель. Родственники со стороны матери ребенка или многодетная мать дарят родителям деревянную колыбель. Это символизирует желание видеть многодетной семью сегодняшнего малыша. Ритуал укладывания ребенка в колыбель поручается женщине подарившей колыбель. Помахивая зажженной веткой, женщина изгоняет злых духов и, очищает от запахов колыбель. После этого она стелет маленькие подушки и одеяла. Укладывает ребенка в колыбель и пеленает его. Гости пришедшие на праздник бросают шашу: сладости, деньги, кольца и при этом произносят добрые пожелания.

Қырқынан шығару. Когда ребенку исполняется 40 дней, то проводиться своеобразный ритуал. Считается, что через 40 дней начинается новый период в жизни ребенка. Старшая из женщин купает ребенка, поливая на него 40 ложек воды.

А сейчас ребята я вам предлагаю принять участие в блиц-турнире, показать свои знания.

Денежное и прочее пожертвование. (Садақа)

Сладости, которые бросаются на виновников торжества. (шашу).

Традиционное новогоднее угощение. ( Наурыз коже).

Песня, с которой начинается праздник. (Тойбастар).

Оповещение радостной вести. (Суинши).

Остатки конфет, баурсаков с праздничного дастархана для детей и внуков. (Сарқыт).

Подарок, который полагается давать за увиденных впервые людей или животных. (Көремдік).

Подарок ребенку дочери (Жиенқүйрық).

Ценное духовное пожелание. (Бата).

Обычай дарить небольшие подарки за впервые увиденную вещь или обновку. (Байғазы)

Гостинцы, которые привозит своим близким и знакомым человек, вернувшийся из дальней поездки. (Базарлық)

Что должна уплатить сторона жениха после официальной части сватовства. (Калым)

Подведение итогов.




-75%

Читайте также: