Можно ли научить добродетели сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Одной из самых драгоценных щедрот является воля. Никакие сокровища — ни земные, ни морские — не могут сравниться с ней. Крупнейшим из всех несчастий является неволя, поэтому ради свободы можно и нужно рисковать жизнью. Любовь — это мощная сила, которая пленяет душу человека. Она вроде смерти: ни с кем не считается и ни в чем меры не знает. Любовь живет и в роскошных королевских дворцах, и в убогих хижинах.

Я согласен с выводом автора, что самое главное — это познать себя. Очень легко найти недостатки в другом человеке, критиковать и осуждать. А понять, какой ты на самом деле, без переоценок и недооценок, — очень трудно. Мне кажется, надо всегда учитывать отношение других к тебе. Если через нас страдают родители, родные, учителя, мы тоже должны быть недовольными собой. Всегда нужно искать причину в себе, а не обвинять других.

Самое главное для человека — свобода. И действительно, ни богатство, ни слава не заменят ее. Самое страшное — это чувствовать путы на своих руках, не иметь возможности поступать по собственному желанию. Веками сердца людей волнует проблема: что есть красота духовная и телесная? Я ценю в человеке, прежде всего, душа.

Ведь холодная самовлюбленный красавица — это лишь бездушная кукла, которая может вызывать отвращение. А человек, пусть и некрасивая, но духовно богатый, честный, добрый, справедливый, воспитанная и сострадательная привлекает к себе и пробуждает чувство большого и страстной любви. Я считаю, что Мигель Сервантес выразил истины, близкие не только мне, но и всем моим современникам.

Моральные добродетели — это результат работы над собой. Только преодолевая в себе склонность к злу и лелея добро, человек может стать совершенным, гармоничной личностью, которой, собственно, и создал ее Бог. Человек рожден для добра. Она должна быть милосердной. Именно в наше время равнодушия и жестокости милосердия, я убеждена, приобретает особый вес.

Это не только благотворительность, но и жалость к каждой муравьи или цветка, в любой живого существа. Надо иметь действительно любящее, доброе сердце, чтобы бескорыстно помогать другим. Ведь известно, что милостыня, которую мы подаем без сочувствия, а через славолюбие Богом не принимается.

Одним из чувств, облагораживает человека есть благодарность. Это — готовность ответить добром на добро. Я не всегда задумывалась над тем, почему плачет моя мама. К сожалению, порой это были слезы, вызванные моей безразличием, грубостью или даже жестокостью. Надо стараться никогда не допускать этого, и это будет элементарной человеческой благодарностью.

Важными моральными ценностями являются честность и скромность. Нечестный человек не может вызывать уважения, доверия. С ней невозможно иметь дело, ведь в любой момент можно ожидать обмана, подвоха. Говорят, скромность — первый признак ума. Человек, наделенный этим качеством, может лучше оценить себя и свои знания, он не кичится, не превозносится, не проявляет грубости или наглости. Конечно, всем нужна мера. Слишком скромный человек не может полностью реализоваться, испытывает дискомфорт, неуверенность.

Очень важной моральной ценностью я считаю достоинство — умение мудро держать себя в руках. Ведь благородство человеческой личности проявляется в том, насколько она может отличить, что достойно ее, а что — нет.

В жизни человек встречается с красотой и подлостью, радостью и горем, торжеством и страданием, любовью и ненавистью. Порой стоит определиться, как поступить, как выйти из того или иного положения. Поэтому, всегда нужно помнить, что человек создан по образу Божьему, и воспитывать в себе больше нравственных качеств.




Второй аргумент

Размышление о добродетели

Джотто. Аллегории добродетелей. Милосердие

Любой человек предпочитает, чтобы его окружали хорошие вещи. Если есть возможность, он всегда выберет хорошую обувь, хорошую одежду, хорошую квартиру. И если такое отношение к неодушевленным вещам, то тем более оно проявляется в отношениях с людьми. Действительно, каждый хочет, чтобы его окружали хорошие люди – порядочные, честные, верные, добрые. Но ведь если так мы относимся к тому, что нас окружает, то тем более это должно касаться и нас самих: мы должны хотеть и сами быть лучше.

Почему так происходит?

Есть две главные причины. Первая – неправильные отношения человека с Богом. Бог есть истинное благо и источник всякого блага, поэтому неудивительно, что тот, кто по своей жизни и делам не имеет с Ним общения, не может стать благим в совершенном смысле слова.

Вторая причина – неправильное понимание добра, его смысла, его цели. Непонимание того, что есть настоящее добро и чем оно отличается от ложного добра, которое только кажется добром, но не является им на самом деле.

А приближение человека к Богу происходит как раз благодаря укоренению в добродетели, сопровождаемому отказом от греха.

Что такое добродетель? В отличие от единичного доброго поступка, который бывает в жизни каждого человека, даже злодея, добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. Именно приобретение таких навыков и делает человека в настоящем смысле слова хорошим, добрым, ибо добрые навыки помогают избавляться от дурных навыков, то есть греховных страстей, поработивших каждого человека, не просвещенного Христом.

Самая большая сложность в делании добра – определение четких ориентиров и понятий. Для очень многих людей серьезным препятствием на этом пути стало непонимание, что есть подлинное добро и почему оно считается таковым, как можно отличить его от зла, каких видов оно бывает, ради чего совершается и к чему приводит. Любой по собственному опыту знает, что, хотя в некоторых ситуациях несложно понять, какой поступок здесь будет правильным и хорошим, но такая ясность имеется далеко не всегда.

В этом изречении святой отец сразу дает понять, что истинное добро всегда связано с Богом. Бог абсолютно добр, и Он – подлинный источник добра. Поэтому добром в настоящем смысле является сознательное исполнение Его святой воли, которая для людей выражена в заповедях Божиих.

Каждый человек, как создание Божие, чувствует в себе голос совести, который помогает ему в общих чертах отличать добро от зла, даже если это человек неверующий. Поэтому и у людей, не знающих Бога, есть некоторое стремление к добру, чувство добра и добрые поступки.

Итак, нравственное значение дела зависит от того, с каким намерением его совершает человек и ради чего или ради кого.

Вот помогать больным – дело хорошее. Но представим человека, который помогает больным, однако использует это как средство для личной наживы – просит у других людей денег для больных, самим больным передает крохи, а большую часть забирает себе. Делает ли этот человек добро? Нет, он просто деньги зарабатывает.

Или представим другого человека, также помогающего больным. Он не получает за это никаких денег, однако заботится о том, чтобы его благотворительность была известна как можно большему количеству людей через газеты и телевидение. Делает ли этот человек добро? Нет, он просто использует это как средство для получения себе хорошей репутации, людской славы, уважения.

Вернемся к примеру с помощью больным. Представим человека, который делает это, не получая ни денег, ни славы и не рассчитывая завоевать расположение каких-либо людей. Но он делает это ради себя, чтобы почувствовать себя удовлетворенным, чтобы хвалить себя и гордиться собой, превозносясь над теми, кто не столь щедр, как он. Разве нельзя сказать, что и он таким образом получает свою выгоду, корысть, которая губит значение его доброго дела?

В полном смысле слова добро является таковым, когда совершается добровольно и свободно от любой эгоистической мотивации. А такую свободу дает добро, совершаемое не ради себя, а ради Бога.

Если такую радость чувствует человек, совершающий добро ради самого добра, то неудивительно, что еще большую радость испытывает тот, кто делает добро ради Источника всякого добра – Бога.

Многие беды современного человека вытекают из того, что он не делает добро, а если и делает, то изредка, по случаю, кое-как. Для него доброделание является скорее исключением, а не правилом. От этого повсеместное оскудение любви, которое мы все видим. Родители забрасывают детей, дети забывают престарелых родителей, супруги разрушают браки – и все из-за того, что любовь, которая была когда-то, уходит, теряется, исчезает.

Мы получаем отпущение грехов в таинстве исповеди, но всякий может убедиться, что нередко после исповеди человек впадает в тот же грех. Почему так? Потому что грех стал уже привычкой, дурным навыком. И полное очищение жизни от этого навыка происходит, когда мы с помощью Божией выкорчевываем дурной навык противоположной ему добродетелью.

Каждая добродетель постигается на практике. Пока человек не начнет трудиться делом в приобретении добродетелей, он будет иметь о них лишь поверхностное и самое неполное представление. Здесь разница примерно такая же, как между тем, чтобы почитать туристический буклет о далекой стране, и тем, чтобы самому съездить в эту страну.

Но при этом нужно опасаться, чтобы не впасть в другую крайность, считая, что не важно, как верить, главное, что человек делал хорошие дела. Поскольку добро непосредственно связано с Богом, то невозможно действительно совершенствоваться в добродетели, имея искаженные или ложные представления об источнике добра – Боге.

Хочется привести замечательные слова отца Иоанна (Крестьянкина): «Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле – очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах.

Обычно человек думает, что Творец требует от него очень больших дел, самого крайнего самоотвержения, всецелого уничтожения его личности. Человек так пугается этими мыслями, что начинает страшиться в чем-либо приблизиться к Богу, прячется от Бога, как согрешивший Адам, и даже не вникает в слово Божие. “Все равно, – думает, – ничего не могу сделать для Бога и для души своей, буду уж лучше в сторонке от духовного мира, не буду думать о вечной жизни, о Боге, а буду жить как живется”.

У самого входа в религиозную область существует некий “гипноз больших дел”: “надо делать какое-то большое дело – или никакого”. И люди не делают никакого дела для Бога и для души своей. Удивительно: чем больше человек предан мелочам жизни, тем менее именно в мелочах хочет быть честным, чистым, верным Богу. А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царству Божию.

Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека. Совсем не обязательно вылить на требующий воды цветок море воды. Можно вылить полстакана, и это будет для жизни достаточно, чтобы уже иметь для жизни большое значение.

Совсем не надо человеку голодному или давно голодавшему съесть полпуда хлеба – достаточно съесть полфунта, и уже его организм воспрянет. Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. И хотелось бы остановить пристальное внимание всякого человека на совсем малых, очень легких для него и, однако, чрезвычайно нужных вещах…

Если бы люди были мудры, они бы все стремились на малое и совсем легкое для них дело, через которое они могли бы получить себе вечное сокровище. Чтобы всквасить бочку с тестом, совсем не надо ее смешивать с бочкой дрожжей. Достаточно положить совсем немного дрожжей – и вся бочка вскиснет. То же и доброе: самое малое может произвести огромное действие. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: “Большое добро не могу сделать – не буду заботиться и ни о каком добре”.

Поистине, малое добро более необходимо, насущно в мире, чем большое. Без большого люди живут, без малого не проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от недостатка именно малого добра. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах – кирпичиках – малого добра.

Итак, малое, самое легкое добро оставил на земле Творец творить человеку, взяв на Себя все великое. И тут через того, кто творит малое, Сам Господь творит великое.

Добро истинное всегда глубоко и чисто утешает того, кто соединяет с ним свою душу. Это единственная неэгоистическая радость – радость добра, радость Царства Божия. И в этой радости будет человек спасен от зла, будет жить у Бога вечно.

"Можно ли научить человека добродетели?" - был задан вопрос Сократу. "Добродетели? Никогда!" - ответил он.
Действительно, возможно ли научить подростка любви к ближнему, состраданию, стремлению делать добро на лекциях или школьных уроках по таким темам? Можно ли заставить его созидательно относиться к своей жизни и окружающему миру?
Великая сила проповеди, беседы заключается в способности вдохновить на такой подвиг. К сожалению, в жизни современных школьников практически отсутствуют возможности обсуждать со старшими вопросы смысла жизни, мироустройства, представлений о добре и зле. Взрослые обычно говорят ребятам, что эти вопросы бессмысленные, "детские", и что с возрастом надо переставать о них думать. Вот и появляется в умах юных людей миф о том, что быть взрослым - это значит не задумываться о "вечных вопросах". Неизбежно появляется бытийная пустота. Чем ее заполнит подросток?
Но вдохновение проповеди утонет в суете и опустошенности, если не будет подкреплено действием. Бог, любовь, вера, духовность - вопреки законам грамматики, по сути своей не имена существительные, это глаголы. Ключевое слово в развитии духовной природы человека - выражать, делать, творить добро. Опыт проживания высших состояний человека открывает доступ к собственной добродетели и обусловливает желание действовать, увеличивая количество добра в мире и в себе. Взрослые смогут создать условия, в которых дети получат такой опыт
Но если обратиться к реальности, можно увидеть множество уродливых форм "вколачивания" духовности, лишь отвращающих подростка. Всем известны обязательные, по приказу "сверху", участия в сборе посылок для пенсионеров или показательные лекции о Библии, на которые "загоняют" перспективой двойки по поведению. Почему подростки не хотят участвовать в таких мероприятиях? Возможно, им не хватает искренности взрослых, которые сами зевают от разговоров о нравственности.
Молодость характерна высокой жизненной энергией, которая, зачастую, не найдя себе мирного применения, обращается в вандализм (битые стекла электричек, вытоптанные клумбы и т. д.). Однако, наши наблюдения и опыт показывают, что при условии возможности применить свои силы в конкретном полезном деле, да еще и получить общественное признание за результат, молодые люди с удовольствием участвуют в предложенных мероприятиях.
. Социально-психологические исследования молодежи показывают, что церковь стоит в иерархии источников социальной поддержки в трудных ситуациях в первой тройке, вместе с членами семьи и друзьями. Интересно, что благополучные подростки обращаются в кризисных случаях к вере, церкви в 1%, а дети группы риска - социально уязвимые дети, получившие большой отрицательный опыт контактов с обществом - в 10%. Таким образом, теплый, доброжелательный дух храма может служить важной поддержкой наших подростков.

Размышление о том, как в современном мире воспитать в маленьких детях добро и научить их быть добрыми и чуткими к окружающим.

ВложениеРазмер
esse.docx 21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость.

“Слово “добро” мы слышим каждый день. Но, к сожалению, в наше время отнюдь не все ведут себя по отношению к другим милосердно. Многие даже забыли о том, что такое – совершать добрые поступки. Почему? Возможно, потому, что мы становимся жестче, думаем больше о себе, забывая о близких. Мало кто помнит, что доброта – это одно из лучших качеств человека, которое демонстрирует его великодушие, милосердие и богатый внутренний мир”. Но, прежде, рассмотрим, что такое добро?

Добрый ребёнок или не очень — зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости.

Первоочередная задача взрослых здесь — не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму. Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта — это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка. Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного,

дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.

Воспитывать доброту можно только добротой . Поэтому относиться к своим детям нужно с теплом и заботой, дарить им счастье и радость. Нужно приучать детей заботиться о близких, домашних животных, и о том, что окружает их,Учить помогать, слушать и понимать других. Быть внимательным к людям, которые нас окружают. Учить совершать хорошие поступки. И здесь важно, чтобы ребенку было в радость то, что он делает, поэтому не надо ругать его, если что- то не получается. Постепенно малыш привыкнет и это станет для него нормой. Нужно проявить терпение ведь за один день, доброте не научить .

Отличный способ воспитывать доброго ребенка – это совместный просмотр добры х мультфильмов и чтение сказок с последующим их обсуждением. Необходимо воспитывать в ребенке умение делать добро каждый день . Становясь добрее , ребенок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость. Сочувствие и сострадание возможны только тогда, когда ребёнок научится определять свои чувства, эмоции и переживания. Тогда он научиться их видеть и в других. Научить этому других. Посейте в малыше любовь, так вы сможете вырастить хорошего человека. Свое эссе я хотела бы закончить притчей древнегреческого мудреца Эзопа.

Притча древнегреческого мудреца Эзопа.

В этом высказывании известный британский писатель и искусствовед размышляет о теме бескорыстного отношения человека к совершаемым им добрым делам. Джон Рёскин хочет донести до нашего сознания, что истинно хорошие поступки совершаются нами не ради получения какого-либо вознаграждения. Их мы делаем совершенно искренне, от души, не ожидая ничего взамен.

Я полностью разделяю эту точку зрения Джона Рёскина. В самом деле, добродетель существует на этом свете не для того, чтобы менять её на получение какой-либо услуги либо материальной выгоды. Ведь в этих случаях добродетель автоматически превращается в корыстное действие.

Джон Рёскин

Рассмотрим теоретические аспекты данного изречения литератора. Добродетель – это философский и религиозный термин, который означает положительные нравственные стороны характера человека, определяемые его волей и поступками. Это деятельное добро, делание добра другим; готовность и способность личности сознательно приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. Стремление получить награду за свои поступки – это уже корысть, которая не сочетается с добродетелью.

Как пример из реальной жизни, можно вспомнить о людях, которые на протяжении многих лет оказывают бытовую помощь одиноким пожилым людям – на условиях того, что после смерти подопечных они станут владельцами их квартир. Это хорошие поступки, но их всё же нельзя назвать благородными или добродетельными. Ведь они преследуют корыстные цели, то есть, являются просто коммерческой сделкой с целью извлечения прибыли.

Подводя итог всему вышесказанному, я хотел бы сделать следующий вывод. Если хорошие поступки совершаются не для того, чтобы получить какую-либо выгоду, то их смело можно назвать добродетельными. Такие действия совершаются просто по доброте душевной; исходя из того, что любые материальные ценности – это вещи приходящие и уходящие, а добро и любовь – вечные.

Читайте также: