Сочинение на тему коллективная работа

Обновлено: 02.07.2024

В овладении культурой устной и письменной речи в процессе обучения учащихся хороши все жанры, кроме скучного. Каждый из них по-своему способствует будущей активной производственной и научной деятельности человека, пробуждает интерес к сокровищам русской и мировой культуры. Но особое значение на уроках русского языка я придаю коллективному сочинению в стихах. Этот жанр помогает сплотить класс, добиться от него слаженной и целенаправленной работы. Коллектив учащихся становится в творческом процессе единым организмом, решающим общие задачи. Поистине получается: один за всех, и все - за одного. При этом зримо присутствует элемент индивидуального соперничества, так как при подведении итога урока я непременно отмечаю тех учеников, которые внесли наибольший вклад в общее дело. Немаловажно и то обстоятельство, что учащиеся на практике чувствуют, на сколько выразительной, эмоциональной должна быть их речь и на сколько зависит это от лексического разнообразия, богатства грамматического строя, пестроты интонационных оттенков. Класс погружается в живую творческую атмосферу. И, конечно же, это происходит не вдруг. Необходимы предварительная кропотливая работа по систематизации школьной терминологии в области стихосложения, глубокое осознание того, что стоит за каждым термином. Потом можно уверенно ставить творческую задачу: слушатели поймут.

В восьмом классе в первой учебной четверти я предложил написать на одном из уроков коллективное сочинение на тему "Осень". Предложил использовать для этой цели хорей, т.е. двусложную стопу с ударением на первом слоге, и парную рифму, напомнил учащимся, что слово "хорей" в буквальном переводе с греческого означает "плясовой". В силлаботонике этот размер нередко передает легкий, бездумный характер героя, хотя прямой связи между чередованием ударных и безударных слогов и содержанием стихотворения нет. Каждый ученик предлагает свой вариант строки, а мое дело - выбрать наиболее подходящий, отвечающий семантике произведения и в максимальной степени соответствующий его ритму. В итоге получилось:

Золотая осень к нам пришла сейчас,
Листья облетают каждый хмурый час.
Дождик каплет споро: тучи в небесах;
Потемнели воды в реках и прудах.
Травы неживые, сонные торчат,
На цветок последний пчелы не летят.
А в лесу холодный, мрачный неуют,
Здесь грибы от сырости больше не растут.
Хвалю ребят за активную работу, обращаю их внимание на то, что в итоге получилась пейзажная миниатюра со всеми приметами этого жанра: лаконизмом, законченностью и гармонией. К недостаткам можно отнести слишком примелькавшийся эпитет "золотая", которым чаще всего определяют начало осени (в стихотворении речь идет о второй половине ее), и выпадение последней строки из ритмического рисунка. Попутно повторяется правило о правописании "не" с глаголами (не летят, не растут).

Надо сказать, что на следующем уроке развития речи, посвященном коллективному творчеству, восьмиклассники учли указанные недостатки. Урок состоялся в начале декабря, и тема стихотворения была обусловлена сезоном. Учащиеся продемонстрировали свое умение пользоваться амфибрахием, означающим трехсложную стопу с ударением на втором слоге. Напомнил ребятам, что амфибрахий в переводе с греческого означает "кругом краткий", иначе говоря: вокруг долгого среднего слога в стопе находятся краткие. Амфибрахий как стихотворный размер по-настоящему расцвел лишь в творчестве русских поэтов XX в., начиная с К. Бальмонта и А. Блока. Но и восьмиклассники дружными совместными усилиями смогли сочинить неплохую миниатюру:

Зима наступила,
Бело все кругом.
Поля опустели,
Леса побелели
Под светлым ковром.
И речку сковало
Прозрачным ледком,
И тихая ива
Заснула красиво,
Укрывшись снежком.
Обращаю внимание ребят на то, что у них получилось стихотворение из двух строф, каждая из которых состоит из пяти строк - это пятистишие называется квинтетом, а в испанской лирической поэзии такую строфу называли квинтиллой. Можно повторить заодно деепричастный оборот и его синтаксическую роль в тексте. При подведении итога урока непременно учитываю творческий вклад каждого восьмиклассника.

Интересное стихотворение на ту же тему написали учащиеся VII класса. Я их попросил использовать хорей как один из наиболее популярных размеров в нашей поэзии и мужские рифмы чередо-
вать с женскими. Как обычно, один ученик записывал строки на доске - если они по общему мнению класса хороши и одобрены мной. Плохие строки совместными усилиями учащиеся доводили до нужной кондиции. Преимущество такого метода работы в том, что неудачный стих, написанный мелом, легко стереть с доски и заменить другим. В результате кропотливого труда семиклассников получилось следующее:

Зимушка-зима

С неба сыплется снежок,
Закадычный мой дружок,
Потому что он хрустящий,
Белый-белый и блестящий,
Самый лучший сын зимы,
Заметает все холмы.
Ветер выпущен из клетки,
Он пригонит к нам метель,
Обломает иве ветки
И накроет шубой ель.
Я качусь на санках с горки,
Не боюсь я ничего.
Я - внимательный и зоркий -
Возле дома своего.
Стихотворение хорошо передает прелесть зимнего пейзажа, тяжесть и одновременно воздушную легкость снега, когда мчишься на салазках и вовсе не чувствуешь его. Недостатком является слияние звуков "м" в строке "Он пригонит к нам метель". И все-таки класс заслуживает похвалы за точно сделанный характер лирического героя, за безукоризненное соблюдение стихотворного размера. Ученики переписывают "Зимушку-зиму" в тетрадь и дома заучивают наизусть. Стихи, сочиненные коллективно, они учат с удовольствием, рассказывают выразительно, с искренним энтузиазмом.

В итоге семиклассники могут быть довольны своим творчеством. Оно развивает ритмическое чутье, музыкальность, расширяет лексический запас, помогает выработать подлинный эстетический вкус, учит чувствовать поэтический текст.

В каждом классе коллективное сочинение способствует разнообразию уроков развития речи, мобилизации творческих способностей учащихся. Не зря школьники с таким интересом относятся к коллективному творчеству. Оно позволяет даже слабому ученику поверить в свои силы. Ведь неизбежно в стихотворении оказывается и частица его труда. Интеллектуальные способности каждого выше в коллективе, чем вне его. В стихотворении "Наш класс", написанном семиклассниками, есть далеко не случайные строки:

Ученик один за всех
Борется отважно,
Друга выручить не грех -
Это очень важно.
Воспитание чуткости, доброты и взаимовыручки - еще одна положительная сторона совместного творчества учеников. Стремление помогать друг другу не может появиться у школьника как с куста: оно формируется исподволь повседневными усилиями педагогов и семьи. Коллективное творчество на уроках русского языка активизирует этот процесс, конкретно показывает, как взаимопомощь может пригодиться в нынешней нелегкой жизни. Оно максимально способствует также приобщению учащихся к русской поэзии, имеющей многовековую традицию, остающейся вопреки всему подлинной школой мысли и чувства.
г. Москва

Коллективная деятельность учащихся рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к творческой деятельности.

Роль организатора в организации совместно - индивидуальной работы принадлежит учителю. Достоинством совместно - индивидуальной формы организации деятельности на уроке является то, что она позволяет вовлечь в работу весь класс, проследить вклад каждого участника в коллективный результат и оценить работу.

Совместно-последовательная деятельность как форма организации коллективного творчества учащихся представляет собой работу по принципу конвейера (эстафеты, т. е. когда результат действия одного ученика становится предметом деятельности другого.

Большую роль в организации совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Необходимо продумать каждый этап работы. Каждый этап коллективной деятельности обусловлен выполнением одного или нескольких заданий. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудности и количеству времени.

Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на уроке. Учителю здесь отводится роль организатора, руководителя и одновременно участника коллективного творчества. Эта форма организации предполагает совместный характер действий всех участников на всех этапах работы. В данном случае продукт творчества есть результат коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия всех участников на протяжении всей работы. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на уроке требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников умение общаться в процессе восприятия и практической деятельности, умение сотрудничать и уважать чужую инициативу.

Процесс широкого сотрудничества учащихся на уроке организовать очень сложно, поэтому данная форма приемлема для уроков в старших классах. В рамках совместно - взаимодействующей деятельности возможно применение как совместно - индивидуальной, так и совместно-последовательной ее организации.

В младших классах наиболее распространена самая простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности учащихся – работа в паре, постепенно в групповую деятельность может быть вовлечено большее количество учащихся.

Сочетание индивидуальной и групповой работы учащихся, их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности, вносит разнообразия в методику ее организации. Кроме того, комбинирование форм совместной деятельности, возможность ее смены в ходе выполнения коллективного решения задач внесет разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогатит опыт коллективного творчества учащихся.

При выборе формы и методики организации совместной работы учащихся, не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности.

Для этого необходимо учитывать:

- возрастные особенности и уровень приобретенного опыта общения;

-посильность и доступность задания.

Чтобы коллективная деятельность была доступна каждому из его участников, необходимо:

- знать уровень готовности учащихся к выполнению работы;

- индивидуальные задания, из которых слагается совместная деятельность, давать с учетом возможностей учащихся;

- с учетом интересов учащихся распределять роли, которые, как правило, сопровождают коллективную деятельность;

- по возможности, работа должна быть связана с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом.

В методике преподавания интегрированных уроков коллективная деятельность определяется как прием обобщения знаний учащихся, полученных в течение цикла уроков, объединенных единой тематикой.

Все мы обладаем уникальным набором навыков и способностей. Учитывая эти способности, мы можем либо совершать необыкновенные вещи вокруг себя, либо этого не делать. Это полностью зависит от вас, хотите ли вы изменить свою жизнь, и что именно вы хотите в ней изменить. Многие люди ставят высокие цели в своей жизни и хотят, чтобы их запомнили, как провидцев. Они хотят изменить и спасти мир. Другие хотят, чтобы их запомнили просто как добрых людей, которые всегда готовы помочь и выслушать вас, если вы в этом нуждаетесь. Как вы думаете, кто из них лучше? Тот, кто изменяет мир, или тот, кто помогает отдельному человеку? Делайте то, что можете, с тем, что у вас есть Для того, чтобы вас запомнили, вы не должны совершать невероятные вещи, просто будьте рядом с людьми, которых вы можете спасти от бессмысленной жизни, и которым вы можете помочь начать вести ту жизнь, которой они должны были жить.

Боритесь за справедливость

В своей жизни вы часто будете видеть, что с кем-то поступили несправедливо. Это происходит как в профессиональном, так и в социальном плане. Многие люди, которые заслуживают признания, не получают его. Начав бороться и убедившись, что другие получают то, что они заслуживают, вы станете настоящим героем. Вы тем самым совершите долговременное воздействие на их жизнь и будете вознаграждены любовью и помощью в будущем, когда будете в этом нуждаться. Закон кармы говорит: что бы вы ни делали, обратно вы получите в три раза больше. В этом смысле помощь другим людям является эгоистичным делом, но все же это доброе дело, которое вы должны совершать без страха, с любовью и со знанием того, что когда-нибудь вы будете вознаграждены за это.

Как я могу помочь природе (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Говорить общие фразы о важности взаимодействия человека и природы, о том, что мы – это неотъемлемая частичка природной среды, о потребительском отношении к ней и даже о серьезных экологических проблемах – довольно легко. А вот что-то делать, пусть не во вселенских масштабах, но постоянно – довольно сложно.

Начнем с самого простого. Побыл на лоне природы – убери весь мусор за собой. Трудно? Нет. Но почему же тогда в лесу, на берегу речки или озера, на обочинах дорог – горы пластиковой посуды после пикников, консервные банки, выброшенные бутылки и так далее? Не стесняйся говорить взрослым о том, что, оставляя мусор, они вредят природе. Сам показывай пример бережного отношения к ней.

Всем известна Красная книга, вмещающая на своих страницах исчезающие виды флоры и фауны. На школьных уроках и внеклассных мероприятиях много говорится об охране растений и животных. Но опять-таки начни с себя. Не рви первые весенние цветы, как бы этого не хотелось. Ведь можно просто полюбоваться ими, вдохнуть их аромат и оставить расти дальше.

Почему же мы часто не задумываемся об этом?

А уж если поставишь своей целью посадить дерево, куст, цветы, то еще и, пусть на чуть-чуть, но увеличишь природный потенциал. Будет расти твое деревце на радость окружающим, а ты еще и гордость от этого испытаешь.

А еще задумайся о том, что надо экономить электроэнергию, газ, воду, ибо запасы их не бесконечны. Начни это делать прямо сейчас.

Перед вами реальные простые примеры, как каждый конкретный человек может помочь природе. А еще, мне кажется, что матушку-природу надо любить, искренне и нежно, как любим мы, к примеру, своих родителей.

Ведь когда любишь и уважаешь человека, то никогда не причинишь ему вреда. Так и с природой: нужно любить и ценить ее за гармонию, красоту и совершенство. Вместе с любовью приходит естественное желание помочь, не причинять боли и вреда.

А потом и более глубокое чувство единения с природой, истинное осознание себя ее неотъемлемой частицей.

Доводите дела до конца

Компромисс является врагом долгосрочным обязательствам. Если взяли на себя обязательство помогать кому-то, будучи наставником или отстаивая права других людей, не останавливайтесь на полпути. Доводите начатое дело до конца. Убедитесь, что произошли какие-то изменения, чтобы ваши обязательства не оказались пустыми словами. Разница между остановкой на полпути и законченным делом будет не такой большой в плане выполнения необходимой работы, но для того человека, которому вы помогаете, она будет очень заметна.

Сочинение на тему:

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сочинение на тему:

Сочинение ученицы 8 класса

МОУ-ООШ с. Ястребовка

Природа — колыбель человеческой жизни, наша родная стихия. Никто не сможет жить без воды, земли, воздуха, пищи.

Когда подумаешь о неотъемлемой красоте заката или восхода солнца, о весеннем звонком журчанье ручья, о аромате молодых клейких листочков, о красках осеннего леса,— станет ясно, что нам нужно что-то еще, кроме ежедневных потребностей – дышать, пить и есть. Нам нужна красота природы, её сила и поддержка.

Почему в наше время больших открытий и достижений проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы вовремя не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда произойдет на Земле? Земля погибнет. И в этом будет полная вина человечества.

Как же я могу помочь природе, защитить её. Это сначала кажется все легко и просто. Нет, это очень трудоемкая работа, которая требует не пять и даже не 10 лет, она требует всю жизнь. Чтобы помогать природе, нужны знания и умения. Получить их можно из книг, опыта других людей, собственных наблюдений. Окружающая нас природа полна интереснейших фактов, глубочайших тайн и любопытнейших загадок.

В настоящее время я могу лишь немногое. Например, подкармливать и даже спасать животных, попавших в беду; бороться с мусором – ведь это огромная проблема 21 века; так же я могу изготавливать кормушки и домики для птиц; оказывать помощь больным деревьям и кустарникам.

На месте старых, погибших растений я могу посадить новые и в дальнейшем за ними ухаживать. Если вдруг на деревьях я увижу ранки, то обязательно замажу их воском, глиной или пластилином. Иногда бывают случаи, когда дует сильный ветер, и деревья ломаются.

Если такое произойдет, то я уберу поваленные деревья, которые уже нельзя спасти, а у остальных осторожно удалю сломанные ветви, кое-где замажу ранки и поставлю подпорки.

Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры. Чтобы сохранить хоть частичку природных богатств все людям необходимо соблюдать следующие правила:

Мыть овощи и фрукты в большой кастрюле с водой, а посуду в раковине. Ведь,если не мыть под открытым краном, можно за один раз сохранить около 45-60 литров воды.

Поливать цветы и деревья утром и вечером, т. к. в это время испарение гораздо меньше, чем днем.

Закрывать воду, когда чистишь зубы. Оказывается,это экономит за раз порядка 10 литров воды.

Отдавать прочитанные журналы и книги знакомым или в библиотеку.

Не выбрасывать игрушки, одежду и другие вещи. Есть люди, которым эти вещи еще пригодятся.

Если каждый из нас будет придерживаться этих правил, природа нам будет благодарна.

В будущем я хочу стать – ветеринарным врачом. Я мечтаю открыть свою клинику, а впоследствии – приют для бездомных, больных животных. Я их буду лечить.

Также я хочу создать свой сайт, куда буду размещать информацию об этих животных. Я уверена, что найдутся люди, которые захотят взять себе домашнего питомца.

Я буду отслеживать дальнейшую жизнь моих подопечных, у которых наверняка будут хорошие хозяева. Это будет тоже своеобразный вклад в защиту природы.

Берегите природу, защищайте её! Ведь любая помощь природе приносит радость, удовлетворение, счастье.

Сочинение на тему берегите природу

, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.

Берегите природу – сочинение за 6 класс

Я очень люблю отдыхать на природе. Ходить в лес, плавать в речке. Но в последнее время мы так загрязнили моря и реки, леса и степи, что становится страшно за будущие поколения. В данное время много говорят об охране природы.

В школах ввели предмет экологию. На этих уроках обсуждают ситуацию в окружающем мире, о том, как легко нарушить баланс в природе, а вот восстановить нарушенное очень сложно.

Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут.

Люди в погоне за престижностью и деньгами истребили многочисленных видов животных, некоторые виды которых уже невозможно восстановить, или же остались единицы у некоторых ценителей природы.

Хищник, преследуя животное, хочет одного — наесться. Он не убьет больше, чем ему нужно. И в этом есть гармония, равновесие. Человек же уничтожает все, что видит, ему нужно все больше и больше.

И в результате он истребит все живое.

Я считаю что, если каждый человек будет соблюдать чистоту в своем дворе, в лесу, где гуляет, на предприятии, на котором работает, вокруг всё изменится! Я надеюсь, что люди одумаются, перестанут разрушать землю, на которой живут и поймут, что наша планета существует не для одноразового использования.

Мне страшно представить, что безмятежному счастью общения человека с природой угрожает опасность. Еще страшнее от мысли, что человек сам часто становится угрозой природе. Ведь большой урон начинается с малого.

Природа – это краса нашей Земли. Она дает нам пищу, кислород, а леса – древесину. Природу нужно беречь, а мы наоборот уничтожаем ее.

Во-первых, люди за год срубают более двух миллионов деревьев, а, чтобы выросло одно дерево, нужно ждать от двадцати до пятидесяти лет.

Во-вторых, нередко мы разводим костры. Из-за этого часто случаются пожары. Погибают миллионы растений. В-третьих, во время пожара животным приходится уходить. Потом люди вкладывают миллионы денег в фонды по защите лесов и восстановлению флоры и фауны.

В-четвертых, за последние десятилетия в ходе освоения месторождений нефти и газа безвозвратно истреблялись леса, животные.

Мы – хозяева нашей природы, а она – кладовая солнца со всеми ее сокровищами. И мы обязаны ее сохранить. Ведь, разрушая одно звено, мы разрушаем целую цепочку. Так давайте же не будем разводить костры в лесах, не будем убивать животных, ломать ветки деревьев и загрязнять реки и озера!

Коллективное сочинение как школьный жанр

В овладении культурой устной и письменной речи в процессе обучения учащихся хороши все жанры, кроме скучного. Каждый из них по-своему способствует будущей активной производственной и научной деятельности человека, пробуждает интерес к сокровищам русской и мировой культуры. Но особое значение на уроках русского языка я придаю коллективному сочинению в стихах. Этот жанр помогает сплотить класс, добиться от него слаженной и целенаправленной работы. Коллектив учащихся становится в творческом процессе единым организмом, решающим общие задачи. Поистине получается: один за всех, и все - за одного. При этом зримо присутствует элемент индивидуального соперничества, так как при подведении итога урока я непременно отмечаю тех учеников, которые внесли наибольший вклад в общее дело. Немаловажно и то обстоятельство, что учащиеся на практике чувствуют, на сколько выразительной, эмоциональной должна быть их речь и на сколько зависит это от лексического разнообразия, богатства грамматического строя, пестроты интонационных оттенков. Класс погружается в живую творческую атмосферу. И, конечно же, это происходит не вдруг. Необходимы предварительная кропотливая работа по систематизации школьной терминологии в области стихосложения, глубокое осознание того, что стоит за каждым термином. Потом можно уверенно ставить творческую задачу: слушатели поймут.
В восьмом классе в первой учебной четверти я предложил написать на одном из уроков коллективное сочинение на тему "Осень". Предложил использовать для этой цели хорей, т.е. двусложную стопу с ударением на первом слоге, и парную рифму, напомнил учащимся, что слово "хорей" в буквальном переводе с греческого означает "плясовой". В силлаботонике этот размер нередко передает легкий, бездумный характер героя, хотя прямой связи между чередованием ударных и безударных слогов и содержанием стихотворения нет. Каждый ученик предлагает свой вариант строки, а мое дело - выбрать наиболее подходящий, отвечающий семантике произведения и в максимальной степени соответствующий его ритму. В итоге получилось:
Осень
Золотая осень к нам пришла сейчас,
Листья облетают каждый хмурый час.
Дождик каплет споро: тучи в небесах;
Потемнели воды в реках и прудах.
Травы неживые, сонные торчат,
На цветок последний пчелы не летят.
А в лесу холодный, мрачный неуют,
Здесь грибы от сырости больше не растут.

Хвалю ребят за активную работу, обращаю их внимание на то, что в итоге получилась пейзажная миниатюра со всеми приметами этого жанра: лаконизмом, законченностью и гармонией. К недостаткам можно отнести слишком примелькавшийся эпитет "золотая", которым чаще всего определяют начало осени (в стихотворении речь идет о второй половине ее), и выпадение последней строки из ритмического рисунка. Попутно повторяется правило о правописании "не" с глаголами (не летят, не растут).
Надо сказать, что на следующем уроке развития речи, посвященном коллективному творчеству, восьмиклассники учли указанные недостатки. Урок состоялся в начале декабря, и тема стихотворения была обусловлена сезоном. Учащиеся продемонстрировали свое умение пользоваться амфибрахием, означающим трехсложную стопу с ударением на втором слоге. Напомнил ребятам, что амфибрахий в переводе с греческого означает "кругом краткий", иначе говоря: вокруг долгого среднего слога в стопе находятся краткие. Амфибрахий как стихотворный размер по-настоящему расцвел лишь в творчестве русских поэтов XX в., начиная с К. Бальмонта и А. Блока. Но и восьмиклассники дружными совместными усилиями смогли сочинить неплохую миниатюру:
Зима наступила,
Бело все кругом.
Поля опустели,
Леса побелели
Под светлым ковром.
И речку сковало
Прозрачным ледком,
И тихая ива
Заснула красиво,
Укрывшись снежком.

Обращаю внимание ребят на то, что у них получилось стихотворение из двух строф, каждая из которых состоит из пяти строк - это пятистишие называется квинтетом, а в испанской лирической поэзии такую строфу называли квинтиллой. Можно повторить заодно деепричастный оборот и его синтаксическую роль в тексте. При подведении итога урока непременно учитываю творческий вклад каждого восьмиклассника.
Интересное стихотворение на ту же тему написали учащиеся VII класса. Я их попросил использовать хорей как один из наиболее популярных размеров в нашей поэзии и мужские рифмы чередовать с женскими. Как обычно, один ученик записывал строки на доске - если они по общему мнению класса хороши и одобрены мной. Плохие строки совместными усилиями учащиеся доводили до нужной кондиции. Преимущество такого метода работы в том, что неудачный стих, написанный мелом, легко стереть с доски и заменить другим. В результате кропотливого труда семиклассников получилось следующее:
Зимушка-зима
С неба сыплется снежок,
Закадычный мой дружок,
Потому что он хрустящий,
Белый-белый и блестящий,
Самый лучший сын зимы,
Заметает все холмы.
Ветер выпущен из клетки,
Он пригонит к нам метель,
Обломает иве ветки
И накроет шубой ель.
Я качусь на санках с горки,
Не боюсь я ничего.
Я - внимательный и зоркий -
Возле дома своего.

Стихотворение хорошо передает прелесть зимнего пейзажа, тяжесть и одновременно воздушную легкость снега, когда мчишься на салазках и вовсе не чувствуешь его. Недостатком является слияние звуков "м" в строке "Он пригонит к нам метель". И все-таки класс заслуживает похвалы за точно сделанный характер лирического героя, за безукоризненное соблюдение стихотворного размера. Ученики переписывают "Зимушку-зиму" в тетрадь и дома заучивают наизусть. Стихи, сочиненные коллективно, они учат с удовольствием, рассказывают выразительно, с искренним энтузиазмом.
В итоге семиклассники могут быть довольны своим творчеством. Оно развивает ритмическое чутье, музыкальность, расширяет лексический запас, помогает выработать подлинный эстетический вкус, учит чувствовать поэтический текст.
В каждом классе коллективное сочинение способствует разнообразию уроков развития речи, мобилизации творческих способностей учащихся. Не зря школьники с таким интересом относятся к коллективному творчеству. Оно позволяет даже слабому ученику поверить в свои силы. Ведь неизбежно в стихотворении оказывается и частица его труда. Интеллектуальные способности каждого выше в коллективе, чем вне его. В стихотворении "Наш класс", написанном семиклассниками, есть далеко не случайные строки:
Ученик один за всех
Борется отважно,
Друга выручить не грех -
Это очень важно.

Воспитание чуткости, доброты и взаимовыручки - еще одна положительная сторона совместного творчества учеников. Стремление помогать друг другу не может появиться у школьника как с куста: оно формируется исподволь повседневными усилиями педагогов и семьи. Коллективное творчество на уроках русского языка активизирует этот процесс, конкретно показывает, как взаимопомощь может пригодиться в нынешней нелегкой жизни. Оно максимально способствует также приобщению учащихся к русской поэзии, имеющей многовековую традицию, остающейся вопреки всему подлинной школой мысли и чувства.
ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ГАВРИЛЕНКО
г. Москва

Читайте также: