Сочинение на тему каюм насыри

Обновлено: 02.07.2024

Насыйри ) — великий татарский учёный - этнограф, литератор и просветитель XIX века.

Родился 2 (14) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского у езда

Казанской губернии(ныне Зеленодольский район Татарстана). Отец и дед его были

довольно образованными людьми, несмотря на своё скромное социальное происхождение.

В одном из своих исторических тру дов он при водит свою родословную до се дьмого

Детство Каюма прошло в родной деревне. Первоначальное образование он пол у чил в

мектебе своего отца. В 1841 году 16 - летнего Каюма привезли в Казань и отдали в медресе

В медресе он изучал турецкий, арабский и персидский языки. В сове ршенстве усвоив

родной язык, он, тайно от других, изучал и русский. Благодаря своему у порств у и

прилежанию, а также природной любознательности К. Насыри вскоре после нача ла

«Каюм Насыри — первый из наших мусульман, которого европейское образование,

полученное им в Казанском университете, подняло в умственном отношении на такую

Каюм Насыри внёс большой вклад в развитие татарской публицистики и критики.

Изданные им календари, заметки, статьи на обще ственно - педагогические и литературно -

критические темы явились для своего времени значительным событием в идеологичес кой

жизни татарского народа. Особое значе ние в его деятельности имело регулярное издание

календарей — своего рода заменителя татарской периодической печати в ус ловиях

Теоретическая и литературно - критическая деятельность К. Насыри составила ярку ю

страницу в развитии татарской к у льтуры XIX века. Его труды, несмотря на некоторую

отрывочность и несистематичность су ждени й, явились последним, как бы

подготовительным шагом к возникновению и развитию татарской литерату рной кри тики в

начале XIX столетия — в годы становления критического реализма в татарской

Каюм Насыри — татарский учёный-этнограф, литератор и просветитель XIX века; биография, образование. Педагогическая и научная деятельность. Труды Каюма в области языкознания. Заслуги К. Насыри в развитии татарской литературы, математического образования.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.12.2015
Размер файла 24,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Каждый ученый-просветитель оставляет свой след в истории философии. Каюм Насыри - не исключение. В конце XIX века наметились прогрессивные идеи о необходимости формирования татарской национальной школы. Каюм Насыри внес бесценный вклад в создание светского образования своего народа, явился одним из первых новаторов реформистского течения.

Каюм Насыри. Жизнь и творчество

Габделькаюм Габденнасырович Насыров - Каюм Насыри - родился 2 (14) февраля 1825 гола в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской Губернии (ныне с. Малые Ширданы Зеленодольского района Республики Татарстан). Отец и дед его были образованными людьми.

Детские годы Каюма Насыри прошли в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 году Каюма Насыри привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он и учился до 1855 года.

В 1855 году Каюм Насыри получил предложение занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище. Таким образом, педагогическую деятельность Каюм Насыри начал в русском учебном заведении. В последующие годы он стал преподавать татарский язык в Казанской духовной семинарии.

Всю свою жизнь Каюм Насыри посвятил литературной и научной деятельности.

Каюм Насыри рисовал и чертил. Для своих календарей он начертил множество географических карт, например, карту восточного полушария в календаре за 1878 год, карту сел Казанской губернии в календаре за 1881 год и т.д. Почерк К. Насыри был изумительно красив. Все свои произведения он переписывал собственноручно, как первоклассный каллиграф. Каждое произведение он сшивал очень аккуратно.

Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени. Он очень любил музыку. Современники указывают, что он умел играть на нескольких инструментах, например, на кубызе и курае.

Он очень любил общаться с народом. Когда он приезжал в родную деревню, тотчас, не заходя еще в дом, останавливался у группы мальчишек, собравшихся по случаю его приезда, заставлял их петь, плясать и щедро наделял их за это подарками. Особенно любил он беседовать со стариками, собирая материалы по истории и фольклору.

Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени.

Богатейшее литературно-научное наследие Каюма Насыри перешло как бесценный дар к молодому поколению, обогащая его демократическими традициями, духовными ценностями великой русской культуры. Вышедшие в начале XX века на арену литературной деятельности татарские писатели начинают свою работу с изучения трудов Каюма Насыри. Поэты М. Гафури и Г. Тукай, основатель татарского театра Г. Камал в автобиографических очерках вспоминают, что они с самых юных лет с увлечением читали произведения Каюма Насыри.

Перечень трудов Каюма Насыри, вышедшие отдельными изданиями:

6. Календари. Издавались с 1871 по 1897 год. В течение 1886, 1887, 1895 гг. календарь не издавался. Всего 1228 страниц.

Кроме того, имеется очень богатый рукописный фонд К. Насыри, хранящийся в различных научных учреждениях Казани. Среди этих рукописей, составляющих около 90 папок или свертков, хранятся как основные рукописные экземпляры напечатанных произведений, так и нигде не изданные до сих пор 15названий оригинальных и 5 переводных произведений. Содержание этих последних показывает, что универсальный ученый и писатель касался самых разнообразных тем. еще не известных широким массам читателей;

Труды Каюма Насыри, изданные на русском языке

Научно-исследовательская и литературная деятельность Каюма Насыри

В каждой науке Каюм Насыри обращает внимание на практическую сторону, он объясняет, чему служит

Значительны заслуги К. Насыри в истории развития татарской художественной литературы. Он сам создавал художественные произведения, переводил на татарский язык художественные произведения других народов, вел большую работу как литературовед, собиратель фольклора, занимался литературной критикой.

С 1871 года К. Насыри начал издавать настольный ежегодный календарь, мечтал и об издании татарской ежедневной газеты. Но царское правительство не разрешило издание газеты. В календаре, выходившем систематически в течение 24 лет, наряду с чисто календарным, помещалось много научного и литературного материала. Поэтому Каюма Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.

Значительны заслуги К. Насыри в истории развития татарской художественной литературы. Он сам создавал художественные произведения, переводил на татарский язык художественные произведения других народов, вел большую работу как литературовед, собиратель фольклора, занимался литературной критикой.

Каюм Насыри ставил задачу создания и распространения художественных произведений, написанных на доступном широким народным массам языке. Он кропотливо отбирал лучшие повести, рассказы, изданные на турецком, арабском, персидском языках, и переводил их на татарский. насыри ученый литератор просветитель

До последних дней своей жизни Каюм Насыри не прекращал работы в области художественного творчества.

Каюм Насыри обратил особое внимание на собирание исторического материала в виде народных сказаний. Однако он не умаляет значения.

Изучая историю татарского народа, Каюм Насыри подходит и к вопросу о предках современных казанских татар. Он утверждает, что прадедами казанских татар являются булгары. Каюм Насыри весьма плодотворно работал и в области педагогики. Сохранилось много высказываний его об этой науке. Занимаясь, долгие годы педагогической деятельностью, он не остался просто учителем-практиком, а был педагогом-мыслителем. Каюм Насыри критикует педантизм в учебно-воспитательной работе и призывает к упорядочению ее.

Труды Каюма Насыри в свое время были опубликованы в печати и на русском языке. Будучи членом научного Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, он имел благоприятную возможность для распространения своих научных трудов. Ученые университета оказывали ему систематическую деловую помощь своими методическими указаниями, а также помогали опубликовывать труды. Его многогранная литературная деятельность, неустанная просветительская работа, направленная на удовлетворение культурных потребностей народа, изо дня в день привлекала все больше и больше читателей.

Вклад К. Насыри в математическое образование татарского народа

Университетское образование и многолетний педагогический опыт дали ему возможность, прекратив преподавательскую работу в семинарии в 1870 году, приступить к организации первой русско-татарской школы в Казани по обучению детей из татар русскому языку и математике.

По существу в этой начальной школе, где он проучительствовал до 1876 года, возникает практическая необходимость написания первого учебника по арифметике на родном татарском языке.

Следует отметить, что из многих терминов, введенных им в арифметику, прочно вошли в татарский литературный язык и поныне употребляются в школьных учреждениях (слова: сан, жыю, аеру, б?лю и т.д.).

Каюма Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.

Каюм Насыри оставил замечательное наследство в виде печатных научных трудов для нас - молодого поколения.

Список использованной литературы

1. Библиографический указатель трудов Каюма Насыри, вышедшие отдельными изданиями на татарском и русском языках. Составитель М.Х. Гайнуллин

2. Доклады учащихся школ г. Казани, присланные на I юношеские чтения им. Каюма Насыри

4. Материалы музея Каюма Насыри г. Казани

Подобные документы

Мировоззрение Галимжана Ибрагимова и значение его творчества в развитии татарской литературы. Художественные произведения, критические работы и статьи, публицистика, труды по истории и филологии, а также письма выдающегося писателя и революционера.

реферат [14,7 K], добавлен 22.03.2011

Краткие биографические сведения о жизни Б.Л. Пастернака - одного из крупнейших русских поэтов XX века. Образование Бориса Леонидовича, начало его творчества и первые публикации. Награждение Б.Л. Пастернака Нобелевской премией в области литературы.

презентация [353,5 K], добавлен 14.03.2011

Биография Корнея Ивановича Чуковского (1882–1969), его деятельность в области детской литературы. "Дневники" Чуковского как новое отражение русской мемуарной прозы. Описание театрализованного литературно-художественного быта Петербурга начала ХХ века.

контрольная работа [26,3 K], добавлен 31.01.2010

Роль переводной литературы в детском чтении. Биография и творчество Л. Кэрролла, преподавательская деятельность в Оксфорде, труды в сфере математики. Увлечение фотографией, дружба с Алисой Лиддел – прототипом главной героини его книги. Сведения о Милне.

реферат [559,4 K], добавлен 21.11.2013

Константин Бальмонт — поэт-символист, переводчик, эссеист, представитель русской поэзии Серебряного века. Биография; личная жизнь; литературный дебют и восхождение к славе; эволюция мировоззрения. Творчество в эмиграции; переводческая деятельность.

презентация [1,7 M], добавлен 20.02.2013

От фельетонов до романов. Идейно-художественный анализ романа "Учитель фехтования" и романа "Королева Марго". Романтизм в западно-европейских литературах 1 половины 19 века.

курсовая работа [31,7 K], добавлен 12.09.2002

Зинаида Николаевна Гиппиус - крупнейший представитель литературы "серебряного века". Изучение детских годов, образования и положения в обществе поэтессы. Описания семейной жизни. Отражение политических пристрастий на литературном творчестве З. Гиппиус.


Куратор проекта, руководитель рабочей группы – Б.Л. Хамидуллин. Редакционный совет: И.А.Гилязов (председатель), Л.М.Айнутдинова, М.З.Хабибуллин, Б.Л.Хамидуллин, Р.В.Шайдуллин, Ф.Г.Ялалов. Режиссер, продюсер – Р.И.Хабибуллин. Художник – Г.Р.Давлетьянова. Переводчики на татарский язык – Ф.Р.Бадрутдинова, И.Х.Халиуллин. Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ

Дед и отец К.Насыри были образованными людьми, являлись авторами ряда книг по филологии.

Биография

2 февраля 1825 г., деревня Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии, ныне село Малые Ширданы Зеленодольского района – 20 августа 1902 г., Казань.

Самостоятельно выучил русский язык.

В 1855–1871 гг. преподавал татарский язык в Казанском духовном училище, позднее – в Казанской духовной семинарии.

В 1871 г. по предложению инспектора татарской, башкирской и казахской школ Казанского учебного округа В.В.Радлова открыл в Казани научную русско-татарскую школу для татарских учащихся. Вследствие расхождения с В.В.Радловым по вопросам методики преподавания в 1876 г. оставил школу и занялся литературной и научной деятельностью.

Научная деятельность

Важное значение для просвещения татарского народа, по мнению К.Г.Насыри, имело знакомство и сближение с русской культурой.

В 1885 г. был избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

Внес значительный вклад в развитие различных отраслей гуманитарных наук, заложил основы современного татарского литературного языка.

Значительная часть научных исследований К.Насыри посвящены изучению истории татарского народа, России, всеобщей истории.

В его исследованиях по этнографии приводится большое количество народных примет, сказок, пословиц, песен, описаний свадебных, похоронных и других семейных обрядов, предметов материальной культуры татарского народа – жилища, одежды, пищи, сведения о народной медицине.

Наследие К.Насыри оказало огромное влияние на Г.Тукая, М.Гафури, Г.Камала и др.

Каюм Насыри. Молитва в бессонную ночь. 2009

Сочинения

Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства // Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. СПб., 1880. Том 5.

Краткая татарская грамматика, изложенная в примерах. Казань, 1960.

Книга о воспитании. Казань, 1992.

Әбугалисина. Казан, 1881.

Басылмаган әсәрләр. Казан, 1926.

Сайланма әсәрләр: 2 томда. Казан, 1974–1975.

Литература

Каюм Насыри. 1825–1945 (Материалы научных сессий, посвященных 120-летию со дня рождения). Казань, 1948.

Гайнуллин М.Х. Каюм Насыров и просветительское движение среди татар. Казань, 1955.

Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри: сборник научных докладов. Казань, 1976.

Каюм Насыйри мәҗмугасы: вафатына егерме ел тулу мөнәсәбәте белән чыга. Казан, 1922.

Войти через uID

--> -->Бүлек -->

--> -->Эзләү -->

--> -->Сораштыру -->

--> -->Сайт дуслары -->

--> -->Статистика -->

КАЮМ НАСЫЙРИ


Выдающиеся люди часто живут одиноко. Сказать: орёл парит один, вороны летают в стае — значит ничего не сказать. Жизнь Каюма Насыри и судьба его сочинений по сей день — загадочная драма. Когда же придёт время Насыри?

КАЮМ НАСЫЙРИ: ДОЛГИЙ ПУТЬ К ЛЮДЯМ

Каюм Насыри (Насыйри) (1825 — 1902) — учёный-просветитель, историк-этнограф, языковед, писатель. Образование получил в медресе "Касимия", был вольнослушателем Казанского университета, изучал русский язык. В 1855-1871 годах преподавал татарский язык в Казанском духовном училище и Казанской духовной семинарии. В 1871 году организовал в Казани свою школу. С 1879 года занимался творческой и научной деятельностью. Внёс вклад в развитие различных отраслей гуманитарных наук, заложил основы современного татарского литературного языка, его научной терминологии.
Труды:
по фонетике и грамматике — "Образец" (1895), лексикографии татарского языка (двуязычные словари, первый толковый словарь в 2-х томах, 1895-96);
автор научно-популярных произведений, первых татарских календарей;
много внимания уделял изучению истории края, татарского народа, его фольклора и этнографического наследия;
труды по литературе, педагогике, земледелию, ботанике, медицине, учебники по арифметике, геометрии, географии.
Татарский энциклопедический словарь. — Казань, 1999

В феврале этого года исполнилось 180 лет выдающемуся татарскому писателю и учёному Каюму Насыри. О нём понаписано немало, но по большей части это банальности, которые кочуют из журнала в журнал, из книги в книгу. При этом втуне остаётся значительная часть его художественного и научного наследия, до сих пор не введённого в научный оборот. Толком не изучена его биография и не составлен архив, не издано полное собрание его сочинений. В Татарстане юбилей прошёл едва замеченным.
Что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы достойно почтить память этого учёного-энциклопедиста?

Когда в 1912 году исполнилось десять лет со дня кончины Каюма Насыри, татарский историк Габдулбари Баттал с горечью констатировал на страницах газеты "Юлдуз" ("Звезда"), что даже по прошествии этого небольшого срока имя Каюма Насыри успело напрочь забыться, о нём не пишет татарская пресса — например, журнал "Шура", который много внимания уделяет жизнеописанию других видных мусульманских деятелей. Редактор "Шуры" Риза Фахретдинов согласился с критикой, причиной молчания назвал не какой-либо злой умысел, а элементарное отсутствие информации и обратился к читателям с просьбой присылать в редакцию свои воспоминания. Откликнулось несколько человек, которые были знакомы с Каюмом Насыри. Оказалось, что татары совершенно не знали своего выдающегося соплеменника, автора около сорока произведений. То есть, его имя было на слуху, но по-настоящему никто не представлял себе, каким он был и чем жил. Каюм Насыри прожил свою жизнь "белой вороной", не вписываясь в реалии тогдашнего традиционного татарского общества, которое с трудом открывало двери всему новому и решительно захлопывало их в случае малейшего "не по правилам".
По сути, его перестали замечать ещё при жизни. "Урыс Каюм" ("русский Каюм"), "рус агенты" ("агент русских"), "сатлык" ("предатель"), "миссионер" — всеми этими "титулами" он был "награждён" прижизненно и пожизненно. Чем была вызвана такая нелюбовь? Стремясь сохранить свою религиозную и национальную идентичность, татары едва ли не в большинстве своём крайне подозрительно относились к тем соплеменникам, которые водили дружбу с русскими начальниками и миссионерами. А Каюм Насыри не только пропагандировал русский язык, но и некоторое время даже жил и работал в очаге миссионеров — Казанской духовной семинарии, по заказу миссионеров занимался перепиской христианских богослужебных книг, общался с "главным миссионером" Николаем Ильминским — крупным востоковедом и педагогом, но. ещё и автором одобренной Петербургом "системы" христианизации нерусских народов Среднего Поволжья и других регионов. При этом Каюм Насыри оставался мусульманином и никогда даже не помышлял принять христианство, хотя это могло открыть для него двери русских университетов, сделать его своим в обществе, куда "инородцам" путь был заказан. В сущности, он оказался между молотом и наковальней и так и не смог до конца интегрироваться в русское общество и при этом потерял связь со своими соплеменниками. Это была главная трагедия его жизни.
Оставаясь, несмотря ни на что, внешне беспристрастным, Каюм Насыри затевал всё новые и новые проекты. Сначала он собирался издавать газету на татарском языке — её, естественно, не разрешили. Тогда начал выпускать календари, представляющие собой журналы-альманахи, которые оказались столь популярными, что нечистые на руку издатели стали тиражировать их пиратским способом. Каюм Насыри надеялся привлечь к себе внимание своими календарями, доказать, что он болеет за свою нацию и что-то значит для татар. Однако в его жизни мало что изменилось. Не принесли ему ни славы, ни достатка и его книги, которые он издавал в основном за собственный счёт, отчего и жил лишь на мизерные доходы от их продажи да благодаря частным урокам.
В 1871 году Каюм Насыри решил организовать для татарских детей школу, в которой собирался обучать их русскому языку. Он считал, что татары, живя в России, должны знать её историю, культуру и русский язык. Нелёгкое дело затеял учёный. Татарское общество восприняло его идею в штыки. Русские власти пообещали финансовую поддержку, но не выполнили до конца своё обещание. С большим трудом удалось снять комнату для учебных занятий над кабаком на Мокрой улице. Если за такое помещение обычно брали десять рублей, то с Насыри потребовали все пятьдесят. Кое-как удалось собрать несколько ребят, которые, впрочем, при всяком удобном случае разбегались. Учёному пришлось из своих средств покупать учебные принадлежности, мало того — приплачивать детям, чтобы они исправно посещали занятия. Но всё равно из этой затеи ничего не вышло. На педагога посыпались угрозы, частыми посетителями школы стали полицмейстеры, которые проверяли бесконечные "сигналы". Промучившись так несколько лет, Каюм Насыри бросил неблагодарное дело.
Неудачи были беспросветными, и Каюм Насыри горько разочаровался в своих соплеменниках. Когда татарский педагог и журналист Хади Максуди пришёл к нему с просьбой сообщить биографические данные для статьи о татарской литературе, Насыри спровадил его со словами, что "у него нет никаких биографических сведений для того народа, который до сих пор знать его не хотел и который обрекает на голодную смерть своих писателей".
Одиночество оказалось спутником всей жизни Каюма Насыри. Его музой, женой и семьей была наука. Он мечтал о всенародной славе, но стал изгоем, "неприкасаемым". Нельзя сказать, что при жизни Каюма Насыри игнорировали совсем. Нет, его замечали, его книги читали и цитировали, но главными почитателями его таланта всё же были лишь шакирды, приказчики и русские миссионеры. Учёный люд и купцы-меценаты из татар не хотели видеть "урыс Каюма" в упор, поэтому его жизнь протекала в бедности и одиночестве. Характерный факт — в последний путь провожать учёного пришли лишь пара родственников и несколько его верных учеников.

Помимо прочего причиной многих житейских проблем Каюма Насыри был его несносный, неуживчивый характер. Это отмечают многие его современники. Правда, существует мнение, что он стал таким лишь на старости лет под грузом бесконечных проблем и душевных потрясений. Известный портрет Байназара Альменова, который был написан в советское время на основе воспоминаний знавших его людей и документальных источников, в какой-то степени отражает натуру Насыри, но всё же несколько идеализирован. К слову сказать, учёный категорически отказывался фотографироваться, считая своё лицо безобразным (на правом глазу у него было бельмо, а левый глаз не видел с рождения).
Вот как описывал характер Каюма Насыри татарский историк Джамал Валиди: "Насыров был человек нервный, чудаковатый, жил замкнуто, не любил общаться с людьми, не умел приобретать себе сторонников. Его жизнь прошла в маленькой квартире, без жены, без детей; он имел при себе в качестве прислуги только мальчиков, которых постоянно сменял и которыми вечно был недоволен…". Независимость и немалое высокомерие проявлялись даже в его походке. Когда Каюм Насыри шёл по улице, то всегда смотрел впереди себя, не замечал окружающих и никогда не заходил в магазины и лавки, чтобы пообщаться с продавцами и знакомыми, как это делали другие обитатели Татарской слободы. Если кто-то из знакомых обращался к нему с расспросами, учёный приглашал их себе на квартиру — не любил мимолётных уличных разговоров. Летом он носил суконный казакин и сафьяновые сапоги, зимой лисью шубу и шапку-камчат из бобрового меха. В зависимости от погоды в его руках были или зонтик, или деревянная трость.
Пришедшие к нему домой обычно заставали его за письменным столом. Из-за слабого зрения Каюм Насыри писал, почти вплотную приблизившись к бумаге. На всех своих съёмных квартирах он создавал "творческий беспорядок". Тут и там валялись книги, обрывки бумаги, инструменты, пол был завален деревянными стружками. Стружки "производил" небольшой токарный станок, на котором Насыри вытачивал разные нужные для хозяйства и научных исследований предметы и инструменты. Он соорудил у себя в квартире деревянные перила, держась за которые находил выход на улицу и перемещался по комнате. На вопрос, почему он не попросит прислугу навести порядок, учёный отвечал, что мальчишки не знают куда следует класть книги и инструменты, поэтому домашний хаос сопровождал Насыри на протяжении всей его жизни.
Гарифулла Чокрый, сын известного татарского поэта Гали Чокрыя, оставил интересные воспоминания о свой встрече с Каюмом Насыри в 1879 году. Он даёт подробное описание его квартиры, обстановки, деталей интерьера, одежды, которую носил татарский учёный. Больше всего его удивило то, что во время разговора Насыри дымил папиросами как паровоз.
Время от времени учёного приглашали на различные собрания-меджлисы. В отличие от других, Насыри сидел на них молча и редко участвовал в разговорах. Он был немногословным, говорил тихо, был сдержан, в разговоре с собеседником держал определённую дистанцию и никогда не раскрывался в беседе. Современники вспоминают, что не помнят случая, чтобы Каюм Насыри громко смеялся — в лучшем случае скромно улыбался.
Учёный прекрасно владел многими ремеслами: переплетал книги, делал зеркала, приготовлял крахмал с помощью электричества (гальванизации), столярничал, хорошо знал кулинарию и народную медицину. Его очень раздражал тот факт, что люди лечатся привозными лекарствами. Он полагал так: "На нашей земле растет достаточно пригодных для лечения растений. Целебные свойства произрастающих на нашей земле трав, гораздо выше, чем заморских". Незадолго до смерти, оказавшись разбитым параличом, учёный не стал обращаться к врачам. Он разработал для себя специальные физические упражнения и выполнял их с неистовой силой. Мало того — он стал лечить себя электротоком и в результате на время встал на ноги!

На усечённом пьедестале

Какой силы ветры перемен

Когда в конце 80-х годов задули ветры перемен, Татарстану уже никто не мог диктовать, что можно издавать, а что нельзя. Но возникла другая проблема: те немногие учёные, которые знали восточные языки, могли читать старотатарские тексты на арабской графике, ушли в мир иной, а новые специалисты ещё не были подготовлены. Силы имеющихся текстологов были брошены на работу с источниками, касающимися истории татарского народа, прошлого его государственности. Культура была отодвинута во второй эшелон. Однако в 1992 году всё-таки была издана "Книга о воспитании" Каюма Насыри — сувенирное издание небольшого, карманного формата на двух языках: татарском и русском. Кстати, не считая пары статей в дореволюционных научных журналах, произведения Каюма Насыри на русском языке до сих пор выходили лишь один раз — в 1977 году. Тогда были переведены в основном его исторические и педагогические сочинения. Вопрос о переводе творений Каюма Насыри на русский язык по сей день всё ещё не стоит, поскольку до сих пор не издано научно подготовленное полное собрание его сочинений.
В 1999 году была переиздана книга К.Насыри "Шифалы улэннэр" ("Целебные травы"). В 2002 году столетие со дня кончины учёного ознаменовалось открытием в Казани музея Каюма Насыри. Для этого был приспособлен деревянный дом, в котором в последние годы своей жизни жил татарский учёный. Но самое главное — наконец-то сдвинулось с мёртвой точки переиздание трудов Каюма Насыри: принято решение выпустить четырёхтомник на татарском языке. Работа поручена татарскому литературоведу и текстологу, доктору филологических наук Масгуду Гайнетдинову. В Татарском книжном издательстве вышли два тома и есть надежда, что проект будет успешно воплощён в жизнь. К работе подключилось и издательство исламской литературы "Иман": оно выпустило книгу "Санаигъ галвания" ("Искусство гальванизации"). Однако до сих пор нерешённым остаётся вопрос с переводом хотя бы основных его трудов на русский язык. Однотомник, который выходил в 1977 году, был сформирован довольно однобоко, в соответствии с реалиями того времени. Словом, работы ещё, как говорится, непочатый край. Но результат, который можно получить, стоит ожиданий.
Обсудить статью на форуме

Читайте также: