Сочинение на тему каким я представляю себе даниила заточника

Обновлено: 30.06.2024

Исследование памятника древнерусской литературы "Моление Даниила Заточника". Характеристика исторической ситуации в русских землях в XI-XIII веках. Анализ языковых средств и стилистики произведения. Использование простонародных изречений и афоризмов.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.05.2015
Размер файла 22,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИ

КАФЕДРА ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Язык "Моления" Даниила Заточника

Студент 3 курса

Никитин Евгений Олегович

Доцент Кайзер-Данилова Наталья Викторовна

1. История языка моления и его новизна

2. Анализ художественного произведения

4. Жанровая новизна моления

Введение

- произведение является историческим и литературным источником информации

Поставленная цель определила задачи исследования:

- изучить литературу по проблеме исследования;

- проанализировать мнения историков о месте и времени написания произведения;

- проанализировать историческую ситуацию, сложившуюся в русских землях в 11-13 веках;

- провести анализ языковых средств произведения.

При решении поставленных задач были использованы методы исследования:

- метод анализа художественной литературы и работ литературоведов;

- сравнительно-сопоставительный анализ подходов к рассмотрению литературного произведения;

- метод обобщения информации, содержащейся в литературе по проблеме исследования, и систематизации полученных результатов и выводов.

1. История языка моления и его новизна

Памятник, известный под именем Моления, Послания или Слова Даниила Заточника, является характерным показателем перехода киевских литературных традиций в ростово-суздальскую книжную культуру. В этом произведении органически слиты элементы просительного обращения, публицистического послания, страстного сатирического памфлета и афористического поучения. Оно дошло до нас в двух основных редакциях, из которых каждая в дальнейшем подверглась особым переделкам.

2. Анализ художественного произведения

Во-вторых, не стоит забывать об особенностях устной и письменной речи Древней Руси. Язык не только Руси, но и всего древнего и средневекового мира -- образный, а язык современного мира - понятийный. Поэтому авторы, объясняя свою мысль, привлекали притчи, пословицы, афоризмы. Поскольку и образование, и искусство были связаны с церковью, в письменной речи присутствовало много церковнославянизмов.

В настоящее время утвердилась мнение о том, что произведение было создано после первого столкновения русских с монголо-татарами, то есть после 1223 г. Намек на это событие можно усматривать в заключительных словах "Моления": "Не дай же, Господи, в полон земли нашей языком, не знающим Бога, да не рекут иноплеменницы: где есть Бог их…".

Несмотря на различные названия и обращения к разным князьям считается, что это одно и то же произведение, так как общая идеологическая и смысловая нагрузки одинаковые во всех редакциях.

4. Жанровая новизна моления

Сам жанр моления, заимствован из византийской литературы. Известны два византийских писателя XII века, творившие в этом жанре: Федор Продром и Михаил Глика, обращавшиеся из тюрьмы к византийскому императору.

Произведение наполнено риторическими высказываниями, юмористическими репликами, народными изречениями, поэтому "Моление" является редчайшим документом светской культуры. Подобных ему древнерусских сочинений, мы не знаем, потому, что весь литературный процесс в Древней Руси вплоть до XVII века был подчинен, прежде всего, интересам Церкви. "Моление" Даниила Заточника изобилует цитатами из Священного Писания и других памятников христианской книжности.

Замечательна стилистика Даниила, его речь насыщена примерами, поясняющими его мысли, перемежается пословицами, афоризмами, подходящими к случаю цитатами и одновременно "мирскими притчами", то есть простонародными выражениями. Подобный строй текста позволяет думать о том, что "Моление" было создано как сборник нравоучений.

Сочинение Даниила Заточника представляет собой подбор афоризмов, каждый из которых или какая-то группа их могут восприниматься как законченный самостоятельный текст.

Даниил сообщает, что до сих пор служил у бояр и при этом испытал немало "зла" от них. Больше он не хочет находиться от них в зависимости. Он хочет служить князю. "Лучше бы нога своя видети в лыченици (в лапте) в дому твоем, нежели в червлене сапозе на боярстем дворе; лучше бы ми в дерюзе служите тебе.

Замечательна стилистика Даниила, его речь насыщена примерами, поясняющими его мысли, афоризмами, подходящими к случаю цитатами и одновременно "мирскими притчами", то есть простонародными выражениями. Подобный строй текста позволяет думать о том, что "Моление" было создано как сборник нравоучений. Его основу составляют постоянные повторы ("Княже мой, господине…").

древнерусский литература моление

Вывод

Список литературы

4. Гудзий Н. К. Моление Даниила Заточника // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. -- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941--1956. Т. II. Ч. 1. Литература 1220-х -- 1580-х гг. -- 1945. -- С. 35--45.

Подобные документы

История возникновения и своеобразие "Моления Даниила Заточника". Роль Д.С. Лихачева в анализе стиля данного текста. Различие "слова" и "моления". "Моление Даниила Заточника" как просительное письмо, челобитная, с которой Даниил обращается к князю.

контрольная работа [28,0 K], добавлен 28.11.2011

"Хождение" Игумена Даниила как древнейшее произведение жанра "хождения". "Хождение в Царьград" Добрыни Ядрейковича как памятник XIII столетия жанра "хождения". "Хожение за три моря" Афанасия Никитина – особый вид жанра "хождения" древнерусской литературы.

курсовая работа [34,5 K], добавлен 15.12.2003

Ознакомление с биографическими фактами из жизни и творчества Даниила Хармса - родоначальника абсурдизма в русской литературе. Отражение в произведениях писателя переломного времени для мирового искусства - дегуманизации, иронизации и трансценденции.

краткое изложение [44,9 K], добавлен 03.02.2011

Жанровое своеобразие и особенности повествовательной манеры рассказов Даниила Хармса. Сквозные мотивы в творчестве Хармса, их художественная функция. Интертекстуальные связи в рассказах писателя. Характерные черты персонажей в произведениях Хармса.

дипломная работа [111,1 K], добавлен 17.05.2011

Литература как один из способов освоения окружающего мира. Историческая миссия древнерусской литературы. Появление летописей и литературы. Письменность и просвещение, фольклористика, краткая характеристика памятников древнерусской литературы.

Из всей, известной мне, древнерусской литературы меня впечатлило "Моление" Даниила Заточника.

Произведение написано около 1229 года, обращено, вероятно, к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу.

Во-первых, в "Молении" происходят перемены в построении произведения: меняется сюжет, повествование, конструкция. Появляется иной тип мышления, личности. Таковым является Даниил Заточник, "Заточник" означает "пленник", "заключенный". Об авторе неизвестно, кто он, откуда, есть ли у него семья, почему оказался на пороге бедности. Но известно, что рассказчик желает стать приближенным самого князя, вероятно, Ярослава. Даниил местами иронично, местами четко и конкретно выражает свою позицию относительно некоторых вещей: неразумных вельмож и бояр, находящихся рядом с государем; о женитьбе по расчету на "злой" жене; о походе в монастырь.

На страницах "Моления" создается образ верного думца, мудрого острослова, знающего, как угодить своему господину, за что уколоть.

Даниил выше всего ставит интеллектуальную силу человека, тем самым поднимая серьезную проблему того времени: почему действительно умные, мудрые люди живут за чертой бедности? Мы, конечно, осознаем временные рамки написания произведения, поэтому данный вопрос остается открытым.

Нельзя не отметить своеобразие поэтики "Моления". Постоянны риторические обращения, олицетворяющие призыв к слушателям: "Господине!", "Княже мой, Господине!" Анафоры, повторы также изобилуют своим количеством, словно автор хочет достучаться до сознания реципиента, чтобы он внимал его речи. Нередки обращения к Священному писанию, что свойственно для древнерусских текстов. Но главное, что поразило в "Молении" — это цитирование Даниилом высказываний князей, мудрецов, философов, что ещё раз подчёркивает великие знания и мудрость автора.

Таким образом, невероятное по структуре и повествованию произведение некого Даниила Заточника, древнерусского интеллигента, остро ощущающего недуги своего времени, пытающегося найти выход из нищенского положения, ратующего за признание человеческого достоинства независимо от социального и имущественного положения человека, произвело на меня большое впечатление.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока по родной литературе в 7 классе

«…это была одна из тех личностей, которые, на беду себе,

слишком умны, слишком даровиты, слишком много знают

и, не умея прятать от людей своего превосходства,

Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы говорили о литературе, которая возникла в 10 веке. Давайте вспомним, что такое древнерусская литература? Перечислите особенности древнерусской литературы. Назовите основные жанры литературы Древней Руси.

Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с одним из самых загадочных произведений древнерусской литературы. Это "Моление Даниила Заточника". В ученых кругах вокруг этого произведения уже почти полтора века кипят нешуточные страсти. Спорят буквально обо всем: о времени создания произведения, его названии, авторе и даже адресате.

Даниил Заточник, кто он?

Работа с текстом.

1. сказовый стих: Княже мои, господине! Кому Переславль, а мне гореславль; Кому Боголюбиво, а мне горе лютое; Кому Белоозеро, а мне чернее смолы; Кому Лаче озеро, а мне много плача исполнено. ;

Вострубим, как в златокованные трубы, во все силы ума своег.

2. Образные постоянные эпитеты (как в сказках): златокованные трубы, уста приветливы, обильные явства, мед райский, уста медовые и пр.

3. Пословицы и поговорки: Ржа ест железо, а печаль ум человеку ; богатый муж везде ведом — и на чужбине друзей имеет, а бедный и на родине ненавидим ходит . Чьи одежды богаты, тех и речь чтима; Всяк видит у друга сучец во очию, а у себе ни бревна не видит;

4. Сравнительные конструкции: Был язык мои как трость книжника-скорописца, и приветливы уста мои, как быстрота речная; Я ведь, княже, как дерево при дороге…

Найдите в словаре значение слов: моление, яства, челядь, паволока, прибыток, рядовичи.

Работа с литературоведческими терминами.

Тематика и проблематика произведения.

Тематика — это те явления жизни, которые отражены в художественном произведении.

Проблематика – совокупность заявленных в художественном произведении проблем, то есть острых жизненных противоречий, стоящих перед художником и его персонажами и требующих своего разрешения по мере развертывания произведения.

Подумайте, насколько проблемы, обозначенные Даниилом Заточником актуальные в настоящее время.

Домашнее задание: (на выбор) 1. Каким я представляю Даниила Заточника

Даниил Заточник - легендарная личность времён Древнерусского государства, некоторые исследователи старины считают даже, что это псевдоним тогдашнего епископа Кирилла Туровского, впоследствии причисленного к лику святых. В любом случае сведений, которые могли бы пролить свет на эту загадочную фигуру, ничтожно мало. Есть предположение, что именно из-под его пера вышли две рукописи, очень близкие по тексту - "Моление Даниила Заточника" и "Слово Даниила Заточника". Оба произведения написаны как обращение к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу, в которых сочинитель, попавший в сложное положение, просит господаря о помощи. Сочинение, где библейские цитаты перемежаются с авторскими словами, высмеиваются бояре и священство, принадлежит человеку необычайно образованному по меркам того времени, обладавшему острым умом и потрясающим чувством юмора.

В.Г. Белинский писал о нём так:

". Кто бы ни был Даниил Заточник, — можно заключить не без основания, что это была одна из тех личностей, которые, на беду себе, слишком умны, слишком даровиты, много знают и, не умея прятать от людей своего превосходства, оскорбляют самолюбивую посредственность; которых сердце болит и снедается ревностию по делам, чуждым им, и которые говорят там, где лучше было бы помолчать, и молчат там, где выгодно говорить; словом, одна из тех личностей, которых люди сперва хвалят и холят, потом сживают со свету и, наконец, уморивши, снова начинают хвалить. "

Дмитрий Лихачёв считал Даниила Заточника своеобразным интеллигентом того времени.

О чём бы молился такой человек в современном мире? А разве мир так уж сильно изменился с духовной точки зрения? Мир как был падшим, так и остался, как грешили, так и грешим. Все проблемы и во власти, и в Церкви остались теми же - инструменты только изменились, а человеческая суть всё та же. А так как Церковь Христова едина, и на небе, и на земле, то, уверена, молится сейчас Даниил Заточник, кем бы он ни был, за всех нас грешных.

Читайте также: