Сочинение на тему как жили земледельцы и ремесленники в египте 5 класс

Обновлено: 08.07.2024

Учебное оборудование: политическая карта мира (современная), иллюстрации по теме.

Для этого вспомни:

  • Где находится Египет?
  • Какой климат и рельеф имеет страна?
  • Какую роль в жизни египтян играла река Нил?
  • Какие природные изменения происходили с рекой в период летнего солнцестояния?
  • Какие занятия существовали у жителей Египта?
  1. Индивидуальная работа по карточкам (письменно) 5 человек.

Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.

Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.

3. Работа с классом. Фронтальная беседа по вопросам:

  • Как назывался правитель Древнего Египта?
  • Как называется растение, из которого египтяне изготавливали материал для письма?
  • Какой город был столицей Египта?
  • Когда в Египте образовалось единое государство?
  1. Заслушивание устного ответа по карточке № 9.
  1. Изучение новой темы.
  1. Жители Египта.
  2. Жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников.
  3. Сбор налогов.

Итак, мы вспомнили, какие природные условия были благоприятны для развития Египта. А теперь давайте восстановим исторические события, которые привели к образованию единого Египта.

40 государств → Северный и Южный Египет → белая и красная корона → 3000 г. До н.э. → фараон → Мемфис

Всесильным владыкой Египта был фараон. Ему подчинялись вельможи – знатные люди, царские советники, военачальники. На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. Они записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну. Большое, хорошо обученное войско обеспечивало могущество фараона. На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа. Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, слуг.

Сейчас мы с вами будем работать с документом, который дошел до нас из глубины веков. Но для этого нужно сконцентрироваться, а также проверить свою физическую силу.

Раз – согнуться, потянуться!

Два – согнуться, разогнуться!

Три – в ладоши три хлопка!

На четыре – руки шире!

Пять – руками помахать!

Шесть – за парты тихо сесть.

Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи

Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее).

Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

Итак, представьте, что вы – ученые-исследователи, у которых в руках древнеегипетский папирус. Каждая группа работает с данными отрывками документа. Задание для каждой группы одно. Внимательно прочитать текст документа. Выяснить, какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте? Как жили ремесленники? Через две минуты – обсуждение.

Группа № 1 «О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других должностей… Когда писец еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается, чтобы надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.

Группа № 2 «Брадобрей бреет до вечера… Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды…

Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т.е. к верхушкам колонн в форме цветков лотоса) … все одежды его лохмотья… Моется он только один раз… Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети…

Группа № 3 «Ткач – внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет…

Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество детям из-за страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего, и вновь ему надо идти.

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы… руки его не останавливаются.

Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему так же спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом… Не спокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты его губы…

Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами…

  1. Беседа по вопросам к документу. Записи в тетрадь ремесленных специальностей Египта.

Кем Хети советует стать своему сыну? А что делали писцы?

Налоги – это продукты труда, которые крестьяне и ремесленники отдавали в казну фараона.

Беседа по вопросам.

- На какие группы делилось население Древнего Египта?

- Какие ремесленные специальности существовали в Египте?

- Кто платил налоги?

- Как называли сборщиков налогов?

V. Итоги урока. Выставление оценок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


История Древнего мира, 5 класс, урок логического мышления.


Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте

Презентация к уроку в 5 классе.

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

урок в соответствии с ФГОС ООО был проведён в 5 классе.


Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте


План урока истории по теме "Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте"

План урока истории в 5 классе по теме "Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте".

Урок истории по теме "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

Тип урока: объяснение нового материала с использованием ИКТ.Цели урока: познакомить учащихся: с бытом и образом жизни представителей привилегированных слоёв древнеегипетского общества, а так же .

Земледельцы и ремесленники были основной рабочей силой в Древнем Египте, но в то же время они считались низшим сословием, которое обязано было кормить фараона, его солдат и многочисленную армию слуг и чиновников. Они платили многочисленные налоги и должны были трудиться с утра до вечера, чтобы прокормить семью.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Жизнь и быт земледельцев

В целом, труд людей, которые возделывали землю, считался уважаемым, но очень тяжелым. Крестьянин должен был вставать очень рано практически в любой сезон года: так, к июлю нужно было вырыть каналы, чтобы задерживать воду после разлива Нила. В ноябре начиналась вспашка земли, куда высаживали пшеницу и ячмень. В период роста поля надо было поливать, а это было невероятно трудно. В марте-апреле собирали урожай, что тоже требовало больших усилий.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Рис. 1. Египетский земледелец.

Садоводство также было очень развито: египтяне выращивали разнообразные овощи, фрукты, виноград в большом разнообразии сортов. Но земледельцы в Древнем Египте все равно жили бедно, поскольку большую часть выращенного отдавали в казну.

Жизнь и быт ремесленников

Ремесла в этом государстве Древнего мира были очень развиты. Египтяне обрабатывали камень и дерево, а также металлы, у них были очень развиты архитектура и кораблестроение, тонкие искусства изготовления стекла и папируса.

В городах существовали целые улицы, на которых селились гончары, медники и ткачи, у которых были собственные крошечные мастерские, где они и изготавливали изделия, и продавали их. Самые искусные мастера работали при храмах, где за их трудом надзирали надсмотрщики.

По свидетельствам письменных источников, труд ремесленника считался тяжелее крестьянского, ведь эти люди часто не могли даже выйти на улицу и подышать воздухом и вынуждены были работать не только на протяжении светового дня, но часто даже и ночью.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Рис. 2. Столяр в Древнем Египте.

Привилегированное положение занимали те, кто изготавливал предметы роскоши – ювелиры, скульпторы, те, кто работал с деревом. Часто они даже могли занять почетное положение в обществе, так что отдать ребенка в ученики к такому мастеру было очень дорого.

Долговое рабство

Если изначально рабами у египтян были только люди, взятые в плен во время войны (поэтому призыв в армию считался благом: мужчина мог привести в дом рабов-помощников), то со временем ими становились и жители страны. В рабство попадали и крестьяне, и ремесленники, которым не хватало средств прокормить семью: тогда они брали что-то нужное в долг у богача, а если не могли отдать к сроку, то становились рабами.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Рис. 3. Ремесленник-раб.

Что мы узнали?

Мы узнали, как жили земледельцы и ремесленники в Египте: они тяжело трудились, выращивая пищу и делая необходимые для жизни предметы. В то же время они были вынуждены платить очень высокие налоги, чтобы прокормить фараона и аристократов, а также армию. И ремесленник, и земледелец мог попасть в рабство, если брал взаймы у богача, но не имел возможности отдать долг. Ремесленники, которые изготавливали предметы роскоши, были на особом положении и могли даже стать богатыми людьми.

Одним из крупнейших государств древнего мира являлся Египет. Его история в науке относится к древнему Востоку. Считается, что черты политического строя, социального устройства, основные занятия населения древнего Египта во многом типичны в целом для древнего Востока, при этом имея и характерные особенности. Земледельцы и ремесленники в Египте составляли основное население.

Жизнь и быт древнеегипетских земледельцев

Сельское хозяйство сильно было связано с разливами реки Нил. Его воды, затопляя прилегающие земли, оставляли после спада слой ила, который повышал плодородие почвы. Однако эти разливы для их хозяйственного использования требовали формирования системы ирригации, чтобы равномерно распределялся ил между разными земельными участками, чтобы снабжать водой более отдаленные, не затопляемые Нилом территории, и возвышенные места. Поэтому сельские жители объединяли и координировали свои усилия.

Обычно земледельцы древнего Египта разграничивали участки насыпями, получались квадратные углубления, во время разливов наполняемые водой. Для переноса воды на дальние или высокие места применялись механические подъемные устройства шадуфы. Распашка земель и посев начинались в сентябре. Применялось деревянное рало, в которое впрягали животных. Сбор колосьев начинался в феврале, для него использовались серпы и косы из бронзы и меди.

Из собранного урожая платились налоги, остальной шел в пищу и на обмен на ремесленные изделия. Из зерновых культур в основном выращивалась пшеница. Cельские жители обрабатывали огороды, где выращивали огурцы, лук, чеснок, разводили сады, где росли виноград, инжир и другие плоды. Питались преимущественно выпеченными из муки лепешками, также продуктами из огорода и сада. Распространено было и скотоводство. Разводились коровы, овцы, козы.

Как жили ремесленники в Древнем Египте

В стране было достаточно распространено ремесло. Египтяне освоили разные его виды. Одними из основных были занятия по изготовлению разных орудий труда и предметов хозяйства, быта. Это кузнечное ремесло, гончарное, столярное, кожевенное. Ремесленники выплавляли металл, медь и бронзу, обрабатывали его, ковали из него изделия.

Ремесленники в Древнем Египте

Известность получило ткачество, особенно изготовление тканей из льна, производство стекла, ювелирных украшений. Для потребностей населения и государства большую роль играли занятия, связанные со строительством: каменотесное дело, изготовление кирпичей, постройка кораблей.

Продукты своих трудов ремесленники использовали для уплаты повинностей, для обмена при торговле, чаще на продукты сельского хозяйства, другие изделия. Они проживали в основном в городах, хотя и в селах тоже жили. Их жилища были похожи на дома сельских жителей. Строились сначала преимущественно из тростника, покрывались глиной, в качестве крыши выступала циновка.

Пол обычно не имел специального настила, то есть был земляной. Позже при возведении домов стал применяться кирпич. На кухне находился очаг. Эти сведения дают ответ на вопрос, как жили ремесленники в Египте.

Долговое рабство

Дошедшие письменные источники дают сведения о попадании древних египтян в долговую кабалу. Им иногда приходилось брать в долг у более зажиточных и богатых людей семена на посев, продукты, деньги. При этом следовало возвращать взятое с процентами. Не всегда все должники вовремя вносили взносы, возвращали взятое. В таком случае они попадали по законам того времени в рабство к заимодавцу. Законы регулировали случаи, когда это происходило и само положение этих рабов. В науке это рабство чаще характеризуется как патриархальное.

Ремесленниками называют людей, обладающих определёнными навыками (ремеслом), производящих изделия ручной работы (глиняные сосуды, орудия труда, ткани и т.д.) — конечные продукты труда. Древние ремесленники занимались изготовлением глиняной посуды, орудий труда и боевого оружия, обработкой металлов и созданием украшений, ткачеством и шитьем одежды и т.д.

Объясните значение слов:

  • Вельможа — знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек. В Древнем Египте вельможи составляли приближенное к фараону сословие советников и военачальников.
  • Писец — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике и грамоте письма. Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов, сборщиков налогов и других административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.
  • Налог — обязательный и безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами власти, в целях обеспечения деятельности государства и органов управления. В Древнем Египте сбором налогов занимались специальные административные работники — писцы.
  • Орошение — подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы в целях увеличения плодородия почвы.
  • Шадуф — древнейшая форма колодца-журавля, известного со времён Древнего царства (3460 — 2000 года до н. э.) , когда их начали использовать древние египтяне для орошения полей. На одном конце балки — кожаная ёмкость для подъёма воды, на другом — противовес из известняковой глыбы или камней .
  • Роспись — искусство декорирования красками какой-либо поверхности.
  • Амулет — предмет, которому приписываются магические силы, и который должен принести счастье или уберечь от потерь.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 7

Шадуф состо­ит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди — камень, на другом — кожаное ведро для подъема воды. С помощью шадуфа египтянин поднимает воду из нижнего бассейна в верхний. В свою очередь шадуф, установленный над верхним бассейном поднимает воду еще выше, где она может быть использована для орошения незатапливаемых во время разлива Нила полей, полива огородов и садов, и для обеспечения запасов питьевой воды. Это одно из приспособлений, которое наряду с системой оросительных каналов, широко использовалось древними египтянами для увеличения площадей, пригодных для выращивания пшеницы, ячменя, льна, садовых растений и т.д.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 7

Земледельцы забрались в каменную бочку и, держась за верёвки, давят виноград ногами. Выдавленный виноградный сок через отверстие с трубкой выливается в емкость, откуда его разливают по глиняным кувшинам для изготовления вина.

Составьте рассказ от имени земледельца, как прошёл его день. Вклю­чите в рассказ описание одежды земледельца, его дома, обеда, работы на поле (например, пахоты).

Ежегодный разлив Великого Нила завершен. Жрецы объявили сегодня об этом. Действительно, река вернулась в свое русло, а вода, которую мы поймали в ловушку на поле ушла в землю, удобрив ее плодородным илом. Сегодня пришло время пахоты. Запрягу нашу корову под плуг и вперед. Тяжелый сегодня день. Несмотря на то, что земля мягкая и податливая, и пашется легко, я устал уже к обеду. Пора немного отдохнуть и опять за работу. Вот и жена идет, несет наш скромный обед — лепешку, луковицу и сушеную рыбу. Мясо мы едим только по праздникам, да и то не всегда. Ну да ладно, мы и этому рады. Лишь бы нам оставалось что-нибудь после уплаты налога писцу.

Нил дает нам все, что нужно. Богатый урожай, рыбу, строительный материал для дома. Разве вы не знали, что мы, простые египтяне, не живем в монументальных каменных дворцах и храмах, нам не светит богатая и безбедная загробная жизнь и пирамиды для наших тел никто не построит. Мы делаем свои дома из тростника, который растет по берегу Нила. Тростник, обмазанный глиной — на стены. Тростник, связанный между собой — на крышу. Вот и вся хитроумная инженерная конструкция. Подавляющее большинство египтян живут именно так. У них, как и у нас, практически ничего нет — ни богатств, ни драгоценностей. Выменял у гончара глиняный горшок — уже хорошо. Поменял у ткача рыбу на льняной отрез — вообще замечательно, пойдет мне для схенти (набедренной повязки), да и жена сошьет себе новый калазирис (узкий сарафан).

Читайте также: