Сочинение на тему как подготовиться к выразительному чтению

Обновлено: 05.07.2024

Учитель – творческая и невероятно ответственная профессия, ведь учитель помогает ребенку вырасти личностью, выработать и научиться отстаивать свою точку зрения, разобраться в своих интересах и способностях. Это комплексный и очень сложный труд, и немалую часть в этом деле составляют навыки выразительного чтения.

Любой учитель, и особенно учитель-словесник, каждый урок имеет дело с текстом. Главная задача учителя - правильно и грамотно его преподнести в соответствии с целями урока: это и донесение фактических знаний и наилучшее и понимание школьниками, и воспитание учеников. Помочь в этом учителю могут навыки выразительного чтения.

Так что же такое выразительная речь? В первую очередь она предполагает детальное понимание произносимого текста. Говорящий должен уметь выделять микротемы и ключевые слова, которые помогают понять содержание. Кроме того, для выразительности речи необходимо хорошо владеть своим голосом, владеть техниками правильного дыхания, уметь интонировать.

Все эти приемы помогут с помощью голоса обратить внимание на содержательно важные элементы текста.

Учителю особенно важно уметь выразительно читать, ведь от этого напрямую зависит результат образовательного процесса. Нужно прочитать параграф так, чтобы все ученики с первого раза поняли содержание и структуру текста, самостоятельно выделяя микротемы.

Учитель русского языка и литературы работает с текстом гораздо больше, чем учителя, преподающие другие предметы. Выразительность нужна и при чтении теоретических сведений для лучшего понимания, и при объяснении заданий к упражнениям, и при воспроизведении художественных текстов. Особенно важны два таки вида работы как диктант и изложение, когда ученикам необходимо воспроизвести прочитанный учителем текст. Одна не к месту сделанная пауза может полностью изменить восприятие текста ребенком.

Таким образом, выразительное чтение - один из главных навыков любого учителя, в особенности учителя-словесника. Большинство информации на уроке и вне его воспроизводится с помощью речи учителя, и от качества и выразительности его речи зависит качество образования.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Обучение выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения младших школьников. Умение выразительно читать формируется на протяжении всех четырёх лет начального обучения.

ВложениеРазмер
pamyatka_dlya_uchashchihsya_kak_podgotovitsya_k_vyrazitelnomu_chteniyu.docx 14.04 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся начальной школы

Как подготовиться к выразительному чтению

1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

3. Мысленно представь себе их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства - тон, темп чтения, разметь паузы, логические ударения.

6. Прочитай текст сначала вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

7. Прочитай текст выразительно.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.

2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.

3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро, но правильно.

4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук был хорошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук.

5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.

6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставления и другие.

7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,— видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.

8. Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться поставленной цели.

1. Соблюдаю правильный ТЕМП, РИТМ чтения, избегаю торопливости.

2. Слежу за правильным произношением (дикцией). Произношу слова ВНЯТНО, ОТЧЕТЛИВО, ГРОМКО.

6. Соблюдаю определенный ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ИНТОНАЦИЮ). Читаю ЭМОЦИОНАЛЬНО.

7. Читаю СМЫСЛОВЫМИ ФРАЗАМИ и ПОНИМАЮ прочитанное.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности.

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через уроки литературного чтения


Активные методы обучения,используемые при работе с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания.

Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения.


Как подготовиться к выразительному чтению текста

Памятка "Как подготовиться к выразительному чтению текста".


Проект по продвижению чтения среди учащихся начальных классов "Лучшее время для чтения"
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обучение выразительному чтению младших школьников

Выразительное чтение - чтение вслух (наизусть или по книге), в котором передается идейно-образное содержание текста при соблюдении норм литературного произношения. Выразительное чтение рассматривается как следствие и важный показатель сознательности чтения и отвечает следующим требованиям: 1) достаточная громкость, четкость и правильность произношения; 2) ясная передача мыслей автора (правильная расстановка пауз и ударений); 3) выявление в чтении чувств и настроений, содержащихся в тексте, основных черт характера, мотивов поведения и взаимоотношений героев произведения. Различие между выразительным чтением и профессиональным искусством художественного чтения заключается в степени глубины, полноты и яркости передачи содержания и художественных особенностей читаемого произведения. [18.206]

Ч тение включает в себя четыре основных качества: правильность, беглость, выразительность и осознанность. Остановимся более подробно на развитии навыка выразительного чтения у младших школьников.

В своем исследовании мы опираемся на методические разработки Кубасовой О.В. и Шишковой М. И.

В них выделяются основные средства выразительности такие как: дыхание, логические и психологические паузы, логические и фразовые ударения, темпоритм, повышение и понижение голоса (мелодика), сила голоса, окраска голоса (тембр), тон, интонация, мимика и жест. Раскроем основные понятия.

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно в перерывах между словами или фра зами, там, где это требуется по смыслу речи.

Правильный тип дыхания — смешанное реберно-диафрагмати ческое дыхание. Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей. Правильное дыхание в процессе речи заключается не только в экономном расходовании воздуха, но и в своевременном и незамет ном пополнении его запаса в легких (во время остановок — пауз). Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут.

При неправильном грудном дыхании используется лишь часть мышц грудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утом ляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуется нераци онально.

Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется голосом.

Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности.

Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впе чатление однообразия.

На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон.

Хорошо поставленный голос отличается полетностью. Полетность — это способность звука лететь вдаль, распространяться на большие расстояния, выделяться на фоне других звуков.

Работая над выразительностью, включает понятие логическое и фразовое ударение. Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов, например: Осень. Осыпается весь наш бедный сад. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слит ность эта диктуется смыслом, содержанием предложения.

Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем.

Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фра зы может быть тоже неверным.

Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)

Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?)

Вы сегодня, будете в театре? (а не завтра, не послезавтра?)

Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?)

Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могут быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержа ния читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит сло ва, заключенные между ними, слитно, как одно слово. Пауза членит фразу на звенья. При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержа ние его становится неясным, извращается основная мысль.

Паузное членение речи (паузировка) очень важно для осмысле ния читаемого и произносимого текста. Именно между двумя пауза ми, следующими одна за другой, выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей.

С понятием логическая пауза неразрывно связаны темп и ритм речи.

«Темп есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере.

Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее.

У каждого человека есть свои особенности звучания речи, свя занные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он. Но окраска речи может меняться, отклоняться от обычной нор мы, в зависимости от эмоций. Чем сильнее эмоции, тем больше от клонений от обычного звучания. Выразительность речи и сообщается этим отклонением.

В ыразительные движения мышц лица, которые яв ляются одной из форм проявления различных чувств, называются мимикой. Сопровождая речь, они дополняют и усиливают ее смысл. Для чтеца и рассказ чика мимика является одним из дополнительных средств воздействия на аудиторию. Через выражение лица, глаз рассказчик передает свои переживания, свое отношение к событиям, лицам и обстоятель ствам.

Мимика тесно связана с мыслями, действиями и чувствами го ворящего, со всей его внутренней жизнью. Это дает основание, на блюдая действительность и изучая проявления внутренних пере живаний, использовать мимику в процессе выразительной устной речи, т. е. сделать мимические движения произвольными.

Наиболее ценен психологический жест как проявление мысли, внутреннего переживания говорящего. Психологический жест стре мится к раскрытию подтекста, выявлению замысла. Заполняя пси хологическую паузу, он делает ярче последующие слова, усиливая действие интонации. Появление жеста не прикрепляется к опре деленному моменту речи: он может предшествовать слову, сопро вождать его или следовать за ним, подчеркивая значение произно симого, убеждая слушателя.

Таким образом, для того чтобы выразительно прочитать произведение, необходимо уметь правильно пользоваться всеми этими интонационными средствами. Ведь они и являются составляющими выразительного чтения.

На этой странице каждый учащийся может найти для себя полезную информацию для подготовки к уроку:

Как подготовиться к выразительному чтению текста

1. Внимательно прочитай текст. Постарайся представить то, о чём в нём говорится.

2. Определи тему, основную мысль, основной тон высказывания.

3. Подумай, с какой целью ты будешь читать этот текст, в чём будешь убеждать своих слушателей.

4. Подчеркни наиболее важные по смыслу слова, то есть слова, на которые падает логическое ударение.

5. Обозначь паузы.

6. Продумай, как ты можешь использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса.

Обучение выразительному чтению на уроках литературы делает литературный анализ более эмоциональным, углубляет восприятие литературного произведения, ведет к пониманию литературы как искусства слова и вызывает ту увлеченность, без которой невозможно полноценное преподавание литературы.

Применение выразительного чтения в процессе изучения родного языка открывает перед учащимися звуковую сторону речи, демонстрирует мастерство писателя, помогает понять связь интонации с синтаксической структурой и резко повышает культуру устной речи. Обучать выразительному чтению совместно с занятиями литературой и языком целесообразнее также и потому, что такое обучение может проходить в течение всего школьного курса. Овладение навыками и умениями идет постепенно, не создавая для детей и подростков дополнительных трудностей. По этим соображениям и необходима теснейшая связь методик преподавания литературы и русского языка с методикой выразительного чтения.

1. Прежде всего обдумай тему сочинения. Помни: каждое слово в названии темы имеет значение. Определи, о чём следует писать в сочинении.

2. Продумай основную мысль сочинения, какими словами, предложениями можно раскрыть её. Составь план.

3. Пиши, соблюдая последовательность изложения.

4. Подбирай образные слова и выражения.

5. Избегай повторов одного и того же слова, словосочетания.

6. Покажи своё отношение к тому, что пишешь.

7. Не забудь сделать выводы.

8. Перечитай своё сочинение: раскрыта ли в нём тема, раскрыты ли пункты плана, дополни те части-сочинения, в которых тема, основная мысль, пункты плана раскрыты недостаточно.

9. Обрати внимание на стиль сочинения, удачно ли выражены мысли, внеси нужные исправления.

2. Прочитай вслух.

3. Раздели текст на смысловые части (можно использовать деление на строфы).

4. Заучивай по одной части, повторяя вместе каждый раз ранее выученное и новую заученную часть.

5. Расскажи стихотворение или отрывок наизусть.

6. Повтори выученное перед сном и утром.

Как разучивать скороговорку

1. Прочитай медленно скороговорку.

2. Подумай, о чём в ней говорится.

3. Проговори медленно (два-три раза) трудные слова.

4. Какой звук повторяется в скороговорке?

5. Проговори скороговорку несколько раз тихо и медленно.

6. Проговори скороговорку быстрее.

7. Проговори ещё быстрее, увеличивая силу голоса, но не кричи.

1. Прочитай произведение.

2. Определи главную мысль, сформулировав её в нескольких предложениях.

3. Раздели произведение на части.

4. Озаглавь каждую часть.

5. Прочитай заглавия и проверь, передают ли они текст достаточно точно; не выпали ли из твоего внимания какие-то эпизоды.

6. Перескажи произведение по плану.

Характеристика персонажа (художественного образа человека)

Персонажи бывают: главные, второстепенные и эпизодические.

1. Внешний облик:

  • портрет-лицо, мимика, жесты, фигура, манера поведения;
  • речь-темы высказываний, формы речи;
  • костюм.

2. Внутренний облик:

  • характер персонажа — сильный — слабый, волевой — безвольный, цельный -противоречивый;
  • характеристика-авторская, самохарактеристика, отзывы окружающих.

3. Мир вещей, в котором живёт персонаж (интерьер).

4. Мир природы, в котором живёт персонаж (пейзаж).

5. Общество, в котором живёт персонаж.

6. Прототип (его наличие или отсутствие).

Если просто, то антонимы — это слова, противоположные по значению.

Из словаря антонимы (от греч. anti — против, ónyma — имя) — это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение.

Вот некоторые примеры антонимов, которые помогут школьникам при выполнении домашнего задания, помогут написать сочинение или изложение.

Родина, отчизна — чужбина
восток — запад, вест(мор)
север — юг, зюйд(мор)
восход — закат
зима — лето
грязь — чистота
свет — тьма, темнота
день — ночь
исток — устье
жара — холод
мир — война, ссора
антоним — синоним
правда — ложь
век — мнгновение
город — село, деревня
успех — неудача
истина — заблуждение, обман
добро — зло
польза — вред
богач — бедняк
друг — враг
радость — грусть, печаль
различие — сходство
надежда — отчаяние
лентяй — труженик
диалог — монолог
расторопный — медлительный
щедрый — скупой
толстый — тонкий
трудный — легкий
здоровый — больной
честный — подлый
аккуратный — неряшливый
дюжий — хилый
жесткий — мягкий
замкнутый — общительный
искренний — лицемерный
очевидный — сомнительный
отважный — трусливый, малодушный
правдивый — лживый
привередливый — неприхотливый
участливый — равнодушный
робкий — смелый
решительный — неуверенный
упрямый — покладистый
халатный — добросовестный
невозмутимый — неуравновешенный
образованный — невежественный
яростный — кроткий
угрюмый — приветливый
храбрый — трусливый
лишний — необходимый
ловкий — неуклюжий
здоровый — больной
нарочный — нечаянный
приятный — отталкивающий
белый — черный
быстрый — медленный
высокий — низкий
горький — сладкий
зеленый — зрелый
ветхий — новый
верный — ошибочный
полезный — вредный
веселый — грустный, печальный, скучный
глубокий — мелкий
острый — тупой
крепкий — непрочный
гладкий — шершавый
горячий — холодный
мокрый — сухой
яркий — тусклцй
сытый — голодный
тонкий — толстый
тесный — просторный
гласный — согласный
широкий — узкий
ясный — пасмурный, ненастный
новый — старый
близкий — далекий
большой — маленький
могучий — слабый
частый — редкий
блестеть — мерцать
бледнеть — краснеть
гасить — зажигать
греть — охлаждать
светать — смеркаться
помогать — мешать
ложиться — вставать
смеяться — плакать
удаляться — приближаться
говорить — молчать
помогать — мешать
делать — бездельничать
любить — ненавидеть
мерзнуть — согреваться
оборонять — нападать
тужить — радоваться
спасти — погубить
уверить — разубедить
огорчить — утешить

Синонимы могут также различаться по выразительности, могут быть книжными и разговорными, современными и устарелыми, просторечными, народно-поэтическими, ласкательными и шутливыми: мальчик (подросток мужского пола), мальчишка (разговорное), мальчуган и мальчонка (разговорное и ласкательное), мальчонок (просторечное, ласкательное), парнишка и паренёк (разговорное и ласкательно-фамильярное), хлопец и хлопчик (просторечное и областное), шпингалет (просторечное), пацан (грубовато-просторечное), шкет (жаргонное).

Синонимы отделяются друг от друга запятой; точка с запятой разделяет синонимы с разными оттенками значения.

Вот некоторые примеры синонимов, которые помогут школьникам при выполнении домашнего задания, помогут написать сочинение или изложение.

Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.

Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

Признаки фразеологизмов

  1. Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что ещё зовутсяустойчивыми словосочетаниями.

Во что бы то ни стало нельзя произнести во что бы мне не стало или во что ни стало бы то, аберечь как зрачок глаза вместо беречь как зеницу ока.

Есть конечно и исключения: ломать голову или голову ломать, врасплох застать и застать врасплох, но такие случаи редки.

  1. Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом:

сломя голову – быстро,

рукой подать – близко.

  1. Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл.

Часто прямое выражение превращается в переносное, расширяя оттенки своего смысла.

Трещит по швам – из речи портного приобрело более широкое значение – приходить в упадок.

Поставить в тупик – из речи железнодорожников перешло в общее употребление в значении привести в замешательство.

Примеры фразеологизмов и их значения

Баклуши бить — бездельничать
Белены объесться — взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости
После дождичка в четверг — никогда
Аника-воин — хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности
Задать головомойку(баню) — намылить шею, голову — сильно отругать
Белая ворона — человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами
Бирюком жить — быть угрюмым, ни с кем не общаться
Бросить перчатку — вызвать кого-нибудь на спор, соревнование (хотя никто перчаток не кидает)
Волк в овечьей шкуре — злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся под маской кротости
Витать в облаках — блаженно грезить, фантазировать невесть о чем
Душа в пятки ушла — человек перетрусивший, испугавшийся
Живота не пожалеть — пожертвовать жизнью
Зарубить на носу — запомнить крепко-накрепко
Из ухи делать слона — превращать мелкий факт в целое событие
На блюдечке с золотой каемочкой — получить желаемое с почетом, без особых усилий
На краю земли — где-то очень далеко
На седьмом небе — быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства
Ни зги не видно — так темно, что не видно тропинки, дорожки
Кинуться очертя голову — действовать безрассудно, с отчаянной решимостью
Съесть пуд соли — хорошо узнать друг друга
Скатертью дорога — уходи, без тебя обойдемся
Работать засучив рукава — работать горячо, со старанием

Интересно, что во фразеологизмах слово нос практически никак не выявляет своего основного значения. Нос – орган обоняния, однако в устойчивых словосочетаниях с носом связывается прежде всего представление о чем-то небольшом, коротком. Помните сказку про Колобка? Когда Лисице нужно было, чтобы Колобок попал в сферу ее досягаемости, стал ближе, она просит его сесть к ней на нос. Однако слово нос не всегда обозначает орган обоняния. Есть у него и другие смыслы.

Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с процессом говорения. Через рот в организм человека поступает пища – ряд устойчивых выражений так или иначе указывает на эту функцию рта. Со словом губа фразеологизмов не много.

В рот не возьмешь — говорят, если еда приготовлена невкусно.
Губа не дура — говорят про человека, умеющего выбирать самое лучшее.
Заткнуть кому-то рот – значит не дать ему говорить.
Каша во рту — человек невнятно говорит.
Маковой росинки во рту не было – значит, человек уже давно не ел и его нужно срочно покормить.
Молоко на губах не обсохло — говорят, если хотят показать, что кто-то еще молод и неопытен.
Набрать в рот воды – это замолчать самому.
Надуть губы — обидеться.
Рот разинуть – застыть в изумлении перед чем-нибудь, поразившим воображение.
Хлопот полон рот — говорят, если дел так много, что с ними не успеваешь справляться.
Широко открытый рот – признак удивления.

Быть под рукой – быть доступным, быть в непосредственной близости
Греть руки – пользоваться положением
Держать в руках – не давать воли, держать в строгом повиновении
Как рукой сняло – быстро исчезло, прошло
На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать
Не покладая рук – усердно трудиться
Подвернуться под руку – случайно оказаться поблизости
Попасть под горячую руку – нарваться на плохое настроение
Рука не поднимается – никак не возможно совершить действие из-за внутреннего запрета
Рука об руку – взявшись за руки, сообща, дружно
Рука руку моет – связанные общими интересами люди защищают друг друга
Руки не доходят – никак нет сил и времени что-то сделать
Руки чешутся – о большом желании что-либо сделать
Рукой подать – очень близко, совсем рядом
Ухватиться обеими руками – с удовольствием согласиться с каким-то предложением
Чужими руками жар загребать – пользоваться плодами чужой работы
Золотые руки – о том, кто умело, искусно всё делает, справляется с любой работой

Ветер в голове – ненадежный человек.
Вылетело из головы – забыл.
Голова идет кругом – слишком много дел, обязанностей, информации.
Давать голову на отсечение – обещать.
Как снег на голову – неожиданно.
Морочить голову – обманывать, уводить от сути дела.
Не сносить головы – отвечать за свои поступки.
Осмотреть с головы до ног – всего, тщательно, внимательно.
Очертя голову – рискованно.
По головке не погладят – поругают.
С больной головы на здоровую – свалить вину на другого.
С ног на голову – наоборот.
Сломать голову над задачей – напряженно думать.
Сломя голову – очень быстро.

Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом. Грубые слова действуют прежде всего на уши. Во многих устойчивых выражениях слово уши обозначает скорее не орган слуха, а только наружную его часть. Интересно, а вы можете увидеть свои уши? Пользоваться зеркалом в данном случае не разрешается!

Держать ухо востро — человек напряженно ждет опасности. Вострый – старая форма слова острый.
Навострить уши — внимательно прислушиваться. У собаки уши имеют заостренную форму и собака поднимает торчком уши, когда прислушиваются. Отсюда возник фразеологизм.
Не видать как своих ушей — говорят про человека, который никогда не получит желаемого.
Погрузится во что-то по уши — говорят человеку в том случае, если он всецело поглощен каким-либо занятием. По уши можно быть и в долгах – если долгов очень много.
Покраснел до ушей — говорят, когда человек сильно смущен.
Развесить уши – так говорят про человека, слушающего кого-либо чересчур доверчиво.
Слушать во все уши – значит слушать внимательно.
Слушать вполуха или слушать краем уха — слушать без особого внимания.
Уши вянут — противно слушать что-либо предельно.
Уши режет — говорят, когда что-то неприятно слушать.

Со словом зуб в русском языке имеется довольно большое количество устойчивых выражений. Среди них заметна группа фразеологизмов , в которой зубы выступают как своего рода орудие защиты или нападения, угрозы. Используется слово зуб и во фразеологизмах , обозначающих различные плачевные состояния человека.

Слова грудь и спина входят в противоположно окрашенные фразеологизмы. Однако, есть со словом спина и положительно окрашенные фразеологизмы.

Вставать или стоять грудью за кого-что-нибудь — подняться на защиту, стойко защищать.
Выезжать на чьей-нибудь спине — достигать своих целей, используя кого-нибудь в своих интересах.
Гнут спину — работать, или кланяться.
Горбить спину — работать.
Ездить на чьей спине — использовать кого-нибудь для каких-нибудь своих целей.
За спиной у кого (делать что-нибудь) — так, чтоб тот не видел, не знал, тайком от кого-нибудь.
Заложить руки за спину — скрестить их сзади.
На собственной спине (испытать, узнать что-нибудь) — по собственному горькому опыту, в результате неприятностей, трудностей, невзгод, которые самому пришлось пережить.
Нож в спину или удар в спину — предательский, изменнический поступок, удар.
Повернуться спиной — покинуть, оставить на произвол судьбы, перестать общаться с кем-нибудь.
Проложить грудью дорогу — добиться хорошего положения в жизни, добивается всего упорным трудом, преодолевает все выпавшие ему трудности.
Прятаться за чужую спину — перекладывать свои обязанности или ответственность на кого-нибудь.
Работать не разгибая спины — прилежно, усердно, много и тяжело. Им можно похвалить примерно работающего человека.
Распрямить спину — обрести уверенность в себе, ободриться.
Спину показать — уйти, убежать.
Стоять за чьей-нибудь спиной — тайно, скрытно руководить кем-нибудь.

Язык – еще одно часто встречающееся во фразеологизмах слово, так как язык чрезвычайно важен для человека, именно с ним связывается представление о способности говорить, общаться. Идея говорения (или, наоборот, молчания) так или иначе прослеживается во многих фразеологизмах со словом язык.

Бежать высунув язык – очень быстро.
Держать язык за зубами — молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях.
Длинный язык — говорят, если человек болтун и любит рассказывать чужие секреты.
Как корова языком слизала – про то что быстро и бесследно исчезло.
Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания.
Наступить на язык – заставить замолчать.
Повесить язык на плечо – очень устать.
Попасть на язык – стать предметом пересудов.
Прикусить язык — замолчать, воздержаться от высказывания.
Развязать язык — побуждать кого либо к разговору; давать возможность кому либо говорить.
Распускать язык — не сдерживая себя, теряя над собой контроль, проговариваться, говорить лишнее.
Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну.
Тянуть за язык — сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации.
Укоротить язык — заставить кого-либо замолчать, не давать говорить дерзости, лишнее.
Чесать язык (чесать языком) — говорить зря, заниматься болтовнёй, пустословить.
Чесать языки — сплетничать, злословить.
Чёрт дёрнул за язык — ненужное слово срывается с языка.
Язык без костей — говорят, если человек болтлив.
Язык заплетается – не можешь ясно сказать что-либо.
Язык к гортани прилип — неожиданно замолчать, перестать говорить.
Язык проглотить — замолчать, перестать говорить (о нежелании кого-либо говорить).
Язык хорошо подвешен — говорят про человека, который свободно, бегло говорит.

Без малого – около, почти
Мал золотник, да дорог – ценность не определяется размером
Мал мала меньше – один меньше другого (о детях)
Мала птичка, да ноготок остёр – незначительный по положению, но внушает опасение или восхищение своими качествами
Маленькая собачка до старости щенок – человек небольшого роста всегда кажется моложе своих лет, не производит солидного впечатления
Мало ли что – 1. все, что угодно, любое 2. не существенно, не важно 3. волнения, а вдруг…
Мало помалу – не торопясь, понемногу
Малым ходом – медленно
От мала до велика – всех возрастов
По маленькой (выпить) – немного, небольшую порцию
По маленькой играть – делать небольшую ставку (в играх)
С малых лет – с детства
Самая малость – незначительная часть чего-либо.

В подготовке к выразительному чтению можно наме­тить три этапа:

1) анализ произведения, уяснение намерений автора, определение своего отношения к описываемому и уста­новление задачи чтения;

2) поиски средств речевой выразительности для уст­ной передачи мыслей и намерений автора, разметка текста;

3) тренировочное чтение вслух.

Анализ произведения дает возможность чтецу ясно представить (как бы увидеть) все то, о чем рассказыва­ет автор, найти свое отношение к событиям и действую­щим лицам и наметить задачу чтения.

Приступая к анализу, прежде всего следует опреде­лить идею произведения, дать характеристику действую­щих лиц, (рассмотреть сюжет и его построение.

Определение идеи необходимо для правильного понимания всего произведения в целом и для уяснения ос­новной задачи чтения его.

Идея произведения раскрывается через систему образов, среди которых особо важное значение имеют об­разы действующих лиц. Через них писатель передает свои мысли, чувства, свое миропонимание, отношение к действительности, людям, явлениям природы. Поэтому к характеристике действующих л и ц чтец должен подходить с особой ответственностью. Необ­ходимо ясно представить себе каждое действующее ли­цо (его внешность, характер поведения, его взаимоотно­шения с другими действующими лицами, значение и ме­сто в произведении). Только после этого можно найти верные средства для его передачи.

Образы в произведении часто даются не в застыв­шем, готовом виде, а в развитии. Под влиянием тех или иных причин, обстоятельств в характере, поведении дей­ствующих лиц происходят изменения, появляются новые черты. Эти изменения необходимо передавать при чтении, оттеняя причины, которыми они вызваны.

Читаемые детям произведения, как правило, сюжетны. Знание сюжета произведения необходимо при подготовке его к выразительному чтению. Не зная со­держания, не представляя событий, взаимоотношений действующих лиц, причин их поведения, обстановки, в которой они действуют, нельзя правильно передать текст.

Сюжет имеет определенное построение. Чтец должен уметь разбираться в построении сюжета, выделять его основные части. Это даст ему возможность во время чтения подчеркивать узловые моменты и обра­щать внимание слушателей на самые острые и значи­тельные места, которые имеют решающее значение для уяснения всего произведения, помотают лучше понять его идею и развитие сюжета.

В построение сюжета входят экспозиция, завязка, кульминация, развязка, концовка (эпилог).

Цель экспозиции — сосредоточить внимание читаю­щего или слушателя. Экспозиция требует от чтеца спо­койных, повествовательных интонаций, неторопливости, которая поможет сосредоточить внимание слушателя.

Многие произведения не имеют экспозиции, а начи­наются сразу с завязки, которая вводит слушателя в начало действий, заинтересовывает его. При чтении завязку надо выделять, читать ее несколько замедленно, чтобы слушатели поняли, что вслед за прочитанным на­чнется собственно повествование, рассказ.

Большого внимания при чтении потребует кульмина­ция. Выделение ее путем замедления темпа, большей силой голоса, значительными логическими ударениями, паузами усилит напряжение, заставит слушателей с вол­нением ждать того, как будет разрешено данное поло­жение, как будет развиваться действие.

Каждое произведение имеет развязку. Она вносит разрядку в слушание. Поэтому при чтении ее надо про­извести так, чтобы дети почувствовали завершение, конец. Заключительную сцену следует читать несколько замедленно, после нее делать продолжительную паузу, чтобы дать слушателям возможность пережить прочи­танное, побыть под впечатлением того, о чем рассказы­валась в произведении.

Некоторые произведения не заканчиваются развяз­кой. Иногда после развязки бывает еще концовка (эпи­лог). Концовка, как и развязка, разряжает внимание слушателя, возвращает его к действительности. Читать ее следует так, чтобы слушатель' почувствовал оконча­ние и испытал удовлетворение от прочитанного. Только после завершения работы по литературному анализу произведения чтец сможет определить задачу чтения его.

Если произведение состоит из нескольких эпизодов, то при подготовке к выразительному чтению его следует разделять па части. Часть определяется сменой собы­тий, действий, обстоятельств. Каждая часть должна являться законченным эпизодом и отделяться при чте­нии от других частей значительной паузой. Такая пауза дает возможность слушателю лучше понять, почувство­вать, пережить прочитанное и настроиться на слушание последующего повествования.

Анализируя каждую часть, чтец должен определить ее главную мысль, рассмотреть поведение действующих лиц, обстановку, дать название (заглавие) каждой час­ти, произвести разметку текста. Такая работа будет способствовать лучшему пониманию всего произведения в целом и поможет чтецу определить свою исполнительскую задачу.

Нажатие должно точно передавать смысл данной части, быть эмоциональным, носить целенаправленный характер. При выборе названия можно использовать предложения анализируемого теиста.

Готовясь к чтению, надо насмотреть и на форму речи анализируемого произведения, определить, стихи это или проза, так как каждая форма речи имеет свои особенности, которые обуславливают своеобразие чте­ния. Для стихотворного произведения характерна речь ритмически организованная. При чтении такая речь потребует особого внимания к звуковой стороне слова, рифме, ритму. Произведению прозаическому, изложен ному свободно организованной речью, будут свойствен­ны при чтении обычные разговорные интонации.

Работая над текстом, необходимо установить, к ка­кому литературному жанру относился произве­дение, выбранное для чтения, так как каждый жанр имеет свою специфику, понимание которой обеспечит правильную художественную передачу произведения.

Учитель начальной школы имеет дело с такими жан­рами художественной литературы, как рассказ, сказка, стихотворение, басня. Знание особенностей каждого из указанных литературных жанров гари подготовке к вы­разительному чтению необходимо 1 -

При подготовке к выразительному чтению следует обращать внимание на язык произведения, относиться к нему бережно, не допускать вольностей, небрежности. Наиболее яркие, поэтичные, красочные выражения, мет­кие слова надо отметить в тексте, с тем чтобы выделить их яри чтении. Трудные для произношения слова выпи­сать в тетрадь и потренироваться в их чтении. На длин­ные фразы заранее рассчитать запас воздуха и произ­нести их спокойно, отчетливо, без срывов.

Работа над языком произведения обогащает речь чтеца, способствует хорошей передаче текста и обеспе­чивает быстрое восприятие его слушателем.

План анализа произведения для подготовки его к выразительному чтению составляется в определенной последовательности:

1) идея произведения;

2) краткая характеристика образов;

4) построение сюжета:

5) задача чтения.

Затем производится деление произведения на части и определяется задача чтения каждой части. В тетради с правой стороны записывается номер каждой части, на­звание части и весь текст. В левой — отмечается задача чтения.

Текст (по частям) переписывается в тетрадь, здесь же производится его разметка. Слова, произношение ко­торых вызывает сомнение, выписываются отдельно и выверяются по словарю.

1. Идея рассказа: наблюдай и люби природу.

2. Образы: охотник — человек гуманный, любозна­тельный; медведица — большая, строгая, деловитая; медвежата — веселые, бойкие, беспокойные.

3. Сюжет: наблюдение за купанием медвежат.

4. Построение сюжета:

б) развитие действия — купание медвежат,

г) развязка — возвращение домой.
Произведение короткое. Деление на части можно не производить.

Задача чтения: увлечь слушателей картиной купания медвежат.

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки / и вдруг / услышал громкий треск сучьев. / Он испугался / и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица / и с ней два весёлых медвежонка. / Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот / и давай окунать в речку. /

Медвежонок визжал и барахтался, / но мать не выпускала его, / пока хорошенько не выполоскала в воде. //

Другой медвежонок испугался холодной ванны / и пустился удирать в лес. /

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом / - в воду, как первого. //

Очутившись снова на земле, / оба медвежонка остались очень довольны купанием: / день был знойный, / и им было очень жарко в густых / лохматых шубках. / Вода хорошо освежила их. // После купания / медведи опять скрылись в лесу, / а охотник / слез с дерева / и пошёл домой. ///

Читайте также: