В чем сила и в чем слабость положительных героев достоевского сочинение

Обновлено: 04.07.2024

1.”Проклятые” вопросы Ф. М. Достоевского.
2. Раскольников – сильная личность или “тварь дрожащая”?
3. Закон нравственный превыше всего.

Творчество Ф. М. Достоевского – огромное событие в истории мировой духовной культуры, в том числе и философской. И пока будет жить человечество, оно будет пытаться постичь философию Достоевского, понять смысл его духовных исканий, так как они сопряжены с основными устремлениями человеческого духа.
В центре всех произведений великого писателя стоит человек со своими противоречиями,

страстями, слабостями и пороками.
Ф. М. Достоевского прежде всего беспокоит забвение общественной мыслью человека и проблем его существования. Если о нем и говорят, то создают образ “человека-механика”. Писатель видит недооценку личности человека как непосредственно в жизни, так и в художественной философской практике.

В записных книжках можно увидеть немало упреков теоретикам, вроде следующего: “Вы человека не цените, люди без гуманности”.
И хотя писатель понимает, что современный ему человек далек от совершенства, он все равно отыскивает человечное в человеке. Человек – это загадочен,

В чем же, по Достоевскому, сила личности? В жертвенности. “Добровольно положить свой живот за всех, пойти за всех на крест. На костер, можно только сделать при самом сильном развитии личности… беда при этом случае хоть какой-нибудь самый малейший расчет в пользу собственной выгоды” – так писал Ф. М. Достоевский в “Зимних заметках о летних впечатлениях”.
Проблема сильной личности всецело захватывает писателя. И вот в 1866 году появляется роман “Преступление и наказание”, в котором художник слова подходит к этой проблеме с философской и морально-нравственной позиций.
Родион Раскольников не обычный преступник, а борец с социальной несправедливостью: им движет идея индивидуального мщения. Это даже не убийство старухи-процентщицы, а “бунт”, тоска по делу, отчаянные поиски выхода. Он беден, живет в углу, напоминающем гроб, голодает, плохо одет.

Герой бескорыстен. Есть у него какая-то сила проницательности в разгадывании людей. Он с первого взгляда угадывает лживых и ненавидит их. Раскольников ненавидит стародавний барский разврат свидригайловых, хозяев жизни.

Это – люди разнузданных страстей, цинизма, любителей грязи. У Раскольникова есть два довода, приводящие его к преступлению. Один – внутренний, который живет в нем самом, в его гордости, в желании проверить себя и проверить на себе: “Наполеон я или нет”. А другой – желание проверить свою “теорию”.

Это полный “бунт”, отрицание мира и Бога, создавшего его. Вырваться из этой “тяжести земной”, послужить исцелению общего горя, разрушить мир зла – основная задача Раскольникова. У героя великое сердце, и он будет стоять на своем. Раскольников человек идеи: “Старуха была только болезнь…

Я переступить поскорее хотел… я не человека, я принцип убил!”.
Однако не переступил, остался на той стороне. Раскольников делит людей на “обыкновенных” и “необыкновенных”, на “низших” и “высших”. Первые служат только материалом для зарождения себе подобных, вторые – имеют талант, дар владеть новыми словами, руководить жизнью. И эти люди сделаны особо: “Настоящий властелин, кому все разрешается, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, громит Тулон; и он же по смерти становится кумиром, а стало быть, и все разрешается”.

Раскольников и захотел для каких-то в будущем благих целей проверить, “Наполеон или нет он?” Тут он стал запутываться, рассуждать, как себялюбец, только бы утвердиться в мысли, что ему все позволено. Желая сбросить “тяжесть земную”, нарушить вечные нравственные законы, Раскольников попрекает всех, кроме себя: человек для него – ничто.
У Раскольникова хватает сил почти на все: выйти на “пробу”, выследить, где лежит топор, пришить изнутри петлю для топора. Все же он останавливался и спрашивал себя: “Боже. да неужели ж, неужели я в самом деле возьму топор, стану бить по голове?” И мы знаем, что он бил, и не по одной, а по двум головам. Сыграл роль и инстинкт самосохранения. Лизавету он убивать не собирался; так получилось, и это очень символично: кровь влечет за собой кровь.

Наступает еще один момент – самоказнь героя. Следователь Порфирий Петрович угадывает, что творится в душе Раскольникова: “Теорию выдумал, да и стыдно стало, что сорвалось, что уж очень не оригинально вышло! Вышло-то подло, это правда, да вы-то все-таки не безнадежный подлец”.

Теория Родиона Раскольникова потерпела крах, да и быть иначе не могло, ведь в ее основе лежит преступление, убийство. Цель, какая бы благородная она ни была, не должна быть скомпрометирована средствами, в этом Ф. М. Достоевский убежден. Проблема усложняется еще и тем, что и на каторге Раскольников не отказывается от своей теории, будучи уже осужденным законом собственной совести, который для Ф. М. Достоевского и есть главный закон жизни.

По мнению Раскольникова, его теория была верна; он заключает – “это я не смог”.
Он пренебрег нравственным законом, но не отказался от своих наполеоновских мыслей и убеждений.
Ф. М. Достоевский выносит беспощадный приговор своему герою. Он не принимает ни теорию, ни методы Раскольникова, пусть даже и преследуют цель они хорошую. “Это человек-то вошь?” – восклицает гневно Сонечка Мармеладова устами самого писателя. И, разумеется, мы стоим на позиции автора. “Тварь ли я дрожащая или право имею?”, “все дозволено?”, “чем жив человек?” – вот они, эти “проклятые” вопросы, которые зарождаются в сознании главного героя романа “Преступление и наказание”.

И разрешение этих вопросов является условием и смыслом его жизни.
Так что же такое сильная личность, по мнению Ф. М. Достоевского? Это человек, живущий по принципам: “Не убий”, “Возлюби ближнего, как самого себя”. Это люди, для которых закон нравственный и суд Божий являются абсолютными в своей правоте. Но это не значит, что можно молча проходить мимо земного зла.

Борясь с земной несправедливостью, человек, может, и жертвует собой, но во имя ближнего своего. И жертва эта благостна. Причем, те, кто жертвуют собой, не считают свои поступки жертвоприношением.

Они живут этим, это нравственная среда их существования. Так проявляется закон любви, так проявляется сила личности. Эта сила в ее всетерпении, в безграничной любви к людям.
Любимых своих героев Достоевский наделяет чертами, которые приближают их к образу Христа. Это Соня Мармеладова, которая пошла на панель ради куска хлеба, чтобы прокормить свою семью. Она беззащитна и милосердна.

Ее сила – в ее слабости. И именно такую силу признает Ф. М. Достоевский. В обществе человеческие отношения не должны быть основаны ни на глубоком эгоистическом страхе, ни на идее титанизма личности.

Лишь в возрождающем действии совести проявляет себя нравственная истина.
В творчестве Ф. М. Достоевского невозможно отделить мыслителя от художника, воплотившего свои идеи не в научных трудах, а в литературных произведениях. Глубокий охват проблем, переосмысление самых разных культурно-исторических традиций свойственны его гению, в котором гармонично соединены чувства и разум, мысль и сердце.

Дочитал "Преступление и наказание".
Раскольников - исключительно жалкий тип.
Однако роман интересен тем, что в нем писатель выводит одновременно НЕСКОЛЬКИХ положительных героев, пусть даже и второстепенных. А такое в других произведениях Достоевского не случалось.

Во-первых, Разумихин. Он полная противоположность Раскольникову.
Оба находятся в одинаковых условиях - нищета, безденежье, никаких перспектив, так как оба - недоучки.
Но пока Раскольников лежит в своей конуре, месяцами ковыряет в носу и обдумывает, как Васисуалий Лоханкин, свое место в мировой истории, Разумихин трудится как пчелка. Бегает и ищет работу, переводит, находит интересные рукописи для издания. Он полон оптимизма, доброты, желания помочь даже тогда, когда эту помощь отвергают. Дай Разумихину деньги - и он и положит начало своему бизнесу, благо все к нему уже подготовлено. И награда хорошему человеку не заставляет себя ждать - любовь Дуни и деньги, которые она получает в наследство от отравленной жены Свидригайлова.
Сразу же после написания романа критики набросились на Достоевского с упреками, что образ Разумихина не доработан. Видите ли, Разумихин не участвует в политике, не думает о демократии, будущем угнетенного народа, а хочет просто заниматься бизнесом - какой гадкий человек!

Однако если полностью отбросить идеологию, ибо с какой стати человек должен увлекаться политикой и соответствовать чьим-то политическим взглядам? - образ Разумихина вдруг становится четким, ясным и приемлемым. Человек хочет счастья ДЛЯ СЕБЯ, СЕМЬИ и ДРУЗЕЙ. Нахуй ему сдались химеры типа "счастья народа, счастья человечества". Каждый - сам за себя. Нахуй человечество.

Порфирий Петрович - второй исключительно положительный герой. Он сразу унюхал Раскольникова и понял, КТО совершил двойное убийство. Положительность Порфирия именно в том, что он дает питерскому наполеончику время ОСОЗНАТЬ, что он натворил, проникнуться виной и покаяться. Порфирий помогает с риском для своей карьеры Раскольникову понять, что лучший для него вариант - самому явиться в полицию и признаться в убийстве, что скостит наказание в разы. Так оно и происходит. Порфирий, не как следователь, а как человек заботится и о душевном катарзисе Родиона, и о его будущем, ведь парню-то всего 23 года.

Второстепенные случайные герои Зосимов и Заметов тоже положительны. Сначала кажется, что они серы и невзрачны, даже появляется впечатление, что их образы не доработаны. Однако это совсем не так. Функция вышеупомянутых персонажей - в некоем "оттенении", переходном тоне между контрастом Раскольников - Разумихин/Порфирий.
Почему положительны Зосимов и Заметов? Они обыкновенные люди, молодые, бедные. Но они честно трудятся и всегда готовы оказать помощь нуждающемуся в ней. Они не хватают звезд с неба, но жизненный настрой обоих положителен - труд, серьезный труд, годы труда - дерзай и будет у тебя и карьера, и деньги, и зажиточность. Их положительность - в постоянстве и в приземленности. База, из которой они исходят - это учеба, дающая фундамент для дальнейшего продвижения в жизни. О "наполеонах" и их "идеях" они могут поболтать за стаканом водки в кабаке, но бредовость подобных мыслей для Зосимова и Заметова служит лишь развлечением, не имеющим ничего общего с нормальной жизнью.

Свидригайлов. Ай да гад, ай да сволочь! (Так нам объясняли в школе). Его образ критики тоже считали недоработанным, не говоря уже об его отрицательности.
Шулер, мошенник, довел до смерти нескольких людей, к Дуне приставал - хотел выебать. Жену кажется отравил.

А если трезво взглянуть на вещи?

Каждый из нас в жизни делает много гадостей. И сознательно, и несознательно. Только часто люди просто не хотят признаваться в том, что они совершают гадкие, мерзкие поступки. Все хотят быть чистенькими, беленькими, пушистенькими.
А Свидригайлов?

Он не скрывает своей сущности. Да, передергивал в карты. Да, развратничал. Да, малолеток любит. Да, к Дуне приставал с нехорошими предложениями.
Но!

Если человек способен честно признаться в том, что он гад, то есть надежда на то, что он может изменить свою жизнь и начать совершать хорошие поступки. Это потому, что он В СОСТОЯНИИ осознать - что такое зло и что такое добро - и разделять их.

Кто-нибудь заставляет Свидригайлова дарить Дуне деньги?
Кто-нибудь дергает его за язык, когда он предлагает немалую финансовую помощь детям вдовы Мармеладова?
Кто-нибудь вынуждает его подарить Сонечке три тысячи и еще 15 тысяч своей "невесте"?
Никто.
Он сам это делает. И Раскольникову предлагает помочь. Конечно, тут имеется некая тонкость по имени Дуня (сестра Раскольникова), которую Свидригайлов на самом деле любит. Но ведь даже после того, как он убеждается, что Дуня категорически не согласна лечь с ним в постель и стать его женой, он все равно не доносит на ее брата в полицию и продолжает давать деньги тем, у кого есть в них потребность.

Кстати, парадоксально, но положительность Свидригайлова заключается и в том, что он покончил жизнь самоубийством. Не захотел жить отвергнутым Дуней. Значит, на самом деле крепко ее любил.
Получив отказ, он потерял волю к жизни, а ведь мог остаться жить.
У человека невеста была, малолетка, ее ебать и ебать.

Мужчина, умудренный опытом и развратом обнимает девочку. Еще несколько месяцев и он совсем законно может делать с ней все, что захочет в постели. Какой трепет – научить девочку, ныне жену, гладить твой хуй, объяснить ей, что такое минет, попробовать с ней разные позы, слышать ее первые любовные крики, стоны, видеть ее оргазмы и дирижировать ими, обучать ее, лепить из сырого, податливого и доверчивого материала женщину, любовницу, партнера, а ведь по годам она годится в дочки.

Представляете? И от всего этого наслаждения Свидригайлов отказывается! И кончает самоубийством. Вместо того, чтобы ебать, ебать и ебать малолетку! Да еще 15 тысяч ей дает в подарок, типа “на сохранение, пока вернется”!

И этот человек отрицательный? Да он самый что ни на есть положительный герой!

Кстати, вы не заметили, что в романах Достоевского часто встречается упоминание о малолетках?
С чего бы?
Дело в том, что Достоевский в Свидригайлове описал некую часть своей сущности, в том числе и часто посещавшие его в 60-е годы мысли о самоубийстве. И малолеток Достоевский любил до трепета. Может он в жизни не ебал малолетку, но ХОТЕЛ, очень ХОТЕЛ. Иначе не писал бы о них часто.

Соня Мармеладова стала проституткой, чтобы спасти семью. Но душа у нее осталась чистая и привычек проститутки она не приобрела. Писать о ней не буду, так как всем ясно, что она очень положительная.

Ну вот. И на фоне всех этих людей – Его величество “Наполеон Раскольников”. Тьфу!

В чем ценность романа, по моему мнению?
Наверное в том, что благодаря этому произведению спаслись многие-многие молодые люди, прочитавшие его и НЕ СТАВШИЕ на путь Раскольникова.
В этом главная ценность “Преступления и наказания”. Достоевский невероятно точно описал муки и нравственные страдания, которые ожидают 99% будущих раскольниковых, если те пойдут по пути своего Предтечи.
Наказание, душевное и физическое, для 99% таких людей – неотвратимо.
Лишь 1% из 100 станут наполеончиками. А Наполеоном. один из нескольких миллионов.

Вот такие пироги.

Comments:

а вот мне кажется, что положительные герои выглядят "неуклюже" по сравнению с самим Раскольниковым, Сонечкой там, Свидригайловым. они действетельно не полно раскрыты и действительно недоработаны. кстати, единсвтенная прекрасная иностранная экранизация русского классического произведение - это как раз "преступленеи и наказание" в двух частях. блин! не нашла сейчас в яндексе не имя режиссера, не страну. но чего стоила одна большая жирная муха, которая билась о стекло в комнате раскольникова.

в своих произведениях исследует социальную среду и человеческую личность, проникает в тайники человеческой души. Писатель убедительно связывает психологию героев и их социальным положением, со средой, их породившей.

Достоевский — самый жестокий художник 19 века, потому что он обнажает жестокую правду, которую трудно даже представить. Мир писателя населен людьми, доведенными до крайности, до предела человеческих страстей — от извращенного порока и преступления до высочайшей добродетели и нравственной чистоты. В поле его зрения попадают и те, и другие, потому что писателя интересуют и истоки порока, и нравственная высота добродетели.

Живя в 21 веке, мы видим, как точно, ярко, детально Достоевский описывал жизнь своего времени. Характеры его героев, атмосферу его произведений мы очень часто встречаем и в современной действительности. К примеру, рассмотрим черты характера Родиона Раскольникова.

Современный человек, несмотря на все его недостатки, также способен страдать. Гордыня и тщеславие — черты нашего времени. Но, тем не менее, стремление к познанию себя, к самосовершенствованию — тоже наша отличительная черта. Именно поэтому современные люди не совсем очерствели душой, они способны чувствовать, страдать, а, значит, оставаться людьми.

Раскольникову повезло, что на его пути встретилась Соня Мармеладова. Эта героиня несет в себе ту истину, к которой в результате мучительных исканий должен прийти и Раскольников, — к Богу. И помогает ему в этом Соня. Силой любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть.

Мне кажется, что в нашем обществе таких людей, как Соня Мармеладова, остается все меньше и меньше. Если бы нас окружали люди с чистой душой, бескорыстные, сопереживающие друг другу, то жизнь многих шла бы по правильному пути. Но, к сожалению, слишком часто в наше время встречаются те, кто живет ради достижения своих целей, кто переступает через судьбы других людей, предавая и используя их.

В современном обществе часто встречаются такие противоположные характеры, как Семен Захарович Мармеладов и его жена, Катерина Ивановна. Мармеладов предстает перед нами как завсегдатай распивочной, грязный, утративший достоинство чиновник, обворовывавший собственную жену и просящий у дочери деньги на похмелье. Однако, вслушиваясь в его монологи, мы проникаемся к нему сочувствием.

Совсем другой человек Катерина Ивановна. Она человек благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи. Это страстная, дерзкая и бунтарская натура. Катерине Ивановне ее жизнь кажется настоящим адом. Она не умеет терпеть и молчать, как Соня. В ней сильно развито чувство справедливости, которое побуждает эту героиню к решительным действиям, которые часто не понимают окружающие. Но изменить Катерина Ивановна ничего не может. От этого она еще больше мучается, постепенно умирает.

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть "униженным и оскорбленным" глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: "Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами". Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее "каморке", которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — "задавленного бедностью", "изуродованного нищетой" "бедного и больного студента".

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. "Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою", — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. "Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. "

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. "За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения". Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти "от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. ". А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в "Дневнике писателя": "Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы".

Читайте также: