Сочинение на тему изображение жизни русских крестьян в рассказе солженицына матренин двор

Обновлено: 07.07.2024

(457 слов) Александр Исаевич Солженицын был известным русским писателем и правозащитником. Многие творения этого писателя рассказывают читателю правдоподобно историю великой страны. В своих произведениях Александр Исаевич стремился рассказать о непростых условиях жизни простого народа, о жизненные нравах, присущих советскому времени. Никто не остаётся равнодушным к рассказам Солженицына. Одним из главных произведений писателя является рассказ «Матренин двор«. Работу над ним автор завершил в 1959 году. Александр Исаевич мастерски объединил элементы рассказа, художественного очерка и жития. Он очень многогранно и объективно отразил жизнь русской деревни.

По воле судьбы происходит знакомство рассказчика с простой русской женщиной по имени Матрена. Она была хозяйкой дома, где поселился рассказчик. Герою очень хотелось выбрать деревню для своего дальнейшего существования. Можно заметить, что выбор рассказчика выпал именно на деревню Тальново неспроста. Ведь мужчина очень хотел поселиться как можно дальше от городской суеты, в самой глубинке.

Рассказчик поселился в небольшой деревне, где царили свои уклады, обычаи, и где были свои проблемы. Чтобы выжить в непростых условиях, многим жителям приходилось выполнять непосильную работу. Наверное, поэтому они ожесточились, и не всегда можно было встретить в Тальново отзывчивых и добродушных людей. Так, например, образ Фаддея олицетворяет эгоистичных, расчётливых, бездушных обитателей деревни, одержимых поиском выгоды и наживы. Они могут пойти на всё ради собственного материального благополучия. Такие люди не жили по нравственным законам, а человеческие качества не представляли для них никакой значимости. Сёстрам Матрены также был присущ эгоизм. Ведь они думали только о том, как бы присвоить наследство героини, хотя при жизни они почти ее не навещали и никак не помогали. Кроме того, автор показал безжалостных соседей, которые только и делали, что пользовались милосердием и щедростью Матрены. Они звали на помощь главную героиню, несмотря на её недуг.

Однако можно понять и оправдать все эти явления, узнав о безразличии самой власти к судьбе деревни. Так, все представительницы прекрасной половины человечества познали непростые торфяные скитания. Женщины рисковали свободой и жизнью, воруя торф, без которого они бы не прожили ни одной зимы. Но власти об их жизни не заботились, и крестьянам приходилось выживать не благодаря, а вопреки правительству. В своем произведении Александр Солженицын продемонстрировал всю несправедливость, которая царила в деревне. Так, главная героиня рассказа на протяжении долгих лет стремилась добиться правды, чтобы ей предоставили пенсионные выплаты. А ее обманывали в колхозе, не засчитывая часы работы.

Не менее печальными являются традиции, которых нужно было придерживаться в деревне. В произведении можно проследить жестокое отношение родственников к Матрене. Они горевали на поминах просто потому, что так было принято.

Можно утверждать, что Александру Солженицыну удалось правдиво продемонстрировать уклад деревни, описывая персонажей произведения, их поведение и традиции. Автор, главным образом, подчеркнул низкий нравственный, материальный, духовный уровень жизни крестьян. Писатель показал, как стремление к наживе и материальному обогащению уничтожали в жителях искренние и светлые чувства. Постепенно они становились корыстными, жестокими и завистливыми. Но такими их сделали ужасные условия, которые создали власть имущие.

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 15.03.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 01.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 23.09.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты
и нравственного уродства современной советской деревни,
показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу
Матрену и задавшись вопросом: что перетянет на весах истории?
Ведь, как говорит русская пословица, одно слово правды весь
мир перетянет.
Рассказ "Матренин двор" появился в тот момент, когда другие
авторы воспевали сытную колхозную жизнь.
Не видели нищих деревень, разрушенных церквей, обманутых старух?
Видели, конечно. Поэтому рассказ и вызвал шок-он не
укладывался в общепринятую концепцию отображения деревни.

Безрадостной и тяжелой показана жизнь деревни; равнодушие
власти к человеку, крестьянину-кормильцу.
"Год за годом, многие годы" ей не платят ни рубля -пенсия
"не положена",
так как в колхозе она работала "за палочки трудодней".
А выхлопотать пенсию за мужа, погибшего на фронте, стоило
много трудов и унижений.
Она больна, но не может ехать в район, в больницу-далеко
и хлопотно.
Зато её регулярно выгоняют на работу в колхоз, хотя она уже и
не колхозница, и не пойти нельзя-отберут участок огорода.
Нельзя косить для своей козы, нет топлива, и бабы таскают торф,
как раньше воровали лес у барина.
Так живёт не только Матрёна. Колхозы привели деревню к
полному экономическому краху: нет лошадей- мешки таскают
на себе, не держат скота, и нет продуктов, даже вилы, выходя
на работу, надо брать свои. Но председатель соседнего
колхоза возвысился и получил звание Героя Социалистического
Труда за то, что свёл под корень гектары леса, и от "непрохожих"
прежде лесов остались кустарники на торфяных болотах.
Работа в колхозе привела к тому, что крестьяне утратили
свойственное им чувство хозяина. Об этом рассуждает Матрёна
Васильевна:
"Станешь, об лопату опершись, и ждёшь, скоро ли с фабрики гудок
на двенадцать… Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого
звуку не было, только ой-ой-ойиньки, вот и обед подкатил, вот
вечер подступил".
Раскрестьянивание, утрата людьми традиционных нравственных
устоев-вот итог, к которому привела колхозная политика Советской
власти в понимании Солженицына.
Действие произведения разворачивается в 1956 году.

Начинается рассказ с того, что мы знакомимся с учителем математики, который ищет себе пристанище. С этой целью он объезжает несколько деревень. В конце концов, он останавливается в той, где живет Матрена Васильевна. Это село ничем не отличается от других мест России того времени, также как остальные погрязло в бедности и нищете.

Дом Матрены, у которой и поселился учитель, когда-то был добротно сделан, а теперь посерел от времени, щепа изгнивала, ворота покосились. Автор не просто так дает подробное описание дома. Тем самым он показывает нищету простой русской крестьянки, каких много по великой матушке Руси.

Внутри избы все чисто, горит лампада, но убранство самое обычное, даже убогое. Все богатство – кадки с фикусами, которые так любила хозяйка.

Матрена Васильевна болеет, зачастую уже и не может подняться с печи. Жизнь в постоянном труде ее измотала. Муж не вернулся с войны. Один за другим ушли из жизни все шестеро детей. Женщина была стара и одинока. Она столько пережила за свою жизнь, но даже не удостоена пенсии. Пусть ее изнуряла болезнь, но она же не инвалид. Матрена все время работала в колхозе, а не на заводе, а таким пенсия не положена. Добиться выплат можно только по утере кормильца, который погиб на полях сражений. Подобного рода несправедливость наблюдалась на каждом шагу в стране того времени. Человек, который трудится на благо родины, не ценится по достоинству. Его не замечают, а бывает, что просто втаптывают в грязь, заставляют страдать.

Матрена Васильевна своим нелегким трудом заслужила не одну пенсию, но ничего не получает, потому что работала за палочки. Чтобы хоть что-то получить за мужа, женщина собирает кучу справок, но так ничего и не добивается, оставшись без денег. Вот настоящая правда нелепых бюрократических законов, которые далеки от жизни простых русских крестьян.

Государство даже и не знает, как живут такие люди, как Матрена Васильевна. Во всей красе Александр Солженицын показывает ситуацию тех лет: люди – обычные крепостные, бедные ,измотанные, лишенные права голоса.

Героиня не держит хозяйства. У нее одна коза, которую нечем кормить. Сама же Матрёна питается картошкой. Чтобы протопить дом, ворует торф и носит мешке на своей сгорбленной спине. Продавать торф местным жителям не положено. Это болото нищеты засасывает людей, лишает их простых радостей в жизни.

В этих условиях люди стали бесчеловечны. И Солженицын показывает не только материальные проблемы русской деревни, но и нравственное обнищание человека.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


"Матрёнин двор" - это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, о жизни в социалистическом государстве.

Этот рассказ, как замечал сам автор, "полностью автобиографичен и достоверен". Отчество рассказчика - Игнатич - созвучно с отчеством А. Солженицына - Исаевич. Действие происходит в 1956 году, через три года после смерти Сталина. Люди ещё не знают, как жить дальше: из "пыльной горячей пустыни" бесчисленных лагерей они попадают "просто в Россию", чтобы навсегда затеряться где-нибудь в средней полосе - "без жары, с лиственным рокотом леса".

Крохотно Матренино хозяйство: коза да огород. Козье молоко да картошка – вот вся незамысловатая пища этой женщины.

Матрёна отличалась трудолюбием: вставала в четыре-пять утра, "тихо, вежливо, стараясь не шуршать, топила русскую печь, ходила доить козу, по воду ходила и варила в трёх чугунках". Матрёна никому не могла отказать: без неё ни одна пахота огорода не обходилась. Денег она не брала, получала удовольствие, прилив сил от работы.

Матрёнина покорность шла от сердца. Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда была готова поделиться последним.

Матрёне Васильевне досталась несладкая личная жизнь. Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли за него пенсию. И всё же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Её дом - сквозной символический образ рассказа - как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, чтобы продолжить род людской.

Матрёна - праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности.

Автор пишет о плохом снабжении сельчан продукцией. Крупы и той трудно было достать жителям деревни. Разве это справедливо, что женщина, всю жизнь честно трудившаяся в колхозе, потерявшая в войну мужа, больная, живет в старой избе без копейки денег, скудно питается?

Разве справедливо, что крестьяне, окруженные лесными массивами, вынуждены идти на воровство топлива? Ведь власти ставят людей в униженное положение, заставляя идти на воровство. Раньше лес у барина воровали, теперь тянули торфу у треста. Даже корову Матрена не в состоянии содержать.

В центре проблематики рассказа – нравственное разложение и умирание русской деревни. Физически больная и немощная Матрена оказалась тем столпом, который еще удерживает устои деревни. В свете этого гибель Матрены осмысливается как грозное предвестие надвигающейся катастрофы и для Города, и для Села, и для всей России.

Читайте также: