Сочинение на тему импрессионизм в музыке

Обновлено: 03.07.2024

Характеристика основных черт импрессионизма как музыкального направления. Изучение первого творчества Ашиль-Клода Дебюсси: период творческого расцвета, опера "Пеллеас и Мелизанда". Творчество Дебюсси начала XX века: эскизы "Море", сюита "Детский уголок".

Рубрика Музыка
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 21.09.2014
Размер файла 34,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Импрессионизм в музыке. Основные черты

2. Творчество Ашиль-Клода Дебюсси

3. 1890-е годы - первый период творческого расцвета

4. Творчество Дебюсси начала XX века

5. Последнее десятилетие жизни Дебюсси

Сочинения Ашиль-Клода Дебюсси

Список используемой литературы

дебюсси импрессионизм направление музыкальный

1. ИМПРЕССИОНИЗМ В МУЗЫКЕ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Становление и расцвет импрессионизма в живописи наблюдается в середине 60-х годов XIX века. Зарождение импрессионизма в музыке, родоначальником которого и ярчайшим представителем был Клод Дебюсси, относится к середине 90-х годов XIX века. Истоки музыки импрессионизма лежат в позднем романтизме XIX в., в произведениях Ф. Листа, Э. Грига и др. композиторов. Музыка импрессионистов такая же поэтична, но более выразительна. Основные представители этого музыкального стиля: Эрик Сати, Клод Дебюсси, Морис Равель.

Основные черты музыки импрессионизма:

1. Это яркая и восторженная, избегающая острых социальных проблем музыка. С живописным импрессионизмом ее роднит восторженное отношение к жизни.

2. Преобладание красочно-жанровое или пейзажное начало

3. Изменилась трактовка музыкальных жанров. В области симфонической и фортепианной музыки создавались главным образом программные миниатюры, сюитные циклы (возвращение к рококо).

4. Обращение к франц. фольклору, музыке Востока, элементам сказочности и фантастичности.

5. Стремление передать настроение композитора и эмоции, которые являются для него самого и слушателей определенными символами. Если сравнивать с импрессионистической живописью, которая стремилась отобразить впечатление, то музыка в стиле импрессионизма стремилась вызвать впечатление у слушателей с помощью приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов.

6. Инструментовка импрессионистов характеризуется уменьшением размеров классического оркестра, прозрачностью и тембровым контрастом, разделением групп инструментов, тонкой детальной проработкой фактуры и активным использованием чистых тембров как солирующих инструментов, так и целых однородных групп. В камерной музыке любимое тембровое сочетание Сати и Дебюсси, почти символическое для импрессионизма - это арфа и флейта.

2. ТВОРЧЕСТВО АШИЛЬ-КЛОДА ДЕБЮССИ

Ашиль-Клод Дебюссим (22 августа 1862, Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа - 25 марта 1918, Париж) - французский композитор, дирижер, пианист и музыкальный критик. Основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая опера и романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы.

Дебюсси Родился в семье скромного достатка - его отец в прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры давала одаренному ребенку Антуанетта-Флора Моте (теща поэта Верлена).

Его родители, мелкие буржуа, любили музыку, но были далеки от настоящего профессионального искусства. Случайные музыкальные впечатления раннего детства мало способствовали художественному развитию будущего композитора. Самыми яркими из них были редкие посещения оперы. Лишь с девяти лет Дебюсси начал обучаться игре на фортепиано. По настоянию близкой их семье пианистки, распознавшей незаурядные способности Клода, родители отдали его в 1873 году в Парижскую консерваторию. Это учебное заведение было в 70-80-е годы XIX века оплотом самых консервативных и рутинерских методов обучения молодых музыкантов. Здесь в течение 11 лет он учился у А.Мармонтеля (фортепиано) и у А.Лавиньяка, Э.Дюрана и О.Базиля (теория музыки).

Усердные занятия первых лет приносили Дебюсси ежегодные премии по сольфеджио. Пианистическое дарование Дебюсси развивалось чрезвычайно быстро. Уже в студенческие годы его игра отличалась внутренней содержательностью, эмоциональностью, тонкостью нюансировки, редким разнообразием и богатством звуковой палитры. Впервые его пианистический талант был отмечен премией лишь в 1877 году за исполнение сонаты Шумана.

Первые серьезные столкновения с существовавшими методами консерваторского преподавания происходят у Дебюсси в классе гармонии. Самостоятельное гармоническое мышление Дебюсси не могло мириться с традиционными ограничениями, царившими в курсе гармонии. Лишь композитор Э. Гиро, у которого Дебюсси занимался композицией, по-настоящему проникся устремлениями своего ученика и обнаружил единодушие с ним в художественно-эстетических взглядах и музыкальных вкусах.

Еще до окончания консерватории Дебюсси предпринял свое первое заграничное путешествие по Западной Европе по приглашению русской меценатки Н. Ф. фон Мекк. Он играл в ее домах и поместьях в Швейцарии, Италии, в Вене и в России. Во время этих путешествий перед ним открылись новые музыкальные горизонты, причем особенно важным оказалось знакомство с сочинениями русских композиторов петербургской школы.

В 1881 году Дебюсси приехал в Россию в качестве пианиста для участия в домашних концертах фон Мекк. Эта первая поездка в Россию (затем он побывал там еще два раза - в 1882 и 1913 годах) пробудила огромный интерес композитора к русской музыке, который не ослабевал до конца его жизни.

Семнадцатилетний Дебюсси был учителем музыки в семье фон Мекк, покровительницы Чайковского и страстной любительницы музыки. Дебюсси занимался с детьми миллионерши фортепиано, аккомпанировал певцам, участвовал в домашних музыкальных вечерах. Хозяйка души не чаяла в юном французе, подолгу и с упоением беседовала с ним о музыке. Однако когда юный музыкант без памяти влюбился в ее пятнадцатилетнюю дочь Соню и попросил у Надежды Филаретовны ее руки, разговоры о музыке мигом прекратились. Зарвавшемуся учителю музыки было немедленно отказано от места.

По возвращении из Италии в Париж Дебюсси окончательно порывает с академией.

Явное предпочтение, уделяемое вокальной музыке в первый период творчества, объясняется в значительной мере увлечением композитора символистской поэзией. Однако в большинстве произведений этих лет Дебюсси старается избегать и символистской неопределенности, и недосказанности в выражении своих мыслей.

3. 1890-Е ГОДЫ. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСКОГО РАСЦВЕТА

Новизна стиля оперы обусловливается во многом тем, что она написана на прозаический текст. Вокальные партии оперы Дебюсси заключают в себе тонкие нюансы разговорной французской речи. Мелодическое развитие оперы представляет собой выразительную напевно-декламационную линию. Сколько-нибудь значительный эмоциональный подъем в мелодической линии отсутствует даже в кульминационных в драматическом отношении эпизодах оперы.

4. ТВОРЧЕСТВО ДЕБЮССИ НАЧАЛА XX ВЕКА

Прежде всего, следует рассмотреть, какими средствами пользуется Дебюсси для создания различных оттенков юмора, которым так богато это произведение.

Композитор сам сделал забавные рисунки для оформления первого издания цикла.

Необычайно поэтично программное описание, принадлежащее замечательному исполнителю музыки Дебюсси, пианисту Альфреду Корто:

Она (имеется в виду Шушу) рассказывает ему эти истории без слов, выдумывая их для себя, - шестилетняя Шахеризада, пребывающая в чудных грезах детства, более сильных, чем действительность, более пленительных, чем волшебство. А затем ребенок ли, игрушка ли засыпает?

Может быть, и ребенок, и игрушка.

"Серенада кукле". За слегка насмешливым подражанием однообразному сопровождению - вся своенравная грация и вольная прихоть детской болтовни, которой внимает неподвижная улыбка новой куклы, застывшей в курьезной позе, приданной ей очередным капризом девочки.

"Снег танцует". Танцует снег, - и грустно и приятно, прильнув к окну, следить из теплой комнаты за безмятежно падающими хлопьями. Что же сталось с птицами и цветами? И когда же вновь засверкает солнце?

Корто показал здесь, каким открытием нового мира - души ребенка, его непосредственных реакций, его глубоко эмоциональных вопросов и своевольных ярких фантазий явился этот необычный цикл Дебюсси.

5. ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ЖИЗНИ ДЕБЮССИ

Хотя первые признаки заболевания раком появились уже в 1909. Последнее десятилетие в жизни Дебюсси отличается непрекращающейся творческой и исполнительской деятельностью вплоть до начала Первой мировой войны. Концертные поездки в качестве дирижера в Австро-Венгрию принесли композитору известность за рубежом. Особенно тепло он был принят в России в 1913 году. Концерты в Петербурге и Москве прошли с большим успехом. Личное общение Дебюсси со многими русскими музыкантами еще больше усилило его привязанность к русской музыкальной культуре.

Он дирижировал собственными сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах.

Двенадцать этюдов Дебюсси связаны с его длительными экспериментами в области фортепианного стиля, поисками новых видов техники и средств выразительности. Но даже в этих произведениях он стремится к решению не только чисто виртуозных, но и звуковых задач.

У Дебюсси этот жанр подводит итог его творческому пути и является своего рода энциклопедией всего самого характерного и типического в области музыкального содержания, круга поэтических образов и стиля композитора.

До последних дней жизни - он умер 26 марта 1918 года во время бомбардировки Парижа немцами, - несмотря на тяжелую болезнь, Дебюсси не прекращал своих творческих поисков.

Клод Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Он, один из крупнейших мастеров 20 в., оказал существенное влияние на композиторов многих стран и на дальнейшее развитие музыкального искусства.

СОЧИНЕНИЯ АШИЛЬ-КЛОДА ДЕБЮССИ

Родриго и Химена (1890-1893; не завершена). В 1993 г. была дописана Эдисоном Денисовым

Пеллеас и Мелизанда (1893-1895, 1898, 1900-1902)

Черт на колокольне (1902-1912?; наброски)

Преступления любви (Галантные празднества) (1913-1915; наброски)

Ящик с игрушками (1913)

Фантазия для фортепиано с оркестром (1889-1896)

Рапсодия для альтового саксофона с оркестром (1901-1908)

Два танца для арфы и струнных (1904). Имеется также авторская обработка для 2-х фортепиано, сделанная в 1904 г.

Фортепианное трио (1880)

Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано (1882)

Струнный квартет (1893)

Рапсодия для кларнета и фортепиано (1909-1910)

Соната для виолончели и фортепиано (1915)

Соната для скрипки и фортепиано (1916-1917)

Сочинения для фортепиано

А) для фортепиано в 2 руки

Две арабески (1888)

Мазурка (около 1890)

Вальс (1894; ноты утрачены)

Мелодия слёз (1915)

Б) для фортепиано в 4 руки

Andante (1881; не опубл.)

В) для 2-х фортепиано

Неосуществленные замыслы (в скобках - годы их возникновения и/или существования)

Три ноктюрна для скрипки с оркестром (1894-1896)

Соната для гобоя, валторны и клавесина (1915)

Соната для кларнета, фагота, трубы и фортепиано (

Обработки произведений других авторов

Две гимнопедии (1-я и 3-я) Э. Сати для оркестра (1896)

Вторая симфония К. Сен-Санса для 2-х фортепиано (1890)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Медведева И. А. Дебюсси, Клод // Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 165.

2. Нестьев И. В. Зарубежная музыка XX века, М., Изд-во "Музыка", 1975

3. Кремлев Ю. Клод Дебюсси, М., 1965

4. Мартынов И. Клод Дебюсси, М., 1964

5. Розеншильд К. Молодой Дебюсси и его современники, М., 1963

6. Альшванг А. Клод Дебюсси, М., 1935;

7. Альшванг А. Произведения Клода Дебюсси и М. Равеля, М., 1963

Подобные документы

Французский композитор Клод Дебюсси как самый яркий и последовательный представитель импрессионизма в музыке. Сюита для фортепиано "Детский уголок". Стилистические параллели и вопросы исполнения. Сравнительный анализ строения произведений композитора.

курсовая работа [42,1 K], добавлен 26.06.2009

Опера Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" - центр музыкально-драматических исканий композитора. Сочетание в опере вокальной декламации и выразительной партии оркестра. Пути развития композиторской школы США. Творческий путь Бартока. Первая симфония Малера.

контрольная работа [62,3 K], добавлен 13.09.2010

Ашиль-Клод Дебюсси (1862-1918) — французский композитор и музыкальный критик. Обучение в Парижской консерватории. Открытие колористических возможностей гармонического языка. Столкновение с официальными художественными кругами Франции. Творчество Дебюсси.

биография [38,0 K], добавлен 15.12.2010

Фольклорные течения в музыке первой половины XX века и творчество Белы Бартока. Балетные партитуры Равеля. Театральные опусы Д.Д. Шостаковича. Фортепианные произведения Дебюсси. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. Творчество композиторов группы "Шести".

шпаргалка [64,8 K], добавлен 29.04.2013

Опера - драма в эволюции жанра. Изучение оперного творчества А.С. Даргомыжского. Обзор музыкальной драматургии его опер. Анализ проблемы их жанровой принадлежности в контексте развития оперного жанра. Музыкальный язык и вокальная мелодика композитора.

контрольная работа [47,0 K], добавлен 28.04.2015

Предпосылки расцвета музыки французских клавесинистов. Клавишные музыкальные инструменты XVIII века. Черты стиля Рококо в музыке и других видах творчества. Музыкальные образы французских клавесинистов, клавесинная музыка Ж.Ф. Рамо и Ф. Куперена.

курсовая работа [1006,4 K], добавлен 12.06.2012

Русская народная песня – основа творчества русских композиторов. Реформаторская деятельность Е.И. Фомина. Малоизвестные композиторы XVIII века. Романсы и опера: национальное своеобразие, связи с народными песнями. Характеристика музыки начала XIX века.

Музыкальный импрессионизм (фр. impressionnisme , от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Музыкальный импрессионизм в качестве предшественника имеет прежде всего импрессионизм во французской живописи. У них не только общие корни, но и причинно-следственные отношения. И главный импрессионист в музыке, Клод Дебюсси, и особенно, Эрик Сати, его друг и предшественник на этом пути, и принявший от Дебюсси эстафету лидерства Морис Равель, искали и находили не только аналогии, но и выразительные средства в творчестве Клода Моне, Поля Сезанна, Пюви де Шаванна и Анри де Тулуз-Лотрека.

Но если Сати выводил свой прозрачный и скуповатый по средствам импрессионизм от символической живописи Пюви де Шаванна, то Дебюсси (через посредство того же Сати) испытал на себе творческое влияние более радикальных импрессионистов, Клода Моне и Камилла Писcаро.

Окружающий мир в музыке импрессионизма раскрывается сквозь увеличительное стекло тонких психологических рефлексий, едва уловимых ощущений, рождённых созерцанием происходящих вокруг незначительных изменений. Эти черты роднят импрессионизм с другим параллельно существовавшим художественным течением — литературным символизмом. Первым обратился к сочинениям Жозефена Пеладана Эрик Сати. Немного позднее творчество Верлена, Малларме, Луиса и — особенно Метерлинка нашло прямое претворение в музыке Дебюсси,[5] Равеля и их некоторых последователей.

В 1880-х годах, до знакомства с Эриком Сати и его творчеством, Дебюсси был увлечён творчеством Рихарда Вагнера и полностью находился в фарватере его музыкальной эстетики. После встречи с Сати и с момента создания своих первых импрессионистических опусов, Дебюсси с удивляющей резкостью перешёл на позиции воинствующего анти-вагнеризма.[7] Этот переход был настолько внезапным и резким, что один из близких друзей (и биограф) Дебюсси, известный музыковед Эмиль Вюйермо напрямую высказал своё недоумение:

(Emile Vuillermoz, “Claude Debussi”, Geneve, 1957.)

(Vincent d’Indy. Richard Wagner et son influence sur l’art musical francais.)

В сфере красочной и ориентальной живописности, фантастики и экзотики (интерес к Испании, странам Востока) импрессионисты также не были первопроходцами. Здесь они продолжили наиболее яркие традиции французского романтизма, в лице Жоржа Бизе, Эммануэля Шабрие и красочных партитур Лео Делиба, одновременно (как истинные импрессионисты) отказавшись от острых драматических сюжетов и социальных тем.

2. Особенности стиля

Импрессионисты создавали произведения искусства утончённые и одновременно ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные, бесконфликтные и строгие (чистые) по стилю. При этом сильно изменилась и трактовка музыкальных жанров. В области симфонической и фортепианной музыки создавались главным образом программные миниатюры, сюитные циклы (возвращение к рококо), в которых преобладало красочно-жанровое или пейзажное начало.

Инструментовка импрессионистов характеризуется уменьшением размеров классического оркестра, прозрачностью и тембровым контрастом, разделением групп инструментов, тонкой детальной проработкой фактуры и активным использованием чистых тембров как солирующих инструментов, так и целых однородных групп.[6] В камерной музыке любимое тембровое сочетание Сати и Дебюсси, почти символическое для импрессионизма — это арфа и флейта.

1. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. — М.: Музыка, 1964. — С. 23.

3. Erik Satie Ecrits. — Paris: Editions champ Libre, 1977. — С. 69.

5. Клод Дебюсси Избранные письма (сост. А.Розанов). — Л.: Музыка, 1986. — С. 46.

6. под редакцией Г.В.Келдыша Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 208.

7. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. — М.: Музыка, 1964. — С. 22.

8. Vincent d’Indy Richard Wagner et son influence sur l’art musical francais. — Paris: 1930. — С. 84.

10. Составители М.Жерар и Р.Шалю Равель в зеркале своих писем. — Л.: Музыка, 1988. — С. 222.

11. Составители М.Жерар и Р.Шалю Равель в зеркале своих писем. — Л.: Музыка, 1988. — С. 220-221.

12. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. — М.: Музыка, 1964. — С. 154.

13. Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века. — Л.: Музыка, 1983. — С. 12.

Импрессионизм в музыке

Импрессионизм появился во Франции в 60-х годах XIX века как направление в живописи, но позднее распространился и на музыку. Суть нового течения состояла в фиксации мимолетного впечатления от увиденного в своем произведении.

В это время в культурной жизни Парижа наступает переосмысление академического искусства. Появляется нужда в переменах, что приводит к возникновению нового движения.

Стивен Шортридж Уроки музыки

Стивен Шортридж Уроки музыки

Особенности импрессионизма в музыке

Импрессионизм в музыке берет начало в 90-х годах XIX века. Его родоначальниками считаются такие французские композиторы, как Клод Дебюсси, Эрик Сати, Морис Равель.

Новое направление взялось не из воздуха. Его корни растут из романтизма. Очень большое влияние на музыкантов оказал немецкий композитор Рихард Вагнер.

Рихард Вагнер

Однако засилье оперы в музыкальной жизни Франции того периода, не давало возможности полноценно развиваться другим направлениям и жанрам. Это вызвало своеобразный протест в виде нового движения. Также, как в живописи, импрессионизм в музыке возник из противостояния бездушному отлакированному академизму.

Не стоит забывать и о влиянии на композиторов французских поэтов-символистов: Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера, Стефана Малларме и других. Они уделяли большое внимание мелодичной игре звуков и изображению эмоциональных переживаний души в своих литературных произведениях.

Музыка теперь стремится передать неуловимые впечатления и движения чувств, используя новые гармонические инструменты. Классический строй музыкального произведения, по мнению импрессионистов, изжил себя. Гармония больше не зависит от мелодики, давая возможность аккордам звучать свободно, выражая определенное настроение.

Произведения импрессионистов имеют яркую эмоциональную окраску. Они сознательно отказываются от классического драматизма, предпочитая пейзажи и жанровые сцены. Музыканты чаще пишут короткие произведения ‒ сюиты, музыкальные миниатюры. Нередко обращение к народной, экзотической и восточной музыке, к сказочным или фантастическим сюжетам. Композиторы используют расширенные гармонические комплексы, отдают предпочтение чистому и контрастному тембровому звучанию. В отличие от больших симфонических оркестров, обходятся малым количеством инструментов. Классическое сочетание ‒ флейта и арфа.

Эрик Сати

Первооткрывателем импрессионизма в музыке считается Эрик Сати. И сейчас еще не утихают споры о месте его личности в истории музыкальной Франции. Но бесспорно, что его новаторские эксперименты оказывали влияние не на одно поколение французских музыкантов. Его творческий путь не раз менял свое направление. Будучи одним из основателей импрессионизма, Эрик Сати первый же отошел от него после всеобщего увлечения творчеством Дебюсси. Недаром Сати называют реформатором европейской музыки.

Эрик Сати

Эрик Сати родился в 1866 г. в Нормандии в семье портового маклера. В ранние годы мальчика растил дядя, в связи с ранней смертью матери. Отец с новой семьей жил в Париже. В 12 лет Эрик переехал к отцу. Мальчик уже тогда проявлял интерес к музыке.

Эрик Сати дважды поступал в Парижскую консерваторию, но так ее и не закончил. Долгое время он оставался безвестным музыкантом, работая аккомпаниатором эстрадных певцов в разных кафе.

Рамон Касас Богема. Поэт Монмартра (портрет Эрика Сати)

Рамон Касас Богема. Поэт Монмартра (портрет Эрика Сати)

В 1891 г. Эрик Сати знакомится с Клодом Дебюсси. Их дружба продлится долго и приведет к созреванию Дебюсси как импрессиониста. Позднее Сати утверждал, что это именно с его подачи зародился импрессионизм, поскольку он советовал Дебюсси использовать в музыке те же средства выражения, что и художники-импрессионисты. Правда это или нет, неизвестно, поскольку эксцентричный Сати мог и приукрасить свою роль в становлении Дебюсси как композитора.

В 1898 г. Эрик Сати переезжает в небольшой французский городок Аркей, где проживет до самой смерти. Всю жизнь он работал тапером в парижских кафе, получая мизерный доход.

Сантьяго Руссиньоль Комната Эрика Сати

Сантьяго Руссиньоль Комната Эрика Сати

Значение творчества Эрика Сати

Об Эрике Сати вспомнили лишь в 50-е годы XX века. Его известность вышла за пределы Франции. Он стал родоначальником не только импрессионизма, но так же авангарда и минимализма, оказав большое влияние на становление многих известных композиторов.

Клод Дебюсси

Клод Дебюсси

Марсель Баше Портрет Клода Дебюсси

Марсель Баше Портрет Клода Дебюсси

В 1899 г. он получает приглашение от русской меценатки Надежды фон Мекк приехать в Россию.

Надежда Филаретовна фон Мекк

Надежда Филаретовна фон Мекк

Служа учителем музыки в этой семье, Дебюсси не только получил возможность путешествовать по Европе, но и приобщиться к культуре России. За два года Дебюсси познакомился с творчеством Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина. Проникся он и русской народной музыкой. Однако влюбленность в одну из дочерей покровительницы положила конец их сотрудничеству.

Клод Дебюсси играет на фортепиано

Клод Дебюсси играет на фортепиано

Значение творчества Клода Дебюсси

Морис Равель

Горячим последователем Дебюсси был Морис Равель. Он родился в 1875 г. в Пиренеях в семье швейцарского автомобильного инженера. Любовь к музыке мальчику привил его отец. В 1889 г. Равель поступил в Парижскую консерваторию. Большое влияние на молодого человека оказала музыка Эрика Сати, испанского пианиста Рикардо Виньеса и Клода Дебюсси.

Морис Равель

Несколько раз Равель пытался получить Римскую премию, но каждый раз безуспешно. Последняя попытка была связана с большим скандалом. Жюри отказало композитору в участии в конкурсе, сославшись на возрастные ограничения, которые, однако, еще не наступили. Истинной причиной было творчество молодого композитора, вызывающее непонимание в академических кругах. Поскольку к тому времени Морис Равель уже получил некоторую известность, несправедливый отказ вызвал большой резонанс в околомузыкальном сообществе Франции. Сам же Морис принял ситуацию спокойно, однако скандал сыграл ему на руку в плане личной известности и в то же время подвел черту с занятиями академической музыкой.

Морис Равель сочиняет музыку

Морис Равель сочиняет музыку

Нежинский и Равель за фортепиано

Нежинский и Равель за фортепиано

В 1932 г. Равель во Франции попал в автомобильную катастрофу. В результате аварии у него развилась опухоль мозга, и в 1937 г. композитор скончался.

Значение творчества Мориса Равеля

Роль импрессионизма в мировой музыке

Импрессионизм возник во Франции как попытка возврата к своим корням и некое противодействие к засилью немецких опер и опостылевших академических произведений. Впоследствии он стал самостоятельным новаторским движением, популярным не только у себя на родине, но и во всем мире.

Правда век импрессионизма был недолог. Даже его последователи в своем развитии уходили дальше. К началу 30-х годов ХХ века импрессионизм уже прочно занял свое место среди классики. Но он положил начало большим изменениям в истории музыки ‒ открыл дорогу новым направлениям ‒ авангарду, экспрессионизму, неоклассицизму.

Впрочем, импрессионизм не забыт. И сейчас произведения Клода Дебюсси, Мориса Равеля и Эрика Сати пользуются большой популярностью у любителей музыки.

Импрессионизм – это что-то необычное, светлое, возвышенное, почти нереальное и не всем понятное искусство. Вот так я представляю это направление в музыке сейчас, с улыбкой вспоминая свою первую реакцию на впервые услышанную пьесу композитора-импрессиониста: “Что это такое, разве это музыка? Это же просто набор звуков!”

К сожалению, многие музыканты (не говорю уже о людях, не связанных с музыкой) так и воспринимают этот стиль, как нечто вычурное, странное и не совсем понятное.

Что же имел в виду композитор, когда сочинял то или иное

произведение? Особенно многих поражают удивительные названия, которые отнюдь не ассоциируются с музыкой. К примеру, взять фортепианные миниатюры Клода Дебюсси – “Девушка с волосами цвета льна” или “Лунный свет”.

Первое, что приходит в голову – это явные картинки, образ которых нам сообщают эти словосочетания. Но уж никак не музыка. Как можно звуками это передать?

Мой мозг долго противился этому, и я не могла понять ну никак.

Но разве так нужно воспринимать импрессионизм? Я попыталась с этим разобраться, и многое поняла, переслушав массу произведений, а также пересмотрев картины художников,

которые работали в этом стиле. Если брать за основу теорию, то само слово “импрессионизм” означает – “впечатление”.

Композитор передает свои личные впечатления, какие-то мимолетности, тронувшие его душу, через звуки и красоту тембра инструмента. Кажущийся изначально набор звуков превращается постепенно в яркую красочную картину, которую непременно вызовет в нашем воображении нечто схожее с первоначальной задумкой. Нужно только правильно настроить себя. Интересно то, что мы никогда до конца не сможем понять, что же имел в виду композитор, подписывая пьесу незатейливым названием, к примеру – “Следы на снегу”.

Каждый из нас все равно воспримет это произведение по-своему, отображая внутри себя свою личную индивидуальную картину.

А ведь действительно. Даже если и невозможно до конца понять замысел композитора и увидеть реалии созданной им музыки его же глазами, то мы в любом случае сможем понять хотя бы некую часть. Когда я слушаю музыку, написанную импрессионистами Дебюсси, Равелем, то действительно вижу лунный свет, который залил своим холодным, но таким чарующим светом дорогу.

Чувствую мороз и слышу хруст снега под ногами, хотя на улице в это время может вовсю светить яркое летнее солнце. Ощущаю это так, будто природа и музыка – это одно целое. В импрессионизме оно так и есть.

Но, скорее всего, подобные картины можно не сколько увидеть, сколько понять душой то, что не доступно разуму.

Это направление искусства меня привлекло своей неповторимостью и необычайными взглядами на окружающий мир. Музыка, в которой заложена психология души, мимолетные оттенки настроения, отображение в звуках увиденного извне и одновременно пережитого внутри, невольно захватывает, влечет за собой в неземной мир. Мир, который находится за гранью сознания и реальности, наполненный воздушными прозрачными красками отображенного бытия.

Вслушиваясь в эти звуки, просто задумываешься об очень многом. Хочется остановиться самому и остановить время, хотя бы на пару мгновений, чтобы понять: откуда, из каких источников души берется это чудо. Чудо, что дарит нашим серым будничным дням настоящие минуты праздника.

Импрессионизм в музыке

Импрессионизм в музыке, так же, как и в живописи, возник как протест против устаревших академических традиций. Первые творческие поиски представителей этого направления, Клода Дебюсси и Мориса Равеля, встретили такое же недоброжелательное отношение со стороны руководства официальных музыкальных учреждений, как и картины художников-импрессионистов. У Дебюсси и Равеля почти не было единомышленников и сподвижников.

Музыкальный и художественный импрессионизм во многом схожи. Их объединяет родственная тематика: колоритные жанровые сценки, портретные зарисовки, особое значение пейзажа. Как и художественный, музыкальный импрессионизм стремился к передаче Первого непосредственного впечатления от явления. Импрессионисты отдавали предпочтение мелким формам (романс, фортепианная или оркестровая миниатюра). Максимальное внимание уделялось обогащению колористической стороны музыки. В музыке импрессионистов усложнились гармонии, применялись необычные Лады (древние семиступенчатые, пентатоника, целотонный звукоряд), сопоставлялись отдаленные тональности, использовались непривычные сочетания оркестровых инструментов. Значение мелодии как основного выразительного элемента музыки при этом уменьшилось.

Черты импрессионизма ярко выражены в музыкальном искусстве. Целая плеяда композиторов-импрессионистов Франции-Клод Дебюсси, Морис Равель, Поль Дюк, Флоран Шмитт - создала основу музыкального импрессионизма.

Характерные черты музыкального искусства импрессионизма:

  • красочная, колоритная музыка со стремлением к мимолетным впечатлений, одухотворенной пейзажности;
  • создание колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов;
  • преобладание программных произведений: миниатюр, сюитных циклов с живописным началом;
  • колористическая гармония, влияние григорианского хорала, ренессансной полифонии, музыки стран Востока, негритянского менестрельного театра США и т.п

Достижения импрессионизма в музыке

  • программные миниатюры — фортепианные пьсы, циклы;
  • симфонический триптих,
  • симфоническая прелюдия,
  • симфонические циклы,
  • Сюиты,
  • симфонические экскизы
  • натуральные
  • лады народной музыки:
  • миксолидийский,
  • дорический,
  • фригийский
  • детализация фактуры,
  • использование чистых тембров,
  • новые оркестровые приемы

Основатели импрессионизма

Основателем и наиболее выдающимся представителем импрессионизма в музыке был французский композитор, пианист и дирижер Клод Дебюсси (1862-1918 гг).

Клод Дебюсси

Дебюсси родился в пригороде Парижа, в одиннадцать лет поступил в Парижскую консерваторию. Уже в первые годы учебы интересовался новыми гармоническими оборотами, необычными и сложными ритмами, что нередко приводило к конфликтам с преподавателями. Еще до окончания консерватории Дебюсси путешествовал по Европе по приглашению Русской меценатки Надежды фон Мекк, которая много лет была близким другом П. И. Чайковского, дважды посетившего Россию. Именно тогда Дебюсси познакомился с музыкой русских композиторов, интерес к которой не ослабевал до конца его жизни.

Окончив консерваторию, композитор получил Большую Римскую премию и на два года уехал в Италию, где изучал произведения старинных композиторов, а также музыку Верди, Листа, Вагнера. Произведения, которые молодой композитор посылал в Париж, не находили понимания в официальных музыкальных кругах Франции, и по возвращении из Италии Дебюсси окончательно порывает с Академией.

В Париже композитор сблизился с художниками-импрессионистами и поэтами-символистами – Стефаном Малларме, Пьером Луисом, Полем Верленом, Джемсом Уистлером и другими. Увлечение символистской поэзией проявилось в создании ряда вокальных произведений на стихи Пьера Луиса, Поля Верлена и Шарля Бодлера. В это время были также написаны „Бергамасская сюита” и „Маленькая сюита” для фортепиано, симфонические произведения – прелюдия „Посляполудневий отдых фавна” и „Ноктюрны”, что стали яркими образцами импрессионизма в музыке. По пьесе бельгийского поэта и драматурга-символиста Мориса Метерлинка в 1902 году Дебюсси написал оперу „Пеллеас и Мелизанда”, основное внимание в котором уделяется сложному духовному миру человека. Композитор воспевает красоту и силу любви, что способна перебороть любые препятствия.

С 1901 года Дебюсси становится профессиональным музыкальным критиком. Главной задачей критика он считает борьбу с ”академизмом официальных учреждений, с предвзятостью и невежеством", выступает против бессодержательности и намеренной усложненности музыкального языка. Много внимания в статьях Дебюсси уделяется пропаганде русского музыкального искусства во Франции.

Среди музыки этих лет выделяются произведения для фортепиано. Большинство из них-программные миниатюры, в которых Дебюсси новыми художественными средствами продолжает традиции французских композиторов-клавесинистов Куперена и Рамо. Это циклы „Эстампы”, „Детский уголок”, посвященный дочери композитора, „Образы”, а также пьеса „Остров радости”, написанная под впечатлением картины Ватто. В двух тетрадях Прелюдий для фортепиано названия поставлены в конце пьес, чтобы предоставить слушателю возможность самостоятельно создать образ. Лучшие симфонические произведения Дебюсси последних лет – сюита „Море” и пьеса „Иберия”, посвященная образам Испании.

В последние годы жизни Дебюсси много гастролировал по Европе как пианист и дирижер, исполняя преимущественно собственные произведения. В 1913 году он с большим успехом выступал в Москве и Петербурге.

Морис Равель

Продолжателем традиций Дебюсси, но в то же время ярким и самобытным композитором был Морис Равель (1875-1937 гг.). Стремление к новому содержанию в искусстве сочеталось в его творчестве с опорой на классические традиции. Это оказалось не только в использовании древних жанров, но и в ясности мироощущения, соразмерности и целостности композиции. В сочетании традиций и новаторства написаны произведения Равеля разных жанров – симфоническая, камерная, фортепианная музыка, оперы и балеты.

Равель родился в городке Сибур на границе с Испанией. С 1889 по 1905 год учился в Парижской консерватории. Большое влияние на формирование его творческой индивидуальности имела музыка Листа, Дебюсси, русских композиторов. В эти годы были написаны первые произведения Равеля, один из которых, фортепианная пьеса „Павана на смерть инфанты”, принесла композитору известность.

С 1900 по 1914 год Равель написал ряд значительных произведений в разных жанрах. Это опера „Испанский час”, импрессионистский балет „Дафнис и Хлоя”, в постановке которого участвовали мастера так называемых „русских сезонов” за границей, организованные выдающимся пропагандистом русского искусства С. Дягилевым – балетмейстер Н. Фокин, художник Л. Бакст, танцоры Т. Карсавина и В. Нежинский. Были созданы также балеты „Аделаида” и „Сон Флорины” (по мотивам сказок Ш. Перро). Лучшими инструментальными произведениями этих лет считаются "Испанская рапсодия „для симфонического оркестра и произведения для фортепиано:” Игра воды „,” Сонатина „, циклы пьес” отражение „и”призраки ночи". Кроме того, композитор создал ряд ярких вокальных миниатюр. В 1912 году Равель сделал знаменитое переложение для оркестра фортепианного цикла русского композитора М. П. Мусоргского „Картинки с выставки”.

В годы войны Равель добровольцем уходит на фронт. Произведения, написанные композитором после войны, считаются его наивысшими достижениями. Среди них – трагический фортепианный цикл „Гробница Куперена”, каждая из пьес которого посвящено одному из погибших друзей, симфоническая пьеса „Вальс”, Первый концерт для фортепиано с оркестром, так называемый „Концерт для левой руки”, созданный по заказу пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку. Тогда же была написана опера-балет” Дитя и волшебство", в котором мир показан глазами ребенка.

После войны появилось и самое известное произведение Равеля – „Болеро”, написанное по заказу русской балерины Иды Рубинштейн. "Болеро", партитуру которого С. С. Прокофьев назвал „чудом композиторского мастерства”, – пример того, насколько полно и необычно может быть использован симфонический оркестр.

В послевоенные годы Равель много гастролировал. Он дирижировал собственными произведениями во многих городах США, с известной пианисткой Маргаритой Лонг совершил концертную поездку по Европе, путешествовал по Северной Африке. Последние годы жизни композитор провел в городке Монфор л'Амори неподалеку от Парижа, где его часто посещали ученики, друзья и последователи.

Искусство Дебюсси и Равеля, как и полотна художников-импрессионистов, отражает разнообразные человеческие переживания, но чаще передает радостное ощущение жизни. Светлое и оптимистичное, оно открывает перед слушателями прекрасный поэтический мир.

Читайте также: