Сочинение на тему гостеприимство деда в повести гоголя заколдованное место 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

Сборник, к которому относится данное произведение написан благодаря рассказам дьячка церкви. Автор опирается на опыт священнослужителя и тем самым избегает причисления его работы к выдумке. Помимо этого, произведение пропитано фольклором и мистикой.

Николай Васильевич вырос на фольклорных традициях, поэтому относится к ним с особой теплотой. Всякие мифы о проклятых и аномальных зонах по-современному характерны для разных народностей. Как повелось у славян клад искали на кладбищах. Существовало поверье, что в необходимом месте должна загореться свеча. Также существовало поверье, что нечестно заработанное богатство превратиться в мусор и грязь.

Повесть наполнена диалектами, характерными для украинского языка, что еще больше украшает данное произведение. Автор тонко передает народный быт, также не обходится без юмора. Николай Васильевич погружает читателя в происходящее. Возникает ощущение, что тот самый сидит и слушает дьячка. Автор активно комментирует происходящее, поэтому умело вовлекает чтеца в центр событий.

Главным героем произведения является пожилой мужчина по имени Максим. Дед очень активный, не любит сидеть на месте, весельчак и душа компании. Для него характерно хвастовство. Умело танцует и даже чертиков не боится, именно поэтому старик умудрился угодить в мистическую историю. Дед не прочь послушать байки чумаков. У деда своеобразные отношения с внуками, он часто ругает их и любит всей душой. Они же любят пошутить над стариком.

Ключевым моментом является заколдованное место, которое было неожиданно обнаружено и дальнейшие действия, с ним связанные. Это место Максим обнаруживает неожиданно, когда танцует. Он замечает какие-то странности. Внутри этой аномальной зоны творится нечто странное, касающееся времени и пространства.

Дед не боится этого места, а напротив проявляет к нему нездоровый интерес. Это место ведет себя своеобразно, оно никому не вредит, но пугает кого только можно. Земля в этом месте не плодовита. Заколдованный участок играется со стариком. Примечательно, что эта зона играет с погодой, здесь могут появиться чудовища. Это все-таки пугает деда. Однако, желание разбогатеть сильнее. За что старик получает серьезный урок. В искомом месте был мусор и всякая гадость.

После этих фокусов старик поддался в религию и принял решение больше не общаться с нечистой силой. Также он запретил соваться к аномальной зоне всем своим родственникам. Теперь в это место летит только мусор.

Дед извлек огромный урок, что не стоит пытаться получить богатство, не прилагая никаких усилий.

2 вариант

Фабула данной повести основана на фольклорном творчестве. Гоголь с раннего детства был отлично с ним знаком. Сказания и легенды о местах, что кем-то прокляты, кладах, сокровищах стали основой для сочинения мифов разных народов. Славянские легенды повествуют, что поиск золота надо начинать на кладбище. То самое захоронение показывала свеча, что неожиданным пламенем вспыхивала. Также элемент превращения богатства, полученного нечестным путем, является традицией для фольклора славян.

Главным героем является дед Максим, которого Николай Васильевич Гоголь описывает с теплотой и добрыми нотками иронии. Он является живым, рукастым, веселым и временами любит чуток похвастаться, отлично пляшет и не боится ни бога, ни сатаны. Дед любил слушать чумовские рассказы. Он ругает своих внуков, хотя любит их по-настоящему.

Актуальное место произведения – это заколдованное место. Сегодня его бы назвали паранормальными зонами. Он его замечает тогда, когда танцует. Резко перестает плясать. Начинают происходить непонятные явления. Все думают, что дело в нечистой силе.

Современники Н. В. Гоголя отнеслись к данному произведению с теплом, в том числе и Александр Пушкин.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Заколдованное место

Популярные сегодня темы

Островский Александр Николаевич. Помимо того, что он великий и любимый многими писатель, создатель множества пьес, которые ставятся в театре и в наши дни, так ещё и создатель нового театра, человек

В русском языке используется множество частей речи. Для более удачного описания рядом с существительным может располагаться наречие

Произведение по жанровой направленности относится к прозаическим новеллам писателя, относящимся к раннему творчеству автора.

Писатель Василь Быков прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, поэтому он пишет о ней как очевидец. Почти все его произведения посвящены военной тематике. Одна из главных тем военной прозы – тема подвига

Н.В. Гоголь является автором повестей – он реальный человек, живущий в реальном мире. Он придумывает сюжет рассказа, героев, дает им имена, наделяет теми или иными способностями, делает персонажей злыми или добрыми. Автор дает название своему творению, разбивает рассказ на главы и части, придумывает концовки.

В данной повести говорится о том, как дед Максим, танцуя перед своими знакомыми чумаками, возле грядки с огурцами почувствовал, что у него деревенеют ноги и неизвестно как попал в заколдованное место, при этом он слышал позади себя чей-то смех. Дед назвал это место дьявольским. Он подумал, что там должен быть спрятан клад, даже видел огонек вспыхнувшей свечке на одной из могил. Дед Максим хотел раскопать землю, но у него не было с собой ни лопаты, ни заступа. Он решил вернуться уже с лопатой, но когда пришел, то не смог отыскать именно то место, где был спрятан, по его мнению, клад. Так как начался ливень, дед ни с чем побрел домой.

На следующий день дед взял заступ и пошел на то самое место в своем огороде, где у него не получалось танцевать, и ударил заступом в землю. Дед Максим опять очутился там, где был клад, начал копать и нашел котелок. Время от времени он говорил сам с собою, и кто-то повторял за ним его же слова. Дед испугался и подумал, что это нечистый не хочет отдавать клад, но все равно донес котелок к внукам. В результате оказалось, что в котелке не золото, а всякий мусор. С тех пор дед огородил заколдованное место плетнем и сбрасывал туда бурьян и всякие отходы, да и в той части огорода никогда не было хорошего урожая. А если дед замечал что-то необычное, то начинал креститься.

Н.В. Гоголь как бы отгородился от этой повести и тем самым доверил ее рассказ другому человеку. Я считаю, что таким образом писатель хотел показать, что особо не верит в подлинность рассказа, но в то же время повесть передает русский фольклор – во что верили люди, чего боялись и как с этим боролись. Читая это повествование, чувствуешь себя частью случившейся истории и как будто слышишь голос самого рассказчика.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Повесть Николая Васильевича Гоголя “Заколдован­ное место” – это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести все больше и больше захватывает.

Даже сам дьячок, неохотно на­чавший рассказ, так увлекся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: “Что в самом деле. Слушать так слушать!”

Главным героем повести является дед дьячка. Его образ – очень

яркий и запоминающийся. Рассказы­вая нам историю, которая произошла с дедом, дья­чок пытается передать нам все подробности, и от это­го повествование становится более достоверным.

Нельзя не заметить то, с каким юмором ведет дья­чок свой рассказ. Он называет деда “старым хреном”, смеется над тем, как дед танцевал, как пытался най­ти клад, как мать вылила на него помои. Дед же, в свою очередь, называл внуков “собачьими детьми”, бранил их.

Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга.

По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: “А

деду это все равно что голодному галушки”. И мы понимаем, что и сам герой был веселым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: “Бывало, вздумает…”

Но лучше всего понять характер деда помогает опи­сание поиска клада. Его речь и мысли полны необыч­ных выражений: “Экая мерзостная рожа!”, “Ну, хлоп­цы, будет вам теперь на бублики!”.

Гоголь не случайно дал повести такое название – “Заколдованное место”. Ведь в произведении сочета­ются два мира: реальный и фантастический. Все фан­тастическое связано с могилкой, кладом и дьяволь­ской силой.

Реальный мир – это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, напри­мер “чумаки”, “курень”. Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, “при­крывает их лопухом”, копает “новую грядку для позд­них тыкв”. Или о том, как он определяет погоду: “”Быть завтра большому ветру!” – подумал дед”.

Гоголь лю­буется картинами этой народной жизни, созидатель­ным трудом своих героев.

Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьяч­ка, ведь повествование прерывается его комментари­ями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел.

Но дьячок, как и дед, в душе остается таким же молодым, интересным и необычным чело­веком.

В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принес “сор, дрязг…”. После этого герой стал верить только в Христа, а “…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнем, велел кидать все, что ни есть непотребного…”. Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом.

Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро мож­но нажить только своим трудом. Кроме того, на при­мере деда он учит нас верить в светлое, чистое: “Так вот как Морочит нечистая сила человека!”


Сен 19, 2021 | 0 комментариев

Заколдованное место анализ

Анализ произведения Заколдованное место пригодится учащимся 5 классов. Благодаря анализу рассказа Гоголя удастся понять, какую мысль хотел донести автор и в чем особенность данной повести. Эта информация непременно пригодится при изучении произведения и написании сочинений по нему. Поэтому стоит внимательно изучить ее при подготовке к уроку.

Заколдованное место анализ произведения

В повести дьячок рассказывает о необычном происшествии, случившемся с его дедушкой. Он оказался в заколдованном месте и нашел богатство. Правда, потом оно стало мусором. Соответственно, дары нечисти попросту не могут обладать ценностью. К такому выводу в итоге приходит и главный герой, поддавшийся соблазну при виде спрятанного клада.

Заколдованное место история создания
Анализ произведения Гоголя Заколдованное место подразумевает изучение истории его создания. Черновики данной повести, к сожалению, не были сохранены. По этой причине точно установить, когда она была написана, не представляется возможным. Существуют лишь предположения, что работу над этим произведением Гоголь завершил в начале тридцатых годов 19 века. Оно вошло во вторую часть сборника.

Заколдованное место анализ повести Гоголя

Жанр, тема и композиция

При анализе произведения Заколдованное место особого внимания заслуживает композиция. Сюжет в данном случае является закрытым, автор придерживается строгой хронологической последовательности. Все события при этом разворачиваются вокруг основного персонажа. Действие же полностью является исчерпанным.

В произведении присутствует описание природы. Она соответствует тому действию, которое происходит в текущий момент. Например, дождь, препятствующий поискам клада, страшный пейзаж в момент поднятия котла, наполненного сокровищами.

Анализ Заколдованное место Гоголя будет неполным, если не рассказать о фольклорных особенностях, делающих произведение поистине уникальным. Писатель использовал народные легенды. В его рассказе присутствует нечисть. Правда, с мистикой у нее общего нет ничего. Фантастическая составляющая поражает своими бытовыми особенностями, некоторой наивностью и непосредственностью. Автору удалось создать невероятно яркие образы, наполненные характерным украинским юмором.

Краткий анализ героев

Главным персонажем данного произведения является дед Максима. Это довольно активный, веселый старик. Он любит общение и веселье, всевозможные проказы, но при этом отличается явной добротой. Дед с огромной любовью и нежностью относится к собственным внукам. Вполне естественно, что те отвечают ему взаимностью.

Дедушка очень любит потанцевать, является настоящим балагуром и весельчаком. В какой-то момент, отправившись в пляс, он находит заколдованное место и понимает, что тут может находиться клад. Ему даже удается его найти, пережить немалый страх, но в итоге вместо сокровищ он видит мусор. Тогда дед и приходит к выводу, что обогатиться можно только в том случае, если трудиться. Легких денег не бывает.

К второстепенным героям также можно отнести внуков деда. Он искренне любит этих мальчишек, да и они относятся к нему с особой нежностью. Внуки хорошо знают слабости старика, снисходительны к нему, как к ребенку. Он является для них дорогим человеком. Они уважают своего деда. Они ценят старика за добродушие, простоту и бесхитростность, открытость и дружелюбность. Дед для мальчишек является примером.

Основная мысль и смысл рассказа

После прочтения данного произведения не составит труда понять основную его мысль. Автор говорит о том, что впрок может пойти только то богатство, которое получено честно, собственным трудом. Если же оно добыто нечестно, то является призрачным и никакой пользы принести не может. Узнав историю, произошедшую с дедом, невольно начинаешь верить в светлое и доброе, сторониться всего нечистого, злого. В этом и заключается смысл произведения.

Читайте также: