Сочинение на тему гобсек

Обновлено: 11.07.2024

Точность и широта изображения французской действительности сочетаются у Оноре де Бальзака с глубиной проникновения во внутренние закономерности общественной жизни. Он раскрывает классовые конфликты эпохи, обнажает буржуазный характер общественного развития Франции после революции 1789 года.

В образах коммерсантов, ростовщиков, банкиров и предпринимателей Бальзак запечатлел облик нового хозяина жизни – буржуазии. Он показал людей алчных и жестоких, без чести и совести, наживающих свои состояния путем явных и тайных преступлений.

В центре повести – богатый ростовщик Гобсек. Несмотря на миллионное состояние, он живет очень скромно и замкнуто. Гобсек снимает комнату, напоминающую монашескую келью, в мрачном сыром доме, бывшем прежде монастырской гостиницей. На внутреннем убранстве его жилища, на всем его образе жизни лежит печать строгой экономии и размеренности.

Бальзак использует детали портрета для раскрытия внутренней сущности своего героя. Во внешнем облике Гобсека неподвижность, мертвенность, отрешенность от всех земных, человеческих страстей сочетаются с чем-то хищным и зловещим. Пепельно-желтые тона и сравнения с драгоценными металлами дают понять читателю, что именно страсть к золоту уничтожила в нем человеческое начало, сделала его мертвым еще при жизни.

В повести изображена та социальная среда, в которой действует Гобсек, точно намечены два противоположных полюса современного ему общества. С одной стороны, бедняки, честные труженики, обреченные на унылое существование (белошвейка Фанни Мальво, стряпчий Дервиль), с другой – горстка богачей, проводящая дни в погоне за роскошью и наслаждениями (молодой граф де Трай, графиня де Ресто), чей моральный облик представлен в резко отталкивающем виде.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

На примере Гобсека Бальзак показывает, что деньги не только убивают человеческую личность, но и вносят разрушения в жизнь всего общества. Гобсек, замкнувшийся в своей келье, совсем не так безобиден, как это может показаться на первый взгляд. Его мораль:

Из всех возможных форм связи с людьми он сохранил только одну – отношения кредитора с должниками. И в этой роли он страшен. В холодную комнату Гобсека люди приходят с мольбой, но еще никому не удавалось тронуть сердце ростовщика. Источником обогащения Гобсека являются человеческие несчастья, пороки, нужда. Хищность и паразитизм Гобсека вызывают особенно глубокое возмущение, когда проявляются по отношению к честным людям, таким как Фанни Мальво и Дервиль.

Писатель мастерски показывает те разрушительные процессы, которые совершаются как в духовной, так и в материальной сферах буржуазного общества.

Жизнь прекрасна! С этим невозможно не согласиться, потому что настоящее счастье - это, прежде всего, умение любить жизнь и людей, умение отдавать свои силы, свое душевное тепло другим. Нужно творить добро. Смыслом нашей жизни должны быть добрые, искренние поступки, чтобы не было потом стыдно за "зря прожитые годы". Но нужно согласиться, что часто мы ошибаемся, выбирая себе те или иные жизненные ценности. А это очень важно. Нужно помнить, что все наши поступки, мысли возвращаются к человеку, как хорошие, так и плохие.

Много поэтов, писателей в своих произведениях освещали проблему жажды к обогащению: Скупой рыцарь, Плюшкин, Скрудж, Гобсек. - целая галерея!

Образ Гобсека. Он поразил меня больше всего. Он был чрезвычайно умным человеком. Ростовщик имел характерные признаки психолога (очень хорошо разбирался в тонкостях человеческой души), философа (вел умные рассуждения), разбирался в искусстве. Кажется, у человека есть все природные данные, чтобы посвятить свою жизнь благу людей. Его понимание человека, его философствования о смысле жизни вызывают лишь недоумение из-за его необычайных знаний. И все же, что преобладает в нем - скряга или философ? Деньги или ум? Пожалуй, скряга.

Вот его убогая жизнь: с кучей денег он недоедает, носит старую одежду, его комната далеко не соответствует его возможностям. Он собирает деньги, драгоценности, но для чего? Ведь он ими не пользуется!

Очень часто мы видим в людях лишь стремление к материальному благу. Деньги управляют нашим обществом, люди стали зависимыми от жажды богатства. Деньги, к сожалению, остаются главным средством достижения цели.

Так и Гобсек. Деньги стали его богом. У него развита призрачная жадность. Он не общается с родными, потому что тогда придется поделиться деньгами; не имеет друзей, потому что им, как известно, надо помогать, а это значительный удар по его богатству. Для чего же он жил? Ведь он не делал ничего хорошего для других (и для себя). Помощь другим, добрые поступки - вот чем должен руководствоваться каждый из нас, помня, что все возвращается "на круги своя". Семья и друзья, близкие люди - это самое главное в жизни. Без этого невозможно счастье.

Для Гобсека этих ценностей не существовало. Даже Дервилю, которого он считал за друга, ростовщик, дает ссуду под пятнадцать процентов! Уже умирая, Гобсек не желал расставаться со своим достоянием - спрятал золото в камине, под грудой пепла (как собака на сене - "сам не съем, но и другим не дам"!). Его волновал не близок конец существования, не память, которую он оставит себе, а деньги, драгоценности, которые вынужден оставить через смерть. Гобсек создал музей своих богатств. Кое-что из "экспонатов" этого музея стало ненужным, непригодным для употребления - испортилось. Гобсек не изменись и перед смертью, деньги взяли верх над разумом, душой, духовностью.

Откуда же появилось, как развилось у Гобсека это "жадное желание"? Откуда вообще берутся люди, подобные герою? Что стоит на пути человека к обогащению?

Детство. Возраст, когда очень быстро формируется дальнейшее мировосприятие человека; возраст, который четко и ярко сохраняет в памяти все, что происходит. Именно детство оказывает огромное влияние на дальнейшее развитие личности.

У Гобсека было тяжелое детство. Он, видимо, не испытывал детской радости, ласки матери (ведь она его отдала в самостоятельную жизнь юнгой на корабль, когда ему было лишь 10 лет), он не получал хорошие подарки, конфеты на праздники. А дальше: ни денег, ни хорошей одежды, иногда не было еды - это одна часть жизни; вторая - богатство, верхушка общества. Именно это, возможно, и натолкнуло Гобсека к стремлению любыми средствами достичь лучшей жизни. Памятуя бедность, сбережения, неуверенность в завтрашнем дне, Гобсек научился не тратить свои "кровные" деньги, экономить, и быть уверенным - "только деньги никогда не предадут".

Постепенно он превратился в человека - вексель, человек - автомат, главной целью которого является накопление. Итак, он стал заложником, рабом вещей, золота, драгоценностей. И что он получил? Ничего. Какие чувства он вызывает у меня? Пренебрежение? Отвращение? Жалость? Пожалуй, последнее. Отсутствие детства, нищета, голод. Он хотел для себя чего-то большего - это является одобрительным. Что же до его материальной зависимости, отказа от родных, семьи, друзей - то я думаю, это было ошибочное решение, его видение собственной жизни. Все радости, семейного счастья и благополучия, радости общения он возложил на алтарь, принес в жертву ради цели.

К сожалению, в отличие от своего литературного "брата" Скруджа, Гобсек не понял, что есть жизнь лучше, чем он вел. Скрудж понял смысл настоящей жизни в конце произведения (он помогает племяннику, бедным). Гобсек так и не познал настоящего счастья, счастья семейного общения, любви к женщине. Он так и остался одиноким.

Хотя, если его сравнить с другим "родственником" - гоголевским Плюшкиным, он выигрывает: чистая одежда, чистая квартира. Плюшкин - деградированный Гобсек. А Гобсек мог бы еще измениться, если бы было общество, которое положительно повлияло бы на него.

Времена меняются. Но скряги прошлых эпох живут среди нас. Мы довольно часто встречаем таких себе "гобсеков", которые всю жизнь проводят в погоне за обогащением, капиталом, теряя обычные человеческие наслаждения, друзей, семью. Хотим ли мы себе такую жизнь? Утверждаем - "нет". Но гобсеки живут у нас. Мы, как Гобсек, очень часто что-то ценное, дорогое, ценное, но такое уж и ненужное откладываем на "черный день" - чтобы было! В середине живет скряга, который не дает поделиться с другими своим добром. Мы экономим, сохраняем:

Итак, каждый из нас должен понимать, что есть счастье, что есть настоящая жизнь; помнить, что мир и согласие не зависят от размера кошелька, набитого деньгами. А зависят от большой счастливой семьи, верных друзей, любимых людей. Знать, что гораздо страшнее остаться не с пустым кошельком, а с пустым домом, без семьи, остаться наедине со своими сокровищами. И поэтому мы должны выбирать моральные ценности наперекор искусственным, материальным искушениям, не поддаваться чувству жажды богатства. Мы должны, если сможем, убивать в себе гобсеков, плюшкиных и скруджей, чтобы не превратить свою жизнь на рабское существование.

Гобсек был угрюмым и молчаливым человеком. В своей жизни он сменил множество профессий, но всегда стремился к большей выгоде. Гобсек много путешествовал, побывал во многих странах, в жизни натерпелся и горя и голода и несчастной любви. Но всегда стремился только к богатству и самореализации.

В то время когда автор знакомит нас с Гобсеком, он уже глубокий старик, грустный и нелюдимый. У него отталкивающая внешность, но, не смотря на это, на свой возраст Гобсек не выглядит. И я думаю именно поэтому он его не чувствует, Гобсек будто бы считает что будет жить всегда, и наживать капитал.

Профессия ростовщика никогда не вызывала позитивных эмоций, практически все называют ростовщиков скупердяями и жалуются на то что ростовщики дерут огромные проценты. Но мало кто догадывается, что ростовщик может быть отличным психологом и проницательным человеком.

Нельзя сказать, что Гобсек был порядочным человеком. Да, он был скупым, расчетливым и угрюмым, но никак не недалеким и ограниченным. Гобсек смог найти в этой профессии интерес не только в заработке денег, но и в изучении поведения и психологии людей. Он хотел управлять людьми, но не в том понимании, к которому мы привыкли. Гобсек управлял людьми по-своему, с особенным наслаждением от того что перед ним падают ниц даже графы и графини, он насмехался над ними, потому что эти люди настолько забывали про честь и гордость, что практически ползали на коленях для какого-то ростовщика.

К сожалению, когда Гобсек приблизился к порогу смерти, он стал очень скупым, он хотел забрать свои капиталы с собой в могилу, но не смог. Даже с этим сильным человеком деньги сделали свое черное дело…

Герои повести навели меня на такие сравнения: в образе графа де Ресто я вижу моральные ценности, которые умирают под давлением алчности и жажды денег, которые представлены графиней де Ресто. А Гобсек в свою очередь – это будто судьба, взяв что-то у которой мы должны вернуть должок, в обратном случае она накажет нас за нечестность и потерю человеческой порядочности.

В повести образ Гобсека представляется как одинокий, черствый и расчётливый человек, беспощадно использующий деньги людей, беря с них огромный процент, не смотря на их положение. Для него нет ничего святого, человеческого и родного сердцу вещи или кого-либо, чему бы сострадал и сопереживал с этим жизненные трудности. Вначале он был экономным, бережливым пока этот интерес к золоту не перерос в жадность, алчность и скупость от бессмысленного накопительства финансового достояния.

Однако из богатого общества выделяется сентиментальный Граф Ресто, обманутый неверной женой, изменяющей с альфонсом Максим Де Трай. Всю эту историю повествует друг Гобсека - стряпчий Дервиль, который даёт читателю полное обозрение его характера. Никто как Дервиль не может лучше знать о его пристрастиях, каков он в быту, слабостях, привычках и взглядах на жизнь.

Гобсек в свою очередь и в нём находит выгоду, как в советнике, единомышленнике, как бы ни было, испытывая человеческие желания – иметь рядом честного, порядочного друга, поддерживающего его своим профессионализмом.

Мораль данного эпоса заключается в том, что в конце жизни Гобсека бессмысленно покидает свое финансовое состояние, не имея возможности завещать все свое богатство кому либо, оставляя все это в неодушевленном доме, где куча таких же бездушных вещей, над которыми столько бился в жизни, исчерпывая человеческие факторы.

Так как он довел свою жизнь до автоматизма, его покинули чувства человечности, доброты и сострадания, довольствуя размерной жизнью, уставший от опасностей, переживших в юности.

Желание Гобсека владеть золотом сделало его мертвым при жизни, от этого он отрёкся от родственников, хорошей жизни по его благосостоянии, жалея даже для себя - любимого. Своей ненасытностью и жадностью он не позволял себе ничего лишнего, дал волю золоте окончательно овладеть его жизнью. Автор через образ Гобсека хочет показать лишения грани нормы к богатству, деньгам и финансовому благополучию, обрекая себя на пожизненную экономию и безрассудство скупости, которыми все ещё болеют немало людей…

2 вариант

Тема произведения - любовь.

Повесть начинается разговором хозяйки с адвокатом Дервилем. Однажды адвокат слышал разговор где Гранлье с Камиллой своей дочерью, о том, что она любит Эрнеста де Ресто. Мать не хочет, чтобы она выходила замуж и вообще общалась с ним, поскольку мать парня связана с Максимом где Траем, ради него она отдала ему все состояние. Однако мать понимает, что Эрнест бедный. Адвокат однажды пришел к Камилле и рассказывает, что Эрнест вернул семейную наследство, и у него появились деньги. Адвокат рассказывает, как это произошло, когда он узнал кто такой Гобсек, который был лихарем
Находясь в пансионате Дервиль знакомится с Гобсеком, который не разговаривал с людьми. Дервиль стал адвокатом купив адвокатскую практику, в Гобсека одолжил деньги. Однажды тот познакомил Гобсека с одним человеком, тот хотел одолжить у него денег. Но Гобсек понимая, что у него уже есть долги, и денег у него нет чтобы потом вернуть ему деньги. Однако Максим де Трай друг адвоката не кажется, он просит любимую девушку одолжить денег у Гобсека. Узнав об афере, человек графини, приходит к Гобсеку требует у того залог, однако Гобсек отказывает мужу и вообще забрать деньги от женщины и развестись с ней, а имущество передать ему, так как по его словам он надежный человек.

Дервиль идет к мужу графини де Ресто, так как она не передала имущество Гобсеку. Дервиль узнает, что граф больной, однако графиня делает все, чтобы к мужу не пришел адвокат. Граф хочет увидеть адвоката, чтобы отдать наследство сыну, но женщина препятствует. Когда он умирает она просит у графа прощения, но тот ей отмовляет. После смерти графа, на следующий день Гобсек с Дэрил приходят в дом графа. Зайдя в дом они удивились, ища завещание мужа графиня перевернула все вверх ногами. Увидев их она бросает документы в огонь, граф должен был передать Дервилю. Владельцем всего имения и денег становится Гобсек.Дервиль просит, чтобы тот отдал графини с детьми наследство, но Гобсек отказал, сказав, что отдаст наследство Эрнесту. Перед смертью Гобсека, Дервиль посещает его чтобы тот помог Эрнесту и его возлюбленной. Когда Гобсек умирал он превратил свой дом в свалку. Перед смертью он пишет завещание, где все имущество передает Дервилю, а замок Эрнесту. Эрнест вернул свое наследие. Где Гранлье соглашается на любовь дочери с Эрнестом, если тот богатый по рассказу Дэрвилл.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Гобсек Бальзака

Популярные сегодня темы

В пьесе Максима Горького есть такой персонаж как девушка Анна, она живет со своим мужем в ночлежке. Кровать, на которой девушка лежит, отделена грязной шторкой ото всех.

Эта теория сформировалась в голове бедного студента, но из-за бесчеловечности ничего хорошего и ему самому не принесла, а разрушила его жизнь, помутила рассудок, заставила страдать.

Сила духа – это движущая сила, которая помогает преодолевать любые трудности, не сгибаться под их тяжестью и стремиться к своим целям, при этом помогая другим.

Читайте также: