Сочинение на тему гласные и согласные буквы

Обновлено: 04.07.2024

Узнаем, какие глас­ные и соглас­ные зву­ки и бук­вы суще­ству­ют в рус­ском язы­ке. Как глас­ные и соглас­ные зву­ки обо­зна­ча­ют­ся бук­ва­ми в алфа­ви­те, изу­ча­ют в 1 клас­се. Эти зна­ния углуб­ля­ют во 2 клас­се школы.

Рассмотрим, как обра­зу­ют­ся глас­ные и соглас­ные зву­ки, сколь­ко их в речи, какие бук­вы их обо­зна­ча­ют на письме.

Гласные и соглас­ные зву­ки при­над­ле­жат речи. Звуки, сли­ва­ясь воеди­но, обра­зу­ют сло­ва, с помо­щью кото­рых мож­но о чём-то сооб­щать или узнать. Звуки мы слы­шим с помо­щью орга­нов слу­ха. Звуки речи по уча­стию голо­са или голо­са и шума в их обра­зо­ва­нии делят на глас­ные и согласные.

Гласные звуки и буквы

В каж­дом сло­ве самы­ми звуч­ны­ми явля­ют­ся глас­ные зву­ки. В их обра­зо­ва­нии исполь­зу­ет­ся голос. При про­из­но­ше­нии глас­ных зву­ков струя воз­ду­ха бес­пре­пят­ствен­но выхо­дит изо рта на выдохе.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть основ­ных глас­ных звуков:

В сло­ве глас­ные зву­ки обра­зу­ют слог в оди­ноч­ку или вме­сте с согласными:

Эти зву­ки мож­но запи­сать на бума­ге соот­вет­ству­ю­щи­ми буквами:

Эти бук­вы обо­зна­ча­ют двой­ные зву­ки, состо­я­щие из соглас­но­го [й’] и соот­вет­ству­ю­ще­го глас­но­го [а], [о], [у], [э].

буквы обозначают двойные звуки

Гласные бук­вы мож­но запи­сать парами:

С их помо­щью раз­ли­ча­ют слова:

Запомним, что зву­ки слы­шим, а бук­вы пишем.

Гласные и согласные звуки и буквы

Согласные звуки и буквы

В отли­чие от глас­ных боль­шин­ство зву­ков рус­ской речи обра­зу­ют­ся, если струя воз­ду­ха при выдо­хе встре­ча­ет раз­лич­ные пре­гра­ды, кото­рые созда­ют харак­тер­ный шум.

В рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся 36 соглас­ных звуков.

Многие соглас­ные зву­ки раз­ли­ча­ют­ся по при­зна­ку мягкости/твердости и состав­ля­ют пары:

  • [б] — [б’];
  • [в] — [в’];
  • [г] — [г’];
  • [д] — [д’];
  • [з] — [з’];
  • [к] — [к’];;
  • [л] — [л’];
  • [м] — [м’];
  • [н] — [н’];
  • [п] — [п’];
  • [р] — [р’];
  • [с] — [с’];
  • [т] — [т’] ;
  • [ф] — [ф’];
  • [х] — [х’].

В зави­си­мо­сти от сте­пе­ни голо­са в их соста­ве соглас­ные зву­ки быва­ют звон­кие и глу­хие.

На пись­ме соглас­ные зву­ки мож­но пере­дать в виде 21 буквы:

Согласные бук­вы мож­но напи­сать и про­чи­тать в словах.

Итак, в речи исполь­зу­ют­ся 42 зву­ка (6 глас­ных и 36 соглас­ных). А в алфа­ви­те рус­ско­го язы­ка насчи­ты­ва­ет­ся 33 буквы:

Мягкий и твер­дый зна­ки не обо­зна­ча­ют зву­ков в рус­ском язы­ке. Они исполь­зу­ют­ся толь­ко в пись­мен­ной речи для обо­зна­че­ния мяг­ко­сти соглас­ных, раз­де­ле­ния глас­ных и соглас­ных в сере­дине слов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Что важнее – гласные или согласные? Проект выполнили ученик 2А класса МАОУ СО.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что важнее – гласные или согласные? Проект выполнили ученик 2А класса МАОУ СО.

Что важнее – гласные или согласные? Проект выполнили ученик 2А класса МАОУ СОШ №1 Кравцов Виталий и Кравцова Инна Сергеевна – учитель начальных классов

Цель проекта: Выяснить, какие звуки важнее – гласные или согласные .

Цель проекта: Выяснить, какие звуки важнее – гласные или согласные .

Задачи проекта: собрать информацию о гласных и согласных; найти сходство и ра.

Задачи проекта: собрать информацию о гласных и согласных; найти сходство и различие между гласными и согласными; сделать выводы.

Согласные - звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который.

Согласные - звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды (губы, зубы, язык). Согласные клас-сифицируются: по участию голоса и шума. Согласные.


Гласные. Гласными называются звуки, которые состоят только из голоса. При пр.

Гласные. Гласными называются звуки, которые состоят только из голоса. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения.


Гласный восклицает: – Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград.

Гласный восторженно – Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые.

Гласный восторженно – Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так: аааааааааааааааа…. – Я и песня нерасторжимы. Согласный: – Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

 Прав ли Согласный?___________ Так какие звуки важнее? Проведём эксперимент

Прав ли Согласный?___________ Так какие звуки важнее? Проведём эксперимент

Эксперимент. Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них.

Эксперимент. Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится? - - и - а - - о - а - а- а- - а - - - - а - и - а Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет.

Эксперимент. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только сог.

Эксперимент. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные: к н - г - шк -л- к - р - нд –ш стр- н -ц - А теперь можно догадаться?

Эксперимент. Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только сог.

Эксперимент. Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы. Р - с - л - чк - Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ - Ч - п - Д - йл сп - ш – т н - п - м - щь К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н - Н -, п - г - д - !

Вывод. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают.

Вывод. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.

Для того, чтобы помочь детям усвоить понятия "Гласные и согласные звуки" использую в своей работе сказки и "домик звуков".

Начинаю работу по знакомству детей с гласными, затем с согласными звуками. По мере знакомства с новым звуком, одновременно знакомлю с графическим образом буквы.

Сказки про гласные и согласные звуки

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Для этого рассказываем детям вот такие сказки.

Сказка о гласных звуках

В одной волшебной стране жили звуки, страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами : А, У, О, И, Э, Ы. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого надо узнавать все звуки и правильно их произносить.

Ребё нку можно предложить следующие варианты упражнений: - спеть по очереди гласные звуки, при этом ребёнок смотрит в зеркало и наблюдает за движениями губ; - взрослый показывает артикуляцию гласного звука, а ребёнок называет гласный звук, который соответствует данной артикуляции; – ребёнок слушает приведённые ниже стихи, повторяют вслед за взрослым.

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт. Звук получается гласный.

Сказка о согласных звуках

"Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

"К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.

"Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук "А", — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" — закричали звуки.

С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку. Можно вместе с детьми петь песню на мелодию знакомой песни.

Стихотворения на гласные звуки. Стихотворение, посвященное юбилею ДОУ Утром утка улетела, Улыбнулась и запела. Удивилась улица: Наша утка – умница! Осенью облако сделалось серым, Ослик смотрел на печальное.

Звуки произносятся во время выдоха. Поток выдыхаемого воздуха является необходимым условием образования звуков.

Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через гортань, в которой находятся голосовые связки. Если связки напряжены и сближены, то выдыхаемый воздух вызовет их колебание, в результате чего возникнет голос, то есть музыкальный звук, тон. Тон обязателен при произношении гласных и звонких согласных.

Если голосовые связки расслаблены и раздвинуты, то воздушная струя не вызовет их колебания и тон не возникнет. Такое положение органов речи присуще произношению глухих согласных.

Произношение согласных обязательно связано с преодолением препятствия, созданного в ротовой полости на пути воздушной струи. Это препятствие возникает в результате сближения органов речи до границ щели ([ф], [в], [з], [ш]) или полной смычки ([п], [м], [д], [к]).

Сближенными или сомкнутыми могут оказаться различные органы: нижняя губа с верхней губой ([п], [м]) или верхними зубами ([ф], [в]), определенные части языка с твердым и мягким нёбом ([з], [д], [ш], [к]). Органы, участвующие в создании преграды, подразделяются на пассивные и активные. Первые остаются неподвижными, вторые совершают определенные движения.

Воздушная струя преодолевает щель или смычку, в результате чего образуется специфический шум. Последний является обязательной составляющей согласного звука. У звонких шум соединяется с тоном, у глухих он оказывается единственным компонентом звука.

При произношении гласных голосовые связки колеблются, а для воздушной струи обеспечен свободный, беспрепятственный проход через ротовую полость. Поэтому гласный звук характеризуется наличием тона и полным отсутствием шума. Специфическое звучание каждого гласного (то, что отличает [и] от [ы] и т. д.) зависит от положения языка и губ.

Движения произносительных органов при образовании звуков называют артикуляцией, а соответствующие им характеристики звуков — артикуляционными характеристиками.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Гласные звуки Ударные гласные: классификационные признаки

В основу классификации гласных звуков положены признаки, описывающие работу органов речи:

1) движение языка вперед — назад (ряд);

2) движение языка вверх — вниз (подъем);

3) положение губ (лабиализованность).

По признаку ряда гласные подразделяются на три основные группы. При артикуляции гласных переднего ряда ([и], [э]) язык концентрируется в передней части полости рта. При артикуляции гласных заднего ряда ([у], [о]) — в задней. Гласные среднего ряда ([ы], [а]) занимают промежуточную позицию.

Признак подъема описывает положение языка при движении вверх или вниз. Гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]) характеризуются высоким положением языка в полости рта. Артикуляция гласного нижнего подъема ([а]) связана с низким положением языка. Гласным среднего подъема ([э], [о]) отведено место между названными крайними группами.

Гласные [у] и [о] являются лабиализованными (или огубленными), т.к. при их произношении губы вытягиваются вперед и округляются. Остальные гласные произносятся с нейтральным укладом губ и являются нелабиализованными: [и], [ы], [э], [а].

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Таблица ударных гласных гласных выглядит следующим образом:

ряд: передний средний задний

верхний и´ ы´ ý (лабиал.)

средний э´ ó (лабиал.)

Безударные гласные: классификационные признаки

В безударных слогах произносятся иные, чем под ударением, звуки. Они оказываются более краткими и артикулируются с меньшим мускульным напряжением органов речи. Такое изменение звучания гласных называется редукцией. Итак, все безударные гласные в русском языке являются редуцированными.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Безударные гласные отличаются от ударных и количественно, и качественно. С одной стороны, безударные гласные всегда короче ударных (ср.: с[а]ды´ сады´ — с[á]дик сáдик, п[и]лá пилá — п[и´]лит пúлит). Эта особенность звучания гласных в безударном положении называется количественной редукцией.

С другой стороны, изменяется не только длительность, но и само качество гласных. В этой связи говорят о качественной редукции гласных в безударном положении. В паре с[ъ]довóд садовóд — с[á]дик сáдик безударный [ъ] не просто короче — он отличается от ударного [á].

Любой безударный гласный испытывает количественную и одновременно качественную редукцию. При произношении безударных язык не достигает крайних точек продвижения и стремится занять более нейтральную позицию.

При произнесении безударных [ы], [и], [у], [а] сила изменения оказывается не очень существенной: ср. р[ы]бáк рыбáк — р[ы´]ба ры´ба, [с’и]нéть синéть — [с’ и´]ний сúний, р[у]кá рукá — р[ý]ки рýки, л[а]скáть ласкáть —л[á]сковый лáсковый.. Безударные [ы], [и], [у], [а] можно оставить в тех же клеточках таблицы, что и ударные, несколько сместив их к центру.

Редукция может быть более сильной и менее сильной. Среди перечисленных безударных гласных звуки [ъ] и [ь] выделяются своей краткостью. Остальные гласные произносятся более отчетливо.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Таблица гласных, дополненная безударными звуками, получает следующий вид:

ряд: передний средний задний

верхний и´ ы´ у(лабиал.)у

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Особенности произношения гласных в безударных позициях (позиционное распределение гласных)

Особенности произношения гласных в безударных позициях зависят от ряда условий:

1) места по отношению к ударному слогу,

2) положения в абсолютном начале слова,

3) твердости / мягкости предшествующего согласного.

Место по отношению к ударному слогу определяет степень редукции гласных. В фонетике принято называть слоги не по их порядку в слове, а по месту, занимаемому относительно ударного слога. Все безударные слоги делятся на предударные и заударные. Нумерация предударных слогов осуществляется в направлении от ударного слога, то есть справа налево.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В первом предударном слоге возможны четыре гласных — безударные [у], [и], [ы], [а]: н[у]ждá нужда, [ч’и]с ы´часы, ш[ы]лкá шелка, н[а]чнóй ночной.

В остальных безударных слогах (втором, третьем предударном и в заударных) произносятся сильно редуцированные гласные [ъ], [ь], а также звук [у]. Во втором предударном слоге: д[ъ]мовóй дымовой и домовой, [м’ь]сорýбка мясорубка, [ч’у]дотвóрный чудотворный.

В заударных слогах: болóт[ъ]м болотом и болотам, нéжн[ъ]й нежный и нежной, си[н’ь]м синим и синем, пó[л’ь]м полем, лóшадь[jу] лошадью.

В заударных слогах в абсолютном конце слова наряду со звуками [ъ], [ь] и [у] фиксируется гласный [ы], только очень краткий: нóт[ы] ноты, нóт[ъ] нота, нó[т’ь] нóте, нóт[у] нóту.

Положение в абсолютном начале слова после паузы также влияет на особенности редукции гласных. В этой позиции произносятся звуки [у], [и], [а] независимо от их удаленности от ударного слога: [у]бирáть убирать, [и]кспортёр экспортёр, [а]говáривать оговáривать.

Особенности распределения безударных гласных в слове можно представить в виде таблицы.

В ударном слоге: ударные [ý], [и´], [ы´], [э´], [ó], [á]

В 1-м предударном слоге,

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

в абсолютном начале слова: безударные [у], [и], [ы], [а]

Во 2, 3-м предударном слоге,

в заударных слогах: безударные [ъ], [ь], [у] + [ы] (в абс. конце слова)

Твердость / мягкость предшествующего согласного — важный фактор, определяющий возможность появления тех или иных гласных:

1) после твердых могут выступать [у], [ы], [а], [ъ]: [лу]говóй луговой, [лы]сéть лысеть, [ла]рéц ларец, [лъ]шадéй лошадей;

2) после мягких произносятся [у], [и], [ь]: [л’у]бовáться любоваться, [ч’и]рнéть чернеть, [л’ь]дорýб ледоруб;

3) предударные [а] и [ъ] после мягких невозможны: [р’и]ды´ ряды, [п’и]ти´ пяти, [р’ь]довóй рядовой, [п’ь]тилéтка пятилетка;

4) [ъ] после мягких появляется только в возвратном –ся, в окончаниях и формообразующих суффиксах. Подобное произношение является возможным, а не обязательным и связано с задачей передать грамматическую информацию о падеже, числе и т.д.:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

получ и´л[с’ъ] получился — у бабý[с’ь] у бабуси;

кáп[л’ъ] капля — кáп[л’ь] капли;

медвé[д’ъ]м медведям — медвé[д’ь]м медведем;

в ы´са[д’ъ]сь высадясь — в ы´са[д’ь]сь высадись.

Все проанализированные выше особенности произношения гласных относятся к фонетике общеупотребительных знаменательных слов. Союзы, предлоги, частицы, междометия, редкие заимствования могут не подчиняться описанным закономерностям. Они допускают, например, такое произношение гласных неверхнего подъема: спал, н[о] недолго, б[о]á, андáнт[э].

Фонетические чередования гласных. Обозначение безударных гласных на письме

Гласный, принадлежащий определенной морфеме, может в одних словах оказываться ударным, в других безударным. Так, безударный [и] в слове [д’и]шёвый дешёвый соотносится с ударным лабиализованным [ó], звучащим в том же корне в слове [д’ó]шево дёшево.

Звуки, принадлежащие одной морфеме (корню, приставке, суффиксу, окончанию) и замещающие друг друга в разных фонетических позициях, образуют фонетическое чередование. В приведенном выше примере фиксируется фонетическое чередование [ó] // [и].

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В русском языке возможны следующие чередования ударных и безударных звуков:

1. [ý] // [у] з[ý]бы, з[у]бнóй: зубы, зубной.

2. [и´] // [и] // [ь] [п’и´]шет, [п’и]сáть, [п’ь]сани´на: пишет, писать, писанина.

3. [ы´] // [ы] // [ъ] ш[ы´]ре, ш[ы]рóк,ш[ъ]рокá: шире, широк, широка.

4. [и´] // [ы´] // [и] // [ы] [и´]гры, с[ы´]гран, [и]грать, с[ы]грать: игры, сыгран, играть, сыграть.

5. [э´] // [ы] // [ъ] ш[э]ст, ш[ы]стá, ш[ъ]стовóй: шест, шеста, шестовой.

6. [э´] // [и] // [ь] [п’э´]ший, [п’и]шкóм, [п’ь]шехóд: пеший, пешком, пешеход.

7. [ó] // [а] // [ъ] д[ó]мик, д[а]мáшний, д[ъ]мовóй: домик, домашний, домовой.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

8. [ó] // [и] // [ь] [п’ó]стро, [п’и]стр и´ть, [п’ь]стротá: пёстро, пестрить, пестрота.

9. [ó] // [ы] // [ъ] ш[ó]лка, ш[ы]лкá, ш[ъ]лков и´стый: шёлка, шелкá, шелковистый.

10. [á] // [а] // [ъ] тр[á]вка, тр[а]вá, тр[ъ]вянóй: травка, трава, травяной.

11. [á] // [и] // [ь] [п’á]тый, [п’и]тáк, [п’ь]тачóк: пятый, пятак, пятачок.

Обратите внимание, что на письме качество безударного звука не обозначается. Факт безударности гласного — это сигнал орфограммы. В корнях слов пешком, пестрить, пятак, произносимых с безударным [и], буква и не пишется. При выборе правильной буквы в этих примерах нужно ориентироваться на ударный вариант произнесения корня: [п’э´]ший, [п’ó]стро, [п’á]тый.

Подобная проверка лежит в основе ведущего принципа русской орфографии — морфематического (точнее говоря, фонематического). Морфема получает такое графическое представление, при котором. позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с сильным вариантом (гласный проверяется ударением, согласный — постановкой перед гласным).

Крайне редко безударные гласные обозначаются на письме в соответствии с фонетическим принципом орфографии. Приставка рас-/раз-/рос-/роз- имеет четыре графических варианта, соотносимых с особенностями ее произношения в разных словах, а не с ситуацией проверки: р[а]спýтать распутать, р[а]зрýшить разрушить, р[ó]спись роспись при наличии р[ó]зыгрыш розыгрыш (именно последний вариант являлся бы проверочным, т.к. в нем гласный стоит под ударением, а согласный — перед гласным).

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?

Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится?

- - и - а - а - а - - а - - - о - а - - - а - и - а

Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет.

А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:

к н - г - к - р - нд - ш шк - л - стр - н - ц -

А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

(Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)

Отгадай мультфильмы

Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы

Р - с - л - чк -

Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -

Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь

К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -

Н -, п - г - д - !

Смогли бы вы прочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных?

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

– А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

Согласный с унынием в голосе отвечает:

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

Гласный восторженно:

– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:

– Я и песня нерасторжимы.

Согласный:

– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?

Фонетический творческий диктант

Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.

1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных . .

2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны . .

3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные, . .

Согласные стучатся в теремок и просят разрешения войти. Их пускают только тогда, когда по всем названным признакам узнают, что это за звуки.

Проведем опыт

Известны следующие приемы различения глухих и звонких согласных:

1) положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;

2) зажмите уши руками – при произнесении звонких согласных в голове будет гудеть.

Испытайте эти приемы на себе, например, при произнесении звуков [с] и [з]. Получилось?

Объясните суть этих приемов.

(Ответ. Первый прием основан на том, что в образовании звонких согласных обязательно участвует голос. А голос (музыкальный звук) появляется в результате дрожания голосовых связок, находящихся в горле. Дрожат связки – дрожит и горло.

Второй прием основан также на том, что при образовании звонких согласных участвует голос, который и резонирует в костях черепа. Вот почему и гудит в голове.)

Подготовка детей к обучению грамоте

Сущность подготовки к обучению грамоте

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев).

Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.

Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.

Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи – взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой – сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей (СНОСКА: Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984). Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.

Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение – это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.

Д. Б. Эльконин показал, что механизм чтения определяется системой письма на том или ином языке (СНОСКА: Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. – М.: Знание, 1976.– Вып. 4). Например, при иероглифическом письме смысловые единицы (слова, понятия) кодируются с помощью особых значков – иероглифов. Их столько, сколько слов-значений в языке. При этой системе письма обучение чтению сводится к запоминанию значений отдельных иероглифов. Хотя это трудоемкий и длительный процесс, но он прост по своей психологической природе: основными его компонентами являются восприятие, запоминание и узнавание.

В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в данном случае легче: слоговой анализ слов, необходимый при перекодировании, не представляет особых трудностей, поскольку слог является естественной произносительной единицей. При чтении слияние слогов также не вызывает трудностей. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово.

Русское письмо – звуко-буквенное. Оно точно и тонко передает звуковой состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко-буквенным анализом слов. Поэтому и психологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое (СНОСКА: Там же. С.17).

Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д. Б. Эльконин, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи.

Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; метод Д. Б. Эльконина и другие).

В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельткжов, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина и другие) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).

Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение (Т. Г. Егоров).

Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д. Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.

Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Читайте также: