Сочинение на тему две правды в романе

Обновлено: 03.07.2024

У этих героев много общего. Они молодые люди, живущие в столице. И Родион, и Соня живут в бедности, в крайней нужде. Молодому человеку пришлось бросить университет, так как он не мог платить за обучение. Он не имеет постоянной работы и перебивается временными заработками, но не всегда успешно. Родион Раскольников живет в маленькой комнате, однако он не всегда может вовремя заплатить за квартиру, что очень не нравится хозяйке. Обстоятельства жизни девушки еще хуже. Ее отец — алкоголик, который потерял работу и пропивает все деньги. Ее мачеха, Катерина Ивановна, страдает туберкулезом, поэтому она не может работать. Одна бедная Соня вынуждена содержать семью. Девушке пришлось стать проституткой, чтобы прокормить сводных братьев и сестер.

Однако, несмотря на общность жизненных ситуаций, эти герои совсем по-разному смотрят на мир. Так, вся эта нагнетающая обстановка подтолкнула Родиона Раскольникова к созданию теории о существовании двух типов людей: великих личностей и примитивных. Он считал, что примитивные люди служат лишь материалом для достижений, созданных великими. Так, по мнению героя, великий человек мог даже убить простого для достижения своей цели. Родион Раскольников решил проверить свою теорию и убил старуху-процентщицу. Герой считал, что своим поступком он не только проверяет свою теорию, но и устанавливает справедливость, так как он смог наказать человека, который причинял вред другим.

После содеянного герой серьезно заболел. Его стали мучить угрызения совести и, таким образом, его теория была опровергнута. Соня Мармеладова, когда узнала о мыслях героя, была удивлена. Она не могла принять то, что человек может распоряжаться жизнью другого. Девушка считала, что нужно помогать другим людям, отдавая всего себя. Так, Соня Мармеладова, продавая свое тело, смогла прокормить детей Катерины Ивановны. Девушке не нравилась ее работа, но она верила, что может когда-нибудь воскреснуть, реабилитироваться. Она так низко пала, потому что у нее не было иного выхода.

Родион Раскольников убивал других людей, а Соня Мармеладова убивала себя. Эти герои очень похожи своими жизненными обстоятельствами, но их взгляд на жизнь отличается принципиально. Родион Раскольников считал, что может пренебрегать чувствами других людей для достижения общественно полезных целей, а Соня Мармеладова придерживалась иного мнения. Девушка считала, что в мир нужно нести только свет и добро, быть человечным и милосердным, помогать ближним, жертвуя собой.

Сочинение-рассуждение

Раскольников позиционирует себя как высокоморального человека, который совершает противозаконные влияния ради благих целей. Он идет на убийство не из-за проблем с финансами, а для оправдания личной и теории. Молодой человек твердо убежден, что личность, приносящая окружающим людям страдания, должна быть устранена. Чудовищное умозаключение толкает Родиона на убийство двух пожилых женщин.

Но если Раскольников совершал преступления ради конкретной цели, то Соня Мармеладова убивала себя за незначительную плату. Герои довольно похожи жизненными обстоятельствами, но отличаются взглядами на происходящее. Молодой человек способен пренебречь чувствами посторонних людей, в тоже время Сонечка не в состоянии этого сделать. Девушка уверена, что мир нужно освещать светлыми и добрыми делами – помогать близким и жертвуя собственными интересами – а для этого быть человечным и милосердным.

После совершения убийства старухи-процентщицы Родион говорит Соне, что совершил преступления просто так – для себя – и весомой причины для этого не было. Признание говорит о Раскольникове как о человеке, живущем в своем воображаемом мире, в котором он чувствует себя главным и борется с выдуманными преследующими его врагами.

Родин запутался практически окончательно, но светлое чувство – любовь к Соне служит спасением его души. Раскольников сумел разглядеть в девушке чистую невинную душу. Сонечка вынуждена продавать свое тело ради содержания близких. Но гнусная профессия не способна убить в героине веру в Бога.

Любовь Сони Мармеладовой помогает Родиону постепенно оттаять и увидеть в ней тонкую, едва заметную ниточку, связывающая его со счастьем. Муки во время каторги проявляют в сознании Раскольникова важность девушки в жизни. Молодой человек осознает правоту Сони и становится на путь исправления.

Автор: Анастасия Ретунская

II. Главная часть

1. Но в то же время Соня и Раскольников — идейные ан­типоды. В противостоянии окружающему

злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня — путь смирения и сострадания. Соня очень близко подходит к любимой мысли

Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответст­вен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться иску­пить хоть сколько-нибудь грехи всех. Для Сони эта мысль — не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания. Еще одна важная черта

ее натуры — она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а от­части потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову. Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека).

Глоссарий:

  • правда раскольникова и правда сони
  • правда раскольникова и правда сони в романе преступление и наказание
  • правда сони и правда раскольникова

Сочинение на тему две правды в романе преступление и наказание

1. История создания романа 2. Сюжет, композиция, жанр 3. Символика цвета, имен и чисел в романе 4. Теория Раскольникова 5. Причины преступления 6. Хроника преступления 7. Петербург в романе 8. Интерьер в романе 9. Двойники Раскольникова 10. Две правды в романе 1. История создания романа

Поступки Сонечки

Соня не считает себя праведницей, она чувствует свою вину за содеянное и пытается раскаяться. Это показывает эпизод чтения Евангелия.

С верой Сонечки в Бога связано и то, что она считала человеком и убийцу Раскольникова, она пыталась наставить его на истинный путь, помочь ему обрести себя. Теория Бога Сони, гласившая о равенстве всех людей перед Всевышним, позволила героине относиться к Раскольникову как к простому человеку. Не зря она читает ему про воскрешение Лазаря. Соня показывает Раскольникову, что подняться после нравственного падения может любой человек. Она призывает его к этому. Соня искренне помогает Раскольникову и всем находящимся на каторге. Для них она является символом прощения за их преступления.

Две правды, две точки зрения на человеческую судьбу выражают два главных героя пьесы: босяк, обитатель ночлежки Сатин и странник Лука — неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Насколько разнятся между собой - эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.

Лука мягок и в речи и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова Лука находит для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру старик рассказывает о чудесной клинике, в которой лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны Лука находит другие слова, ей он доказывает, что жизнь вовсе ничего не стоит, что жизнь приносит человеку одни мучения, а отдохнуть и быть счастливым можно только после смерти.

Лука — не сторонний наблюдатель жизни, он активный ее участник, который вмешивается во все. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит он вообще в возможность решительного переустройства жизни. Таким образом, Лука стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.

Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция в образе босяка Сатина. Сатин — прежде всего борец, борец за справедливость. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь человека — своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужны не озлобили Сатина. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что Сатин выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием героя. Сатин не алкоголик, но любит выпить; не аферист по натуре, но карточный шулер, и создается впечатление, что он довольно уютно чувствует себя в костылевской ночлежке, где все-таки выше всех по уму и силе характера.

Родион Раскольников создал теорию, которая дала ему право “убивать во имя идеи”, чувствовать себя выше других. Он идёт на преступление с точки зрения морали, христианства и закона. Его ложная правда разрушает всю жизнь молодого человека. Она – наваждение, его мания величия, путь в никуда. Возомнив себя избранным, Раскольников выбирает жертву, смерть которой принесёт благо многим людям. Так он оправдывает своё желание проверить теорию. Не ради семьи, денег или спасения бедняков и нуждающихся герой избавляется от старухи-процентщицы. “Я просто убил; для себя убил, для себя одного…” – так он признаётся Соне и самому себе в мотиве преступления.

Результат оказался ужасным: герой мучается от страха, мании преследования, ужасов, игры воображения и осознания собственной слабости. Он не может почивать на лаврах, как предполагал, убийство оказалось бессмысленным. Раскольников горд и самолюбив, не смотря на нищету и крайне отчаянное положение, он чувствует себя “наполеоном”. Его образованность и ум приводят героя к ужасной ошибке, от них больше вреда, чем пользы. Правда Раскольникова в романе “Преступление и наказание” – чудовищная философия, которая разрешает “кровь по совести” и оправдывает преступления во имя великих целей.

Раскольникова засылают на каторгу. Сон едет за ним, как вытекали мироносица- мироносицы-жены-мироносицы за Христом в него крестные походи. Она едет, чтобы помогать там ему своей любовью

Соня – жертва, мученица

Образ Сонечки Мармеладовой – образ преступницы и мученицы одновременно. Она преступает моральный закон, переступает через себя, “убивает себя” в определённом смысле. Соне глубоко верующая девушка, но свой мученический путь она выбирает осознанно – торгует телом, чтобы прокормить семью. Соня практически неграмотна, она читает лишь Библию, её ум не засорён сложными теориями и философией нигилизма. Она не презирает общество за то, что вынуждена страдать – просто тихо несёт свой крест, верит и любит. В своей жизни она ориентируется на христианские законы, старается поступать так, как учит Евангелие. Соня не умеет выражать мысли так, как это делает Раскольников, но она чувствует его душу, видит в нём страдающего человека. Именно к Соне тянет Родиона, ей он открывается о своём чудовищном поступке.

Побеждает любовь

По сути персонажи – убийцы: Соня убивает себя морально, а Раскольников убивает двух слабых старух. Он тоже осознаёт, что убил себя, только несколько по-другому: через преступление он узнал, что не относится к людям высшей категории. Для Раскольникова это страшнее смерти, это крах его теории и всей жизни. В борьбе за душу Родиона Соня уговаривает его сдаться в полицию, читает Евангелие, обещает быть рядом. Она выполняет свои обещания: следует за Родионом в Сибирь, делает всё, чтобы его душа оттаяла, любит, не надеясь на взаимность.

В жизни Раскольникова Соня – чистейший ангел, не смотря на свою прежнюю жизнь. Её “ссылка” – спасение от греха, которым она жила раньше. Она – связующее звено между простой счастливой жизнью и душевными муками Раскольникова. На каторге, после тяжёлой длительной болезни Раскольников наконец понимает, что правда Сони истинная, а его философия – заблуждение. Он принимает дорогу добра и находит в своём сердце место для любви.

Наша статья будет полезна при подготовке к написанию сочинения “Правда Раскольникова и правда Сони”.

Сочинение на тему две правды в романе преступление и наказание

1. История создания романа 2. Сюжет, композиция, жанр 3. Символика цвета, имен и чисел в романе 4. Теория Раскольникова 5. Причины преступления 6. Хроника преступления 7. Петербург в романе 8. Интерьер в романе 9. Двойники Раскольникова 10. Две правды в романе 1. История создания романа

Два центральных персонажа романа Ф.М. Достоевского – Родион Раскольников и Соня Мармеладова – спасают друг друга, дают шанс для новой жизни, не смотря на свою противоположность. Правда Раскольникова и правда Сони в романе “Преступление и наказание” – два совершенно разных взгляда на жизнь, но их союз необходимая составляющая сюжета.

Раскольников – заложник своей теории

Родион Раскольников создал теорию, которая дала ему право “убивать во имя идеи”, чувствовать себя выше других. Он идёт на преступление с точки зрения морали, христианства и закона. Его ложная правда разрушает всю жизнь молодого человека. Она – наваждение, его мания величия, путь в никуда. Возомнив себя избранным, Раскольников выбирает жертву, смерть которой принесёт благо многим людям. Так он оправдывает своё желание проверить теорию. Не ради семьи, денег или спасения бедняков и нуждающихся герой избавляется от старухи-процентщицы. “Я просто убил; для себя убил, для себя одного…” – так он признаётся Соне и самому себе в мотиве преступления.

Результат оказался ужасным: герой мучается от страха, мании преследования, ужасов, игры воображения и осознания собственной слабости. Он не может почивать на лаврах, как предполагал, убийство оказалось бессмысленным. Раскольников горд и самолюбив, не смотря на нищету и крайне отчаянное положение, он чувствует себя “наполеоном”. Его образованность и ум приводят героя к ужасной ошибке, от них больше вреда, чем пользы. Правда Раскольникова в романе “Преступление и наказание” – чудовищная философия, которая разрешает “кровь по совести” и оправдывает преступления во имя великих целей.

Соня – жертва, мученица

Образ Сонечки Мармеладовой – образ преступницы и мученицы одновременно. Она преступает моральный закон, переступает через себя, “убивает себя” в определённом смысле. Соне глубоко верующая девушка, но свой мученический путь она выбирает осознанно – торгует телом, чтобы прокормить семью. Соня практически неграмотна, она читает лишь Библию, её ум не засорён сложными теориями и философией нигилизма. Она не презирает общество за то, что вынуждена страдать – просто тихо несёт свой крест, верит и любит. В своей жизни она ориентируется на христианские законы, старается поступать так, как учит Евангелие. Соня не умеет выражать мысли так, как это делает Раскольников, но она чувствует его душу, видит в нём страдающего человека. Именно к Соне тянет Родиона, ей он открывается о своём чудовищном поступке.

Побеждает любовь

По сути персонажи – убийцы: Соня убивает себя морально, а Раскольников убивает двух слабых старух. Он тоже осознаёт, что убил себя, только несколько по-другому: через преступление он узнал, что не относится к людям высшей категории. Для Раскольникова это страшнее смерти, это крах его теории и всей жизни. В борьбе за душу Родиона Соня уговаривает его сдаться в полицию, читает Евангелие, обещает быть рядом. Она выполняет свои обещания: следует за Родионом в Сибирь, делает всё, чтобы его душа оттаяла, любит, не надеясь на взаимность.

В жизни Раскольникова Соня – чистейший ангел, не смотря на свою прежнюю жизнь. Её “ссылка” – спасение от греха, которым она жила раньше. Она – связующее звено между простой счастливой жизнью и душевными муками Раскольникова. На каторге, после тяжёлой длительной болезни Раскольников наконец понимает, что правда Сони истинная, а его философия – заблуждение. Он принимает дорогу добра и находит в своём сердце место для любви.

Читайте также: