Сочинение на тему душой дитя судьбой монах мцыри

Обновлено: 08.07.2024

Сочинения по произведениям авторов:, Сочинение 8 класс. “Душой – дитя, судьбой – монах” (по поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”)

1 вариант сочинения

Произведение имеет реальную жизненную основу. Сюжет его взят из рассказа о пленном мальчике-горце, отданном на воспитание монахам и тосковавшем по дому, родным, свободной жизни. Лермонтов расширил и углубил этот сюжет, придав ему великий смысл. Мцыри был увезен в монастырь шестилетним мальчиком. С детских лет он сохранил приемы и навыки горца, запомнил свои родные места. Но тоска Мцыри — это не просто тоска по родному аулу. Его родное селение преобразилось в родину-мечту, и вся поэма наполнена чувством родины как высшего идеала:

Пройти в родимую страну —

Но романтическая мечта о неведомом прекрасном крае сталкивается с реальной жизнью, с блужданиями юноши, бежавшего из монастыря, сбившегося с пути, заплутавшего в лесу и снова вернувшегося к тому месту, откуда бежал.

И взором ласточек следил, Когда они перед дождем Волны касалися крылом.

Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?

. и заставляет его совершить побег из монастыря. Жить для героя поэмы - значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить. Жизнью в своей исповеди Мцыри называет три дня, проведенные . им за стенами монастыря: он любовался жен­щиной, сражался с барсом, .

И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда.

2 вариант сочинения

Мцыри — главный герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Его нелегкая судьба никого не может оставить равнодушным. Шестилетним мальчиком он попадает в плен к русскому генералу, который увозит его из родного аула. Тяготы пути и разлука с близкими людьми приводят к тому, что Мцыри тяжело заболевает, и его оставляют в монастыре, монахи которого соглашаются вылечить юного горца и воспитать его послушником.

Монастырь становится для Мцыри настоящей тюрьмой. Здесь для него все чужое: и старик-монах, и колокольный звон, и серые стены, и образ жизни — унылый и однообразный. В сердце мальчика все так же живы воспоминания о родине: о заснеженных вершинах гор и бурных потоках, о гордом отце и мудрых старейшинах, о песнях своих юных сестер. Он не желает смириться со своей монашеской судьбой, ему чужды смирение, покорность и упование на бога.

Душой Мцыри — дитя. Оставшись без матери и отца, без родных и близких, он тоскует от чувства одиночества:

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Юноша стремится ощутить всю полноту жизни, ему хочется смеяться и плакать, любить и ненавидеть, бороться и мечтать. Как часто думает он

Про волю дикую степей,

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чудные меж скал.

В результате дитя побеждает монаха, и Мцыри сбегает из монастыря в надежде добраться домой. О, как радостно поет его душа, сбросив тяжесть оков и окунувшись наконец

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

И пусть счастье длилось всего три дня, пусть дорога снова привела Мцыри к ненавистным кельям — ему все же довелось вдохнуть пьянящий аромат свободы.

Планы для сочинений по произведению М.Ю. Лермонтова “Мцыри”

1 тема – Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободы.

Что делал я на воле? Жил.

I. Лучшие три дня свободы, чем годы рабства.

II. Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободы.

1. “Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?”

2. Я цель одну: пройти в родимую страну имел в душе”.

3. “Я видел горные хребты, причудливые, как мечты”.

4. “Грузинки образ молодой”.

5. “Я ждал, схватив рогатый сук, минуту битвы”.

Трагизм судьбы главного героя Трагическая судьба Мцыри по поэме .

. Финал поэмы проникнут жизнеутверждающим пафосом Композиция и сюжет Экспозиция. Глава 1 Описание природы и развалин монастыря Предыстория героя Глава 2 Мальчиком Мцыри был . которых бежал. Трагический финал не лишает Мцыри силы духа. . поэмы В 1837 г., проезжая по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил старика-горца, история жизни . невозможности выбора собственной судьбы. Три дня, проведенные .

6. “Юность вольная сильна, и смерть, казалось, не страшна”.

7. “Тщетно спорил я с судьбой – она смеялась надо мной”.

8. “За несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял”.

III. Мое представление о счастье и смысле жизни.

2 тема – Характеристика Мцыри.

I. Мятежная лира Лермонтова.

II. Характеристика Мцыри.

1. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши.

2. Что увидел и узнал Мцыри о жизни во время своих испытаний (строфы 6,9,10,11).

3. Как раскрывается характер Мцыри за три дня своболы:

а) что успел совершить Мцыри?

б) любовь к Родине;

4. Почему оказалась неосуществимой мечтаМцыри достичь Родину ((21 строфа).

5. Основное идейное содержание поэмы.

III. Чем нам близок Мцыри.

3 тема – Характеристика Мцыри (цитатный план).

I. История создания поэмы.

II. Характеристика Мцыри.

1. “Душой дитя, судьбой монах”.

2. “Я мало жил, я жил в плену”.

3. “Я никому не мог сказать священных слов отец и мать”.

4. “Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страть”.

5. “Тот чудный мир тревог и битв”.

6. “Страх не сжал души моей”.

7. “Могучий дух его отцов”.

4 тема – Героическая личность в изображении Лермонтова.

I. Чем нам близок герой поэмы Лермонтова.

II. Мцыри – героическая личность.

1. Горячая любовь Мцыри к Родине.

2. “Могучий дух” Мцыри.

3. Стремление к свободе.

4. Мужество и сила воли.

5. Упортсво в достижении цели.

6. Мцыри – любимый образ Лермонтова.

5 тема – Какие стороны личности Мцыри, его характера близки и дороги Лермонтову.

I. Свободолюбивый характер лирики Лермонтова.

II. Какие стороны личности Мцыри близки Лермонтову.

1. Любовь к Родине – непобедимая страсть.

2. Стремление к счастью, к свободе.

3. Невозможность достижения этого в николаевском обществе.

4. Сила и слабость Мцыри – отголосок силы и слабости лучших современников Лермонтова.

III. Близость поэтического образа Лермонтова и его героя.

6 тема – Природа в поэме Лермонтова.

I. Прославление в поэме “Мцыри” жизни, её красоты и цветения.

II. Природа в поэме Лермонтова – не фон, а активная сила.

1. Любовь Мцыри к природе.

2. Умение Лермонтова почувствовать и передать красоту природы Кавказа.

3. Одушевленность природы.

4. Символичность картин природы.

5. Яркость языка.

III. Мастерство Лермонтова в изображении картин природы.

Другие темы для сочинений по поэме Лермонтова “Мцыри”.

1. Героическая личность в изображении Лермонтова.

2. В чем для Мцыри смысл жизни (и согласен ли я с ним).

3. Мечтыц и стремления Мцыри.

4. Картины природы в поэме Лермонтова “Мцыри”.

5. Как бы я ответил Мцыри на вопрос: “Прекрасна ли земля?” и “Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?”

6. Мои размышления в связи с пониманием счастья в поэме “Мцыри”.

7. Что больше всего привлекает в Мцыри.

Мцыри, как романтический герой в поэме Мцыри, Лермонтов

. когда-то спасшего его ребенком. Мцыри так и не может понять, зачем спасать человека, которому суждено провести всю жизнь в заточении, в монастырской . могучего Кавказа, он не мог долго оставаться в заточении. Однажды герой все же вырвался на свободу, где провел целых три . вызывает у читателя в первую очередь симпатию. По некоторым эпизодам поэмы можно судить о его мужественности и храбрости. Так, на .

8. Почему Мцыри бежал из монастыря.

9. Какие стороны личности Мцыри, его характера близки и дороги Лермонтову.

Сочинение Мцыри как романтический герой в поэме Лермонтова 8 класс

Главный герой поэмы – это романтический герой. Ему свойственны мятежные порывы, он одинок в своих стремлениях, и никакие обстоятельства не способны его сломить. Такие качества свойственны литературным героям Байрона – знаменитого английского поэта-романтика, творчество которого оказало большое влияние на развитие романтической поэзии Лермонтова.

Для романтического героя свобода дороже жизни. Мцыри погибает в финале поэмы, но смерть его – это не поражение. Ведь он не стал пленником законов, навязанных ему монахами, он обрел свободу и стал частью вечности, заплатив за это цену своей жизни.

Вариант 2

Мцыри – главный герой одноименной поэмы. Он сын горцев. В детстве Мцыри попал в плен к русскому генералу. Мальчик был очень ослаблен дорогой, и генерал оставил его в монастыре, который лежал у него на пути. Там монахи выходили ребенка, постепенно он начал забывать свое прошлое, свой язык. Его готовили к постригу.

Монастырь стал отождествляется для главного героя с тюрьмой. По ночам Мцыри снятся туманные сны из прошлой жизни, он понимает, что не свободен в своем выборе. Он жаждет вырваться на волю, испытать почувствовать жизнь за пределами стен монастыря.

Что отстаивает в своей исповеди мцыри. Cочинение «Монолог Мцыри .

. жизни героя. Монолог Мцыри носит характер исповеди. Однако такое утверждение нуждается в поправке. Меньше всего страстный рассказ юноши проникнут чувством покаяния, меньше всего герой . На этой странице искали: исповедь мцыри сочинение сочинение на тему исповедь мцыри что отстаивает в своей исповеди мцыри Анализ эпизода исповедь мцыри сочинение исповедь мцыри Исповедь Мцыри начинается с 3 главы. До .

Как каждый романтический герой, Мцыри одинок. Он понимает, что жизнь в монастыре – это всего лишь существование тела без души, душа будет всегда рваться на волю. Но и в ауле, куда он так жаждет попасть, Мцыри был бы чужаком. Возможно, что единственным решением данного конфликта произведения, является смерть героя. Его поиски счастья, его борьба за свободу и вера в жизнь – это то, что действительно восхищает в нем. Оказавшись на свободе, одержав победу в схватке с опасным противником, он умирает в монастыре за решеткой. Но он просит о том, чтобы его похоронили за стенами монастыря, там, где всего лишь день счастья стал для него дороже всех лет проведенных в неволе.

В образ Мцыри Лермонтов вложил лучшие черты романтических героев своего времени. Противопоставил пассивности и апатии, внутреннюю свободу человека.

Мцыри как романтический герой

Главным героем поэмы Лермонтова Мцыри является молодой послушник монастыря, которому предстоит принять постриг. Юноша чувствует себя в обители одиноким и не понятым потому что его окружают люди, которые прожили большую часть жизни и доживают свой век будучи монахами. У каждого из них есть родственники, друзья, могилы близких с которыми можно поговорить стоя у могильной плиты. Главный герой лишен всего этого. В детские годы аул, где он жил, разрушили и увезли его в монастырь. С тех пор главной мечтой молодого жителя обители становится вернуться на родину к родным. Его мечта кажется не осуществимой, ведь его аул разрушен и скорее всего там никого не осталось.

Главному герою предстоит принять решение. Его жизнь может пойти по одному из двух путей. Он может принять монашество и забыть о своей мечте, либо убежать, несмотря на риск быть пойманным или застигнутым диким зверем в дороге. Он выбирает второй путь. В час вечерней молитвы юноша убегает. Его захватывает чувство радости и восторга от совершенного побега.

Мцыри с удовольствием живет этой полной переживаний жизнью, которая создана для него. Его охватывает чувство восторга и восхищения при наблюдении за девушкой, набирающей воду из ручья. Он следит за ее походкой и движениями отмечая, что в нем просыпается какое-то невероятное чувство, которого не было ранее. Этого переживания он бы никогда не испытал в мужском монастыре. Здесь можно увидеть сколь многого был лишен юный послушник в навязанной ему жизни. Жизнь в монастыре не подходила ему и не раскрывала всех его качеств.

Проходили десятки лет а жизнь в монастыре

. земель он дошел до китайских в 464 году и обосновался на десятки лет. Позже, в 495 году, заручившись помощью действовавшего императора, Бато обосновался на месте будущего монастыря, где впоследствии выросли здания . войска в X-XI веках. В XIII столетии во главе монастыря встал Фуюй. Он многое сделал для того, чтобы монахи после окончания обучения не возвращались к мирской жизни, а продолжали .

Романтизм этого произведения состоит в том, что главный герой, вступая на путь противоборства заранее обречён, ведь бежать ему некуда и представлений о внешнем мире он не имеет. Мцыри до самого конца следует выбранному пути. Он умирает, глядя в сторону Кавказа.

О поэме

Поэма была опубликована в 1840 году, но предпосылки к созданию подобного рода произведения появились ещё в раннем детстве поэта. Будучи ребёнком, Лермонтов посетил Кавказ, и без сомнений, величие природы, многообразие новых знакомств, огромное количество местных сказок, легенд и преданий оставили в душе юного Михаила свой след. Затем, в чуть более старшем возрасте, поэт совершил еще не одно путешествие на Кавказ и детские воспоминания, волновавшие его душу, усилились.

Примеры похожих учебных работ

Главные герои поэмы Мцыри Лермонтова (характеристика)

Образ и характеристика Грузинки в поэме Мцыри Лермонтова

. грузинкой. Встреча с грузинкой Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова , написанная в 1839 году, стала одним из лучших произведений своего времени. Главный герой поэмы — юный Мцыри . единственном эпизоде — встреча молодой грузинки и Мцыри около горного .

Монастырь как символ неволи в поэме Мцыри, Лермонтов. Романтическая символика в произведении .

Трагизм судьбы главного героя Трагическая судьба Мцыри по поэме Мцыри (Лермонтов .

. монастыря, от которых бежал. Трагический финал не лишает Мцыри силы духа. Он не . его несвободы, невозможности выбора собственной судьбы. Три дня, проведенные героем на . переживает чувство влюбленности: «И мрак очей был так глубок, / Так полон тайнами .

Образ и характеристика мцыри в поэме мцыри лермонтова 8 класс

Описание природы и роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова

. Роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова Произведено было написано в 1839 году и считается одним из лучших примеров романтических поэм в . зарождается вера оказаться в родном краю. Сочинение Описание природы в поэме Мцыри В этой поэме природа занимает .

Лермонтов сам был еще молодым семнадцатилетним юношей, когда в душе его родился замысел: “Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, [ничего] не читал. – Страстная душа томится…”. Но только через восемь лет поэт написал произведение, в котором воплотился его идеал.

Им стала поэма “Мцыри”.
Произведение имеет реальную жизненную основу. Сюжет его взят из рассказа о пленном мальчике-горце, отданном на воспитание монахам и тосковавшем по дому, родным, свободной жизни. Лермонтов

Мцыри был увезен в монастырь шестилетним мальчиком. С детских лет он сохранил приемы и навыки горца, запомнил свои родные места. Но тоска Мцыри – это не просто тоска по родному аулу. Его родное селение преобразилось в родину-мечту, и вся поэма наполнена чувством родины как высшего идеала:
Я цель одну –
Пройти в родимую страну –
Имел в душе…
Но романтическая мечта о неведомом прекрасном крае сталкивается с реальной жизнью, с блужданиями юноши, бежавшего из монастыря, сбившегося с пути, заплутавшего в лесу и снова вернувшегося к тому

месту, откуда бежал.
Герой поэмы “душой – дитя”. Это означает, что его сердце наполнено жаждой жизни, оно хранит восторженные воспоминания о родном крае, родной природе. Мцыри хорошо помнит своих родных и “звук их песен и речей над колыбелию” своей. С грустью и тоской по прошедшему, которого уже не вернуть, вспоминает он свое счастливое детство, когда уходил играть к шумному потоку в ущелье,
И взором ласточек следил, Когда они перед дождем Волны касалися крылом.
Во время своих скитаний вокруг монастыря он слышит голоса природы, радуется пению птиц, вдыхает аромат сонных цветов. Его сердце бьется живей “при виде солнца и полей”. Наивное полудетское чувство пробуждается в нем и при виде грузинской девушки, образ которой связывается в его сознании с песнью духа гор.

Он рассказывает обо всем этом монаху, чтобы поделиться с кем-нибудь своими чувствами, “чтоб жить, хоть мысленно, опять”, чтобы снова испытать ощущение свободы и счастья.
Но Мцыри “судьбой – монах”, то есть человек, которого судьба заставляет отказаться от всего, что ему так дорого: родины, семьи, свободы – жизни. В этом противоречии и заключается трагедия героя. К тому же он монах не по своей воле, он – пленник. Он раб и сирота, родители которого были убиты врагами его земли.

Вокруг него такие же дети, но у них есть родители, а он никому не может сказать “священных слов отец и мать”, он “у себя не находил не только милых душ – могил!” И ему не выбраться из мрачных стен темницы. Проблуждав три дня, он снова оказывается возле монастыря. И тогда начинает сознавать всю горечь своей судьбы:
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.
Жизненная основа поэмы делает ее живой, яркой и убедительной. Монастырь, описанный Лермонтовым, сохранился до сих пор. Теперь его называют “Мцыри”, и к нему постоянно направляются экскурсии туристов.



Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 8 класс. “Душой – дитя, судьбой – монах” (по поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”)

1 вариант сочинения

Произведение имеет реальную жизненную основу. Сюжет его взят из рассказа о пленном мальчике-горце, отданном на воспитание монахам и тосковавшем по дому, родным, свободной жизни. Лермонтов расширил и углубил этот сюжет, придав ему великий смысл. Мцыри был увезен в монастырь шестилетним мальчиком. С детских лет он сохранил приемы и навыки горца, запомнил свои родные места. Но тоска Мцыри — это не просто тоска по родному аулу. Его родное селение преобразилось в родину-мечту, и вся поэма наполнена чувством родины как высшего идеала:

Пройти в родимую страну —

Но романтическая мечта о неведомом прекрасном крае сталкивается с реальной жизнью, с блужданиями юноши, бежавшего из монастыря, сбившегося с пути, заплутавшего в лесу и снова вернувшегося к тому месту, откуда бежал.

И взором ласточек следил, Когда они перед дождем Волны касалися крылом.

И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда.

2 вариант сочинения

Мцыри — главный герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Его нелегкая судьба никого не может оставить равнодушным. Шестилетним мальчиком он попадает в плен к русскому генералу, который увозит его из родного аула. Тяготы пути и разлука с близкими людьми приводят к тому, что Мцыри тяжело заболевает, и его оставляют в монастыре, монахи которого соглашаются вылечить юного горца и воспитать его послушником.

Монастырь становится для Мцыри настоящей тюрьмой. Здесь для него все чужое: и старик-монах, и колокольный звон, и серые стены, и образ жизни — унылый и однообразный. В сердце мальчика все так же живы воспоминания о родине: о заснеженных вершинах гор и бурных потоках, о гордом отце и мудрых старейшинах, о песнях своих юных сестер. Он не желает смириться со своей монашеской судьбой, ему чужды смирение, покорность и упование на бога.

Душой Мцыри — дитя. Оставшись без матери и отца, без родных и близких, он тоскует от чувства одиночества:

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Юноша стремится ощутить всю полноту жизни, ему хочется смеяться и плакать, любить и ненавидеть, бороться и мечтать. Как часто думает он

Про волю дикую степей,

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чудные меж скал.

В результате дитя побеждает монаха, и Мцыри сбегает из монастыря в надежде добраться домой. О, как радостно поет его душа, сбросив тяжесть оков и окунувшись наконец

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

И пусть счастье длилось всего три дня, пусть дорога снова привела Мцыри к ненавистным кельям — ему все же довелось вдохнуть пьянящий аромат свободы.

Мцыри продолжает идти вперед, но на его пути встает сама природа, олицетворенная в образе барса. Сытый, мощный зверь и измученный бесконечными постами и воздухом неволи человек – силы кажутся неравны. И все же Мцыри, подобрав с земли ветку, сумел победить хищника. В кровавом бою он доказывает свое право вернуться на родину.

Последняя преграда, отделяющая героя от желанного Кавказа – это тёмный лес, в котором Мцыри заблудился. Он до последнего продолжает идти вперед, но каково же его отчаяние, когда он осознает, что все это время ходил кругами!

Силы оставляют Мцыри, но его дух остается непобедимым. Последняя доступная ему форма протеста – это смерть, и Мцыри умирает. В смерти он сможет найти освобождение, недоступное на земле, душа же его вернется на Кавказ. И, хотя он об этом и не думает, его жизнь и его подвиг, непонятные для монахов, не будут забыты. Мцыри – герой поэмы Лермонтова, навсегда останется для последующих читателей символом несгибаемой воли и мужества, благодаря которым человек может осуществить свою мечту, не обращая внимания ни на что.

Сочинение Мцыри как романтический герой в поэме Лермонтова 8 класс

Главный герой поэмы – это романтический герой. Ему свойственны мятежные порывы, он одинок в своих стремлениях, и никакие обстоятельства не способны его сломить. Такие качества свойственны литературным героям Байрона – знаменитого английского поэта-романтика, творчество которого оказало большое влияние на развитие романтической поэзии Лермонтова.

Для романтического героя свобода дороже жизни. Мцыри погибает в финале поэмы, но смерть его – это не поражение. Ведь он не стал пленником законов, навязанных ему монахами, он обрел свободу и стал частью вечности, заплатив за это цену своей жизни.

Вариант 2

Мцыри – главный герой одноименной поэмы. Он сын горцев. В детстве Мцыри попал в плен к русскому генералу. Мальчик был очень ослаблен дорогой, и генерал оставил его в монастыре, который лежал у него на пути. Там монахи выходили ребенка, постепенно он начал забывать свое прошлое, свой язык. Его готовили к постригу.

Монастырь стал отождествляется для главного героя с тюрьмой. По ночам Мцыри снятся туманные сны из прошлой жизни, он понимает, что не свободен в своем выборе. Он жаждет вырваться на волю, испытать почувствовать жизнь за пределами стен монастыря.

Как каждый романтический герой, Мцыри одинок. Он понимает, что жизнь в монастыре – это всего лишь существование тела без души, душа будет всегда рваться на волю. Но и в ауле, куда он так жаждет попасть, Мцыри был бы чужаком. Возможно, что единственным решением данного конфликта произведения, является смерть героя. Его поиски счастья, его борьба за свободу и вера в жизнь – это то, что действительно восхищает в нем. Оказавшись на свободе, одержав победу в схватке с опасным противником, он умирает в монастыре за решеткой. Но он просит о том, чтобы его похоронили за стенами монастыря, там, где всего лишь день счастья стал для него дороже всех лет проведенных в неволе.

В образ Мцыри Лермонтов вложил лучшие черты романтических героев своего времени. Противопоставил пассивности и апатии, внутреннюю свободу человека.

Мцыри как романтический герой

Главным героем поэмы Лермонтова Мцыри является молодой послушник монастыря, которому предстоит принять постриг. Юноша чувствует себя в обители одиноким и не понятым потому что его окружают люди, которые прожили большую часть жизни и доживают свой век будучи монахами. У каждого из них есть родственники, друзья, могилы близких с которыми можно поговорить стоя у могильной плиты. Главный герой лишен всего этого. В детские годы аул, где он жил, разрушили и увезли его в монастырь. С тех пор главной мечтой молодого жителя обители становится вернуться на родину к родным. Его мечта кажется не осуществимой, ведь его аул разрушен и скорее всего там никого не осталось.

Главному герою предстоит принять решение. Его жизнь может пойти по одному из двух путей. Он может принять монашество и забыть о своей мечте, либо убежать, несмотря на риск быть пойманным или застигнутым диким зверем в дороге. Он выбирает второй путь. В час вечерней молитвы юноша убегает. Его захватывает чувство радости и восторга от совершенного побега.

Мцыри с удовольствием живет этой полной переживаний жизнью, которая создана для него. Его охватывает чувство восторга и восхищения при наблюдении за девушкой, набирающей воду из ручья. Он следит за ее походкой и движениями отмечая, что в нем просыпается какое-то невероятное чувство, которого не было ранее. Этого переживания он бы никогда не испытал в мужском монастыре. Здесь можно увидеть сколь многого был лишен юный послушник в навязанной ему жизни. Жизнь в монастыре не подходила ему и не раскрывала всех его качеств.

Романтизм этого произведения состоит в том, что главный герой, вступая на путь противоборства заранее обречён, ведь бежать ему некуда и представлений о внешнем мире он не имеет. Мцыри до самого конца следует выбранному пути. Он умирает, глядя в сторону Кавказа.

О поэме

Поэма была опубликована в 1840 году, но предпосылки к созданию подобного рода произведения появились ещё в раннем детстве поэта. Будучи ребёнком, Лермонтов посетил Кавказ, и без сомнений, величие природы, многообразие новых знакомств, огромное количество местных сказок, легенд и преданий оставили в душе юного Михаила свой след. Затем, в чуть более старшем возрасте, поэт совершил еще не одно путешествие на Кавказ и детские воспоминания, волновавшие его душу, усилились.

Также читают:

Картинка к сочинению Мцыри как романтический герой

Популярные сегодня темы

Драматургическое творчество писателя имеет несколько отличительных особенностей, выделяющих его в огромном количестве произведений данной литературной направленности.

В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа Преступление и наказание Раскольников решился на совершение преступления

В литературе, как и в других видах искусства, есть своя классификация. Все литературные произведения можно разделить на три типа: эпос, лирика и драма.

Под моралью следует подразумевать как некий симбиоз норм, принципов, представлений о жизни, поступках человека и степенях дозволенного, который принят гласно либо негласно в конкретном обществе.

Планы для сочинений по произведению М.Ю. Лермонтова “Мцыри”


1 тема – Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободы.

Что делал я на воле? Жил.

I. Лучшие три дня свободы, чем годы рабства.

II. Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободы.

1. “Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?”

2. Я цель одну: пройти в родимую страну имел в душе”.

3. “Я видел горные хребты, причудливые, как мечты”.

4. “Грузинки образ молодой”.

5. “Я ждал, схватив рогатый сук, минуту битвы”.

6. “Юность вольная сильна, и смерть, казалось, не страшна”.

7. “Тщетно спорил я с судьбой – она смеялась надо мной”.

8. “За несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял”.

III. Мое представление о счастье и смысле жизни.

2 тема – Характеристика Мцыри.

I. Мятежная лира Лермонтова.

II. Характеристика Мцыри.

1. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши.

2. Что увидел и узнал Мцыри о жизни во время своих испытаний (строфы 6,9,10,11).

3. Как раскрывается характер Мцыри за три дня своболы:

а) что успел совершить Мцыри?

б) любовь к Родине;

в) смелость и бесстрашие;

4. Почему оказалась неосуществимой мечтаМцыри достичь Родину ((21 строфа).

5. Основное идейное содержание поэмы.

III. Чем нам близок Мцыри.

3 тема – Характеристика Мцыри (цитатный план).

I. История создания поэмы.

II. Характеристика Мцыри.

1. “Душой дитя, судьбой монах”.

2. “Я мало жил, я жил в плену”.

3. “Я никому не мог сказать священных слов отец и мать”.

4. “Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страть”.

5. “Тот чудный мир тревог и битв”.

6. “Страх не сжал души моей”.

7. “Могучий дух его отцов”.

4 тема – Героическая личность в изображении Лермонтова.

I. Чем нам близок герой поэмы Лермонтова.

II. Мцыри – героическая личность.

1. Горячая любовь Мцыри к Родине.

2. “Могучий дух” Мцыри.

3. Стремление к свободе.

4. Мужество и сила воли.

5. Упортсво в достижении цели.

6. Мцыри – любимый образ Лермонтова.

5 тема – Какие стороны личности Мцыри, его характера близки и дороги Лермонтову.

I. Свободолюбивый характер лирики Лермонтова.

II. Какие стороны личности Мцыри близки Лермонтову.

1. Любовь к Родине – непобедимая страсть.

2. Стремление к счастью, к свободе.

3. Невозможность достижения этого в николаевском обществе.

4. Сила и слабость Мцыри – отголосок силы и слабости лучших современников Лермонтова.

III. Близость поэтического образа Лермонтова и его героя.

6 тема – Природа в поэме Лермонтова.

I. Прославление в поэме “Мцыри” жизни, её красоты и цветения.

II. Природа в поэме Лермонтова – не фон, а активная сила.

1. Любовь Мцыри к природе.

2. Умение Лермонтова почувствовать и передать красоту природы Кавказа.

3. Одушевленность природы.

4. Символичность картин природы.

5. Яркость языка.

III. Мастерство Лермонтова в изображении картин природы.

Другие темы для сочинений по поэме Лермонтова “Мцыри”.

1. Героическая личность в изображении Лермонтова.

2. В чем для Мцыри смысл жизни (и согласен ли я с ним).

3. Мечтыц и стремления Мцыри.

4. Картины природы в поэме Лермонтова “Мцыри”.

5. Как бы я ответил Мцыри на вопрос: “Прекрасна ли земля?” и “Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?”

6. Мои размышления в связи с пониманием счастья в поэме “Мцыри”.

7. Что больше всего привлекает в Мцыри.

8. Почему Мцыри бежал из монастыря.

9. Какие стороны личности Мцыри, его характера близки и дороги Лермонтову.

Конечно, ты хотел, старик, Чтоб я в обители отвык От этих сладостных имен. Напрасно: звук их был рожден Со мной.

Тем самым внутреннее стремление Мцыри к природе продиктовано его естественной натурой. В этом сказалось, безусловно, усвоение реалистических произведений и стремление к психологизации, обусловленной не только субъективными намерениями героя, но и внешними обстоятельствами, хотя: бы и выступающими в перевернутом и суммарном виде. Бегство Мцыри, таким образом, получает дополнительный стимул в его рождении. Каким образом в сознании Мцыри оживает дух отцов, для Лермонтова-романтика не столь уж важно, но существенно.

Другие сочинения по теме:

Сочинение анализ стихотворения Лермонтова на тему: Свободный дух Мцыри О Кавказе Лермонтов написал не одно произведение и упоминание этого края, где живут гордые и свободолюбивые люди, встречается на всем.

. я слышал много раз, что ты меня от смерти спас – зачем? .

Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
Зачем? .. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов “отец” и “мать”.
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен, –
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.04.2007. . я никогда не думал, что можно так любить и грустить.
  • 29.04.2007. Я верю: то бог меня снегом занес, то вьюга меня целовала!
  • 28.04.2007. О свадьбе Ленского давно у них уж было решено.
  • 27.04.2007. . я узнал в моей дремоте страны родимой нищету.
  • 26.04.2007. они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.
  • 25.04.2007. . плакал ребенок о том, что никто не придет назад.
  • 24.04.2007. В этот час ты призналась что нет любви.
  • 23.04.2007. Вот и прожили мы больше половины.
  • 22.04.2007. Быть может, прежде губ уже родился шепот.
  • 21.04.2007. . зане, выгорая, горим мы недаром.
  • 20.04.2007. . в мерцаньи мертвенном свечей, бужу я память о Двуликом.
  • 19.04.2007. И во всех зеркалах отразился Человек, что не появился.
  • 18.04.2007. Но из лазури фимиама, от лилий праздного венца, бежать.
  • 17.04.2007. Тень Данта с профилем орлиным о Новой Жизни мне поет.
  • 16.04.2007. . туда, где дышит звездами Ван-Гог.
  • 15.04.2007. К другим каким-нибудь неведомым вселенным.
  • 14.04.2007. О день без страсти и без дум, старинный и весенний.
  • 13.04.2007. Сюжет для небольшого рассказа.
  • 12.04.2007. И меньше мы тоскуем, и легче нам дышать.
  • 11.04.2007. И мы опять играем временами в больших амфитеатрах одиночеств
  • 10.04.2007. – Догадался, проклятый! Всегда был смышлен.
  • 09.04.2007. Но втайне мыслит лишь о нападении.
  • 08.04.2007. . я слышал много раз, что ты меня от смерти спас – зачем? .
  • 07.04.2007. Но и там, и тогда на планетах иных.
  • 06.04.2007. А я перед нею стою и краснею.
  • 05.04.2007. . пускай со мной умрет моя святая тайна.
  • 04.04.2007. Послушай. далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф.
  • 03.04.2007. Благословляю Вас на все четыре стороны.
  • 02.04.2007. А что на Рассее – на матушке? – То есть где? – В Эсэсэсере?.
  • 01.04.2007. О, сколько мертвых тел я отделил от собственного тела.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Мцыри — главный герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Его нелегкая судьба никого не может оставить равнодушным. Шестилетним мальчиком он попадает в плен к русскому генералу, который увозит его из родного аула. Тяготы пути и разлука с близкими людьми приводят к тому, что Мцыри тяжело заболевает, и его оставляют в монастыре, монахи которого соглашаются вылечить юного горца и воспитать его послушником.

Монастырь становится для Мцыри настоящей тюрьмой. Здесь для него все чужое: и старик-монах, и колокольный звон, и серые стены, и образ жизни — унылый и однообразный. В сердце мальчика все так же живы воспоминания о родине: о заснеженных вершинах гор и бурных потоках, о гордом отце и мудрых старейшинах, о песнях своих юных сестер. Он не желает смириться со своей монашеской судьбой, ему чужды смирение, покорность и упование на бога.

Душой Мцыри — дитя. Оставшись без матери и отца, без родных и близких, он тоскует от чувства одиночества:

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Юноша стремится ощутить всю полноту жизни, ему хочется смеяться и плакать, любить и ненавидеть, бороться и мечтать. Как часто думает он

Про волю дикую степей,

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чудные меж скал…

В результате дитя побеждает монаха, и Мцыри сбегает из монастыря в надежде добраться домой. О, как радостно поет его душа, сбросив тяжесть оков и окунувшись наконец

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

И пусть счастье длилось всего три дня, пусть дорога снова привела Мцыри к ненавистным кельям — ему все же довелось вдохнуть пьянящий аромат свободы.

Поэма “Мцыри” - один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности Читать далее

В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных Читать далее

В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остат-ки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди разва-лин и могильных Читать далее

Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, Читать далее

Мцыри является героем поэмы М. Ю. Лермонтова. Это молодой парень, который в детстве был пленен, а затем попал в монастырь, там его крестили.

Юноша был одинок и безмолвен, он жил в тоске по родному краю. Жизнь в монастыре была ему в тягость, он сравнивал монастырь с тюрьмой. Парень мечтал оказаться на свободе и однажды в ночь, когда была гроза, он совершил побег.

Три дня он скитался в поисках отцовского дома. Мцыри пробирался сквозь горы и леса, терпел голод, его не пугали дикие звери, он боролся с барсом. Мцыри не было страшно, он жаждал свободы.

Парень наслаждался природой, он чувствовал, что он по-настоящему живет, а не существует. Пение птиц, свежий воздух, необыкновенная красота природы пленила его.

Мцыри не пугает смерть, он готов был бороться для того, чтобы жить на воле. Но, к сожалению, мечтам парня о родном крае и доме не суждено было сбыться. Истощенного парня нашли и вернули в монастырь.

Юноша заболел, конец его был близок, он исповедался. В своей исповеди он поведал о том, что эти три дня, несмотря на испытания и страдания, которые ему пришлось пройти, он чувствовал себя счастливым человеком. За эти дни он понял в чем заключается смысл жизни. Он не жалеет о побеге, он готов был жить в тревогах и битвах, но не в плену. В монастыре он задыхался, ему необходима была свобода.

Юноша просит, чтобы его перенесли в цветущий сад, откуда видны просторы его родины. Он желает в последние минуты жизни еще раз насладиться великолепием природы и вздохнуть воздух свободной жизни.

Мцыри так и не посчастливилось добраться до родного Кавказа. Но он проявил себя как вольнолюбивый человек. Читая поэму, всей душой проникаешься в печальную, полную тоски по родине, судьбу героя. Его бесстрашие и упорство, с которым он пытался достичь своей цели и обрести свободу, достойно уважения.

Мцыри продолжает идти вперед, но на его пути встает сама природа, олицетворенная в образе барса. Сытый, мощный зверь и измученный бесконечными постами и воздухом неволи человек – силы кажутся неравны. И все же Мцыри, подобрав с земли ветку, сумел победить хищника. В кровавом бою он доказывает свое право вернуться на родину.

Пример сочинения 3

Главным героем поэмы является Мцыри — юноша, находящийся в плену. Когда герой был совсем маленьким его увёз русский генерал после сражения, ребёнок сильно болел, поэтому был оставлен в монастыре, вырос среди монахов. Мцыри — романтический герой, идеал свободного, вольного духа, он не желает смириться со своей судьбой, мечтает вернуться на Родину.

Лермонтов симпатичен Мцыри, поэтому он и изображает своего героя только с положительных сторон. Современники Михаила Юрьевича признались, что он очень любил свою поэму и часто читал её наизусть на вечерах.

Автор изображает свободолюбивого героя, но невольно отражает в его образе самого себя. У Лермонтова и Мцыри действительно много общих черт. Например, и автор, и его герой — страстные натуры, стремящиеся к свободе, они с ранних лет были изолированы от родных (Лермонтова забрала бабушка у его отца). Они одиноки и непонятны обществом, но это не важно, горы Кавказа для них — символ вольности и свободы, вселяющий надежду и уверенность.

За свою жизнь Лермонтов так и не смог встретить человека, разделявшего его взгляды и идеи, поэтому он создал прекрасный возвышенный образ, которые до сих пор хранится на страницах его величайшего произведения.

Читайте также: