Сочинение на тему домбра

Обновлено: 05.07.2024

Домбра´ (каз. домбыра ) — это музыкальный щипковый инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Он считается народным инструментом у казахов.

Содержание

Домбра в казахской культуре

Домбра (каз. домбыра ) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент.Также является народным инструментом у ногайцев. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.

Домбра есть не только у казахов. Этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра, в таджикской культуре — Думрак, в узбекской культуре — Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в киргизской культуре — Комуз, в туркменской культуре — Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре — Думбыра, в ногайской культуре приазовья — Домбыра, в турецкой культуре — Саз. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).

История инструмента

Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад [1] .

Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки — потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary — волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz — печальная девушка), Тепен көк (tepen kok — рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz — хромой гусь), Бозіңген (bozingen — светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja — одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y — топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti — глубокое переживание) и др.

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

В 2012 году была создана электродомбра. [2]

Домбыра — инструмент кюя

Для казахов кюй — больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев — кюйши, среди которых домбыристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбыре). В казахском народе говорят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах — домбра. При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента — домбры. Также надо пояснить, что слово казах означает свободный воин, независимый индивид, который, если и существует в группе, то только по своей доброй воле, при этом присоединяется к сообществу достойных и служит ему, защищает его, отдавая труд, жизнь, здоровье и умение без остатка, как бесстрашный человек — воин добытчик.

Строение домбры

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры.

Шанак — корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак — дека домбры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента — тембр.

Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.

Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Струна — источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбры у стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Легенды о происхождении домбры

Dombra1.jpg


О домбре и её происхождении существуют легенды:

  • Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

  • Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
  • Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронесся под шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра расказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Литература

Эту литературу можно найти в Казахстане, г. Астана, Национальная Библиотека Республики Казахстан…

Фото: e-history.kz

Фото: e-history.kz

Одним из величайших инструментов и главным символом казахской музыкальной культуры, безусловно, является домбра, без которой не обходилось ни одно событие в жизни народа. Так было еще во времена кочевников и остается по сей день. Этот щипковый двухструнный инструмент неизменно объединяет людей разных профессий, вероисповеданий и национальностей. Ведь порой его чарующие звуки способны рассказать и донести куда более глубинные мысли, чем слова.

Домбра по праву является одним из семи национальных сокровищ Казахстана. В 2007 году отечественные ученые определили семь уникальных культурных явлений, оказавших большое влияние на развитие, духовное в том числе, становление страны и ее народа. В этот список вошли домбра, наскальные рисунки урочища Тамгалы, мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, наскальные мечети Мангистау, казахская юрта, монумент "Байтерек", иссыкский "Золотой человек". В 2010 году домбра занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

По некоторым данным этот уникальный инструмент имеет 4000-летнюю историю. Так, в конце 80-х на плато Майтобе, что в Алматинской области, ученые обнаружили наскальный рисунок, на котором были запечатлены танцующие люди и музыкальный инструмент, сильно напоминающий домбру. Эта уникальная находка, датируемая эпохой неолита, хранится в алматинском музее народных музыкальных инструментов имени Ыхласа. В народе о домбре сложено бесчисленное количество мифов и легенд.

В статье Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" говорится о том, что первое условие модернизации нового типа - это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, - одним словом, национальный дух, должны
вечно оставаться с нами", - отмечается в статье.

С древних времен домбра сопровождала казахов и в радости, и в горе, через мелодии рассказывая историю народа, его традиции и незыблемые ценности. А искусство игры на этом инструменте и кюи словно семейная реликвия бережно передавались от отца к сыну.

К слову, говоря о кюях, стоит отметить, что делятся они на два вида: шертпе и төкпе, которые различаются как по тематике, так и по исполнительской технике. Төкпе, сформированный в Западном Казахстане, рассказывает о драматических событиях, рисует сильные, волевые, воинствующие образы. Шертпе, характерные для Восточного, Южного и Центрального Казахстана, более свободные, отличаются большей импровизацией, они рассказывают о глубинных человеческих чувствах, рисуют нежные женские образы.

Одним из величайших домбристов, оказавших большое влияние на развитие казахской народной музыкальной культуры, безусловно, остается Курмангазы. Его бессмертные кюи, такие как "Сарыарка" и "Адай", на слуху у людей и в наши дни. До сегодняшнего времени сохранились порядка 60 кюев, написанных этим гениальным музыкантом и композитором. Имя его самой известной ученицы Дины Нурпеисовой, благодаря таланту и виртуозной игре на домбре, так же как и ее учителя, золотыми буквами вписано в летопись казахской музыки. Осваивать инструмент ей помогал отец, уже в девятилетнем возрасте слава о маленькой домбристке разнеслась по всей стране. Талант юного дарования оценил сам Курмангазы, который впоследствии стал для нее наставником и оказал большое влияние на ее становление как кюйши. Наиболее известные произведения Дины Нурпеисовой - "Булбул", "Асем коныр", "1916 жыл" и другие. Свой последний концерт она отыграла в 91 год.

Еще один яркий представитель домбровой музыкальной культуры Казангап также с детства проявлял большой интерес к музыке. По некоторым данным, его авторству принадлежат свыше 120 кюев. В своих произведениях кюйши поднимал темы неизбежных преобразований в обществе, человеческих качеств, животного мира, отобразил события революции 1917 года (кюи "Окопы", "Красная юрта", "Моя эпоха" и другие).

Новым витком в истории казахской музыки стало творчество величайшего композитора Нургисы Тлендиева. Когда он был еще ребенком, его талант разглядел Ахмет Жубанов, который привел его в музыкальное училище и стал первым наставником и проводником в мир большого искусства. Из-под пера Нургисы Тлендиева вышло около 500 произведений - оперы, балеты, песни, романсы, кюи, увертюры и так далее. Наиболее известные из них - кюи "Акку", "Арман", "Махамбет", опера "Алтын таулар", написанная в соавторстве с Куддусом Кужамьяровым. Великий композитор также оказал большое влияние на становление казахских балета и оперы.

Среди внесших неоценимый вклад в сохранение и развитие самобытной казахской народной музыки следует отметить и композитора, дирижера, кюйши, домбриста Каршыгу Ахмедьярова. Прославившийся как музыкант-универсал, он продемонстрировал всему миру богатство казахской культуры. Автор многочисленных книг и пособий для вузов написал такие кюи, как "Нарын", "Радость", "Грусть".

Домбровая музыка и сегодня активно развивается, приумножая свое богатство. Одним из ярких кюйши современности, безусловно, остается Секен Турысбек. Написанные им 21 песня и 14 кюев на слуху у каждого музыканта и ценителя домбровой музыки. Они звучат на больших концертных площадках не только Казахстана, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. Наиболее известные кюи - "Көңіл толқыны", "Ақ жауын", "Өкініш", "Ару ана".

Говоря о домбристах современности, стоит отметить и имя композитора-кюйши Абдымомына Желдыбаева. Его авторству принадлежат свыше 70 кюев и песен, среди которых "Ерке сылқым", "Арман құс", "Абай арманы".

Список величайших музыкантов, чье творчество и сегодня вносит неоценимый вклад в развитие народной музыки, был бы неполным без имени Толегена Момбекова, кюйши, Заслуженного деятеля культуры КазССР. Первым учителем композитора был его дед, тоже известный кюйши Бопыш Кожамжаров. В его исполнении по-новому зазвучали произведения Таттимбета и Сугура.

Интерес к домбре, как и его популярность, никогда не угасал. Сегодня все большее число молодых людей виртуозно владеет этим инструментом, что не может не радовать, и в наших силах сохранить эту традицию и передать ее следующему поколению.

В июле 2018 года в Казахстане впервые отметили День домбры. На протяжении веков домбра была тесно связана с историей, культурой и повседневной жизнью казахского народа. Вместе с известным музыковедом и знатоком народной музыки Юрием Аравиным мы рассказываем основные факты об этом удивительном музыкальном инструменте.

Юрий Аравин

История домбры

— Примечательно, что в республике целый день в году решили обозначить днем музыкального инструмента, и этим инструментом стала домбра. Домбра — это символ музыкальной культуры от кочевников древности и до сегодняшнего дня, — начинает свой рассказ Юрий Петрович.


Инструменты, напоминающие домбру, существовали с незапамятных времен. Если верить камням с наскальными изображениями танцующих людей, выставленным в музее народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа, наши предки играли на них более 4 тысяч лет назад. Тем не менее, первые достоверные сведения о домбре появляются лишь в XVI–XVII веках.

Шертер

Предком домбры является древнетюркский музыкальный инструмент шертер. По форме он напоминает домбру, но имеет открытый корпус, три струны и короткий гриф без ладов. Шертер изготавливали из цельного куска дерева, а на корпус натягивали кожаную деку.


Играли на шертере как щипком или ударом по струнам, так и с помощью смычка. От шертера произошли кобыз и домбра.


Традиционно мастера выдалбливали домбру из цельного куска дерева. В качестве материала использовали любые породы деревьев, которые росли в данной местности. Со временем, для улучшения акустических свойств инструмента, изменился метод его изготовления. Домбру начали делать из отдельных склеенных деталей, а в качестве сырья стали выбирать твердые породы древесины — сосну, лиственницу, ель.

Домбра с жильными струнами

Одно из главных отличий современной домбры от инструментов, на которых играли Курмангазы и Даулеткерей, — струны. Сейчас их делают из лески, но до начала XX века на домбре использовали жильные струны, изготовленные путем сложного процесса выделки бараньих или козьих кишок.


Богатый и глубокий звук

По словам Юрия Петровича Аравина, несмотря на простую конструкцию, домбра, как и другие казахские музыкальные инструменты, обладает мощным и богатым звуком.

— Хорошо понять, как звучат казахские музыкальные инструменты, можно на примере кобыза. Когда кобызист играет на кыл-кобызе, он не прижимает струны к грифу, а лишь слегка прикасается к ним. Благодаря этому создается масса обертонов. Струны кобыза делают из конских волос. Когда играет этот инструмент, фактически звучит хор из 46 отдельных волосков. То же можно сказать и о богатстве звучания домбры.


Опытные музыканты, исполняя кюй, могут отразить в своей музыке величие бескрайних просторов степи, топот сотен копыт или гул надвигающегося войска. Говоря о мощи домбрового звучания, Юрий Петрович вспомнил цитату знаменитого исследователя народной казахской музыки Александра Затаевича:


По мнению музыковеда, феномен домбры заключается в ее глубине и многообразии. Она может звучать, как целый оркестр, передавая широкую палитру звука. Такая музыка находит отклик в душе слушателей и вступает в резонанс с человеческой психикой. Длинный гриф, округлая форма, мягкие материалы и жильные струны — такая простая конструкция создает идеальную акустику.


Какой бывает домбра

Представляя себе домбру, большинство людей держат в голове инструмент строго определенной формы. Круглый каплевидный корпус, длинная шейка, две струны — такой изображают домбру везде, от обложки школьных учебников до документальных исторических фильмов. На самом деле существует множество разновидностей этого инструмента, которые изготовляли в различных регионах Казахстана. Известны аркинская, семипалатинская, жетысуйская домбра. Традиционно исследователи выделяют два основных вида домбры и школы игры на ней — западно-казахстанскую и восточно-казахстанскую.

Домбра восточно-казахстанской школы

Восточно-казахстанская домбра имеет плоскую заднюю деку, совкообразный корпус, короткую утолщенную шейку (гриф) с 8 ладами.

— Домбра в центральных и восточных регионах относилась к аркинской школе. Ее использовали в качестве аккомпанирующего инструмента для сопровождения пения. В этих регионах были очень богатые вокальные традиции. Певцам было удобнее прижимать плоскую домбру к телу. Она звучит не столь громко и не перебивает голос.

Домбры западно-казахстанской школы

Западно-казахстанская домбра в современное время получила наиболее широкое распространение. Это классическая домбра каплевидной формы, с длинным тонким грифом и 15–16 ладами на нем. Такая домбра дает больший акустический диапазон.

— На западно-казахстанской домбре играли мощные динамичные кюи. Благодаря звуковым качествам она завоевала популярность у профессиональных музыкантов.


В коллекции музея имени Ыкыласа представлены уникальные домбры, принадлежавшие знаменитым акынам, кюйши, композиторам и поэтам. Среди них также можно встретить множество интересных видов этого музыкального инструмента. К примеру, на передней деке 160-летней домбры Махамбета Утемисова вырезаны три небольших отверстия вместо одного. Также примечательна копия знаменитой домбры Абая. По форме это типичная восточно-казахстанская домбра, но она имеет три струны.


— Трехструнная домбра Абая не должна вводить вас в замешательство. Дело в том, что казахи в этом регионе вступали в тесный культурный контакт с русским населением. Абаевская домбра переняла три струны от балалайки. Абай с уважением относился к русской культуре и заказал для себя именно такой инструмент.

Оркестровые домбры

В середине 30-х годов домбра, наряду с другими казахскими народными инструментами, приобрела оркестровое звучание. Ахмет Жубанов на базе музыкально-драматического техникума создал первый в республике оркестр народных инструментов. В техникуме открыли экспериментальную мас­терскую, чтобы усовершенствовать и унифицировать домбру и кобыз под оркестровый диапазон. К созданию новых вариантов домбры Жубанов привлек талантливых мастеров — братьев Бориса и Эммануила Романенко, Камбара Касымова, Махамбета Букейханова. Так появились домбра-прима, домбра-альт, домбра-тенор, домбра-бас и другие инструменты, ставшие неотъемлемой частью национальных оркестров.

Домбра-контрабас

— Братья Романенко имели опыт работы с русскими музыкальными инструментами. В качестве образца для оркестра народных инструментов был взят знаменитый Русский оркестр В. В. Андреева. Так же, как в свое время под оркестровое звучание переделали балалайку, преобразилась домбра. К примеру, огромная домбра-контрабас звучит совсем по-другому в сравнении со стандартной домброй. Инструменты работы Романенко, Касымова и их последователей до сих пор ценятся среди музыковедов.


Мастерство кюйши

Казахская народная музыка, которую сочиняли и исполняли на домбре, это сложное, яркое и абстрактное искусство. Поэзия в нем неразрывно связана с музыкой. Произведения известных жырау, салов и акынов через музыку и устное творчество осмысливают вечные философские вопросы.

— Творчество кюйши и акынов затрагивает глубокие темы. Его нельзя воспринимать буквально. Если во время звучания кюя кажется, что слышишь топот конских копыт, то нужно понимать, что автор хотел передать не бег лошади, а впечатление от этого бега в своей душе. Казахское искусство очень содержательно и философично, оно носит в себе много смыслов.


Профессиональная школа устного и музыкального творчества достигла своего расцвета в казахской степи в XIX веке. Талантливые акыны и кюйши могли уделять сочинению и исполнению музыки всё свое время, не заботясь о других делах. Зачастую они сами изготавливали себе подходящий инструмент. В аулах исполнителям давали кров и пищу, дарили одежду и коней. Победители айтысов могли рассчитывать на хороший приз и дорогие подарки.

— Хорошему исполнителю кюев и песен на домбре были рады в любом доме и юрте. Была очень развита традиция меценатства. В качестве гонорара победителю айтыса могли вручить слиток золота или серебра. Известно описание того, как мать Абая подарила золотое копытце Биржан-салу, восхитившись его исполнительским искусством.


В наше время до сих пор идут споры о том, кто был самым искусным сочинителем кюев для домбры. В советское время утвердился культ Курмангазы Сагырбайулы, однако Юрий Петрович считает, что у великого кюйши было много не менее талантливых современников и последователей.


Домбра в повседневной жизни казахов

Домбра играла важную роль в жизни не только профессиональных исполнителей и акынов, но и простых кочевников-скотоводов. Домбра была непременным атрибутом в каждой юрте и висела на почетном месте на кереге. Дети обучались музыке, играя на миниатюрной домбре — шинкилдеке. Взрослые знали мотивы известных песен и кюев и могли наиграть простейшие из них.


— Казахи от природы очень музыкальный и эстетичный народ. Долгие странствия по степи способствовали развитию созерцательности и музицирования. Нельзя также забывать, что музыка была средством общения. Никто никогда не играл на домбре просто так, с бухты-барахты. Вначале ты рассказывал, кто ты такой, от кого приехал, куда едешь и что видел. Музыку непременно сопровождало слово, она помогала восприятию слов. К примеру, чтобы сообщить близким о смерти родственника, часто приглашали кюйши, который играл естирту — извещение о смерти.


О большом значении домбры в жизни казахского общества говорит и множество легенд и мифов, где фигурирует этот музыкальный инструмент. Самая известная из них связана с временами монгольского нашествия:

Музыкальные инструменты народов Востока

У многих азиатских народов существуют струнные щипковые инструменты, аналогичные домбре и похожие на нее по внешнему виду, звучанию и манере игры. У узбеков и туркмен известен двухструнный инструмент каплевидной формы — дутар. У кыргызов есть трехструнный инструмент комуз. У монголов, бурят и хакасов также есть похожие на домбру музыкальные инструменты.


— Нельзя утверждать, что домбра — это уникальное и неповторимое изобретение казахов. У многих народов есть аналоги, но домбру можно назвать одним из потрясающих вариантов музыкального совершенства. Этот простой на первый взгляд инструмент способен выразить самые глубокие переживания человеческой души. В прошлом он был тесно связан с казахским народом, и я надеюсь, что так будет и в будущем.

Все о домбре

Домбра – это национальный музыкальный инструмент. О том, что представляет собой домбра, какова история её создания, какие легенды с ней связаны и о многом другом, мы поговорим немного ниже.


Что это такое?

Итак, начнём с рассказа о том, что же всё-таки представляет собой такой музыкальный инструмент, как домбра.

Домбра (она же Домбыра) – это национальный казахский народный щипковый двухструнный музыкальный инструмент. Однако стоит отметить, что домбра является народным инструментом не только для казахов. Большую значимость она также имеет и для ногайской, и для калмыцкой культуры.

Устройства домбры достаточно простое. Этот инструмент имеет всего-навсего 2 струны и состоит из 2-х основных элементов, которые включают в себя корпус и гриф. За тысячелетия этот казахский национальный инструмент, конечно же, претерпевал некоторые изменения, но, в общем-то, особо значимых отличий не наблюдается. Выглядит он примерно так же, как и привычная нам всем русская балалайка.

Кстати говоря, домбре она приходится близким родственникам.



Корпус этого музыкального инструмента называется шанаком. Обычно он способствует усилению звучания домбры. Изготавливают его разными методами – сборкой или же вырубкой. Второй из способов относят к наиболее затратным, кропотливым и тяжёлым, так как корпус при этом вырезывается из цельного дерева. Первый же способ отличается своим удобством, а потому он является более востребованным. Шанак при этом изготавливается из кусков самых разных деревьев, таких как, например, клён или же орешник.



Дека, которую также называют какпак, является ответственной за тембр и ритм звучания. Её мастерят чаще всего из деревьев одной породы.


У народного казахского музыкального инструмента имеется и подставка, которая является ключом, соответствующим мелодии домбры. Конкретно от её параметров зависит то, насколько качественным будет звучание народного казахского музыкального инструмента.

Имеется у домбры также и особая пружина, длина которой варьируется от 200 до 350 миллиметров. Ранее этот музыкальный инструмент был без пружины, однако со временем, заметив, что она делает звук значительно лучше, её стали использовать всё чаще, закрепляя рядом с подставкой.



Разумеется, один из важнейших элементов любого струнного инструмента – это сами струны, которые и являются источником звука. Именно от них, а вернее, от материала, из которого они сделаны, зависит то, насколько качественным будет звук исполняемых на домбре произведений. Струн, как уже говорилось выше, всего две. Ранее в их качестве выступали кишки домашних животных (коз или же баранов).


Очень ценились и такие струны, которые были сделаны из овечки двух лет. Эти струны способствовали более низкому строю домбры, что для народной музыки было большим плюсом.



Кроме того, к строению домбры относятся имеющиеся у неё порожки, которые разъединяют клавиши, и обечайки, которые делают из клёна. Именно с помощью порожков, которые располагаются по грифу в зависимости от используемого строя, музыкант имеет возможность поменять звучание домбры, прижав струны к одному из таких порожков в определённом месте.


В целом, это было краткое и обобщённое описание домбры. Данный музыкальный инструмент на самом деле имеет несколько разновидностей. Однако об этом мы поговорим немного ниже.

История и легенды

Домбра имеет свою собственную историю возникновения, а также множество легенд. Начнём мы, пожалуй, с истории.

Существует множество свидетельств о том, что данный музыкальный инструмент появился более 4-х тысячелетий назад. Об этом говорят наскальные рисунки, которые были обнаружены на плато Майтобе. Обнаружил эти изображения профессор Акитаев с исследователями. На древнем рисунке была изображена группа пляшущих человечков, в руках которых был предмет, обладающий множеством сходных с домброй черт. По мнению археологов, этот рисунок датируется таким периодом, как неолит.


Кроме того, во время раскопок старинного Хорезма исследователи отыскали фигурки в виде музыкантов, которые играли на щипковых инструментах. Данные музыкальные инструменты обладают большим количеством типологических сходств с домброй казахов. Учёные говорят о том, что именно такой инструмент был популярен у кочевников, живших на территории всего Казахстана.

Музыкальный инструмент, который чем-то напоминает домбру, встречается на памятниках множества самых разных древних племён, которые населяли пространство Евразии в различные периоды времени.

Итальянский купец и мореплаватель Марко Поло в своих заметках писал о том, что такой музыкальный инструмент имелся у воинов тюрков-кочевников. Согласно своим традициям, перед началом боя они играли на нём и пели, чтобы создать соответствующий боевой настрой.


Теперь перейдём к легендам, которые имеют тесную связь с данным музыкальным инструментом. Таковых много, каждая из них по-своему красива, интересна и уникальна. Мы расскажем о нескольких наиболее популярных из них.


В этой легенде повествуется о том, что как-то раз безымянный герой-богатырь, очень устав от благородства и подвигов, по пути к себе домой решил взять отдых. Он смастерил из орехового дерева самодельный инструмент, сделал струны из конской гривы и начал предпринимать попытки игры на сотворённом им же самим музыкальном инструменте. Однако тот и звука не издал, решив упрямо молчать. Долго пытался богатырь заставить играть свой музыкальный инструмент, однако все его попытки нельзя было назвать успешными. Забросив это дело, он в скором времени погрузился в царство Морфея.


Как-то раз Джучи, который был сыном известного всем хана Чингисхана, выбрался в лес вместе со своими слугами. Он любил охоту, она очень увлекала юношу. Так, в процессе погони за дикими куланами Джучи настолько увлёкся, что не заметил, насколько сильно он оторвался от своей охраны. Этому юноше не было равных в плане меткости, ни одно животное не могло от него скрыться.


Однако противником Джучи в этот раз стал разъярённый Хромой Кулан, который получил своё имя после одной из битв с волком. Он хотел обезопасить свою семью и с этой целью атаковал молодого хана, сбив его с коня. Юноша не смог удержаться, он упал, при этом повредив себе шею, и погиб почти сразу же после этого.

Поиски молодого хана длились долго, целых 3 дня, приближённые выискивали юношу по всему лесу. По традиции, о гибели человека следовало уведомить его близких до начала длящихся 7-ми дней поминок. Однако все боялись поведать Чингисхану о гибели Джучи, его самого дорогого и любимого ребёнка, ведь по обычаям того времени, человеку, который принёс плохое известие, полагалась смерть.


Музыкальный инструмент передал абсолютно всё: и топот конских копыт, и тревогу куланов. Представить произошедшее можно было по одному только звучанию музыки. Чингисхан долгое время ничего не говорил, царило гробовое молчание, нарушить которое никто не решался.

Наконец, он начал говорить. Чингисхан понял всё, что хотел донести поэт своей мелодией. Однако несмотря на это, поэт не был лишён жизни. За него говорила домбра, а потому Чингисхан решил наказать именно её, приказав залить ей горло свинцом.


Есть и такое поверье, связанное с этим музыкальным инструментом. Поначалу всё было хорошо, девушка, которая являлась дочерью хана, влюбилась в юношу. Её чувство было взаимным. Уже совсем скоро у них должен был появиться первенец. Настоящим подарком судьбы было то, что на свет появилась двойня.

За дочерью хана долгое время наблюдала злая колдунья, которая в скором времени выкрала детей у матери и подвесила их на верхушку священного дерева. Они погибли, а само растение вскоре засохло от их горючих слёз.

Молодая мать, обнаружив, что дети пропали, сразу принялась их искать. Она почти потеряла надежду, однако вскоре услышала грустную напевную композицию. Сердцем она почувствовала, что это – зов её малышей.


Жили когда-то в горах Алтая два брата-великана. У одного из них, младшего, имелся чудесный музыкальный инструмент, который назывался домброй. Юноша очень её любил и часто играл на ней. Именно ему доставалось почти всё внимание. Старший его брат страшно ему завидовал и тоже хотел славы, а потому решил построить необычайный мост через бушующую реку. Младший не захотел принимать в этом участия, тогда старший брат разозлился на него и со всей силы ударил домбру о скалу.

Не играла больше чудесная мелодия, однако на той самой скале остался видимый след. По прошествии большого количества лет люди нашли его и стали вновь мастерить этот музыкальный инструмент, и вновь заиграла в тех краях прекрасная мелодия.


Обзор видов

Теперь, как и обещали, перейдём к рассмотрению разновидностей такого народного казахского музыкального инструмента, как домбра. Их всего несколько:







Однако несмотря на то, что среди перечисленных разновидностей есть и трёхструнный инструмент, домбра, у которой всего 2 струны, – это стандарт традиционной казахской домбры.

Отметим, что не стоит путать домбру с таким инструментам, как домра. Инструменты имеют не только сходные названия, но и некоторые внешние черты.


Оба инструмента красивые и в целом они очень похожи по форме. Однако домбра – это большой инструмент, её размер может составлять от 80 до 130 сантиметров. Помимо этого, данный инструмент визуально значительно уже домры. Домра же – это более маленький инструмент, размер которого составляет около 60 сантиметров, он значительно отличается своей толщиной и шириной. Так что, если внимательно приглядеться, можно легко отличить домбру от домры.


Особенности звучания

Домбра – любимый музыкальный инструмент казахов, ведь он, находясь в умелых руках, способен передать любое состояние души – и радость, и грусть, и тоску. Звучание домбры отличается своей певучестью, бархатистостью и ритмичностью, а потому перепутать звуки домбры со звуками какого-либо другого инструмента – задача достаточно сложная.


Как настроить?

При правильной настройке буква G, которая соответствует нижней струне, и буква D, соответствующая верхней, будут гореть на тюнере зелёным цветом.

Какие песни исполняются?

Свадебные


Для ритуальных обрядов


Исторические сказания

Самым любимым жанров у певцов, которые играли на домбре, были народные сказания, родом которых является эпос. История народа довольно-таки обширна, а потому песенных сказаний насчитывается достаточно много.

Большинство из таких сказаний играют огромную роль и в нашем современном мире, так как они доносят нам реально произошедшие исторические события, что очень важно для всей культуры в целом.


Другие

Кроме ритуальных, свадебных и исторических песен, певцы любили исполнять и произведения, которые посвящены любви. Востребованы были и песни с весёлым, заводным настроением.

Интересные факты



Звучание домбры можете оценить, посмотрев следующее видео.

Читайте также: