Сочинение на тему демон врубеля

Обновлено: 05.07.2024

Врубель так писал о своей работе:
« Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый..

Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов.
Фоном картины является горная местность в алом закате.Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.
Далекая золотая заря загорается за колючими скалами. В багрово-сизом небе расцветают чудо-кристаллы неведомых цветов. Отблески заката мерцают в задумчивых глазах молодого гиганта.

Юноша присел отдохнуть после страшного пути, его одолевают тяжкие мысли о надобности новых усилий и о верности избранной дороги. Тяжелые атлетические мышцы обнаженного торса, крепко сцепленные пальцы сильных рук застыли.
Напряжены бугры лба, вопросительно подняты брови, горько опущены углы рта.Лицо демона Врубель наделил женскими чертами. Он желал показать нечто среднее между мужской и женской стихиями.

Поражающее сочетание мощи и бессилия. Воли и безволия. Весь холст пронизан хаосом тоски, горечью неосуществленных сновидений. На наших глазах как бы формируются поразительные по красоте минералы.
Но радость бытия уходит вместе с тающими лучами зари. Холодными голубыми гранями поблескивают ребристые лепестки огромных цветов. И в этой душной багровой мгле неожиданно и пронзительно звучит кобальт ткани одежды юноши. Здесь синий - символ надежды.Врубель создал ещё два полотна о демоне.

Как сказал Александр Блок о Врубеле: "Именно в нем наше время воплотилось в самое красивое и самое трагичное, на что оно только было способно. Возвращаясь в своих созданиях постоянно к "Демону", он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением. "

Картина Демон поверженный была написана в 1901 году. На ней изображён демон, который был побежден и теперь беспомощно лежит в ущелье. Тело отказываются служить ему, а крылья разметались в разные стороны. Демон окружён крыльями, которые сверкают, подобно костру. Тело демона покрыто синяками и царапинами. Своей формой оно напоминает скалы, в окружении которых лежит побежденный демон.

Лицо демона выражает боль и отчаяние. Его рот искажен в мучительной гримасе, хотя венец еще поблескивает розовыми оттенками.

Демона окружают струи ярко-голубого оттенка. Создаётся ощущение, что демон тонет под ними и вот-вот полностью уйдет под воду. В память о нём останется только голубое озеро.

Демон окружён яркими и темными оттенками, которые образуют удивительный контраст. Темные скалы, в которых беспомощно лежит демон, местами поблескивают различными оттенками золотого. Струи воды, наоборот, изображены яркими и контрастируют со скалами. Такой прием обращает внимание зрителя на поток воды и заставляет воображение представить, как оно полностью заполнит скалу и поглотит несчастного демона. Также в окружении Демона присутствует лиловый цвет. Он делает картину ещё более мрачной и пугающей.

В качестве фона художник использовал горы на закате. Горы, изображённые на заднем плане, выполнены в более светлых оттенках. Есть мнение, что с помощью этого приёма художник хотел изобразить контраст между жизнью человека и его падением. Под последним художник подразумевал изменения в характере человека.

Если картине предшествовало полотно, на котором изображён сильный и уверенный в себе сидящий демон. Художник хотел изобразить гордого персонажа, которого невозможно победить. Однако в итоге эту идею не удалось воплотить на полотне. Поверженный демон выглядит ничтожно и вызывает жалость. Автор не преследовал эту цель. Он стремился сделать его сильным и несломленным. Показать, что демон всегда остаётся гордым и непобедимым, даже будучи низвергнутым. Таким образом, художник стремился показать, что в человеке имеется множество сильных качеств, которые он стремится подавить под влиянием религии.

То, что идею не удалость воплотить демонстрирует трагедию самого художника. Это говорит о крахе идей автора, которыми он руководствовался при написании картины.

Описание настроения картины Врубель - Демон поверженный

Популярные сегодня темы

Это теплая картина, наполненная мягким светом солнца – то ли рассвет, то ли закат. Всё здесь очень красиво. Самую большую часть картины занимает, конечно, море.

Итак, на картине изображены планеты. Но внимание приковывает именно та, которая зарождается в данную минуту. Она поднимается из-за горизонта и моментально ослепляет всех людей. Вокруг разносятся ярко-оранжевые лучи

На пейзаже Юона чётко описаны природные изменения – переходный этап между окончанием зимы и наступлением ранней весны. Перед моими глазами светлый, тёплый день, уходящей зимы.

В.Э. Борисов-Мусатов – российский художник, писавший свои картины на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его полотна отличает необыкновенная чувственность и эмоциональность

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Демон в творчестве Михаила Врубеля.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Михаил Врубель — талантливый и очень сложный художник. Он интересовался творчеством Лермонтова, его духовным миром, выраженным в лирике поэта. Врубель всю творческую жизнь "решал" трагедию идеального человека, сильной личности, достойной пера классика. Ему были близки ушедшие идеалы романтиков, поэтому картина "Демон" вместила в себя все символы, всю многозначность и грусть.

На полотне выражена трагедия благородной личности, отрицающей зло, но бессильной ему противиться. Если обратиться к Лермонтову, то его Демон скорее — порождение зла, а не его создатель, и Врубель хорошо понял эту идею. Картина выстроена на цветовых контрастах, олицетворяющих добро и зло. В ней выражены борьба света и тьмы.

Герой Врубеля по-микеланджеловски мощный, сильный. Он печально созерцает то, что ему чуждо, бессильно обхватив колени руками. Художник сознательно выбрал узкий формат холста, поэтому Демону "тесно", он как бы скован. Его мощь сжата, укрощена, в жесте рук и рисунке мускулов ощущаются усталость и бессилие. При этом Врубель подчеркнул, что герой полотна — его идеал прекрасного человека.

Граненые кристаллы, составляющие полотно, заставляют сверкать одеяние Демона голубыми и синими красками. За фигурой мерцает причудливый пейзаж. Картина наполнена "мозаичными" золотистыми, красными, лилово-синими объемными, гармоничными пятнами.

Значительность героя соответствует выбранному художником средству выражения, подчеркивающему символику работы. В Демоне также имеется очевидный, демонический налет красивости.

Образ Демона символизирует всю сложность реального, "мозаичного" мира, страх за современного человека, в надежде, что он в поисках найдет выход.

Грусть и почти граничащая с депрессией скорбь в сочетании с просветами надежды - вот тема творчества Врубеля.

Демон центральная тема Врубеля. Художник обращался к ней на протяжении всего творчества, воплощая в живописи, графике и скульптуре. Образ Демона зародился в сознании художника в киевский период, во время работы над эскизами росписей Владимирского собора (1884-1889). Размышляя над задачами монументальной живописи, Врубель изучает византийские мозаики и фрески. В эпоху глубочайшего кризиса веры, религиозных исканий, размышляя о духовном идеале, художник не находит его в образе Христа, хотя такого рода попытки у него были.

http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/grmr/grmj1839.jpg


Гамлет и Офелия, 1884

http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/5292.jpg



Гамлет и Офелия, 1888

http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/10989.jpg?uid=1



Фауст, 1896

http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/10035.jpg



Голова Демона

http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/5634.jpg


Демон (сидящий), 1890



Демон (сидящий), 1890

Бескрылый дух, землею полоненный
Себя забывший и забытый бог,
Один лишь вздох и снова окрыленный,
Ты мчишься ввысь от суетных тревог.

Один лишь сон и в тяжком пробужденьи
Ты будешь ждать с томительной тоской
Вновь отблеска нездешнего виденья,
Вновь отзвука гармонии святой.

Душа Демона кажется закованной в тело, подобное огромному переливающемуся в закатных лучах камню, возвышающему на вершине скалы. Композиция наполнена внутренним напряжением. Горизонтальному формату полотна противопоставлена доминирующая вертикаль фигуры, верхняя часть головы которой как бы срезана краем картины. Могучие плечи и руки, словно отлитые из не застывшей бронзы, вызывают в памяти образы Микеланджело.

Устремив взгляд к закатным лучам, он вспоминает покинутый им мир небесной гармонии и скорбит от чувства несовершенства красоты земной. На щеке Демона мерцает жемчужная слеза. Томление Демона по абсолютной красоте не бесплодно. Оно несет творческий заряд. Мир вокруг озаряется новым, фантастическим сиянием. Цветы, окружающие фигуру, превращаются в кристаллы, как бы переплавляются в некое новое, преображенное сиянием вещество. Демон и прекрасные цветы составляют единое целое.



Демон, 1890

http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/10039r.jpg


Голова демона, 1889

В ней художник достигает наибольшей дематериализации средств художественного выражения. Подобно А. Блоку он боится увидеть искажение облика, обратную сторону, его тень:

Весь горизонт в огне, и лучезарность близко
Но страшно мне: изменишь облик ты.



http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/kiev/rg-183.jpg

http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/grmr/grmj1846.jpg


Летящий Демон, 1899

http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/1464.jpg



Демон поверженный, 1902

http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/10992.jpg


Полет Фауста и Мефистофеля, 1896

http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/3554.jpg


Демон поверженный, 1901, эскиз

http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/r1155.jpg



Демон поверженный, 1901, эскиз

http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/p4999.jpg

http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/kiev/rg-1433.jpg


Надгробный плач, 1887, эскиз

Художественные приемы Врубеля создают мятущуюся многослойную живопись, где поверх рельефных мазков мастихином, накладываются полупрозрачные металлические лаки, резкие грани соседствуют с плавными линиями. Ныне потемневшие краски усилили противоборство тьмы и света, нетленной красоты и смерти. Тема смерти трансформируется Врубелем в контексте символизма в мифологему смерти и последующего воскресения.

Дальнейшее развитие темы Демона получает у Врубеля в серии работ на тему Пророк. Образ Демона распадается в его сознании на две ипостаси пророка и вестника шестикрылого Серафима.

http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/r248.jpg

http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/grmr/grmj1838.jpg


Шестикрылый Серафим, 1904

Е. Середнякова
Государственная Третьяковская галерея
Источник

Рекомендую:
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Луис Комфорт Тиффани. Лучшие произведения
Альфонс Муха. Лучшие произведения
Модерн. Лучшие произведения
Ар деко. Лучшие произведения



(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

История мирового искусства
Импрессионисты (подарочное издание)
Цветы любви. Шедевры поэзии и живописи (подарочное издание)
1000 эротических шедевров в искусстве



(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Обри Бердслей (подарочное издание)
Климт
Эмиль Галле. Апокриф и канон стиля
Ван Гог. Полное собрание живописи (комплект из 2 книг)



(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Михаил Нестеров (подарочное издание)
Борис Кустодиев (подарочное издание)
Валентин Серов
Иван Билибин

Читайте также: