Сочинение на тему цинковые мальчики

Обновлено: 04.07.2024

Урок внеклассног чтения по произведению С Алексиевич "Цинковые мальчики." В данной разработке помещен материал урока и презентация к уроку. Урок посвящен афганской войне.

ВложениеРазмер
urok_vneklassnog_o_chteniya_v_9klasse.docx 29.58 КБ
urok_vneklassnog_o_chteniya_v_9klasse.docx 29.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №3

Урок внеклассного чтения в 9 классе

Спрятанная война в Афганистане

в произведении Светланы Алексиевич

Учитель русского языка и литературы

Решетникова Галина Владимировна

Я знаю, нет никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Развивать умение вести поисковую работу, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать у учащихся гражданскую позицию.


Эпиграфы к уроку:

Хранит земля войны минувшей шрамы,
Погибших имена, бесчувственный гранит,
Гвоздики красные, холодный мрамор,
Рыданье женщин у могильных плит.
Афган, Чечня, Таджикская граница-
И снова сыновей мы отправляем в бой,
Безусых, не успевших опериться
И костыли уже вновь стучат по мостовой.
О, Русь моя, о, боль моя- Россия!
Где мне слова такие отыскать
И где мне взять такие силы
Чтоб о судьбе твоей без слез сказать

Тема нашего урока

Я знаю, нет никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
Речь не о том, но все же, все же, все же…

И эпиграфом к нашему уроку будут слова Бердяева.

2. Чтение учеником эпиграфа к уроку (из стихотворения, посвященного Афганской войны).

Хранит земля войны минувшей шрамы,
Погибших имена, бесчувственный гранит,
Гвоздики красные, холодный мрамор,
Рыданье женщин у могильных плит.
Афган, Чечня, Таджикская граница-
И снова сыновей мы отправляем в бой,
Безусых, не успевших опериться
И костыли уже вновь стучат по мостовой.
О, Русь моя, о, боль моя- Россия!
Где мне слова такие отыскать
И где мне взять такие силы
Чтоб о судьбе твоей без слез сказать.

Слишком много суровых испытаний перенесла наша страна. Цена этих испытаний исчисляется миллионами человеческих жизней.
9 мая народ празднует победу над фашисткой Германией.
Мирная жизнь, но продолжает литься кровь наших солдат- это Афганистан. Чечня.

Что такое Афган?
Афган- это спрятанная война. Зачем и кто ее спрятал? И от кого? Наверное, от нас с вами. Чтобы мы не знали о коллекциях засушенный ушей, об обгоревшей коже, которая сворачивается в трубочку, точно лопнувший капроновый чулок, о солдате в целлофановом мешке…отдельно голова, отдельно руки…сдернутая кожа. Может, поэтому мы называем ее спрятанной?

О чем говорили все тогда?
О воинском долге, об интернационализме державных интересах и южных рубежах нашей Родины?
Но глухо ходили слухи о цинковых гробах в панельных домах.

Афганская война- это часть биографии нашей. И какая бы она ни была –героическая, кровавая, позорная- такой теперь она останется навсегда. Наша задача, изучая историю своей страны, не повторять ошибок прошлого.

Еще в 19 веке Афганистан стал объектом английской экспансии, однако, покорить его и превратит в колонию не удалось. Еще не раз были предприняты попытки со стороны Великобритании покорить Афганистан, но и они все заканчивались победой Афганского народа.
Англичане укрепились во мнении, что афганский народ победить нельзя. И когда Советский Союз был втянут в войну в Афганистане, английские политики и пресса предупреждали наше руководство об этом.

Но афганский народ - храбрый и свободолюбивый народ, и поэтому он воспринял вмешательство Советского Союза в свои внутренние дела как оккупацию. Весь афганский народ поднялся на борьбу с советскими оккупантами. Именно так называли наших воинов интернационалистов в Афганистане.

Сегодня на уроке мы с вами увидим афганскую войну со страниц книги . В своей книге автор ищет ответ на вопросы: кому была нужна эта война? Как относились к ней ее участники? Кто виноват?

Вот как автор объясняет, почему она решила написать о закрытой теме, об Афганской войне.

Ученица(от имени С.Алексиевич ):

Беседа по содержанию повести:

1. Каково ваше впечатление от прочитанного?

(Трудно поверить , что это было…. Страшно..)

2. Зачем мы оказались в Афганистане по официальной версии?

(Опередили американцев и помогли афганскому народу, солдаты в афганистане ремонтировали дороги, строили и восстанавливали школы- об этом сообщалось в газетах, на гражданке знали мало….)

3. Что за страна Афганистан?

Удивительная природа, реки там сказочно- голубые, красные маки растут как у нас ромашки, костры маков у подножия гор. Высокие пугающиеся верблюды спокойно смотрят на все , как старики. У афганского народа свои поверья. Считается, что слой грязи сохраняет от напасти, поэтому маленьких детей не моют. Чай нерпименный атрибут гостеприимства, которое высоко развито. Гость нерпикосновенен, даже если потом убьют хозяина, потому что гость представитель вражеской стороны.

4. Как наши солдаты отнеслись к тому, что афганскому народу нужна помощь?

(Вера в государство, вера в то что писали в газетах о помощи афганскому народу, привычка быть как все, некоторых влекла безнаказанность.

5. Какая же она война? Что мы видим на страницах книги?

(Мы видит неподготовленную армию, нехватку медикаментов и продуктов, автор рисует армейские будни где есть и наркомания и спекуляция, изуродованные тела, муки и ужас происходящего, жестокость была проявлена со обоих сторон, афганцы оставляли обрубки и изуродованные тела, советские воины стреляли в свадьбы и похороны, убивали детей, люди были разные.

6.Как вы относитесь к событиям афганской войны?

7. Какую правду вы узнали об афганской войне и ее участниках?

8. Согласны ли вы с тем люди разные , но сломлены все? Как война меняет психологию людей? Через всю книгу проходит мысль «Я свои довоенные джинсы носить не могу это вещи другого человека.

(Война не делает человека лучше. Не знаю ни одного человека, кто бы вернулся оттуда и не пил и не курил бы.)

9.Что означает афганский синдром?

(Давно признан официальной медициной, многие ветераны войны по возвращению домой так и не нашли своего места в мирной жизни, посттрамватический синдром).

10. Каковы последствия войны?

Убито , ранено 50 тысяч калеки , сумасшедшие, психически больные. И никто не облегчит горе матери , которая ходит на могилку к сыну , что бы поговорить с ним.

11. Как относится к афганской войне и ее участникам?

Несколько учащихся (от лица участников Афганской войны):

Татарченко Игорь Леонидович (1961-1981)
Выполняя боевое задание, верный воинской присяге, проявив стойкость и мужество, погиб в Афганистане. Любимый Игорек, ты ушел из жизни, не познав ее. Мама, папа.

Бобков Леонид Иванович (1964-1984)
Погиб при исполнении интернационального долга. Зашла луна, погасло солнышко дорогой сыночек, без тебя. Мама, папа.

Козлов Андрей Иванович (1960-1982) Погиб в Афганистане. Единственному сыночку. Мама.

Загуги Виктор Сергеевич (1960-1980).
Погиб выполняя интернациональный долг. Опустела без тебя земля. Мама, папа.

Вечная память всем погибшим воинам интернационалистам.

Подводя итог нашему уроку хочется сказать , что в мире есть два отношения к истине: познание истины или побег от нее. Светлана Алексиевич мужественно предложила нам первое- она рассказала правду об афганской войне сотнями голосов своих героев. Это голоса горькой , испепеляющей правды, которую надо понять и принять, если мы хотим остаться людьми.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Слишком много суровых испытаний перенесла наша страна. Цена этих испытаний исчисляется миллионами человеческих жизней. 9 мая 2010года народ будет праздновать 65 лет со дня победы над фашисткой Германией. 65 лет, казалось бы, мирной жизни. Но продолжает литься кровь наших солдат.

показать особенности изображения человека на войне.

- изучить творчество С.Алексиевич;
- создать представление об афганской войне;
- раскрыть проблему выбора;
- раскрыть способ повествования: размышления, внутренние диалоги.

В соответствии с целью нами определены следующие задачи:

Биография писательницы свидетельствует о том, что это трудолюбивый, очень талантливый, честный и принципиальный человек. Сам факт, что всю жизнь она занимается непопулярным документальным жанром (документальная повесть, книга очерков), доказывает, что человек она твердый и последовательный, не умеющий щадить ни себя, ни читателя. Глубокое погружение в тему дает поразительный результат: появляются основанные на действительных событиях книги откровений, раздумий и сомнений о главных вопросах в жизни людей: вопросах жизни и смерти, счастья и горя

Книга о войне, которая была неизвестна и спрятана от собственного народа – о войне советских войск в Афганистане. Люди догадывались о ней только по цинковым гробам, приходившим из незнакомой страны.
Это уже другая война и человек на ней другой. Мы потом его увидим на новых войнах – в Югославии, Чечне, Нагорном Карабахе.
Ее часто спрашивали: почему столько книг о войне? Вы – женщина, а о войне обычно пишут мужчин? Потому что у нас не было другой истории, вся наша история – военная. Мы или воевали или готовились к войне. Иначе никогда не жили. Мы даже не подозревали, насколько мы – военные люди. Наши герои, наши идеалы, наши представления о жизни – военные. Вот почему так легко льется кровь на земле бывшей империи.

Уточнение жанра книги

Автор в названии произведения использует оксюморон, то есть соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого. Кроме того, в самом названии произведения отражена авторская позиция: мальчики, юноши должны быть живыми, а не цинковыми – это противоестественно. В названии есть и дополнительный смысл.

Идея войны: насколько важно солдату осознание ее? Какова цена прозрения?

«. У настоящих военных другая психология: справедливая война или несправедливая — неважно. Куда нас послали — там справедливая, нужная. Когда посылали, и эта война была справедливая. (Майор, командир батальона.)

Способы повествования: размышления, внутренние монологи героев, авторская речь

«На войне человек познает о себе такое, о чем бы никогда не догадался в других условиях. Ему хочется убивать, нравится — почему? Это называется инстинктом войны, ненависти, разрушения. Вот этого биологического человека мы вообще не знаем, его не хватает в нашей литературе.

Приказ. Его невыполнение влечет за собой жесткое наказание.


Армия есть армия.


Дисциплина есть дисциплина.

А если приказ несправедлив и не продуман?
.

Война не спросит тебя о том, сколько тебе лет, сколько детей дожидается дома. Она просто заберет тебя с собой, жестокая алчная… На войне для мальчишек границы очерчены военным приказом. Стрелять – значит стрелять. Сколько стоит война? Убито и ранено в Афгане пятнадцать тысяч…

В Беспрекословное подчинение приказу - норма или наилучший способ уйти от ответственности?

принцип правдивого изображения действительности;
народ и война – главная тема документальной хроники, и она связана с темой русского национального характера;
рисуя войну правдиво, без прикрас, писатель в центре своих батальных сцен поставил живого человека, раскрыл его внутренний мир, мотивировал действия и поступки его сокровенными, глубоко затаенными мыслями и чувствами.
углублена и обогащена правдивыми описаниями тончайших чувств и переживаний человека.

Анализ фактического материала показал, что в основу изображения человека на войне входят:

Ключевые слова: документальная литература, жанр повести, художественно-документальная проза

Karolina Górska
Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

THE WORK OF SVETLANA ALEXIEVICH IN THE CONTEXT OF THE HISTORY OF DOCUMENTARY FICTIONAL PROSE (“BOYS IN ZINC”)

The research focuses on the specifics of a famous writer’s documentary fictional prose. First, it is important to understand, what the notion of “documentary literature” means and how it changed in the history of literature, and when, under what circumstances and for what reasons “documentary fiction” appears. Then, it is as important to identify the role and functions of the author, or the author’s voice as the genre’s specifics. The article analyses the interaction of the fictional and the documentary elements in “Boys in Zinc” by Svetlana Alexievich and shows that her work is a unique example of using the “living human voice” as a document of time.

Key words: documentary literature, novel, documentary fictional prose

Особую роль играет документ в литературе, названной в литературоведении второй половины ХХ века художественно-документальной. Рассматривая это явление с точки зрения соотношения документальности и художественной образности, литературовед А. Тоне, указывает на двойственную роль текста, имеющего ценность как фактографическую, так и художественную [13. С. 21]. Материалом художественной-документальной прозы служат свидетельства очевидцев явлений, имеющих важную социальную или историческую ценность [13. С. 22— 23]. При этом важно отметить, что существенную роль здесь играет автор, который собирает материал, обрабатывает его, оформляет, композиционно выстраивает в нужной последовательности, в соответствии с творческим заданием, использует технику монтажа для достижения нужного художественного, эмоционального и психологического эффекта.

В настоящей работе рассматривается проза С. Алексиевич, которая в качестве документа использует частные человеческие истории, рассказанные теми, кто их пережил. Рассказ о себе — это тоже документ, как и любой другой. И значение такого рода текстов все больше возрастает, с учетом того, что такой документ приобретает важное значение в контексте интенсивного развития гуманитарных наук — социологии, истории, лингвистики, психологии.

Концепт жертвы, обманутого человека, появляется многократно на протяжении всей книге. Солдаты не понимали политической обстановки, верили в свое дело, в то, что выполняют свой долг, служат людям, помогают афганскому народу. Как в последствии оказалось, они сами стали жертвами великой системы. Сейчас никто не виновен, никто не ответил за смерть русских солдат, не берет ответственности за инвалидов, сирот, вдов.

Книга полна ярких эмоционально насыщенных образов — богатая природа, и на ее фоне страдающие животные, изуродованные, перепуганные дети, которые напоминают ненастоящих детей, а куклы — это самые невинные жертвы этого конфликта. Автор подчеркивает, что Афганистан был для русских чужой землей, а война — состоянием чуждым для человека. Явления природы, время, законы, там становились чуждыми, странными, даже опасными.

© Гурска Каролина, 2017.

Список литературы

История статьи:

Дата поступления в редакцию: 20 февраля 2017
Дата принятия к печати: 3 апреля 2017

Для цитирования:

Сведения об авторе:

Гурска Каролина, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы Российского университета дружбы народов.

References

Article history:

Received: 20 February 2017
Revised: 19 March 2017
Accepted: 3 April 2017

For citation:

Górska Karolina. (2017) The work of Svetlana Alexievich in the context of the history of documentary fictional prose (“Boys in Zinc”). RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 22 (2), 291—301.

Bio Note:

Górska Karolina, PhD student, Department of Russian and Foreign Literature, RUDN University.

34.jpg

Отмечу странную деталь из биографии писательницы. Во всяком случае, так преподносится:

Как много желающих владеть правдой, истиной. Но, зачастую, под белыми одеждами можно найти ложь.

Структура книги – откровения тех, кто побывал в Афганистане. Но можно ли доверять им? Нередко воспоминания приукрашиваются или, наоборот, очерняются. Когда-то я, направляясь домой после демобилизации (срочная служба в десантной бригаде спецназа в ГСВГ), наблюдал в автобусе, как мой сослуживец хвастался девчатам своими подвигами. А был он на самом деле каптёром: выдавал портки, постельное, обувь, одежду солдатам и офицерам. На учениях не участвовал.

В заключение я расскажу, как автор создавала свое творение, а пока прокомментирую отдельные фрагменты книги.

С 5 по 25 сентября 1988 года, согласно записям, Алексиевич находилась с группой корреспондентов в Афганистане. Оставалось пять месяцев до вывода советских войск. Сразу же начинается с казусов. Как хочется рассказать, что ты побывала на настоящей войне:

Следует согласиться. Вот только эти сказочники могут испортить судьбу не одного человека.

Мне трудно поверить и в следующее:

Познакомилась с кинооператорами из Москвы.

Это как по телику, получается. Кто ее, корреспондента, брал на боевые? Уму непостижимо.

В рассказах участников афганских событий часто указывается период 80-81 годов. И вот что рассказывает один из солдат:


Конечно, это громкое заявление. В первые годы речи о войне, как таковой, не могло идти, поскольку еще не было активных действий муджахедов. Еще только начинало расти возмущение беспределом отдельных подразделений сороковой армии.

Или вот из рассказа мотострелка:

Это в Кабуле. Мрак. Так могут врать только женщины. А вот следующее откровение вполне достоверное, такие случаи (единичные), похоже, были:

Этот эпизод помечу цифрой (2). Вот еще страшилка от медсестры с невероятным обобщением:

Что делает рядовой артиллерист на войне? Да находится постоянно вблизи своего орудия. А вот что рассказывает рядовой артиллерист, служивший в Афганистане:

Балаган какой-то, а не армия, получается. Рядовой оставил свой пост и пошел перекусить в кишлак. Трогательная история. А в мечеть зачем он поперся?

Но переплюнула всех служащая. Пожалуй, на ее откровениях и закончу это неприятное занятие: читать бред. Процитирую блоком с короткими комментариями.

Это похоже на какой-то концлагерь. Сколько же самолетов доставили столь ценный груз для армии – сотни женщин? У меня создалось впечатление, что у служащей не все в порядке с психикой, но ее рассказ аккуратно записала С. Алексиевич и переложила лапшу на уши читателей.

Это в Кабуле-то! Бывает ли в Сахаре такая жара?

Следующее похоже на бред:

А это подробности к вопросу о психике служащей:

Светлана Алексиевич опрометчиво опубликовала фрагменты судов, которые проходили в Минске в начале девяностых годов. Нашлись все же смельчаки (и совсем не важно, подтолкнул их к предъявлению иска кто-либо или нет), которые потребовали возмещения морального ущерба от такой писанины. Из опубликованного видно, как автор нашумевшего, не знаю, романа или документальной повести, хотя это не то и не другое, фальсифицировала рассказы и россказни доверившихся ей людей.

Из судебного иска Ляшенко Олега Сергеевича, бывшего рядового, гранатомётчика:

В пылу, в суде, Алексиевич признается Олегу:

Как ловко все повернуто. Так при чем здесь вообще очевидцы, если из них сделали собирательный образ, и автор вложила свои фантазии?

Вот что говорит документалистке мать погибшего офицера в Афганистане:

Из судебного иска Екатерины Никитичны Платициной, матери погибшего майора Александра Платицина:

А это причиненная боль лишь одной из матерей:

Следующим эмоциональным выступлением я заканчиваю анализ этой фальшивой книги:

Из выступления Т. М. Кецмура

Читайте также: