Сочинение на тему чем сегодня интересен нам недоросль

Обновлено: 18.05.2024

МОУ СОШ «Перспектива

Панова Игоря

Фонвизин родился и вырос в Москве, затем переехал в Петербург, где служил в Иностранной коллегии, был дипломатом. Он горячо любил Россию, служил её интересам, её народу. Основу современного ему общества — крепостничество, неограниченную власть одних людей над другими — считал огромным злом, которое калечит души тех и других. Очень образованный человек, переводчик, автор стихов и басен, талантливый сатирик и драматург, в своих произведениях Фонвизин высмеивал жёсткость, грубость, невежество помещиков, их лицемерие и низменные интересы.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания — центральная в идеях Просвещения, является основной в комедии Фонвизина, что подчёркивается её названием. (Недоросль — молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание).

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин — первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.

Актуальность комедии “Недоросль” в наши дни

Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса — облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.

Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.

Деньги — ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.

Тест по произведению

­В чем актуальность комедии

Чему смеетесь? Над собой смеетесь! Н.В. Гоголь

Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежелание учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги.

Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов…

Воспитание современной молодежи

Во время прочтения пьесы человек открыто смеется; его душа должна раскрываться, расти. Учиться надо хотеть самому. Взрослым нужно привить детям желание обучаться.

Сочинение на тему: В чем актуальность комедии Недоросль, Фонвизин

­В чем актуальность комедии

Комедия, в первую очередь, осуждает традиционное дворянское воспитание

В остальном же, можно с легкостью все проблемы, связанные с воспитанием и образованием, увидеть даже в наше

Невежество Митрофана в комедии немного преувеличено, так как он не мог даже сложить простые цифры или прочитать две строчки в книге. Несмотря на это, госпожа Простакова восхищалась своим сыном и во всем ему потакала. В противовес им показан герой Стародум, который считает, что человек честный и без большого чина многого стоит. Ведь самое главное в человеке — это добродетель, которую ничто не сможет заменить.

Он еще раз подчеркнул, что главное в жизни — это честность. В то же время, в каждой семье на первом месте должно быть благонравие, чтобы младшие слушались и уважали старших, чтобы не было никакого тиранства и все были друг к другу благожелательны.

Конфликты в произведении

Но, конечно, ее затея потерпела крах. Софья выдают за того, с кем она равна по уму и достоинству — Милона. Автор показал на примере: конечный итог невежества и грубости — отверженность обществом.


Но конфликт из-за Софьи второстепенный. Основной — противопоставление идей старого общества и идеализм Стародума и Правдина. Эти 2 героя — представители более просвещенного и гуманного дворянства.

Чему смеетесь? Над собой смеетесь!

Н. В. Гоголь

Колоритная фигура Простаковой временами вызывает дружный смех, но по окончании пьесы невольно задумываешься: когда в современной семье мать во всем потакает ребенку, не уподобляется ли она Простаковой?

Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежелание учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги.

Пусть добрым будет ум у нас,А сердце умным будет!

Скотинины, чета седая,С детьми всех возрастов, считаяОт тридцати до двух годов…

Мать Митрофана, госпожа Простакова, ласково называет сына Митрофанушкой, балует его и исполняет любые капризы своего чада. Сама она глупая и невежественная особа. По такому же принципу воспитывает сына и его отец. Вседозволенность и отсутствие воспитательного процесса вырастили Митрофанушку человеком, не уважающим своих родителей. Над матерью он потешается, играет на ее чувствах, грубит и огрызается.

Главным примером отвратительного поведения в семье Простаковых стало отношение госпожи Простаковой к своему супругу. Она не уважает мужа, не считается с его мнением, а он в свою очередь перекинул на нее всю заботу о доме и хозяйстве и оставил ее без помощи.

У Митрофана отсутствует жизненная цель, он хочет лишь есть, гонять голубей и лентяйничать. Он не хочет учиться, а хочет жениться, и госпожа Простакова наняла ему учителей только потому, что таким был царский указ. Сама же женщина считает все эти науки бесполезными.

В невесты госпожа Простакова желает записать девушку-сироту Софью. Позже выясняется, что дядя Софьи жив и подготовил для племянницы не плохое наследство. Сделав Софью женой Митрофана, Простакова тем самым надеялась прибрать к рукам наследство девушки. Но всем этим помыслам не дано было осуществиться.

Сочинение 2

В комедии Фонвизина главным сословием является дворянство, он показывает, как формируется личность у молодого поколения дворянства. Здесь ярко видна позиция Фонвизина: он считает, что только образованные люди могут спасти Россию, помогать развиваться стране.

Митрофан — главный герой в комедии, он ребенок дворян, его воспитанием занимается его мать, которая сама не имеет образования, более чем, воспитана дурно. В противовес Митрофану в произведении представлены и другие герои: Стародум, Софья, Правдин. Через этих героев, автор показывает, в каких людях нуждается Россия. Они красиво и грамотно говорили, их ум был чист, главное в их жизни — образованность. Но больше всего героев — отрицательные, например, семья Скотиных или Простаковых.

Сам Митрофан вырос ленивым, жадным и глупым ребенком. Он полностью зависит от матери, ее слово для него — закон. Сама Простакова желала быть с сыном постоянно, даже не пускала его в армию. Она решается сама обучать его, но ничего не знает об образовании, ее речь бедна, она использует ругательные обороты и грубую лексику. Митрофан привык жить в чрезмерной любви и ласки от матери, он всегда был прав, ел досыта, постоянно находился под защитой, поэтому и вырос не способным на самостоятельную жизнь.

Муж Простаковой понимает, что такое воспитание идет не на пользу сыну, но боится высказать свое мнение, поэтому оставляет все как есть. Это еще одна из характеристик дворянства восемнадцатого века. Но введение нового указа вынуждает нанять для Митрофана учителя, который бы объяснял азы наук, языков. Любящая мать делает это, но все бесполезно. Митрофанушка думает только о будущей свадьбе, а науки совсем ему не интересны. Несмотря на это, Фонвизин надеется на лучшее для России, что реформа способна поднять уровень образования в стране среди дворян.

Также есть и другая проблема в комедии Фонвизина — гнет крепостных. Это видно из отношения Простаковой к разным людям. Она груба к членам семьи и к своим помощникам, но к гостям мила и приветлива. Простакова хочет наладить связи с более богатыми людьми, влиться в их компанию ради своей выгоды, поэтому льстит им. У таких людей нет нравственных ценностей, понятий о бескорыстных поступках, доброте.

Актуальность комедии “Недоросль” в наши дни

Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса — облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.

Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.

Деньги — ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Маленький человек в литературе
    Образ так называемого маленького человека в русской литературе является весьма характерным. Условно традицию изображения такого характера принято отсчитывать от станционного смотрителя
  • Почему для России важно развитие науки? — сочинение для 4 класса
    Для России, как и для других цивилизованных стран чрезвычайно важно развитие науки в родной стране. Ведь именно из-за технологических инноваций
  • Доброта и жестокость в рассказе Муму 5 класс (Тургенев)
    Тургенев Иван Сергеевич – интереснейший русский писатель девятнадцатого века. Выйдя из школы, многие продолжают зачитываться его произведениями на протяжении всей своей жизни

Недоросли нашего времени

12 декабря ушёл из жизни Денис Фонвизин.

Фонвизин был истинным патриотом своего Отечества. Если власть разрушающая – быть патриотом значит идти против неё, что требует мужества. Если власть созидающая – быть вместе с ней, что требует не меньшего мужества. Как писатель и общественный деятель, он видел жестокость власти. И цинизм её прихлебателей. И продажность судей. И преступность богатых и наглых. Он видел рабов. И видел хозяев. Он видел все пороки самодержавия. И насмешку над законом… Причём не просто видел. Он это разоблачал.

Его творения были такими же остроумными и умными, как позже и творения Крылова. Такими же правдивыми и свободными, как позже и творения Пушкина. Такими же афористичными и философскими, как позже и творения Грибоедова. И такими же современными. И бессмертными. Власть – прежде всего сама Екатерина – возненавидела Фонвизина. И ничего ему не простила. Запретив его печатать.

Подробный анализ

В целом, комедия Фонвизина имела колоссальное признание как в России, так и за рубежом: высмеивающий пороки дворянского общества, он и по сей день остаётся очень актуальным и общепризнанным. И его до сих пор продолжают читать и анализировать.

Н. В. Гоголь

Колоритная фигура Простаковой временами вызывает дружный смех, но по окон-чании пьесы невольно задумываешься: когда в современной семье мать во всем пота-кает ребенку, не уподобляется ли она Простаковой?

Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежела-ние учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги.

Пусть добрым будет ум у нас, А сердце умным будет!

Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чем актуальность комедии недоросль
  • blagodarya chemu pobejdayut dobrie geroi pyesi nedorosl
  • актуальна ли пьеса недоросль
  • об актуальности комедии недоросль
  • актуальность пьессы пьессы недоросль

МОУ СОШ «Перспектива

Панова Игоря

Фонвизин родился и вырос в Москве, затем переехал в Петербург, где служил в Иностранной коллегии, был дипломатом. Он горячо любил Россию, служил её интересам, её народу. Основу современного ему общества — крепостничество, неограниченную власть одних людей над другими — считал огромным злом, которое калечит души тех и других. Очень образованный человек, переводчик, автор стихов и басен, талантливый сатирик и драматург, в своих произведениях Фонвизин высмеивал жёсткость, грубость, невежество помещиков, их лицемерие и низменные интересы.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания — центральная в идеях Просвещения, является основной в комедии Фонвизина, что подчёркивается её названием. (Недоросль — молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание).

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин — первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.

Проблемы, поднятые в комедии

Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.

Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.

Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, — это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат — представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.

Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого — служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.

Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.

Характеристика Митрофанушки из комедии недоросль

Описание характера

Митрофан Простаков не отличается выдающимися качествами характера. Фактически – это яркий пример необразованности (в любом ее понимании) и невоспитанности.

Чрезмерная опека со стороны родителей и вседозволенность стали причиной формирования сложного характера.

В свои 15 лет он все еще считается ребенком – родители многое прощают ему, мотивируя тем, что он ребенок и перерастет это.

Родители балуют сына – они считают, что взрослая жизнь полна сложностей, а потому необходимо обустроить период детства таким образом, чтобы он был наименее беззаботным.

В результате Митрофан растет изнеженным и избалованным. Однако сам же он не способен на добрые поступки или гуманность – юноша постоянно ругается с крестьянами и учителями, груб и жесток не только по отношению к ним, но и к своим родителям.

Не получая ни наказания за свои поступки, ни отпора он только больше убеждается в правильности своих действий и продолжает все больше ожесточаться.

Митрофан не интересуется ничем, кроме женитьбы.

Он не умеет находить красоту и эстетику в окружающем его мире – природе, искусстве. В некоторой мере он напоминает животное, которое руководствуется исключительно основными инстинктами.

Митрофан очень ленивый человек, ему нравится размеренная жизнь тунеядца и ябеды. Он не старается достичь чего-либо в жизни. Хотя при желании может развить себя. Стоит отметить, что в целом он сообразительный человек – Митрофан осознает, что он невероятно глупый, но не видит в этом проблемы – в мире полно глупых людей, поэтому он сможет себе найти достойную компанию.

Отношение к окружающим

История Митрофана Простакова – типичный рассказ о том, что бывает, когда человеком руководит мотив вседозволенности и безнаказанности с самого детства. Родители юноши охвачены чрезмерной любовью к своему сыну, что крайне губительно для него и как для личности, и как для единицы межличностных отношений, социальной коммуникации.

Родители Митрофана не придавали значение особенностям взаимодействия сына с социумом, не вносили коррективы и не исправляли ошибок сына, возникшие в общении с другими людьми, что в результате вылилось в крайне неблагоприятную картину.

В сознании Митрофана общение с человеком начинается с определения его положения в социуме – если это значимый, важный человек (аристократ), то юноша пытается соответствовать минимальным этикетным нормам, что правда и это ему дается с трудом. С простым же человеком Митрофан и вовсе не церемонится.

Пренебрежительное, грубое отношение Митрофана к учителям – обычное дело. Родители, вновь-таки, не препятствуют сыну, и поэтому ситуация перерастает уже в плоскость межличностных отношений в целом. Митрофану позволяют грубить другим людям (в основном это люди, находящиеся ниже по социальному статусу, либо те, кто не в силе дать отпор), в то время как преподаватели и воспитатели вынуждены следовать правилам этикета и учтиво обращаться со своим воспитанником.

Отношение к обучению

В то время как основная масса аристократии пыталась дать наилучшее образование своим детям, в надежде на то, что это позволит их чадам стать успешными в жизни, родители Митрофана учат своего ребенка, потому, что не учить нельзя – выданный указ Петром І обязывает всех аристократов обучать своих детей арифметике, грамматике и Божьему слову.

Образ Митрофана Простакова для современного читателя кажется не вполне типичным – в большинстве случаев история и литература предоставляет образы образованных, хотя и не всегда целеустремленных аристократов. Образ Простакова кажется из ряда вон выходящим, однако, если поразмыслить, то можно прийти к итогу, что это не так. Этот факт подтверждается историческими документами (указ Петра І об обязательном образовании дворян) – если бы ситуация с необразованностью была бы не распространенной, то вряд ли она нашла свое отображение в официальных документах.

Родители Митрофана не являются образованными людьми – их знания базируются на жизненном опыте, в целом они не видят смысла в образовании и считают науку вынужденной мерой, данью моде. Такой настрой родителей, в частности матери, спровоцировал ощущение ненужности образования в глазах Митрофана.

Подобный настрой повлек за собой еще одну проблему – бурное негативное отношение и к самому процессу обучения, и к преподавателям.

За четыре года обучения грамоте Митрофан все также читает по слогам, прочтение новых текстов для него все еще представляется не решаемой задачей, да и с уже знакомыми дело предстоит не намного лучше – Митрофан постоянно делает ошибки.

С арифметикой дела тоже не выглядят оптимистично – за несколько лет обучения Митрофан освоил только счет до трех.

Единственное где преуспел Митрофан – французский. Его учитель, немец Вральман, довольно лестно отзывается о своем ученике, но в этом случае дело обстоит не в исключительной предрасположенности Митрофана к изучению языков, а в умении Вральмана обманывать – Адам Адамович не только удачно скрывает истинное положение уровня знаний своего ученика, но еще и обманывает Простаковых, выдавая себя за учителя – Вральман сам не знает французского, но, пользуясь глупостью Простаковых, удачно создает видимость.

Таким образом, Митрофан Простаков представляет собой человека с ничтожной душой, мелочными желаниями, ограничивающимися плотским, животным удовлетворением своих потребностей, который достиг предела в своем моральном и духовном развитии. Парадоксально, но имея возможности, Митрофан не стремится реализовать свой потенциал, а, наоборот, прожигает свою жизнь впустую. Он находит определенную прелесть в лентяйничестве и тунеядстве и не считает это изъяном.

Значение имени главного героя


Актуальность проблемы образования

Чтобы понять, насколько образования, которую поднимает Фонвизин в своем произведении, нужно понимать, что происходит в современном обществе.

Безусловно, школа в наши дни не всегда способна пробудить интерес ребенка к обучению. Кроме того, многие родители стремятся дать образование, потому что так надо, для галочки, нередко донося это понимание до чада.


Чему смеетесь? Над собой смеетесь!

В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в чем состоит гражданский долг каждого человека, какой должна быть государственная власть.

Колоритная фигура Простаковой временами вызывает дружный смех, но по окончании пьесы невольно

задумываешься: когда в современной семье мать во всем потакает ребенку, не уподобляется ли она Простаковой?

А что изменилось сейчас? Всегда ли торжествуют добро и справедливость? Два мира продолжают противостоять друг другу.

Мы все чаще наблюдаем

Далеко не все нынешние родители дают подобные советы своим детям. Наоборот, очень часто можно услышать противоположное: «Забери! Не давай!

Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежелание учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги.

Пусть добрым будет ум у нас, А сердце умным будет!

Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считаяОт тридцати до двух годов…

Как видим, Пушкин не забывал комедии Фонвизина. Помним ее и мы. В некотором отношении это учебное пособие для всех нас. Как современно звучат фонвизинские рассуждения о чести, патриотизме, должностях!

Тогда сын не отвернется от матери в трудную для нее минуту, а брат от сестры. Тогда не будет в семье никакого тиранства. Тогда и просвещение будет всем во благо.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Недоросль в наши дни.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Комедия "Недоросль", написанная Д. И. Фонвизиным более чем двести лет назад, не потеряла своей актуальности и сегодня.

Чтобы выяснить, действительно ли актуальна комедия "Недоросль" в наши дни или же нет, надо вспомнить, какие главные проблемы в ней затронуты, и посмотреть, имеют ли они место в современном обществе.

Важнейшими вопросами в комедии являются воспитание и образование гражданина, вопросы нравственных принципов, мораль, а также служение государству, произвол помещиков.

Я полагаю, что все поднятые в произведении проблемы, кроме крепостничества и его губительного влияния на дворян (т. к. крепостное право давно отменено), так же важны и сегодня, как и во времена Фонвизина. Со всеми проблемами можно провести параллели в современном обществе с его нынешним положением дел.

Во-первых, Фонвизин говорит о низком уровне воспитания и образования молодёжи. Главный герой комедии, Митрофанушка, невежественнен, нравственно незрел, эгоистичен и груб, не уважает нанятых ему учителей, не хочет ничего понимать, а знания его совсем-таки примитивны. Нежелание учиться встречается и сегодня, когда многие школьники ходят в школу не за знаниями, а потому, что "надо", например.

Во-вторых, как полагает Стародум, человека не почитают по заслугам, не ценят его честность и откровенность. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

то же самое можно отметить и сейчас: высокое положение в обществе нередко занимают неблагородные, подлые, непорядочные, а порой и не просвещённые люди. А личности с высокими моральными принципами порой играют второстепенную роль.

Всё же хотелось бы сказать несколько слов о крепостном праве, что, по мысли драматурга, является бедствием для самих же помещиков. Привыкнув общаться со всеми грубо, Простакова не щадит даже родных. Речь Скотинина полна самоуверенности, но лишена каких бы то ни было достоинств. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием.

Таким образом, в произведении "Недоросль" сталкиваются два мира: мир чести, доблести и порядочности, который олицетворяют Стародум и Правдин, Милон и Софья, и мир невежества, бесчестия, насилия в лице Скотинина и Простаковых. Эти два мира продолжают противостоять друг другу и сейчас. Всё чаще можно наблюдать в современном обществе примеры жестокости, грубости, насилия. А начинается всё с воспитания.

Вопросы нравственности человека, преданной службы Отечеству, а также воспитания и образования детей - эти проблемы, которые поднял в своей комедии Денис Иванович, так же остры и актуальны в наше время как и прежде. И каждое поколение будет решать эти вопросы по-своему, но ясно одно: эти проблемы никогда не будут отвергнуты как маловажные.

Читайте также: