Сочинение на тему чем ценны советы лихачева

Обновлено: 06.07.2024

Правдив ли миф о естественном человеке? В чем выражается культура природы? Как должны строиться отношения человека и природы?

Эти вопросы и затрагивает Д. Лихачев в своих размышлениях.
В данном тексте автор обращается к проблемам отношения человека и природы, антропогенного воздействия. Эти вопросы очень актуальны для нашего времени, потому что касаются каждого человека.
Дмитрий Сергеевич считает, что мозг у людей, независимо от расы и национальной принадлежности, способен к прогрессивному развитию, и все мы должны стремиться быть

интеллектуально образованными.
Я полностью согласна с его мнением, потому что, на мой взгляд, когда умен каждый человек, общество становится более прогрессивным. Но если быть интеллектуалом – вредно, то о какой цивилизованности может идти речь? Если бы люди не развивались, то человечество остановилось бы где-то на начальных этапах развития, и современное общество ничем бы не отличалось от первобытного.
Лихачев утверждает, что человек не может существовать без природы, и с этим невозможно не согласиться. Она стала непредсказуемой благодаря антропогенному воздействию. Например, жара, которая стояла

в течение всего лета, ставшая причиной катастрофичных пожаров, тоже является результатом деятельности человека.

Исходя из этого, я считаю, что люди должны бережней относиться к природе.
Подтверждение тому можно найти и в произведении В. Астафьева “Царь-рыба”. В нем говорится, что природа жива и одухотворена, наделена нравственно-карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе.

Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.
Я надеюсь, что каждый человек осознает, что нельзя относиться к природе исключительно потребительски.

Роль литературы в жизни одного человека и в истории всего человечества очень велика, её трудно переоценить.

Именно над проблемой роли книги в жизни человека размышляет советский и российский филолог, искусствовед и автор прочитанного мною текста - Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Выдвинутая Дмитрием Сергеевичем эстетическая проблема является особенно актуальной в наше время. Многие люди сейчас предпочитают посмотреть телевизор, нежели прочесть книгу. И этот не может не вызвать тревогу у писателя (предложения 22 и 23). Такая ситуация происходит из-за "незаинтересованного" чтения, то есть такого чтения, когда человек читает то, что якобы надо прочесть или то, что модно. Но если он найдёт ту книгу, которая ему по душе, ту, которую он выбрал сам, то поймет, что чтение намного интереснее просмотра телепередач (предложение 24).

Лихачев глубоко убеждён в том, что литература делает человека интеллигентным и развитым. Он призывает нас к тому, чтобы мы больше читали, но читали не просто так, а с величайшим интересом.

Трудно не согласиться с автором текста. Я полностью разделяю его мнение и считаю, что книги делают человека мудрее и дают ему огромный жизненный опыт.

В доказательство своей мысли приведу пример из художественной литературы.

На главного героя произведения Джека Лондона "Мартин Иден" литература оказала огромное влияние. Из не образованного моряка он перерос(??) в известного писателя. А на этом трудном жизненном пути ему помогли, конечно же, книги.

Приведу ещё один пример. Книги служат не только источником различной информации, но и помощником в формировании нравственных качеств человека. Так, например, Андрею Болконскому из произведения

Л. Н. Толстого "Война и мир" именно книги помогли в поисках смысла жизни и самого себя.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что книга - лучший друг человека.

Автор чётко обозначил свою позицию относительно данной проблемы. Он уверен, что литература является ценнейшим источником жизненной мудрости. Книга имеет свойство влиять на человека- убежден автор.

Я полностью разделяю позицию Дмитрия Сергеевича. Действительно, книги, как ничто другое в мире, способны повлиять на личность человека.

Стоит вспомнить моряка Мартина Идена из одноименного романа Д. Лондона. Книги превратили главного героя из полуобразованного матроса в подающего надежды писателя. Он добился высот, к которым стремился, во многом благодаря чтению. И именно литература помогла Мартину разрушить барьер, делящий общество на классы.

Подводя итог, можно уверенно сказать, что книга не только занимает важное место в жизни человека, но и принимает самое непосредственное участие в формировании его мировоззрения.

Д. С. Лихачёв – известный советский и российский филолог, искусствовед, сценарист. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к книгам. Какова роль книг в жизни человека? Вот проблема, которую поднимает Д. С. Лихачёв в предложенном тексте.

Многие герои произведений становятся для нас идеалами, и мы стараемся полностью соответствовать им. Из книг мы узнаем о событиях, произошедших сотни лет назад. Книги делают людей интеллигентными и мудрыми.

Прочитав текст, прихожу к следующему выводу: книги - ценнейший источник знаний, путеводитель по жизни для каждого. Поэтому давайте и мы будем почаще обращаться к творениям великих авторов.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования, культуры и науки

Работу выполнила учащаяся 1-го курса группы № 6 Баканева Виктория.

Руководитель Каширская Т.Н.

Д.С.Лихачев. Заметки о русском. Избранные работы в 3-х томах. Т.2.-М., - С. 483.

1. Вступление.

Дмитрий Сергеевич Лихачев – фигура не только знаковая, культовая, не только во многом эталон нравственности. Это, в первую очередь, фигура человечная. А, может быть, именно этого качества так не хватает сегодня…

заслуженный деятель искусств.

В 2006 году все цивилизованное человечество отмечало 100-летие со дня рождения выдающегося ученого современности Д.С.Лихачева, поэтому 2006 год был объявлен годом Лихачева. Это крупный учёный, филолог, академик. Это человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий. Он специалист по древнерусской литературе, по русской литературе более поздних времён. Как всякий уже немолодой человек, Дмитрий Сергеевич был очень внимателен к молодёжи. Обладая огромным жизненным и научным опытом, он заслужил полное право обращаться к молодёжи с советами, с добрым поучительным словом. Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам никто не прислушается. Эрудиция Дмитрия Сергеевича, его педагогический талант и опыт, умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в то же время ярко и образно – вот что отличает его работы, делает их не просто книгами, но значительным явлением всей нашей культурной жизни.

«Я хочу, чтобы все ценности принадлежали всем и служили всем, оставаясь на своих местах. Вся земля владеет и хранит ценности, сокровища прошлого. Это и красивый пейзаж, и красивые города, а в городах свои, собранные многими поколениями памятники искусств. А в селах – традиции народного творчества, трудовые навыки. Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе. Ценностями является язык, накопленные литературные произведения. Всего не перечислишь.

2. Основная часть.

1) Д.С. Лихачев – пророк духовности и нравственности, российский философ и общественный деятель, символ национальной духовности.

Я с особым интересом прочитала Слово к молодым

2) Актуальность идей Д.С.Лихачева и его биография.

Эти строки были написаны в годы советской власти, это обращение к советской молодежи. НО. Разве они не актуальны сегодня. Моральные принципы настолько изменились, что сегодняшняя молодежь не должна откликнуться на слова великого ученого?!

Об академике Д.С.Лихачеве мы почти ничего не знали. Дмитрий Сергеевич Лихачев – выдающийся ученый современности, филолог, историк, философ культуры. Академик, которого назвали своеобразным символом русской интеллигенции.28 ноября 2006 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося ученого Лихачева. В связи с этим событием Президент России В.В. Путин подписал Указ «О праздновании 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева.

На протяжении почти всего столетия с 1906 по 1999 год – жил в России Д.С. Лихачев. Родился в столице, в Петербурге 28 ноября 1906 года в интеллигентной семье. Читал книги, ходил в театры, учился в лучших школах, с детства дружил с интересными, талантливыми, образованными людьми. Через его жизнь прошли не только 1917 год, не только войны, Первая мировая, Великая Отечественная, и ленинградская блокада, но и тюрьма, Соловки, Беломорканал…

1. Не убий и не начинай войны.

2. Не помысли народ свой врагом других народов.

3. Не укради и не присваивай труда брата своего.

4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

7. Чти природу как матерь свою и помощницу.

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Главное право каждого человека- право на жизнь, и какой она будет зависит от него самого

У каждого человека есть свои уставы, правила, принципы, которыми он руководствуется в своей жизни.

Так обязан ли человек быть воспитанным? Может быть, это всего лишь пародия на идеальное воспитание? Ответ на этот вопрос сложен и требует размышлений. Во все времена чтилось хорошее воспитание человека, включающее скромность, душевную простоту, знание хороших манер, созданных множеством поколений. Воспитанный человек, я считаю, легок в общении с другими людьми, о нем всегда хорошего мнения в обществе, его ценят и всегда идут ему навстречу.

Напротив, человек дурного воспитания не может найти хорошего отзыва в обществе, его озлобленность на весь свет настораживает и пугает собеседника, поэтому мало кто его ценит и, скорее всего, предпочитает держаться от него подальше за ненужностью такого контакта. Таким образом, человека, имеющего хорошее воспитание, всегда ждет успех во всех делах, а нравственное воспитание – это путь к преодолению трудностей.

Воспитанные люди. Их любят. Почему? Невоспитанные люди .Их не любят. Почему?

Считаю, что у воспитанных людей должны быть такие человеческие качества, как терпимость и толерантность, точность и пунктуальность, галантность и вежливость, трудолюбие и дисциплинированность, порядочность и честность, духовность и целеустремленность.

А эти качества невоспитанного человека отталкивают нас: зависть и безделье, жадность и алчность, злорадство и коварство, ханжество и лицемерие….

В результате выясняется истина, что быть невоспитанным – это быть отвергнутым обществом, а быть воспитанным – быть принятым обществом.

О правилах хорошего тона, о хороших манерах написано много книг. Каждому хочется быть вежливым, воспитанным человеком, знать, как вести себя дома, на улице и на работе, как научиться красиво есть, что дарить на праздники и на день рожденье, кого первым представлять при знакомстве, как самому представляться и.т.д. Советы одних авторов нас интересуют, к советам других мы прислушиваемся, рекомендации третьих вызывают у нас улыбку, ну, а некоторые книги просто откладываем в сторону.

Интеллигентность – это внутренний стержень, основу которого составляет лад с самим собой и с окружающими. Интеллигентный человек должен иметь максимум требований к себе и быть в меру требовательным к другим. Это внимательный, чуткий, доброжелательный человек. Каждому из нас хочется оставить о себе впечатление, как о человеке интеллигентном, благовоспитанном. Бывает, что это получается. Но если это только ради того, чтобы произвести разовое впечатление на окружающих, рано или поздно человек все равно проявит свою сущность.

Известно, что культура каждого человека , как и культура общества в целом, формировалась веками, передавалась из поколения в поколение, и потому она не может оборваться на нас. Да этого и не случится.

Легко, если ты любишь себя и людей, если ты нравственно здоров, если ты хочешь быть понятым людьми, если ты ценишь людское мнение, если ты обладаешь знаниями, выработанными целыми поколениями.

Трудно же быть воспитанным тем, кто не считается с людьми, отвергает правила этикета и хорошие манеры, кто завидует другим, у кого нет чувства юмора, кто не идет путями доброты.

4) Борьба за сохранение культуры

Пушкин – это наше все!

В годы своей научной зрелости Д.С.Лихачев был гонимым и мало кому известным ученым. И только в восемьдесят лет, на закате жизни он получил небывалое общественное признание.

Почетный гражданин Санкт-Петербурга Д.С.Лихачев в самых разных жизненных обстоятельствах являлся образцом подлинной гражданственности. Он высоко ценил не только свою свободу, включая свободу мысли, слова, творчества, но и свободу других людей , свободу общества. Отличительной чертой самого Дмитрия Сергеевича Лихачева также являлась активная гражданская позиция. Он не мог стоять в стороне от многих проблем, волновавших его земляков.

5) Авторитет Д.С.Лихачева

С течением времени авторитет Лихачева приобретает международную известность. Большой резонанс имели выступления Дмитрия Сергеевича на международных съездах славистов, на конференциях, в научных обществах и университетах ряда зарубежных стран. Действительный член Академии Наук СССР с 1970г. Лихачев избирается иностранным членом академий – Болгарской, Венгерской, Сербской, Национальной академии Деи Линчеи (Италия), членом-корреспондентом Австрийской, Британской, Геттингенской академий, почетным доктором университетов Бордо, Будапешта, Оксфорда, Софии, Цюриха, Эдинбурга.

Научная и общественная деятельность Д.С.Лихачева была широко отмечена целым рядом общественных и государственных организаций. Лихачев – лауреат Государственных премий, обладатель российских и зарубежных орденов. В 1984г. имя Лихачева присвоено малой планете № 2877, открытой советскими астрономами. Признание заслуг, звания и многочисленные премии и награды Д.С.Лихачева закономерны и заслужены.

Для того, чтобы понять как рассуждал академик Лихачев о значении литературы в формировании гармонически развитой личности в эпоху развития компьютерных технологий нужно просмотреть его беседу с литературоведом К.Шиловым.

Беседа академика Д.С. Лихачева с литературоведом К.Шиловым:

Дмитрий Сергеевич, считаете ли вы по-прежнему, что ХХ1 век будет веком гуманитарным?

Д.Лихачев: Как бы ни хороша была техника, но раскрывать искусство надо через душу. Это должен сделать живой человек. Даже книга не может дать необходимого ощущения красоты, свободы, духовности. Детям очень важно изучать искусство и читать литературу, потому что литература дает возможность прожить несколько жизней вместо одной.

Д.Лихачев: Как бы ни хороша была техника, но раскрывать искусство надо через душу. Это должен сделать живой человек. Даже книга не может дать необходимого ощущения красоты, свободы, духовности. Детям очень важно изучать искусство и читать литературу, потому что литература дает возможность прожить несколько жизней вместо одной.

К.Шилов: Вот уже в нескольких интервью Булат Окуджава имел мужество подчеркнуть, что дело своей жизни он сделал, что, в общем, выполнил свое земное предназначение. Можете ли вы присоединиться к его итоговой формуле?

Д.Лихачев: Нет, я так сказать о себе, что выполнил свое предназначение, не могу. В конце концов, я даже не знаю, какой у меня долг! Но я иду – по велению своего сердца, по велению души.

Д.Лихачев: Этих людей сотни, если и тысячи. Замечательно, что они были очень разными. Добро разнообразно и весело, зло скучно и терзает носителя зла.

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что вмещается в одном слове – Родина?

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на Север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, и великие открытия, и культура, которой аплодирует весь мир. Это конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на реке Волге. Это мой отец – машинист и твой отец – чабан. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей.

Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом нами. Народ, не имеющий таких глубоких корней,- бедный народ.

Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящее. Дерево нашей Родины – одно целое: зеленая крона и корни, глубоко уходящие в землю. Давайте будем помнить об этих корнях!

Надо так жить каждому из нас: любить людей, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, не завидовать, не вредничать, не грубить.

А для чего нужно совершать добрые поступки? А стоит ли быть добрым в современном мире, где на первом месте деньги, богатство, власть? Легко ли быть добрым?

Да, все это очень важно. Добрым быть легко, если добрые поступки совершаешь от чистого сердца. Поспешим делать добрые дела. Ведь для нас, для детей, доброта самое главное в жизни.

Каждый человек имеет право на доброе отношение к себе. Мы добрые поступки должны совершать просто так, из хороших побуждений. Но и добро надо делать с умом. Добро без ума- плохо. Например, вы сделали за друга домашние задания или контрольную работу, а он не научился решать задачи, примеры. Доброта, милосердие, радость и переживания за других создают основу человеческого счастья.

Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

Какого человека можно назвать добрым, добродушным? Я считаю, что добрый человек- это тот, кто любит людей и помогает им. Он любит окружающий мир.

Доброта- это чистота души. И об этом необходимо задуматься каждому, тогда всему человечеству станут доступны другое сознание, иные материалы для творчества.

3. Заключение

Я полностью согласна с его мнением, что, когда умен каждый человек, общество становится более прогрессивным, надеюсь на то, что чистота души мыслителя Лихачева, его гениальные научные труды, мудрые проникновенные слова-обращения к нам, потомкам, будут услышаны современной молодежью, и каждый из нас станет надеждой и опорой Российского государства.

Наше правительство сейчас обратило внимание на развитие всесторонне подготовленных кадров НПО, т.к. возлагает большие надежды на трудовые ресурсы страны. Перед нами, учащимися профессиональных лицеев, стоит задача оправдать надежды государства.

Поэтому учения, напутствия Д.С.Лихачева к молодым являются актуальными. Слова, обращенные академиком к молодому поколению, должны отозваться в душе каждого выпускника, решившего получить профессию, а, следовательно, мы обязаны быть полезным обществу, России. Ведь только владея жизненным опытом и научными познаниями таких великих людей, каким был Д.С.Лихачев, мы сможем в полной мере оправдать возложенные на нас государством задачи, сделать Родину могучей державой. И это значит, что мы обязаны приобретать не только профессиональные навыки, но и духовно-нравственно развиваться, соответствовать жизненно необходимым моральным принципам.

Идеи мыслителя не только современны, они также будут переданы нами и нашим потомкам.

2. Основная часть.

1) Д.С. Лихачев – пророк духовности и нравственности, российский философ и общественный деятель, символ национальной духовности.

2) Актуальность идей Д.С.Лихачева и его биография.

4) Борьба за сохранение культуры

5) Авторитет Д.С.Лихачева

Использованная литература

Гусейнов А.А. Запесоцкий А.С. Культурология Дмитрия Лихачева. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.

Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре.- СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1985.

Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 307–308.

Д. С. Лихачев. Воспоминания, раздумья, работы разных лет (комплект из 3 книг) — АРС, 2006

Отзыв к сочинению.

В работе учащейся Баканевой Виктории прослеживается четкое логическое изложение темы, ее заинтересованность к проблеме гуманизма и нравственным проблемам общества, а также исследование научных трудов гениального мыслителя современности Д.С.Лихачева. Она рассматривает проблему, стоящую перед молодежью, умело используя цитаты из трудов академика Д.С.Лихачева, выражая собственное отношение и взгляд на современное отношение к добру и всем моральным ценностям общества.

Последовательность изложения логически соблюдена. Очевидно, что у нее возникает ряд ассоциаций, помогающий более глубокому и многогранному восприятию идей выдающегося мыслителя, создала свой мир понимания его трудов, значимость и величие слова российского философа.

Создала образ гармонии всех человеческих качеств, указывая на их необходимость и актуальность. В ее работе поставлен проблемный вопрос как молодежи самосовершенствоваться и соответствовать нравственным моральным качествам достойного гражданина России.


Выдержками из этих писем-советов - ниже:

1. БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

2. БЕРЕГИТЕ МОЛОДОСТЬ

Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им.

НЕРАЗДЕЛЕННАЯ РАДОСТЬ – НЕ РАДОСТЬ. ЧЕЛОВЕКА ПОРТИТ СЧАСТЬЕ, ЕСЛИ ОН ПЕРЕЖИВАЕТ ЕГО ОДИН. КОГДА ЖЕ НАСТУПИТ ПОРА НЕСЧАСТИЙ, ПОРА УТРАТ – ОПЯТЬ-ТАКИ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ОДНОМУ. ГОРЕ ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН ОДИН.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

3. САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕЛЬ ЖИЗНИ

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей… Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.

4. САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ — ЖИЗНЬ

Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

5. ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМАЯ ЦЕЛЬ

По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни.

Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

6. ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет жителей одного города, одной страны.

Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

ЕСЛИ ЗАБОТА НАПРАВЛЕНА ТОЛЬКО НА СЕБЯ, ТО ВЫРАСТАЕТ ЭГОИСТ.

Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

7. О ВОСПИТАНИИ

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, – он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях.

Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины…

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? В основе всех хороших манер лежит забота-забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать.

Читайте также: