Сочинение на тему человек сам отвечает за свою судьбу кавказский пленник
Обновлено: 18.05.2024
В плену Жилин не отчаивался, он всё время продумывал план побега из неволи. При этом в плену он совсем не сидел без дела: помогал жителям аула, лепил из глины куколок, чинил разные вещи. Жилин сдружился с татарской девочкой, которая впоследствии помогла ему бежать из плена. Он надеялся лишь на свою силу и смекалку, жалея свою пожилую маму. Жилин понимал, что матери негде будет взять нужную сумму, чтобы освободить сына из плена, поэтому он указал на письме с просьбой выкупа неверный адрес.
Костылин же в силу своей трусливости и нерешительности оставался в сарае, дожидаясь, когда за него принесут выкуп. Он надеялся на постороннюю помощь. Из-за медлительности и слабости Костылина первый побег офицеров из плена провалился. Во второй раз бежать Жилину помогла Дина – девочка, с которой он успел сдружиться. Костылин на этот раз бежать отказался. В итоге Жилин бежал из плена в одиночку, и ему удалось самостоятельно добраться до русского гарнизона, а вот Костылина выкупили только через месяц за пять тысяч, он был в плачевном состоянии.
Жилин и Костылин – полные противоположности. Жилин – сильный и смелый человек, в трудной ситуации он сумел изменить свою судьбу и выбраться из беды, а Костылин смирился со своей судьбой и остался ждать чужой помощи.
Я считаю, что Костылину повезло, если бы его не выкупили из плена, то вскоре его жизнь закончилась бы очень плачевно. Читая рассказ, я сделал для себя вывод, что в любой ситуации всё зависит от нас самих, мы всегда должны бороться до конца. Толстой пытался донести читателю через своё произведение мысль о том, что человек – сам хозяин своей судьбы, и я с этим полностью согласен.
Толстой показывает, что людей соединяют чувства, заложенные
в любом человеке: доброта, способность сопереживать, милосердие,
уважение к другому человеку.
Аторскую идею рассказа можно сформулировать так: мужественный человек,
уважающий себя и других, не опускающий рук в трудной, даже безвыходной
ситуации, достоин уважения и свободы.
Эта идея выражена в противопоставлении образов офицеров.
Толстой показывает, что судьба человека зависит во многом от него самого.
Человек сам отвечает за свою судьбу, а порой он в ответе и за судьбу других
людей.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Учитель: Боева А.А.
Конспект урока по литературе, 5 класс
Дата: 28.01.2019 урок № 38
Личностные: воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.
Предметные: развитие речи учащихся, работа над типом речи рассуждением , обучение работе над композицией сочинения .
Тип урока: развитие речи
Оборудование: тетради для контрольных работ
1. Организационный момент.
2. Работа над планом сочинения :
2.Почему так по-разному сложились судьбы героев?
4. Поведение героев в сцене торга.
5. Поведение в плену .
7. Второй побег – результат жизнестойкости Жилина.
8. Человек сам отвечает за свою судьбу.
Оформление логического перехода к главной части сочинения .
(Учитель рассказывает учащимся о том , что в данном случае это лучше сделать с помощью вопроса.
Оформление содержания главной части : (обсуждение ) .
Основной акцент. Обратить внимание на то, что части сочинения не должны быть логически разорваны.
Работа над заключением :
Л. Н. Толстой в своём рассказе о войне показал , что жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Эта мысль может быть перенесена и сегодняшние дни : мы должна понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения.
Вывод учителя : Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба зависит во многом от нашего поведения. Война испытывает людей. Для многих война-испытание на прочность, выносливость, человечность. Здесь люди в пограничной ситуации, их дальнейшая судьба зависит от них: действовать или безразлично умереть? Люди, сильные духом, ответственные за всех, имеющие человеческое достоинство, в таких ситуациях умеют принимать правильное решение.
Рассказ ” Кавказский пленник” Л. Н. Толстой написал в 1872 году. В этом рассказе он описывает судьбы Жилина и Костылина. Судьбы героев рассказа сложились по-разному, потому что Жилин смелый, добрый, трудолюбивый, а Костылин трусливый, слабый, ленивый.
Жилин думает о матери, жалеет ее, не хочет, чтобы она платила за него выкуп. Жилина заставляли писать письмо домой с просьбой выкупить его за 3000 рублей, он выпросил, чтобы его выкупили за 500 рублей, но сам даже адрес написал другой. Надеялся сбежать.
Костылин сразу же написал, чтобы его выкупили
В плену Жилин делал игрушки, ремонтировал вещи, его уважали татары. Костылин бездельничал и ждал выкуп. Во время первого побега Жилин не унывал, терпел боль в колодках и усталость.
Костылин упал духом, не смог терпеть боль, стонал и решил вернуться.
Жилин очень хотел выйти на свободу, ждал случая, чтобы освободиться. Во время второго побега он применил все усилия, чтобы выбраться, и сбежал.
Костылин не побежал, он не надеялся на себя, что вытерпит боль в ногах, заключенных в колодки. По мнению Л. Н. Толстого: “Сам человек определяет свою судьбу”.
Жилин не хотел жить в плену, он хотел быть свободным и поэтому он сбежал. Костылин – слабый человек, ждал когда его выкупят и поэтому остался в плену. Л. Н. Толстой не случайно придумал для своих главных героев такие фамилии. Жилин – потому что он сумел прижиться в чужой для него жизни.
Костылин – словно на костылях, слабый и не способен на тяжелые испытания.
Автор хотел, чтобы Костылин вызывал у читателей не презрение, а жалость и сочувствие. Л. Н. Толстой показывает, что люди бывают разными и могут даже не любить друг друга. Но у них есть возможность взаимопонимания, а для этого надо приложить усилия.
Читайте также: