Сочинение по рассказу страсти мордасти

Обновлено: 04.07.2024

История создания: произведение Горького "Страсти-мордасти", написано на основании противоположности между бедной жизнью, которая встречается в низших слоях социальной жизни, и восхищение человечности среди высших слоев общества.

Жанр: рассказ

Сюжет

В маленьком городке юный продавец баварского кваса вечером направляясь домой увидел женщину. Она стояла посередине огромной лужи и топала ногами, так что брызги разлетались далеко в разные стороны, и пела песню, по ее голосу я понял, что она пьяна. Я вступил в лужу взял женщину под локоть и потащил на сухое место. Женщина сначала перепугалась, и пару минут стояла молча, а потом опять полезла в лужу. И начала кричать, на ее крики вышел ночной сторож, когда он увидел женщину сказал, что она местная пьянь Машка. Мне пришлось вести ее к ней домой. Мы подошли во двор двух этажного дома, она аккуратно обошла тележки, ящики, бочки, валяющиеся доски, и остановилась возле какой-то дыры в фундаменте и сказала мне:

Я осторожно спустился по скользким ступенькам, нащупал в темноте дверь, открыл ее боясь шагнуть дальше.

- Мама это ты? Услышал детский голос мальчика.

Мальчик поджёг фетиль. И я немного рассмотрел его детское лицо .

- успокоение мое,- сказала женщина и шатаясь упала на большую приготовленную кровать которая стояла на кирпичах.

Запах был жуткий, воняло сыростью "Дом" напоминал подвал. В нем живёт женщина с ребенком у которого нет одной ноги. Она родила его очень рано, от старика у которого работа горничной. Ленька (так зовут мальчика) все время сидит в этом подвале, и очень редко видит белый свет.

Сынишка Развлекался тем, что собирал в отдельные коробки разных насекомых которых у него получается поймать, и придумывает им разные клички( паук Барабанщики, муха - Чиновница и т.п.) и наделяет в своих мыслях их человеческими чертами, которые он видит в людях которых его мать таскает в дом. Эти насекомые для мальчика значат особенный мир, который заменяет ему реальный. Хотя о реальном мире он невысокого понятия, потому что он судит по тем, кто ходит к его матери к ним в дом.

На следующий день я принес наловленных с моего двора ребятами красивых бабочек. Купил сладостей и пошел к мальчику. И у нас начался диалог, который можем понять только мы вдвоем. Ребенок признался, что его мечта увидеть поле, и когда он вырастет, у него появятся силы и он выйдет в чистое поле… После еды мальчик уснул, а его мать, начала рассказывать про его отца – мужчина был в возрасте его уже нет в живых, он был нотариусом, а она работала у него горничной. Потом добавляет: не брезгуйте мной, я уже не заразная; спасибо вам за моего сына, что устроили ему праздник… И я начал уходить. Выйдя за дверь я услышал как она начинает петь песню своему сыну который проснулся.

Выйдя на улицу от жалости и горя мне хотелось заплакать. Я пошел быстро прочь со двора.

Тема. В своем произведении Горький показывает: бедную жизнь женщины с ребенком.

Главные герои: Машка – мать мальчика, мальчик Ленька, торговец- он же рассказчик.

Композиция: в произведении переплетается бедная несоциальная жизнь мамы с мальчиком, и человека непривыкшего к такому образу жизни.

Страсти-мордасти. Читательский дневник

Советуем почитать

Произведение является небольшим эссе, которое является отражением авторских мыслей по поводу происходящих в стране событий.

Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к романтической повести, повествующие о тяготах и сложностях жизни женщины.

Рассказ-сказка Житкова начинается с повествования о том, что в одном из дворов происходила каждое утро одна и та же история. Утятам, проживающим в нем, в одно и то же время давали поесть.

Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду короткого сатирического рассказа, основная тема которого заключается в возникновении сложностей и трудностей при отсутствии взаимопонимания между людьми.

В цикл произведений Максима Горького "На Руси" входит произведение "Страсти-мордасти", который написан на основе создания контраста между убогостью жизни, встречающейся в самых низких рядах социальной лестницы, и восхищающей человечностью и чистотой, которую так трудно встретить даже среди наивысших слоев общества, но иногда встречается в тех самых "низших" слоях общества.

Иллюстрация прекрасного в отвратительном кажется чем-то неправильным, что и не может принят автор. Прекрасное личико мальчика-калеки никак не соответствует месту его обитания — грязного подвала с кучами мусора грязи.

История рассказывает о встрече торговца пивом и семьи, состоящей из спившейся матери, которая зарабатывает всеми возможными путями, в том числе и своим телом, и мальчика-инвалида, который днями сидит в сыром подвальчике и ухаживает за найденными в жилище насекомыми как за домашними питомцами, сажая каждого в отдельную коробочку и давая им имена. Все существа наделялись мальчиком качествами и именами материнских "гостей", которые регулярно посещали их убогое жилище для утех, уже обыденных для взгляда ребенка.

В "зверушатнике" мальчику не хватает бабочек, о чем он и говорит своему новому другу. В следующий приход рассказчик приносит наловленных дворовыми мальчишками бабочек, чему калека безмерно рад, но по-своему: нет этого запала в глазах и радости, нет улыбки.

Мальчик чист и невинен. В его глазах можно увидеть искренность и желание жить. Самая большая мечта ребенка — увидеть чистое поле, выбраться туда когда-нибудь и насладиться реальным миром, его красотой и необъятностью. Но нет надежды, нет улыбки.

Он ухаживает за матерью, которая явно переносит какую-то болезнь, что можно понять благодаря ввалившемуся носу и искривлённой улыбке женщины. Леня жалеет мать, оберегает, как маленькую, а она делает для своего ребенка все, только бы прокормить своего сыночка. Такая большая любовь в таком крохотном подвальчике.

Безысходность, скрадывающая все яркие краски жизни, просто не даёт покоя герою. Он всячески старается развеселить мальчика, но безуспешно. Осознав свою беспомощность, мужчина просто уходит. Слезы застилают ему глаза.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Страсти-мордасти

Популярные сегодня темы

Александр Исаевич Солженицын в своём рассказе Матрёнин двор затрагивает проблемы наличия нравственности и духовности, как у каждого человека, так и у всего народа в целом. Автор

Одним из основных персонажей произведения является маркиза Доримена, представляющая собой вдовствующую представительницу аристократического круга.

Декадентство Л. Андреева и романтизм М. Горького сделали взгляды писателей на взаимоотношения мужчины и женщины, на возникновение животных инстинктов в человеке полярными.

Сюжеты обоих рассказов развиваются в диаметрально противоположных направлениях. В начале “Бездны” Л. Андреева мы видим влюбленную пару. Зиночка и Немовецкий полны надежд на будущее, мечтают о жертвенной любви и, может быть, считают, что любят друг друга. Этому способствует и великолепный пейзаж, их окружающий. Начало, как мы видим, вполне романтическое. Но совершенно вдруг сюжет делает резкий поворот — и позолота, лак сентиментальности слетают, обнажая бездны человеческой души. “Бездна! ” Выходят на поверхность все низменные животные инстинкты подсознания — и образованный молодой человек падает ниже бродяг, уподобляется зверю, сохраняя лишь одно человеческое качество — “способность лгать”. Да.. . Глубины подсознания пугают,

даже сам человек порой не знает, на что он способен., .

М. Горький идет совершенно от другого постулата. Атмосфера начала рассказа “Страсти-мордасти” настраивает на разврат, грязь, падение, но неожиданная коллизия — и романтические чувства возникают там, где их, казалось бы, быть не может. На дне жизни человек не опускается до состояния животного, а даже возвышается до сострадания, до помощи слабому, до великодушия.

Мы видим зеркальное отражение фабул — М. Горький находит романтизм на “окраинах жизни”, а Л. Андреев показывает страшные бездны души обычного человека. Надуманные этические нормы человечества лишь прикрывают его порочные желания, его развращенную сущность. Люди не умеют любить и понимать друг друга.. . Печорин говорил, что женщина подобна цветку — подышать “ароматом досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет. ”. В каждом мужчине подсознательно дремлет уверенность, что это правда, что именно так и нужно поступать: и невинная, наивная Зиночка втоптана в грязь.. .

Я не думаю, что людям нравится, когда о них говорят правду, показывают самые замусоренные, засаленные уголки их души., . Думается, что читающей Россией не был ни понят, ни принят этот рассказ. Психологи никогда не были в почете у народной массы. Но интеллектуалы поняли, что “жизнь подтверждает самые мрачные фантазии автора” (Горький) . И я, исходя даже из моего семнадцатилетнего опыта, могу подтвердить это. Кто-то из “современных великих” сказал, что человеческая душа —помойная яма жизни.. . Это — так? ! Так! Так.. .

Мы же, люди, часто не желаем этого сознавать, всячески отрицаем свою низость, тем не менее (увы — часто! ) с упоением бросаемся в нее, ища упоения в пороке.. .

Глубины человеческой души волновали русскую литературу еще в XIX веке, литературу — психологию. Вспоминаются сразу Тютчев и Достоевский с их проникновением в “бездны”. Достоевский изучал глубины души человеческой, отыскивая в них самое страшное, на что хотелось бы закрыть глаза, но что существует независимо от нашего сознания и желаний. В страшных образах Свидригайлова, Рогожина, даже Раскольникова, по сути, не должно быть ничего страшного — это обыкновенные люди.. . У них есть голова, руки, ноги, но их психика вскрыта писателем-психологом и — “хаос шевелится”.

В понимании Ф. Тютчева бездна — весь мир, вся вселенная, включая человека с его стремлениями, желаниями, потребностями,. . “Нет преград меж ей и нами — Вот почему нам ночь (хаос! ) страшна”* Страшно заглянуть в мир, в себя — страшно!! !




Иллюстрация прекрасного в отвратительном кажется чем-то неправильным, что и не может принят автор. Прекрасное личико мальчика-калеки никак не соответствует месту его обитания — грязного подвала с кучами мусора грязи.

Мальчик чист и невинен. В его глазах можно увидеть искренность и желание жить. Самая большая мечта ребенка — увидеть чистое поле, выбраться туда когда-нибудь и насладиться реальным миром, его красотой и необъятностью. Но нет надежды, нет улыбки.

Он ухаживает за матерью, которая явно переносит какую-то болезнь, что можно понять благодаря ввалившемуся носу и искривлённой улыбке женщины. Леня жалеет мать, оберегает, как маленькую, а она делает для своего ребенка все, только бы прокормить своего сыночка. Такая большая любовь в таком крохотном подвальчике.

Безысходность, скрадывающая все яркие краски жизни, просто не даёт покоя герою. Он всячески старается развеселить мальчика, но безуспешно. Осознав свою беспомощность, мужчина просто уходит. Слезы застилают ему глаза.

Страсти-мордасти :: Горький Максим

Душной летней ночью, в глухом переулке окраины города, я увидал странную картину: женщина, забравшись в середину обширной лужи, топала ногами, разбрызгивая грязь, как это делают ребятишки,- топала и гнусаво пела скверненькую песню, в которой имя Фомка рифмовало со словом ёмкая.

Днем над городом могуче прошла гроза, обильный дождь размочил грязную глинистую землю переулка; лужа была глубокая, ноги женщины уходили в нее почти по колено. Судя по голосу, певица была пьяная. Если б она, устав плясать, упала, то легко могла бы захлебнуться жидкой грязью.

Я подтянул повыше голенища сапог, влез в лужу, взял плясунью за руки и потащил на сухое место. В первую минуту, она, видимо, испугалась,- пошла за мною молча и покорно, но потом сильным движением всего тела вырвала правую руку, ударила меня в грудь и заорала:

И снова решительно полезла в лужу, увлекая меня за собой.

— Дьявол,- бормотала она.- Не пойду! Проживу без тебя… поживи без меня… Краул!

Из тьмы вылез ночной сторож, остановился в пяти шагах от нас и спросил сердито:

Я сказал ему, что — боюсь, не утонула бы женщина в грязи, и вот — хочу вытащить ее; сторож присмотрелся к пьяной, громко отхаркнул и приказал:

— А я те говорю — вылазь!

— Вздую, подлая,- не сердясь, пообещал сторож и добродушно, словоохотливо обратился ко мне: — Это — здешняя, паклюжница, Фролиха, Машка. Папироски нету?

Закурили. Женщина храбро шагала по луже, вскрикивая:

— Начальники! Я сама себе начальница… Захочу — купаться буду…

— Я те покупаюсь,- предупредил ее сторож, бородатый крепкий старик.Эдак-то вот она каждую ночь, почитай, скандалит. А дома у ней — сын безногой…

— Убить ее надо,- сказал сторож, не ответив мне.

— Отвести бы ее домой,- предложил я.

Сторож фыркнул в бороду, осветил мое лицо огнем папиросы и пошел прочь, тяжко топая сапогами по липкой земле.

— Веди! Только допрежде в рожу загляни ей.

А женщина села в грязь и, разгребая ее руками, завизжала гнусаво и дико:

Недалеко от нее в грязной жирной воде отражалась какая-то большая звезда из черной пустоты над нами. Когда лужа покрылась рябью — отражение исчезло. Я снова влез в лужу, взял певицу под мышки, приподнял и, толкая коленями, вывел ее к забору; она упиралась, размахивала руками и вызывала меня.

— Ну — бей, бей! Ничего,- бей… Ах ты, зверь… ах ты, ирод… ну бей!

Приставив ее к забору, я спросил — где она живет. Она приподняла пьяную голову, глядя на меня темными пятнами глаз, и я увидал, что переносье у нее провалилось, остаток носа торчит, пуговкой, вверх, верхняя губа, подтянутая шрамом, обнажает мелкие зубы, ее маленькое пухлое лицо улыбается отталкивающей улыбкой.

— Ладно, идем,- сказала она.

Пошли, толкая забор. Мокрый подол юбки хлестал меня по ногам.

— Идем, милый,- ворчала она, как будто трезвея.- Я тебя приму… Я те дам утешеньице…

Она привела меня на двор большого, двухэтажного дома; осторожно, как слепая, прошла между телег, бочек, ящиков, рассыпанных поленниц дров, остановилась перед какой-то дырой в фундаменте и предложила мне:

Придерживаясь липкой стены, обняв женщину за талию, едва удерживая расползавшееся тело ее, я спустился по скользким ступеням, нащупал войлок и скобу двери, отворил ее и встал на пороге черной ямы, не решаясь ступить дальше.

— Мамка, — ты? — спросил во тьме тихий голос.

Запах теплой гнили и чего-то смолистого тяжело ударил в голову. Вспыхнула спичка, маленький огонек на секунду осветил бледное детское лицо и погас.

— А кто же придет к тебе? Я-а,- говорила женщина, наваливаясь на меня.

Краткое содержание Страсти-мордасти Горький

В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети.

Торговец ведет ее к ней домой; она соглашается идти с ним, думая, что он ее клиент. “Дом” представляет собой подвальную дыру, в которой, кроме женщины, живет ее сын с больными ногами.

Она родила его в пятнадцать лет от старика сладострастника, у которого служила горничной.

Ленька (так звать мальчика) целыми днями сидит в своей дыре и очень редко видит белый свет.

Развлекается он тем, что собирает в разные коробочки всяких насекомых, которых ему удается поймать, дает им смешные прозвища (паук – Барабанщик, муха – Чиновница, жук – дядя Никодим и т. п.

) и наделяет в своей фантазии человеческими чертами, которые он подсматривает в клиентах своей матери. Эти насекомые составляют для Леньки особый мир, который заменяет ему настоящий, человеческий.

Впрочем, о человеческом мире он невысокого понятия, ибо судит о нем по тем, кто приходит в их дыру развлекаться с его матерью.

Машка Фролиха. Она, видимо, серьезно больна (у нее провалился нос, хотя “заразной” она себя не считает). Она безумно любит сына и живет только ради него. В то же время она человек конченый, больной и спившийся.

Будущее, таким образом, не сулит ее сыну ничего хорошего.

Ленька не по годам мудр и серьезен. Он относится к матери как к малому дитя, жалеет ее и учит жизни. Одновременно он совсем ребенок, не имеющий никакого опыта жизни.

Торговец (он же рассказчик и alter ego автора) начинает посещать мальчика и пытается как-то скрасить его жизнь. Но ситуация настолько безнадежна, что в финале рассказа герой понимает: он оказался в тупике: “Я быстро пошел со двора, скрипя зубами, чтобы не зареветь”.

Страсти-мордасти — краткое содержание рассказа Горького

Днем над городом прошла сильная гроза. Дождь размочил улицы. Душной летней ночью торговец баварским квасом заметил женщину, танцующую в луже. Лужа была глубокая, а женщина пьяная. Рассказчик побоялся, что она может в ней утонуть. Герою захотелось отвезти ее домой.

Он подошел к танцовщице и хотел было ее взять за руку, но женщина отбивалась и ругалась. На крики пришел местный сторож, который убедил Машку Фролиху воспользоваться помощью торговца. Она отвела гостя в свою комнату, где ее встретил сын, который не мог ходить. Мальчик зажег свечу.

Герой раздел пьяницу и убрал мокрые юбки. Мальчик спросил у него, будет ли торговец баварским квасом ложиться рядом, так как так делали все мужчины, приходящие в дом. Герой не понял его и предложил подростку посидеть с ним.

Мальчик представился. Его звали Ленька, как и главного героя. Леньке было 12 лет, а торговцу — 21 год. У мальчика были пухлые губы, острый нос и длинные ресницы.

Подросток показал гостю свой небольшой зоопарк. В маленьких коробочках мальчик собирал насекомых и придавал им черты людей, приходящих к маме. В его коллекцию входили паук Барабанщик, маленький таракан Анисим и большой таракан Хозяин, муха Чиновница. Подросток мечтал о бабочках и мотыльках, которых у него не было. Рассказчик обещал прийти завтра с мотыльками и квасом.

Торговец попросил местных мальчишек собрать на лугу бабочек, а сам купил пряники, конфеты, коробочки для насекомых в аптеке и взял две бутылки кваса.

Мальчик был рад подаркам. Он попросил маму вымыть ему руки. Она протерла их мокрой тряпкой. Ленька попросил маму поставить самовар. Машка пошла в магазин. В то время Ленька и торговец долго беседовали.

Мальчик признался, что очень хочет побывать в поле и давно просит мать найти тележку. Также он просит ее протереть окошко, но Машка забывает. Подросток не обижается на мать. Она очень любит его, она добрая.

После возвращения Машка благодарит своего спасителя за праздник для сына. Она говорит ему, что не заразна, хотя у нее давно провалился нос.

Мальчик наелся пряников и напился чая, поэтому захотел подремать. Мама укрыла его ноги. Ленька боялся, что гость уйдет. Он предлагал маме обвенчаться с этим человеком.

  • Она призналась, что родила его от барина, где работала служанкой.
  • Торговец ушел, когда Машка стала петь народную песню про страсти-мордасти, потому что боялся разреветься из-за жалости к матери и сыну.
  • Читательский дневник.

“Страсти-мордасти” Горького в кратком изложении

В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети.

Торговец ведет ее к ней домой; она соглашается идти с ним, думая, что он ее клиент. “Дом” представляет собой подвальную дыру, в которой, кроме женщины, живет ее сын с больными ногами.

Она родила его в пятнадцать лет от старика сладострастника, у которого служила горничной.

Ленька целыми днями сидит в своей дыре и очень редко видит белый свет. Развлекается он тем, что собирает

в разные коробочки всяких насекомых, которых ему удается поймать, дает им смешные прозвища и наделяет в своей фантазии человеческими чертами, которые он подсматривает в клиентах своей матери. Эти насекомые составляют для Леньки особый мир, который заменяет ему настоящий, человеческий.

Впрочем, о человеческом мире он невысокого понятия, ибо судит о нем по тем, кто приходит в их дыру развлекаться с его матерью.

Мать зовут Машка Фролиха. Она, видимо, серьезно больна. Она безумно любит сына и живет только ради него. В то же время она человек конченый, больной и спившийся.

Будущее, таким образом, не сулит ее сыну ничего хорошего.

Ленька не по годам мудр и серьезен. Он относится к матери как к малому дитя, жалеет ее и учит жизни. Одновременно он совсем ребенок, не имеющий никакого опыта жизни.

Торговец начинает посещать мальчика и пытается как-то скрасить его жизнь. Но ситуация настолько безнадежна, что в финале рассказа герой понимает: он оказался в тупике: “Я быстро пошел со двора, скрипя зубами, чтобы не зареветь”.

В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети. Торговец ведёт её к ней домой; она соглашается идти с ним, думая, что он её клиент.

Развлекается он тем, что собирает в разные коробочки всяких насекомых, которых ему удаётся поймать, даёт им смешные прозвища (паук — Барабанщик, муха — Чиновница, жук — дядя Никодим и т. п.) и наделяет в своей фантазии человеческими чертами, которые он подсматривает в клиентах своей матери.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Нет на свете ничего дороже человеческой доброты, душевной участливости, благого порыва помочь другому.

I . Слово учителя.

II . Беседа по тексту произведения.

1. Назовите главных героев рассказа.

-мать, Лёнька, рассказчик.

2. От чьего имени ведётся повествование? Что с ним происходит?

3. Кто такой Лёнька?

4. Найдите описание его портрета, что особенного подчёркивается в нём?

Какое-то противоречие во всём! Контраст между внешностью и внутренней жизнью, между безобразным, с одной стороны, и красотой – с другой. Давайте попробуем разобраться в этом.

5. Задание: обозначьте всё то, что окружает мальчика, как вы это расположите? (работа в парах)

6. Итак, что окружает мальчика? Чем наполнена его жизнь?

букашки инвалид

мечта Лёнька подвал

поле чистое грязь (окно)

мать пьяные мужики

разврат

песни похабные

песня колыбельная

(и та мрачная)

сны страшные

7. Какой образ есть там и там? (мать)

Букашки – раздавила пьяная!

Мечта – смеётся над ней!

9. Винит ли её мальчик за это?

10. Как можно охарактеризовать их отношения?

любит

Мать Лёнька как старший

Но писателя интересуют не условия быта героя, а его душевное состояние:

Лёнька стремится к чистоте:

- потому что душа чистая! (вспомните его портрет!)

12. Какова роль рассказчика в жизни Лёньки?

- поддерживает его мечту

- устраивает для мальчика праздник (сладости)!

- принёс ему букашек

13.Какие чувства испытывает рассказчик?

14. Что мы можем сказать о рассказчике?

Его отношение к матери Лёньки?

Этому герою присущи такие качества, как милосердие, доброта, сострадание, мягкость по отношению к людям.

15. О чём же этот рассказ?

- к свету (окно) грязное, так и осталось немытым!

- к музыке выгоняют!

- к воздуху чистому задыхается!

- в поле инвалид, не сможет!

Что обозначают эти слова?

Страсть = ужас, страх

Страсти – мордасти (шутливое) – о чём-нибудь очень страшном.

Но и здесь живут тёплые чувства, и здесь человек способен любить, ценить, мечтать, сострадать. И мы не должны забывать о том, что эти люди нуждаются в простом человеческом отношении к ним, в нашем участии. И замечательно, что рядом с такими людьми появляются те, кто способен на сострадание, милосердие, доброту.

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем –то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…

Читайте также: