Сочинение на тему человек рожден для добра 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ход занятия

Организационный момент.

Работа с карточками

ДОБРОТА – это тепло, внимание и забота, которые проявляются по отношению к другим людям и всему живому.

ДОБРОТА – это важнейшее качество человека.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ – поступай по отношению к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

ДУША – это суть человека, его внутренний мир.

ДУХОВНОСТЬ – это направленность души на высокие смыслы жизни.

ЗЛО – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость.

Актуализация знаний

Подведение к теме урока.

У. На прошлом занятии мы с вами познакомились с ещё несколькими понятиями -это

ЖИЗНЬ – священность, благо.

ЖИЗНЬ – это созидание.

У.- Что она даёт человеку?

(Радоваться природе, миру, дружить, заниматься любимым делом..)

У. – А человек что может дать жизни?

(Труд, талант, способности, мысли, изобретения, семью, разнообразия чувств, своих потомков…)

У.- А может человек дать жизни просто свою доброту

(про строительство детской площадки)

У.- Почему милиционер не наказал Крокодила. Гену и Чебурашку?

(помогли детям, построили для детей площадку бескорыстно)

У. -Давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока.

( о добрых поступках, - О том, что человек рождён для добра.

Основная часть.

1.Изучение нового материала.

У. Ведь именно доброты ждут от человека люди, доброго слова , взгляда мы с вами ждём от родителей от друзей. О доброте звучат многие песни, повествует народное творчество, слагаются сказки.

У - Чему учат нас сказки? (доброте.)

Работа по учебнику.

У Давайте с вами вспомним добрых положительных героев сказок, а помочь нам с вами в этом может учебник, на стр.87-88.

В чём заключается их доброта?

Какие добрые дела, добрые поступки они делали?

Как им помогала их доброта (читаем на стр. 87)

Что в сказках всегда противостоит добру. (зло)

Назовите злых персонажей сказок.

А может злой персонаж стать добрым. (Может если сделает доброе дело.

Работа в командах

У. – Давайте попробуем из злых персонажей сделать добрых

Рисунки с изображением злых сказочных героев. Попробуйте сделать их добрыми. (см.Приложение 1)

У. Пока наши художники работают, мы с вами поиграем.

делает что-то полезное для людей;

делает домашнее задание за кого-то;

ждет, когда его позовут на помощь;

переводит старушку через дорогу.

можно ли человека заставить быть добрым?

можно ли стать добрым на время?

Результаты рисунков из злого в доброе.

У. – Давайте посмотрим получилось ли нам изменить злых персонажей.

(Дети представляют свои работы)

У. Легко ли делать изменить зло, легко ли делать добро? (нет)

Предлагаю познакомиться с рассказом, автор которого, к сожалению, неизвестен.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.

У: - Ваши ассоциации к слову старушка ?

(Добрая, любимица внучат, бабулечка)

Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

- Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему?

- Что вы чувствуете сейчас? ( неприязнь, брезгливость, раздражение, страх…)

- Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки?

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие .

- Почему так поступили взрослые?

- Старушка просила внимания к себе?

- Почему так ведут себя дети?

- Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту?

( улыбнуться в ответ)

- Улыбка не стоит ничего, но даёт так много:

- Понимает ли старушка, что она неприятна людям?

- Отвечает ли она им тем же?

- Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность? К сожалению, мы привыкли не только встречать, но и судить человека по одёжке.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

- Что чувствуете сейчас? ( стыдно, совестно )

- Что чувствовала всегда старушка, проходя мимо людей? (Дети называют все негативные качества, а учитель выкладывает из осколков сердце)

hello_html_m5da39762.jpg

- Осколки человеческого непонимания, неприятия, отчуждения носила в своём сердце старушка. Вот только её сердце не озлобилось? в ответ, не стало чёрствым.?

О чём мы с вами сегодня говорили, о каких ценностях.

Легко ли делать добро.

У. В заключении небольшой тест.

(см. Приложение 3)

ПРИЛОЖЕНИЕ. 1

hello_html_33de5dc1.jpg

бескорыстие

преданность

хвастовство

аккуратность

справедливость

взаимовыручка

Неумение держать слова

Держать слово

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 202 человека из 51 региона


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 597 336 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.07.2017 1068
  • DOCX 389.8 кбайт
  • 13 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Козачек Светлана Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Что такое доброта? Доброта – это то, без чего не может обойтись в жизни ни один человек. И все мы должны стараться делать как можно больше добрых дел, ведь недаром говорят, что все в этой жизни возвращается бумерангом.

Но какого же человека можно назвать добрым? В первую очередь, такой человек должен быть отзывчивым, стараться помогать тем, кто нуждается в этом, однако при этом не стоит давать себя использовать. Добрый человек должен быть также вежливым, дипломатичным, уметь договариваться и высказывать свои решения,

не обижая окружающих людей. Доброму человеку, как правило, присуще чувство деликатности, он не станет лезть в душу к другому, что-то выпытывать или выспрашивать.

Однако доброта должна распространяться с умом, поэтому человеку доброму не помешает быть заодно и сообразительным.

Доброта присуща далеко не каждому человеку, однако это качество, к которому нужно стремиться, ведь к доброму человеку будут соответственно и относиться. Доброму человеку свойственна открытость, щедрость, умение дружить и хранить верность. Он умеет постоять за более слабых людей: стариков, женщин, детей, защитить животных, которые

Самое главное – все добро должно делаться бескорыстно, человеку не нужно ждать того же в ответ, а совершать добрые дела стоит от чистого сердца.

Добрым человеком необходимо стремиться стать абсолютно каждому. Для этого нужно совершенствоваться, замечать собственные недостатки и устранять их. Доброго человека всегда окружают такие же, как он, люди.

У него много друзей и приятелей, им приятно общаться друг с другом.

Добрые люди всегда ценились обществом, ведь на них во всем можно положиться, таким людям можно доверять свои самые сокровенные секреты и тайны. Доброта должна быть всегда в моде для каждого из нас. Этому мы должны научить и грядущее поколение.

Краткое сочинение 4 класс

Чем больше добрых людей будет в мире, тем лучше будет жить всем нам. Доброта – очень важное качество, которое должно быть присуще всем людям. Без нее, в сплошном мире зла, выжить будет невозможно.

Что же означает “быть добрым человеком”? Такому человеку присущи открытость, щедрость, умение входить в чужое положение. Также добрый человек должен быть вежливым и обходительным с окружающими, уметь разговаривать спокойно и дипломатично.

Стать добрым человеком – первоочередная задача для каждого представителя человеческого рода. У людей с добрым сердцем всегда много друзей и они пользуются всеобщим уважением.

Доброта является тем качеством, без которого не может прожить каждый. Каждый человек в нашем мире должен совершать добрые поступки, хотя бы даже самые маленькие, но главное, чем больше поступков, тем лучше. А еще их нужно делать хотя бы для себя, как говорят, все возвращается бумерангом.

По-моему, добрый человек - это тот человек, который всегда старается помочь нуждающимся, также он должен быть отзывчивым и ответственным, чтобы отвечать за свои поступки, он должен уметь высказывать свои решение, не раня других. Но также он не должен давать себя использовать.

Добрый человек - это деликатный человек, который не полезет в душу другому, если тот этого не хочет. Еще чтобы поступки были без последствий, добрый человек должен быть умным и сообразительным. Добрым может стать каждый человек, если он этого захочет. Но это не значит, что, если человек захотел - он им стал, к доброте нужно стремиться.

Добрым человеком является открытый, щедрый, дружелюбный, а также верный человек. Также такой человек не сможет пройти мимо слабых людей, которые нуждаются в помощи, не оказав ее. А самое главное - это то, что добрый человек не ждут благодарности в ответ, в виде денег или услуг, он должен делать все это искренне от сердца.

Все люди в нашем мире должны стремиться и пытаться стать добрее. Чтобы стать таким человек, необходимо самосовершенствоваться, узнать и устранить свои собственные недостатки. Добрый человек всегда окружен такими же людьми, друзьями и близкими, с которыми ему удобно общаться. Общество ценило, ценит и будет ценить добрых людей всегда, так как на них можно положиться и рассказать свои тайны и секреты, зная что они их никому не расскажут.

Доброта всегда актуальна, и необходимо научить этому будущее поколение. Чем больше добрых людей, тем лучше жить в мире, потому что в мире из зла, будет очень сложно выжить без доброты.

Существует много людей, которые стараются помочь всем без отказа, но в конечном итоге у них не остается сил на самих себя. Поэтому не нужно стараться всем помочь, если не можешь помочь для начала себе. Доброму человеку не положено любить себя больше других, но это и не значит, что он не должен любить себя вообще. Помочь тем, кому нужна помощь, для начала могут те люди, которые помогли когда-то себе, и сейчас они очень сильны духом и стараются помочь остальным, делясь своим опытом и силой. Так что если вы не поможете, сперва, себе, то потом вы уже не сможете помочь никому.

Сочинение Что значит добрый человек

Каждому человеку на жизненном пути доводилось встречать добрых и не очень людей. Понимание, участливость, широта души - вот что по-настоящему ценится в добром человеке. Их отважные, зачастую героические поступки, совершённые не из корысти, а по одному только зову их большого сердца, на долгие годы запоминает весь мир. Немало, однако, среди добряков и самых обыкновенных людей. Это рядовые врачи, полицейские, учителя и многие другие. Для хороших поступков не обязательно быть кем-то особенным. Тем не менее, всё чаще можно заметить, что современный мир безвозвратно теряет былую доброту и толерантность.

Одна из причин этой горькой утраты, вероятно, состоит в том, что добротой, истинным достоинством любого честного человека, подлецы научились пользоваться в корыстных целях. Как известно, хорошие поступки люди не только часто совершают безвозмездно, не слыша даже "спасибо" в ответ, но и оборачиваются для добряка неприятными последствиями. В народе даже возникла пословица: "не делай добра - не получишь зла". Увы, искренность, наивность и чистосердечие не способны растопить сердце каждого человека.

Однако это не говорит о том, что доброта всегда остаётся безответна. На свете немало людей, похожих друг на друга. Добро, бумерангом посланное в мир, обязательно вернётся к человеку. Мне кажется, бояться совершать хорошие поступки в современном мире - неправильно. Может быть, многие люди проявляют равнодушие по отношению друг к другу, но это происходит лишь из-за того, что им страшно ошибиться и первыми протянуть руку ближнему. Человек станет причинять зло другим лишь тогда, когда обидят его самого, отчего он станет несчастен. Мне кажется, правильнее всего - учиться помогать бедолагам ещё до того, как их глубокое горе будет вымещено на других.

Таким образом, мы делаем вывод, что добрые люди - редкость нашего времени, но в то же время большая гордость, ведь они помогают окружающим не прекращать верить в чудо. Не каждая жизнь проникнута теплом и светом, на чью-то долю выпадает больше страданий. Удивительно, но иногда самый обыкновенный добрый взгляд и утешительная фраза творят чудеса. Мне кажется, солнечным светом, излучаемым такими людьми, нужно стараться заразиться самим, а впоследствии согреть других. Важно учиться жить в согласии с любовью и заботой ко всему живому, какими проникнуты истинные добряки. На добрых людях держится наш хрупкий мир. Так давайте же их беречь.

Также читают:

Картинка к сочинению Добрый человек

Популярные сегодня темы

Рассказ Чехова относится к циклу произведений, которые поднимают тему маленького человека. Тем для русской прозы не новая и актуальная до сих пор. Наряду с произведениями, в которых воспевается герой и героическое начало

При написании повести Кавказский пленник Лев Толстой не понаслышке описывал происходящие тогда события. Он сам оказался в горах в то время и чуть не попал в плен. Его спасло то, что граница с казаками была рядом

Мне кажется, что любовь, одна из движущих сил в нашем мире. Она двигает скалы ближе друг к другу, соединяет сердца, роняет звезды, для того, чтобы кто-то загадал найти свою любовь, и конечно же, нашел.

Избалованный жизнью и обществом, равнодушный абсолютно ко всему Евгений Онегин, ценит исключительно свою личную свободу и чувства собственного достоинства. Таким он предстаёт перед Татьяной и Ольгой.

Цель: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле.

Задачи:

- познакомить с закономерностями их проявления в личности человека и в окружающей среде;

- воспитательные: - воспитывать доброту и милосердие, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим;

- формировать стремление совершать добрые дела;

- прививать основы нравственного поведения;

- развивающие:

- создавать условия для развития речи, развивать коммуникативные навыки; - обогащать словарный запас учащихся;

- учить сравнивать, анализировать, делать выводы;

ВложениеРазмер
konspekt_otkrytogo_uroka_orkse.docx 29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле.

- познакомить с закономерностями их проявления в личности человека и в окружающей среде;

- воспитательные: - воспитывать доброту и милосердие, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим;

- формировать стремление совершать добрые дела;

- прививать основы нравственного поведения;

- создавать условия для развития речи, развивать коммуникативные навыки; - обогащать словарный запас учащихся;

- учить сравнивать, анализировать, делать выводы;

(дети на уроке сидят по группам (4), в каждой группе определён главный)

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
Улыбнулись… и все сели.
Мы начинаем наш урок.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать,
А работать и рассуждать!

Хорошо бродить по свету

С карамелькой за щекою.

А еще одну для друга

Взять в кармашек про запас.

Потому что, потому что

Всех нужнее и дороже,

Всех доверчивей и строже

В этом мире доброта,

В этом мире доброта.

- Ребята, это песня подсказка, подумайте, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (о доброте)

- Скажите мне как вы думаете, а для чего рождается человек? (ответы уч-ся)

- Как можно это объединить, рождение и добро? (Сегодня мы поговорим о том, что человек рождается для добра)

- Как вы думаете на какие вопросы мы должны сегодня будем ответить на уроке?

(Почему побеждает добро? Человек рождён для добра?)

III. Подготовка к изучению нового материала.

IV. Изучение нового материала.

- Ребята, а теперь давайте подумаем, когда вы были совсем маленькие, как ваши мамы и папы рассказывали вам о добре и зле? (подвести детей к тому, что родители читали или рассказывали им сказки)

- Верно, именно слушая сказки дети понимают, что такое добро и зло, какие герои положительные, а какие отрицательные.

Любая сказка – это отражение жизни и воплощение человеческой мечты. А человек всегда должен стремиться к добру, истине и красоте. И это стремление человечества всегда воплощалось в сказках. Поэтому иногда сказки принято называть - учебником жизни.

Вам хорошо известно, что во многих русских народных сказках главным героем является Иванушка-дурачок. На первый взгляд, это не очень умный и простоватый персонаж. Но на самом деле в ходе сказки он оказывается более умным, ловким, смелым и смекалистым, чем другие герои.

- В чём же здесь дело? (ответы учеников)

- Да, он просто другой, непохожий на недоброжелательных, злых, коварных людей. Он не глупый, а непохожий.

- В чём же заключается его непохожесть? Он бескорыстен и добр. Душа его чиста и расположена к людям, и именно этим он отличается от своих жадных и корыстных братьев или недобрых и хитрых завистников.

- И что же получается в результате?

- Ему помогают и люди, и звери, и птицы, и даже волшебники. Почему? (потому что он помог, выручил, иногда в ущерб себе, не предал, не польстился на богатство, его поступки во всех сказках человечны и нравственны, и в ответ на свою доброту Иванушка-дурачок получает от других и помощь, и поддержку)

- Как вы думаете, а каким правилом руководствовался Иванушка в своих действиях? (золотым правилом этики).

Сейчас, предлагаю вам отгадать сказочного героя по его добрым делам:

1) Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и ношу ей кушать. (Красная Шапочка)

2) Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось потягаться с самим Людоедом. (Кот в сапогах)

3) Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)

4) Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

5) Я потратила одно своё желание на то, чтобы мальчик инвалид снова смог ходить (Женя)

V. Работа в группах

Народная мудрость о добре, также сосредоточена и в пословицах. Сейчас, вы должны будите составим пословицы и объясним их значение (пословицы напечатаны на листочках, лежат в конвертиках на партах)

  1. Доброе слово……………………………. а злое калечит.
  2. Не одежда красит человека,……………. в том и правды мало.
  3. Торопись на доброе дело,………………..а ищи доброты.

4) Доброе слово лечит,………………………и кошке приятно.

5) В ком добра нет,………………………….. а его добрые дела.

6) Не ищи красоты,………………… ……….а худое само приспеет.

(Дети составляют пословицы и их объясняют по группам)

- Ребята, скажите пожалуйста, как вы думаете, а чего на земле больше - добра или зла? (Добра!)

- Почему? (выслушать ответы уч-ся)

- А, сейчас, п ослушайте стихотворение о доброте , которое написала Л. Курочкина из Улан-Удэ (читает подготовленный ученик)

Доброта последнюю рубашку

Снимет с плеч своих и нищему отдаст.

Разведет сады, похожие на сказку,

И в несчастье друга не предаст.

Не обидит добрую старушку,

Приласкает малое дитя

И отдаст последнюю краюшку,

Не оставив корки для себя.

Доброта как солнце, теплый ветер,

На неё ты не предъявишь счет.

Доброта нам достается даром,

Ценится дороже всех щедрот.

Доброта в глазах лучистым светом

Отражает путь своей души.

В добром деле и решенье смелом

Все её поступки хороши.

Будем жить в согласии и вере,

Говорить лишь правду и не лгать!

Будем доброту повсюду сеять,

Чтобы зло потом не пожинать!

- Что хотела передать автор в этих строках? (ответы детей)

- К чему она нас призывает? (призывает делать добро)

- Какие вы молодцы, наполнили вазу добрыми делами до краёв! Я желаю вам не останавливаться, а наполнять и наполнять свою жизнь добрыми делами, я уверена, что это вам очень поможет в жизни.

- И в конце нашего урока побудем с вами волшебниками, выполним такое задание закончите предложения добрым делом:

Обязательно обосновать свой ответ (задания напечатаны на листочках, капитаны в группах вытягивают задания)

1 группе - Если я был ветром, то…

2 группе - Если бы я был звездой, то…

3 группе - Если бы я был морем, то…

4 группе - Если бы я был лесом, то…

(выслушать ответы групп)

VI. Обобщение и рефлексия.

- Скажите, мы смогли сегодня ответить на наши вопросы, которые поставили на уроке?

- Как в сказках подтверждают мысль о том, что человек рождён для добра?

- Что ты готов изменить в себе во имя добра?

- Что совершать легче добро или зло? Почему? (зло, потому что добро требует усилий, зло часто прикидывается добром, маскируется).

- Почему же люди, зная, что добро лучше, все же совершают злые поступки?

-Легко ли быть добрым человеком? Почему?

Мне хотелось бы ребята, чтобы вы поняли, что каждый может стать счастливым человеком, если будет делать добрые дела!

VIII. Домашнее задание (на выбор)

2. Закончите предложение добрым делом

- Если бы я был врачом, то…

- Если бы я был волшебником, то…

- Если бы я был изобретателем, то…

Резервный материал, работа с притчами.

Притча 1 (для 1 и 2 группы)

Один из учеников спросил Будду:

— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? — спросил тот в ответ:

— Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, — сказал ученик.

Тогда Будда заметил:

— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя — Это все равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.

Притча 2 (для 3 и 4 группы)

Читайте также: