Сочинение на тему чегери и самур

Обновлено: 07.07.2024

Образ Хаджи-Мурата – центральный в повести. Писатель, изображая портрет этого героя, обращает внимание на одни и те же детали. Во-первых, внушительный вид наиба. Все в округе знали о подвигах Хаджи-Мурата и его бесстрашии, поэтому появление горца сразу вселяло трепет и опасение.

Во-вторых, глаза мятежника, проницательные, будто заглядывающие в душу. Хаджи-Мурат смотрел на собеседника внимательно и уверенно. Но при этом в его лице было что-то детское и добродушное. Неслучайно женщинам нравилась его улыбка. Это третья постоянная деталь портрета наиба.

Хаджи-Мурат был красив собой, особенно когда восседал на белогривом коне в белоснежной черкеске и в папахе с чалмой. Его оружие было отделано золотом.

Что касается качеств, которыми обладает главный герой, то можно сказать о том, что он обладает такой внутренней силой, которая внушает уважение и его соратникам, и его противникам. Смелый и решительный в бою, Хаджи-Мурат – удачливый военачальник, умеющий вести за собой. Помимо этого, горец горд и независим. С каким достоинством он рассказывает о том, что не пошел в подчинение к Гамзату, когда покорилась вся Авария.

Хаджи-Мурата, как и любого другого уроженца гор, отличает ответственность за семью. Мятежник жаждет мести, даже убийство братьев не сломило его воли. Задета гордость рода, наиб бежит к русским за помощью, но душа его находится в постоянной тревоге за оставленную семью: мать, двух жен, старшего сына и пятерых маленьких детей.

Итак, всю ночь обдумывая сложившееся положение, Хаджи-Мурат, взяв самых ближайших своих сподвижников, во время верховой прогулки расправляется с конвоирами и совершает побег. Вот только перейти рисовое поле ему так и не удалось. В неравной битве мятежник погибает. Но с каким достоинством он это делает. Его не останавливают ранения, он бьется до конца. Получив смертельный удар, наиб падает лицом вниз, но он еще жив. Сознание сохраняется даже в тот момент, когда ему отсекают голову.

Лев Николаевич Толстой, завершая повествование, подчеркивает бессмысленность гибели этого отважного героя. Писатель считает, что вражда, которая разворачивается между русскими и горцами, напрасна, и ее нужно прекращать.

Чегери кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Измаил Бурнацев , Батрбек 'Бабле' Дзбоев

Ахмедхан Абу-Бакар

Владимир Комаров (II)

Залина Шавлохова , Альберт Фидаров , Исак Гогичев , Коста (Константин) Бирагов , Николай Саламов , Барасби Мулаев , С. Годжиева , Инесса Курумова , Надежда Мусаева , Зоя Дзбоева , Магомедамин Акмурзаев , Патимат Керимова , Нажмутдин Максудов , Аслан Магомедов

По одноименной повести Ахмедхана Абу-Бакара.
Молодой агроном Самур мечтает вывести новый скороспелый сорт кукурузы. Несмотря на трудности и комические ситуации, ему не только удается задуманное, он находит свою любовь.

последнее обновление информации: 10.06.20

кадры из фильма >>

Чегери (1980) фотографии

Чегери (1980) фотографии

Чегери (1980) фотографии

Чегери (1980) фотографии

дополнительная информация >>

обсуждение >>

Светлый, чистый, добрый фильм. Такие фильмы души от мути жизни очищали. Чувства из под "панциря" из равнодушия и скверны высвобождали. Смотришь и забываешь, что времена те человечные. читать далее>>

Прекрасный фильм , о доброте любви и дружбе . Прекрасен тем что создавали его такие добрые , талантливые , люди с большой любовью ! Нужно чаще показывать , ведь это наша история и нельзя ее осквернить. читать далее>>

Душевный фильм. Сейчас таких почти не снимают. Это и есть дружба народов. Мы все одинаковые. Есть хорошие и не очень. Смотрите добрые фильмы. Счастье не в деньгах. Спасибо сети. читать далее>>

А мне посчастливилось вчера узреть этот фильм и я влюбился в него. Очень добрый и красивый фильм. Правда показывали его после полуночи. читать далее>>

Самур. Часть первая. гл. 8.

- Скажи, мил человек, что ты знаешь про метлу кроме того, что Баба- Яга на ней летает? Чувствую, что ни черта не кумекаешь! А ты в курсе, что метла собирается исключительно из березовых веток, замачивается в соленой воде и всегда ставится черенком вниз? По глазам вижу - не ведаешь. Вот мой дед, в отличие от тебя, все это знал, потому и стал дворянином! Так, как он, никто не умел мести дворы. Это надо было видеть! Он держал помело двумя пальцами так нежно и грациозно, словно балерун за ногу ее! Балерину эту тощую.

Нанимаемый слушал его вполуха, прикидывая в уме, как механизировать столь почетный труд. Как бы прочитав его мысли, патрон нахмурился.

- И не вздумай заниматься рационализацией. Был тут один такой, понимаешь ли! Сварганил метлу на реактивной тяге. Ее потом с трудом сбили над Вашингтоном. Эта история чуть не закончилась международным скандалом. Вот после этого-то янки, дабы обезопасить свое воздушное пространство от всяких там метел и веников, и приняли поправку Джексона-Веника. Слыхал про такую? Нет? Прессу надо читать, молодой человек, прессу. Небось и читать то не умеешь. Так что ты там не мудруй! - пригрозил он пальцем. Потом зычно гаркнул:

-Дормидонтовна! Отведи эту доходягу на Пушкинскую улицу. Покажи ему участок покойного Василя, выдай инвентарь и растолкуй его обязанности.

Утром, пока все еще спят, Самур отправился шаркать метлой. Поднимая клубы пыли, он невольно поглядывал по сторонам, стыдясь своей профессии, ведь у многих укоренилось мнение, что дворниками работают только неудачники и алкоголики, которые не могут другим образом заработать деньги. На самом же деле среди представителей этой древней и чрезвычайно важной профессии немало интеллектуалов и интеллигентов, чья жизнь пошла наискось. К моменту, когда все было уже убрано и народ массово повалил на работу, метельщика издалека поманила наставница.


-Ти що накоїв, хлопець? Тебя начальник шукає. Злий, як бiс!

- Ну ты, пролетарий метлы! Немедленно сдай казенный инструмент и выметывайся отсюда. Чтобы духу твоего тут не было! Ты почему, скарлатина, скрыл, что с дипломом? А с виду тупица - тупицей! – взвизгнул он, бросив под ноги Самура его документы. - Из-за такого же поганца с высшим образованием, вроде тебя, меня чуть из партии не поперли. Сказали, что я даю пищу вражеской пропаганде. Мол, где это видано, чтобы советский инженер да с помелом? Теперь вот ты на мою голову. Геть!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

9 класс Пояснительная записка

Систематический курс литературы народов Дагестана 9 классов построен на историко- литературной основе, изучение литературы предполагает более углубленное, более обобщенное и целостное осмысление жизни и исторических судеб народов Дагестана, роли и значения творчества поэтов и писателей, искусства Дагестана, их вклада в историю страны и всего человечества. Старшеклассникам доступно решение сложных моральных вопросов, самостоятельная оценка произведений литературы, понимание литературы как источника, обеспечивающего спецефическое освоение художественных ценностей. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко – культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышения качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становятся важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. В 9 классе в курсе изучения дагестанской литературы подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами , писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература. На уроках используются презентации, созданные учителем, видеофрагменты, аудиозаписи. Дагестанская литература изучается в неразрывной связи с другими видами искусства. Кроме того, на уроках дается сопутствующий исторический комментарий. В домашних работах часто используется метод проекта. Применяются

нестандартные формы проведения уроков: диспут , защита проекта, семинар, конференция, что развивает устную речь учащихся и их коммуникативные умения и навыки. Ученики , закончившие 9 класс , должны знать: - содержание текстов программных произведений; - определения основных понятий, проводимых в учебной хрестоматии; - основные этапы стадиального развития литератур в 19 и 20 столетиях. Должны уметь: - определять конститутивные признаки творческого метода произведения; - дать характеристику литературному произведению, содержащему элементы различных творческих методов; - дать сравнительно-историческую характеристику двух произведений или двух писателей определенной литературной эпохи; - самостоятельно подготовить доклад на заданную тему; - самостоятельно написать сочинение на заданную тему; - составить конспект критической или литературоведческой статьи. Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

Рабочая программа по дагестанской литературе в 9 классе

Авторы учебника: Солтан – Мурад Акбиев, Магомед – Расул Усахов

Количество часов: 68, в неделю – 2

Календарно – тематическое планирование по дагестанской литературе в 9 классе

Читайте также: