Сочинение на тему борьба за жизнь по тексту короленко

Обновлено: 02.07.2024

ВложениеРазмер
esse_ispravl.docx 26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Если бы эта книга не основывалась на реальной истории, можно было бы подумать, что это все выдумка, что такого не может быть в современном мире, что эти больницы, клиники, консилиумы придуманы автором. Как такое может произойти в нашей медицине! Но, увы, страшная болезнь взяла верх над усилиями врачей, она оказалась сильнее жизни юной девушки. В борьбе между жизнью и смертью победила смерть.

Хочется спросить всех, кто был рядом со Светой во время ее болезни – кто виноват в этом? Почему так произошло? Почему врачи не смогли ее вылечить? Почему сам отец-профессор медицины не смог ей помочь?

Прочитав это произведение, мы вместе с автором пытаемся найти ответы на волнующие нас вопросы. Ответить на эти вопросы помогло бы решение многих проблем, которые указаны в этой работе.

Свои профессиональные обязанности врачи выполняют. Больная девочка поступила, врачи один за другим осматривают ее, делают назначения, процедуры, проводят консультации, делают операцию… Казалось бы, лечение Светы началось и должны быть какие-то результаты, улучшение самочувствия больного человека. Но этого не происходит.

Если говорить о профессиональных качествах врачей, то мне абсолбтно непонятно, как отец Светы – профессор медицинских наук не смог настоять на своем интуитивно угаданном диагнозе этой страшной болезни – лимфосаркоме?! Кажется, он умышленно скрывал трагический диагноз, зная безысходность ситуации. Мама Светы также в первые дни болезни дочери предположила лимфосаркому. Но они оба не смогли настоять на своем предположении, убедить других специалистов в этом. Развод в семейной жизни отдалил их от друг-друга и в медицине. Чувствуется разлад в их действиях по спасению жизни своей дочери. Я думаю, что это было совершенно неправильно, непростительно! Поставив верный диагноз, они смогли бы облегчить состояние своего родного ребенка. Общими усилиями, может быть, врачи смогли бы и сохранить жизнь девочки.

Света постоянно говорила, что очень любит отца, хотела, чтобы он всегда был рядом. Развод родителей, жизнь без отца, может быть, подтолкнули ее к болезни. Считают, что большинство болезней появляются или обостряются из-за стресса. Остаться в подростковом возрасте без отца, чувствовать себя и маму брошенной – все это имело важное значение для юной девочки.

Света Альперовская прожила очень мало. Жизнерадостная, совсем юная девочка умерла. Грань между жизнью и смертью она прошла через мучительную, невыносимую боль, сохранив до конца своих дней надежду на выздоровление. И эту надежду вселяет всем остальным больным, страдающим этой страшной болезнью- лимфосаркомой и другим больным, обратившимся в врачу с целью выздоровления, мужественный человек – отец Светы, нашедший в себе силы описать про тяжелую болезнь и мучительную смерть своей дочери во избежание новых ошибок в работе будущих врачей. Свое эссе я хочу закончить словами, которые часто повторяла Света в последние дни:


Задание 27 № 6295

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1) Мы ехали берегом Лены на юг, а зима догоняла нас с севера.

(2) Однако река упорно боролась с морозом: ближе к берегам она превращалась в застывшую безобразную грязно-белую массу, а в середине лёд всё ещё ворочался тяжёлыми, беспорядочными валами, скрывая от глаз застывающее русло, как одичалая толпа скрывает место казни.

(3) И вот однажды с небольшого берегового мыса мы увидели среди тихо передвигавшихся ледяных глыб какой-то чёрный предмет, ясно выделявшийся на бело-жёлтом фоне.

(4)— Ворона, — сказал один из ямщиков.

(5)— Медведь, — возражал другой ямщик.

(6)— Откуда же взяться медведю на середине реки? — спросил я у него.

(7)— С того берега. (8)В третьем годе медведица вон с того острова переправилась с тремя медвежатами. (9)Нонче тоже зверь с того берега на наш идёт. (10)Видно, зима будет лютая.

(11) Наш караван остановился у мыса, ожидая приближения заинтересовавшего всех предмета.

(12)— А ведь это, братцы, козули, — сказал наконец один из ямщиков.

(13) Действительно, это оказались две горные козы. (14)Теперь уже ясно были видны их тёмные изящные фигурки среди настоящего ледяного кошмара. (15)Одна из коз была побольше, другая поменьше. (16)Мы предположили, что это были мать и дочь. (17)Причём старшая явно руководила переправой. (18)Вокруг них безжалостные льдины бились, сталкивались, вертелись и крошились; в промежутках что-то кипело и брызгало пеной, а нежные животные, насторожившись, стояли на ледяном куске, подобрав в одно место свои тоненькие ножки. (19)Наверное, им было страшно, ведь их жизнь могла оборваться в любую секунду. (20)Но, видимо, оставаться на том берегу им было ещё страшнее, раз они, так чудовищно рискуя, затеяли эту опаснейшую переправу.

(21) Огромная льдина, плывшая впереди той, где стояли козы, стала как будто замедлять ход и начала разворачиваться, останавливая движение задних. (22)От этого вокруг животных поднялся вновь целый ад разрушения и плеска. (23)На мгновение два жалких тёмных пятнышка совсем было исчезли в этом хаосе, но затем мы их заметили на другой льдине. (24)Опять собрав свои тоненькие дрожащие ножки, козы стояли, готовые к очередному прыжку. (25)Это повторилось несколько раз, и каждый новый прыжок с рассчитанной неуклонностью приближал их к нашему берегу.

(26) Когда льдина, на которой находились козы, подошла к роковому месту столкновения с берегом, у нас мороз по коже пробежал от страха за их судьбу: в таком аду из скопившихся ледяных масс выжить было сложно.

(27) Сухой треск, хаос обломков, вдруг поднявшихся кверху и поползших на обледенелые края мыса, — и два чёрных тела легко, как брошенный камень, метнулись на берег.

(28) Мы, стоя на мысу, невольно заслоняли козам вольготный проход.

(29) Однако умное животное, решив бороться за жизнь до конца, ничуть не побоялось нас, врагов в будничной жизни, и не задумалось ни на минуту.

(30) Я заметил взгляд её круглых глаз, глядевших с каким-то странным доверием, и затем она понеслась сама и направила младшую прямо к нам.

(31) От такой смелости и решительности даже наша большая хищная собака Полкан, вместо того чтобы кинуться на добычу, сконфуженно посторонилась. (32)И старшая коза, бережно загораживая собою младшую, пробежала мимо пса, бесстрашно коснувшись боком его шерсти.

(33)— Эти бедные животные на наших глазах преодолели столько опасностей. (34)Вот оно — желание жить, — задумчиво произнес Сокольский, наш случайный попутчик, когда мы вновь отправились в путь.

(35)— А заметили ли вы, с каким самоотвержением старшая помогала младшей и как закрыла младшую от собаки? (36)Вот оно — желание спасти.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ гимназии №11 г. Пятигорска Ставропольского края Харатян Элмира Георгиевна

1.Формирование языковой компетенции учащихся с использованием ИКТ.

2. Актуализация знаний и навыков школьников по созданию сочинения.

3. Поэтапная отработка алгоритма написания сочинения.

4. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля .

Тип урока: урок обобщения

Оборудование урока : текст В. Короленко, опорный конспект, приложение №1, №2, рабочие листы для учащихся, презентация урока, раздаточный материал, ноутбук, мультимедийный проектор.

I. Организация урока

На доске написана тема урока

II . Основная часть

- Исходя из прочитанной темы, попробуйте сформулировать задачи урока.

Итак, тема урока: « Обучение написанию сочинения-рассуждения "

(подготовка к ЕГЭ)

- Какие цели и задачи стоят перед нами, исходя из темы урока?

( Слайд №2 – задачи и цели урока)

- Верно. Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля . Выполнение задания 25 при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов. Невозможно хорошо выполнить ту работу, которую ты не умеешь делать. Этот урок поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы задания 25, сочинения-рассуждения. Работа в группах создаст на уроке более комфортные условия для написания сочинения-рассуждения по тексту В. Короленко (тексты розданы всем учащимся).

2. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля.

- Назовите стили речи

– Назовите отличительные особенности публицистического стиля речи. Слайды №3-12.

1 группа: лексическое значение, цель стиля

2 группа: признаки

3 группа: языковые особенности публицистического стиля.

3. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.

А) Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю, и его написание подчинено определенному алгоритму, который четко отражает все этапы работы.

Какова композиция сочинения-рассуждения? Слайд №13

1.Формулировка одной из проблем исходного текста

2.Комментарий по выбранной проблеме

3.Формулировка позиции автора

5-6.Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один – из литературных источников)

– Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании. Обратимся к тексту.

Б) Чтение учащимися исходного текста:

В) Анализ текста.

- Определение стиля и типа речи.

– К какому стилю речи относится данный текст?

– Какой тип речи преобладает?

(Текст относится к художественному стилю, так как целью его является эмоциональное воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей, сочетает в себе книжную и разговорную лексику; преобладающий тип речи – рассуждение с элементами повествования и описания.)

- Всё ли было понятно в содержании? Что вам известно о В.Г.Короленко?

Проверка выполнения домашнего индивидуального задания

Приложение №1

(1) Мы ехали берегом Лены на юг, а зима догоняла нас с севера.

(2) Однако река упорно боролась с морозом: ближе к берегам она превращалась в застывшую безобразную грязно-белую массу, а в середине лёд всё ещё ворочался тяжёлыми, беспорядочными валами, скрывая от глаз застывающее русло, как одичалая толпа скрывает место казни.

(3) И вот однажды с небольшого берегового мыса мы увидели среди тихо передвигавшихся ледяных глыб какой-то чёрный предмет, ясно выделявшийся на бело-жёлтом фоне.

(4)— Ворона, — сказал один из ямщиков.

(5)— Медведь, — возражал другой ямщик.

(6)— Откуда же взяться медведю на середине реки? — спросил я у него.

(7)— С того берега. (8)В третьем годе медведица вон с того острова переправилась с тремя медвежатами. (9)Нонче тоже зверь с того берега на наш идёт. (Ю)Видно, зима будет лютая.

(11) Наш караван остановился у мыса, ожидая приближения заинтересовавшего всех предмета.

(12)— А ведь это, братцы, козули, — сказал наконец один из ямщиков.

(13) Действительно, это оказались две горные козы. (14)Теперь уже ясно были видны их тёмные изящные фигурки среди настоящего ледяного кошмара. (15)Одна из коз была побольше, другая поменьше. (16)Мы предположили, что это были мать и дочь. (17)Причём старшая явно руководила переправой. (18)Вокруг них безжалостные льдины бились, сталкивались, вертелись и крошились; в промежутках что-то кипело и брызгало пеной, а нежные животные, насторожившись, стояли на ледяном куске, подобрав в одно место свои тоненькие ножки. (19)Наверное, им было страшно, ведь их жизнь могла оборваться в любую секунду. (20)Но, видимо, оставаться на том берегу им было ещё страшнее, раз они, так чудовищно рискуя, затеяли эту опаснейшую переправу.

(21) Огромная льдина, плывшая впереди той, где стояли козы, стала как будто замедлять ход и начала разворачиваться, останавливая движение задних. (22)От этого вокруг животных поднялся вновь целый ад разрушения и плеска. (23)На мгновение два жалких тёмных пятнышка совсем было исчезли в этом хаосе, но затем мы их заметили на другой льдине. (24)Опять собрав свои тоненькие дрожащие ножки, козы стояли, готовые к очередному прыжку. (25)Это повторилось несколько раз, и каждый новый прыжок с рассчитанной неуклонностью приближал их к нашему берегу.

(26) Когда льдина, на которой находились козы, подошла к роковому месту столкновения с берегом, у нас мороз по коже пробежал от страха за их судьбу: в таком аду из скопившихся ледяных масс выжить было сложно.

(27) Сухой треск, хаос обломков, вдруг поднявшихся кверху и поползших на обледенелые края мыса, — и два чёрных тела легко, как брошенный камень, метнулись на берег.

(28) Мы, стоя на мысу, невольно заслоняли козам вольготный проход.

(29) Однако умное животное, решив бороться за жизнь до конца, ничуть не побоялось нас, врагов в будничной жизни, и не задумалось ни на минуту.

(30) Я заметил взгляд её круглых глаз, глядевших с каким-то странным доверием, и затем она понеслась сама и направила младшую прямо к нам.

(31) От такой смелости и решительности даже наша большая хищная собака Полкан, вместо того чтобы кинуться на добычу, сконфуженно посторонилась. (32)И старшая коза, бережно загораживая собою младшую, пробежала мимо пса, бесстрашно коснувшись боком его шерсти.

(33)— Эти бедные животные на наших глазах преодолели столько опасностей. (34)Вот оно — желание жить, — задумчиво произнес Сокольский, наш случайный попутчик, когда мы вновь отправились в путь.

(35)— А заметили ли вы, с каким самоотвержением старшая помогала младшей и как закрыла младшую от собаки? (З6)Вот оно — желание спасти.

(37)Всякий ли человек сделает это при таких обстоятельствах?

(38)— Всякая мать, я думаю. — сказал я, улыбнувшись.

(по В. Г. Короленко*)

* Владимир Галактионович Короленко (1853—1921) - русский писатель, журналист, публицист.

Такое домашнее задание было дано не случайно, потому что оно помогает точнее понять содержание текста, по которому будем писать сочинение.

- Прежде чем вы определите тему текста , проанализируйте содержание каждого абзаца, выделите в нём ключевые слова и наиболее важные мысли автора.

- Какова тема текста?

(Проблема самоотверженности и материнской любви)

- Какова основная мысль?

(Всякая мать готова на самопожертвование ради спасения своего ребенка)

1 этап Нахождение проблемы текста.

– Сформулируйте проблему. Запишите её в форме вопросительного предложения или словосочетания.

(Что такое самопожертвование? Самопожертвование… Что это такое?)

Словарная работа: самопожертвование, самоотвержение .

Какое толкование этим словам дают толковые словари? Слайд №18

Заостряю внимание учащихся на том, что, выбрав проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме. Слайд №19

Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, " скелет" будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не будет оцениваться экспертами. За правильно сформулированную проблему даётся 1 балл.

- Вспомните, каким может быть зачин в сочинении (см. опорный конспект)?

2 этап. Комментарий к проблеме (текстуальный) – 3 балла. Слайд №20-22

- Обратить внимание на события, происходящие в этом тексте

- Меняющееся состояние рассказчика

- Мысли, возникающие у рассказчика : каждый ли человек способен на самоотверженную помощь, когда это связано с риском для его жизни? – Всякая мать…

3 этап Нахождение позиции автора – 1 балл. Слайд №23

( Работают все группы.)

4 этап Собственное мнение. Слайд №24

5 этап Аргументация – 3 балла. Слайд №25,26

- Вспомните, как вводится аргументация?

Не забудьте! МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТЕМ УЧАЩИМСЯ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ НЕ МЕНЕЕ 2 АРГУМЕНТОВ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ ВЗЯТ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ИЛИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Обращаю особое внимание на то, из чего должен состоять аргумент (см. опорный конспект).

Работа по подбору аргументов может проводиться и в группах (для более слабых учеников – консультант), и индивидуально.

Заключительный этап. Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения:

Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарий, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме

Следите за абзацным членением текста

Избегайте громоздких предложений

Не уверен – не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь

Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях

Посмотрите, соответствуют ли аргументы указанной проблеме

Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перифразы. Пример: автор статьи, фамилия автора (например, В.Г. Короленко, русский писатель, журналист, публицист)

III. Подведение итогов урока .

( Сочинение пишется в классе на следующем уроке в этот же день)

– Что на уроке оказалось для вас наиболее трудным?

– Чему следует больше уделить внимания на последующих уроках?

Сочинение ученицы

( Орфография и пунктуация автора сочинения)

В тексте русского писателя В.Г. Короленко, данном нам для анализа, ставится очень важная, на мой взгляд, нравственная проблема – проблема самопожертвования и самоотверженности. Что же такое самопожертвование и самоотверженность? Я думаю, это готовность человека или животного пожертвовать собой ради близкого им существа.

Владимир Галактионович раскрывает проблему на примере случая из жизни, повествуя нам о том, как однажды рассказчик и его попутчики стали свидетелями опасной переправы двух горных коз через еще не до конца замерзшую реку. Это было опасное путешествие, но, очевидно, оставаться на другом берегу было опаснее. Коза-мать руководила переправой, перепрыгивая с льдины на льдину. Рискуя своей жизнью, она помогала своей неопытной дочери. Выбравшись на берег, козы оказались перед другой опасностью – людьми и их собакой. Эти бедные животные продолжают бороться за свою жизнь. Мать, прикрывая свою дочь и рискуя своей жизнью, направляет ее. Это ли не самоотверженность?

В.Г. Короленко считает, что самопожертвование и самоотверженность– это готовность любой ценой, даже ценой своей жизни, прийти на помощь близкому существу. Каждая мать готова рисковать собственной жизнью ради своего ребенка. В опасной ситуации мать берет на себя важные решения и первая идет на риск. Автор убеждает нас в том, что козой двигало не только чувство самосохранения, но и не знающая границ материнская любовь.

Я полностью согласна с мнением автора. По-моему, самопожертвование и самоотверженность являются одними из важнейших качеств живого существа. Любая мать готова пожертвовать собой, чтобы защитить своего ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что самоотверженность и самопожертвование – это настоящий подвиг, на который способна только мать, готовая пойти на риск ради спасения своего чада.

Для чего и во имя чего живет человек? Каково его назначение на земле? Такие вопросы хотя бы раз в жизни интересовали каждого человека.

В своем очерке “Парадокс” В. Г. Короленко также размышляет над этой проблемой.

Вспомним, как начинается рассказ. Автор описывает картину беззаботного веселого детства. Главному герою рассказа было всего десять лет, а его брату и того меньше – “около восьми”.

Дети были абсолютно беспечны, каждый день приносил им огромную радость. Они сами выдумывали себе развлечения. Во многом столь разнообразные

игры были порождением их фантазии. Именно так бывает в детстве, когда воображение ребенка рисует перед ним разные картины, одна другой краше.

Очень интересным в рассказе является упоминание о том, как главный герой и его брат ловили рыбу в огромной бадье. “Разумеется, рассуждая трезво, мы не могли бы не прийти к заключению, что событие это выходит за пределы возможного. Но мы вовсе не рассуждали трезво в те минуты, а просто сидели на заборе, над бадьей, под колыхавшимся и шептавшим зеленым шатром, в соседстве с чудесной каретой среди зеленоватых теней, в атмосфере полусна и полусказки…” –

повествует автор от лица героя. Рассказ о “рыбалке” свидетельствует о том, что дети практически не ощущали границы между реальным и вымышленным.

Им казалось, что в бадье можно поймать чудесную рыбку. Таким образом, читатель получает возможность убедиться, насколько отличается взгляд ребенка от мировоззрения взрослого.

Мировоззрение ребенка – это удивительный мир, в котором пока нет места несчастьям и горестям. Именно поэтому мальчикам было так тяжело смотреть на несчастного калеку, лишенного от рождения обеих рук. Безрукий шляхтич Ян Залуский произвел на мальчишек тягостное впечатление. Они были поражены и испуганы зрелищем несчастного, прикованного к коляске.

Обиженный Богом человек рассуждает о счастье, в то время как нормальные, ничем не обделенные люди стараются исключить из своего сознания даже саму мысль о том, что оно, то есть счастье, возможно.

Встреча с “феноменом” оказалась тяжелым испытанием для детей, которые пока еще не знали всех тягот жизни. Теперь уже во сне им начали сниться глаза “феномена”, “то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью…” Сам автор называет эту встречу “первым противоречием жизни, острой занозой, вонзившейся в детские сердца и умы…”

Весь рассказ Короленко пронизан мыслью о назначении человека и о смысле его жизни. Жизнь безрукого калеки кажется жалкой, и само его существование может показаться бессмысленным. Но так ли это на самом деле?

Да, действительно, феномену намного труднее заработать себе на жизнь, чем нормальным людям.

Но если вспомнить, с какой щедростью он подает милостыню старику-нищему с ребенком, то станет ясно, насколько он может быть великодушен.

Жизнь калеки не имеет ничего общего с жизнью нормальных людей, его окружающих. Но тем не менее он находит в себе силы не только жить, но и кормить своих племянников.

“Феномен” не случайно пишет детям свой афоризм о счастье. Он всерьез считает, что “человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него”. Понятие “счастье” в устах “феномена” звучит очень странно. Для него самого счастье недостижимо, но он верит, что другие смогут его достичь.

Противоречие жизни заключается именно в том, что человек, который может по-настоящему оценить счастье и быть судьбе благодарным за него, не в состоянии обрести это счастье. В чем может заключаться счастье, если внимательно посмотреть на героев рассказа? Счастье может быть и в иллюзорном мире детских игр, в котором пребывают дети в самом начале произведения.

Счастье – это удивительная гармония человека с окружающим миром и с самим собой.

Смысл жизни человеческой в том, чтобы любой ценой преодолевать любые препятствия, даже те, которые были предназначены судьбой с самого рождения. Жизнь Яна Залуского наверняка никогда не была счастливой. Откуда же в нем это стремление к счастью, уверенность, что человек его достоин?

Эта уверенность произрастает из его сильной души, которая помогает справляться с нравственными трудностями.

Читайте также: