Историческое сочинение егэ примеры на максимальный балл

Обновлено: 05.07.2024

Важным элементом ЕГЭ по истории являлось написание сочинения – это было заключительное задание №25, обязательная часть экзамена. Его объем – примерно 3 тысяч знаков с пробелами. Это чуть меньше двух страниц формата А4.

Сочинение по истории ЕГЭ традиционно являлось самым сложным заданием на экзамене. Именно поэтому оно и оценивалось максимальным количеством баллов: 12 из 56 первичных баллов или 35 из 100 тестовых баллов. Поэтому учащемуся стоило обратить особое внимание на правила написания сочинения и на критерии его оценивания.

Однако в 2021-2022 году сочинение по истории отменили. Это связано с тем, что для подготовки к этому заданию многие ученики заучивали шаблонные тексты. Из-за этого проверка знаний и навыков оказалась неэффективна.

Рассказываем, какие темы сочинений были в предыдущих годах, какие требования предъявлялись к работам и как оценивалось сложное задание.

Подготовка к сочинению по истории ЕГЭ предполагает не только хорошее знание фактического материала. Следует также четко представлять себе общую форму и структуру работы. Для этого можно ознакомиться с примерами сочинений по истории, которые выложены в интернете. Зрительное восприятие текста оказывается более эффективным, чем простое его описание.

Полезно также создание домашних заготовок плана по основным историческим периодам и ведущим историческим личностям. С большой долей вероятности, на экзамене будут темы по истории XIX-XX веков. Хороший способ подготовиться – писать как можно больше сочинений и потом проверять их вместе с учителем.


Формат: онлайн/видеозаписи

Занятия: 52


Формат: онлайн

Занятия : индивидуально


Формат: онлайн/видеозаписи

Занятия : 53

Даже примерные темы и примерные периоды в сочинении по истории ЕГЭ заранее не узнать. Это большой минус по сравнению с экзаменами прошлых лет. По-видимому, это сделано специально, чтобы усложнить проведение экзамена и, возможно, сократить количество стобалльников. Например, в 2018 году их было 206, а в 2019 уже 298. В этой ситуации от выпускников потребуется хорошее знание фактического материала по всем историческим периодам – нужно досконально знать школьную программу по истории.

При описании одного из исторических процессов необходимо придерживаться определенных этапов:

  • указать как минимум два значительных исторических события;
  • назвать две исторические личности, которые были тесно связаны с этими событиями, и дать характеристику их роли в этих событиях;
  • выявить и описать основные причины возникновения указанных событий;
  • отметить значение (последствия) данного исторического процесса для всей истории России.

При написании сочинения об одном из исторических деятелей следует соблюсти следующие требования:

  • указать не менее двух значительных событий, в которых участвовало историческое лицо;
  • отметить еще одну историческую личность, которая принимала участие в этих же событиях;
  • следует выявить как минимум две причинно-следственные связи, которые характеризуют причины происхождения данных событий и имели место при жизни отмеченных исторических личностей;
  • необходимо дать оценку на основании исторических фактов и мнений историков, влияния отмеченных событий, в которых принимало участие историческая личность, на события, которые произошли после его смерти.

В официальных документах не указываются требования к плану и структуре ЕГЭ по истории. Там отмечается, что сочинение должно быть выполнено в форме связного текста. Можно предложить следующий план и структуру сочинения, наиболее часто рекомендуемые специалистами.

Во введении необходимо дать исходную характеристику выбранного исторического процесса либо исторического деятеля.

В основной части описывается исторический процесс или деятельность исторического лица и причины произошедших событий.

В заключении дается оценка исторического события либо исторического деятеля на основе исторических фактов и мнений историков.

В интернете есть примеры сочинений по истории прошлых лет, которые можно использовать при подготовке к экзамену. Но не стоит использовать их, так как ежегодно меняется сама тематика, требования и структура работ.

Оценивают сочинение по истории ЕГЭ по 7 критериям (К):

За два указанных исторических события дают два балла, но за каждую ошибку снимается по одному баллу.

Если выпускник, как требуется, рассказал о двух исторических личностях и их роли в указанных событиях, он получает максимум два балла; один балл также снимается за одну ошибку.

Можно указать только одну причину исторического события, но самую важную. За это можно получить два 2 балла, из которых вычитается по одному баллу за каждую ошибку.

Общая формулировка оценки влияния определенного периода на дальнейшую историю России не засчитывается, необходимо указать на конкретные факты. За соблюдение этого критерия выпускник получает один балл.

В сочинении должен быть использован хотя бы один исторический термин – за него дают один балл.

Если в сочинении нет фактических ошибок, можно заработать еще три балла. Но если есть, за каждую вычитается по одному баллу.

В сочинении должно присутствовать связное и последовательное изложение материала; оценка за соблюдение этого требования – один балл.

Следует помнить, что для получения баллов по критериям 5-7 необходимо набрать минимум 5 баллов из 7 по первым четырем критериям. В противном случае эти баллы не начисляются.

Вместе с экспертами, мы выяснили, каким будет ЕГЭ по истории. При подготовке к экзамену опытные преподаватели советуют ученикам обратить особое на написание исторического сочинения

Для начала представлюсь. Меня зовут Аля Виноградова . Я уже 7 лет готовлю ребят к ЕГЭ по истории , окончила истфак МГУ с двумя красными дипломами (бакалавриат и магистратура), выпустила 40 стобалльников и больше 500 ребят с 90+ баллами .

В этом статье хочу рассказать тебе о лайфхаках и нюансах ЕГЭ по истории, о которых обычно не говорят. Ты узнаешь, как получить максимум баллов за сочинение даже у самого строгого и придирчивого эксперта.

ОБНОВЛЕНИЕ! Эта статья опубликована до демоверсии 2021 года. Как писать НОВОЕ сочинение в НОВОЙ статье (нажмите, чтобы перейти)

Давай пройдемся по всем критериям оценивания сочинения. Кстати, все критерии у тебя будут в самом КИМе, заучивать их не нужно . На экзамене обязательно ориентируйся на них:

Неважно, какой схемы написания сочинений ты придерживаешься. Важно закрыть все критерии!

Делюсь схемой, по которой писали все мои стобалльники:

Я советую писать всего по 3!
3 события, 3 причины, 3 роли, 3 влияния на дальнейшую историю, 3 термина.

Да, критерии требуют только 2. Но таким образом мы перестраховываемся. Например, если напишешь 2 и допустишь ошибку в роли личности, будет снято 2 балла. За К2 и за К6 (фактическая ошибка).

А если напишешь 3, то будет снят только 1 балл (К6), а не 2. Да, это тоже неприятно, но баллы сохранятся. И на апелляции будет проще поднять себе балл.

Вообще на ЕГЭ по истории у нас есть 2 цели:

1) закрыть критерии

2) понравиться эксперту

Эксперты за день могут проверять 100 работ. Они неосознанно будут сравнивать твою работу с работами других ребят . Поэтому важно, чтобы твоя работа смотрелась выигрышно на фоне других.

По опыту сотрудничества с экспертами ЕГЭ, могу сказать, что в некоторые годы приходит разнарядка сверху, чтобы баллы занижались и всё оценивалось максимально строго . Поэтому нам нужно быть готовыми на 110%!

Давай пройдемся по всем критериям, я расскажу про подводные камни в каждом их них:

К1 – самый легкий

Но по нему тоже могут снять балл:

1) Если ты упомянешь не все важные события

Необязательно писать вообще все события из периода, нужно написать ключевые . То есть даже если ты не будешь в этих событиях раскрывать роли личностей, нужно их просто указать.

2) Перепутаешь события, явления и процессы

Процесс - длительное явление

Я бы не советовала прописывать это вообще. Пиши лучше обезличенно : "В этот период произошел экономический кризис, Великая Отечественная война и т.д." Не нужно писать, что это было: явление или процесс.

К2 - самый сложный

Нужно написать к онкретное значимое волевое действие!

Никаких "был" и "являлся". Можно написать "придумал", "разработал", "подписал" (все правильные и неправильные роли мы разберем на Предбаннике , ты получишь подборки идеальных ролей по каждому периоду).

Какие ещё сложные моменты:

  • Один глагол при раскрытии роли – часто мало. Напиши лучше два.
  • Недостаточно написать, что Александр 2 подписал Манифест об отмене крепостного права. Нужно доказать, чтобы это значимое событие, как оно повлияло на дальнейшую историю.
  • Можно брать зарубежных личностей (Наполеон, Черчилль и т.д.) , только важно прописать значимость их действий.
  • Инициалы деятелей писать необязательно. НО! Если есть однофамилец , то нужно указать инициалы. Это касается: Орловых, Милютиных и др.

Итого: пишем 2 хороших (!) глагола + значимость

К3 – очень опасный

  1. Хоть формально просят указать только причину, напиши следствие . Многие эксперты ищут именно следствие и снижают за это баллы.
  2. Ещё для закрытия этого критерия важно написать слово ПРИЧИНА , чтобы эксперт точно заметил , что ты её написал ;)
  3. В причине пиши несколько элементов! Чтобы она была максимально раскрыта.
  4. Ещё один момент: мы не пишем РОЛЬ и ПРИЧИНУ в одном предложении. Не нужно их мешать! Например: "Петр 1 пошел в Великое посольство, потому что. " – это не будет засчитано по К3.

К4 – легко совершить ошибку

Частая ошибка здесь – не выйти за верхнюю границу периода.

"Александр 2 освободил крестьян" – это не влияние, оно не выходит за верхнюю границу. "Александр 2 освободил крестьян, что впоследствие при Николае 2 дало им возможность строить капиталистическое хозяйство" – это засчитано.

К5 – очень простой

Объяснять термины не нужно. Просто упомяни.

Но почему по нему снижают баллы?

Формально можно указать 1 термин и всё. Но иногда по К5 снимают баллы, если не укажешь все важные термины . При Хрущеве нужно упомянуть оттепель, даже если ты не раскрывать роль личности в ней. При Александре 3 – контрреформы. И дальше по аналогии.

К6 – коварный

Пожалуйста, не пиши ничего, в чем ты не уверен. Не пиши много. В формулировках легко ошибиться.

За неточности тоже снимают баллы, поэтому объясняй свои мысли максимально подробно.

К7 - проще некуда, но

Смысл критерия: ничего не нумеруем в сочинении . Вообще ничего!

НО! Мы живем в неидеальном мире. И бывают случаи, когда эксперты снимают по этому критерию просто если им что-то не понравилось в сочинении. Что-то не расписали, где-то написали расплывчато. И К7 уже по нулям. Да, это не законно. Но такое может быть.

Пример хорошего сочинения, которое закрывает все критерии:

Пример хороший, но дальше будет ещё лучше :)

Как понравиться эксперту?

  • Пиши сочинение хронологически . Да, такого требования нет. Но сочинение, которое последовательно раскрывает период, выглядит намного логичнее и выигрышнее.
  • Пиши понятным почерком. Это не будет бесить эксперта, он быстро проверит и уйдет домой :)
  • Выпиши все факты, которые знаешь
  • Раскрывай рассуждения полно. Объясняй свои мысли.
  • Пиши четкими, ясными, красивыми предложениями

Давай сравним сочинения, держи ещё одно:

Прошлое сочинения было хорошим, но это точно понравится эксперту :)

Что делать, если дали период, к которому ты не готовился

1. Использовать такие формулировки, которые засчитают в любом случае

"Царь распорядился, что. Это способствовало. "

2. Прошерстить КИМ, там могут быть подсказки

Как с помощью формулировок увеличить свой бал? Пиши ясно, четко и понятно

Что нужно сделать в последнюю неделю до ЕГЭ, чтобы получить максимум за сочинение?

Сесть и прописать полностью один блок периодов . Если хочешь 80+ баллов, то и второй запасной.

Сочинений на максимальный балл в открытом доступе нет! Сочинение на РешуЕГЭ и прочих сайтах – это сочинения на 2-3 балла.

Поэтому нужно писать самому и найти наставника , чтобы он проверил правильность всех формулировок.

Вместе с экспертами ЕГЭ я подготовила для тебя:

  • Полные сочинения на максимальный балл, которые не дадут эксперту придраться
  • Краткие сочинения, которые закрывают критерии на 100%
  • Сочинения в схемах

Ты сможешь их получить бесплатно, записавшись на Предбанник . Напиши мне в ЛС кодовое слово ПРЕДБАННИК ДЗЕН, расскажу подробнее) Кстати, на моей странице есть примеры подборок по ролям личностей и причинно-следственным связям, пользуйся!

Готовься, когда все уже выдохлись.

25 задание ЕГЭ по истории

25 задание ЕГЭ по истории: изменения

Главное изменение, которое коснулось 25-го задания — тема, о которой придется писать в сочинении. Раньше ученикам предлагали на выбор три периода из истории России. Дальше нужно было проанализировать события, процессы и личности выбранного отрезка времени. С этого учебного года в КИМах будут попадаться на выбор по три варианта либо исторических личностей, либо процессов.

Зачем это сделали? Историки ФИПИ уверяют: чтобы снизить количество заученных сочинений, которых за пять лет накопилось очень много. В это легко поверить! Например, в ХХ веке возможных периодов для задания меньше десятка — легко было выучить шаблоны. А теперь задания будут более непредсказуемыми и вариативными.

25 задание ЕГЭ по истории пример исторические периоды

25 задание ЕГЭ по истории пример исторические личности

Критерии оценивания

Максимально за шесть критериев сочинения (да, их стало на один меньше) можно получить 11 баллов. Сами критерии практически не изменились с прошлого года. Готовый текст по своей структуре должен походить на классическое сочинение по периодам. Мы пройдемся по каждому критерию и обсудим, как получить за них максимальные баллы.

Хотите научиться писать 25 задание ЕГЭ по истории на максимальный балл? Чем раньше приступите к подготовке, тем больше будет времени, чтобы найти все слабые места и проработать их. На курсах MAXIMUM мы научили писать сочинения тысячи учеников и знаем, как сделать это, даже если раньше вы не писали ни одного сочинения. Приходите к нам на консультацию — вы сможете пройти диагностику по выбранным предметам ЕГЭ, поставить цели и составить стратегию подготовки, чтобы получить на экзамене высокие баллы. Все это абсолютно бесплатно!

Критерий 1 — события

Самый простой способ получить два балла. Для этого достаточно оставить в тексте не менее двух событий, связанных с выбранным историческим процессом или личностью.

Критерий 2 — исторические личности

Например, вам достался Александр Меньшиков. Можно рассказать, какую роль он играл в Северной войне. А затем вспомнить, что с этой войной был связан еще и Петр I. Он издал указ о рекрутской повинности и тем самым создал регулярную армию, одержавшую победу в Северной войне.

К2 позволяет описывать почти кого угодно: правителей, государственных и религиозных деятелей, полководцев, деятелей культуры. Можно упоминать и личности зарубежной истории, внесших вклад в историю России (например, Наполеон).

Указывайте конкретное действие

Например, если вы напишете, что Олег руководил государством или что Александр Невский командовал войском на Чудском озере, баллы не дадут. Это не конкретные действия, а размытые процессы, состоящие из множества других действий.

Вот за что дадут баллы. Олег распорядился убить Аскольда и Дира, Александр Невский расположил свое войско на льду Чудского озера.

Описывайте значение личности

Второй не менее важный нюанс — нужно описывать значение, которое действие личности имело для государства. Недостаточно просто написать, что такой-то император издал такой-то указ — так балла вы не получите.

Например, Любечский съезд, созванный Владимиром Мономахом, снизил количество княжеских междоусобиц и стабилизировал политическую ситуацию. Здесь есть личность, ее роль в событии и значение этих событий.

Критерий 3 — причинно-следственные связи

Чтобы получить два балла, в сочинении нужно указать не менее двух связей между разными историческими фактами. Этот критерий проверяет, умеете ли вы видеть внутреннюю логику исторических процессов, а не просто даты и имена.

Критерий 4 — оценка влияния событий на дальнейшую историю России

Внимание! Это должно быть новое историческое событие или явление, которое вы еще не раскрывали в тексте. За повтор балл теряется.

Критерий 5 — Наличие фактических ошибок

Критерий 6 — Форма изложения

Чтобы получить этот балл, нужно, чтоб сочинение имело вид не таблицы или конспекта, а слаженного, последовательного текста. Никаких подводных камней.

Хорошая новость! На днях на сайте ФИПИ окончательно утвердили изменения экзамена по истории. От одного из усложнений все-таки решили отказаться. Речь о получении баллов за К5 и К6: осенью было объявлено, что по ним можно засчитать баллы, только если за К1-К4 было набрано не менее шести баллов. Теперь все вернули, как было — нужно получить минимум пять баллов.

Удачи с подготовкой! Обязательно почитайте наш гайд о том, как подготовиться к ЕГЭ по истории 2021. Там самая актуальная информация обо всех заданиях, разбор структуры экзамена и полезные советы, которые помогут вам не потерять баллы.

Историческое сочинение 882 – 912 года

Историческое сочинение 912–945 года

Рассматриваемый нами период связан с деятельностью киевского князя Игоря по прозвищу Старый. Главной целью внутренней политики князя Игоря было сохранение единства Русского государства. Попытки отделиться Игорь жестко пресекал: так, в 914 году он подавил восстание древлян и в наказание обложил их большей данью. Веру племена сохраняли свою, поклоняясь языческим богам, однако новообращенные русск .

Историческое сочинение 945–964 года

Рассматриваемый нами период связан с деятельностью великой княгини Ольги, жены князя Игоря Старого. После смерти Игоря возникла опасность распада Киевской Руси. С целью предотвращения распада Ольга предпринимала как силовые, так и реформаторские действия. Восстание древлян, убивших ее мужа князя Игоря во время полюдья, Ольга жестоко подавила. Для предотвращения подобных восстаний в будущем Ольг .

Историческое сочинение 964–972 года

964–972 гг. Рассматриваемый нами период связан с деятельностью великого князя Святослава Игоревича. Внутренняя политика Святослава имела целью сохранение единства Руси. Для этого Святослав ввел новшество в системе управления: отправил своих сыновей в качестве наместников в наиболее важные районы государства. Старший сын Ярополк остался в Киеве, Олег княжил в земле древлян, Владимир — в Новгороде. .

Историческое сочинение 972–980 года

Рассматриваемый нами период связан с деятельностью великого князя Ярополка Святославича. Как и отец, Ярополк Святославич стремился сохранить единство Киевской Руси. С этой целью Ярополк отправил во все города — племенные центры своих наместников. В 977 году началась междоусобная война Ярополка и его младшего брата Олега, княжившего в земле древлян, в ходе которой Олег погиб. Владимир Святослави .

Историческое сочинение 980–1015 года

Рассматриваемый нами период связан с деятельностью великого князя Владимира Святославича. Целью внутренней политики Владимира было сохранение единства Руси. С этой целью Владимир предпринимал военные походы против племен, пытавшихся отделиться, направлял в важнейшие города своих сыновей в качестве наместников. Владимир первым из русских правителей начал чеканить собственные монеты. В 988 году дл .

Историческое сочинение 1019–1054 года

Рассматриваемый нами период связан с деятельностью великого князя Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый стал великим князем в результате междоусобной войны со своим братом Святополком. Как и его предшественники, Ярослав стремился сохранить единство Руси. Потерпев в 1024 году поражение в междоусобице с братом Мстиславом Тмутараканским, Ярослав разделил с ним управление государством и тем самым уберег .

Историческое сочинение 1054–1078 года

Историческое сочинение 1073–1076 года

Историческое сочинение 1078–1093 года

Рассматриваемый нами период связан с деятельностью великого князя Киевского Всеволода Ярославича. Для сохранения единства Руси Всеволод стремился подчинить удельных и племенных князей власти великого князя. С этой целью он совершил в 1080–1081 годах два похода против Всеслава Полоцкого, разорившего Смоленск, а в 1081–1082 годах — два похода против племени вятичей, попытавшихся отделиться от Киев .

Историческое сочинение 1093–1113 года

Рассматриваемый нами период связан с деятельностью великого князя Киевского Святополка Изяславича. Главными целями Святополка были сохранение единства Руси и защита от нападений половцев. Для предотвращения усобиц в 1097 году был проведен съезд князей в городе Любече. Князья договорились о том, что они сохранят за собой свои владения и будут совместно действовать против того князя, который нар .

Историческое сочинение 1113–1125 года

Историческое сочинение 1125–1132 года

Рассматриваемый нами период связан с деятельностью великого князя Мстислава Владимировича. Главной задачей внутренней политики Мстислава было объединение удельных княжеств под властью великого князя. Для достижения этой цели Мстислав действовал различными способами: совершал военные походы, заключал династические браки. Так, его дочь Рогнеда вышла замуж за Ярослава Святополчича, князя волынского, .

Историческое сочинение 1157–1174 года

Рассматриваемый нами период связан с деятельностью владимирского князя Андрея Боголюбского. Во внутренней политике целью Андрея Боголюбского было установление своего единовластия. Он изгнал из Ростовской земли своих братьев, а также знатных бояр. В этом Андрей опирался на дружину и на владимирских горожан. Князь Андрей приглашал во Владимир для строительства храмов западноевропейских зодчих, жер .

Историческое сочинение 1176–1212 года

Рассматриваемый нами период связан с деятельностью владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Всеволод пришел к власти во Владимирском княжестве в 1176 году в результате междоусобицы. Стремясь к неограниченной власти во Владимирском княжестве, Всеволод сумел добиться ее благодаря опоре на новые города, где влияние боярства было слабым, и на зарождающееся дворянство. Ко времени правления Всев .

Историческое сочинение 1218–1238 года

Рассматриваемый нами период связан с деятельностью великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. Во внутренней политике великий князь владимирский Юрий Всеволодович стремился всячески развивать свое государство: укреплял великокняжескую власть, борясь с боярством, строил храмы. Главными задачами Юрия во внешней политике были расширение территории и влияния Владимирского княжества в других ру .

Историческое сочинение 1238–1246 года

Рассматриваемый нами период связан с деятельностью великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича. Ярослав Всеволодович к моменту вторжения монголо-татар в русские земли был великим князем Киевским (с 1236 года). В 1238 году после разгрома Северо-Восточной Руси монголо-татарами и гибели великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича в битве на реке Сить, Ярослав Всеволодович как следующий .

Историческое сочинение 1252–1263 года

Рассматриваемый нами период связан с деятельностью великого князя владимирского Александра Невского. Александр Ярославич стал великим князем Владимирским в 1252 году, вскоре после того, как брат Андрей Ярославич, великий князь владимирский, выступил против Орды, но был разбит и бежал в Швецию. Главными целями внешней политики Александра Невского были защита русских земель от нападений ливонцев, .

Историческое сочинение 1263–1303 года

Рассматриваемый нами период связан с деятельностью московского князя Даниила Александровича, сына А. Невского, родоначальника московской линии династии Рюриковичей. Внутренняя политика Даниила Московского была направлена на развитие земледелия, ремесел, торговли. Даниил активно строил церкви и монастыри. Даниил Московский жил в Москве постоянно и не стремился к великокняжескому престолу, тем боле .

Историческое сочинение 1303–1325 года

Рассматриваемый нами период связан с деятельностью московского князя Юрия Даниловича. Юрий Данилович, как и его отец, стремился к расширению территории и влияния Москвы на Руси. В 1303 году Юрий присоединил к Москве Можайское княжество, в 1305 году — ПереславльЗалесский. Однако, в отличие от отца, Юрий стремился получить великое Владимирское княжение. С этой целью он в 1317 году начал усоби .

Читайте также: