Сочинение на тему беда и вина раскольникова

Обновлено: 07.07.2024

данный конспект урока расчитан на работу учителя с классом небольшой наполняемости (12-13 человек) или группой класса (1-я группа, затем 2-я группа). Увеличение числа членов команд непродуктивно, так как может существенно затянуть дискуссиию и урок выйдет за пределы временных режимных рамок. В то же время зрители могут представлять собой команды поддержки и добавлять от себя реплики в защиту тезисов "своей" команды.

ВложениеРазмер
f.m.dostoevskiy.urok-debaty.doc 70 КБ

Предварительный просмотр:

2010-2011 учебный год

Филиппова Мария Владимировна, высшая категория

- Образовательная: Овладение навыками праволписания частицы НЕ при написании причастий и причастных оборотов.

- Развивающая: Формировать критическое мышление (умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, критически относиться к другому мнению, оценивать) и коммуникативные навыки (умение общаться в группе, отстаивать свою позицию, самостоятельно принимать решение, договариваться). Развивать логическое мышление.

- Воспитательная : Развитие эмоций, творческих способностей. Расширение представлений о нравственно-этических границах деятельности человека.

Инструментарий и оборудование: экран, мультимедийный проектор, индивидуальные или групповые электронные носители информации с готовыми файлами задания (ноутбуки, ридеры)

Применение инновационных технологий: технология Дебаты

Цель использования технологии Дебаты – отработка компетенций.

  1. Интеллектуальные: учащиеся пытаются самостоятельно извлекать информацию, оценивать ее, отстаивать свое мнение по данному вопросу, теме, проблеме.
  2. Коммуникативные: школьники работают в группах, учатся идти на компромисс, отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение, принимать решение.
  3. Практические: учащиеся отрабатывают навыки организации своей работы .

Команда (количество участников урока-игры, роли) учащиеся 10 класса

команда утверждения (1-ый, 2-ой, 3-ий спикеры, аргументатор: Э. Бикбов, Е. Артемьева, И. Лебедев, Т. Шарашова;

команда отрицания (1-ый, 2-ой, 3-ий спикеры, аргументатор): В. Иванов, Д. Иванов, К. Лихачева, М. Серноедова;

Судьи: 3 ученика 10-го класса: А. Федына, В. Михеев, В. Хозяинов

Вид Дебатов: стандарт К.Поппера

Источники, используемые учителем и учениками:

Главный герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бывший студент юридического факультета Родион Раскольников – личность противоречивая, не поддающаяся однозначной оценке. Кем можно назвать этого человека, совершившего убийство двух беззащитных женщин? В чем заключаются его вина и беда?
Из-за крайней бедности оказавшись на самом “дне” Петербурга, Родион узнал “оборотную сторону жизни” этого царственного города. Разврат, воровство, пьянство – все это он наблюдал каждый день. Герой с болью в сердце

Все это, по мнению Раскольникова, было проявлением общественной жизни, в которой властвует закон “человек человеку – волк”.
Яркой представительницей этой “волчьей стаи”, которая не брезговала наживаться на человеческом горе, Родион считал процентщицу Алену Ивановну. Доведенный до отчаяния собственной нищетой и бедственным положением близких, герой задумывает убийство и ограбление этой старухи. Уговаривая себя, Родион думает, что если употребить деньги Алены Ивановны с умом, то можно осчастливить

В таком свете убийство выглядело для героя уже подвигом, а не преступлением.
Очень важно, что своим преступлением Раскольников преследовал и другие, более значимые для него, цели. Дело в том, что герой создал для себя теорию, согласно которой человечество делится на две неравные группы. Одной – “хозяевам жизни” – позволено все, другие являются лишь расходным материалом. И подлинный мотив преступления Раскольникова – это его стремление определить, к какой группе принадлежит он сам: “Я просто убил; для себя убил; для себя убил, для себя одного…”
Достоевский безоговорочно осуждает теорию Родиона. Он строит сюжет так, что под топор Раскольникова попадает не только старуха, но и ее сестра, кроткая Лизавета. Важно, что перед смертью эта героиня поменялась нательными крестами с Соней, к тому же была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка, и даже, в символическом смысле, Соню.

Позже с горя умирает мать Раскольникова, и в ее смерти также повинен лишь он.
Только на каторге герой вдруг понимает, какую опасность представляет его “проклятая мечта”. Если каждый захочет попасть в “первый ряд”, а всех остальных зачислить во “второй”, и во имя этой цели убьет свою процентщицу, свою Лизавету, свою мать…
Ф. М. Достоевский не знает рецепта спасения человечества, однако он безжалостно развенчивает теорию своего героя. В полемике Раскольникова с Соней, по мнению автора, права Соня. Смирение перед обстоятельствами, самопожертвование ради близких людей, следование Евангелию – вот путь подлинно нравственной личности, утверждает писатель.

Непонимание этого, попытка решить важные социальные и нравственные проблемы “через кровь” – вот в чем вина и беда Родиона Раскольникова.

Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра всех своих жизненных позиций.

Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее наказания каторгой.

Герои-двойники

— своеобразный авторский прием, суть которого заключается в том, что автор предлагает читателю способ понимания главного героя через других действующих лиц, которые имеют с ним сходство. Это прием направлен на то, чтобы позволить читателю получить более полную психологическую характеристику героя, а также всесторонне узнать характер главного действующего лица произведения.

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.

Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Двойники есть не только у главного героя. Есть явный ряд общих черт у Дуни и Сони. Эти два образа дополняют и углубляют друг друга. Дуня готова выйти замуж не по любви за Лужина для того, чтобы дать возможность брату учиться. А, значит, она, как и Соня, стремится делать добро другим, принося огромное зло себе.

Раскольников находит в Соне Мармеладовой черты безвинно убитой им Лизаветы. Это кротость, беззащитность и безответность

СОНЯ И РОДИОН

Казалось бы, Сонечка – проститутка, порочная девушка без надежды на исправление, бедная и опустившаяся. С первого взгляда ее тоже можно принять за преступницу, как и Раскольникова. С той лишь разницей, что Родион убивает других, а она постепенно губит себя, продавая свое тело за деньги. Раскольников переступил через других ради себя, а Сонечка – через себя ради других. Но, как оказалось позже, Соня обладает душой, она изо всех сил старалась помочь семье, хотя та была ей не родной, и даже отправилась в Сибирь на каторгу вслед за Родионом. Она оказалась способной любить и ради любви делать все, что было в ее силах.

В моем сочинении я попытаюсь дать ответ на вопрос: в чем же заключается трагедия Раскольникова?

Трагедия Раскольникова состоит главным образом в противоречии его мыслей и поступков. В нем постоянно борются добро и зло, милосердие и жестокость. В его душе диким образом уживаются человечность и беспощадность. Он умеет отличить зло от добра, он обладает нравственной интуицией, но выбирает неверные пути решения. Борясь с бессердечием жестокостью, он губит самого себя, понимая, что совершает ложные поступки.

Умами многих людей прошлого века владела ложная идея наполеонизма — идея превосходст­ва одних людей над другими, права сильной лич­ности повелевать другими, решать их судьбы. Пленниками этой идеи стали герои анализируемо­го романа — Родион Раскольников и Аркадий Иванович Свидригайлов.

Основная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненным процессом, опровергающим его идеи.

Умами многих людей прошлого века владела ложная идея наполеонизма — идея превосходст­ва одних людей над другими, права сильной лич­ности повелевать другими, решать их судьбы. Пленниками этой идеи стали герои анализируемо­го романа — Родион Раскольников и Аркадий Иванович Свидригайлов.

В чем трагедия раскольникова

Сочинения по литературе: В чем трагедия раскольникова. Ф. М. Достоевский вошел в литературу в конце 40-х годов XIX века, когда многие русские интеллигенты, приобщаясь к социализму, искали пути изменения общественного строя России. Молодой писатель стал участником кружка М. В. Буташевича – Петрашевского. Этнический идеал Достоевского сформировался под воздействием утопического социализма с его высоким гуманизмом, сочувствием угнетенным, опорой на христианскую мораль. Находясь на каторге как политический преступник, писатель размышляет о ходе революционного движения в России и Европе и приходит к выводу, что только нравственное перерождение человека сможет изменить мир. Достоевский отвергает путь революционного переустройства общества. Этим объясняется дальнейшее творчество писателя, драматизм вечных сомнений.


Теория главного героя о двух типах людей

От вопиющей нищеты у главного героя рождается теория, которая призвана оправдать многие моральные аспекты жизни и спасти от бедности и других несчастий тех, кто нуждается. Суть рождённой героем теории в том, что люди от природы делятся на “великих”, тех, кто правит миром, создаёт историю; и на тех, кто просто “материал”, кто не способен на судьбоносные поступки, жизни таких людей ничего не стоят. Себя Раскольников причисляет к первой категории, он практически уверен, что является своеобразным “наполеоном”. Герой жаждет проверить свою теорию в действии, во имя идеи он планирует убить старуху-процентщицу, которая уже отжила своё и губит чужие жизни.

В итоге Раскольников провалил собственную теорию. Он считал себя на порядок выше других людей, но оказался таким же, как и остальные: чувствующим, слабым, эмоциональным, человечным. Его беда в том, что он живой человек с душой, совестью и чувствами. Он не способен убить человека и наслаждаться жизнью, как ни в чём ни бывало. Это откровение шокирует героя, и он долгое время находится на грани сумасшествия, пытаясь наладить равновесие между душой и разумом.

Душевное состояние Раскольникова после преступления, психологическое состояние

Роман Ф. Один из таких вопросов: почему Раскольников страдает, что приводит его к душевным мукам, и в чём состоит наказание? Изначально Родион Раскольников раздумывает над теорией сильной личности. Будучи молодым человеком и нигилистом, считающим, что все правила и устои изжили себя и ничего хорошего новому обществу не приносят, он хочет перевернуть вес мир.

Он желает наполнить его сильными личностями, способными на всё, а, как известно, хочешь изменить мир — начни с себя. За идеал сильной личности Раскольников принимает выдающегося человека своего времени — Наполеона Бонапарта. Именно он в его глазах — сильная личность, способная на всё ради власти, в том числе и на убийство. Убийство старухи-процентщицы для Родиона становится испытанием собственной души. Так же, как Бонапарт жертвовал частью армии, посылая людей на смерть, чтобы спасти народ, так и Родион решает пожертвовать старухой во имя всех тех остальных, кто страдает.

Но совершив преступление, Раскольников понимает, что он такой же человек, как и все. Именно совесть является ответом на вопрос о том, почему страдает и терзается Раскольников. Он понимает, что отнял у человека жизнь, совершил аморальный поступок и посягнул на то, что ему не принадлежит. Наказанием для Родиона являются его страдания и угрызения совести, которые постепенно превращаются в манию преследования.

Ему всё время кажется, что сейчас его придут арестовывать, что вот-вот раскроется вся суть его гнилой душонки. Именно поэтому Родион Раскольников страдает и терзается, не выдерживая таких душевных терзаний, сам отправляется сдаваться с поличным, решив понести заслуженное наказание. Ирина Кошелева 21 февраля Преступление Изначально Родион Раскольников раздумывает над теорией сильной личности. Наказание Но совершив преступление, Раскольников понимает, что он такой же человек, как и все.

У нас появились новые, необычные материалы! Какая песня была популярна в день вашего рождения? Чувственные образы женщин в фотографиях Майкла Переза. Бетти Бросмер — обладательница самой шикарной фигуры х. Ещё больше интересного. Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях — смешные статьи, картинки и факты!

Страдает ли герой из-за убийства старухи?

После совершения преступления Родион Раскольников терзается не от того, что он лишил жизни человека, а скорее от той реакции, которую он не ожидал от самого себя: ему страшно, отвратительно, противно, что он не тот, кем себя считал. В конце романа герой понимает, что самым большим преступлением было то, что он не смог поступить так, как следовало – перешагнуть и продолжать жить, как ни в чём не бывало. Он не выдержал душевных терзаний, пошёл и сдался в полицию, явился с повинной – лишь об этом жалеет герой, что он “тварь дрожащая”.

Само по себе убийство процентщицы не мучает героя. Он искренне проникся идеей и её смерть была неотвратимым фактом. Старуха снится Родиону – это его душа мучается от греха. Страшнее смертного греха для героя страх осмеяния и разоблачения: не даром во сне ему чудится, будто бы он убивает жертву, а она смеётся над ним. Смех слышен из соседних комнат, с лестницы – это символ того, что Раскольников боится осмеяния и осуждения.

Глава 7, в которой происходит убийство

Стараясь не запятнать себя ее кровью, главный герой берет ключи и идет в спальню. После нескольких мучительных неудачных попыток использовать ключи Раскольников вспоминает, что большой ключ должен быть от какого-то сундука. Он находит сундук под кроватью, открывает его и роется в одежде; он находит многочисленные золотые предметы, спрятанные там, и сразу же начинает набивать свои карманы.

Внезапно главный герой слышит шаги. Через мгновение он хватает топор и выбегает из спальни. Там стоит Лизавета. Она видит его и уходит в угол, даже не крича и не пытаясь себя защитить. Раскольников бросается на девушку и бьет ее по голове острым краем.

Это неожиданное второе убийство охватывает Родиона животным страхом. Он не может ясно мыслить, не может видеть ситуацию в целом. Он замечает ведро воды на кухне и идет мыть руки и топор. Главный герой также пытается осмотреть свою одежду, так как знает, что может упустить что-то очевидное, и боится, что теряет разум. В панике он думает, что должен убежать, и бросается к входной двери.

Там главный герой обнаруживает, что наружная дверь между входом и лестницей открыта! Он понимает, что Лизавета, должно быть, открыла ее по дороге. В ужасе он бежит к двери и закрывает ее. Через несколько секунд Родион слышит шаги. Посетитель пару раз звонит в колокольчик, а потом начинает изо всех сил дергать дверь. Раскольникову кажется, что он теряет сознание.

Молодой человек, будущий общественный следователь, бросается вниз. Первый посетитель остается на некоторое время, его присутствие заставляет Раскольникова бредить от страха. Наконец, посетитель нетерпеливо бежит вниз.

Раскольников, все еще не совсем опомнившийся, открывает дверь, внимательно слушает; резко закрывает дверь как можно плотнее и спускается по лестнице. Пока он идет, его пугают люди, кричащие друг на друга, а затем Родион слышит, как следственная группа во главе с посетителем и молодым человеком поднимается по лестнице. Раскольников решает встретиться с ними, но на втором этаже окрашенная квартира стоит открытой, и он проскальзывает в нее и прячется. Затем он мчится вниз и наружу, ни с кем не встречаясь.

Родион знает, что следователи будут удивлены, обнаружив, что дверь открыта, и потрясены, обнаружив убийства, и им не потребуется много времени, чтобы догадаться о том, что произошло. После совершения убийства Раскольникову каким-то образом удается добраться до дома, спрятать топор и уйти в свою комнату, где он замирает, не в силах успокоиться ни на одной из мыслей, кружащихся внутри его головы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Все гораздо проще и прозаичнее. Просто он не получил того, чего хотел, не получил ожидаемого ощущения от своего преступления. Он разочарован и теперь думает: «А нафига я это все сделал. Вообще, Раскольников изначально был не совсем здоровый человек — в, так сказать, пограничном состоянии. У маньяков и всяких там фанатиков тоже ведь крутятся в голове всевозможные бредовые идеи, типа очистить мир от скверны, от греха, от лишних людей, от распутных женщин.

Поэтому распутывать фантазии убийцы и пытаться понять его дикую логику — есть ли великий смысл в этом? Если бы, не дай Бог, конечно, такой вот Раскольников расправился бы с Вашими близкими, было бы Вам интересно и увлекательно разбираться в его мотивах?

Сильно бы Вас утешили его терзания и страдания? Действительно, после преступления Раскольников испытывает страдания и терзания. Только это не муки совести. Ни гибель старухи-процентщицы, ни смерть ее беременной сестры, его, по большому счету не волнуют. Причина совсем в другом. Раскольников вдруг понимает, что возвысив себя над остальными людьми, он, по сути, ничем от этих людей не отличается, что, хотя его и беспокоят угрызения совести но не смертельно , а в душе находится место для жалости и для чувства вины, гораздо трагичнее становится понимание того, что он оказывается, сделан ровно из того же материала, что и все остальные.

Я думаю, наши бы современные убийцы так бы не мучились, не мучились и предавшие мужа, как скажем, мучилась мадам Бовари. Всё зависит от времени, и от совести человека. Раскольникова измучила совесть, плюс то, что он родился в христианской семье, поэтому он так неукоснительно подчиняется Соне Мармладовой и встает на площади на колени. Посмотрите, он совершенно не любидл деньги, он их раскидывал даже зная, что эти деньги сэкономила его мать и послала ему, он даже за время своих мучений после убийтсва, ни разу не воспользовался награбленным и даже не поинтересовался, сколько там денег в бумажнике.

У Достоевского всегда для нравственного страдания находится физическое выражение. И если герой впадает в нервную горячку, то чаще всего она ведет к физической патологии вспомним Дмитрия Карамазова во время кутежа в Мокром.

Вопрос, заданный логически, получает грубый и страшный антропологический ответ: Раскольников превращается в полуживотное. Он постоянно всего боится, ни одной мысли не может додумать до конца, испытывает дикий ужас, загнанность. Лично по моему мнению, Раскольников, хоть и убийца, но всё же интеллигент, потому как он воспитывася в соответствующей среде и обучался в университете.

Ну а русскому интеллигенту, особенно интеллигенту го века, непременно присуща рефлексия, то есть определённые сомнения. Кроме того, ещё до совершения преступления, Раскольников был подавлен.

Он ощущал несправедливость окружающего мира, он нуждался в деньгах, плохо питался и одевался, бросил университет и пребывал в тяжёлом душевном состоянии. В общем-то, получается, что Раскольников загнал себя в угол и в своей теории совершенно не учёл такого возможного явления, как муки совести. В общем-то, создаётся впечатление, что Раскольников на грани безумия и ничего не может с этим сделать.

Тут надо учитывать, что Достоевский любил показывать пограничные состояния людей и исследовать их манеру поведения в этом состоянии. Возможно, что автор намеренно так тяжело описывает состояние Раскольникова, чтобы оказать более сильное впечатление на читателя. Потому что в душу Раскольникова закралось сомнение в том,что он не тварь дрожащая, а право имеет. После совершения преступления Раскольников испытал сильнейшее потрясение и страх разоблачения, следствием чего явилась его болезнь.

Ну а в дальнейшем осознав несостоятельность своей теории, он испытывает муки совести. Потому что сначала он думал, что может творить правосудие, вот и убил старуху топором. Но после того, как он это сделал, он начал испытывать страх быть разоблаченным и наказанным правосудием.

Затем он начинает испытывать муки совести. Потому, что он не хочет осознать и покаяться в сделанном преступлении, он всячески себя хочет обелить и ищет оправдание своему преступлению,гордый человек, вместо того, чтобы покаяться и довериться полностью Господу Иисусу Христу!

Если вы у нас впервые: О проекте FAQ. Почему Раскольников страдает и терзается после преступления? Zolotynka [K] 3 года назад.

А уж после преступления, депрессия и вовсе одолела его. Он опять придумывает, что он должен признаться, чтобы чувствовать себя сильным человеком. Смотрите также:. Преступление и наказание, о чём мечтал Раскольников, что было в реальности? Преступление и наказание, почему автор дал герою фамилию Раскольников? Преступление и наказание, почему Лужин и Раскольников не любят друг друга? Как произошло убийство старухи? Описание комнаты Раскольникова — что писать?

Затем он начинает испытывать муки совести комментировать в избранное ссылка отблагодарить 0 saha [ Введите контрольное число с картинки:.

Итог эксперимента

Гордость не давала жить Раскольникову там, в Сибири, на каторге: он стыдился себя за то, что оказался слишком слабым, чтобы реализовать свой план до конца. Он не смог помочь другим, сделал свою семью несчастной, не спас ни одной души и загубил свою. Родиона не мучает совесть за то, что он лишил жизни человека – этот факт он пережил достаточно спокойно.

Героя не радует то, что было целью преступления: добытые драгоценности и возможность спасти тысячи жизней. Все цели, желания уходят на задний план; совесть, гордость – не дают герою жить дальше. Только любовь даёт шанс Раскольникову обрести покой и примириться с людьми.

Статья будет полезна при подготовке к сочинению “Почему Раскольников страдает после преступления?”

Почему страдает и терзается Родион Расскольников

Что же Порфирий Петрович подразумевал под этими словами и почему Раскольников долго испытывал терзания после совершения преступления?

На эти два главных вопроса попытаемся ответить, проанализировав произведение. Начнем с того, что толчком для совершения преступления Раскольниковым послужила его теория, истинность которой он хотел доказать на практике. Родион причислял себя к последним.

Так Родион думал, что убив старуху, он наладит жизнь свою и своей семьи, даже Дуне не придется выходить замуж за аморального Лужина. Раскольников убивает старуху-процентщицу. Все пошло по плану, благосостояние получено. Но Раскольникову не удается жить спокойно в достатке, как он задумал. Его терзает и мучает собственная совесть, являющаяся индикатором бесчеловечного поступка. Это убийство подтвердило его обыкновенность и заурядность. Ведь Наполеона не терзали угрызения совести, когда он заставил армию переплывать вброд реку из-за чего погибли сотни людей.

Наполеон был жестокий, в отличие от Родиона, растрогавшегося из-за убийства старухи и ее сестры. Даже отправляясь на каторгу, Раскольников не осознавал своей вины, а только презирал себя за слабость и за то, что теория его провалилась. Я себя убил! А вот автор произведения все же намекает на то, что осознание содеянного придет к нему позже. А раскаяться ему поможет Соня Мармеладова. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям. Спасибо за внимание. Верный помощник!

Вы здесь: Критика Почему страдает и терзается Раскольников после совершения преступления? По роману Ф. Как стать экспертом? Таким образом, Родион Раскольников страдает не от совершения преступления. Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем чат-боте Сочинения И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском. Не запоминать 30 минут 1 час 2 часа ов 4 часа ов 8 часа ов 12 часа ов 1 день 2 дней 3 дней 7 дней 15 дней 30 дней 60 дней.

Раскольников придумал себе теорию, вольно или невольно возвысив себя над миром с его мелкими грешными людишками.

Читайте также: