Сочинение на тему байтерек

Обновлено: 30.06.2024

Наши предки-язычники смотрели на все деревья с почтением, веря, что каждое является наместником Бога. Поэтому, чтобы уважить зеленых покровителей, они приносили им обильные жертвоприношения, совершали под ними магические обряды, во время равноденствия, загадывая желания, к ветвям привязывали цветные тряпицы. Когда рождался младенец, из древесины ему делали люльку, свято веря, что духи дерева будут оберегать ребенка.

Но более всех деревьев был славен мифический Исполин. Легенды рассказывают, что высоты он непомерной, корень его питается божественной силой. Весной часть веток, равных по размерам обычным деревьям, падает на землю, и именно из них — на удачу — надо делать фигурки животных: волков, быков, овец, коней… мастерить посохи для дервишей, бубны для шаманов, дудки и черенки для оружия охотников…

Мифическое дерево-великан, дерево жизни, гласят легенды, было и в Степи. Его именовали — Байтерек. По представлениям древних кочевников на стыке Миров протекает Мировая река. На ее берегу возвышается Дерево жизни — Байтерек, корнями удерживающее землю, а кроной поддерживающее небо. Корни его находились в подземном мире, ствол — в земном, а крона — в небесном.

В ветвях дерева, на самой его вершине, жила сказочная птица Самрук. Каждый год в кроне дерева священная птица Самрук откладывала золотое яйцо — Солнце, которое проглатывал дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни. Это означало смену лета и зимы, дня и ночи, вечную борьбу Добра и Зла.

Считалось, что ствол Байтерека является земной осью — мостиком, соединяющим грешную землю и святые небеса. И по стволу Байтерека достойнейшие из праведников поднимались на небеса — беседовать с небожителями. И по стволу же — возвращались назад, с заоблачных высот, дабы принести живущим на земле Божественное знание. Простой смертный, запятнавший себя неблаговидными поступками, мог добраться только до гнезда Самрук. Птица определяла грешен человек или нет, и решала пропустить его в высь или сбросить к подножию.

Под вековым деревом предки вершили правый суд. Сюда, как на перекресток дорог, сходились старцы с четырех сторон Света и, уверенные, что древо делится с ними своей мудростью, размышляли, как жить дальше. Улаживали конфликты, наказывали виновных, решали как и чем помочь страждущим. Сюда же из степей и с гор, с берегов рек и морей, из дальних и ближних лесов шли нуждающиеся.

Но Байтерек показывается не каждому. Путь к нему лежит через многие преграды, он долог и труден. И если есть Божье благословение, то деревья, кажется, все знающие, ведут за собой незаметно: они то расступаются, указывая тропу, то загораживают ее и опять расступаются. Сначала — серо-замшевые стволы елей, потом подлесок — крепенькие елочки, пересыпанные росой, голые осинки с редкими, подрагивающими на закате желто-оранжевыми листьями. И наконец — блестящие от ковыля, насколько достает обзора, серебряно-голубая поляна, над которой, как нечто космическое, возвышается дивный Исполин.

Считалось, что жертвоприношения старцев — куски мяса от разных животных: быка, лошади, барана и курицы, — закладываемые в тай-казан, чисты и священны, и тот, кому достанется хоть толика этой пищи, будет весь год сыт, здоров, удачлив. И в следующем году сможет в благодарность сам передать дары в тай-казан — для поддержания нуждающихся.

Байтерек – уникальный по конструкции, величественный монумент, считающийся визитной карточкой современной столицы Казахстана. Полное название этого памятника – Байтерек-Астана. Для казахов он стал символом наступления нового этапа в истории страны, а мировое сообщество воспринимает Байтерек как воплощение независимого государства Казахстан.

Ежедневно к огромному монументу приезжает много туристов, желающих побывать внутри Байтерека. Это жители Казахстана и иностранные путешественники, дети и студенты. Обслуживающие их сотрудники одеты в специальную униформу, которая декорирована элементами национальных орнаментов. Они проводят для гостей обзорные экскурсии на русском, казахском, английском и других языках.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Высокая башня Байтерека – один из самых популярных туристических объектов города. Наверху этого памятника обустроена просторная обзорная площадка в виде кругового зала с баром. Отсюда открываются замечательные виды на городские кварталы новой казахской столицы и живописный Президентский парк. Некоторые путешественники приезжают к Байтереку специально для того, чтобы полюбоваться с его верхней части на красивую современную Астану.

Внутри башни помещен макет центральной части города, и экскурсоводы на нескольких языках рассказывают туристам об истории Астаны и планах ее развития. Здесь же открыт магазин, в котором гости могут приобрести оригинальные изделия народных промыслов и сувениры с символикой Байтерека. В больших смотровых залах монумента проходят официальные мероприятия и торжественные приемы. А на площади, которая окружает необычный памятник, регулярно проводятся уличные выставки.

Символизм Байтерека

В традиционной культуре Востока памятники и архитектурные сооружения всегда символичны. Не стал исключением и Байтерек. По замыслу его создателей этот высокий монумент передает идею трехуровневого Дерева Мира, лежащую в основе мировоззрения древних кочевников. В этой системе взглядов раскрывается вечная борьба добра со злом и антагонизм жизни и смерти. Модель мира в виде огромного дерева, соединяющего нижние уровни (мир мертвых), срединный мир (всех живущих) и небеса, характерна не только для Казахстана. Она свойственна народам разных стран и говорит об их общих культурно-исторических корнях.

Памятник находится неподалеку от реки Ишим, протекающей через всю Астану. В контексте Байтерека Ишим символизирует Мировую реку, несущую свои воды на стыке жизни и смерти. Основу памятника составляет Дерево Жизни, вырастающее из Земли и подпирающее своими ветвями Небо. Это огромное Дерево в космогонических представлениях кочевых народов, населявших издревле Казахстан, воплощает идею Добра.

К раскидистой кроне Дерева летит большая, похожая на орла, птица Самрук, которая должна отложить там золотое яйцо. Так древний казахский эпос описывает Солнце – вечного дарителя жизни и надежды. А внизу, у подножья Дерева сидит вечно голодный дракон Айдахар, который является у казахов символом прихода ночи и смены времен года.

История создания

Проект уникального сооружения разработал президент казахского Союза архитекторов, профессор Акмурза Рустамбеков. Для строительства Байтерека был подготовлен оригинальный фундамент, состоящий из 500 свай, и проведен огромный по масштабам объем земляных работ – 8,6 тыс. куб. м. Отделочные, инженерные и специальные работы выполняли 23 субподрядчика.

Стройка стартовала в 1996 году, и в 2003 году памятник был открыт. Автору Байтерека удалось достичь поставленной цели и воплотить гармонию между древней духовной культурой казахского народа и современными технологиями, символизирующими устремленность страны в будущее.

Особенности конструкции

Байтерек сделан из бетона, стали и стекла и возвышается над улицами города на 105 м, что по высоте сопоставимо с 34-этажным зданием. Общий вес монумента превышает 1 тыс. тонн.

Интересные факты

Необычный монумент так популярен, что его копии установлены уже в двух других городах Казахстана. Уменьшенная более чем в три раза копия Байтерека расположена в городе Усть-Каменогорск, на востоке страны. Она весит 22 тонны и понимается в небо на 28,5 м. Вторая копия украшает сквер 50-летия города Экибастуз, в Павлодарской области.

Запоминающийся силуэт памятника запечатлен на юбилейной монете номиналом 50 тенге, которую выпустили в честь 10-летия столицы Казахстана – Астаны. Кроме того, Байтерек можно увидеть на казахских бумажных купюрах в 10 тыс. тенге.

Туристам

Для посетителей монумент открыт круглый год. Попасть внутрь него можно с 10.00 до 21.00 в низкий сезон (с 1 октября по 30 апреля), и с 10.00 до 22.00 в высокий сезон, когда туристов в Астане становится больше (с 1 мая по 30 сентября).

Взрослый билет стоит 500 тенге, детский (от 5 до 15 лет) – 150 тг. Дети до 5 лет могут побывать внутри Байтерека бесплатно.

Как добраться

Байтерек — символ Астаны. Западным гостям Казахстана он напоминает огромный "Чупа-Чупс", величественно возвышающийся над новостройками столицы. Однако в реальности символика грандиозного сооружения куда сложнее и интереснее.

Байтерек Астаны и Нурсултан Назарбаев

В 1997 году было принято решение о переносе столицы Казахстана из Алматы в Акмолу. Официальная процедура переноса состоялась на следующий год, а сама Акмола поменяла название — отныне главный город Казахстана следовало величать Астаной, что в переводе с казахского и означает "столица". Инициатором всех этих пертурбаций был первый президент республики Нурсултан Назарбаев.

Как опытный политик, Назарбаев понимал, что одним лишь столичным статусом Астану не превратить в главный город республики. Нужна инфраструктура, нужна новая городская мифология, нужны достопримечательности, которые будут примагничивать к столице туристов.

Тогда и возникла идея возведения в Астане монумента Байтерек.

Байтерек Астана

Что символизирует монумент?

Почему Байтерек в Астане (Казахстан) выглядит именно так?

Оказывается, Байтерек является скульптурным воплощением мировоззрения древних казахов. Они представляли себе Вселенную таким образом: где-то между мирами протекает река, на берегу которой растет чудесное дерево жизни под названием Байтерек. Корни этого дерева удерживают в равновесии подземный мир, ствол располагается в мире людей и животных, а крона уходит в мир небесный. Таким образом, дерево Байтерек — своеобразная ось Вселенной. Похожие мировоззрения, кстати, были и у викингов, поклонявшихся волшебному ясеню Иггдрасиль.

Каждый год на Байтерек прилетает волшебная птица Самрук. Где-то среди ветвей она откладывает золотое яйцо, которое впоследствии превращается в солнце. И все бы хорошо, если бы у подножия Байтерека не обитал злобный дракон Айдехар. Время от времени ему удается украсть яйцо, но птица Самрук всегда возвращает его обратно. Этим мифом древние степняки объясняли чередование дня и ночи, лета и зимы, а также жизни и смерти.

Монумент Байтерек Астана

Миф о Байтереке очень важен для мировоззрения казахов. Можно сказать, что он является основой новой национальной идеи. Неслучайно в стране около десятка аулов с таким названием. Кроме того, гордое имя "Байтерек" носит один из главных общественно-политических журналов Казахстана, а также астанинский футбольный клуб. "Байтереком" называется и созданный совместно с Россией проект ракетно-космического комплекса.

Поэтому не стоит удивляться, что миф о Байтереке лег и в основу проекта известного казахского архитектора Акмурзы Рустембекова. Стройка под его руководством продолжалась пять лет, в 2003 году новый символ Астаны Байтерек принял первых посетителей.

Политическая символика

Создатели Байтерека Астаны ухитрились совместить древние мифологические сюжеты с современной политической подоплекой. Например, высота сооружения без учета шара составляет 97 метров, и это не случайно — ведь именно в 1997 году Астана стала столицей. Кстати, на высоте 97 метров вы можете увидеть специальный памятный знак в виде оттиска руки Нурсултана Назарбаева. Жители столицы утверждают, что если вы загадаете желание, вложив свою руку в этот оттиск, то оно обязательно сбудется, причем очень быстро. Кстати, высота всего сооружения составляет 105 метров.

Байтерек в Астане

Есть в Байтереке и еще одна символичная достопримечательность — глобус, поделенный на 17 частей, каждая из которых подписана представителем какой-нибудь религии. Так создатели монумента еще раз призывают человечество жить в мире и согласии, избегать розни по религиозному признаку.

Инфраструктура

Если человек не очень интересуется историей и весь символизм Байтерека его не очень-то трогает, главная достопримечательность Астаны все равно найдет, чем его порадовать. На территории комплекса находится большое количество первоклассных кафе и ресторанов, на последнем ярусе находится смотровая площадка, есть замечательный океанариум. Прямо внутри шара, которым увенчан Байтерек, есть бар.

В ближайшее время интересного должно стать еще больше, ведь летом 2017 года Байтерек Астаны вновь начал принимать гостей после внушительной реконструкции. Учитывая устойчивый интерес западных туристов к Казахстану, недостатка в гостях быть не должно.

Байтерек символ Астаны

И нам такой же!

Жители Барселоны говорят, что мир погибнет тогда, когда достроят Собор Святого Семейства. Астанинцы, напротив, уверяют, что с миром и Казахстаном ничего не случится, пока стоит Байтерек. Достопримечательность, которой в 2017-м году исполнилось всего 20 лет, успела стать любимым и узнаваемым символом республики, украшающим невообразимое количество открыток, магнитиков и тетрадок.

Дошло до того, что своим Байтереком захотели обзавестись и жители многих других населенных пунктов. Свои Байтереки теперь стоят в Усть-Каменогорске и Экибастузе, а также в селах Аксуат и Новоишимское. Миниатюрная копия монумента есть и в скромном городе Каркаралинске.

Наверное, это лучше всего доказывает популярность и значение Байтерека. Ведь нелюбимый символ копировать никто не станет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

– Сегодня мы будем говорить об удивительно красивом, величественном монументе Байтерек. Изучая сказку про Алпамыса, мы свами говорили о птице счастья Самурук. Мы тогда свами сделали несколько записей. Вот он перед нами кадры о монументе. (Приложение 1, слайд 1 в сопровождении музыки. Решение билингвального образования: данные, о композиторе даны на казахском языке).

– Звучит музыка композитора Ескендер Хасангалиева, прославляющая Казахстан так же, как этот замечательный памятник архитектуры славит не только нашу страну, а еще и казахский фольклор. И для любого иностранца изображение этого монумента ассоциируется только с Казахстаном,

Тема урока: Байтерек-символ Астаны

обучение – научаться формировать речевые умения: обозначать тему, выделять основную мысль; выбрать заголовок, деление на части, записать план ; использование языковых средств.

Развитие: самостоятельности; логического мышления; познавательного интереса, умение пользоваться вторым языком.

Воспитание: творческого отношения к предмету изображения;

Результат обучения: прийти к заключению соответственно художественному стилю используя языковые средства.

– Приходилось ли вам бывать в Астане?

– Сегодня мы будем говорить об удивительно красивом, величественном монументе Байтерек . Изучая сказку про Алпамыса, мы свами говорили о птице счастья Самурук. Мы тогда свами сделали несколько записей. Вот он перед нами кадры о монументе. (Приложение 1, слайд 1 в сопровождении музыки. Решение билингвального образования: данные, о композиторе даны на казахском языке).

– Звучит музыка композитора Ескендер Хасангалиева, прославляющая Казахстан так же, как этот замечательный памятник архитектуры славит не только нашу страну, а еще и казахский фольклор. И для любого иностранца изображение этого монумента ассоциируется только с Казахстаном, можно сказать, что перед нами один из символов независимого и толерантного государства.
– Наша задача – подготовится к сочинению, рассказывающему об этом великом сооружении. Для этого нам надо:

получить информацию о монументе,

узнать новые слова – архитектурные термины
3) составить план сочинения и
4) просто получить удовольствие от соприкосновения с прекрасным

ІІ. Итак, познакомимся с историей создания. Задача – запомнить информацию и рассказать о Байтереке. (Просмотр 1-5 кадров презентации, сопровождающихся информацией об истории создания – Приложение 2)

– А теперь представьте, что кому-то из нас рассказать о сооружении, а мы твои слушатели, пришли на монумент Байтерек для ознакомления. Рассказчик должен поделиться полученной информации и свои домашние заготовки.(Выступление ученика в качестве повествователя)

– Давайте поблагодарим нашего гида за интересную экскурсию!

IV. Работа над описанием Байтерека

– Но наша работа не закончена – нам надо описать Байтерек. Для этого понадобятся специальные слова – термины. Вот эти слова. (Рассматриваем приготовленные мной справочные данные, разъясняющие термины)
– Теперь нам легче будет усвоить следующую информацию (Просмотр остальных кадров презентации).

V. Попробуем сами описать, используя усвоенные термины. (Слабым ученикам предлагаются предложения с пропусками на месте слов-терминов, которые они должны вставить ).

VI. Работа по составлению плана

– Осталась заключительная часть нашей работы – составление плана. Вот листок, в котором отмечены три части любого сочинения: вступление, основная часть и заключение. Продумаем каждую из них.
– О чем будем говорить во вступлении? Вспомни, какими словами ты начал экскурсию. (Байтерек – сооружение …)

– Можно ли так начать сочинение? (Да)

– Какие ещё прилагательные подойдут для описания? Запишем их: прекрасный, удивительный, оригинальный, величественный, сказочный.
– О чем основная часть?

1) История создания.

– Вспомним рассказ рассказчика. Какой тип речи он использовал при этом? (Повествование)

– Правильно. А вот следующая часть сочинения – это описание монумента и, значит, тип речи будет … (описание) То есть мы будем сочетать разные типы текста.

2) Описание монумента

– Чтобы избежать повтора и других речевых ошибок уточним значения некоторых слов. Дома вы подготовили выписки из словарей, расскажи, что же вы узнали?

Для справки. Возводить – сооружать, воздвигать, строить. Увенчать – завершить, закончить.

а) башни (сколько их, ярусы, как они украшены)

б) сфера ( окраска, рисунок)

в) порталы(сколько их, как украшены)

– И, наконец, заключение. Обычно в нем говорится о личном впечатлении.
– Моё впечатление

– Например, можно сказать, что глядя на этот замечательный монумент мы любуемся необыкновенным мастерством создателей и идеей Президента, буквально ощущаем то чувство величия Казахстана, которое запечатлели мастера и передали своим потомкам. Чувствуем гордость за свою Родину и сопричастность к её истории.

– Теперь подумаем о стиле. В нашем сочинении используются термины, даётся познавательная информация. Это признаки какого стиля? /научного/
– Правильно, но мы ещё будем выражать своё восхищение, используя высокую лексику, стараться передать свои эмоции – это характерно для публицистического стиля. Можем использовать сравнения (рисунок сферы мы сравнивали с яйцом Самурук), эпитеты и метафоры (жемчужина зодчества – это метафора), а это средства художественного стиля.
По такому принципу строится разновидность научного стиля.

– Все справочные материалы урока будут у вас. (Ученик получает: план, тексты, предложения, с которыми работали на уроке)

VIII. Домашнее задание

Идея постройки монумента принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, бывшему сталелитейщику, как символ переноса столицы из Алма-Аты вАкмолу в 1997 году.

Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук откладывает яйцо — Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла.



Читайте также: